Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Дополнения в закон о промышленной безопасности

Содержание:

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 309577-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 309577-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности, а также на внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

В рыночной экономике лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности оказалось недостаточно эффективным инструментом государственного регулирования, поскольку сдерживает развитие конкуренции, не создает стимулов к качественному выполнению работ (оказанию услуг), содержит в себе высокую степень коррупционности.

На необходимость разработки новой концепции государственного регулирования в области промышленной безопасности обратил внимание на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности в феврале 2013 г. президент страны В.В. Путин.

Прежде всего, в части необходимости создания надёжного и прозрачного механизма обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, установления жёсткой ответственности, как руководителей предприятий, так и проектных организаций и экспертов.

Поставлена задача на порядок повысить уровень юридической, корпоративной ответственности экспертных организаций, выстроить прозрачную систему требований и контроля за их деятельностью под контролем государства, но при этом, не создавая излишних административных барьеров.

В настоящее время действующая система регулирования через лицензирование уже не отвечает реальным интересам государства и бизнеса, поскольку не гарантирует требуемый уровень качества экспертизы, не несет ни правовой, ни финансовой ответственности за возможный ущерб, не способствует решению проблем, накопившихся на рынке экспертизы промышленной безопасности.

К их числу можно отнести:

1) отсутствие современной нормативной и методической базы экспертизы промышленной безопасности, учитывающей отраслевую специфику объектов экспертизы;

2) отсутствие механизмов очистки рынка от недобросовестных участников. В настоящее время на рынке экспертизы действует большое количество некомпетентных, непрофессиональных и часто мошеннических компаний и фирм;

3) отсутствие у экспертных организаций стимулов к развитию и качественному выполнению работ;

4) отсутствие действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг;

5) отсутствие реального контроля за деятельностью экспертных организаций;

6) отсутствие установленного государством порядка профессиональной подготовки и аттестации экспертов;

7) все еще высокий уровень коррупции при выдаче лицензий и утверждении экспертных заключений.

В целом же современное состояние дел на рынке экспертизы крайне негативно влияет на качество экспертизы, от которого напрямую зависит общий уровень промышленной безопасности в нашей стране.

Дальнейшее сохранение данного положения недопустимо в условиях нарастания опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

Поэтому в профессиональном сообществе сформировалось мнение, что в наибольшей мере исправлению ситуации могло бы способствовать последовательное применение принципов системы саморегулирования как сорегулятора от имени государства с ее механизмом материальной ответственности субъектов рынка.

В настоящее время статус саморегулируемых организаций в соответствии с федеральным законом «О саморегулируемых организациях» на добровольных началах получили и соответственно внесены в реестр саморегулируемых организаций в установленном порядке 19-ть некоммерческих организаций, объединяющие более 900 субъектов предпринимательской деятельности. А это почти половина от числа работающих на рынке экспертизы промышленной безопасности. Для координации их деятельности был учрежден Национальный Союз Саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности.

Так что экспертное сообщество сейчас уже формируется в рамках саморегулирования, поскольку для бизнеса гораздо важнее обеспечить современную нормативную и методическую базу по порядку проведения экспертизы промышленной безопасности, возможность повлиять на которую появляется именно с участием в системе саморегулирования.

Однако в условиях традиционного государственного регулирования большинство аспектов поведения участников рынка определяются прежде всего государственным регулятором, поэтому эффект от саморегулирования минимален.

Саморегулирование — это обязательный элемент экономики, основанной на рыночных, а не директивных началах, на добровольном принятии экономическими агентами различного рода ограничений по отношению к собственному поведению на рынке с целью поддержания положительной репутации.

Именно в этом случае достигается дополнительная мотивация и правоприменительный эффект у участников рынка в развитии стандартов определенного вида деятельности, установления эффективной системы предоставления специальной правоспособности, а присущие системе саморегулирования механизмы гарантирования материальной ответственности участников конкретного рынка перед третьими лицами, закладывают условия для исключения режима бесконтрольности в отношении членов предпринимательских сообществ.

Но с учетом публичной значимости деятельности в области промышленной безопасности и ее специфики предлагается предусмотреть обязательность членства участников данного рынка в саморегулируемых организациях.

Законопроектом предусмотрено, что создание и функционирование саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а государственный надзор за деятельностью таких саморегулируемых организаций — в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом на основании части 2 статьи 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и части 4 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законопроект определяет особенности приобретения статуса саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности, порядка приема в члены и деятельности таких саморегулируемых организаций, а также организации и проведения проверок деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

При доработке законопроекта были учтены замечания и предложения, отмеченные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 28.09.2011 г. на проект федерального закона N 377578-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный В.С. Плескачевским, В.Г. Драгановым, А.С. Стародубцем в период исполнения ими полномочий, а также заключении Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. на аналогичный по наименованию законопроект, доработанный в соответствии с рекомендацией Комитета по вопросам собственности депутатами А.А. Гавриловым и В.И. Афонским для внесения в Государственную Думу.

Некоторые замечания Правительством Российской Федерации не носят концептуального характера и подлежат учету при подготовке законопроекта к рассмотрению во 2-м чтении.

Не просматривается и необходимость дополнительной проработки вопроса о расходах на разработку и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций. В настоящее время реестры саморегулируемых организаций уже ведутся применительно к саморегулируемым организациям как минимум в 9 отраслях деятельности в пределах установленной штатной численности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и не отличаются спецификой.

Положения законопроекта также соответствуют задачам и мероприятиям по замене государственных контрольных (надзорных) процедур и лицензирования для отдельных видов деятельности контролем со стороны саморегулируемых организаций, предусмотренным «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.

Принятие законопроекта позволит реализовать на практике модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, устранить избыточное государственное регулирование, не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать созданию условий для свободы предпринимательства и повышению уровня обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Реализация федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Новые полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору будут осуществляться в пределах установленной штатной численности.

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

К безопасности новым путем

Оживленные дебаты, развернувшиеся в профессиональном сообществе вокруг планирующихся изменений в законы, регулирующие деятельность экспертных организаций в области промышленной безопасности, свидетельствуют о том, что применявшиеся до сих пор схемы контроля устарели и нуждаются в полном изменении

Саяно-Шушенская ГЭС, шахты «Распадская» и «Алексиевская». Напоминать в подробностях о череде громких аварий, произошедших в последнее время на промышленных объектах Сибири, не нужно. И без того каждое из этих происшествий актуально по сей день, и до сих пор дальнейшее развитие событий на аварийных объектах привлекает пристальное внимание СМИ, вызывает соответствующую реакцию как бизнес-сообщества, так и государственных органов.

Речь не только о кадровых перестановках. Известно, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС стоила места главе «РусГидро» Василию Зубакину, а взрыв на «Распадской» заставил уйти в отставку директора шахты Игоря Волкова. Но главное, что сегодня уже и федеральный центр начинает понимать несовершенство существующей системы контроля промышленной безопасности.

Закон как фактор безопасности

Не так давно в Госдуму РФ был внесен законопроект об изменениях в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в отдельные законодательные акты РФ. Проект закона включает дополнение закона о промышленной безопасности нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций (СРО), осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. В этой связи также вносятся изменения в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В частности, из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, будет исключена деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Все это, как говорят депутаты, позволит при сохранении государственного регулирования (через контроль за деятельностью СРО) решить существующие проблемы. Например, исключить условия для коррупции, которые есть сейчас, при осуществлении государственного регулирования (лицензирования), а также не допустить на рынок недобросовестных участников. Вследствие этого должен повыситься и уровень промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Профессиональное сообщество отреагировало на готовящиеся изменения незамедлительно. Одни посчитали, что еще одна надстройка в виде СРО для экспертных организаций приведет только к удорожанию услуг и снижению качества экспертных заключений. Ведь создаваемые СРО получат, по сути, полный контроль над рынком, соответственно, последствия, говорят противники изменений, будут плачевны. Тем более что уже сейчас есть примеры практически полной монополизации рынка экспертных услуг «карманными» компаниями за счет административного ресурса, отмечают они. Другие же считают действия, направленные на изменение законодательной базы, своевременными и необходимыми. Ведь за счет этого прекратятся поборы со стороны работников Ростехнадзора. А что касается создания СРО, то они будут в состоянии самостоятельно решать вопросы обеспечения промышленной безопасности, так как в случае чего отвечать им придется собственным рублем (специально для покрытия такой ответственности в каждой СРО должен будет создан компенсационный фонд).

Как бы то ни было, проект находится на обсуждении в Госдуме. Уже ясно, что государство решило менять сложившуюся систему безопасности производства, и пути назад не будет. Другое дело, как новая система, предлагаемая законодательно, будет решать сложившиеся проблемы. И здесь есть над чем подумать.

Пора определиться

«Из чего появилась экспертиза промышленной безопасности? На этом не акцентируется внимание. Но в конце 1980-х годов, когда в стране сложилась очень тяжелая экономическая ситуация, промышленное оборудование практически перестали заменять новым, перестали проводить техническое перевооружение производства, назрела необходимость хотя бы в поддержании на плаву того, что еще осталось, — рассказывает Владимир Курафеев, директор ООО «Сибирская экспертная компания» (Новосибирск). — Встал вопрос продления ресурсов существующих мощностей, и по решению Ростехнадзора была создана система экспертизы промышленной безопасности. До сих пор на предприятиях самых разных отраслей продляются ресурсы оборудования, но бесконечно это продолжаться не может. Сейчас перед экономикой стоят другие задачи — модернизации, внедрения инноваций. И экспертиза промышленной безопасности может выполнять уже другую роль, подталкивая собственников к обновлению фондов». По словам Владимира Курафеева, эту задачу экспертные организации выполняют уже сейчас. В ходе проводимых на предприятиях обследований собственникам доносится мысль о необходимости модернизации оборудования, которое нельзя постоянно ремонтировать. Часто для этого приходится убеждать и спорить, предъявляя доказательства в виде фотографий, показаний приборов и данных экспертиз.

Сегодня, если государство проявит волю и даст сигнал экспертному сообществу, а законодательная база будет проработана соответствующим образом, экспертные организации могут сыграть большую роль в обновлении экономики.

Но к благим намерениям зачастую у нас приходится идти непроторенной дорогой. «Уже достаточно долгое время работает закон о техническом регулировании, но работает не так, как хотелось бы, поскольку в дополнение к нему должны быть еще приняты технические регламенты, — комментирует ситуацию Владимир Павшок, к. т. н., генеральный директор Сибирского центра технической диагностики и экспертизы «ДИАСИБ» (Новосибирск). — В последнее время эта работа активизировалась, но все равно число принятых регламентов невелико, по сравнению с тем, что должно быть принято. Уже звучали, даже со стороны правительства, заявления о том, не пора ли нам использовать зарубежные наработки в этой области, например казахстанские регламенты — в этой стране в последнее время активно велась работа над ними. Отсутствие таких необходимых составляющих процесса, как техрегламенты, тянет за собой еще множество вопросов. По закону о техническом регулировании они являются нормой, обязательной к исполнению. В то же время регламенты, в отличие от ГОСТов, не содержат информации, как решить ту или иную проблему, а только декларируют, что она должна быть решена. Должно быть обеспечено безопасное ведение работ, а как — нигде не прописано. Общество и наши технические специалисты не совсем к этому готовы, потому что мы много лет жили при прописанных до последней буквы технических правилах, и каждый инженер знал, где можно найти то или иное решение».

Технический регламент — открытый документ, тем более непонятно, почему в этой области Россия по-прежнему отстает от всего мира, где все стандарты и правила давно разработаны. Но это только одна сторона вопроса, между тем спорные моменты в новых изменениях в федеральные законы этим не исчерпываются.

Притеснять или не притеснять

Как известно, процесс создания СРО полным ходом идет во многих видах деятельности — в частности, в строительстве, проектировании, изыскательских работах, адвокатской деятельности и ряде других. Но вот как будут работать СРО в такой щепетильной сфере, как обеспечение промышленной безопасности, — большой вопрос.

Сегодня в РФ экспертизу промбезопасности проводят организации по лицензии, выданной Ростехнадзором. А Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий.

Введение СРО будет означать не только самостоятельный профессиональный контроль за работой экспертных центров, но и отказ от государственного лицензирования этого вида деятельности. Впрочем, уже сейчас, пока еще даже не отменены лицензии, начинается процесс создания некоммерческих партнерств экспертов в области промбезопасности, и профессиональное сообщество готовится к переходу на новые формы взаимоотношений между партнерами, государством и заказчиками.

«Формально сейчас процесс лицензирования, мягко говоря, очень прост. Одна из причин, по которой назревают соответствующие изменения в законы о промышленной безопасности и о лицензировании, — высокая степень коррупции в Ростехнадзоре, — говорит Владимир Павшок. — Ни для кого это уже не секрет, руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин неоднократно обращал на это внимание в своих выступлениях. Сотрудники органа, который обязан следить за соблюдением норм безопасности, иногда «прикрывают глаза» на явные или неявные нарушения. Сейчас власти пытаются уменьшить коррупционную составляющую, избавить Ростехнадзор от одной из избыточных функций — утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, отсюда и призывы к созданию СРО».

Лицензию на ведение экспертной деятельности получить очень легко, подтверждает Владимир Курафеев: «Сегодня в стране установка на недопущение притеснения малого бизнеса. С другой стороны, если предприятие малого бизнеса представляет собой экспертную организацию, как найти необходимый баланс контроля и свободы? Процесс лицензирования, чтобы не притеснять малый бизнес, упростили до предела. Для получения лицензии на проведение экспертизы промбезопасности сейчас достаточно просто подать документы, прописать в них, что в штате организации находится хотя бы один эксперт в этой области, — и в назначенный срок лицензия будет выдана».

Что происходит дальше, объяснять вряд ли необходимо. Новоиспеченная экспертная организация, не обладающая ни диагностическим оборудованием, ни необходимыми методиками, ни системой управления качеством и многими другими необходимыми элементами качественной экспертизы, начинает демпинговать в стремлении получить хоть какие-то заказы на рынке, и заказчики на такие услуги непременно найдутся. «У недальновидных хозяев все построено на выкачивании максимума прибыли из производства при минимальных затратах, — уточняет Владимир Павшок. — Поэтому заказчик, а точнее, собственник предприятия, часто ищет организации, которые окажут услуги подешевле, не обращая внимания на качество экспертизы. Тут дело не только в злом умысле владельца производства. Дело в том, что в последнее время мы видим неутешительную тенденцию вымывания из руководства предприятий технических специалистов. Приходят к руководству экономисты и юристы, которые техническими вопросами владеют хуже. Есть опасность, что при таком подходе экспертиза вообще превратится непонятно во что. Потому и создаются такие экспертные организации, которые, как китайские автопроизводители, внешнее впечатление создавать более-менее научились, а с внутренним содержанием проблемы. Работают такие конторы три года, потом меняют вывеску — и продолжают в том же духе».

То, что нарисованная схема организации малого экспертного предприятия-однодневки — не мираж, может подтвердить тот факт, что на территории СФО на сегодня зарегистрировано около 350 экспертных организаций. Это очень много. И настоящие экспертные организации готовы даже к ужесточению требований со стороны государства — лишь бы не было дискредитации профессии.

Эксперты в области промышленной безопасности сегодня рады любому опыту, который будет способен прояснить тонкости их деятельности после создания СРО. Внимательно смотрят они на опыт строительных организаций, где уже идет процесс вымывания из бизнеса мелких игроков. Безусловно, создание СРО — путь прогрессивный, причем прежде всего для самого государства, которому не нужно будет брать на себя ответственность за ошибки экспертов (как фактически происходит сейчас, когда инспекторы Ростехнадзора утверждают заключения экспертизы промышленной безопасности), а лишь осуществлять надзор за СРО. Но как таковые новые правила не заработают без более серьезных, глубинных изменений сложившейся системы контроля в сфере промышленной безопасности.

«Плохо, что даже в соответствии с изменениями в закон по-прежнему остается система, когда заказчик сам выбирает для себя исполнителей экспертизы. В развитых странах заказчик заключает договор со страховой компанией, страхует свое производство (причем стоимость страховки зависит от степени его опасности), а уже страховая компания, заинтересованная в объективной информации о предприятии, обращается к настоящим экспертам — иначе это обернется для нее многомиллионными убытками. Такая система будет правильной, и лучше прописать законодательно именно такую цепочку», — уверен Владимир Павшок.

Закон о страховании опасных промышленных объектов так же давно рассматривается в Госдуме. Он мог бы, вкупе с изменениями в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», стать реальным механизмом улучшения системы промбезопасности. Ведь страховые платежи, способные покрыть убытки от аварий, составят миллиарды рублей — этого хватит на восстановление производства в случае аварии. Да и не в авариях и ущербе по большому счету дело — главное, что огромные страховые платежи, которые должен будет вносить хозяин устаревшего оборудования, заставят его подумать об обновлении предприятия.

Дополнения в закон о промышленной безопасности

191119, г. Санкт-Петербург,
ул. Константина Заслонова, 17

ISBN 978-5-9909379-5-6
56 стр.
Мягкая обложка.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ принят Государственной Думой 20 июня 1997 года. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В предлагаемой читателю редакции Закона учтены все изменения и дополнения, внесенные в него ранее вступившими в действие федеральными законами, начиная с Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ и заканчивая Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 22-ФЗ.
Для удобства читателей приведены как действующие, так и вводимые с 1 июля 2013 г. и с 1 января 2014 г. редакции соответствующих подпунктов и пунктов статей. Даны разъяснения о сроках и порядке их вступления в силу.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 233-ФЗ статья 5 дополнена пунктом 3.

В соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Федеральным законом от 22.02.2017 № 22-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», уточняющие классификацию опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более. Закон официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, № опубл. 0001201702220038, и вступил в силу 25.03.2017.

Федеральным законом от 7.03.2017 № 31-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статью 60 «Градостроительного кодекса Российской Федерации». Закон официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, № опубл. 0001201703070031. Вступил в силу 18.03.2017.

С изменениями от 29.07.2018 № 271-ФЗ.

Издание будет полезно руководителям и персоналу предприятий всех форм собственности, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Опасные производственные объекты
Статья 3. Требования промышленной безопасности
Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности
Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Глава II. ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности
Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью
Статья 12. Техническое расследование причин аварии
Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
Статья 15. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте
Статья 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности
Статья 17.1. Ответственность за причинение вреда жиз —
ни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте

Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Приложение 1. Опасные производственные объекты
Приложение 2. Классификация опасных производственных объектов

Федеральный закон 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

(с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.)

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Опасные производственные объекты

Статья 3. Требования промышленной безопасности

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Глава II. Основы промышленной безопасности

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной безопасности

Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Глава III. Заключительные положения

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Опасные производственные объекты

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Глава II. Основы промышленной безопасности

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

1. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

3. Правила проведения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

4. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения , технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта , утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

3.1. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В состав указанной комиссии также включаются:

представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.

5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.

7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы.

8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и сооружения на опасном производственном объекте;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.

Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2001 г.

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:

а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:

получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, — 7 000 000 рублей;

получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, — 1 000 000 рублей;

б) иного опасного производственного объекта – 100 000 рублей.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной безопасности

1. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

2. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

3. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

4. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;

осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;

выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 16.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава III. Заключительные положения

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Российской Федерации Б.Ельцин

21 июля 1997 года

Приложение 1

Опасные производственные объекты

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Это интересно:

  • Сайт мо рф единый реестр Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Кто возбуждает дело по мошенничеству Возбудят ли уголовное дело по факту мошенничества? Работала в компании Эйвон координатором зарегистрировала подругу в представители с ее согласия и отправляла и получала заказы с ее согласия тоже . Всегда вовремя оплачивала, но в один прекрасный помен очень заболела и деньги кучей ушли […]
  • Муж это родственник или нет по закону Являются ли муж и жена родственниками? В повседневной жизни мужа и жену много связывает: дети, имущество, права и обязанности. По крови – нет, а по смыслу наверно – да? Ну, не по смыслу, а скорее по восприятию. Это субъективно. Но вообще - да, по закону жена относится к ближайшим […]
  • Правила отельеров Правила отельеров Вадим ЗЕЛЕНСКИЙ, председатель Ассоциации Бизнес Туризма (г. Москва) Для большинства городских гостиниц самой привлекательной аудиторией являются деловые туристы, в первую очередь – корпоративные клиенты. Это связано с тем, что их поездки практически не имеют сезонных […]
  • Поправки в уголовном кодексе 2018 статья 105 Изменения в уголовном кодексе РФ по статье 105 УК РФ. Для многих граждан кто отбывает уже наказание или будет в последующем отбывать наказание или кого привлекают к ответственности по статье 105 УК РФ, остается значимым вопросом, будут ли изменения в Уголовном кодексе РФ по данной […]
  • Нотариус воскресение москва Нотариус без выходных и в праздничные дни График работы: Наши услуги Бесплатные консультации по нотариальным действиям Передача документов в ИФНС в электронной форме (для ИП и юр. лиц) Переводы документов прямо в нашей нотариальной конторе Заказ выписок из ЕГРЮЛ для […]
  • Ставка налога на прибыль за 2013 год в россии Ставки налогов в 2013 году в России. Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2013 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за которыми следует обращаться напрямую к текстам законов о […]
  • Размер пособия в спб Пособия на детей в Санкт-Петербурге В данный момент в РФ, в связи с особенностями административного устройства имеют место быть два вида пособий в рамках одних и тех же ветвей соцзащиты. Бывают региональные пособия, индивидуальные в каждой отдельной области и зависящие от постановлений […]
Все права защищены. 2018