Содержание:
Юридические способы разрешения конфликтов
Разрешение юридических конфликтов – кардинальный фактор достижения общественного согласия и социально-экономического благополучия страны. Социальные группы, личности существуют в условиях органических связей между собой, что справедливо и к взаимоотношениям наций и государств в целом. В системе этих отношений имеется экономическая, социальная, политическая, духовная составляющие.
Разрешение конфликтов должно отвечать одной цели – соответствовать законным, обоснованным интересам субъектов, требованиям и нормам Конституции государства. Отказ же от разрешения конфликтов, естественно, лишает субъектов принадлежащих им прав.
Разрешение юридических конфликтов происходит в разных формах:
- с помощью парламентских и иных конституционных процедур;
- посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже;
- путем принятия решений в учреждениях, которые применяют право.
При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами, разрешение конфликтов юридическим путем имеет, по крайней мере, четыре общих признака:
- конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством;
- орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права;
- конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
- решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.
В конфликтологии юридические средства разрешения конфликта делят на три основные группы:
- конституционные процедуры, применяются, главным образом, при возникновении конфликтов в политической сфере;
- судебное и арбитражное рассмотрение дел;
- административные процедуры, практикуются в различных правоприменительных органах.
Услуга адвоката-медиатора: мирные переговоры с участием посредника
Иногда для решения той или иной проблемы требуется всего лишь разговор, при котором будут решены все вопросы мирным путем. Такие встречи лучше всего проводить, если на них будет присутствовать посторонний, совершенно нейтральный человек, прекрасно разбирающийся во всех тонкостях закона. Такой человек называется медиатор. Адвокат, не принимающий при переговорах ничью сторону, просто слушающий информацию и делающий правильные выводы.
По какому принципу проводятся переговоры с адвокатом-медиатором и что они из себя предоставляют?
Начать стоит с того, что вовсе не обязательно, чтобы адвоката-медиатора приводила с собой одна из сторон. Будет даже лучше, если от каждой стороны будет присутствовать такой человек – так можно будет дать более объективную оценку происходящему. Все переговоры проводятся при полном равноправии – ни одна из сторон не имеет права заявить о своем преимуществе – принятие решений, порядок проведения- все основывается на взаимных желаниях каждой.
Отталкиваясь от равноправия стоит сказать, что так как медиатор человек нейтральный, он не может высказывать свое мнение ни в чью пользу. В противном случае все переговоры могут быть сорваны. Стоит учитывать и то, что все переговоры должны быть обоюдным решением сторон. По принуждению никто приходить не должен – только личный выбор и личное решение.
По завершении процесса все записи, которые были сделаны в процессе, уничтожаются на глазах участников. Так же, если противоположная сторона против, вы не узнаете о ее разговоре с адвокатом. Что касается политики конфиденциальности – действительно, все услышанное во время переговоров хранится в тайне, за исключением случаев, предусмотренным УК РФ. То есть, если на переговорах обсуждается что-то противозаконное, то это конфиденциальной информацией не является. Но об этом перед началом переговоров предупреждаются все участники.
Все эти правила строго соблюдаются только в том случае, если медиатор по роду своей деятельности является адвокатом. Внимательно следите, кого именно приглашаете на переговоры. Лучше всего воспользоваться услугами надежного и проверенного адвоката-медиатора.
Хороший адвокат всегда найдет компромисс с максимальной выгодой для клиента в семейных, наследственных или страховых спорах. За юридической помощью могут обращаться как пострадавшие лица, так и те, кто вольно или невольно нарушили закон.
Разрешение правовых конфликтов
В результате освоения темы студент должен:
знать
• что такое правовой конфликт, уметь отличать его от иных видов социальных конфликтов;
• формы и способы разрешения правовых споров, связанные как с обращением в государственные органы, так и с использованием альтернативных примирительных процедур;
• закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах принципы, основания и порядок применения альтернативных способов разрешения споров (медиация, переговоры и др.), их преимущества;
уметь
• выбирать оптимальную форму и способ урегулирования правового спора, оказывать помощь сторонам в решении этого вопроса;
• проводить процедуру по внесудебному разрешению спора;
• применять нормы материального и процессуального права в ходе примирительной процедуры по конкретному делу;
владеть навыками
• выбора наиболее эффективного способа разрешения правового конфликта;
• профессионального юридического анализа конфликта;
• организации и проведения примирительной процедуры по разрешению правового конфликта (переговоры, медиация).
Юридическая конфликтология
Развитие общества, изменение экономических, политических и социальных условий жизни, реализация прав и свобод граждан неизменно ведет к возникновению конфликтов в различных областях. На протяжении всей истории человечества конфликт выступает неизбежным атрибутом общественной жизни и служит развитию общества [1] .
Конфликт понятие сложное и многогранное, поэтому в научной литературе существует множество его определений.
Если обратиться к этимологии слова «конфликт», то этот термин (лат. conflictus – столкновение) толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор» [2] .
Понятие «конфликт» можно истолковать через определение его признаков: для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.
В. Н. Кудрявцев предложил следующее определение социального конфликта через призму общих признаков: конфликт – это процесс, в котором два или более индивида либо две группы активно ищут возможность помешать друг другу в достижении определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции [3] .
Помимо общих признаков конфликта В. В. Долинская выделяет также признаки, дополняющие и уточняющие это понятие: 1) наличие, как минимум, двух сторон; 2) противоположность интересов и целей сторон; 3) причинение или возможность причинения ущерба одной стороной другой стороне путем достижения своей цели; 4) законность интересов сторон [4] . Юридические конфликты являются разновидностью существующих в обществе социальных конфликтов. В начале 1990-х гг. в научном юридическом сообществе стали осознавать необходимость изучения социальных конфликтов с правовых позиций, что послужило предпосылкой для возникновения юридической конфликтологии как направления научных исследований. В обоснование необходимости юридической конфликтологии были высказаны следующие точки зрения. Ю. А. Тихомиров отметил, что развитие юридической конфликтологии объективно связано с количественным ростом числа конфликтов [5] . Л. Р. Сюкияйнен обосновывал необходимость юридической конфликтологии лучшим пониманием права и особенностей его функционирования, а также потребностью в специальном изучении возможностей права как инструмента для разрешения конфликтов [6] . По мнению Ю. А. Тихомирова, «юридические конфликты – это противоречия между действующими правовыми нормами, актами и существующими институтами и притязаниями, действиями но их изменению, нарушению, отторжению. Речь идет: а) о правопонимании и толковании; б) законной процедуре рассмотрения конфликтов; в) об использовании и оценке доказательств; г) о наличии органа, уполномоченного разрешать конфликты; д) признании обязательной силы решения по спору; е) компенсации ущерба и восстановлении прежнего юридического состояния либо формировании нового состояния» [7] .
Таким образом, юридический конфликт характеризуется следующими признаками: 1) противоборство возникает между субъектами права; 2) спор идет по определенным правовым основаниям; 3) разрешение юридического конфликта возможно с применением юридических процедур и средств; 4) деяния, совершаемые противоборствующими сторонами, порождают правовые последствия.
Право является мощнейшим регулятором социальных отношений и инструментом для разрешения конфликтов. «Правовое разрешение конфликта, – указывает В. С. Нерсесянц, – сочетает в себе искомое формальное (формально- правовое) согласие с признающими норму этого согласия фактическими различиями. К действительному согласию, даже если речь идет о долгосрочной перспективе, может вести лишь правовой подход» [8] .
Для эффективного разрешения конфликта необходимо провести диагностику конфликта, которая поможет выявить позиции сторон и выбрать наиболее эффективные способы воздействия на конфликт.
Диагностика конфликта может осуществляться по следующим параметрам.
1. Предмет спора, суть конфликта.
2. Течение конфликта (прошлое, настоящее, будущее).
3. Конфликтующие стороны.
4. Позиции и взаимоотношения конфликтующих сторон.
5. Основные установки в отношении конфликта, конфликтных регуляторов и возможностей «лечения» конфликта [9] .
- [1] Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 7-8.
- [2]Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 299.
- [3] См.: Юридическая конфликтология / пол ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 9.
- [4] См.: Долинская В. В. Понятие корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 6. С. 4–11.
- [5] См.: Юридическая конфликтология. С. 39.
- [6] См.: Юридический конфликт: сферы и механизмы / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1994. С. 41.
- [7] Там же.
- [8]Нерсесянц В. С. Юридизация конфликтов как путь к их разрешению и согласию // Юридический конфликт: процедуры разрешения / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1995. С. 55–57.
- [9] См.: Глазл Ф. Конфликтменеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002. С. 103.
Юридические конфликты способы разрешения
Юридический конфликт – любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых государств подпадают под действие норм международного права.
Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.
Можно утверждать, что не каждый конфликт – юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой.
Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре общих признака:
1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права, которые подразделяются на виды по различным основаниям:
· по отраслям права : нормы административного права, трудового права, уголовного права и др.;
· по функциям: нормы регулятивные, т.е. устанавливающие права и обязанности субъектов и охранительные, т.е. защищающие;
· по степени определенности изложения :
абсолютно определенные , которые абсолютно точно определяют условия их действия (например, уголовное законодательство устанавливает точные условия, при которых приговор суда должен быть отменен, а именно: незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей, отсутствие подписи кого-либо из судей);
относительно определенные , которые не содержат полных сведений о правах и обязанностях участников (так, относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, например, лишение свободы на срок от 1 до 5 лет);
альтернативные , т.е. предусматривающие несколько вариантов поведения сторон или санкций за их нарушение (например, наказание может предусматривать исправительные работы на срок до 1 года или штраф, или обязанность загладить причиненный ущерб);
· по кругу лиц нормы подразделяются на:
общие , распространяющиеся на всех лиц данной территории и
специальные , действующие лишь в отношении какой-либо категории лиц, например, врачей, пенсионеров и др.;
3 Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
4 Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется.
I . Конституционные процедуры применяются главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере.
▼ Конфликты при разделении властей.
В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерастающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.). Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ 1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г. юридического прецедента по отрешению президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уголовном преступлении по пяти пунктам.
Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей компетенции, предусмотренной Конституцией и законами.
На высшем государственном уровне функция предотвращения конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта соблюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль должны играть главы администрации, представительные и судебные органы.
Техника предупреждения и разрешения конфликтов между властями включает:
· систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.);
· работу согласительных комиссий.
▼ Конфликты в парламенте.
В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, отдельными депутатами.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
· навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам. Это происходит в основном в итоге голосования, при котором принимается решение большинством голосов;
· компромисс, для достижения которого используются различные процедуры;
· консенсус, представляющий собой осознанную форму социального партнерства, согласия, единодушия.
Конфликты в законотворческом процессе
В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма применяется во многих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регламент Государственной Думы подробно описывает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Советом Федерации. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в парламенте уже не будет возобновлен).
Порядок преодоления разногласий с Думой также описан и в Регламенте Совета Федерации.
Во время парламентской дискуссии в каждой из палат нередко возникают конфликты между депутатами. Основой разрешения конфликтов в таких случаях являются регламенты и иные нормативные акты палат. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, например, запрет на оскорбительные выражения, на использование ложной информации.
Предусмотрены и санкции к нарушителям:
· лишение права на выступление в течение дня;
· удаление из зала приглашенных лиц.
В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, очередность их обсуждения.
Конфликты при голосовании.
В практике Федерального Собрания РФ были случаи незаконного голосования за отсутствующих депутатов, самовольных поправок текста уже проголосованного проекта. В настоящее время процедура голосования более или менее отработана. Так, закон может быть принят в результате его трехкратного обсуждения и внесения соответствующих поправок на каждом из чтений, что практически позволяет свести на нет конфликтные ситуации.
Многое зависит и от порядка голосования, принятого депутатами по конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное).
▼ Конституционный Суд. Порядок деятельности Конституционного Суда РФ определен Конституцией РФ (статья 125).
Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, очень специфичен, так как Конституционный Суд в специфической форме контролирует соблюдение Конституции другими государственными органами, поддерживая баланс трех ветвей власти и оберегая принципы демократического правового государства.
Конституционный Суд разрешает конфликты:
· между законодательными и исполнительными органами;
· между государственными органами Федерации и ее субъектов;
· между государственными органами и гражданами.
Конституционный Суд разрешает конфликты, опираясь на четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
Основные процедуры, применяемые Конституционным Судом при разрешении конфликтов:
· рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ Конституции РФ.
· рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ;
· рассмотрение споров между органами государственной власти;
· рассмотрение международных договоров РФ и нарушений конституционных прав и свобод граждан.
Решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.
▼ Согласование правовых актов.
Нормативно-правовой акт – один из основных источников права современного государства, он создается в результате деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением — референдумом. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих:
Нормативно-правовые акты – законы, указы Президента, постановления Правительства и др. – не всегда соответствуют друг другу, что порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты.
Согласование правовых актов возможно в различных формах:
· отмена одного или обоих конкурирующих актов;
· признание акта недействительным;
· внесение в него поправок или дополнений;
· издание нового акта.
Для устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются парламентские слушания, встречи между представителями законодательной и исполнительной властей. Позитивную роль играет деятельность Министерства юстиции, которое регистрирует все ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием действующему законодательству.
Большое значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов Федерации. Здесь формируется большое число юридических конфликтов, требующих вмешательства Конституционного Суда.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов РФ, если они противоречат действующим законам (статья 85 Конституции РФ); Президент также вправе отменять постановления федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам (статья 115 Конституции РФ). Все эти юридические механизмы способны разрешить конфликт законным путем.
II . Судебное и арбитражное рассмотрение дел.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс – специфическая форма разрешения споров и конфликтов.
В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая Конституционного Суда):
▼ Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, личных неимущественных, трудовых, земельных, семейных, наследственных дел. Ежегодно в судах рассматривается более 3 млн. исков. Нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое представляет собой не частное соглашение сторон, а акт судебной власти. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить спор мировым соглашением, начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобновления конфликта, если не устранена его основная причина.
Условием для наступления гражданско-правовой ответственности является наличие состава гражданского правонарушения.
Признаки состава гражданского правонарушения:
1. противоправность поведения – обязательный признак правонарушения;
2. наличие вреда (материального или морального) и убытков (имущественных потерь, выраженных в денежной форме);
3. причинная связь между противоправным поведением и вредоносными последствиями . Эта связь должна быть объективной и в аналогичных условиях породить такие же последствия;
4. вина правонарушителя . В гражданском праве неприменим уголовно-правовой подход к определению вины как к психическому отношению лица к содеянному, так как в гражданском праве, кроме граждан, субъектами могут выступать и юридические лица, о наличии психического отношения которых говорить сложно. Поэтому в гражданском праве существует презумпция вины нарушителя, то есть потерпевший не обязан доказывать вину нарушителя, она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его вине.
Уголовному судопроизводству предшествует конфликт, представляющий собой преступление.
Конфликт может быть:
· между преступником и потерпевшим;
· между преступником и государством (например, дача или получение взятки).
В отличие от гражданского судопроизводства криминальный конфликт обычно уже закончен до начала уголовного процесса (потерпевший убит, вещь украдена и т.д.). Задача уголовного суда состоит в том, чтобы установить, виновен ли подсудимый. В уголовном судопроизводстве конфликт чаще всего заканчивается «силовым решением», то есть применением меры государственного принуждения. Мирный исход является исключением: по делам частного обвинения (побои, оскорбления, клевета) допускается до и в ходе судебного разбирательства примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).
Однако, нельзя отождествлять обвиняемого (подсудимого), а иногда и подозреваемого с преступником. Только суд в приговоре может признать гражданина лицом, совершившим преступление. До установления состава преступления, лицо считается невиновным в силу господства в уголовном праве презумпции невиновности, включенной теперь в текст Конституции РФ (статья 49).
Признаки состава уголовного преступления:
1. объект преступления – охраняемые законом общественные отношения;
2. объективная сторона – запрещенное законом общественно опасное деяние и его вредоносные последствия;
3. субъект преступления – лицо, совершившее деяние и способное нести за него ответственность (уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений – с 14 лет);
4. субъективная сторона – психическое отношение лица к совершенному им деянию (например, готовился ли преступник к деянию или вред был причинен по недосмотру). От этого показателя зависит мера наказания.
▼ Арбитражный процесс в отличие от гражданского судопроизводства имеет дело в основном с организациями (предприятиями, фирмами, акционерными обществами и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты в предпринимательской деятельности, поэтому их роль резко возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994-95 гг. в РФ разрешалось в год более 300 тыс. споров.
Арбитражный суд рассматривает следующие ситуации:
· экономические споры между предпринимателями;
· споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления.
Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов не является единственным: стороны вправе провести между собой прямые переговоры, обратиться к консультантам, посредникам, третейским судьям (частному, коммерческому арбитражу) и др., то есть выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта.
Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным способом законного завершения спора и гарантирует государственную поддержку принятого арбитражем решения.
Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу (она прописана в новом Арбитражном процессуальном кодексе, принятом в 1995 г.), однако имеет и отличия.
Основные отличия арбитражного процесса:
1. в арбитраже часто применяется процедура досудебного разрешения конфликта;
2. спорящие могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;
3. арбитражный суд обязан помочь сторонам найти компромиссное решение.
III . Административные процедуры.
Многие юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой порядок разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспектора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя исполнительная власть, что допускает возможность произвола в действиях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46) предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
4.2.Юридические способы разрешения конфликтов.
Юридический конфликт – любой конфликт, в котором спор так
или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими права-
ми и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридическим следует считать любой межгосударственный кон-
фликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых
государств подпадают под действие норм международного права.
Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие
семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.
Можно утверждать, что не каждый конфликт – юридический, но
практически каждый может завершиться юридической процедурой.
Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре
1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным
на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права, ко-
торые подразделяются на виды по различным основаниям:
• по отраслям права: нормы административного права, трудового
права, уголовного права и др.;
• по функциям: нормы регулятивные, т.е. устанавливающие права и
обязанности субъектов и охранительные, т.е. защищающие;
• по степени определенности изложения:
абсолютно определенные, которые абсолютно точно определяют усло-
вия их действия (например, уголовное законодательство устанавливает
точные условия, при которых приговор суда должен быть отменен, а
именно: незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей,
отсутствие подписи кого-либо из судей);
относительно определенные, которые не содержат полных сведений о
правах и обязанностях участников (так, относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, например, лише-
ние свободы на срок от 1 до 5 лет);
альтернативные, т.е. предусматривающие несколько вариантов пове-
дения сторон или санкций за их нарушение (например, наказание может
предусматривать исправительные работы на срок до 1 года или штраф,
или обязанность загладить причиненный ущерб);
• по кругу лиц нормы подразделяются на:
общие, распространяющиеся на всех лиц данной территории и
специальные, действующие лишь в отношении какой-либо категории
лиц, например, врачей, пенсионеров и др.;
3 Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются
предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
4 Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он фор-
Три основные группы юридических средств разрешения конфликта
I. Конституционные процедуры применяются главным образом
при возникновении конфликтов в политической сфере.
Конфликты при разделении властей.
В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерас-
тающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный
конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.).
Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной
власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты
должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средст-
вами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой
из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций.
Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властя-
ми. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ
1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в
законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г.
юридического прецедента по отрешению президента РФ от должности
на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уго-
ловном преступлении по пяти пунктам.
Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только
при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей ком-
петенции, предусмотренной Конституцией и законами.
На высшем государственном уровне функция предотвращения
конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта со-
блюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживаю-
щую роль должны играть главы администрации, представительные и су-
Техника предупреждения и разрешения конфликтов между
• систематические переговоры между главами и представителями со-
ответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, мини-
страми и депутатами и т.д.);
• работу согласительных комиссий.
Конфликты в парламенте.
В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто воз-
никают разногласия и конфликты между политическими партиями,
фракциями, отдельными депутатами.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
• навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим
участникам. Это происходит в основном в итоге голосования, при кото-
ром принимается решение большинством голосов;
• компромисс, для достижения которого используются различные про-
• консенсус, представляющий собой осознанную форму социального
партнерства, согласия, единодушия.
Основные конфликтные формы работы парламента
Конфликты в законотворческом процессе
В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная си-
туация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта за-
кона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим обра-
зом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления
разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рас-
сматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма приме-
няется во многих странах. Если комиссия создана не была или не при-
шла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за
него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регла-
мент Государственной Думы подробно описывает согласительную про-
цедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Со-
ветом Федерации. После этого голосования законопроект направляется
уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в
парламенте уже не будет возобновлен).
Порядок преодоления разногласий с Думой также описан и в Рег-
ламенте Совета Федерации.
Во время парламентской дискуссии в каждой из палат нередко
возникают конфликты между депутатами. Основой разрешения кон-
фликтов в таких случаях являются регламенты и иные нормативные ак-
ты палат. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, на-
пример, запрет на оскорбительные выражения, на использование ложной
Предусмотрены и санкции к нарушителям:
• лишение права на выступление в течение дня;
• удаление из зала приглашенных лиц.
В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, оче-
редность их обсуждения.
Конфликты при голосовании.
В практике Федерального Собрания РФ были случаи незаконного
голосования за отсутствующих депутатов, самовольных поправок текста
уже проголосованного проекта. В настоящее время процедура голосова-
ния более или менее отработана. Так, закон может быть принят в резуль-
тате его трехкратного обсуждения и внесения соответствующих по-
правок на каждом из чтений, что практически позволяет свести на нет
Многое зависит и от порядка голосования, принятого депутатами
по конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное).
Конституционный Суд. Порядок деятельности Конституционно-
го Суда РФ определен Конституцией РФ (статья 125).
Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, очень специ-
фичен, так как Конституционный Суд в специфической форме контро-
лирует соблюдение Конституции другими государственными органами,
поддерживая баланс трех ветвей власти и оберегая принципы демокра-
тического правового государства.
Конституционный Суд разрешает конфликты:
• между законодательными и исполнительными органами;
• между государственными органами Федерации и ее субъектов;
• между государственными органами и гражданами.
Конституционный Суд разрешает конфликты, опираясь на четкие
юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
Основные процедуры, применяемые Конституционным Судом
при разрешении конфликтов:
• рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных
актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра-
вительства РФ Конституции РФ.
• рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов,
законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ;
• рассмотрение споров между органами государственной власти;
• рассмотрение международных договоров РФ и нарушений конститу-
ционных прав и свобод граждан.
Решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пе-
ресмотру и является для всех обязательным.
Согласование правовых актов.
Нормативно-правовой акт – один из основных источников права
современного государства, он создается в результате деятельности ком-
петентных органов государства или всенародным волеизъявлением — ре-
ферендумом. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы
можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической си-
лой, чем акты нижестоящих:
Обычные законы РФ
Постановления правительства РФ
Инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты законодательных орга-
нов субъектов федерации
Нормативные акты администрации краев, областей
Внутриорганизационные нормативные акты
Нормативно-правовые акты – законы, указы Президента, поста-
новления Правительства и др. – не всегда соответствуют друг другу, что
порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются
на разные правовые акты.
Согласование правовых актов возможно в различных формах:
• отмена одного или обоих конкурирующих актов;
• признание акта недействительным;
• внесение в него поправок или дополнений;
• издание нового акта.
Для устранения противоречий между актами на федеральном
уровне используются парламентские слушания, встречи между предста-
вителями законодательной и исполнительной властей. Позитивную роль
играет деятельность Министерства юстиции, которое регистрирует все
ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием дейст-
Большое значение имеет согласование федерального законода-
тельства и нормативных актов субъектов Федерации. Здесь формируется
большое число юридических конфликтов, требующих вмешательства
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов
РФ, если они противоречат действующим законам (статья 85 Конститу-
ции РФ); Президент также вправе отменять постановления федерального
Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нор-
мативным указам (статья 115 Конституции РФ). Все эти юридические
механизмы способны разрешить конфликт законным путем.
II. Судебное и арбитражное рассмотрение дел.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс – специфиче-
ская форма разрешения споров и конфликтов.
В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотре-
нии имущественных споров, личных неимущественных, трудовых, зе-
мельных, семейных, наследственных дел. Ежегодно в судах рассматри-
вается более 3 млн. исков. Нормой гражданского процессуального ко-
декса является возможность окончить дело мировым соглашением, ко-
торое представляет собой не частное соглашение сторон, а акт судебной
власти. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить спор мировым
соглашением, начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного
обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке
надзора. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобнов-
ления конфликта, если не устранена его основная причина.
Условием для наступления гражданско-правовой ответственности
является наличие состава гражданского правонарушения.
Признаки состава гражданского правонарушения:
1. противоправность поведения – обязательный признак правонару-
2. наличие вреда (материального или морального) и убытков (имуще-
ственных потерь, выраженных в денежной форме);
3. причинная связь между противоправным поведением и вредонос-
ными последствиями. Эта связь должна быть объективной и в анало-
гичных условиях породить такие же последствия;
4. вина правонарушителя. В гражданском праве неприменим уголов-
но-правовой подход к определению вины как к психическому отноше-
нию лица к содеянному, так как в гражданском праве, кроме граждан,
субъектами могут выступать и юридические лица, о наличии психиче-
ского отношения которых говорить сложно. Поэтому в гражданском
праве существует презумпция вины нарушителя, то есть потерпевший
не обязан доказывать вину нарушителя, она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его
Уголовному судопроизводству предшествует конфликт, представ-
ляющий собой преступление.
Конфликт может быть:
• между преступником и потерпевшим;
• между преступником и государством (например, дача или получение
В отличие от гражданского судопроизводства криминальный кон-
фликт обычно уже закончен до начала уголовного процесса (потерпев-
ший убит, вещь украдена и т.д.). Задача уголовного суда состоит в том,
чтобы установить, виновен ли подсудимый. В уголовном судопроизвод-
стве конфликт чаще всего заканчивается «силовым решением», то есть
применением меры государственного принуждения. Мирный исход яв-
ляется исключением: по делам частного обвинения (побои, оскорбления,
клевета) допускается до и в ходе судебного разбирательства примирение
обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).
Однако, нельзя отождествлять обвиняемого (подсудимого), а ино-
гда и подозреваемого с преступником. Только суд в приговоре может
признать гражданина лицом, совершившим преступление. До установ-
ления состава преступления, лицо считается невиновным в силу господ-
ства в уголовном праве презумпции невиновности, включенной теперь
в текст Конституции РФ (статья 49).
Признаки состава уголовного преступления:
1. объект преступления – охраняемые законом общественные отно-
2. объективная сторона – запрещенное законом общественно опасное
деяние и его вредоносные последствия;
3. субъект преступления – лицо, совершившее деяние и способное не-
сти за него ответственность (уголовная ответственность наступает с 16
лет, а за некоторые виды преступлений – с 14 лет);
4. субъективная сторона – психическое отношение лица к совершен-
ному им деянию (например, готовился ли преступник к деянию или вред
был причинен по недосмотру). От этого показателя зависит мера наказа-
Арбитражный процесс в отличие от гражданского судопроизвод-
ства имеет дело в основном с организациями (предприятиями, фирмами,
акционерными обществами и т.д.). Арбитражные суды разрешают пре-
имущественно конфликты в предпринимательской деятельности, поэтому их роль резко возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994-
95 гг. в РФ разрешалось в год более 300 тыс. споров.
Арбитражный суд рассматривает следующие ситуации:
• экономические споры между предпринимателями;
• споры между предпринимателями и органами государственной вла-
сти и управления.
Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов
не является единственным: стороны вправе провести между собой пря-
мые переговоры, обратиться к консультантам, посредникам, тре-
тейским судьям (частному, коммерческому арбитражу) и др., то есть
выбирать между государственным и негосударственным порядком раз-
Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным
способом законного завершения спора и гарантирует государственную
поддержку принятого арбитражем решения.
Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к
гражданскому процессу (она прописана в новом Арбитражном процес-
суальном кодексе, принятом в 1995 г.), однако имеет и отличия.
Основные отличия арбитражного процесса:
1. в арбитраже часто применяется процедура досудебного разрешения
2. спорящие могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с
государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;
3. арбитражный суд обязан помочь сторонам найти компромиссное ре-
III. Административные процедуры.
Многие юридические конфликты разрешаются государственными
органами, как коллегиальными (например, административной инспекци-
ей), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой поря-
док разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган
исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же
властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспек-
тора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил
дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же
штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя
исполнительная власть, что допускает возможность произвола в дейст-
виях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал
применяться не только гражданско-правовой, но и административный
судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46)
предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, обще-