Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Налог не имущество в 2018г

Налог на имущество организаций 2018

nalog_na_imushchetvo.jpg

Похожие публикации

Юрлица обязаны платить и считать налог на имущество так, как прописано в главе 30 НК РФ, плюс учитываются (так как налог – региональный), законы, принятые в соответствующих регионах. Они могут установить и собственные условия отчетности, и ставки, правда, в пределах, точно указанных в НК РФ. О том, кто будет платить этот налог, каков порядок его расчета, а также уплаты налога в 2018 г., пойдет речь в нашем материале.

Плательщики налога на имущество организаций

Налог приходится платить всем фирмам, применяющим ОСНО, при наличии на балансе имущества, являющегося налоговым объектом. Налог могут платить «упрощенцы» и организации на ЕНВД, но только по отдельным объектам, если они облагаются налогом из кадастровой стоимости. Не во всех регионах это присутствует.

Что облагается налогом на имущество юридических лиц

Под налогообложение попадают «стоящие» на балансе недвижимость и движимое имущество (ст. 374 НК РФ). При этом, налоговыми объектами не считаются:

  • земля, водные и прочие объекты природопользования,
  • ОС, относящиеся к первой или второй группе амортизации (Классификация ОС, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Налог на имущество юрлиц: периодичность и сроки уплаты

Налоговый период по имущественному налогу – календарный год (ст. 379 НК РФ). Отчетные же периоды зависят от ряда факторов:

  • для фирм, исчисляющих налог из кадастровой стоимости – первый, второй, третий кварталы;
  • для всех остальных — 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налог на имущество организаций устанавливается субъектами РФ, и они вправе вовсе не утверждать отчетные периоды, а также предусмотреть право не уплачивать авансы для определенных плательщиков (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Сроки уплаты налога/авансов также устанавливаются регионами (ст. 383 НК РФ). Авансы надо перечислить в бюджет после каждого отчетного периода (если это правило есть в региональном нормативном акте), а по завершении года уплачивается собственно налог (естественно, за минусом перечисленных авансов). Если расчет шел из кадастровой стоимости, или недвижимость расположена в другой местности, налог платится по местонахождению такого имущества, то есть, где числится ваша компания, в данном случае, значения не имеет. Все сроки сдачи отчетов смотрите в нашей таблице.

Налог на имущество организаций: ставка-2018

Ставки налога региональные власти по закону имеют право установить сами, но не превышая предельный допустимый размер, равный 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Для расчета налога из кадастровой стоимости регионы не могут принимать ставку выше 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ).

По налогу на имущество организаций с 2018 года ставка до 1,1% применяется к движимым ОС (к примеру, автомашинам), учтенным с 01.01.2013 г. (кроме имущества, принятого из-за реорганизации/ликвидации юрлица, или от взаимозависимых лиц), не освобожденным от налогообложения по ст. 381.1 НК РФ. В 2018 г. льгота по такому имуществу применяется, когда она прописана в региональном законе. Если льготирование законом не установлено, налог придется платить по ставке, принятой регионом, но не более 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Регионам по налогу на имущество организаций НК РФ разрешает дифференцировать ставки по видам налогоплательщиков или имущества, за которое положено уплатить налог. Если местные ставки, по причине отсутствия соответствующего закона, к примеру, не установлены, применяются указанные в НК (ст. 380 НК РФ).

Когда налоговый объект находится территориально в другом субъекте, платить налог нужно по ставкам, установленным именно в этом субъекте РФ (ст. 385 НК РФ) — это надо учитывать.

Расчет налога на имущество организаций 2018

Рассчитывать налоговую базу следует отдельно для имущества (п. 1 ст. 376 НК РФ):

  • по месту нахождения фирмы,
  • по каждой «обособке», имеющей отдельный баланс,
  • имеющего местонахождение, отличное от места расположения организации,
  • по которому база определяется из его кадастровой стоимости,
  • облагаемого по разным налоговым ставкам.

На порядок расчета налога на имущество организаций-2018 влияет, какая стоимость имущества образует налоговую базу.

Среднегодовая стоимость

принимается базой в большинстве случаев (п.п. 4, 6 ст. 376 НК РФ). Для авансового платежа она рассчитывается путем сложения остаточной стоимости объектов на 01 число каждого месяца отчетного периода и на 01 число месяца, следующего за отчетным периодом, поделенных на число месяцев периода (3, 6 или 9), увеличенное на 1. Далее, для расчета авансового платежа, налоговая база делится на 4 и умножается на ставку налога.

Среднегодовая стоимость для расчета налога на имущество предприятий образуется путем сложения остаточной стоимости на 01 число каждого месяца в году и на 31 декабря, поделенных на число месяцев периода, увеличенное на 1. Сумма налога к доплате за год рассчитывается как произведение среднегодовой стоимости на ставку налога, минус авансовые платежи, начисленные в течение года.

Из кадастровой стоимости

налог на имущество-2018 для юридических лиц могут уплачивать фирмы на ОСНО, УСН и ЕНВД (с недавнего времени), у которых имеется во владении (ст. 378.2 НК РФ):

  1. Торговые либо административно-деловые центры, либо помещения и офисы в них.
  2. Нежилые помещения, согласно «Единого госреестра недвижимости», если их предназначение – размещение офисов, торговли, компаний по бытовому обслуживанию и общепита;

Из кадастровой стоимости в указанных случаях считается, если указанные объекты были включены региональными властями в спецперечень недвижимости, официально публикуемый до начала отчетного года. По объектам, в перечень не вошедшим, либо кадастровую стоимость которых определили позднее (в течение отчетного года), налог рассчитывается из их среднегодовой стоимости (пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

  1. Домами либо другими жилыми помещениями, не учтенными в виде ОС. Если регионом кадастровая стоимость по ним определена не на 01.01., а позже – в течение года, налог отчетного года все равно придется просчитать из кадастровой стоимости – такое положение действует с 2018 г. (пп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Авансы по налогу рассчитываются как произведение поделенной на 4 кадастровой стоимости имущества на 01 января отчетного года и налоговой ставки.

Налог к уплате по итогам года равен произведению кадастровой стоимости на 01 января отчетного года и ставки налога, минус авансы, начисленные в течение года.

Оптимизация налога на имущество организаций

Налог на имущество – нередко один из самых «весомых» налоговых платежей фирмы. При этом существуют совершенно законные способы, позволяющие снизить налоговую нагрузку.

Поскольку по налогу на имущество организаций Налоговый кодекс не предусматривает налоговых вычетов, а на льготы может рассчитывать лишь ограниченный круг предприятий, налогоплательщики для оптимизации могут применять:

  • налоговые спецрежимы – «упрощенку» или ЕНВД, при которых налог не платится вовсе, кроме указанных выше случаев;
  • выбор наиболее выгодного метода начисления амортизации ОС из всех возможных;
  • регулярную переоценку ОС;
  • получение имущества в лизинг — налоговый объект может числиться на балансе лизингодателя, либо лизингополучатель применяет ускоренный коэффициент амортизации.

Налог на имущество – отчетность

Там, где по налогу действуют отчетные периоды, ежеквартально в соответствующую ИФНС надо подавать Расчет по авансовому платежу. Крайний срок подачи – 30 число месяца после отчетного периода.

Годовую декларацию по налогу не забудьте подать не позднее 30 марта следующего года.

«Имущественные» формы отчетности (утв. приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271), свежие – применяются с этого года, подаются в ИФНС не только по месту нахождения предприятия (или «обособки» на отдельном балансе), но и по местонахождению недвижимости, отличному от местонахождения фирм ы (ст. 385 НК РФ). Как заполнить новую декларацию по налогу на имущество за 2017 год, читайте в нашей статье.

Бухгалтерские новости

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктом 3 статьи 378.2 НК, в том числе:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает соответственно размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или фактически используемым в этих целях, если:

— назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры;

— не менее 20% общей площади здания (строения, сооружения) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Таким образом, в силу пункта 3 статьи 378.2 Кодекса каждое из вышеназванных условий является самостоятельным основанием для признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром, в связи с чем при определении уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечня объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 Кодекса достаточно выполнения только одного из данных условий.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом МЭР от 01.09.2014 № 540.

При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору.

Для признания здания (строения, сооружения) административно-деловым центром исходя из вида разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования, присвоенный земельным участкам, на которых расположены соответствующие объекты, должен свидетельствовать о том, что земельный участок предназначен для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

При невозможности определения в соответствии с Классификатором для целей налогообложения вида разрешенного использования земельного участка в отношении объекта недвижимого имущества должны применяться другие критерии, указанные в пункте 3 статьи 378.2 НК.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-05-04-01/54930 от 03.08.2018.

Каковы основания отнесения объекта к движимому или недвижимому имуществу в целях применения положений главы 30 НК, разъяснила ФНС в письме № БС-4-21/[email protected] от 02.08.2018.

Согласно пункту 2 статьи 130 ГК вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

В свою очередь, исходя из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в ЕГРН.

Таким образом, правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства:

— наличие записи об объекте в ЕГРН;

— при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках.

Дополнительно в ходе налоговой проверки отчётности по налогу на имущество организаций налоговыми органами могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация).

Может ли субъект РФ законом установить особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в зависимости от применяемой налогоплательщиками системы налогообложения?

Ответ на этот вопрос налоговиков дал Минфин в письме от 16.07.2018 № 03-05-04-01/49712.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 372 НК при установлении налога законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК.

При этом статья 378.2 НК не содержит особенностей определения налоговой базы, в том числе в зависимости от применяемого режима налогообложения, которые могут быть установлены законами субъектов РФ.

Таким образом, установление в законах субъектов РФ особенностей определения налоговой базы в зависимости от применяемого режима налогообложения не соответствует положениям главы 30 НК.

Вышеназванное письмо Минфина доведено до сведения письмо ФНС № БС-4-21/[email protected] от 18.07.2018.

«Ванкорнефть», дочерняя структура «Роснефти», и Федеральная налоговая служба заключили мировое соглашение по спору о 2,46 млрд руб. доначисленных налогов, пишет газета «Ведомости».

Согласно договоренностям, «Роснефть» соглашается с доначислением за 2012-2013 гг. налогов, пеней и штрафов. В свою очередь налоговики предоставят льготы нефтепроводу «Ванкорское месторождение — нефтеперекачивающая станция Пурпе» с 2014 г. Стороны также отказались от обоюдных претензий в части распределения судебных расходов.

«Ванкорнефть» оспаривала привлечение ее к ответственности за совершение налогового нарушения. Налоговики выяснили, что компания в 2012-2013 гг. занизила налогооблагаемую базу по налогу на имущество в отношении своего нефтепровода.

Это магистральная труба, считала компания и подтверждала свою позицию разной документацией: договором на обслуживание, заключением независимого эксперта, стандартами и правилами, регламентирующими эксплуатацию магистральных труб, и проч. А по закону к магистральным трубопроводам применяется пониженная ставка налога.

ФНС, в свою очередь, заявляла, что трубопровод не может считаться магистральным, поскольку поставляет нефть не конечному потребителю, а в трубопроводную систему «Транснефти», кроме того, прокачивает не только товарную нефть. Арбитражные суды встали на сторону налоговиков, дело дошло уже до кассационной инстанции.

Это налоговое доначисление стало самым крупным для «Роснефти» со времен ЮКОСа. После покупки активов ЮКОСа «Роснефть» получила начисленные «Юганскнефтегазу» налоговые претензии на $5 млрд, но затем суд их снизил до $760 млн (20,6 млрд руб. по среднему курсу ЦБ за 2006 г.).

Помощь в 47 налоговой
Новая квалификация для бизнеса

Налог на движимое имущество отменен. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс, подписан Президентом РФ и официально опубликован в прошедшую пятницу.

С 2019 года облагаться налогом будет только недвижимое имущество. Однако такие поправки вызвали недовольство региональных властей, поскольку налог идет в региональные бюджеты и выпадение таких доходов может повлечь негативные последствия. Пока федеральные власти не приняли решение, чем же компенсировать субъектам уменьшение доходов.

Совет Федерации, состоящий из представителей регионов, с первой попытки не стал утверждать принятый Госдумой закон. Однако после проведенных совещаний документ был все-таки одобрен, но вместе с ним было принято поставление. В нем содержится рекомендация Правительству РФ принять до 1 ноября нормативные правовые акты, устанавливающие перечни объектов движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств.

Следует отметить, что определения движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 Гражданского кодекса и изменить их самостоятельно Правительство не может. Однако это не значит, что оно не станет разрабатывать поправки в законодательство, чтобы изменить определения движимого и недвижимого имущества.

Совет Федерации устроил себе рабочую субботу и рассмотрел несколько законов. В числе них был и закон об отмене налога на движимое имущество, который уже ранее сенаторами обсуждался.

24 июля представители верхней палаты Парламента не утвердили этот закон, поскольку озаботились выпадающими доходами региональных бюджетов. Ведь налог на имущество организаций идет именно в бюджет субъектов РФ.

После совещений по этому вопросу закон был все-таки утвержден, однако к нему принято Постановление Совета Федерации. В нем содержится рекомендация Правительству РФ принять до 1 ноября нормативные правовые акты, устанавливающие перечни объектов движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств. Следует отметить, что определения движимого и недвижимого имуществ даны в статье 130 Гражданского кодекса и изменить их Правительство не может.

Кроме того, сенаторы предложили компенсировать выпадающие доходы за счет увеличения норматива зачисления в региональный бюджет акцизов на алкогольную продукцию и табак.

С 01.01.2019 отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также особенности гражданско-правового положения НКО регламентирует Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 217-ФЗ к имуществу общего пользования относятся расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Общее собрание членов может принять решение о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, в госсобственность субъекта РФ или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества.

При этом доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах СНТ, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.

Таким образом, Федеральный закон № 217-ФЗ предоставляет возможность самим членам СНТ на основе решения общего собрания и при согласии всех собственников земельных участков фактически определить, кто будет уплачивать налоги с имущества общего пользования товарищества.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-05-06-01/44169 от 27.06.2018.

Совет Федерации не стал одобрять закон об отмене налога на движимое имущество организаций. По плану документ должен был быть принят вчера, 24 июля.

Однако на сайте Верхней палаты Парламента появилось сообщение о том, что закон только принят к рассмотрению и будет включен в повестку дня заседания, назначенного на 28 июля.

Сенаторам, в частности Председателю СФ Валентине Матвиенко, не понравилось то, что отмена налога на движимое имущество, может привести к серьезным финансовым потерям субъектов РФ из‑за выпадающих доходов. Поэтому у Правительства будут запрошены сведения о сумме выпадающих доходов регионов в связи с отменой налога, а также информация о том, каким образом они будут компенсированы.

Помощь в 47 налоговой
Новая квалификация для бизнеса

Облагаться налогом на имущество организаций с 2019 года будет только недвижимое имущество. Такие поправки в Налоговый кодекс приняла Госдума сегодня, 18 июля.

Отменить «налог на инвестиции» давно призывали бизнесмены. Однако этот налог идет в региональные бюджеты и поэтому власти субъектов, которым и так не хватает денег, всячески противились его отмене. Попытка отдать регулирование налога на движимое имущество в ведение регионов по сути провалилась.

Убирая налог на движимое имущество, власти пытаются подсластить пилюлю в виде повышения ставки НДС до 20%. Однако отмена налога на движимое имущество в основном порадует крупный бизнес, поскольку малый, применяющий спецрежимы, и так его не платит. А вот повышение НДС коснется всех.

Минфин в письме от 09.07.2018 № 03-05-04-01/47487 дал разъяснения по порядку освобождения от налога на имущество организаций на ЕСХН.

Исходя из положения пункта 3 статьи 346.1 НК во взаимосвязи с положением подпункта 2 пункта 2 статьи 346.2 НК следует, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате на имущество организаций, в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Если организация отвечает критериям, установленным статьей 346.2 НК, в связи с чем признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату ЕСХН, то налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества, не уплачивается, если имущество использовалось данной организацией в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.

В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, а также при оказании услуг, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 3 статьи 346.1 НК, не применяется, в том числе в отношении административного здания, офисного помещения, гостиницы, общежития, объектов жилого фонда, столовой, иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм чартера.

Предназначенное для ведения вышеназванной деятельности имущество, находящееся на балансе сельскохозяйственного товаропроизводителя, перешедшего на уплату ЕСХН, временно не используемое в связи с переводом на консервацию, не может рассматриваться как использование этого имущества в целях отличных от указанной предпринимательской деятельности, что подтверждается судебной практикой. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций.

Вышеназванное письмо Минфина доведено до сведения письмом ФНС № БС-4-21/[email protected] от 10.07.2018.

Депутаты областного Собрания Псковской области приняли закон, согласно которому налоговая ставка имущественного налога для отдельной категорий производственных предприятий снижена с 2-х до 0,3%.

Льготная ставка налога на имущество установлена для предприятий, осуществляющих экономическую деятельность по виду «Обрабатывающие производства». Получить льготу вправе собственники производственных помещений, как минимум, на 70% используемых для размещения рабочих мест сотрудников (что подтверждается актом по определению вида фактического использования).

Разработка данного законопроекта стала результатом рассмотрения обращения псковского предприятия ЗАО «Электротехника».

В начале года производственники направили в орган законодательной власти письмо, где рассказали о сложной ситуации, в которой оказался металлообрабатывающее предприятие после введения в 2015 году нового порядка исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости – сумма начисляемого налога превышает доход с одного кв. метра производственных площадей.

Чтобы избавить собственников помещений, используемых для производственной деятельности, от непосильной налоговой нагрузки было предложено внести необходимые изменения в областной закон «О налоге на имущество организаций».

Накануне Госдума во втором чтении приняла законопроект № 249505-7 о совершенствовании налогового администрирования.

Документом, в том числе, предусматривается отмена налога на имущество организаций в части движимого имущества.

Эта и другие поправки появились в проекте ко второму чтению.

Законопроектом также предусматривается ускорение камеральной проверки по НДС. Срок сокращается с 3 месяцев до 2-ух.

Проектом также предусматривается, что у бухгалтеров будет 10 дней, чтобы предоставить документы по требованию налоговиков вне рамок налоговой проверки (по п.2 ст. 93.1 НК).

В проекте также идет речь об упрощенном порядке возмещения НДС и уточнении перечня документов, подтверждающих экспорт товаров.

Налог не имущество в 2018г

Поскольку все-таки по движимому имуществу налогообложение более льготное, то вопрос правильной квалификации имущества — движимое оно или недвижимое, имеет важное значение. Данный вопрос неоднократно освещался в письмах ФНС и Минфина, был предметом судебных разбирательств. В общем к движимому имуществу относится то, что не является недвижимостью. В статье 130 ГК РФ законодатель перечисляет объекты недвижимости. Судебная практика, отдельные пояснения ФНС и Минфина в спорных ситуациях выработали ряд критериев отнесения имущества соответственно к недвижимому и движимому:

  • легкость демонтажа элементов объекта и их беструдное перемещение (постановление ФАС Московского округа от 21.08.12 № А40-132980/11-116-357);
  • прочная связанность с землей — верный признак объекта недвижимости, например, подземные емкости с коммуникациями, подземные коммуникации (Определение Верховного суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 74-КГ16-3);
  • конструктивные части сложного единого объекта недвижимости (здания/сооружения), функционально связанные со зданием/сооружением (письмо Минфина от 24.08.2017 №03-05-05-01/54266, Определение Верховного суда РФ от 19 июля 2016 г. N 18-КГ16-61);
  • объекты технологического оборудования, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты и которые могут быть использованы по своему функциональному назначению вне объекта недвижимости, и демонтаж которых не причинит несоразмерного ущерба объекту недвижимости; причем не имеет значения, входят ли эти движимые объекты в состав зарегистрированного объекта недвижимости (письмо Минфина от 24.08.2017 №03-05-05-01/54266, Определение Верховного суда РФ от 19 июля 2016 г. N 18-КГ16-61);
  • объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2017 г. по делу N А41-33933/2016).

Таким образом, налог на движимое имущество организаций вернулся. Во многом теперь наличие льготы по уплате налога на движимое имущество зависит от экономической политики региональных властей. К сожалению, черноземные регионы в основной своей массе продление льготы по данному налогу не поддержали.

Налог на имущество организаций – новшество 2018 года

Главным нововведением 2018 года в порядке расчёта налога на имущество организаций является отмена федеральной льготы для движимых объектов (ст. 381.1 НК РФ). Данные изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ. С 1 января 2018 года налоговые льготы по налогу на имущество организаций, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ. При этом ставка налога по движимому имуществу в 2018 году не может быть выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом вторым. С введением этого пункта субъекты РФ наделены правом принимать закон в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет, а также в отношении имущества, отнесённого законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, и устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. При этом регионы решают сами, какое оборудование относится к названной категории.

Также с 1 января 2018 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ, которыми, в частности, определено, что, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3 или 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта), была определена в течение налогового (отчётного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определённой на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Пример. Кадастровая стоимость жилого дома определена во II квартале 2018 г., а внесена в ЕГРН только в III квартале, например, 5 августа. Объект начнёт облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости начиная с августа 2018 г. (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Таким образом, с 2018 года факт отсутствия на 1 января налогового периода утверждённой в установленном порядке кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения не освобождает налогоплательщиков от обязанности по уплате в отношении них налога на имущество (авансовых платежей) за весь налоговый период, если кадастровая стоимость определена в течение налогового (отчётного) периода.

Теперь рассмотрим, какие изменения коснулись региональных законов о налоге на имущество организаций в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Москва

Изменения, внесённые в Закон города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», касаются налоговых льгот, в том числе налоговых льгот в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Так, освобождаются от уплаты налога управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, сформированных в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», паспорт которого утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в отношении включённых в состав этих закрытых паевых инвестиционных фондов нежилых помещений и (или) машино-мест, предназначенных для использования физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такая налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Это изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Что касается льготы по налогу на движимое имущество организаций, то в Москве она не установлена. Таким образом, начиная с расчёта авансовых платежей за первый квартал 2018 года организациям-москвичам необходимо включать в налоговую базу имущество, не относимое к недвижимому.

Также из ст. 4 Закона города Москвы исключены налоговые льготы для автономных, бюджетных и казённых учреждений города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство автомобилей, в отношении имущества, используемого ими в этих целях.

В то же время статья 4 дополнена пунктом, в соответствии с которым право на применение налоговых льгот возникает (прекращается) с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором выполняются (прекращаются) условия их применения.

В отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, не переданной в аренду или наём третьим лицам и используемой налогоплательщиком для выполнения своих уставных задач, с применением коэффициента 0,75 (пп. 2.4 ст. 4-1).

Московская область

В отличие от Москвы в Московской области региональные власти продлили льготу по налогу на движимое имущество на 2018–2020 годы.

Также снижена ставка налога на в 2018 году в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования в 2018 году – до 1,3 %;
  • в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи – до 1,9%;
  • в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость 1,5%.

​Санкт-Петербург

Льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет (Закон от 29.11.2017 № 785-129). С остального льготного имущества нужно заплатить налог по ставке 1,1%.

Ставка налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, в 2018 году осталась на уровне 2017 года и составила 1% (п. 5 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.03 № 684-96 (в ред. от 26.12.17)).

П. 7 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга предоставляется льгота на устройства наружного освещения и подсветки общественных туалетов, а также водных устройств, включая фонтаны, фонтанные комплексы, питьевые фонтанчики, бюветы. При этом исключён ранее действовавший пункт 8 об освобождении от налога на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы.

Дополнительно переформулирован пункт об освобождении от уплаты налога на имущество объектов культурного наследия регионального значения. Теперь пункт 23 (ранее – пункт 16) гласит, что для получения освобождения в отношении указанных объектов необходимо осуществить капитальные вложения, имеющие своей целью сохранение объекта культурного наследия, в сумме более 500 млн рублей начиная с 1 января 2016 года.

Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, приведён в соответствие статье 378.2 НК РФ. При этом ставка налога на имущество по этим объектам в 2018–2019 годах составит 1%.

  • для организаций, осуществляющих деятельность в области связи (ОКВЭД 61.1, 61.2, 61.9);
  • для организаций – в отношении имущества, расположенного на территории ОЭЗ;
  • для организаций, осуществивших в течение не более одного любого календарного года, начиная с 1 января 2015 года, вложения на территории Санкт-Петербурга на общую сумму не менее 50 млн рублей.

Согласно дополнению, внесённому в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций», в частности, отчётными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1091).

Ленинградская область

В Ленинградской области, так же как и в Санкт-Петербурге, региональные власти сохранили льготу на движимые объекты, с даты выпуска которых прошло не больше трёх лет, но только на 2018 год (пп. «я» п. 1 ст. 3-1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-ОЗ (ред. от 29.12.2017)).

К организациям, уплачивающим налог в размере 50% от установленной ставки, добавлены организации, осуществляющие оптовую торговлю топливом и розничную торговлю моторным топливом в специализированных магазинах.

Налоговая отчётность по налогу на имущество организаций

Новая форма декларации по налогу на имущество была утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] ещё 31.03.2017, но подлежит применению начиная с представления декларации за 2017 год. Организациям нужно использовать новую форму декларации, расчёта по авансовому платежу, новый порядок заполнения отчётности и форматы подачи документов в электронном виде.

Одно из изменений в форме декларации заключается в добавлении раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В нём предусмотрены следующие строки для внесения:

— остаточной стоимости объекта недвижимого имущества.

Аналогичный раздел добавлен и в форму расчёта авансового платежа.

В Письме ФНС России от 24.08.2017 № БС-4-21/[email protected] разъяснено, что в случае заполнения раздела 2.1 декларации или расчёта по авансовым платежам по налогу на имущество в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по классификатору ОК 013-94 (по старому ОКОФ, действовавшему до 01.01.2017), рекомендуется заполнять строки с кодами «040» с учётом указанных положений п. 2.4 приложения № 3 к Приказу № ММВ-7-21/[email protected], без учёта разделителей в виде точек.

Нужно отметить, что льгота по движимым объектам «перекочевала» из разряда федеральных в региональные. Это нужно учесть при заполнении декларации: в разделе 2 расчёта авансовых платежей по налогу на имущество в строке 130 при заявлении права на льготу по движимому имуществу в 2018 году (в случае установления таковой в регионе пребывания) необходимо указывать код «2012000» в отличие от кода «2012057», указываемого по такому имуществу в 2017 году.

Также нужно отметить особенность заполнения данного расчёта в Московской области. При заявлении права на льготу по налогу на имущество организаций, установленную в Московской области, в расчёте авансовых платежей заполняется поле 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде снижения налоговой ставки)» и указывается код «2012400», так как движимые ОС в этом регионе не отнесли к числу освобождаемых от налогообложения, а установили пониженную ставку налога по такому имуществу на 2018–2020 годы в размере 0%.

Подводя итог изменениям, которые претерпело российское и региональное законодательство в области налога на имущество организаций, можно сказать, что общий порядок расчёта налога на имущество в 2018 не изменился. Изменились предоставляемые налогоплательщикам льготы по этому налогу. Полагаем, что информация, представленная в статье, позволит организациям своевременно воспользоваться этими льготами и сэкономить финансовые ресурсы организации.

Это интересно:

  • Калькулятор транспортный налог россия Как рассчитывается транспортный налог 1. Кто обязан платить транспортный налог? Транспортный налог обязан платить каждый владелец автомобиля, мотоцикла, мотороллера, снегохода, водного или другого транспорта, если он не относится к льготным категориям. 2. Как рассчитывается транспортный […]
  • Величина социального налога Единый социальный налог в 2018 году: ставка Единый социальный взнос — это вид сборов, который фактически был отменен в 2010 году. Однако многие бухгалтеры по старинке обозначают взносы на нужды пенсионного, социального и медицинского страхований этим термином. Рассмотрим в материале, […]
  • Выплата пособия при увольнении военнослужащего НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 30 января 2017 Автор: SobKor Просмотров: 9885 Вопрос: Облагается ли налогом единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащим, при увольнении из рядов Вооруженных Сил […]
  • Декретное пособие в рб Декретное пособие в рб Необходимо встать на учет в женской консультации в срок до 12 недель. Далее, когда наступает 30 неделя беременности-получить листок нетрудоспособности по беременности. Пойти в свою организацию и написать заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и […]
  • Штрафы по задержке зарплаты Штраф за невыплату заработной платы Актуально на: 25 октября 2016 г. Мы рассказывали в отдельной консультации о праве работников на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы. А какой штраф грозит работодателю в случае, если заработную плату он вовремя не выплачивает. […]
  • Краснодар патент на работу Патент на работу Патент – специальное трудовое разрешение для иностранного гражданина, въезжающего в РФ в безвизовом режиме. Кому нужен Гражданам стран ближнего зарубежья (за исключением стран, входящих в Таможенный союз (а именно: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Когда […]
  • Плата за садик мать одиночка Как меньше платить за детский сад: льготы матерям-одиночкам При устройстве ребёнка в детский сад, льготы матерям-одиночкам предоставляются в порядке, установленном законодательством. Стоит отметить, что перечень федеральных льгот для одиноких матерей не является полным (в него могут […]
  • Патент в бухгалтерском учете Учет ИП при патенте Уже три года есть возможность пользоваться патентной системой налогообложения, хотя отношение к ней у предпринимателей пока осторожное. Каков учет ИП при патенте и чем привлекателен этот режим налога, читайте далее в нашей статье. Патентная система налогообложения, […]
Все права защищены. 2018