Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Основные принципы налогов

Основные принципы налогов

8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения.

Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Требование пропорциональности дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. Чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 3.3):

  • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • принцип удобства для налогоплательщика — взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

Рис. 3.3. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».

Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.

Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.

Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.

Практически налоговые системы стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.

Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

Основные принципы налогообложения

Основные принципы, положенные в установление правового режима налогообложения предпринимательской деятельности, закреплены в Конституции РФ. Они исходят из принципа государственной целостности России и ее федеративного устройства, разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, конституционных положений о правах человека и гражданина, принципов свободы экономической деятельности и равной защищенности всех форм собственности в условиях рыночной экономики. К основополагающим конституционным принципам в сфере налогообложения относятся:

— принцип неприкосновенности частной собственности и напрямую связанный с ним принцип свободы личности. Налогообложение — это отчуждение частной собственности лица, которое в демократическом обществе может осуществляться лишь с согласия личности, выраженного в данном случае через представительство его интересов в Федеральном Собрании (ст. 35 Конституции РФ);

— принцип верховенства федерального права является основополагающим для налоговой системы России как федеративного государства (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ);

— принцип учреждения налога путем принятия закона. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— принцип всеобщности налогообложения. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— принцип запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ), в том числе налоговую;

— принцип запрета обратной силы закона, устанавливающего новые налоги или ухудшающего положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ);

— принцип единства экономического пространства. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

В федеративных государствах единообразие налогов — это необходимое условие не только их эффективности, но и нормального функционирования налоговых систем субъектов федерации. Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление его принципов в ст. 3 НК РФ в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах. К таким принципам, впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве, относятся следующие:

1) обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов;

2) недопустимость установления как дискриминационного характера налогообложения, так и его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) недопустимость установления дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

5) недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;

6) недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

7) недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, если они не предусмотрены НК РФ либо установлены в ином порядке, чем это определено НК РФ;

8) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

9) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

§ 2. Основные принципы налогообложения и их содержание

Основополагающие принципы налогового права можно разделить также на две группы: первая — принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Российской Федерации и ее субъектами, вторая — принципы, опре-деляющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений. Это довольно условное деление, поскольку принципы второй группы находят свое отражение или прямо вытекают из принципов первой группы и все они имеют конституционное закрепление.

К первой группе относятся:

принцип реализации совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72 Конституции Российской Федерации);

принцип обеспечения единства налоговой политики и на логовой системы на всей территории Российской Федерации, который гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (п. «н» ст. 72 Конституции к совместному ведению Федерации и.ее субъектов относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления);

принцип равенства прав субъектов Российской Федерации в принятии собственного налогового законодательства (ч. 1, 2, 4 ст. 5 Конституции утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов Российской Федерации);

принцип конституционности актов налогового законодательства (ст. 4 и 125 Конституции предусматривают, что акты, в том числе и налоговые, или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);

принцип регулятивное™ (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст. 15 Конституции подтверждает действие на территории Российской Федерации общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);

принцип законности и всеобщности налогообложения, согласно которому каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством уплаты налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Ко второй группе принципов налогового права относятся:

принцип равного налогообложения, который предполагает в первую очередь общеобязательность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед государством и налоговым законом;

принцип соразмерности налогов, устанавливающий соотношение наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип сформулирован на основе экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны;

принцип недопущения дискриминации при налогообложении — не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала. В связи с этим, например, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо. Установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев вполне допустимо. Различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размера полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (налог на добавленную стоимость), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлениях расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.;

принцип экономической обоснованности установления налогов (принцип экономического приоритета), который имеет два самостоятельных аспекта. Первый — налоги должны быть эффективны с точки зрения «самоокупаемости», т.е. суммы, собираемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

принцип недопустимости препятствия реализации конституционных прав граждан при налогообложении. При установлении налогов необходимо учитывать, что налог — это комплексная категория (экономическая и правовая), именно с этой точки зрения необходимо подходить к налоговым законам. Однако налогообложение всегда означает определенное ограничение прав. Ограничение должно происходить с учетом положения статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным за коном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

принцип единства экономического пространства — не до пускается установление налогов, ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающих или создающих препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы. Также не допускается как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов. Следует обратить внимание наг тот факт, что не допускается не только прямое, но и косвенное ограничение свободного перемещения товаров (работ, услуг) или финансовых средств. То есть в любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным;

принцип удобного налогообложения. Налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах должны быть для последнего понятны. Последнее положение, находящее свое воплощение в принципе определенности (понятности) актов законодательства о налогах и сборах, имеет большое значение для правопорядка в сфере налогообложения. Данный принцип направлен, с одной стороны, на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, с другой стороны — на предот-вращение возможных злоупотреблений со стороны законодателя и должностных лиц исполнительных органов власти;

принцип презумпции правоты налогоплательщика — при меняется только в случаях, когда сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах неустранимы. К сожалению, принятие Налогового кодекса не устранило противоречия, коллизии, пробелы и другие недостатки в правовом регулировании налоговых отношений. Однако благодаря действию нормы, содержащейся в пункте 7 статьи 3 Кодекса, противоречия и неясности в законодательстве о налогах и сборах не могут устраняться налоговыми, судебными и другими органами в пользу государственной казны, как это неоднократно имело место ранее. До тех пор пока законодателем не будут внесены необходимые уточнения и поправки, все сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика;

принцип предотвращения двойного налогообложения и не отягощения налогового бремени — предполагает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени. Налоговый кодекс Российской Федерации также закрепляет однократность налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, т.е. один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.

Существуют и иные принципы налогообложения, такие как публичность и гласность информации о налогах и сборах, принцип защиты прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц, принцип соблюдения налоговой тайны и др.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.
  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.
  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Это интересно:

  • Общепризнанные принципы и нормы международного права в уголовном процессе Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с. Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства 1. Порядок […]
  • Статистика инициаторов разводов Статистика и причины разводов Экономические науки Похожие материалы Давно прошло то время, когда развод был редкостью и обсуждался, как большой скандал. В нашем современном мире разводом уже никого не удивишь. Приблизительно с 1970 года количество разводов в России стало значительно […]
  • Пособия в великобритании на английском Курс "Страноведение Великобритании" Следующий материал представляет собой концепцию курса «Страноведение Великобритании», который был разработан для учащихся 5-6 классов гимназии. В настоящее время дополнительное изучение материалов по страноведению является актуальным, поскольку в […]
  • Учим буквы для детей 5-6 лет пособие для детей родителей и воспитателей Учим буквы по методике Монтессори: 4 игры для детей Обучение чтению и письму с помощью шершавых букв Когда метод итальянского педагога Марии Монтессори только-только стал известен в России, родители, увлеченные ранним развитием своих детей, самостоятельно вырезали шершавые буквы — один […]
  • Защита от развода Нужна ли защита прав матери на ребенка при оформлении развода? Разводом семейной пары сегодня никого не удивишь. Но это не всегда простая процедура, ведь помимо регистрации расторжения брака в органах ЗАГС требуется решить с кем из родителей остаются дети, причем вопрос решается только […]
  • Неустойка по алиментам в семейном кодексе Неустойка по алиментам в семейном кодексе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья […]
  • Верховенство нашего суда Верховенство нашего суда § 56. Представители верховной власти, напр., английские, французские короли, наши князья,—принимали в прежнее время довольно часто непосредственное участие в суд е и сами разбирали уголовные д е ла. Английские короли до XII в е ка принимали даже участие в разъ е […]
  • Заявление председателю верховного суда рф об отмене определения Заявление председателю верховного суда рф об отмене определения Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
Все права защищены. 2018