Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Прокурор рб полномочия

Содержание:

Прокуратура Республики Беларусь

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов:

возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь):

  • проводит предварительное следствие;
  • поддерживает государственное обвинение в судах.

Конституция Республики Беларусь определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126 Конституции Республики Беларусь ).

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют:

Полномочия прокурора по обращению в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о взыскании денежных средств в пользу внебюджетного фонда – Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан.

Полномочия прокурора по обращению в суды общей юрисдикции с заявлениями раскрываются в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гласящей, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вместе с тем, судебная практика показывает, что не всегда судебными инстанциями положения данной статьи трактуются правильно.

Так, прокурор Кугарчинского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации — Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан к Казаргулову Н.Х. о взыскании денежных средств, затраченных на лечение потерпевшего Габбасова Н.Н.

Определением мирового судьи судебного участка по Кугарчинскому району от 09.04.2007г. заявление прокурора Кугарчинского района в интересах Российской Федерации – Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан о взыскании денежных средств, затраченных на лечение потерпевшего Габбасова Н.Н., возвращено прокурору в связи с тем, что статья 45 ГПК РФ не наделяет прокурора правом обращения в суд в защиту интересов конкретных юридических лиц – фонда обязательного медицинского страхования.

Определением Кугарчинского районного суда 04.05.2007г. определение мирового судьи судебного участка по Кугарчинскому району от 09.04.2007г. оставлено без изменения, а апелляционное представление прокурора Кугарчинского района без удовлетворения.

Прокурором Республики Башкортостан на состоявшиеся судебные постановления было принесено представление в порядке надзора по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пунктов 1,3 и 9 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №857 от 29.07.1998г. (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, реализующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью.

В соответствии с пунктами 3 и 9 Устава Республиканского фонда обязательного медицинского страхования РБ (утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ №307 от 30.12.1998г. с последующими изменениями и дополнениями) Республиканский фонд обязательного медицинского страхования РБ является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются республиканской (государственной) собственностью.

Таким образом, учитывая, что финансовые средства указанных внебюджетных фондов являются собственностью Российской Федерации и Республики Башкортостан, взыскание с виновных лиц денежных средств в интересах государства — в пользу Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, действующего в интересах Российской Федерации в этой сфере, согласуется с требованиями части 1 статьи 45 ГПК РФ. Следовательно, и обращение прокурора Кугарчинского района в суд с заявлением в интересах Российской Федерации – Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан о взыскании с виновного лица Казаргулова Н.Х. денежных средств, затраченных на лечение потерпевшего Габбасова Н.Н., является обоснованным.

Постановлением Президиума Верховного суда РБ от 19.09.2007г. представление прокурора Республики Башкортостан, принесенное в порядке надзора, было удовлетворено, состоявшиеся незаконные судебные постановления были отменены, дело направлено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка по Кугарчинскому району.

Полномочия Генерального Прокурора РБ по руководству органами прокуратуры

Научные и другие учреждения и организации при соответствующих прокуратурах, их значение в осуществлении прокурорского надзора и укреплении законности.

В соответствии со ст.45 ранее д-шего ЗоП 1993 прокуратура Республики Беларусь могла создавать учебные заведения, учреждения по повышению квалификации, выпускать специальные издания, иметь полиграфическое предприятие. В ЗоП 2007 г. такой статьи нет.

М рассмотреть следующие направления в этой сфере:

1) Согласно ст. 16 ЗоП в систему орг прок-ры входят «иные гос организ, созданные в сист орг прок-ры по решению ПЗ РБ» — к подобного рода организ-м относится созданный в 2006 г. ГУ Научно-практич центр проблем укрепления зак-ти и правопорядка Генпрок РБ (НПЦ) – Указ ПЗ от 3.08.2006 № 482.

Он был создан на базе Республ центра анализа и прогнозир-я прест-ти (этот центр входил в состав НИИ проблем кр/лист, кр/логии, суд экспертизы Минюста) в предусмотренной ГК орг-прав форме – государственное учреждение.

НПЦ входит в сист орг прок-ры, явл-ся ЮЛ и непоср-но подчин-ся Генпрок-ру. Его возглавл директор, к-рый назнач-ся/ освоб-ся от должности Генпрок-ром по согласов с ПЗ.

1) осущ-ние кр/лог исслед-ий, направл-х на решение стратегич з-ч в обл прогнозир-я основн тенденций, динамики, стр-ры прест-ти

2) разрабат научно обоснован предложения об усилении б-бы с прест-тью, мерах по ее предупрежд, укреплению з-ти и пр/пор, повышению эффект-ти ПН, соверш-нию пр/применит практики и зак-ва

3) вз/д-ет с пр/охранит и др гос орг, научн учрежден, др организ (в т.ч. м/нар), в целях получения инфы, необходимой для комплексного изучения и анализа актуальных проблем укрепления зак-ти и пр/порядка

4) обеспеч гос орг и др организ по их запросам кр/логич инфой

5) уч-ет в подготовке проектов НПА по проблема укрепления зак-ти, пр/порядка, б-бы с прест-тью

6) уч-ет во внедрении рез-тов научных исслед-ий в практич д-ть орг прок-ры и др пр/охранит орг

7) проводит в установленном порядке криминологическую экспертизу проектов з-нов РБ (данная экспертиза предусм ст. 49-1 З-на о НПА (изм июль 2008 г.)) – см. Положение о кр/логич экпертизе проектов з-нов РБ от 29.05.2007 Указ № 244

Криминологическая экспертиза — исследование содержания проекта закона Республики Беларусь (далее — проект закона) в целях выявления в нем норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической сфере, в сферах правоохранительной деятельности (включая борьбу с преступностью и коррупцией), государственной службы, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и других сферах общественных отношений (далее — возникновение рисков криминогенного характера).

Стр-ра и штатное расписание НПЦ утвержд-ся Генпроком в пределах установлен численности раб-ком и бюджетн ассигнований. Все раб-ки НПЦ, кроме тех обслуж персонала, явл гос служащими. Численность раб-ков НПЦ – 37 челов (общ численность раб прок – 2835 чел). В наст время директором НПЦ явл-ся д.ю.н. проф Хомич Владимир Михайлович.

2)В рамках данного вопроса необх упомянуть о ст. 57 ЗоП, соглано к-рой прок раб-кам созд-ся надлеж усл-я д повышения квалифик и переподготовки, в т.ч. возм-ти для получения 2го высшего/ др спец образования в соотв УО + для стажировки и самообразования. Для этого д-ет система обучения и повышен квалиф в (не входят в сист орг прок-ры. ):

Институте переп и повыш квалиф судей, раб прок, судов и учреждений юст БГУУказ ПЗ от 30.06.1998 № 348 – как учебный, научный и методический центр с соотнош проф-препод сост к сост слушателей 1:5. (изуч и анализ пр/примент практ; проведение конфер, симпозиумов, семинаров; изучен и обобщен опыта заруб стран;) 2 кафедры: кафедра суд д-ти: Барков Александ Владимирович и каф прок д-ти: Зайцева Людмила Львовна. Директор – д.ю.н., проф Годунов Валерий Николаевич

— переподготовка прок раб-ков также осущ-ся в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, где с 1992 года прошли переподготовку 32 человека

Прокуратура РБ построена в соответствии с принципом единства и централизации – подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим. В св д-ти Генпрок подотчетен ПЗ РБ.

В соответствии с Конституцией РБ и законом «О прокуратуре» единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор.

Полномочия Генерального прокурора РБ:

1) возглавл сист орг прок – единственный ее глава

2) организует и направляет работу органов прокуратуры, осущ-ет общее руков-во

3) осуществляет контроль за деятельностью орг прок-ры,

4) несет ответ-ть за выполнен орг прок-ры возлож-х на них задач

5) приним следующ прав акты, обязат для исп-ния:

приказы — документы, определяющие стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законодательства в определённой области (отрасли) надзора;

распоряжения — вид властного указания, который издаётся чаще всего в целях немедленного выполнения какого-либо действия или действий прокурором или следователем;

утверждает положения, инструкции – предусматривают или устанавливают определённый порядок производства какого-либо процессуального действия

— дает указания — издаются в развитие ранее изданного приказа руководящего характера; в них, как правило, затрагивается конкретный участок деятельности прокуратуры;

6) в пределах своей компетенции дает письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

7) генеральный прокурор утверждает в пределах бюджетных ассигнований организационную структуру и штатное расписание органов прокуратуры;

8) на основании представлений прок обл/Мн/Белтрансп + заместителей генпрокурора, присваивает классные чины (кроме чинов государственного советника 1,2,3 классов);

9) поощряет прокурорских работников, налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством

+ вправе в устан порядке приним участие в засед-х ПЛ и образуемых им комиссий и др орг, КС, Пленума и Презид ВС и ВХС, СМ и его Презид, коллегии КГК

+ возглавл Координац совещание по б-бе с прест-тью, Межведомствен комиссию по б-бе с прест-тью, коррупц и наркоман при СовБезе РБ (на сегодн день возглавл).

+ вносит на рассм-е Пленумов ВС и ВХС предложения о даче судам разъяснений по вопр примен зак-ва при рассм-ии дел и исп-нии суд пост

10) ст. 126 Конст = Генпрок назначает нижест-х прок-ров

Порядок назначения нижест-х прокуроров:

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должности: (ч. 2 ст. 23 ЗоП)

1) замов Генерального прокурора РБ по согласованию с Президентом;

2) начальников стр-рных подразделен и их замов, советников, старпом и пом Генпрок, пом по особым поручениям, пом замов, старш прок и прок стр-рных подраздел, ст следоват и следовать по особо важн делам, след-кр/листов и др раб-ков Генпрок-ры (раб-ки Генпрок) – самост!

3) прокуроров областей/ Мн/ приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом;

4) замов прокуроров обл/ Мн/ приравнен, нач-ков стр-рных подраздел прокуратур обл/ Мн/ приравнен по представлению соотв-го прок

5) руководителей гос организ, созданных в сист орг прок по решению ПЗ (НПЦ проблем укрепления зак-ти и пр/порядка) — по согласованию с Президентом

6) замов руководит гос организ 5) — самост!

7) прокуроров и замов прок р-нов/ р-нов в гор/ гор/ м/рай / приравнен трансп и воен – по представлению соотв-но прок обл/ Мн/ приравнен

О Генпрокуратуре

Прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура) – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. №220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон) и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

  • точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);
  • исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
  • соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
  • соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – процессуальное законодательство).

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.

Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 29.01.1993 №2139-XII «О Прокуратуре Республики Беларусь»

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 16 марта 2001 г. N 2/376

Статья 1. Прокуратура в Республике Беларусь

Прокуратура в Республике Беларусь — подотчетный Верховному Совету Республики Беларусь самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов.

Статья 2. Цели и направления деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор:

за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры

Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Органы Прокуратуры Республики Беларусь:

1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь;

2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;

3) принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

4) взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

5) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Статья 5. Деятельность прокуратуры и права личности

При осуществлении своей деятельности прокурорские работники обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав и свобод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного.

Прокурорские работники при расследовании преступлений предоставляют задержанным и заключенным под стражу лицам возможность реализации права на юридическую защиту.

Граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отношении их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагая, что действиями прокурорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, а в случаях, предусмотренных законом, — в суд.

Статья 6. Гарантии независимости прокуратуры

Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.

Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 7. Обязательность исполнения требований прокурора

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 24 и 34 настоящего Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация (справки, документы, их копии и т.п.), необходимая для осуществления прокурорской деятельности, предоставляется бесплатно.

Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой или расследованием. В случае уклонения от явки должностное лицо либо гражданин по постановлению прокурора доставляется органами милиции принудительно.

Неисполнение должностными лицами и гражданами законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность.

Статья 8. Участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления

Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Верховного Совета Республики Беларусь и образуемых им органов, Правительства Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и его Президиума, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов депутатов.

Статья 9. Право законодательной инициативы

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь правомочен вносить в Верховный Совет Республики Беларусь представления по вопросам, требующим толкования законов.

Статья 10. Рассмотрение в органах прокуратуры заявлений и жалоб

В органах прокуратуры в соответствии с ее компетенцией разрешаются не подведомственные суду заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушении законов, а также жалобы на вступившие в законную силу судебные решения. Принятые прокурором решения по таким жалобам могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов граждан и юридических лиц и привлечению нарушителей к установленной законом ответственности.

Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения жалоб и заявлений на предприятиях, в учреждениях, организациях и должностными лицами.

Статья 11. Контроль за деятельностью прокуратуры

Верховный Совет Республики Беларусь осуществляет контроль за деятельностью прокуратуры через комиссию Верховного Совета Республики Беларусь, контролирующую ее деятельность, а также через другие комиссии Верховного Совета Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к их ведению. Депутаты получают сведения о деятельности прокуратуры в порядке, установленном законодательством.

Контроль судебных органов за соблюдением прокуратурой прав и свобод личности осуществляется в ходе рассмотрения судами уголовных дел, дел о правонарушениях, совершенных прокурорскими работниками, заявлений, направленных прокурорами в судебные органы, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Ведомственный контроль за деятельностью органов прокуратуры осуществляет Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Раздел II СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 12. Система органов Прокуратуры Республики Беларусь

Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам.

Вопрос о создании либо упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

Структура органов прокуратуры утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 13. Избрание и освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь избирается на должность и освобождается от должности Верховным Советом Республики Беларусь и ему подотчетен. (часть 1 статьи 13 в ред. Закона Республики Беларусь от 20.06.1996 N 491-XIII)

Освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступления, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.

Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются им на должность и освобождаются от должности с согласия Верховного Совета Республики Беларусь.

Статья 14. Назначение и освобождение нижестоящих прокуроров

Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, ему подчинены и подотчетны.

Прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности других прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, которое утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 15. Срок полномочий прокуроров

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.

Статья 16. Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь по руководству органами прокуратуры

Генеральный прокурор Республики Беларусь руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за их работой, в соответствии с законами издает приказы, указания, распоряжения, утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов Прокуратуры Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь утверждает в пределах бюджетных ассигнований организационную структуру и штатное расписание органов прокуратуры.

Статья 17. Полномочия прокуроров областей, города Минска, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры

Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью аппаратов соответствующих прокуратур и подчиненных органов прокуратуры, издают приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

Статья 18. Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами прокуратуры

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур, вносят вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности аппарата и подчиненных прокуратур, о расстановке кадров.

Статья 19. Следственный аппарат прокуратуры

Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные аппараты прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные аппараты в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоят из старших следователей и следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к их подследственности, а также по любым другим делам по указанию прокурора.

Статья 20. Коллегии органов прокуратуры

В республиканской прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Персональные составы коллегий утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.

Коллегия является совещательным органом при соответствующем прокуроре и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждает проекты важнейших приказов и указаний, отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других прокурорских работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей органов государственного управления и контроля, предприятий, учреждений и организаций, иных должностных лиц по вопросам исполнения законов.

Раздел III ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 1 НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ (ОБЩИЙ НАДЗОР)

Статья 21. Предмет надзора

Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Статья 22. Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора

В процессе проверки, проводимой по основаниям, указанным в статье 21 настоящего Закона, прокурор вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), указанных в статье 2 настоящего Закона, иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;

2) требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям и обязывать сообщать об их результатах. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок, ревизий и экспертиз не позднее десяти дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов;

4) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции:

1) опротестовывает акты республиканских и местных органов государственного и хозяйственного управления и контроля, местных Советов депутатов и иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, политических партий, иных общественных и религиозных объединений, а также решения и действия должностных лиц;

2) опротестовывает в установленном порядке противоречащие закону постановления по делам об административных правонарушениях;

3) вносит представления с требованием об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносит предписания об устранении нарушений закона;

4) официально предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона;

5) в установленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарные производства, ставит вопрос о роспуске местного Совета депутатов, не исполняющего законы или постановления, принятые высшим органом государственной власти республики;

6) предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан — в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы.

Глава 2 НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Статья 23. Предмет надзора

Предметом надзора является исполнение всеми органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований законодательства с тем, чтобы:

обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств; соблюдался предусмотренный законом порядок разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и прекращения производства по уголовным делам, а также соблюдались сроки проведения расследования и содержания под стражей;

не допускалось незаконное привлечение граждан к уголовной ответственности; при расследовании преступления неуклонно исполнялось требование закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность; строго соблюдались права и законные интересы участников процесса и других граждан;

осуществлялись меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, которые способствуют их совершению.

Статья 24. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

При осуществлении надзора за законностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в порядке, установленном законодательством, в пределах своей компетенции:

1) проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) требует от этих органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия;

3) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;

4) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, а также не соответствующие закону указания и постановления руководителей следственных подразделений и органов дознания;

5) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, которые передаются по техническим каналам связи, извлечение трупа из места захоронения (эксгумация), помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, отстранение обвиняемого от должности;

6) продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;

7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования;

8) вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу либо поручить это подчиненному прокурорскому работнику;

9) изымает от органа дознания и передает в следственное подразделение любое дело, а также изымает от одного следователя и поручает руководителю соответствующего следственного подразделения передать дело другому следователю в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) возбуждает уголовные дела и передает их по подследственности, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения (постановления), направляет уголовные дела в суд;

11) при необходимости требует от руководителей органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания производства проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.

Указания Генерального прокурора Республики Беларусь по вопросам следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Иные права и обязанности прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, могут определяться также другими законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 25. Санкции прокурора

Право дачи санкции на заключение лица под стражу и санкционирования других действий, указанных в пункте 5 части первой статьи 24, принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, города Минска, прокурорам районов (городов), межрайонным и другим приравненным к ним прокурорам и их заместителям.

Глава 3 НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЗАКОНУ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Статья 26. Предмет надзора

Предметом надзора являются законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законодательства при их исполнении.

Статья 27. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе (а в случаях, предусмотренных законом, обязан):

1) участвовать в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам;

2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);

3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста;

5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);

6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Статья 28. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Прокурор в пределах своей компетенции участвует в рассмотрении судом первой инстанции (судьей) гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором.

Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

Статья 29. Поддержание прокурором государственного обвинения

Прокурор, поддерживая в суде государственное обвинение, руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное подсудимому обвинение не нашло подтверждения, он обязан от него отказаться.

Лицо, производившее расследование, не может участвовать в судебном разбирательстве данного дела в качестве государственного обвинителя.

Статья 30. Опротестование судебных решений, приговоров, определений и постановлений, не вступивших в законную силу

Право принесения в вышестоящий суд частных и кассационных протестов на не вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения и постановления принадлежит соответствующему прокурору, его заместителю в пределах их компетенции. Этим правом обладают и прокуроры, принимавшие участие в рассмотрении дел судом первой инстанции (судьей).

Статья 31. Опротестование судебных решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Право принесения протеста на вступившие в законную силу судебные решения принадлежит:

Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям — на решение, приговор, определение и постановление любого суда (судьи) Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам, их заместителям — на решение, приговор, определение и постановление районного (городского) и приравненного к ним суда (судьи); на определение судебной коллегии соответственно областного, Минского городского суда, рассматривавшей дело в кассационном порядке; на решение, определение и постановление хозяйственного суда, кроме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором района (города), межрайонным и приравненным к ним прокурором, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Право принесения протеста на судебные решения в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.

Статья 32. Представление Генерального прокурора Республики Беларусь о даче судам разъяснений

Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении дел.

Глава 4 НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ

Статья 33. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

законность в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом (судьей);

соблюдение установленных законодательством порядка и условий содержания либо отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 34. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

При осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:

1) в любое время посещает места, указанные в статье 33 настоящего Закона;

2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера, производит опрос этих лиц;

3) немедленно своим постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами;

4) проверяет соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений, указанных в статье 33 настоящего Закона, законодательству, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказаний, приостанавливает исполнение таких актов, опротестовывает их в случае противоречия закону, требует объяснения от представителей администрации;

5) проверяет исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном порядке, принимает предусмотренные законодательством меры в случае нарушения администрацией этих требований закона.

Глава 5 АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Статья 35. Протест

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащие закону акт или действие должностного лица.

В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов — на очередных сессиях. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется настоящим Законом и соответствующим процессуальным законодательством.

Статья 36. Представление

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Статья 37. Постановление

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и в порядке, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

Статья 38. Предписание

Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Статья 39. Официальное предупреждение

В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

Раздел IV КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 40. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры

На должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами. На должности прокурорских работников могут также назначаться граждане, имеющие иное высшее образование, причем количество их не может превышать двух процентов от штатной численности прокурорских работников. На эти должности не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.

На должности прокурорских работников прокуратур районов (городов) и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся на старших курсах в высших учебных заведениях по юридической специальности.

Лица, обучавшиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности с оплатой обучения республиканской прокуратурой, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами (контрактами) проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов прокуратуры до истечения этого срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа прокуратуры или сокращением штатов, указанные лица полностью возмещают затраты по своему обучению.

Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажирование в течение шести месяцев. Порядок стажирования определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Оказание прокурорскими работниками платных юридических услуг, занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство их службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускаются, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности.

Статья 41. Классные чины (воинские звания) прокурорских работников

Прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины (воинские звания).

Классные чины государственного советника юстиции первого, второго и третьего класса присваиваются Президентом Республики Беларусь. Иные классные чины присваиваются Генеральным прокурором Республики Беларусь. Прокурорским работникам военных прокуратур воинские звания присваиваются в порядке, установленном законодательством.

Статья 42. Поощрения и ответственность прокурорских работников

Прокурорские работники обязаны действовать в пределах своих служебных полномочий. В случае получения незаконного распоряжения они обязаны отказаться от его исполнения и доложить об этом вышестоящему прокурору, а в случае получения такого распоряжения от Генерального прокурора Республики Беларусь — в Верховный Совет Республики Беларусь.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, иные нарушения законности прокурорские работники несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в порядке, установленном законом.

Порядок поощрения и привлечения к ответственности прокурорских работников устанавливается Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь.

Статья 43. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностных окладов, доплат за классные чины (воинские звания) и выслугу лет и должно обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей и закрепления квалифицированных кадров. Размеры должностных окладов, доплат за классные чины (воинские звания) и выслугу лет определяются Верховным Советом Республики Беларусь.

Прокурорским работникам предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью 30 календарных дней. Прокурорским работникам предоставляются также дополнительные оплачиваемые отпуска после 10 лет работы в органах прокуратуры продолжительностью 5 календарных дней, после 15 лет работы — продолжительностью 10 календарных дней, после 20 лет работы — продолжительностью 15 календарных дней.

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны предоставить прокурорскому работнику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры или дома в течение шести месяцев со дня подачи заявления. В таком же порядке решаются вопросы установки домашнего телефона и предоставления мест в детских дошкольных учреждениях.

Прокурорские работники, обеспеченные жилыми помещениями за счет средств, выделенных органам прокуратуры на жилищное строительство или приобретение жилья, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами (контрактами) проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов прокуратуры до истечения этого срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с выходом на пенсию или призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа прокуратуры или сокращением штатов, указанные лица полностью возмещают затраты, связанные со строительством или приобретением жилья.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, занимаемые семьями прокурорских работников, прослуживших в органах прокуратуры не менее 20 календарных лет, передаются в их собственность бесплатно с учетом жилищной квоты (суммы квот), установленной законодательством.

Часть исключена. — Закон Республики Беларусь от 03.05.1996 N 440-XIII.

На прокурорских работников, уволенных со службы из органов прокуратуры в связи с инвалидностью и нуждающихся в улучшении жилищных условий, распространяется действие частей третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

В случае гибели прокурорского работника при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на тех же основаниях и условиях, которые имели место на момент гибели работника.

Прокурорские работники имеют право выхода на пенсию независимо от возраста при наличии 20-летнего стажа работы в следственном аппарате. За каждый последующий полный год работы в следственном аппарате сверх 20 лет пенсия увеличивается на 3 процента соответствующих сумм денежного содержания, но всего не более 75 процентов этих сумм. Порядок и размеры пенсионного обеспечения в случае выхода прокурорских работников на пенсию устанавливаются законодательством исходя из сумм их денежного содержания.

За прокурорскими работниками после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых они состоят на учете.

Статья 44. Меры правовой и социальной защиты прокурорских работников

Прокурорские работники являются представителями государственной власти, при исполнении служебных обязанностей неприкосновенны и находятся под особой защитой государства.

Уголовное дело в отношении прокурорского работника может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем. Прокурорские работники могут быть привлечены к административной ответственности в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Прокурорские работники подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, за счет средств прокуратуры. Порядок и условия страхования определяются Правительством Республики Беларусь.

В случае гибели (смерти) прокурорского работника при исполнении служебных обязанностей либо смерти, наступившей в результате ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, до истечения одного года после увольнения из органов прокуратуры единовременное денежное пособие выплачивается семье погибшего (умершего) или лицам, находящимся на его иждивении, в размере 15-летнего денежного обеспечения погибшего (умершего).

При установлении прокурорскому работнику инвалидности, связанной с исполнением им должностных обязанностей или наступившей в результате ранения (контузии), увечья, полученных в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе и до окончания одного года после увольнения со службы, ему выплачивается единовременное денежное пособие в размере:

5-летнего денежного обеспечения — инвалиду I группы;

4,5-летнего денежного обеспечения — инвалиду II группы;

4-летнего денежного обеспечения — инвалиду III группы.

При причинении прокурорскому работнику в связи с исполнением должностных обязанностей тяжелого телесного повреждения или менее тяжелого телесного повреждения ему выплачивается единовременное денежное пособие в размере соответственно 3,5- и 3-летнего денежного обеспечения.

В порядке и размерах, указанных в частях четвертой, пятой и шестой настоящей статьи, производятся выплаты и в случаях причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) прокурорских работников в связи с исполнением последними служебных обязанностей.

Ущерб имуществу прокурорского работника, причиненный в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме из средств государственного бюджета.

Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей имеют право по специальному знаку бесплатно пользоваться всеми видами общественного и железнодорожного пассажирского транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Прокурорские работники освобождаются от прохождения воинских сборов.

Прокурорские работники имеют право хранения, ношения и применения огнестрельного оружия, а также боеприпасов к нему.

Статья 44-1. Прекращение службы в органах прокуратуры

Служба в органах прокуратуры является службой в государственном аппарате и прекращается по предусмотренным законодательством о труде основаниям прекращения трудового договора, а также в случае выхода прокурорского работника в отставку.

Условиями возникновения у прокурорского работника права выхода в отставку являются:

наличие общего трудового стажа для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет, из которых не менее 15 лет составляет стаж работы в качестве прокурорского работника;

достижение 55-летнего возраста мужчинами и 50-летнего — женщинами при наличии общего трудового стажа у мужчин — 35 лет, у женщин — 30 лет, из которых не менее 8 лет составляет стаж работы в качестве прокурорского работника.

При выходе в отставку прокурорскому работнику назначается пенсия в размере 60 процентов от его средней заработной платы на момент выхода в отставку, которая исчисляется в соответствии с законодательством. После достижения пенсионного возраста пенсия прокурорскому работнику назначается в соответствии со специальным законодательством и в размере не ниже, чем при выходе в отставку. При выходе на пенсию или в отставку прокурорскому работнику выплачивается выходное пособие в размере 6 месячных должностных окладов. Должностной оклад определяется с учетом надбавки за классный чин. После выхода в отставку прокурорский работник имеет право работать по найму, получать пенсию и заработную плату в полном размере. В случае поступления снова на службу в государственный аппарат выплата пенсии в связи с отставкой приостанавливается.

При ликвидации органа прокуратуры пенсия по возрасту или пенсия за выслугу лет назначается прокурорскому работнику досрочно, но не более чем за три года, а при сокращении штатов — не более чем за два года до установленного законодательством возраста или выслуги лет при условии наличия общего трудового стажа для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет и при условии наличия стажа работы в качестве прокурорского работника не менее 15 лет. Прокурорским работникам в случае ликвидации органа прокуратуры или сокращения штатов гарантируется выплата выходного пособия в размере 6 среднемесячных заработных плат при условии наличия стажа работы в качестве прокурорского работника не менее двух лет, а также помощи по безработице в размере средней заработной платы в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Раздел V. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 45. Учебные заведения и другие учреждения и организации Прокуратуры Республики Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь может создавать учебные заведения, учреждения по повышению квалификации, выпускать специальные издания, иметь полиграфическое предприятие.

Статья 46. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляются за счет средств государственного бюджета. Размеры ассигнований на содержание органов прокуратуры утверждаются Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить размещенные на их территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями на условиях аренды, а также средствами связи.

Транспортными и техническими средствами органы прокуратуры обеспечиваются в централизованном порядке Правительством Республики Беларусь за счет средств государственного бюджета.

Статья 47. Затраты органов прокуратуры

Затраты по оплате среднего заработка, проезда и найма жилых помещений лицам, вызываемым к прокурорским работникам, по выплате вознаграждения экспертам, переводчикам и иным специалистам, привлекаемым для выполнения поручений прокурорских работников, производятся из средств государственного бюджета. Порядок и размеры средств, выделяемых органам прокуратуры на эти цели, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 48. Форменная одежда и удостоверение прокурорского работника

Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием, описание, порядок и нормы выдачи которого устанавливаются Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Прокурорские работники имеют служебное удостоверение, образец которого утверждает Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Статья 49. Печать прокуратуры

Республиканская прокуратура и подчиненные ей прокуратуры имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.

Статья 50. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Законе

Под наименованием «прокурор», если иное прямо не оговорено в настоящем Законе, следует понимать: Генеральный прокурор Республики Беларусь и все нижестоящие прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, начальники, заместители начальников, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Под наименованием «прокурорские работники» следует понимать работников прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), а также стажеров прокуратуры.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

Популярные новости

При покупке квартиры целесообразно провести психолого-психиатрическую экспертизу продавца

При покупке квартиры целесообразно провести психолого-психиатрическую экспертизу продавца. Об этом рассказал председатель Государственного комитета судебных экспертиз Андрей Швед в эфире интернет-телевидения “СБ”. После крупных сделок, в основном купли-продажи квартиры, со стороны продавца могут появиться родственники, готовые оспорить законность сделки. Чтобы минимизировать вероятность возникновения подобных проблем, до сделки целесообразно провести психолого-психиатрическую экспертизу продавца. Подробнее»

Долгосрочная аренда жилья за символическую плату с правом выкупа

Жаль, что это происходит не в Беларуси, а только в соседней Польше В Польше стартует новая жилищная программа «Mieszkanie plus». С 2018 года, а точнее с этой весны, в Польше стартует новая жилищная программа «MieszkaniePlus». Разберемся, что она из себя представляет. Программа была разработана польскими властями специально для тех, кто по каким либо причинам не может себе позволить купить жильё, а в предоставлении ипотечного кредита ему отказано. Подробнее»

На Олимпиаде в Пхенчхане используют методы белорусских властей (видео)?

Еще свежи в памяти события, когда основные конкуренты А.Лукашенко на пост президента Республики Беларусь строем отправлялись прямиком на кладбище или в тюрьму. На Олимпиаде в Пхенчхане до этого пока не дошло, но белорусского претендента на золотую медаль бесцеремонно “подвинули” от золотой медали. Президент Беларуси Александр Лукашенко прокомментировал судейство в отношении белорусского фристайлиста Антона Кушнира на Олимпиаде в Пхенчхане: выкинули главного конкурента из финала. Об этом глава государства заявил 18.02.2018 журналистам, передает корреспондент БЕЛТА. Подробнее»

Заложниками химической “бомбы” замедленного действия станут 360 тысяч жителей города Гродно

Заложниками очередной химической “бомбы” замедленного действия станут 360 тысяч жителей города Гродно. Напомним, что по общим правилам химические предприятия такого типа, как в Гродно, должны находиться а 20-30 км. от крупных городов. Логично было строить новое предприятие на приличном расстоянии от областного центра. Но кого интересует судьба 360 тысяч человек, которые будут ежедневно вдыхать воздух с примесью отработки химпроизводства, а случае ЧП вообще могут быть похоронными на кладбище, которое находиться недалеко он самого предприятия “Гродно Азот”. Подробнее»

Против людей потерявших работу начнут принимать экономические репрессии

Противостояния власть имущих и простого белорусского народа набирает обороты. Власть все больше становится похожей на обезьяну с гранатой. Новый “оригинальный” способ “борьбы” с тотальной безработицей в Беларуси “изобрели” государственные умы в Беларуси. Если кто-то думает, что это будет создание новых производств и высококвалифицированных рабочих мест, то он сильно ошибается. Всех безработных заставят… имитировать трудоустройство и самозанятость, а против людей потерявших работу начнут принимать экономические репрессии. Вот такая альтернатива недавнему скандальному декрету, установившему налог на безработных. Подробнее»

“Смертники” из МВД

Введение повсеместной продажи алкоголя не обсуждали, ввели тихо и по закону (указу, декрету, постановлению), а вот ограничения по продаже алкоголя сегодня решили обсудить. То, что вводить ограничительные меры по продаже такого наркотика, как алкоголь — давно пора, было понятно даже первокласснику. Но достаточно ли только запретительных и ограничительных мер по продаже алкоголя, который сегодня продают круглосуточно везде, даже на АЗС? Подробнее»

Как секты превращают людей в дойных коров

В России действует не менее 5 крупных сект. Например, к кришнаитам попадают через йогу, лекции в интернете, спецтренинги, — говорит мне кандидат психологических наук Александр Невеев. — Сначала поют, потом смотрят, что из тебя выжать. Многие думают, что это просто учение, а не секта. На этом заблуждении народ и попадает в их сети! Подробнее»

В Беларуси займутся “разведением” и “отстрелом” предпринимателей?

В Беларуси похоже начнут “разводить” и “отстреливать” предпринимателей. А почему нет? Рыбу, бычков и даже страусов разводят. Очевидно, что данный декрет, вынужденная и временная мера, а не путь к либерализации бизнеса. Нужно куда-то срочно деть 500 тысяч безработных. Путь найден — тех кто не может найти работу, зарегистрируют предпринимателями, потом декрет отменят или изменят условия работы, бизнес станет невозможным и его прикроют, а долги перед государством у банкротов и неудачников — предпринимателей останутся Подробнее»

Пожар как способ восстановить справедливость?

Не совсем удачно произошла очередная “прихватизация” властями чужого имущества. “Врагу” не достался “отжатый” в Гродно пивзавод, во всяком случае в том виде, в котором его изъяли в доход государства. Так должно было все выглядеть по плану…. Вопросов с данным пивзаводом много. Он стоит в центре города и не выпускает пива уже 10 лет. То, что там никто ничего все это время не делает, было видно многочисленным контролерам и всем властям. Подробнее»

Государство будет “терроризировать” население под предлогом борьбы с терроризмом

Инакомыслие в Беларуси приравняют к терроризму. В синеокой днем с огнем не найдешь террориста. Бывают, правда искусственные, “притянутые за уши” или топорно сделанные. Нет за 2013-2016 год и осужденных за терроризм. Не смотря на это сегодня Палата представителей Национального собрания приступит к рассмотрению в первом чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом». Подробнее»

Это интересно:

  • Алиэкспресс возврат средств Как вернуть деньги с АлиЭкспресс (AliExpress)? Как вернуть деньги с АлиЭкспресс, интересует многих клиентов этого популярного интернет-магазина. О том, как вернуть деньги с АлиЭкспресс, мы и расскажем читателям ниже. Гарантия возврата денежных средств Чтобы узнать, как вернуть деньги с […]
  • Выплата пособия при увольнении военнослужащего НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 30 января 2017 Автор: SobKor Просмотров: 9885 Вопрос: Облагается ли налогом единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащим, при увольнении из рядов Вооруженных Сил […]
  • Символы явь правь навь Явь, Навь, Славь, Правь Мир Яви – это наш физически плотный Мир, мы его ощущаем органами чувств. Мир Нави – это незнакомая нам Явь, так называемый «тонкий Мир». Но славяне разграничивали Навь на Светлую и Тёмную: в Светлой Нави наши Предки, а в Тёмной – бесы. Схематично, Тёмная Навь […]
  • Дешевая страховка на автомобиль в нижнем новгороде "Поволжье-Гарант - Нижний Новгород" Все виды страхования О нашей компании Страховой брокер «Поволжье – Гарант» оказывает все услуги страхования уже много лет и зарекомендовал себя надежным и ответственным партнером. Мы работаем с известными страховыми компаниями, которые занимают […]
  • Работа на декретном месте увольнение Работа на декретном месте увольнение Сотрудница уходит в декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком до трех лет. На время отсутствия на ее место принимается новый работник. Как оформить трудовые отношения с декретницей и сотрудником, который ее заменяет, и как законно уволить […]
  • Что входит в северный стаж для начисления надбавки Расчет северной надбавки в районах Крайнего Севера - 2017-2018 Северная надбавка в районах Крайнего Севера - 2017-2018 годы в порядок ее расчета ясности не привнесли, т. к. посвященный ей единый нормативный документ, издание которого предполагает ТК РФ, до сих пор не принят. В статье мы […]
  • Список литературы арбитраж Список литературы арбитраж Один @ втор.ru Самара 8-927-902-39-25 Дипломные, курсовые, контрольные работы на заказ в Самаре [email protected] Список литературы по арбитражному процессу На этой странице приведен список литературы по арбитражному процессу: 1. Арбитражный […]
  • Пенсия по потери одного из родителей Выплата пенсии ребенку по случаю потери кормильца Пенсия по потере кормильца положена каждому ребенку, у которого умерли родители или другие лица, на попечении которых он находился. Такие выплаты продолжаются до 18 лет, а в некоторых случаях пожизненно. Пенсия по потере кормильца для […]
Все права защищены. 2018