Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Совещательный орган содействующий реализации полномочий органа государственной власти

Совещательный орган содействующий реализации полномочий органа государственной власти

Конспект лекции: Государственный совет РФ

Государственный совет РФ – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он создан на основании Указа Президента РФ от 01.09.2000 г. № 1602. В своей деятельности руководствуется КРФ, ФЗ и ФКЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, а также Положением, утверждаемом Президентом РФ.

Основные задачи Государственного совета:

  • — содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • — обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
  • — обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами КРФ, ФКЗ, ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;
  • — содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  • — рассмотрение по предложению Президента РФ проектов ФЗ и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
  • — обсуждение проекта ФЗ о федеральном бюджете;
  • — обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
  • — обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ;
  • — обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Состав и организация работы Государственного совета. Формируется в составе председателя и членов (участвуют в его работе на общественных началах). Председателем является Президент РФ. Члены – высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в состав могут быть включены лица, занимавшие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более сроков подряд. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного совета в составе 7 членов (персональный состав определяется Президентом РФ и подлежит ротации 1 раз в полгода). Президиум рассматривает план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания, анализирует реализацию плана работы и решений Государственного совета. Заседания Президиума – не реже 1 раза в месяц.

Председатель Государственного совета:

  • — определяет место и время проведения заседаний;
  • — председательствует на заседаниях;
  • — формирует на основе предложений членов Президиума план работы и повестку дня очередного заседания;
  • — дает поручения членам Государственного совета и его секретарю (обязанности последнего возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ).

Члены Государственного совета вносят в президиум предложения по плану работы, повестке дня, порядку обсуждения вопросов и проектов решений. Они не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Государственный совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях. Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляют подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Порядок работы Государственного совета. Заседания проводятся регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца)(могут проводиться внеочередные заседания). Заседания являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа членов. Решения Государственного совета принимаются на заседании путем обсуждения. По решению Председателя голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель имеет право устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса. Решения оформляются протоколом, подписываемым секретарем (при необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями президента РФ). В случае выработки решения о необходимости принятия ФКЗ, ФЗ или внесения в них изменений, внесения поправок в проект ФКЗ или ФЗ проект соответствующего акта вносится в ГД в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Совещательный орган содействующий реализации полномочий органа государственной власти

Роль Президента РФ в системе государственного управления

Конституция на момент принятия имела опережающий время и ситуацию характер. Движение в сторону реализации конституционных норм «в условиях правового нигилизма и апатии» [6] было возможно только централизованно, посредством сильного и автономного института государственной власти – власти главы государства. Этот факт обусловил закрепление уникального, не имеющего прямых конституционных аналогов в мире, статуса Президента России: во-первых, власть главы государства организационно выделена в отдельный вид государственной власти, во-вторых, объем президентских полномочий чрезвычайно широк. Статус и полномочия Президента РФ регламентирует Конституция, порядок выборов – Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.

В России в настоящее время складывается суперпрезидентский тип республики, об этом, в том числе, свидетельствует наличие при Президенте РФ органов, краткая характеристика которых представлена ниже.

Конституционным органом, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России, по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет Безопасности РФ. Правовая основа его деятельности – федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации», иные правовые акты Президента РФ.

Широкий спектр функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях – формирование стратегии внутренней и внешней политики государства и стратегии политики национальной безопасности. В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (по должности им является Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены и члены, включение и исключение которых из состава осуществляет Президент РФ. Основная форма деятельности – заседания; решения принимаются постоянными членами простым большинством от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности – неотъемлемый элемент эффективного государства. Другая форма деятельности Совета – совещания. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета. Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые в целях подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам правопорядка в обществе и государстве и пр. Персональный состав комиссий по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти утверждается Секретарем Совета. Персональный состав Совета Безопасности РФ утверждается Указом Президента РФ.

Новый порядок формирования верхней палаты российского парламента инициировал поиск путей участия глав российских регионов в разработке государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте РФ – Государственного Совета РФ. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основания его формирования: ст. 80 и 85 Конституции, предложения обеих палат Федерального Собрания РФ. Правовые основы деятельности – федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации», указы и распоряжения Президента РФ. В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на Президиум Госсовета (семь членов). Форма деятельности Госсовета РФ – заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. В целом, выполняемые Госсоветом РФ задачи позволяют выделить этот орган в качестве субъекта государственной политики и одного из способов ее формирования.

В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления. Сегодня полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в Высших Судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Институт полномочных представителей Президента РФ функционирует и в федеральных округах, сформированных Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этот институт пришел на смену представителям Президента РФ в субъектах Федерации в целях обеспечения реализации главой государства его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полпред Президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства. Аппараты полномочных представителей – самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации.

При полномочных представителях Президента РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2005 г. № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах», функционируют совещательные органы – советы (за исключением Южного федерального округа). Членами совета по должности являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития РФ (по решению Минрегиона России); заместитель Генерального прокурора РФ по федеральному округу (по согласованию); могут входить иные лица. Персональный состав совета по предложению полпреда утверждается Руководителем Администрации Президента РФ.

Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ – это государственный орган, сформированный в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений на основании Указа Президента РФ от б апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации», иными указами и распоряжениями Президента РФ. Состав Администрации представлен обширным кругом должностных лиц и структурных подразделений.

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Система органов государственной власти представляет собой совокупность органов государственной власти, государственных органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и выполняющих четко законодательно определенные за ними функции.

В ст. 10 Конституции РФ обозначено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а с учетом государственного устройства России выделяют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта РФ.

Государственную власть на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды.

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти, виды которых формируются с учетом разделения властей на органы законодательной (законодательные собрания, думы, хуралы и пр.) и исполнительной власти (правительства, кабинеты министров, администрации), а также суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Система органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики отдельно взятого субъекта РФ закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта РФ.

Кроме перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ее тексте упоминаются и другие федеральные государственные органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: ЦБ РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103), прокуратура РФ (и. «о» ст. 71, ст. 129), Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти, однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов и называть их государственными органами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, а также осуществляет иные кредитно-расчетные функции. Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты РФ являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и другие в соответствии с финансовыми задачами деятельности палаты.

Важным в современном демократическом государстве является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет данное высшее должностное лицо как гаранта государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным но правам человека в Российской Федерации, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения.

К основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и т.д.

Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В соответствии со ст. 29 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры РФ представляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. К органам прокуратуры относятся также военные и другие специализированные прокуратуры, например по надзору за законностью в местах лишения свободы.

В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина; ее деятельность реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.

Особенности организации и деятельности Конституционного Собрания в настоящее время законодательно не определены.

Государственные органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а акты не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства [1] ; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности [2] ; Государственный совет – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ [3] ; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также органов судейского сообщества [4] .

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и не являющиеся государственными органами организации, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, адвокатура и др.).

  • [1] См.: Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490.
  • [2] См.: Федеральный закон 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
  • [3] См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации».
  • [4] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Понятие и признаки органа государственной власти

Понятие органа государственной власти

Государство осуществляет свои функции при помощи государственного аппарата, определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для науки конституционного права имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату, так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки.

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  • через них народ осуществляет свою власть;
  • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
  • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

Органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).

Это интересно:

  • Заявление о выделе доли из общего имущества Исковое заявление об определении долей супругов на квартиру (образец) На данной странице вы можете скачать примерный образец искового заявления об определении долей супругов на квартиру составленный нашими юристами с учетом действующего законодательства и наработанной судебной […]
  • Как мирно договориться об алиментах Оформление алиментов Алименты — это денежные средства, выплачиваемые обязанным лицом на содержание другого человека, состоящего с ним в определенной родственной связи (или в отношении бывшего родственника) и признанного законом нуждающимся. В общем случае алиментные выплаты положены […]
  • Молоко экспертиза Экспертиза молока и молочных продуктов Уже традиционно молоко считается весьма полезным продуктом питания. Для определения его ценности и качества проводится экспертиза молока и молочных продуктов, в ходе которой устанавливаются физико-химические, биологические и органолептические […]
  • Иск обжалование постановления об административном правонарушении Иск обжалование постановления об административном правонарушении Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Расчет трудового стажа льготного Расчет трудового стажа льготного Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статьи и […]
  • Вика цыганова приказ на кавказ Главная 0 О проекте 0 Исполнители 55 Биографии 24 Альбомы 72 27 марта 1811 года - официальная дата создания внутренних войск, когда указом императора Александра I были сформированы воинские батальоны внутренней стажи. Случайные песни Вы здесь: Главная Ц […]
  • Как в суде узаконить пристройку Как в суде узаконить пристройку Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Как через суд […]
  • Заявление на предоставление медицинской лицензии Заявление на предоставление медицинской лицензии Лицензирование медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного "Сколково") […]
Все права защищены. 2018