Закон о рекламе 2014 статья 24

ФАС дала разъяснения по применению запрета на рекламу медуслуг, исходя из толкований ВАС

ФАС России представила на своем сайте разъяснения относительно ограничений на рекламу медицинских услуг, вступивших в силу с 1 января 2014 года.

В соответствии с новыми нормами Закона «О рекламе» (ч.8 ст. 24) реклама медицинских услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

При этом, как отмечает ФАС, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 8 октября 2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

В связи с этим ФАС поясняет, что на рекламу медицинской деятельности, например, стоматология, психиатрия, офтальмология и прочее, не содержащую указания на конкретные медицинские услуги, вступившие в силу требования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Напомним, что поправки в Закон «О рекламе» были частью Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

С полным текстом разъяснений ФАС с связи в вступлением в силу изменений в Закон «О рекламе» можно ознакомиться здесь.

Что же доктор прописал?

О рекламе медицинских услуг и методов лечения.

Уже несколько лет подряд в топ нарушений законодательства о рекламе попадает ненадлежащая реклама медицинских услуг и методов лечения. И это неудивительно. Участники рынка помнят период неразберихи 2013-2014 годов, когда рекламу методов лечения то запрещали, то разрешали, то ограничивали.

С 30 июня 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), разрешающие рекламировать медицинские услуги любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 данного закона, а также общих требований, предъявляемых к рекламе. И, казалось бы, основные проблемы были решены. Тем более что позднее ФАС РФ выпустила Письмо №АД/26584/15 от 28.05.2015 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе». В частности, было дано следующее понятие методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации: это способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Однако 18 августа 2016 года Верховный Суд РФ вынес решение по делу №АКПИ16-546, которым указанное письмо было признано частично недействительным. Верховный Суд посчитал, что ФАС России не вправе давать разъяснения, касающиеся законодательства в сфере охраны здоровья граждан, поскольку эта сфера не относится к ее компетенции.

Разбираясь в терминологии, мы увидим, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит следующее понятие: медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

То есть фактически 323-ФЗ не разграничивает методы профилактики от медицинских услуг, в отличие от Закона о рекламе, который устанавливает различные требования для рекламирования медицинских услуг и методов лечения.

Так, часть 8 статьи 24 Закона о рекламе допускает размещение рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

При этом часть 3 статьи 24 Закона о рекламе устанавливает, что реклама медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна:

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Кроме того часть 7 статьи 24 Закона о рекламе обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (за исключением такой рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники).

Таким образом, Закон о рекламе допускает распространение рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, при условии соответствия такой рекламы как общим требованиям к рекламе, установленным статьей 5 данного закона, так и специальным требованиям к рекламе, установленным частью 3 статьи 24 данного закона.

Необходимо отметить, что требования части 8 статьи 24 Закона о рекламе не распространяются на рекламу медицинских услуг. То есть размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений пунктов 2-5 части 1 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, а также иных общих требований.

Следовательно, необходимо обратить внимание на разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. В связи с этим ФАС РФ выпустил очередное разъяснение «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17).

По мнению ФАС России, при отнесении той или иной рекламы к рекламе медицинских услуг либо к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего.

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 года №804н. Номенклатура действует с 1 января 2018 года.

Указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг (при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации).

Данный подход также подтверждается судебной практикой. В частности, из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама не нарушает часть 8 статьи 24 Закона о рекламе.

При этом суды отмечают, что реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе (см. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 №303-КГ16-8450 по делу №А04-5936/2015).

Об ответственности за нарушения законодательства о рекламе

Как указано в Письме ФАС России от 21.06.2017 г. АД/41673/17, статья 24 Закона о рекламе предусматривает, что реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации является частью рекламы медицинских услуг (кстати говоря, все разъяснения антимонопольного органа, согласно письму ФАС России от 26.08.2016 г. №ИА/58910/16, обязательны для исполнения территориальными управлениями ФАС).

Поэтому в случае выявления нарушения законодательства о рекламе в рекламе медицинских услуг, в состав которой входит не только реклама методов лечения, но также и реклама методов профилактики, диагностики и медицинской реабилитации, применяются положения части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в части требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Статья Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-С, опубликована в журнале National Business (в номере за декабрь 2017 – январь 2018)

Закон о рекламе медицинских услуг и лекарств

В Российской Федерации нет специального закона, который устанавливает нормативно-правовые взаимоотношения в рекламной деятельности относительно оказания и обращения медицинских услуг и лекарственных изделий.

Общими законодательными актами являются:

  • ФЗ № 86 «О лекарственных средствах»;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 «О рекламе»;
  • Федеральный документ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»;
  • Постановление Правительства РФ № 970 «Об утверждении Положения о муниципальном надзоре за обращением медицинских изделий».

Основным документом считается ФЗ «О рекламе» № 38, который был принят участниками Госдумы 14 июня 1995 года. Регулированию медицинских услуг посвящена 24 статья, именно на нее рекламодатель должен опираться при распространении рекламного объявления в данной области.

Можно ли рекламировать медицинские услуги?

В июне 2014 года был одобрен Федеральный закон от 28.06.2014 № 190-ФЗ «О внесении изменений в 24 статью Федерального закона «О рекламе», согласно которому было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

Согласно статьи 24 ФЗ «О рекламе», пропаганда медицинских услуг обязательно должна сопровождаться специальным сообщением, которое предупреждает о возможных ограничениях к их употреблению. А также сопровождаться рекомендацией о необходимости ознакомления с предписанием по их использованию или получении квалифицированной консультации у специалистов. Длительность размещения рекламы в радиопередачах, не должна быть более 3 секунд, а распространение в телепередачах, кино и видеообслуживании может быть продлена до 5 секунд.

Стоит отметить, что нормы и требования 7 части 24 статьи не относятся к рекламе, которая размещается в местах проведения медицинских и фармацевтических выставочных конгрессов, занятий и семинаров. А также в типографических публикация специального назначения, клиентами которых являются исключительно сотрудники медицинских и фармацевтических назначений.

Изменения в законе о рекламе

Главные изменения в законе, касающиеся рекламы соответствующих услуг, заключаются в уточнении некоторых медицинских терминов. Это связано с тем, что рекламодатели и распространители рекламы зачастую ошибочно воспринимали такие понятия, как медицинские услуги и медицинская деятельность. Медицинские услуги — врачебное вмешательство или комплекс врачебной помощи, которые направлены на осуществление профилактических, диагностических и лечебных действий. А понятие «медицинская деятельность» значительно шире.

Согласно изменениям в законе нельзя применять точные наименования медобслуживаний, а именно:

  • рентген;
  • УЗИ;
  • кардиограмма;
  • МРТ;
  • протезирование;
  • все подвиды анализов, процедур и терапий, а также выдачу врачебной документации.

Запрещается использовать фразы, которые напрямую касаются обеспечения здравоохранения, а также определенных действий врачей или медучреждений, например:

  • консультирование;
  • прием;
  • медосмотр;
  • обследование;
  • врачебная помощь;
  • лечение;
  • операция и т. д.

Не допускается упоминание конкретной медицинской техники — рентгеноскоп, томограф, электрофорез и другие, только если не рекламируется продажа данной техники.

Текст части 8 опубликован в новой редакции: «Пропаганда фармацевтических изделий в формах и дозировках, выданных по рецептам на лекарственные препараты, соответствующее лечение, включая методики диагностирования и профилактики по новым технологиям, допускается на территории проведения выставочных и семинарных собраний, предназначенных только для фармацевтических и медицинских сотрудников».

Узнайте, что предлагают тем, кто решится на переселение на Дальний восток по 119 ФЗ.

Требования к рекламе лекарств

Общефедеральный кодекс от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» подразделяется на 2 основные группы требований относительно рекламирования медицинских услуг и лекарств:

  • основные нормы. Данные требования касаются рекламирования в целом, включая и пропаганду медуслуг. Главными требованиями является добросовестность и достоверность информации;
  • специальные нормы.

Реклама лекарственных средств и медицинских услуг имеет некоторые ограничения. Согласно специальным требованиям, пропаганда не должна:

  • напрямую обращаться к лицам, не достигшим совершеннолетия;
  • содержать мнимые представления о преимуществах субъекта рекламирования путем ссылки на факт осуществления исследований, обязательных для общемуниципальной регистрации субъекта объявления;
  • содействовать формированию у потенциального здорового покупателя чувства о необходимости употребления субъекта рекламирования;
  • способствовать формированию ощущения ненужности обращения к врачам;
  • гарантировать стопроцентный результат от применения лекарства, а также его безопасность, производительность и отсутствие побочных действий;
  • предоставлять субъект рекламирования в качестве положительной биологически активной добавки;
  • утверждать, что безопасность и (или) эффективность лекарственного субъекта гарантирована его природным происхождением.

Законодательство Российской Федерации настоятельно рекомендует соблюдать все вышеуказанные правила. За их несоблюдение, статья 14.3 КоАП устанавливает внушительные штрафные санкции. Размер административного взыскания: для российских граждан — от 2 000 до 2 500 рублей; для государственных служащих — от 10 000 до 20 000 тысяч рублей; для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

Разрешенное время для рекламы

Ответственность за несоблюдение нормативных актов России о рекламе, касающиеся времени, месте и средств распространения рекламы, несет рекламораспространитель. Настоящий Федеральный закон не регламентирует специально разрешенное время для рекламирования медицинского обеспечения и лекарственных средств.

В соответствии с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2015, было установлено разрешенное время только для пропаганды алкогольной продукции.

Скачать закон о рекламе в последней редакции

Распространение рекламного объявления осложнено тем, что отсутствует судейская практика и официальные разъяснительные записки высших судебных учреждений. То есть, с одной стороны реклама лечебных услуг имеет много ограничений, а с другой — Федеральным законом «О защите прав потребителей» определена обязательность предоставление потребителю нужную и правдивую информацию.

Скачать Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе» № 38-ФЗ в новой редакции по ссылке.

п.8 ст.24 ФЗ о рекламе с 01.01.2014 указывает на запрет рекламы медицинских услуг вне специализированных выставок и специализированных изданий

Вопрос-ответ по теме

п.8 ст.24 ФЗ о рекламе с 01.01.2014 указывает на запрет рекламы медицинских услуг вне специализированных выставок и специализированных изданий. Однако, возникает противоречие по п.п. 3, 5 и 7 статьи 24 с указанным п. 8. Разъясните, пожалуйста, какими нормами руководствоваться при принятии решения о рекламе мед.услуг? В каком документе утвержден перечень мед.услуг и виды деятельности мед.учреждений?».

: С 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

С 01.01.2014 вводятся требования к рекламе медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. С указанной даты реклама медицинских услуг должна соответствовать пунктам 2 — 5 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, реклама медицинских услуг не должна:

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

В рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Однако необходимо учитывать ограничения, установленные ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Подобное законодательные конструкции привели к определенным противоречиям, т.к. ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» допускает рекламу медицинских услуг с определенными ограничениями, а ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе» исключает возможность рекламы в полном объеме (за исключением мест проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).

Трактовка новой редакции ФЗ «О рекламе» антимонопольными органами сводится, что запрет установлен на рекламу медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в полном объеме, за исключением мест, указанных в части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Тем не менее, в письме ФАС России от 20.01.2014 № АК/1193/14 разъяснено, что на рекламу медицинской деятельности, например, стоматология, психиатрия, офтальмология и прочее, не содержащую указания на конкретные медицинские услуги, вступившие в силу требования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Следует отметить, что в п.22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее: «Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н. Пункт 10 статьи 2 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ раскрывает содержание понятия „медицинская деятельность“. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие „медицинская деятельность“ шире, чем понятие „медицинская услуга“. В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами».

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Разъяснение ФАС России от 13.08.2013 О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ;

Письмо ФАС России от 17.12.2013 № АД/51199/13 О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе»;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПИСЬМО ФАС РОССИИ ОТ 20.01.2014 № АК/1193/14 О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

«В дополнение к письму ФАС России от 17.12.2013 № АД/51199/13 сообщаем.

Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ) внесены изменения в часть 8статьи 24 Федерального закона «О рекламе», устанавливающую перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, с 01 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.*

Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“ понятие „медицинская деятельность“ шире, чем понятие „медицинская услуга“.

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом „О рекламе“ местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.*

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях*. При этом медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона „О рекламе“, в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее».

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования «пункта 6» части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

3. Требования «пунктов 2» — «5 части 1» настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

3.1. Требования «пунктов 2» — «5» и «7 части 1» настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

4. Требования «пунктов 1» — «8» части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Это интересно:

  • Разрешение объектива фотоаппарата "Мегапиксельные" разводки Когда закончится бессмысленная гонка "мегапикселей" Как-то раз, занимаясь фотографированием уличной сценки, я заметил возле себя гражданина с новомодной фотомыльницей в руках. Он некоторое время с интересом смотрел на мою старенькую зеркалку Canon 20D, а потом […]
  • Можно оформить каско на полгода КАСКО на 6 месяцев Следующая статья: Класс ОСАГО Если говорить о владельцах автотранспортных средств, которые управляют своим авто сами, тогда полугодичное страхование добровольного порядка на случай ДТП попросту будет невыгодным. Зачастую такие страховки оформлять удобно предприятиям […]
  • Неустойка за срыв сроков строительства Неустойка дольщикам за срыв сроков строительства Ваш застройщик нарушает условия договора и не укладывается в указанные сроки? Согласно 214 ФЗ, у вас есть полное право взыскать неустойку с застройщика за несоблюдение указанных в договоре сроков строительства. Специалисты юридического […]
  • Износ по осаго изменения Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО . Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 […]
  • Наследство и долги наследодателя Ст. 1175 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 1175. Ответственность наследников по долгам наследодателя. 18 октября 2016 30 апреля 2013 25 июня 2012 27 октября 2009 8 апреля 2009 Обсуждение статьи Вопросы по статье Добрый вечер, должник умер,организация которой он был должен и было решение […]
  • Штраф за рулем находился не владелец ГИБДД не вправе штрафовать собственника машины, если он не был за рулем Сотрудники ГИБДД зафиксировали, что большегрузный автомобиль двигался по междугородней трассе с превышением допустимой массы на 3,8 процента. Взвешивание было произведено специальным техническим средством, работающим […]
  • 1001 приказ мвд изменениями Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001"О порядке регистрации транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 27 августа 2010 г., 20 января, 29 августа 2011 г., […]
  • Налоги добыча песок Организация добывает речной песок с месторождений, расположенных на дне реки. При добыче песка земснарядом непосредственно на месторождении песок проходит через сита. В результате происходит деление на песок речной и песчаный грунт (мусор, камни, часть грязного речного песка, не […]

Author: admin