Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон о социальной гарантии судей

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ
«О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1997 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 28 июня 2002 г., 22 августа 2004 г., 25 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 25 декабря 2012 г., 22 октября 2014 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

10 января 1996 года

Размеры должностных окладов судей РФ установлены в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ в соответствии с Приложением к Закону. Определены составляющие заработной платы судей РФ и работников аппаратов судов РФ. Размер денежных поощрений (премий) судей и работников аппаратов судов РФ по итогам работы за квартал и год не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти.

Судьям РФ, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

Рассмотрены вопросы возмещения расходов по переезду судей, переведенных в другую местность, компенсации понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления им жилой площади, скидок по оплате жилой площади.

В стаж работы в качестве судьи РФ при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года, за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 1 января 1997 года.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 г., за исключением статей 1 и 3, которые вступают в силу с 1 января 1997 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. N 9-П положения части первой статьи 7 настоящего Федерального закона признаны не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой они распространяются на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года (даты введения в действие Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ) и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку — определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 января 1996 г. N 10, в Собрании законодательства Российской Федерации, от 15 января 1996 г. N 3 ст. 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие частей первой и второй статьи 2 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части компенсации стоимости продовольственного пайка

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Социальная защита судей

Меры социальной защиты осуществляются в порядке обеспечения гарантий судей федеральных судов общей юрисдикции (в том числе судей военных судов), мировых судей, судей, пребывающих в отставке, от социальных рисков, связанных с болезнью, инвалидностью, смертью и т.д., в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.20);

Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ « О военных судах Российской Федерации»;

Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организуют социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке.

Финансирование расходов на обеспечение мер социальной защиты судей осуществляется за счёт средств федерального бюджета в пределах объёмов финансирования, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Меры социальной защиты судей осуществляются Судебным департаментом по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Материальные компенсации в случае гибели (смерти) судьи

В порядке реализации гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» в случае гибели (смерти) судьи (в том числе судьи в отставке), наступившей вследствие телесных повреждений или иных повреждений здоровья, Судебным департаментом осуществляются следующие меры по обеспечению материальных компенсаций:

· заключаются в установленном законом порядке государственные контракты со страховыми компаниями на страхование жизни и здоровья судей судов общей юрисдикции (за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации), в том числе пребывающих в отставке, в целях обеспечения выплаты наследникам судьи страховых сумм в размерах, определённых пунктом 2 статьи 20 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» ;

· до подведомственных Судебному департаменту бюджетополучателей – верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов; органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в отношении судей районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей – доводятся лимиты бюджетных обязательств на выплату нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, ежемесячного денежного возмещения в размерах, определённых пунктами 4 и 4.1 статьи 20 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» .

Материальные компенсации в случае причинения судье увечья

В порядке реализации гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» в случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, Судебным департаментом осуществляются следующие меры по обеспечению материальных компенсаций:

· заключаются в установленном законом порядке государственные контракты со страховыми компаниями на страхование жизни и здоровья судей судов общей юрисдикции (за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации), в том числе пребывающих в отставке, в целях обеспечения выплаты судье страховых сумм в размерах, определённых пунктом 2 статьи 20 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» .

· до подведомственных Судебному департаменту бюджетополучателей – верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов; органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в отношении судей районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей – доводятся лимиты бюджетных обязательств на выплату судье ежемесячного денежного возмещения в размерах, определённых пунктом 3 статьи 20 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Материальные компенсации в случае причинения судье телесных повреждений

В порядке реализации гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» в случае причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, Судебным департаментом осуществляются следующие меры по обеспечению материальных компенсаций:

· заключаются в установленном законом порядке государственные контракты со страховыми компаниями на страхование жизни и здоровья судей судов общей юрисдикции (за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации), в том числе пребывающих в отставке, в целях обеспечения выплаты судье страховых сумм в размерах, определённых пунктом 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» .

Материальные компенсации в случае уничтожения (повреждения) имущества судьи

В порядке реализации гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» в случае уничтожения (повреждения) имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, Судебным департаментом осуществляются следующие меры по обеспечению материальных компенсаций:

· заключаются в установленном законом порядке государственные контракты со страховыми компаниями на страхование имущества судей судов общей юрисдикции (за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации), в том числе пребывающих в отставке, в целях обеспечения выплаты судье страховых сумм в размерах, определённых пунктом 5 статьи 20 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Социальные гарантии защиты судей и членов их семей (Баранков В.Л.)

Дата размещения статьи: 23.12.2014

Правовой статус судей в Российской Федерации — совокупность прав, обязанностей и законных интересов названных должностных лиц, установленная в целях обеспечения независимости судей при отправлении правосудия.
Гарантии социальной защиты судей — закрепленные законом гарантии, направленные на обеспечение реального осуществления социальных прав судей. Объектом гарантии социальной защиты судей выступают только социальные права судей, тогда как их юридические обязанности и законные интересы находятся за пределами этих гарантий. Субъектами гарантий социальной защиты являются действующие судьи, судьи в отставке, правопреемники судей.
Система гарантий социальной защиты формируется в целях обеспечения независимости судей, поддержания высокой производительности труда судей, повышения престижа должности судьи, предотвращения возможного понижения социального статуса судей после ухода с должности .
———————————
Подробнее см.: Баранков В.Л. Гарантии обеспечения социальной защиты судей // Журнал российского права. 2013. N 12; Навалихина Ю.А. Социальные гарантии правового статуса судей в Российской Федерации: вопросы теории. М., 2013.

Согласно ст. 19 и 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» меры социальной защиты судей включают:
медицинское обслуживание судей судов общей юрисдикции, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей, а также мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами;
страхование жизни и здоровья судей федеральных судов общей юрисдикции, в том числе пребывающих в отставке, мировых судей, в том числе пребывающих в отставке;
страхование имущества судей;
оплата проезда судей к месту отдыха и обратно;
санаторно-курортное лечение судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, судей военных судов, членов их семей, судей, пребывающих в отставке.
В соответствии с действующим законодательством к членам семьи судьи относятся супруг(а), родители и дети судьи, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство .
———————————
См.: п. 5 Постановления ВС РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Медицинское обслуживание. С 1 января 2011 г. поэтапно вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) предоставляется за счет средств ОМС в объеме и на условиях, которые соответствуют программе ОМС.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающейся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных страховщиком средств.
Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определенного объема медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несет затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации (в том числе действующих судей и судей, пребывающих в отставке) на получение бесплатной медицинской помощи Правительством РФ ежегодно утверждается программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на будущий год.
В бюджет территориального фонда ОМС ежемесячно от заработной платы судей производятся отчисления в размере 2%. Для получения медицинской помощи по программе ОМС необходимо иметь полис ОМС, который выдается по месту работы, а для судей, пребывающих в отставке, детей судей и неработающих членов семей — по месту жительства в поликлинических учреждениях.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе Комплексной программы добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение медицинских услуг на территории Российской Федерации сверх объемов территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Платное лечение судей и членов их семей осуществляется централизованно и в настоящее время реализуется посредством заключения Судебным департаментом при ВС РФ Государственного контракта на осуществление добровольного медицинского страхования (далее — Государственный контракт) от 3 декабря 2010 г. N СД-14ю/179 со страховой компанией ЗАО «МАКС». Срок действия указанного Государственного контракта — с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г.
———————————
См. также: Навалихина Ю.А. Деятельность территориальных органов Судебного департамента по осуществлению социальных гарантий правового статуса судей // Вестник Международного института управления. 2012. N 1 — 2.

Медицинское обслуживание судей и членов их семей осуществляется в порядке, определенном Комплексной программой добровольного медицинского страхования на 2011 г., являющейся неотъемлемой частью названного Государственного контракта, в медицинских учреждениях — партнерах ЗАО «МАКС», согласованных с судейским сообществом в субъекте РФ, по спискам застрахованных, переданным в медицинские учреждения представителями страховой компании.
Страхование жизни и здоровья. Государственный контракт страхования жизни и здоровья судей от 29 декабря 2008 г. N СД-14ю/112, заключенный Судебным департаментом при ВС РФ со страховой компанией ЗАО «МАКС», действует до 31 декабря 2014 г. включительно.
Согласно п. 7 ст. 20 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации правила, содержащиеся в п. 2 данной статьи, не применяются, если в предусмотренном Законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.
В соответствии с условиями Государственного контракта застрахованными лицами являются судьи федеральных судов общей юрисдикции, в том числе пребывающие в отставке, мировые судьи, в том числе пребывающие в отставке, судьи военных судов.
Выгодоприобретателями в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются лица, указанные в его завещании. При отсутствии завещания выгодоприобретателями являются наследники по закону в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, возмещение ущерба в случае причинения телесных повреждений или наступления смерти, произошедших в результате несчастных случаев (в том числе ДТП) без умысла причинить вред, в связи с исполнением судьями их служебных обязанностей регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Названным Федеральным законом установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).
В соответствии с Законом страхователями являются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников.
Ежемесячно в бюджет территориального фонда социального страхования производятся обязательные платежи, направленные на обязательное социальное страхование судей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, при наступлении страхового случая у судей возникает право на социальное возмещение вреда, причиненного в результате наступления несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страхователем застрахованному через Фонд социального страхования.
Страхование имущества. В соответствии с условиями Государственного контракта действующие судьи федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи и судьи военных судов на момент наступления страхового случая являются выгодоприобретателями. Условия страхования предусмотрены программой страхования имущества действующих судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и судей военных судов.
Согласно п. 5 ст. 20 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации судьи вправе за ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или члену его семьи, получать возмещение в полном объеме. Порядок возмещения названного ущерба установлен Правилами возмещения судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 647.
Оплата проезда к месту отдыха и обратно. Согласно п. 2 ст. 19 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда судьи к месту отдыха и обратно подлежит оплате за счет средств федерального бюджета.
Данная правовая норма связывает оплату стоимости проезда с предоставлением отпуска, в связи с чем действие указанной нормы не распространяется на судей, пребывающих в отставке.
Однако на судей, пребывающих в отставке и привлеченных к осуществлению полномочий судьи в порядке ст. 7.1 указанного Закона, распространяются все гарантии материального и социального обеспечения в период осуществления ими полномочий, в том числе оплата проезда к месту отдыха и обратно при предоставлении отпуска за фактически отработанное время в период исполнения обязанностей судьи.
На основании п. 9 Инструкции о порядке оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно (далее — Инструкция) при следовании к месту отдыха и обратно возмещение стоимости проезда производится по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных областным и равным им судам, а также управлениям (отделам) Судебного департамента в субъектах РФ на соответствующий финансовый год.
Таким образом, при выезде судьи к месту отдыха в выходные и нерабочие праздничные дни в случае оформления им отпуска с первого рабочего дня, следующего за указанным периодом, проездные билеты подлежат принятию к оплате.
В соответствии с п. 1 Инструкции оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится судье один раз в год в пределах территории Российской Федерации применительно к нормам возмещения командировочных расходов.
Согласно п. 7 Инструкции при предоставлении судье ежегодного оплачиваемого отпуска частями стоимость проезда к месту отдыха и обратно оплачивается один раз.
На основании изложенного оплата проезда судьи к месту отдыха и обратно производится действующим судьям, в том числе судьям в отставке, привлеченным к исполнению обязанностей судьи, один раз в год во время ежегодного оплачиваемого отпуска независимо от его продолжительности. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих производить оплату проезда к месту отдыха и обратно в случае предоставления судье отпуска без сохранения заработной платы.
Согласно п. 11 Инструкции в случае выезда судьи за пределы Российской Федерации оплата проезда к месту отдыха и обратно осуществляется в размере стоимости проезда судьи по территории Российской Федерации от места отправления до самого приближенного пункта к границе Российской Федерации, подтвержденной справкой Агентства воздушных сообщений или филиала Федерального агентства железнодорожного транспорта. При этом возникают проблемы с расчетом стоимости проезда до самого приближенного пункта к границе Российской Федерации, в связи с чем для расчета стоимости авиабилета при перелете судей за пределы Российской Федерации допустимо руководствоваться значениями ортодромических расстояний, разработанными ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов.
———————————
URL: http://www.matfmc.ru.

Таким образом, судье необходимо представить из туристической организации, где была приобретена туристическая путевка, соответствующую калькуляцию, в которую должна быть включена стоимость авиабилетов на фактический рейс.
Оплату расходов при следовании судьи к месту отдыха и обратно на личном транспорте следует производить согласно п. 12 Инструкции, т.е. так же, как и при отсутствии проездных документов, по наименьшей стоимости проезда (плацкартный вагон) кратчайшим путем на основании справки, выданной филиалом Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Санаторно-курортное лечение. Одним из направлений деятельности отдела социально-правовой защиты судей, государственных служащих и обеспечения деятельности органов судейского сообщества является организация санаторно-курортного лечения судей и членов их семей . В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации судья и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Это право сохраняется за судьей и после ухода его в отставку или на пенсию.
———————————
Подробнее об этом см.: Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2013.

Действие данной статьи не распространяется на членов семьи судьи, пребывающего в отставке. При этом согласно п. 6 ст. 15 указанного Закона судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 этого Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти. Кроме того, судьи, пребывающие в отставке, не получающие ежемесячное пожизненное содержание, при написании заявления об организации санаторно-курортного лечения в текущем году должны прикладывать копию документов, подтверждающих факт соблюдения п. 3 ст. 3 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации, а судьи, получающие ежемесячное пожизненное содержание и имеющие право работать, — справку о неполучении данной льготы по месту работы. В период привлечения судьи, пребывающего в отставке, к осуществлению правосудия в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации на него распространяются все гарантии, предусмотренные указанным Законом для действующих судей, в том числе право на санаторно-курортное лечение вместе с членами семьи. Следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия. Таким образом, действие п. 5 ст. 19 Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации распространяется только на детей судей, не достигших восемнадцати лет.
Несовершеннолетние усыновленные (удочеренные) дети судей также имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с п. 5 ст. 19 названного Закона, так как согласно семейному законодательству Российской Федерации они обладают всеми правами детей, родившихся от лиц, состоящих в браке между собой. Однако дети судей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют права на санаторно-курортное лечение в соответствии с вышеназванной правовой нормой, поскольку не обладают правами детей, родившихся от лиц, состоящих в браке между собой, и находятся под надзором органов опеки и попечительства. Кроме того, согласно разъяснениям Совета судей РФ по применению Закона о статусе судей в Российской Федерации приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи. Таким образом, судьи, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на компенсацию за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение в текущем году. Так как финансирование на приобретение санаторно-курортных путевок осуществляется из федерального бюджета, который основывается в том числе на принципах эффективности и экономичности, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, право судьи и членов его семьи на санаторно-курортное лечение реализуется один раз в год и осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, утвержденными на текущий год.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки.
Выплата указанной компенсации членам семьи судьи, а также судьям, пребывающим в отставке, законодательством не предусмотрена.
Средняя стоимость санаторно-курортной путевки централизованно не устанавливается, а определяется исходя из действующих в Российской Федерации цен на путевки в санаторно-курортных учреждениях.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Гарантии обеспечения социальной защиты судей

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 02.03.2016 2016-03-02

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Митрюхина Л. С. Гарантии обеспечения социальной защиты судей // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 504-506. — URL https://moluch.ru/archive/109/26549/ (дата обращения: 16.08.2018).

Правовое положение судей закреплено Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [1], а также ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], в которых говорится, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Становление независимого суда является сложным процессом, который неразрывно связан с общей эволюцией социальной системы, изменением массового и профессионального правосознания, гражданской активностью населения.

Целью настоящей работы является выявление проблем гарантированности социальной защиты судей и предложение способов их решения. Исследование будет проведено сквозь призму гарантий независимости судей.

Систему конституционно-правовых средств, обеспечивающих независимость судей можно представить следующим образом:

1) система отбора и назначения на должности судей;

2) конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность;

3) процессуальные гарантии независимости судей;

4) социальная защита судей как средство обеспечения их независимости.

Высказанное предложение нуждается в сравнительном анализе с нормативным содержанием ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», непосредственно посвященной «гарантиям независимости судей». Законодатель считает необходимым перечислить следующие гарантии: во-первых, предусмотренную законом процедуру отправления правосудия; во-вторых, запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в-третьих, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; в-четвертых, право судьи на отставку; в-пятых, неприкосновенность судьи; в-шестых, систему органов судейского сообщества; в-седьмых, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Именно последняя правовая гарантия и представляет для нас наибольший интерес, т. к. ее рассмотрение и позволят нам достичь цели настоящей работы.

Нельзя не отметить чрезмерно многословные формулировки гарантий независимости судей, характерные для нормативного содержания ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Это не соответствует общепринятым правилам юридической техники. Вместо «социальных гарантий» законодатель употребляет «предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу». Слова «вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия» можно было бы без особого ущерба заменить более лаконичными конструкциями: «вмешательство в правосудие», «вмешательство в отправление правосудия» или «вмешательство в деятельность судьи» [3].

Помимо правового определения и гарантированности социальной защиты судей, имеется и финансовая плоскость данной сферы. Обилие актов, регулирующих этот сектор бюджетного финансирования, само по себе обусловливает их несбалансированность и отсутствие системности.

В целом же в настоящее время финансирование судебной власти в России далеко от идеала, что очевидно из анализа Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р, в которой прямо (в разделе IV) сказано: «Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия в результате реализации Программы до 2012 года, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, имеются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество» [4].

При этом очевидно, что судебная система нашей страны в целом финансируется недостаточно — у нас на нее приходится около 0,7 % ВВП, тогда как редко в какой стране эта доля меньше 2 % ВВП. А объем средств на социальные гарантии действующих судей составляет около 30 % от потребностей [5].

Решением данной проблемы может стать законодательное утверждение нормативов финансирования судов. В плане выработки способов решения проблем финансирования и эффективного использования выделенных средств должна существенно возрасти роль органов судейского сообщества России.

Имеются в настоящее время проблемы финансово-организационного характера, связанные с отсутствием надлежащих условий для организации медицинского обслуживания и реализацией права на санаторно-курортное лечение, как действующих судей, так и судей-отставников (а также членов их семей), да и сотрудников судов.

Независимость судебной системы находит свое выражение, прежде всего, в независимости конкретного судьи. И тут гарантированность в социальной защите в полном его объеме определяют независимость суда от каких — либо внешних факторов, от которых зависит судья, а именно таких как: предоставления льгот, лечения, отдыха, восстановления социально-психологического здоровья и т. д.

Судья является носителем государственной власти, поэтому его деятельность носит публичный характер даже тогда, когда он рассматривает частный спор. Судья также не должен забывать о своем статусе и предъявляемых к нему требованиях во внеслужебной деятельности [6].

В этой связи следует говорить о профессиональной и личной независимости судьи.

Профессиональная независимость судьи обеспечивается главным образом за счет того, что судопроизводство ведется в строгом соответствии с нормами процессуального права, суд создает всем участникам состязательного процесса равные условия. Необходимо исключить всякое непроцессуальное общение судьи с участниками процесса, влияние бизнеса на правосудие, попытки представителей органов исполнительной власти повлиять на решение суда и обеспечение эффективной защиты человека, его прав и свобод.

Личная независимость судьи обеспечивается за счет мер правовой защиты, материального и социального обеспечения судей. Судья должен получать достойную зарплату, социальное обеспечение, быть уверенным в том, что его не будут преследовать органы исполнительной власти и другие структуры в том случае, если он вынесет неправильное, с их точки зрения, решение.

Казалось бы, независимость суда как основополагающий конституционный принцип должна быть незыблемой, однако в настоящее время проблемы, связанные с независимостью судей, судебной власти, вновь обострились.

Общая нерешенность этих проблем, как и далекое от сбалансированности нынешнее состояние законодательного и иного нормативного правового регулирования комплекса вопросов, связанных с финансированием судебной власти, настоятельно требует радикального совершенствования всего организационно-правового механизма финансово-ресурсного обеспечения судебной системы страны. Безусловное соблюдение требований ст. 124 Конституции РФ [7] требует гарантированного обеспечения финансирования всей судебной системы страны в объемах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия, включая финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, уже установленных действующим федеральным законодательством.

И при разработке этого механизма неплохим ориентиром могло быть законодательное регулирование — как прежнее, так и действующее.

В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства.

В работе были выявлены проблемы гарантированности социальной защиты судей, а так же предложены способы решения указанных проблемы, которые выразись в том, что необходимо увеличить финансирование обеспеченности социальной защиты судей, активней вовлекать судейское сообщество в процесс выработки механизма эффективного использования финансовых средств, а также предоставить гарантии защиты от преследования органов власти в случае вынесения неверного решения.

Это интересно:

  • Статья 23 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 […]
  • Ст3 федерального закона от 25102001 137-фз Ст3 федерального закона от 25102001 137-фз Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями от 7 июля, 8 декабря 2003 г., 3 октября, 29 декабря 2004 г., 18 июня, 27, 31 декабря 2005 г., 17 […]
  • 73 закон рф Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Закон о основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" С изменениями и […]
  • Инстанции высших арбитражных судов Инстанции высших арбитражных судов Правовой основой функционирования арбитражных судов в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [1] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 […]
  • Идет ли трудовой стаж по трудовому договору Срочный трудовой договор BizLog.ru - Деловое общение, бизнес-форумы, поиск инвесторов и партнеров по бизнесу Срочный трудовой договор В общем ситуация такая: у нас появилась новая сотрудница, ей уже за 40, а мы хотели ее принять по срочному трудовому договору. Но ее начальница, а также […]
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 года n 126-фз Федеральный закон "О связи" Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ"О связи" С изменениями и дополнениями от: 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 […]
  • Сколько статьей в ук рф Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября […]
Все права защищены. 2018