Закон о уставном капитале банка

Уставный капитал банка (кредитной организации)

Минимальный размер уставного капитала банка

Уставный капитал банка (кредитной организации) состоит из величины оплаченных вкладов её участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы её кредиторов.
Уставный капитал кредитной организации обеспечивает нормальную работу банка по обслуживанию и кредитованию клиентов и формируется из денежных и материальных активов учредителей.

Банк России, индивидуально для каждого банка, устанавливает и предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также устанавливает и перечень видов имущества в не денежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Уставный капитал кредитной организации определён статьёй 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (с дополнениями).

Минимальный размер уставного капитала кредитной организации в России согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в следующей сумме:

  1. 1 миллиард рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  2. 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемого банк с базовой лицензией;
  3. 90 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента;
  4. 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента.

Согласно данным Банка России на 01.11.2017 года количество действующих кредитных организаций в России составляет – 572, из которых:

  • 154 банка имеют размер уставного капитала от 1 млрд. руб. и выше, которые соответствуют статусу банков с универсальной лицензией, в том числе особо крупных, с размером уставного капитала от 10 млрд. руб. и выше в России — только 35.
  • 159 банков с уставным капиталом от 300 млн.руб. до 1 млрд руб. — соответствуют статусу региональных банков с базовой лицензией.

Из общего количества кредитных организаций на 01.11.2017 года (572) первые две категории банков составляют 54,7% (154 + 159 = 313) Сюда входят крупнейшие и системно значимые для России банки, такие как: Сбербанк России, ВТБ, Альфа Банк, Россельхозбанк, Банк ГПБ и т.д.

Банкам и небанковским кредитным организациям, уставный капитал которых находится в диапазоне от 60 млн. рублей до 300 млн. рублей — в ближайшее время предстоит принять трудное решение о своей реорганизации. Таких кредитных организаций на 01.11.2017 года — 186 и их деятельность ограничена временными рамками.

А Банков и небанковских кредитных организаций с минимальным размером уставного капитала которых ниже 60 млн. рублей на 01.11.2017 года в России — 73. Их можно смело относить к кредитным организациям с повышенным риском банкротства, их деятельность ограничена временными рамками.

Что же ждёт те банки, которые не набирают нужный по закону уставный капитал или он уменьшается? Действия Банка России по таким кредитным организациям чётко прописаны в главе 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»: Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  • если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов.
    Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной рганизации достигает максимального значения;
  • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;
  • если кредитная организация не исполняет в срок установленный параграфом 4 (1) главы IX Федерльного закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
  • если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) настоящего Федерального закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11 (2) настоящего Федерального закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечении указанного периода не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской
    кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики
    определения размера собственных средств (капитала) банка с базовой лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечения указанного периода не изменил в установленном Банком России порядком свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью седьмой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, и в установленный частью девятой статьи 11(2) настоящего Федерального закона срок не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с базовой лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью восьмой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, и в установленный частью десятой статьи 11(2) настоящего Федерального закона срок не изменил в установленном Банком России порядке свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил 90 миллионов рублей или более, или небанковская кредитная организация, созданная после 1 июля 2016 года, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера
    собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью тринадцатой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России;
  • если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил менее 90 миллионов рублей, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) (за исключением его снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России) ниже размера собственных средств (капитала), имевшихся у нее на 1 июля 2016 года;
  • если небанковская кредитная организация не выполнила требования, установленные частями пятнадцатой и шестнадцатой статьи 11(2) настоящего Федерального закона.

Итак, банки, которые в указанные периоды не смогут решить вопрос с минимальным размером уставного капитала до требуемой нормы, должны будут или понизить свой статус, или закрыться, или присоединиться к другим банкам. И работа в этом направлении банками уже проводится.

Выбирая для обслуживания банк, стоит прежде всего проверить его уставный капитал и к какой категории банк относится. Как это сделать? В соответствии с Положением Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» уставный капитал кредитной организации отражается на балансовом счёте № 102 Баланса банка.

Размер уставного капитала банка клиенты могут узнать или уточнить:

  • на сайте банка (в отчётах),
  • на сайте Банка России (в Справочнике по кредитным организациям),
  • из периодической печати,
  • в банке — из финансовой отчетности за текущий год.

Так, в соответствии со статьёй 8 (абзац 4) ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1: Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена
федеральными законами, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность за
текущий год
.

Изменения в материал внесены 18.11.2017 г.

Комментариев пока нет. Коментирование отключено

Глава 4. Уставный капитал кредитной организации

Глава 4. Уставный капитал кредитной организации

4.1. Минимальный размер уставного капитала для создаваемой путем учреждения кредитной организации установлен статьей 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», за исключением случая, определенного абзацем вторым настоящего пункта в соответствии со статьей 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, установлен статьей 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

4.2. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 21 марта 2016 г. N 3982-У в пункт 4.3 внесены изменения

4.3. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть:

денежные средства в валюте Российской Федерации;

денежные средства в иностранной валюте — единая европейская валюта (евро) и (или) одна или несколько национальных валют следующих стран: Австралия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Дания, Канада, Китайская Народная Республика, Новая Зеландия, Королевство Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Королевство Швеция, Швейцарская Конфедерация, Япония. Использование денежных средств в иной иностранной валюте в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации не допускается;

принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 4; N 17, ст. 2473) (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьей 25.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьей 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Положением Банка России от 28 декабря 2012 года N 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» («Базель III»)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2013 года N 27259, 29 ноября 2013 года N 30499, 2 октября 2014 года N 34227, 11 декабря 2014 года N 35134, 17 декабря 2014 года N 35225, 24 марта 2015 года N 36548 («Вестник Банка России» от 27 февраля 2013 года N 11, от 30 ноября 2013 года N 69, от 8 октября 2014 года N 93, от 22 декабря 2014 года N 112, от 26 декабря 2014 года N 114, от 30 марта 2015 года N 27), требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам) (облигационным займам), включая требования по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам) (облигационным займам), а также требования по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам) (облигационным займам) могут быть обменены (конвертированы) на обыкновенные акции (доли) кредитной организации.

В случаях, установленных федеральными законами, вкладом в уставный капитал кредитной организации может быть иное имущество.

Иностранной валютой могут быть оплачены акции (доли) кредитных организаций, как имеющих лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, так и не имеющих такой лицензии.

Денежными средствами в иностранной валюте акции (доли) кредитной организации вправе оплачивать нерезиденты (юридические и физические лица). Оплата резидентами акций (долей) кредитной организации денежными средствами в иностранной валюте не допускается, кроме случаев оплаты акций (долей) уполномоченного банка(1) другим уполномоченным банком.

Номинальная стоимость акций (долей) кредитной организации, оплачиваемых иностранной валютой, должна быть выражена только в валюте Российской Федерации.

(1) Понятие «уполномоченный банк» используется в значении, установленном в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, ст. 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2317; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, ст. 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50).

4.4. Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

4.5. Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения этим имуществом ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

4.6. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей.

При оплате дополнительных акций кредитной организации имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.

Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников кредитной организации.

4.7. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций кредитной организации являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг кредитной организации, цены выкупа акций кредитной организации осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Величина денежной оценки имущества, осуществленной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, не может быть выше величины оценки, осуществленной независимым оценщиком.

4.8. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, — иное имущество.

4.9. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать двадцати процентов цены размещения акций (долей в уставном капитале).

а) в соответствии с уставом создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн. рублей, номинальная стоимость каждой акции — 1 млн. рублей. Размещение акций осуществляется по номинальной стоимости. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: 300 * 0,2 = 60 млн. рублей;

б) в соответствии с уставом создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн. рублей, номинальная стоимость каждой акции — 1 млн. рублей. Цена размещения каждой акции — 3 млн. рублей. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: (300 * 3) * 0,2 = 180 млн. рублей.).

4.10. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право ее учредителей на внесение указанного имущества в уставный капитал кредитной организации.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 24 мая 2015 г. N 3647-У в пункт 4.11 внесены изменения

4.11. Положения настоящей главы, за исключением положений, установленных пунктом 4.1, абзацем первым пункта 4.6 и пунктом 4.9 настоящей Инструкции, применяются также к кредитным организациям, имеющим лицензию на осуществление банковских операций. Положения абзацев шестого и седьмого пункта 4.3 настоящей Инструкции не применяются к создаваемой путем учреждения кредитной организации.

Банкам хотят в три раза увеличить размер уставного капитала

Депутат Государственной думы Андрей Крутов («Справедливая Россия») готовит к осенней сессии проект закона о внесении изменений в ФЗ «О банках и банковской деятельности». В частности, законодатель предлагает внести изменения в ст. 11 «Уставный капитал кредитной организации» и повысить минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка с 300 млн рублей до 1 млрд, кроме того, уже существующие банки также должны будут увеличить свой уставный капитал до этой суммы. По мнению законодателя, подобное изменение позволит в будущем не допустить в банковский сектор финансово слабые кредитные организации и оградит россиян от многих неприятных ситуаций.

Только за 2015 год уже прекратили свое существование десятки банков, среди которых Интеркапитал-банк, «Ваш личный банк», Транснациональный банк, Метробанк, Таурус банк и др. Последним на сегодняшний день своей лицензии лишился банк «Тульский промышленник».

Все эти отзывы лицензий оставили без денег многих вкладчиков и держателей счетов из числа физических и юридических лиц. Многомиллиардные потери несет и государство, которое обязано через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) компенсировать физическим лицам и ИП их вклады в размере недавно поднятой по 1,4 млн рублей страховой суммы.

— В последний год мы столкнулись с проблемой систематического закрытия банков, из-за чего страдают как вкладчики, которые теряют свои средства, так и государство, которое вынуждено выплачивать страховые суммы по вкладам. Эти многомиллиардные потери во многом связаны с тем, что в банковский сектор допускаются не всегда финансово состоятельные структуры, — считает Андрей Крутов. — Сегодня, чтобы создать банк, нужно иметь 300 млн рублей на уставный капитал. Но истории с повальным отзывом лицензий и падением курса рубля показывают, что государство должно пойти на ужесточение правил регистрации банков, чтобы избавить себя и граждан от будущих потрясений.

Чтобы снизить подобные угрозы в будущем, депутат Крутов предлагает значительно увеличить размер необходимого уставного капитала для вновь создаваемого банка — до 1 млрд рублей. Кроме того, согласно законопроекту, уже существующие банки также должны увеличить свой уставный капитал до 1 млрд рублей к 1 января 2020 года. Такой срок позволит им выполнить новое положение закона максимально безболезненно.

Стоит отметить, что российским банкам уже приходилось в несколько раз увеличивать свой уставный капитал. В 2011 году планка уставного капитала банка составляла всего 90 млн рублей. С 2012 года банки должны были поднять свой уставный капитал до 180 млн рублей, хотя еще осенью 2011 года до этой планки не дотягивало порядка 118 банков. К 2015 году минимальный уставный капитал составил уже 300 млн рублей.

— Полтора года ЦБ проводит структурную реформу банковского сектора, и с момента прихода Эльвиры Набиуллиной более 150 банков утратили лицензии. Система борется с убыточностью. И сейчас у нас подходящая ситуация для инициативы по повышению уставного капитала, которая может быть востребована временем, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — При этом надо продумать, как сделать, чтобы это не ударило по региональным банкам — либо делить банки на федеральные и региональные, либо продумать более мягкий процесс. Но если речь идет о 2020 годе, то поэтапная реализация нормы вполне может дать банкам достаточно времени для включения в новые правила. Так что в целом я с инициативой согласен.

Проблемы с увеличением уставного капитала до 1 млрд рублей действительно могут возникнуть в основном у мелких региональных банков, в то время как крупные банки страны и не заметят изменения закона. В частности, уставный капитал Сбербанка, по данным МСФО, уже в 2014 году составлял более 87 млрд рублей. ВТБ, по данным МСФО, за 2014 год имел самый большой уставный капитал среди банков страны — 138 млрд рублей. Крупнейший частный банк России — Альфа-банк, по данным МСФО 2014 года, имел уставный капитал в размере более 62 млрд рублей.

Получить оперативный комментарий у Центробанка РФ относительно инициативы депутата не удалось.

Соседняя с Россией Белоруссия, переживающая последние годы гораздо более серьезные проблемы с экономикой, тем не менее не столкнулась с проблемой повального закрытия банков. Еще в 2012 году Нацбанк Белоруссии обязал вновь создаваемые банки иметь уставный капитал в размере, эквивалентном €25 млн (1,6 млрд российских рублей). С 1 января 2016 года, чтобы создать банк в Белоруссии, учредителям уже необходимо будет иметь сумму, равную примерно €30 млн.

В национальном банковском сообществе, однако, считают, что России не стоит перенимать примеры соседних стран, а сумма в 300 млн рублей для уставного капитала банка является оптимальной в текущих условиях.

— Это уже не первый раз, когда звучит предложение о поднятии планки. Сначала они предлагают это сделать для вновь открывающихся, потом предложат для действующих. Я считаю, что 300 млн рублей для российской банковской системы — это и так достаточная планка — и дальнейшие ее поднятия приведут к нарушению конкуренции в нашем и без того дистрофичном банковском секторе, — считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Уставный капитал банка в 2018 году

Уставный капитал банка (кредитной организации) состоит из величины оплаченных вкладов её участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы её кредиторов.

Уставный капитал кредитной организации обеспечивает нормальную работу банка по обслуживанию и кредитованию клиентов и формируется из денежных и материальных активов учредителей.

Банк России, индивидуально для каждого банка, устанавливает и предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также устанавливает и перечень видов имущества в не денежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Уставный капитал кредитной организации определён статьей 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» N 395-1 (с дополнениями).

Минимальный размер уставного капитала кредитной организации в России согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в следующей сумме:

1. 1 миллиард рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2. 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемого банк с базовой лицензией;

3. 90 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента;

4. 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента.

Согласно данным Банка России на 01.11.2017 года количество действующих кредитных организаций в России составляет – 572, из которых:

• 154 банка имеют размер уставного капитала от 1 млрд. руб. и выше, которые соответствуют статусу банков с универсальной лицензией, в том числе особо крупных, с размером уставного капитала от 10 млрд. руб. и выше в России — только 35.

• 159 банков с уставным капиталом от 300 млн. руб. до 1 млрд. руб. — соответствуют статусу региональных банков с базовой лицензией.

Из общего количества кредитных организаций на 01.11.2017 года (572) первые две категории банков составляют 54,7% (154 + 159 = 313) Сюда входят крупнейшие и системно значимые для России банки, такие как: Сбербанк России, ВТБ, Альфа Банк, Россельхозбанк, Банк ГПБ и т.д.

Банкам и небанковским кредитным организациям, уставный капитал которых находится в диапазоне от 60 млн. рублей до 300 млн. рублей — в ближайшее время предстоит принять трудное решение о своей реорганизации. Таких кредитных организаций на 01.11.2017 года — 186 и их деятельность ограничена временными рамками.

А Банков и небанковских кредитных организаций с минимальным размером уставного капитала которых ниже 60 млн. рублей на 01.11.2017 года в России — 73. Их можно смело относить к кредитным организациям с повышенным риском банкротства, их деятельность ограничена временными рамками.

Что же ждёт те банки, которые не набирают нужный по закону уставный капитал или он уменьшается? Действия Банка России по таким кредитным организациям чётко прописаны в главе 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»:

Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

• если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

• если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

• если кредитная организация не исполняет в срок установленный параграфом 4 (1) главы IX Федерльного закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

• если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) настоящего Федерального закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11 (2) настоящего Федерального закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

• если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечении указанного периода не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

• если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с базовой лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечения указанного периода не изменил в установленном Банком России порядком свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

• если банк с универсальной лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью седьмой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, и в установленный частью девятой статьи 11(2) настоящего Федерального закона срок не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
• если банк с базовой лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью восьмой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, и в установленный частью десятой статьи 11(2) настоящего Федерального закона срок не изменил в установленном Банком России порядке свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

• если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил 90 миллионов рублей или более, или небанковская кредитная организация, созданная после 1 июля 2016 года, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью тринадцатой статьи 11(2) настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России;

• если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил менее 90 миллионов рублей, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) (за исключением его снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России) ниже размера собственных средств (капитала), имевшихся у нее на 1 июля 2016 года;

• если небанковская кредитная организация не выполнила требования, установленные частями пятнадцатой и шестнадцатой статьи 11(2) настоящего Федерального закона.

Итак, банки, которые в указанные периоды не смогут решить вопрос с минимальным размером уставного капитала до требуемой нормы, должны будут или понизить свой статус, или закрыться, или присоединиться к другим банкам. И работа в этом направлении банками уже проводится.

Выбирая для обслуживания банк, стоит прежде всего проверить его уставный капитал и к какой категории банк относится. Как это сделать? В соответствии с Положением Банка России № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» уставный капитал кредитной организации отражается на балансовом счёте № 102 Баланса банка.

Размер уставного капитала банка клиенты могут узнать или уточнить:

• на сайте банка (в отчётах),

• на сайте Банка России (в Справочнике по кредитным организациям),

• из периодической печати,

• в банке — из финансовой отчетности за текущий год.

Так, в соответствии со статьёй 8 (абзац 4) ФЗ «О банках и банковской деятельности» N 395-1:

Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность за текущий год.

УДО 2018
Унитарное предприятие 2018
Управление организацией 2018
Управление предприятием 2018
УСН 2018

Назад | | Вверх

Это интересно:

  • Просрочено вступление в наследство по завещанию Что делать, если пропущен срок вступления в наследство? Наследование является сделкой, при которой имущественные права переходят от наследодателя к наследникам. В обоих случаях предусматривается особый порядок действий, регламентированный законом. Он затрагивает условия, требования и […]
  • Кто и какой налог платит за наследство Налог на наследство При получении наследства часто возникает вопрос – является ли наследство доходом и нужно ли платить с него 13% подоходного налога? В этой статье мы рассмотрим вопросы налогообложения наследства. Наследство не облагается налогом на доходы При получении наследства в […]
  • Гражданская оборона в организации приказы Гражданская оборона в организации приказы В соответствии с Федеральным законом РФ "О гражданской обороне", постановлением Правительства РФ "О гражданских организациях гражданской обороны" № __ от 10.06.199_г. для планирования и проведения мероприятий гражданской обороны в_________ 1. […]
  • Состав суда таблица Статья 30. Состав суда Статья 30. Состав суда См. комментарии к статье 30 УПК РФ Информация об изменениях: Часть 1 изменена с 1 сентября 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 228-ФЗ Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 140-ФЗ в часть 1 статьи 30 настоящего Кодекса внесены […]
  • Наложение штрафа за неуплату штрафа Что будет, если не уплачен штраф за нарушение ПДД? За нарушение ПДД нередко привлекают к ответственности в виде штрафа. За несвоевременную уплату штрафа, а также неуплату полностью или частично предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в отношении должника возможны […]
  • Штрафы иностранцам Органы прокуратуры районов и городов Приморского края: Штрафы с иностранцев и лиц без гражданства, выдворяемых из России, смогут взыскать до их отъезда. С 10 января 2014 года вступил в силу, подписанный Президентом Российской Федерации 28.12.2013г., Федеральный закон №383-ФЗ […]
  • Закон о мусоре для предприятий Вывоз мусора: законы, постановления Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) […]
  • Когда примут закон о шипованной резине Можно ли ездить без шипов на зимней шипованной резине (шине). С точки зрения безопасности и закона После статьи шипы или липучка, выяснилось, что все же большинство владельцев ездит на шипованной резине (хотя перевес не такой большой смотря на голосование). Но у этой резины реально есть […]

Author: admin