Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Заповедный закон

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля, 21, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 14 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

14 марта 1995 г.

Урегулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

К особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024, в «Российской газете» от 22 марта 1995 г. N 57

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Заповедные законы советской власти – документ

16 сентября 1921 года председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР Владимир Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об охране памятников природы, садов и парков» – один из первых советских нормативных природоохранных актов, в котором, прежде всего, закреплялись принципы заповедности «значительных по площади участков природы, замечательных своими памятниками».

Неприкосновенные памятники природы

Заботу об организации абсолютной охраны природы правительство возложило на Народный комиссариат просвещения, в состав которого входил отдел по делам музеев и охране памятников искусств и старины. Наркомату предоставлялось право объявлять «участки природы и отдельные произведения (животные, растения, горные породы и т. д.), представляющие особую научную и культурно-историческую ценность, нуждающиеся в охране», неприкосновенными памятниками природы, заповедниками или национальными парками. А в ст. 2 документа уточнялось, что к таким объектам следует относить также «сады и парки историко-художественного значения, созданные по заданиям художественного паркового искусства или связанные с архитектурными сооружениями, представляющими с ними одно художественное целое».

В компетенцию Наркомпроса входил их перевод в категорию «неприкосновенных памятников садово-парковой культуры музейно-академического значения». При этом декретом устанавливалось, что «вспомогательные учреждения, как-то: оранжереи, парники, питомники, опытные станции и проч., принадлежащие садам и паркам, считаются их неотъемлемой составной частью и сохраняются за ними», а их использование определялось наркоматом просвещения и его органами на местах.

Посещение охраняемых законом садов и парков также регулировалось Наркомата просвещения на основании особых инструкций, подготовленных ведомством по соглашению с заинтересованными губернскими исполнительными Комитетами. Свободными для посещения объявлялись сады и парки, предназначенные для благоустройства населенных пунктов.

Что касается тер­ритории заповедников и национальных парков, то без разре­шения Наркомпроса в них была запрещена обработка земли и «разработка ее естественных бо­гатств», охота, ловля зверей, птиц, рыбы, собирание яиц и гнезд [для собирания пуха]. Разработка особых положений о хозяйственном использовании заповедников и национальных парков и управлении ими также было возложено на комиссариат с оговоркой, что в каждом отдельном случае Наркомпрос должен достичь соглашения с местными губернскими исполнительными комитетами и заинтересованными ведомствами.

Заповедники разделили на полные и частичные

Всего за время своего пребывания на посту председателя правительства с ноября 1917 по 1924 год Ленин подписал 94 декрета и постановления, имеющих природоохранительное и природопользовательное содержание. По его указанию в начале 1919 года был разработан декрет о заповедниках, который не был издан, однако его основные положения использовались в дальнейшем в декретах об организации первых заповедников в Советской России, которая, по словам вождя, должна стать государственным делом. Так, в 1919 году был создан Астраханский заповедник в дельте Волги, в 1921 году – Байкальские государственные заповедники, в 1920 году – Ильменский минералогический заповедник на Южном Урале. Сеть заповедников начал быстро расширяться после издания декрета от 16 сентября 1921 года «Об охране памятников природы, садов и парков».

5 октября 1925 года СНК и ВЦИК РСФСР во изменение и дополнение декрета СНК от 16 сентября 1921 года, 30 июля 1923 года (Собр. Узак., № 71, ст. 689) и 12 мая 1924 года (Собр. Узак., 1924, № 46, ст. 441) и постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 года (Собр. Узак., 1924, № 18, ст. 179) приняли совместное постановление «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественное научное или культурно-историческое значение».

Согласно постановлению, «участки природы (земли и водного пространства) и отдельные произведения ее, животные, растения, горные породы, а также акклиматизационные участки, парки, сады и искусственно созданные запасы зеленой площади, представляющие собой научную или культурно-историческую ценность, подлежат охране или с ограничением области их использования, или с оставлением в неприкосновенном виде Полные заповедники представляют собой участки природы, в отношении которых воспрещается хозяйственное использование и нарушение их естественного состояния При полном заповеднике может быть образован охранный район, задачей которого является создание естественной ограды для полного заповедника. Частичные заповедники представляют собой участки природы, в которых заповедность распространяется не на всю природу, а на определенные ее части…».

Право на ношение и употребление оружия и производство дознаний

Постановление внесло изменения в степень компетентности государственных органов в объявлении заповедников: для этого требовалось представление Наркомпроса в правительство и заключения соответствующих ЦИК автономных республик или краевых, областных и губернских исполкомов. Список заповедных животных и растений устанавливался комиссариатами просвещения и земледелия. В охранном районе допускалось по согласованию с Наркомпросом выделение участков земли для удовлетворения нужд служащих заповедника в сельскохозяйственных продуктах.

Для объединения, согласования и регулирования деятельности различных ведомств в отношении охраны природы при Главупре научными, художественными и музейными учреждениями был образован Госкомитет по охране природы, в который входили представители Наркомпроса, Государственной плановой комиссии, комиссариатов земледелия, финансов, НКВД, Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), Академии наук, Российского географического общества, а также специалисты по охране природы, назначенные Наркомпросом.

Администрации и наблюдателям, несущим охрану заповедников и других произведений природы, предоставлялось право ношения и употребления оружия с соблюдением общих правил, установленных для гражданских ведомств, а также право производства дознаний по делам о нарушениях правил по охране природы.

В первые годы советской власти, наряду с методом абсо­лютной охраны природы, при­менялось законодательное регулирование охоты, рыболовства, использования недр, лесов и ведения сельского хозяйства с учетом природоохра­нительных интересов. Ряд правовых норм, направленных на охрану при­родных ресурсов в процессе их хозяйственного использования, содержит­ся в декретах правительства «О социализации земли» (февраль 1918 г.), «О лесах» (май 1918 г.), «О недрах земли» (апрель 1920 г.), «Об охоте» (июль 1920 г.). Обеспечение правильной эксплуатации природных ресурсов воз­лагалось на комиссариат земледелия РСФСР и Горный совет при ВСНХ.

Многие принципы заповедного дела в СССР применяются и в сегодняшней России, в которой насчитывается около сотни заповедников площадью 32,9 млн га, что составляет 2,1 % территории страны.

С подлинником текста декрета Совнаркома «Об охране памятников природы, садов и парков» можно ознакомиться благодаря проекту «Наука права».

Непростая экономическая ситуация в стране ведет к серьезному ослаблению законодательной защиты заповедных территорий.

Баргузинский заповедник в Бурятии – первый в России. Был создан 11 января 1917 года как соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. Credit: Student280700, wikimedia.org

Статья подготовлена специально для 70 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

5 января 2016 года Указом Президента РФ №7 2017 год был объявлен Годом экологии. А немногим ранее, 1 августа 2015 года, Президент РФ подписал Указ №392 о проведении в 2017 году в России Года особо охраняемых природных территорий. И это не случайно: ровно 100 лет назад, 11 января 1917 года, в разгар Первой мировой войны и в предчувствии назревающих революционных потрясений, правительство Российской империи сочло возможным и важным создать первый в России заповедник – Баргузинский на Байкале. Так или иначе, но именно с этой даты ведет свой отсчет история уникальной заповедной системы России, не имеющей равных в мире.

Природная ценность или коммерческий ресурс?

Заповедная система выполняет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержания экологической стабильности многих регионов нашей страны. Абсолютное большинство редких исчезающих видов растений и животных сохранилось именно благодаря особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Многие российские ООПТ включены в границы объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и имеют не только российское, но и международное значение.

Важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятый Госдумой в 1995 году. ООПТ могут находиться в федеральной, региональной или муниципальной собственности. Различают следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, национальные и природные парки, природные заказники и памятники природы, а также дендрологические парки и ботанические сады. По состоянию на 2013 год в России насчитывается более 13 000 ООПТ, общая площадь которых, с учетом морских акваторий, превышает 200 млн га.

Сейчас заповедная система России переживает трудные времена. В последние годы тяжелая экономическая ситуация привела к развалу государственных служб и учреждений по охране животного мира, росту браконьерства, прекращению научных исследований живой природы. А между тем заповедные территории остались фактически последними убежищами редких видов.

К сожалению, объявленный Год особо охраняемых природных территорий не изменил ситуацию к лучшему. В последние годы органы власти различных уровней приняли большое количество решений, направленных как на разрушение ООПТ России (изменение границ, изъятие территорий, вовлечение в интенсивную хозяйственную деятельность отдельных ООПТ), так и на ослабление законодательной защиты системы ООПТ в целом.

Власти и представители бизнеса по-прежнему видят в ООПТ не земли и водоемы, имеющие историческую, культурную или природную ценность, не природные зоны, где произрастает множество редких растений, или водятся уникальные виды животных, а исключительно участки (земельные и водные) для своих нужд, «неоправданно», с их точки зрения, выведенные из хозяйственного использования. И стараются любыми способами их заполучить – за счет ослабления режима или уменьшения площади ООПТ. А чтобы узаконить такие действия, пытаются существенно снизить строгость законодательства, защищающего заповедные территории.

Общие проблемы ООПТ

Среди общих проблем ООПТ можно выделить несколько основных.

Во-первых, это законодательные проблемы:

– отсутствие в федеральном законодательстве порядка охраны ООПТ и отсутствие в большинстве регионов законодательных норм, восполняющих этот пробел;

– неопределенность законодательных норм, определяющих режим охраны ООПТ (кроме заповедников и национальных парков);

– неопределенность норм, связанных с резервированием земельных участков на ООПТ;

– недостаточная проработанность законодательных норм, обеспечивающих права государственных инспекторов по охране окружающей среды на ООПТ регионального значения;

– отсутствие четкого законодательного установления возможности наделения полномочиями по государственному надзору в сфере организации и функционирования ООПТ регионального значения государственных бюджетных учреждений;

– попытки ослабления законодательной защиты ООПТ.

Во-вторых, это проблемы управления:

– отсутствие надлежащего обеспечения природоохранными органами многих субъектов РФ эффективного контроля за состоянием ООПТ регионального значения;

– отсутствие специализированных структур управления региональными ООПТ, наделенных соответствующими полномочиями (в первую очередь по осуществлению производства по делам о нарушениях режима);

– отсутствие документов на ООПТ (положений, паспортов), невнесение ООПТ в сведения государственного кадастра недвижимости и неучет ООПТ или их режима в документах территориального планирования, материалах лесоустройства, разрабатываемых лесных планах субъектов РФ, лесохозяйственных регламентах (в большинстве тех документов, которые доступны сейчас, в нарушение Лесного кодекса региональные ООПТ не отнесены к соответствующей категории защитных лесов);

– явный приоритет задач реализации природоразрушающих проектов на ООПТ (добыча полезных ископаемых, строительство линейных объектов) над задачами обеспечения сохранности ООПТ;

– невыполнение планов по развитию сети ООПТ;

– ослабление кадрового состава – как на уровне органов управления, так и на уровне руководства конкретных территорий.

Законодательный маятник

Попробуем проиллюстрировать на примерах некоторые из наиболее значимых проблем, имевших место в период с момента издания указа президента о проведении Года особо охраняемых природных территорий до конца 2017 года в части попыток изменения законодательства, регулирующего использование и охрану ООПТ.

В сентябре 2015 года Правительство РФ внесло в Госдуму поправки к Федеральному закону № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации», уже принятому в первом чтении в декабре 2014 года.

Поправки разрешают менять границы любых ООПТ, включая заповедники, «в случае исключения из их состава земель или земельных участков, использование которых в соответствии с разрешенным использованием невозможно в связи с утратой ими особого природоохранного, научного и иного особо ценного значения». Эти поправки создают сразу два механизма изъятия приглянувшихся хозяйственникам или важным сановникам участков из заповедных территорий:

– во-первых, через вандализм – участок сначала можно тем или иным образом повредить (например, устроить на нем лесной пожар), а потом изъять из ООПТ под расчистку, застройку или добычу полезных ископаемых;

– во-вторых, через фальсификацию документов – всегда можно найти «экспертов», которые за вознаграждение или под угрозой согласятся подписать документы, свидетельствующие об «утрате особого природоохранного, научного или иного особо ценного значения» тем или иным участком внутри ООПТ.

Почти 40 тысяч граждан потребовали отказаться от принятия этого законопроекта, и в результате он принят не был.

Кстати, в 2013 году аналогичный законопроект уже вносился в Госдуму, но после массовых протестов граждан даже не был рассмотрен.

Следующий пример. 21 октября 2015 года Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который фактически отменял возможность изъятия земель заповедников и национальных парков.

Этот законопроект принят во исполнение поручения Президента РФ от 31.01.2014 № Пр-210, которым президент поручал правительству принять законопроект, обеспечивающий «усиление правового режима государственных природных заповедников и нацпарков, включая запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий».

Однако уже в декабре 2015 года Госдума попыталась внести в этот законопроект пункт, разрешающий изменение границ национального парка «Югыд ва» с целью добычи золота (ранее его добычу запретил Верховный Суд по иску Гринпис России). После того как граждане России вступились за парк, это решение также не прошло.

Другой пример. Госдума шестого созыва на своем предпоследнем заседании 22 июня 2016 года приняла во втором чтении проект Федерального закона № 1008726-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Уже 3 июля он был подписан президентом (Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ).

Согласно статье 1 этого закона пункт 2 статьи 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» дополняется следующим положением: «В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников».

При этом согласно принятым ранее поправкам в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 10) на специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.

Земельные участки, необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 этой статьи, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Однако данная норма касалась только территорий, присоединяемых к границам заповедников. Теперь же в границах любого биосферного заповедника может быть выделен биосферный полигон, на котором допускается строительство любых туристических и спортивных объектов вместе с соответствующей инфраструктурой (гостиницы, канатные дороги, ЛЭП, горнолыжные трассы, поля для гольфа и т. д.), а территория под этими объектами может быть передана в аренду.

Еще один пример. В октябре 2016 года Минприроды подготовило и разместило для общественного обсуждения поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», которые разрешали изымать любые земли любых заповедников и национальных парков, какую бы ценность они ни представляли, без каких-либо оснований «по отдельным решениям президента». Гринпис России считает, что такие поправки противоречат Конституции.

Гринпис обратился к сторонникам с предложением голосовать против этого законопроекта на сайте regulation.gov.ru.
И люди так активно принялись голосовать «против», что лоббистам застройки заповедников пришлось подключить специальную программу-робота, которая начала накручивать голоса «за».

Тем не менее законопроект так и не был внесен, а Минприроды было вынуждено пригласить НПО для переговоров. Однако угроза его принятия пока еще не снята.

Показателен и такой пример – касающийся поправок к упомянутому проекту Федерального закона № 826412-6. Согласно представленным поправкам земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Земельным кодексом Российской Федерации.

Любой земельный участок в границах государственного природного заповедника может быть изъят и предоставлен в частную собственность в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ.

И хотя прямой нормы, допускающей это, в Земельном кодексе нет, она может появиться в любой момент (отследить это практически невозможно). Кроме того, при большом желании и серьезном административном ресурсе такие решения могли бы быть приняты и в рамках действующего законодательства.

Гринпис России организовал сбор подписей под обращением к президенту против принятия этого законопроекта. После того как лично президенту было передано более 15 тысяч подписей граждан, Минприроды внесло изменения в поправки, исключающие возможность приватизации земель заповедников.

Общественный контроль

К сожалению, все эти примеры свидетельствуют о том, что российские власти и близкие к ним коммерсанты продолжают надеяться получить возможность использования российских ООПТ для своих нужд. А это значит, что попытки реформирования законодательства об ООПТ будут возникать снова и снова.

Из всего вышесказанного также следует, что существующая система управления ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровне крайне неэффективна. В последние годы деятельность Минприроды России в значительной степени направлена на разрушение системы особо охраняемых природных территорий.

К таким же выводам пришла и Генеральная прокуратура РФ после многочисленных проверок ООПТ в разных регионах в прошлом году.

Для исправления ситуации и в целях повышения эффективности осуществления государственного экологического контроля, отмены дублирования функций и снижения количества нарушений в этой сфере необходимо создание независимого (непосредственно подчиняющегося правительству или президенту РФ) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в полном объеме функции государственного надзора в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, включая функции государственного управления и надзора в области организации и функционирования ООПТ федерального значения и государственного надзора за всеми ООПТ, с численностью, достаточной для осуществления указанных функций, и передачей в его ведение соответствующих федеральных государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ, необходимых для исполнения указанных функций.

Также необходимо развивать общественный контроль за состоянием и соблюдением режима наиболее ценных и значимых ООПТ региона, как федеральных, так и региональных. И привлекать к этому активных людей на местах. Опыт Московской и Ленинградской областей, Алтайского края и других регионов показывает, что это может дать хорошие результаты.

Хочется надеяться, что в будущем президент и правительство откажутся от попыток ослабления законодательства об ООПТ и сформируют новую систему управления, которая обеспечит российским ООПТ необходимую правовую защиту.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 19.12.91 N 2060-I (ред. от 02.06.93) «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 19.12.91 -«Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 10, ст. 457;
  • 1993, N 29, ст. 1111)

Статья 60. Природно-заповедный фонд Российской Федерации

1. Государственные природные заповедники, включая биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации, образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей.

2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Российской Федерации запрещено.

3. Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

4. Режим природно-заповедного фонда и его составных частей определяется настоящим Законом, дополняющими его законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дома в поселке Заповедный под Курском оказались вне закона

К продаже земли в буферной зоне заповедника имени Алёхина причастны многие известные люди Курской области, в том числе — печально знаменитые братья Волобуевы.

Войдите, чтобы добавить в закладки

У элитного коттеджного посёлка Заповедный в Курском районе большие проблемы — владельцы земельных участков не могут получить разрешение на строительство домов, а те, кто дома успел возвести — не могут официально ввести их в эксплуатацию. Строительство более 1,5 тысяч коттеджей развернулось в трёхкилометровой охранной зоне биосферного заповедника имени Алёхина. Решение о том, что строить здесь ничего нельзя, было принято ещё в 1988 году. Но земля всё равно была продана.

На 250 гектарах, поделенных на 1 600 участков, планировалось организовать поселение с больницей, школой, магазинами и детскими садами. Участки стоили от 250 тысяч до 1 миллиона рублей и раскупались прекрасно. Теперь же их владельцам говорят: ни о каком поселении не может быть и речи — оно находится в буферной зоне заповедникаа имени Алёхина. При том, что продавцы участков — люди очень известные.

— У депутатов весьма высокого ранга Максима Васильева, Сергея Васильева, Олега Лифинцева, Андрея Лифинцева, Алексея Амелина возникла идея выкупить недорого земельные паи у жителей деревни Кукуевка. Лоскуток к лоскутку — получился надел аж в 250 га, — писала газета Курского района «Сельская Новь» в 2015 году.

В 2008 году объединённый кусок земли в охранной зоне ставится на учёт и получает свой отдельный кадастровый номер. А дальше происходит метаморфоза — постановлением №24 правительства Курской области от 19 февраля 2009 года назначение меняется. Теперь она предназначена для «для жилищного строительства».

Далее землю разделили на 1600 участков и выставили на продажу. Согласно кадастровым документам 2017 года в числе владельцев участков, помимо тех, о которых писала «Сельская новь», — «криминальные авторитет» Дмитрий Волобуев и его менее известный брат — предприниматель Николай Волобуев. Сейчас братья находятся в СИЗО по обвинениям в нескольких преступлениях, среди которых — два убийства.

Формально посёлка Заповедный не существует. Во всех кадастровых документах присутствует интересный адрес: деревня Кукуевка, посёлок Заповедный. Однако в документах областных и районных администраций речь идёт о посёлке Заповедном как об отдельном населённом пункте.

Со временем «новые кукуевцы» узнали, что в перспективе у них не только не будет обещанных школ и больниц, но даже дорог! В населённых пунктах дороги являются объектами общего пользования и должны стоять на балансе муниципалитета. Однако в «посёлке» дороги остались в руках скупивших землю предпринимателей.

Не менее «весело» получилось с проведением газа. Продавцы земельных участков поставили покупателям условия — газ проведёт компания, которая учреждена самими продавцами. Цена за услугу была в разы выше, чем у конкурентов. Против работы организации выступила районная администрация, однако суд чиновники проиграли.

В конце прошлого года, когда заповедник поставил буферную зону на кадастровый учёт, выяснилось: новых домов и строек вообще не должно быть. На негодование хозяев домов в заповеднике отвечают: жить в буферной зоне нельзя! Об этом никто не молчал, но никто и не слушал представителей заповедника. Охранная зона была создана в 1989 году. Это три километра от границы заповедника. Она не может быть отменена или изменена местной властью, поскольку в 2004 году полномочия по охранным зонам переданы в Москву.

— Мы неоднократно предупреждали администрацию Курской области, что у нас тут находится природоохранная зона, но наши предупреждения игнорировались, — пожимает плечами директор биосферного заповедника имени Алехина Александр ВОЛКОВ. — Несмотря на это разрешения выдавались без согласования с нами. А в прошлом году, когда мы поставили землю на кадастровый учет, начались проблемы у тех, кто собирается строиться или уже построился. Они не могут согласовать постановку собственности на учет в Росреестре. Но. в принципе, это не проблема заповедника.

ОФИЦИАЛЬНО:

О перспективах говорить рано

— Сейчас пока рано говорить, о том, что и как будет с построенными домами в дальнейшем, — объясняет глава администрации Курского района Владимир РЫЖИКОВ. — Администрация заповедника в свое время не поставила буферную зону на кадастровый учет, а когда поставила, то в результате оказались затронуты интересы почти пяти тысяч жителей Курского района. Сейчас идут судебные слушания. В ближайшее время состоится совещание в администрации области. Будем искать пути решения проблемы.

Это интересно:

  • 157 закон об иммунопрофилактике Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" С изменениями и дополнениями от: 7 августа 2000 г., 10 января 2003 […]
  • Закон 124 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 […]
  • Закон об алкогольном лицензировании Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Закон о таможенных данных Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ"О таможенном регулировании в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 27 июня, 11 июля, 6 […]
  • Ст 35 закона об электроэнергетике Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ"Об электроэнергетике" С изменениями и дополнениями от: 22 августа, 30 декабря 2004 г., 18 декабря 2006 г., 4 ноября 2007 г., 14 июля, 25 […]
  • Федерального закона от 23 ноября 2009 года 261-фз Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ"Об энергосбережении […]
  • Ст 15 закона об ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 […]
  • Закон о коррупции ст 12 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 […]
Все права защищены. 2018