Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Брачное право по законам 12 таблиц

Брачно-семейные отношения по Законам XII таблиц

Законы XII таблиц закрепили патриархальную семью с неогра­ниченной властью главы семьи (paterfamilias). Известны две фор­мы брака: брак с наложением руки (cum manu) и брак без наложе­ния руки (sine manu). Браки с наложением руки означали переход женщины под власть мужа (если он обладал самостоятельным пра­вовым статусом), но фактически женщина оказывалась под влас­тью главы семьи, так как ее принимали в род мужа в качестве до­чери. В таком браке муж имел над женой абсолютную власть: с со­гласия родственников он мог ее продать, отдать в долговое рабство, изгнать из дома, предать смерти. Жена лишалась имущественных прав: ее приданое становилось семейной собственностью. Она лишалась прав на наследование имущества своего отца, но полу­чала права наследования в семье мужа. После смерти мужа жена приобретала почетный статус матроны (mater familias).

Брак без наложения руки заключался без формальных проце­дур на основании факта совместного проживания в течение одно­го года. По истечении года на основании давностного владения женщина переходила под власть мужа, вступала в его семью и за­нимала место дочери. Если женщина не хотела вступить во власть мужа, то она должна была ежегодно отлучаться из дома мужа три ночи подряд и тем самым прерывать годовое давностное владение. В таком браке жена признавалась самостоятельным лицом или оставалась подвластной прежнему домовладыке, а муж осуществ­лял опеку над женой. Она сохраняла права на приданое и другое имущество, муж им только управлял и был ответствен за потери. Имущество супругов считалось раздельным, поэтому они могли заключать между собой любые имущественные сделки (кроме да­рения).

Браки перегринов не имели юридических последствий по квиритскому праву.

Брак прекращался с результате смерти одного из супругов, утра­ты правоспособности или в случае развода. Инициатором развода в браке с наложением руки мог быть только муж при определенных условиях (прелюбодеяние жены или прерывание беременности). В этом случае жена изгонялась из дома. Брак без наложения руки мог быть расторгнут по инициативе любого из супругов без объяснения причин развода.

Древнеримская семья основывалась на огромной власти отца. Отец мог продать детей в рабство, применять к ним любые наказания вплоть до лишения жизни, предать смерти младенца-урода. Приобретенное детьми имущество переходило в собственность отца. Однако глава семьи мог нести имущественную ответствен­ность за деликты, совершенные подвластными ему членами семьи. Родственники по мужской линии, состоявшие под властью домовладыки, назывались агнатами. Кровные родственники, соединен­ные родством по женской линии, именовались когнатами. Когнат-кой по отношению к кровным родственникам становилась дочь, вышедшая замуж и превратившаяся в агнатку для родственников мужа. Освободиться из-под власти отца можно было после его смерти. Все свободные лица могли быть манципированы главой семьи. В этом случае они признавались рабами и освобождались, как и рабы, лишь на основании завещания. Однако сын, трижды проданный отцом, выходил из-под его власти и становился когна­том для кровных родственников. Поэтому фиктивная продажа использовалась для освобождения сына от власти отца.

Выделялось наследование по закону и по завещанию. Наслед­никами по закону признавались агнаты («подвластные»). Агнаты наследовали последовательно в зависимости от степеней родства: дети, внуки, затем ближайшие родственники по мужской линии. В случае отсутствия агнатов имущество переходило ближайшим сородичам (родственникам по женской линии, женщинам-агнаткам на основании брачных связей). Распоряжения по завещаниям признавались ненарушимыми. Однако нельзя было лишить наследства детей без веских причин. Поэтому завещания утверждались на народных собраниях. Завещания включали распоряже­ния о наследниках, об опеке, об отпуске рабов на волю, а также легаты — отказ от какой-либо вещи в пользу постороннего лица. Имеете с имуществом наследовались долговые требования и дол-говые обязательства умершего. Они распределялись в зависимос­ти от долей наследства.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 252 ; Нарушение авторских прав

Брачно-семейное право

В раннем римском праве брак был в значительной степени обусловлен началами родового быта и священных законов. Ни о каком, даже приблизительном, равенстве ни супругов, ни вообще членов семьи в праве речи не шло. Существенными были и внутрисословные различия в брачных институтах.

Инициатива заключения брака принадлежала главам семейств, к которым принадлежали будущие муж и жена (либо мужчине, если он обладал соответствующим статусом сам). Согласия женщины на заключение брака не требовалось – она переходила под власть мужа как нового для себя домовладыки (либо под власть его отца, если муж не был еще самостоятельным). Брак приобретал силу с исполнением ряда условий и обрядов, главнейшей частью которых было символическое «наложение руки» на женщину (родственное процедуре манципации), почему древнейшая форма брака и определялась как брак с наложением руки ( cum manu ).

Брак cum manu мог оформиться трояким путем, причем различия были существенными для разных категорий жителей Рима. Патрицианство заключало браки в виде священной процедуры (этрусского происхождения) – конфарреации , когда жених и невеста в присутствии домочадцев, глав семейств и обязательно верховного понтифика преломляли особый священный хлебец. Такой брак был священным институтом и означал, по сути, принятие невесты в другой род. Процедура конфарреации была недоступна плебеям, а позднее недопустима для разнословных браков (в 445 г. до н.э. законом Канулея были разрешены браки между плебеями и патрициями, первоначально запрещенные по Законам XII Таблиц). Поэтому в этих случаях брак оформлялся коэмпцией – символической покупкой невесты, где покупателем выступал муж, а продавцом – отец невесты. Наконец, к признанию браком cum manu вело и длительное совместное проживание даже без формальных процедур: женщина, не желавшая установления над собой власти мужа, должна была три ночи в году проводить вне дома (в доме отца).

При браке «с рукой» право на развод принадлежало только мужу (по Законам XII Таблиц, он просто выставлял виновную жену из дома). Приданое жены также поступало в полное распоряжение мужа, сливалось с семейным имуществом. Правда, для жены, получавшей в такой семье «положение дочери», законом предусматривалось право на наследование семейного имущества, хотя и в самую последнюю очередь.

Около 250 г. до н. э. получает распространение более свободная для женщины форма брака – без наложения руки ( sine manu). Заключение его проходило без торжественных процедур, предполагалось, что невеста тем или иным способом выразила свое согласие. Правовые последствия в основном были те же, что у брака cum manu , однако женщина переходила к мужу как бы под опеку, а не под его власть как главы фамилии. Ее приданое и другое полученное ею имущество оставались номинально в ее обладании, муж только управлял имуществом и даже считался ответственным эа возможные потери. Свободен был и развод. Однако с первой половины II в. до н. э., когда эти браки приобрели статус вполне законных, в случае необоснованного развода цензоры выносили порицание, которое могло влиять на политические права гражданина. Другой существенной особенностью этих браков было то, что в них женщина (в случае смерти мужа возглавив семью) ни в коем случае не приобретала почетный статус матроны ( mater familias ), к которому вел брак «с наложением руки». Не имела она никаких прав и на наследование семейного имущества: ей только возвращали свое.

Существенные перемены в брачно-семейное право почти единовременно были введены законами Августа (18 г. до – 9 г. н. э.). Усмотрев в семейных отношениях конца Республики «падение нравов», император направил правовую политику на укрепление семьи, и не только на поощрение семейных ценностей, но даже на прямые санкции в отношении нарушителей брачных устоев. Для всех римских граждан в возрасте от 25 до 60 лет (для женщин – с 20 до 50-ти) вступление в брак было признано обязательным; также обязательно было иметь детей. Лица, не следовавшие в этом отношении закону, подвергались ограничениям в наследственных правах. Женщины, родившие трех и более детей, пользовались покровительством закона: они могли без ограничений получать имущество по завещаниям. Развод был сохранен, но его осуществление стало жестко формальным. За нарушение святости брака, за супружеские измены вводились уголовные наказания (в том числе и для мужчин, которые, по древнему праву, не несли правовой ответственности за прелюбодеяние). Вторые браки не только не запрещались, но прямо поощрялись, хотя вводилось требование соблюсти известный приличный срок – для женщин траурный год (в 10 месяцев). Расторжение браков без основательных причин влекло теперь имущественные штрафы, а виновная сторона теряла в пользу другой приданое (в пользу мужа), свадебный дар (в пользу жены). Значение юридического института было признано и за сожительством (фактическим браком, в котором жили мужчина и женщина, не имевшие права заключить законного брака – например, сенатор и актриса). Однако с IV в. права детей, рожденных от таких браков – незаконнорожденных , – стали ограничиваться. С наступлением эпохи христианства и брак в целом снова стал рассматриваться как священный институт – «союз божеского и человеческого права». Заключение брака стало церковным обрядом. Вошли в практику значительные ограничения на браки родственников. Развод стал весьма не одобряемым, а затем и полностью запрещенным.

Во внутрисемейных отношениях главенствующим институтом семейного права была власть домовладыки ( patria potestas – см. § 17). Как и в сфере брачных отношений, развитие права здесь шло по пути сокращения полномочий домовладыки и предоставления все большей самостоятельности домочадцам, прежде всего сыновьям. Со времени «больших войн» за Италию (III в. до н. э.) закрепилось самостоятельное право сыновей на распоряжение имуществом, приобретенным на войне. Император Адриан (II в.) запретил убивать сына даже за нарушение долга по отношению к отцу: было признано, что цель отцовской власти гуманна и не может использоваться во вред детям, и тем более заменять государственную в случае преступлений. С эпохой христианства отцовская власть сократилась: дети стали независимы в делах веры, в подчинении власти епископа, в принятии сана. С IV в. все полученное детьми от матери считалось их собственностью. Стало возможным юридическое освобождение из-под отцовской власти не только через формальную эмансипацию , но и по указу монарха, а также через суд.

Принципы неукоснительного сохранения семейной общности предопределяли и основные институты наследственного права. Имущество семьи должно, насколько возможно, переходить к ее членам. Преторское право в особенности оказывало предпочтение кровным родственникам – когнатам . Наследование по закону поэтому занимало преобладающее место. Со времени XII Таблиц признавалось неукоснительным завещательное распоряжение домовладыки в отношении принадлежащего ему имущества (т. е. право на завещание ), однако нельзя было без важных причин обходить наследством своих детей, близких родственников, нельзя было даже просто не упомянуть их в завещании. Гарантиями этому служили особые формы завещательных распоряжений, которые делались или в куриатных народных собраниях, или путем манципации. В преторском праве получает признание и простое устное завещание. С V в. преобладающей формой становится письменное, которое писали при свидетелях, подписывали и заверяли, иногда даже с участием нотариуса.

Попыткой обойти жесткие ограничения на свободу завещаний стал институт завещательных отказов – легатов (не имея возможности завещать имущество в целом по своему усмотрению, завещатель предписывал передать какому-либо лицу – даже рабу, актрисе, учреждению – определенную вещь, т.е. отказывал ее). Широкое распространение легатов стало важной особенностью всего римского наследственного права. Но закон вскоре и здесь стал на защиту интересов семьи: уже во II в. до н. э. были установлены ограничения на размеры денежных легатов, а также обязанность соразмерять легаты с долей основного наследника. Наконец, по закону Фальцидия (40 г. до н. э.) наследник по закону в любом случае должен был получить не менее 1/4 имущества, каковы бы ни были легаты.

uristinfo.net

§ 5.4. Семейное право Древнего Рима

Римское право знало два вида брака: cum manu — брак, устанавливающий власть мужа над женой, и sine manu — брачное сожительство с равноправием супругов. Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче- ской семьи мужа.
Второй вид брака — это брак sine manu, не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агна- тическая связь. Законы XII таблиц допускали установление власти мужа над женой путем своеобразной «приобретательной давности» — истечение года непрерывной совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.
Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующих- ся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Брак cum manu мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака sine manu достаточно было инициативы жены.
Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения. Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.
В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им. При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина — только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.
Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.Обручение проходило в форме стипуляции — устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху. В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.
Римское право знало три способа установления manus:
а) confarreatio (брак патрициев),
б) coemptio,
в) usus.
Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.
Coemptio — это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи — а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).Usus представлял своеобразное применение приобретательной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.
1. Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.
2. Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агна- тическую семью своего мужа.
3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена.
Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание — вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущественных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми. Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.
Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое — dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Основания прекращения брака. Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:
1) в случае обращения одного из супругов в рабство;
2) с утратой одним из супругов римского гражданства;
3) с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;
4) по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
5) по воле одного из супругов в браке sine manu.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность договора нексум?
2. Охарактеризуйте виды древнеримского права?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика законов XII таблиц.
2. Правовой статус рабов по законам XII таблиц.
3. Обязательственное право по законам XII таблиц.
4. Семейное право по законам XII таблиц.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М., 2005.
4. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.
7. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. — М., 1991.

17. брачно — семейные отношения

Семейное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым

принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня». Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману», т. е. «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение.

Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены — только в браке «сине ману».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследование по завещанию ограничивалось рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо

назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении Народным собранием.

Брак и семья по Законам XII таблиц

В Древнем Риме исторически сложилась большая патриархальная семья («фамилиа»). Характерными чертами древнеримской семьи являлись:

1) высокая степень власти отца семейства (патерфамилиас) над всеми домочадцами, включая жену, детей, внуков, усыновленных и др.;

2) все подвластные патерфамилиас лица назывались агнатами, а вышедшие из-под власти отца – сын, дочь и их дети – когнатами;

3) термин «фамилиа» охватывал не только кровных родственников, но и принадлежавших семье рабов, скот, имущество.

Первооснову агнатического родства составляли не столько кровнородственные связи, сколько связи юридические, а именно факт нахождения под властью патерфамилиас.В противоположность агнатическому когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнатной по отношению к своей кровнородственной семье. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом – со всеми вытекающими из того правами, в том числе и на законную часть наследства. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем ясно прослеживался пережиток родовых отношений.

По цивильному праву семья образуется посредством брака, заключенного только между римскими гражданами. Для вступления в брак требовалось согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки. Обязательным условием для заключения брака являлось достижение брачного совершеннолетия: как минимум 14 лет для жениха и 12 лет для невесты. Непременное требование к брачующимся – отсутствие близкого кровного родства. Запрещались браки с рабами, перегринами, латинами (до союзнических войн). Вплоть до 445 г. до н.э. брачные отношения были невозможны между патрициями и плебеями.

  • Currently 3.20/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 3.2/5 (1407 голосов)

Это интересно:

  • Фитосанитарные правила это Россельхознадзор / Форум федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Зарегистрирован: 21/12/2010 23:05:53 Сообщений: 9047 Оффлайн Evst wrote: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ МЕРАМ МСФМ 12 ФИТОСАНИТАРНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ (2011 год) II. Дополнительная декларация […]
  • Налоговый вычет родителю в разводе При разводе стандартный вычет в двойном размере получить нельзя Минфин России разъяснил, что нахождение родителей в разводе не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Соответственно, права на получение удвоенного налогового […]
  • Кто имеет право устанавливать налоги Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц? Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц (например для членов добровольных народных дружин)? Если да, то […]
  • Отдел по защите прав потребителей тамбов "Горячая линия" Порядок организации работы «горячей линии» в Управлении Роспотребнадзора по Тамбовской области I. Общие положения. 1. Настоящий порядок разработан в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от […]
  • Нарушение правила движение по аэродрому Методические рекомендации «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 13 мая 2013 г.) I. Общие […]
  • Претензия физического лица к юридическому лицу по договору займа ПРЕТЕНЗИЯ о возврате денежных средств по договору займа От: Владимирова Дмитрия Александровича Адрес: г. Санкт – Петербург г. Павловск ул. Набережная д.1 кв. 86 Кому: Корину Сергею Николаевичу Адрес: г. Москва, ул. Сергеева, д. 16, кв. 23 Цена иска – 253 781 (двести пятьдесят три […]
  • Налог на ндс в рб Об НДС в Беларуси «на пальцах» Аббревиатура НДС вероятнее всего вам знакома. То, что это понятие связано с налоговой сферой знают многие, но для большинства знания о нем этим и заканчиваются. Полное название этого налога звучит – «налог на добавленную стоимость». Суть этого налога лежит […]
  • Налог с продажи квартиры 3 собственника Вычет при продаже доли в имуществе В случае продажи имущества, например, квартиры, которая была в собственности у гражданина менее трех лет, необходимо представить налоговую декларацию 3-НДФЛ. Налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу НДФЛ будет иметь право на […]
Все права защищены. 2018