Брак и развод неполная семья

Неполная семья

Неполная семья – довольно распространенное явление в современном обществе. Причины возникновения подобных семей различны. Иногда – это физическая потеря (смерть) одного из родителей. Но чаше всего, к сожалению — это рождение ребенка вне брака, уход одного из родителей из семьи или вовсе расторжение брака. Давайте попробуем в этой статье разобраться в этом.

Подобные семьи условно можно разделить на отцовскую и материнскую

Материнских семей больше среди неполноценных семей. Воспитание детей в подобных семьей отличается некоторыми особенностями. На одного родителя возлагается большая ответственность, ведь распределять обязанности со второй половиной не представляется возможным. В данном случае женщина должна беспокоиться не только о быте, но и о материальном благополучии себя и ребенка. Дети в неполноценных семьях, чаще всего, растут обиженными на покинувшего их родителя. А иногда даже обвиняют матерей в таком повороте событий.

Психологический климат неполноценных семей довольно шаткий

Раздражительность и нервозность – главные сопутствующие жизни одинокой матери. Часто поводом для ссор между ней и ребенком служит упоминание отца как такового. Матери редко держат в себе обиды по поводу ухода мужчины из дома, и ребенок становиться свидетелем негативных отзывов в сторону отца. Бывают и другие ситуации, при которых мать наоборот, старается как можно больше времени посвящать ребенку. При этом она не забывает делать акцент на одиночестве ребенка, и что именно поэтому он так заслуживает пристального внимания и ласки. В таких случаях и без того раздраженный ребенок чувствует себя еще более одиноким и несправедливо покинутым. В результате в семье часто вспыхивают скандалы, а ребенок делает все, что бы быстрее покинуть дом.

Отсутствие отца негативно сказывается на характере ребенка

Помимо психологической травмы, отсутствие отца оказывает негативное влияние на формировании характера ребенка, если тот мужского пола. Ведь именно отец с детских лет должен занимается воспитанием мальчика, донося до него правильные и неправильные аспекты поведения с женским полом, с друзьями и в учебе. В неполных семьях пример отца, разуметься, негативен. Поэтому часто случаются ситуации, когда уже во взрослой жизни парень поступает именно так же со своей семьей, т.е. по примеру отца. Оправдание в данном случае нелепо. Хотя случается и наоборот – пример отца учит противоположному, и парень с уважением относиться к семье и рожденным в ней детей.

Неполная семья – не является неблагополучной

Ведь проблемы в воспитании детей могут возникнуть и в полных семьях. Причинами роста распада семей в последнее время являются и социальные аспекты. Многие пары, вступающие в брак, молоды, и не представляют всей серьезности ответственности, которую берут на себя, узаконивая отношения. Так же в современном мире принято считать, что незарегистрированный брак, ничем не отличается от простого совместного проживания. В результате ссор и недопонимания, один из молодых людей может смело покинуть недавно созданную семью, чем нанесет непоправимую травму не только своей второй половине, но и ребенку, если его успели родить. Другой причиной распада семей являются распространенные болезни нашего времени: алкоголь и наркомания.

Но стоит иметь в виду, что даже при отсутствии всех этих причин, семья иногда может принять решение развестись. При этом стоит особое внимание уделять ребенку и его нервной системе. Ребенок должен чувствовать поддержку и любовь с обеих сторон: как со стороны матери, так и отца. Не должно быть недостатка внимания или чрезмерный его переизбыток. Гармония должна присутствовать во всем. Ребенок должен видеть хорошие человеческие отношения между родителями. Это формирует в нем нормальное восприятие по поводу брака и развода.

Неполная семья (3)

Главная > Реферат >Социология

Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Возникает в силу разных причин:
рождения ребенка вне брака,
смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей;
соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи.

Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка.

Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.) Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь “ради детей”, зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Причины увеличения числа семей с одним родителем

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
распространение добрачных связей,
изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
утрата семьей своей производственной функции; – неподготовленность молодежи к браку;
завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
алкоголизм и наркомания.

Источники формирования неполных семей:

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2002 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за 2001 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.

Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные.

Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.
В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Проблемы неполных семей:

Семья выполняет следующие функции:
воспитательная функция;
экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
эмоциональная функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
функция духовного общения- совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);
функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др.
Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально – экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из – за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.

Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: “отец + мать + дети”; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [11].

Неполная семья — семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми) [11].

Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки [7].

Иначе говоря, неполная семья – это семья, где нет одного из родителей.

Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость.

Выделяются основные типы неполной семьи:

Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

распространение добрачных связей,

изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

утрата семьей своей производственной функции;

неподготовленность молодежи к браку;

завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.

Исследователями предпринимались попытки определить факторы, способствующие разрыву замкнутого круга депрессии и безысходности, характерных для семей с низким доходом и неполных семей. Они обнаружили, что в случае, когда работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась, их дети отличались более высоким уровнем самоуважения и более сильным чувством семейного единства и солидарности по сравнению с теми, чьи матери не работали либо работа вызывала у них сильную неприязнь. Работающие матери-одиночки оказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей [3, с.46-48].

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно [13].

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [4, с.236].

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Неполные и одинокие семьи: сложный взгляд на взаимоотношения

Большинство стремится к семейному счастью, комфорту, спокойствию. Традиционное понимание подразумевает благополучную семью, состоящую из счастливых детей и родителей. Супруги ругаются, разводятся, становятся одинокими – получается неполная семья, что не приветствуется государством. Государственные стандарты гласят – неполной называется семья, где родитель самостоятельно воспитывает детей.

Родители-одиночки в России

В XXI веке утрачиваются ценности настоящей семьи, увеличивается количество неполных семей. Парень/девушка, не обдумав собственное решение, выходят замуж, заводят детей, расходятся. Сейчас в России 6,5 миллиона одиноких родителей с детьми. В России, неполные семьи составляют 30% от общего числа. Тенденция набирает обороты – дети чаще воспитываются родителями-одиночками. Согласно опросу современная молодая девушка/парень считают брак неактуальным явлением, предпочитая официально не оформлять отношения. Гражданский союз становится популярнее. Гражданские браки распадаются чаще. У «гражданских» детей, незначительные шансы претендовать на алименты сбежавшего родителя. Обычно, молодая девушка, рано вышедшая замуж, разводится. Неполная семья классифицируется следующим образом:

  1. Внебрачная – мать родила ребенка вне брака, занимается воспитанием самостоятельно.
  2. Осиротевшая – отец/мать погибли, оставшийся родитель воспитывает детей самостоятельно.
  3. Разведенная – супруги расторгли брачные отношения. Родитель сам воспитывает ребенка.
  4. Неполная многодетная семья – родитель воспитывает трех/более детей.

Вышеперечисленные неполные семьи подразделяются на материнские/отцовские. Актуальные проблемы неполных семей чаще отражаются на женской половине. Часто девушка, с трудом воспитывающая ребенка, сталкивается с множеством трудностей. Одинокая мать принимает жизненные трудности самостоятельно, нуждаясь в поддержке общества. Одинокая девушка встречается с рядом проблем:

  • Финансово-материальные трудности – одиноким родителям трудней обеспечить детей, дав надлежащее образование. Особенно страдает мать-одиночка, с заработком ниже среднего. Для достойного существования не хватает одной зарплаты/социальных выплат. Девушка трудится на двух-трех работах, стараясь прокормить ребенка;
  • Неправильное воспитание/социализация детей – неполная семья не дает адекватное представление о полноценных семейных отношениях. Дети не умеют строить отношения, отражая отрицательный опыт в собственный быт. В полноценной семье, мать с отцом в равной степени влияют на ребенка;
  • Ребенок остается без мужской поддержки, если воспитанием занимается мать-одиночка. В противоположной ситуации – лишен материнской любви. Претендовать на полноценное развитие подрастающего поколения нет смысла;
  • Плохое здоровье детей – часто девушка или парень не умеют должным образом заботиться о здоровье детей. Жилищные условия требуют улучшения. При заболевании ребенка, мать или отец занимаются его лечением самостоятельно, в силу плохого материального положения/недостатка времени на посещение поликлиники.

Социальная помощь

А многодетная неполная семья встречает более серьезные трудности. Поэтому многодетная неполная семья получает полноценную поддержку государства.

Разведенные молодые женщины часто незнакомы с собственными правами.

Неосведомленная девушка лишается положенных льгот/привилегий. Защита российских семей осуществляется на основании правовых норм. Законодательство предоставляет одиноким матерям (отцам) привилегии, предназначенные улучшить жизненные условия. Постановление «Об утверждении типового положения о дошкольных образовательных учреждениях» гласит, что дошкольники из неполной семьи принимаются в детский сад на полное обеспечение государством вне конкурса. По закону, многодетная неполная семья может пользоваться рядом привилегий: бесплатное питание школьников, оплаченный государством санаторий, детские лагеря, льготы на покупку определенных лекарств. В Трудовом кодексе Российской Федерации прописаны обязательные льготы:

  1. В течение процесса лечения в больнице мать или отец получают пособие по уходу за детьми. Оно приравнивается к трудовому стажу родителя. Пособие, при домашнем лечении, выплачивается в течение первых десяти суток, последующая оплата составляет половину заработка.
  2. Работодатель не вправе уволить мать-одиночку без веского основания, даже при сокращении штата сотрудников.
  3. Работодателю запрещается отказаться принимать на работу мать-одиночку без весомой причины. Одинокая женщина обладает правом обжаловать отказ судом.
  4. При ликвидации организации работодатель обязан трудоустроить одинокую мать на равноценную должность.
  5. Одинокая девушка, воспитывающая ребенка, вправе претендовать на дополнительный неоплачиваемый отпуск (две недели). Отгулы можно присоединить к ежегодным отпускным дням либо использовать отдельно.
  6. В России, родителям-одиночкам предоставляются определенные привилегии, предусмотренные Налоговым кодексом. Разведенная женщина с ребенком обладает правом на двойной вычет из налогов – до повторного замужества девушки или достижения ребенком совершеннолетия.
  7. В соответствии с Жилищным кодексом, многодетная/неполная семья, нуждающаяся в лучшем жилье, получает квартиру без очереди.

Материальные проблемы

Одинокая девушка, с острыми финансовыми проблемами, воспитывая ребенка, нуждается в обязательной поддержке. Одинокая мать может рассчитывать на обязательные пособия/социальные льготы:

  • Повышенное детское пособие (от уровня жизни не зависит);
  • До полуторагодовалого возраста ребенка, мать, вместе с детскими, получает дополнительную сумму;
  • По закону, многодетная, неполная семья вправе претендовать на ежегодную материальную помощь от государства.

В России, законодательство активно защищает интересы родителей-одиночек и неполные семьи в целом.

Зная законы, одинокая мать или отец может защитить интересы семьи.

Брак и развод неполная семья

Развод родителей: причины, влияние на ребенка и на взаимоотношения родителей и детей. Теоретический обзор *

Чурилова Е.В.[1], Гутина Д.Д.[2] — специально для Демоскопа

Введение

До конца 1950-х гг. вдовство являлось главной причиной формирования неполных семей в США и странах Европы[3]. Однако, после массового признания права на развод и либерализации бракоразводного законодательства в течение 1960-х и 1970-х гг. число разводов в европейских странах стало ежегодно увеличиваться. По данным Базы данных о семье ОЭСР, доля разводов, которая в настоящее время приходится на семьи, в которых есть дети, в европейских странах варьируется от 37% в Италии до 70% в Португалии[4]. Россия на фоне европейских стран не является исключением. По данным официальной статистики, доля разводов с детьми в России в 1990-е гг. составляла 61-66%, ежегодная численность детей, переживших развод родителей варьировалась от 450 до 600 тыс. детей, а среднее число детей на 1 развод — от 1,26 до 1,37 ребенка. В течение 2000-х доля разводов с общими детьми в России составляла 50-60%, а на 1 развод в семьях с детьми в среднем приходилось 1,18-1,24 ребенка[5].

Развод, являясь формальным прекращением брака, в большинстве случаев ведет к прекращению отношений между мужем и женой, но не к прекращению отношений между родителями и детьми. Хотя большая доля разводов в семьях с детьми приходится на семьи с одним ребенком[6], после развода независимо от числа детей в семье возникают проблемы дальнейшего финансового и психологического благополучия ребенка, а также разделения обязанностей по уходу за ребенком, выплаты алиментов и построения отношений обоих родителей – бывших супругов – с ребенком.

В данной статье будут рассмотрены теоретические и эмпирические исследования, посвященные выявлению факторов разводимости, влиянию разводов на благополучие семей и домохозяйств, а также взаимоотношения детей с родителями после развода.

Факторы разводимости

Факторы, которые влияют на вероятность развода, можно условно разделить на три группы. К первой группе факторов относятся пережитые события и условия жизни в прошлом, такие как пережитый собственный или родительский развод, низкий уровень благосостояния родителей. Эта группа факторов является подтверждением теории жизненного цикла, согласно которой все произошедшие события в дальнейшем влияют на матримониальное и репродуктивное поведение[7]. В частности, влияние пережитого развода обуславливается формированием негативного образа семейных отношений, и боязни вступления в новый брачно-партнерский союз.

Ко второй группе факторов можно отнести объективные характеристики вступивших в брак: уровень образования, возраст вступления в брак, продолжительность знакомства, проживание совместно с родителями, социально-экономические характеристики родительской семьи.

К третьей группе факторов относятся ценности и принятие брака родственниками и друзьями пары. Исследователями показано, что несовпадение интересов и взглядов супругов, а также некоторых черт характера (например, общительности) ведет к меньшей стабильности брачного союза[8]. К этой же группе причин отнесем и выработанные в рамках теории супружеской конфликтности три типа конфликтов, возникающих в ходе семейной жизни и способствующих семейной дезорганизации. Эти три группы подразделяются на конфликты, возникающие из-за несогласованного понимания супружеских прав и обязанностей, разделения домашнего труда; конфликты из-за неудовлетворенности потребностей одного из супругов; конфликты из-за недостатков воспитания и характера супругов[9].

Помимо прочих причин разводов не последнюю роль играет наличие детей, их число и возраст, особенно младшего ребенка. Вероятность развода снижается после рождения первого ребенка на 30%. Во время каждой из беременностей женщины риск развода становится минимальным. Наличие у пары нескольких детей не является препятствием для развода и по мере достижения младшим ребенком шести лет вероятность развода супругов с детьми достигает такой же величины, что и вероятность распада союза супругов без детей[10]. Однако, в случае, если первый ребенок пары девочка, то вероятность распада семьи на 4% выше, чем в случае, если первенец мальчик[11]. Кроме того, риски развода отличаются у брачных когорт, но эти различия связаны как с изменениями законодательства, так и с изменениями интенсивности процесса[12].

Влияние всех приведенных выше факторов развода за исключением уровня образования не меняется по величине для разных брачных когорт. Изменение влияния образования тесно оказывается связанным с изменением законодательства о разводах: если доступ к разводу затруднен, то прибегают к разводу преимущественно люди с высоким уровнем образования, если же возможность развестись доступна всем брачным парам, то больше разводиться будут супруги с низким уровнем образования[13].

Интересным представляется тот факт, что развод чаще является инициативой женщины, нежели мужчины, хотя женщины по сравнению с мужчинами имеют в несколько раз меньшие шансы на вступление в повторный брак. Объяснение подобного поведения женщин кроется в пренебрежении мужчинами своей воспитательной функции и своими семейно-бытовыми обязанностями, что вынуждает женщин расторгать брак, в том числе и в интересах детей[14].

Опека над ребенком после развода

В большинстве европейских стран вплоть до 1980-х гг. считалось, что в случае развода несовершеннолетний ребенок должен оставаться с матерью, так как их связь прочнее, чем связь отца и ребенка[15]. В странах, в которых до либерализации законодательства о разводах был возможен лишь развод-кара (например, Франция, Бельгия, Нидерланды, Англия и Уэльс), и требовалось установление вины супруга, невиновный в распаде брачного союза супруг становился единоличным опекуном ребенка[16]. Начиная с 1980-х гг. существующие практики преимущественной опеки матери постепенно пересматривались: роль опекуна ребенка стала возможной и для матери, и для отца ребенка. Суд во время бракоразводного процесса учитывает способность и возможности каждого из родителей заботиться о ребенке, а также условия, которые будут созданы ребенку каждым из родителей для его воспитания и развития. Выбор преимущественного места проживания ребенка после развода довольно сложен. По данным исследований, дети, находящиеся под совместной опекой родителей и дети, живущим под единоличной опекой, в равной степени удовлетворены жизнью. Однако, единоличное материнское опекунство может быть предпочтительнее совместного опекунства в случае негативных отношений между отцом и ребенком, а также в случае очень сильной привязанности между матерью и ребенком[17].

Практики назначения опеки над ребенком и регулирования вопросов его воспитания (частота и продолжительность встреч, материальная поддержка, совместный отпуск, вопросы образования) значительно различаются в зависимости от принятого в стране законодательства о разводе. Для стран Европейского союза характерна практика чередования места проживания ребенка, а размер алиментов определяется в зависимости от числа детей, их возраста, дохода бывшего супруга и частоты будущих встреч совместно не проживающего родителя и детей. Более того, в последние 30 лет наблюдается повышение заинтересованности отцов в собственных детях. Это связанно с переходом гендерных взаимоотношений в сторону большего равноправия, а зачастую и с полной трансформацией гендерных ролей. Подобные трансформации приводят к изменению функций в сфере родительства[18]. Так, в ряде Европейских стран доля детей, проживающих с отцом составляет 15-20% (например, 15,8% в Германии, 17,9% в Норвегии, 19,5% в Испании)[19]. В российский практике отмечается болезненное отношение мужчин к смене роли мужчины-кормильца на мужчину-домохозяина, а также общественное неприятие практики проживания детей с отцом после развода, аргументируемое самим населением более тесной связью матери и ребенка[20]. Практика опеки отца над детьми после развода остается довольно редким явлением и оценивается в 5-6 случаев на 100 разводов с детьми[21]. Эта доля сопоставима с долей детей, которые проживают вместе с отцом в странах бывшего СССР (например, в Литве и Латвии, она составляет 8-10%). Кроме того, Семейный Кодекс РФ регулирует только размер алиментов, определяемый как доля равная четверти, трети или половине от официальной заработной платы в зависимости от того, один, двое или больше детей были рождены в расторгаемом браке. Вопросы разделения обязанностей по уходу за детьми и дальнейшего воспитания детей в российском законодательстве не оговариваются, решение вопроса относительно алиментов, частоты встреч, участия бывшего супруга в жизни ребенка регулируются между бывшими мужем и женой по взаимной договоренности либо через суд.

Влияние развода для семьи и общества

Среди исследователей нет единой точки зрения на влияние разводов на последующее благополучие семей и домохозяйств. Распад брачно-партнерского союза, являющийся одной из причин перехода в состояние одинокого материнства, несет в себе как ряд отрицательных, так и положительных последствий для семьи, индивида, детей и общества.

Так, сторонники концепции институционального кризиса семьи считают высокую разводимость главной предпосылкой малодетности семей, утверждая, что вступающие в брак заранее не уверены в прочности своего брака, и предпочитают рожать меньшее число детей с целью облегчить себе издержки от будущего развода[22].

Опираясь на модель жизненного цикла семьи, представленную в виде заданных жестко последовательных этапов, долгое время считалось, что развод приводит к отклонениям от нормальной модели развития семьи[23], и лишь семья с двумя родителями может обеспечить условия, при которых ребенок будет расти здоровым, получит правильные представления о жизни в семье. Более того, многие авторы, ссылаясь на известную работу П. Сорокина, говорили о кризисе современной семьи, проявляющемся в «растущем удельном весе разводов, уменьшении числа заключаемых браков, росте числа внебрачных детей»[24] и о дезорганизации семьи, определяя ее как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов не могут точно выполнять свои обязанности»[25].

Однако, распад брачно-партнерского союза открывает для бывших партнеров возможность создать новую семью, которая будет развиваться уже в рамках нормального жизненного цикла семьи, и увеличивает вероятность рождения детей в новом удачном брачном союзе ввиду того, что для придания большей прочности браку супруги прибегают к рождению общего ребенка. Поэтому в условиях низкой рождаемости развод может вести к повышению рождаемости за счет повторных браков ввиду рождений, которые не были бы никогда реализованы в непрерывном браке[26].

Что касается влияния на материальное положение семьи, то, с одной стороны, распад семьи считается значительным фактором бедности[27]. В зависимости от модели социального государства краткосрочные экономические последствия для семьи могут быть разными: экономическое положение неполных семей практически не отличается от полных семей в странах с высоким гендерным равенством (страны Севера Европы), значительно ухудшается в странах Юга Европы. Так, медианный доход домохозяйства женщины с детьми снижается на 20% сразу после развода в Швеции и на 33% в Италии[28]. С другой стороны, развод благотворно влияет на построение женщиной карьеры и в долгосрочной перспективе увеличивает существенно ее доход[29]. Кроме того, разведенные женщины могут рассчитывать на финансовую помощь в виде алиментов на детей или дополнительной материальной поддержки от бывшего мужа, хотя не все женщины получают алименты на детей от бывших партнеров[30].

Последствия развода для ребенка

Влияние развода родителей на ребенка неоднозначно, и зависит от причин развода родителей, отношений между ними и отношений каждого из родителей с ребенком.

Проживание несовершеннолетнего ребенка с обоими родителями не является залогом его благополучия, и развод родителей играет положительную роль в случае плохих взаимоотношений в распадающейся семье, конфликтов между родителями. Сюда же можно отнести случаи девиантного поведения одного из родителей: алкоголизм, наркоманию, насилие. В этих случаях развод родителей является для ребенка спасением от постоянного стресса и переживаний[31], психологическая обстановка в семье нормализуется, улучшаются условия проживания и воспитания ребенка[32].

Однако, при распаде семьи, в которой не было явных острых конфликтов между родителями, развод может негативно отразиться на поведении и успехах ребенка. В первую очередь, развод для ребенка является стрессом, который может привести к антисоциальному поведению, конфликтам с одним из родителей, желанию быстрее повзрослеть в условиях ослабленного родительского контроля[33]. Ряд исследований показали, что пережитый ребенком развод в большей степени влияет на его поведение, чем пережитая смерть родителя или проживание с рождения с одной матерью[34]. Кроме того, рядом исследователей отмечается, что пережившие развод дети хуже учатся в школе[35], раньше начинают сексуальную жизнь и чаще рожают детей вне партнерского союза[36], раньше вступают в брак и быстрее разводятся в результате ранее сформированных негативных представлений о семейной жизни[37]. Частично такое негативное влияние на успехи детей объясняется как экономическими проблемами и напряженными отношениями между разведенными родителями, так и самим фактом проживания в неполной семье[38].

И для мальчиков, и для девочек характерно в период развода и первое время после развода меньшее проявление положительных эмоций. И хотя мальчики склонны более агрессивно вести себя после развода родителей[39], c проявлением последствий от развода и влиянием пережитого развода на будущую семейную жизнь больше сталкиваются девушки, чем юноши[40].

Не менее важную роль при разводе родителей играет и возраст ребенка. Более взрослый ребенок испытывает больший стресс в период разлада во взаимоотношениях родителей, постоянных ссор и конфликтов. Раздельное проживание родителей в таком случае способно улучшить психологическое состояние ребенка в этот период. Для маленьких же детей наиболее болезненным является момент ухода одного из родителей из дома[41]. Кроме того, на силу переживаний и последствия развода на ребенка оказывает влияние то, насколько наличие детей является сдерживающим фактором на пути к разводу. В странах, в которых разводы широко распространены, дети склонны легче переносить развод родителей, чем в странах, в которых наличие детей является барьером для супругов[42].

Несмотря на довольно большое число отрицательных последствий от развода для ребенка и его семьи, наличие обоих родителей, проживающих в одном домохозяйстве, не является залогом благополучия несовершеннолетнего ребенка[43], и, в случаях социально-недопустимых условий проживания ребенка в полной семье, развод может быть благом.

И, хотя утверждение того, что «дети без отцов не могут получить полноценного воспитания»[44] выглядит небезосновательным, и семья, и дети в этой семье в ряде случаев могут получить больше положительных последствий от развода, чем отрицательных.

Взаимоотношения детей и родителей после развода

Необходимо учитывать три аспекта влияния развода на благополучие несовершеннолетнего ребенка, рассматриваемые в долгосрочной перспективе: возможный конфликт между родителями; негативные отношения между родителем и ребенком; изменения в семейной структуре в связи с появлением новых членов семьи.

Конфликт в семье между родителями, ведущий к разводу, может сохраняться и после развода. Хорошие взаимоотношения между родителями после развода, а также постоянный контакт ребенка и с матерью, и с отцом являются необходимыми для постепенного принятия ребенком ситуации развода[45]. Однако, случаи сохранения конфликта между бывшими супругами часто ведут к запретам на встречи, общение и отношения с ребенком со стороны родителя-опекуна[46], и увеличивают вероятность депрессии у ребенка[47].

В случае негативных отношений между одним из родителей и ребенком, суд предпочитает назначить опеку над ребенком тому из родителей, с которым отношения у ребенка лучше. Тем не менее, стресс, переживания и изменения в поведении ребенка могут привести к изменению в худшую сторону отношений между ребенком и совместно проживающим родителем. Первые два года после развода являются самыми сложными как для ребенка, так и для его родителей: этот период времени требуется им для приспособления к новым ролям, отношениям, изменениям в ежедневных практиках[48]. Родитель, воспитывающий ребенка без супруга, начинает сочетать в себе роли единственного кормильца и воспитателя в семье, что приводит с одной стороны к ослаблению контроля над поведением ребенка, а с другой стороны к трудностям воспитания ввиду невозможности матери компенсировать отсутствующего отца и наоборот[49]. Кроме того, отношения разведенных матерей сложнее складываются с сыновьями ввиду того, что им труднее поддерживать и разделять «мужские» интересы сыновей[50].

Переход родителей из состояния супругов в ранг разведенных может привести к дальнейшему изменению их семейного положения: бывшие супруги могут вновь сойтись, остаться одинокими или создать семью с новыми партнерами. Взаимоотношения детей с родителями, состоящими в разводе, приводят к осложнению семейных отношений при появлении новых партнеров у матери и отца, а также детей в этих новообразовавшихся союзах. При вступлении в повторный брак у женщин, имеющих детей от предыдущего брака и родивших ребенка в новой союзе, возникают как трудности в отношениях с детьми от предыдущего брака, так и конфликтные ситуации между мужьями и детьми от разных браков. С другой стороны, новообразовавшаяся семья расширяется в своих очертаниях, тем самым увеличивая количество родственников. В подобных семьях межличностные отношения могут складываться абсолютно по-разному: от горячей любви до открытой вражды[51]. Не малую роль во взаимоотношениях в новой семье играет гендерная принадлежность несовершеннолетних детей. Так, качество отношений у однополых членов семьи в среднем выше, чем у разнополых: отношения мальчиков с отчимами складываются лучше, чем отношения девочек с отчимами[52].

Появление нового партнера у совместно не проживающего родителя и детей в этом союзе ведет к ухудшению отношений между ними и к возрастанию вероятности полного разрыва отношений родителя с ребенком от распавшегося брака. При этом в случае повторного брака матери разрыв отношений с ней происходит реже, чем в случае брака отца, что говорит о значительной уязвимости отношений детей с отцом[53]

Развод родителей практически всегда ведет за собой раздельное проживание одного из родителей с ребенком. Поэтому на будущее развитие взаимоотношений оказывает влияние также и географическая отдаленность проживания: чем дальше расстояние между родителями и детьми, тем реже происходят их встречи. Ослабевают контакты между детьми и родителями и с течением времени: чем больше времени проходит с момента развода, тем более редкими становятся встречи и тем больше снижается удовлетворенность родителей отношениями с детьми после развода[54].

Заключение

Развод с юридической точки зрения означает формальное прекращение действительного брака между супругами, но не прекращение отношений между родителями и детьми. Общие дети являются связующим звеном во взаимоотношениях между бывшими супругами.

Ежегодно с проблемой семейного разлада сталкивается значительная доля детей. После распада союза отношения родителей и детей, которые не живут вместе, складываются по-разному. Влияние на развитие ребенка распада семьи и создания новой – проблема, которая давно является объектом споров исследователей. Нет, и не может быть однозначного ответа на вопрос, является ли развод злом или благом. Ситуация каждой распадающейся семьи индивидуальна. В одних случаях распад семьи ведет к улучшению психологической атмосферы в семье, материального благосостояния, условий развития ребенка. В других случаях – наоборот, развод является для ребенка стрессовой ситуацией, причиной изменяющегося поведения и сильно влияет на материальное благополучие семьи. Аналогично, в одних семьях после развода во взаимоотношениях родителей и детей ничего не меняется, в других отношения становятся более равнодушными, в-третьих происходит прекращение общения одного из родителей и ребенка как по инициативе самого родителя, там и из-за преград со стороны бывшего супруга.

Это интересно:

  • 75 приказ минздрава Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 февраля 2017 г. N 75 "О внесении изменений в Методику прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Ребенок 3 года развод родителей Как не покалечить жизнь ребёнку или советы разводящимся родителям Большинство людей любят сказки. Потому что сказка обычно завершается самым счастливым концом. Ведь и Золушка, и Белоснежка, и даже Принцесса Фиона встретили свою настоящую любовь, а потом жили долго и счастливо и умерли в […]
  • Преступление в уголовном праве рф Уголовное право. Понятие преступления. Основание, условия уголовной ответственности Понятие преступления — ключевая, центральная категория уголовного права. Правильное понимание преступления имеет значение не только для правоохранительных органов и судов, но и граждан. Преступное […]
  • Акт при увольнении руководителя Что такое акт передачи дел при увольнении генерального директора и как его правильно оформить? Смена руководителя предприятия, вне зависимости от повода и обстоятельств увольнения, сопровождается передачей дел. Насколько законно требование о сдаче полномочий с оформлением акта, в какие […]
  • Запись в трудовой увольнение при ликвидации Запись в трудовой книжке при ликвидации предприятия Обновление: 19 декабря 2016 г. В соответствии с ч. 4 ст. 66 ТК РФ запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. Частью 5 статьи 84.1 ТК РФ, а также пунктом 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления […]
  • Транспортный налог оплата без комиссии Где оплатить транспортный налог быстро и без комиссии? Уплата всех налогов и обязательных государственных платежей - необходимый фактор спокойствия жизни человека в нашей стране. Если вы владеете автомобилем и не получаете писем от налоговой службы, не стоит радоваться. Скорее всего, на […]
  • Как подать кассацию на решение арбитражного суда Арбитражный суд Поволжского округа ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН Получатель УФК по РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (МРИ ФНС РОССИИ № 3 по РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН) Расчетный счет Подача кассационной жалобы Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным […]
  • На применение закона электромагнитной индукции Электромагнитная индукция Возникновение в проводнике ЭДС индукции Если поместить в магнитное поле проводник и перемещать его так, чтобы он при своем движении пересекал силовые линии поля, то в проводнике возникнет электродвижущая сила, называемая ЭДС индукции . ЭДС индукции возникнет в […]

Author: admin