Ч 1 ст 92 ук

Ч 1 ст 92 ук

Освобождение несовершеннолетних от наказания (ст. 92 УК РФ)

Освобождение несовершеннолетнего от наказания является одной из форм реализации уголовной ответственности, при которой суд, постановляя приговор, дает уголовно-правовую оценку действиям виновного, но полагает возможным освободить несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с ч.1 ст. 90 УК РФ (ч.1 ст. 92 УК РФ).

Освобождение несовершеннолетнего от наказания может иметь место при постановлении обвинительного приговора за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При этом суд в приговоре, если он придет к убеждению о необходимости применения принудительных мер воспитательного характера, должен привести доводы такого решения (первое привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности, положительные характеристики, критическое отношение к содеянному, устойчивое и серьезное воспитание в семье, случайное стечение обстоятельств, которые повлияли на поведение подростка, и т.д.).

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч.2 ст. 92 УК РФ).

Данный вариант освобождения от наказания возможен, если несовершеннолетний совершил преступление средней тяжести или тяжкое преступление, за что осужден к лишению свободы. Только при этих обязательных условиях несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа — более строгая мера воздействия, чем применение принудительных мер воспитательного характера. Она применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении ( ч.3 ст. 92 УК РФ).

Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессиональной подготовки продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего (ч.4 ст. 92).

Руководствоваться возможностью избегать применения уголовного наказания рекомендует судам и Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», где в п. 18 отмечается необходимость в приговоре, постановленном в отношении несовершеннолетнего подсудимого, наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК РФ, как это определено в ст. 430 УПК РФ, при наличии оснований решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ.

Закон предусматривает возможность освобождения от наказания не всех несовершеннолетних, а лишь тех, кто сохраняет возможность исправиться под воздействием принудительных мер воспитания.

В отношении ряда других лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, закон не усматривает такой возможности и потому устанавливает запрет на освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Поэтому в соответствии с ч.5 ст. 92 УК РФ освобождению от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не подлежат несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 111, ч.2 ст. 117, ч.3 ст. 122, ст. 126, ч.3 ст. 127, ч.2 ст. 131, ч.2 ст. 132, ч.4 ст. 158, ч.2 ст. 161, ч.ч. 1 и 2 ст. 162, ч.2 ст. 163, ч.1 ст. 205, ч.1 ст. 205.1, ст. 205.3, ч.2 ст. 205.4, ч.2 ст. 205.5, ч.1 ст. 206, ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч.1 ст. 211, ч.ч.2 и 3 ст. 223, ч.ч. 1 и 2 ст. 226, ч.1 ст. 228.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 229 УК РФ.

Эти преступления различны по характеру, но объединяет их достаточно высокая степень общественной опасности и распространенность среди несовершеннолетних.

Статья 92 УК РФ. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.

5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, частью первой статьи 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частью первой статьи 206, частью второй статьи 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229, статьей 360 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

Комментарии к ст. 92 УК РФ

1. Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных: замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК); освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК); освобождение от наказания в связи с болезнью (ч. ч. 1 и 2 ст. 81 УК); отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК) и др. Однако применение к несовершеннолетним некоторых из указанных норм имеет свою специфику.

2. Комментируемая статья предусматривает два самостоятельных вида освобождения несовершеннолетнего от наказания: с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК (ч. 1 ст. 92); с помещением несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. ч. 2 — 4 ст. 92).

3. Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно, если он совершил преступление небольшой или средней тяжести. При осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы за преступление средней тяжести, а также тяжкого преступления освобождение от наказания возможно в том случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты путем помещения подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В указанных учреждениях с несовершеннолетними ведется повседневная воспитательная работа, осуществляется общеобразовательная и профессиональная подготовка, необходимое лечение. Срок нахождения в них не может превышать трех лет. Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний для своей ресоциализации не нуждается более в дальнейшем применении данной меры, либо выявлено заболевание, препятствующее содержанию и обучению лица, его пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено досрочно.

Кроме того, согласно закону суд вправе: 1) восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенного в результате его уклонения от исполнения данной меры воспитательного воздействия; 2) продлить пребывание в указанном учреждении по истечении срока, установленного судом, если будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении этой меры.

Однако надо иметь в виду, что общая продолжительность нахождения подростка в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.

В случае необходимости завершения освоения соответствующей образовательной программы или завершения профессиональной подготовки продление срока пребывания допускается только по ходатайству самого несовершеннолетнего.

4. Прекращение пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении либо перевод его в другое подобное учреждение осуществляется по представлению администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения либо по ходатайству осужденного, его родителей или законных представителей.

5. Вопрос о продлении или прекращении срока либо о переводе в другое учреждение рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения учреждения в течение 10 суток со дня поступления ходатайства или представления (ч. 4 ст. 432 УПК РФ).

6. Следует иметь в виду, что ч. 5 ст. 92 содержит перечень преступлений, при совершении которых несовершеннолетний не может быть освобожден от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92.

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.
2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении .

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.
5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, статьей 205.3, частью второй статьи 205.4, частью второй статьи 205.5, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

Комментарий к статье 92 Уголовного Кодекса РФ

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, в соответствии со ст. 90 УК РФ может быть освобожден от уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой, средней тяжести или тяжкое преступление, в соответствии со ст. 92 УК РФ может быть освобожден от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Правовые последствия освобождения от наказания будут различны в зависимости от категории совершенного преступления и вида наказания, к которому осужден виновный и от которого он может быть освобожден.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания также является одной из форм реализации уголовной ответственности, при которой суд, постановляя приговор, дает отрицательную оценку поведения виновного, но полагает возможным освободить несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Эта оценка дается судом только коллегиально на стадии судебного разбирательства и при вынесении приговора.

Гуманность закона при решении вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания состоит и в том, что закон не ставит препятствий освобождению от наказания в зависимость от числа ранее совершенных несовершеннолетним преступлений небольшой, средней тяжести или тяжкого преступления. Кроме того, освобождение от наказания в отличие от освобождения от уголовной ответственности является безусловным.

Уголовная политика государства относительно несовершеннолетних заключается в том, чтобы применять к ним уголовное наказание как крайнюю меру, а при совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, ограничиваться воспитательным воздействием. Подтверждением сказанному может быть положение подп. 13 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где говорится, что с несовершеннолетними, осужденными за преступления небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу.

В ст. 4 этого Закона определена система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В органах, указанных выше, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Институт освобождения от наказания, так же как и институт освобождения от уголовной ответственности, как уже отмечалось, обусловлен гуманным отношением к несовершеннолетним, экономией уголовной репрессии.

Руководствоваться возможностью избегать применения уголовного наказания рекомендует судам и Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», где в п. 18 отмечается необходимость в приговоре, постановленном в отношении несовершеннолетнего подсудимого, наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК РФ, как это определено в ст. 430 УПК РФ, при наличии оснований решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ .

Первый вариант освобождения от наказания несовершеннолетних обусловлен наличием преступлений небольшой или средней тяжести и применением принудительных мер воспитательного воздействия. По существу, этот вид освобождения во многом конкурирует с освобождением от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При освобождении от наказания также применяются принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания может иметь место при постановлении обвинительного приговора за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При этом суд в приговоре, если он придет к убеждению о необходимости применения принудительных мер воспитательного характера, должен привести доводы такого решения (первое привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности, положительные характеристики, критическое отношение к содеянному, устойчивое и серьезное воспитание в семье, случайное стечение обстоятельств, которые повлияли на поведение подростка, и т.д.).

Второй вариант освобождения от наказания возможен, если несовершеннолетний совершил преступление средней тяжести или тяжкое преступление, за что осужден к лишению свободы. Только при этих обязательных условиях несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Таким образом, преступление небольшой или средней тяжести и отсутствие факта осуждения к лишению свободы влечет за собой применение принудительных мер воспитательного воздействия. Преступление средней тяжести или тяжкое преступление и осуждение к лишению свободы влечет за собой помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа — более строгая мера воздействия, чем применение принудительных мер воспитательного характера. Она применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

При постановлении приговора суд может дать указание специализированному учебно-воспитательному учреждению при освобождении несовершеннолетнего от наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 92 УК РФ, учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

При решении вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное учреждение на практике возникает один вопрос, не в полной мере урегулированный законодателем. В частности, проблема заключается в следующем. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы, например, не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление средней тяжести впервые. Это означает, что данная категория осужденных вообще не может быть направлена в специальное учреждение, поскольку им не назначается лишение свободы. Кроме того, в специальное учреждение не могут быть направлены и несовершеннолетние, осужденные за тяжкое преступление, но не к лишению свободы, а к иному виду наказания. В таком случае получается, что последняя категория осужденных не может быть направлена в специальное учреждение, но к ней не могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия, поскольку их применение связано только с преступлениями небольшой или средней тяжести. Возникает несколько парадоксальная ситуация, при которой, если несовершеннолетний осужден к более строгому наказанию — лишению свободы, он может быть освобожден от наказания. Если же он осужден к менее строгому наказанию, освобождению от него он не подлежит. На практике данная проблема решается таким образом, что если при обсуждении наказания имело место обсуждение возможности назначения лишения свободы, несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и направлен в специальное учреждение, хотя, конечно, данная проблема требует законодательного решения.

Деятельность указанных учреждений регулируется законодательством Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (с изм. от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) .

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (далее именуется — учреждение) призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.

В учреждении закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников.

Специальные условия содержания предусматривают:

— охрану территории учреждения и материальных ценностей;

— организацию безопасных условий содержания воспитанников;

— временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;

— круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна;

— проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.

Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Как уже отмечалось, несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры. При рассмотрении этого вопроса суд принимает во внимание обстоятельства, свидетельствующие об исправлении несовершеннолетнего. К ним, в частности, относятся: положительное поведение несовершеннолетнего, соблюдение установленных правил поведения, отсутствие взысканий и наличие поощрений, участие в общественной жизни, отношение к труду и учебе, отношения с родственниками, с другими воспитанниками и др.

Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Освобождение от наказания, как видно из текста анализируемого закона, может быть распространено на достаточно большую группу несовершеннолетних. Вместе с тем было бы несправедливо, не в интересах общества, государства, потерпевших, да и самих несовершеннолетних, если бы совершение опасных преступлений влекло за собой мягкие меры государственного реагирования. Такая политика, как показывает практика, приводит только к негативным результатам, когда лица, совершившие преступления, уверуют в свою мнимую безнаказанность, слабость государства и продолжают совершать все более и более опасные преступления. Поэтому в ряде случаев государство должно проявить и общественный интерес, показав свою способность, возможность адекватного реагирования на преступные проявления.

В этой связи закон распространяет возможность освобождения от наказания не на всех несовершеннолетних, а лишь на тех из них, кто сохраняет возможность исправиться под воздействием принудительных мер воспитания.

В отношении ряда других лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, закон не усматривает такой возможности и потому устанавливает запрет на освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Поэтому в соответствии с ч. 5 ст. 92 УК РФ освобождению от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не подлежат несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132, ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 161, ч. ч. 1 и 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 205.1, ч. 1 ст. 206, ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 1 ст. 211, ч. ч. 2 и 3 ст. 223, ч. ч. 1 и 2 ст. 226, ч. 1 ст. 228.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 229 УК РФ.

Эти преступления различны по характеру, но объединяет их достаточно высокая степень общественной опасности и распространенность среди несовершеннолетних.

Другой комментарий к статье 92 УК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает специальные виды освобождения несовершеннолетнего от наказания:

1) освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

2) освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Оба вида освобождения несовершеннолетнего от наказания являются безусловными, т.е. такое освобождение в последующем не может быть отменено. Несовершеннолетний, освобожденный от наказания по ст. 92 УК, считается несудимым.

2. Условием освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия является совершение им преступления небольшой или средней тяжести, а освобождения от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием — совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления (за исключением указанных в ч. 5 ст. 92).

3. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. К таким учреждениям относятся:

1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

Комментарий к ст. 92 УК РФ

1. Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных: замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК); освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК); освобождение от наказания в связи с болезнью (ч. ч. 1 и 2 ст. 81 УК); отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК) и др. Однако применение к несовершеннолетним некоторых из указанных норм имеет свою специфику.

2. Комментируемая статья предусматривает два самостоятельных вида освобождения несовершеннолетнего от наказания: с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК (ч. 1 ст. 92); с помещением несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. ч. 2 — 4 ст. 92).

3. Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно, если он совершил преступление небольшой или средней тяжести. При осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы за преступление средней тяжести, а также тяжкого преступления освобождение от наказания возможно в том случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты путем помещения подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В указанных учреждениях с несовершеннолетними ведется повседневная воспитательная работа, осуществляется общеобразовательная и профессиональная подготовка, необходимое лечение. Срок нахождения в них не может превышать трех лет. Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний для своей ресоциализации не нуждается более в дальнейшем применении данной меры, либо выявлено заболевание, препятствующее содержанию и обучению лица, его пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено досрочно.

Кроме того, согласно закону суд вправе: 1) восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенного в результате его уклонения от исполнения данной меры воспитательного воздействия; 2) продлить пребывание в указанном учреждении по истечении срока, установленного судом, если будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении этой меры.

Однако надо иметь в виду, что общая продолжительность нахождения подростка в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.

В случае необходимости завершения освоения соответствующей образовательной программы или завершения профессиональной подготовки продление срока пребывания допускается только по ходатайству самого несовершеннолетнего.

4. Прекращение пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении либо перевод его в другое подобное учреждение осуществляется по представлению администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения либо по ходатайству осужденного, его родителей или законных представителей.

5. Вопрос о продлении или прекращении срока либо о переводе в другое учреждение рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения учреждения в течение 10 суток со дня поступления ходатайства или представления (ч. 4 ст. 432 УПК РФ).

6. Следует иметь в виду, что ч. 5 ст. 92 содержит перечень преступлений, при совершении которых несовершеннолетний не может быть освобожден от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92.

Освобождение от наказания несовершеннолетних (ст. 92 УК РФ) *

Горшенин А.А., доцент кафедры уголовного права и криминологии Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье исследуется такой вид принудительных мер воспитательного воздействия, как помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Предлагается усовершенствовать данную норму путем введения института отсрочки отбывания наказания несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, освобождение от наказания, освобождение от отбывания наказания, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

The article researches such kind of compulsory measure of educational influence as placement of minor in special educational institution closed type. The author suggests improving this norm by establishment the institution of deferment serving of punishment minors.

Key words: minors, release from punishment, release from serving of punishment, special educational institution closed type.

Определенные трудности, по нашему мнению, может вызвать реализация положений, закрепленных в ст. 92 УК РФ, суть которой сводится к возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, указанных в ч. 2 ст. 90 УК РФ.

В ч. 2 ст. 92 УК РФ говорится о возможности освобождения от наказания несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, с его помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Формулировка нормы наводит на мысль, что речь в ней идет не об освобождении от наказания, а от его отбывания, поскольку оно назначено в виде лишения свободы. Видимо, это следует отнести к упущениям законодателя при конструировании данной уголовно-правовой нормы. Ее смысл заключается в возможности исправления несовершеннолетнего без назначения ему наказания, с применением принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. К такому же выводу приходят и другие исследователи . Подтверждением сказанному служит и положение ч. 2 ст. 432 УПК РФ об освобождении несовершеннолетнего от наказания после постановления в его отношении обвинительного приговора суда и направлении в указанное учреждение.

Уголовная ответственность: понятие, проблемы реализации и половозрастной дифференциации / Под ред. В.А. Андриенко, Ю.Е. Пудовочкина, И.И. Лесниченко, П.В. Разумова. М., 2006. С. 192 — 193.

Однако на практике данная принудительная мера воспитательного воздействия применяется крайне редко . При наличии достаточных оснований для применения положений рассматриваемой статьи суды в большинстве случаев отдают предпочтение условному осуждению . Подобная практика, видимо, объясняется отсутствием у суда реальной возможности отменить принудительные меры воспитательного воздействия и прибегнуть к наказанию, в случае если несовершеннолетний систематически их не исполняет , т.к. данный вид освобождения от наказания является безусловным. К одной из причин этого, указывает Н. Киреева, также можно отнести ограниченное число специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, которые имеются не в каждом субъекте РФ .

Боровиков С.А. Правовое обеспечение назначения и исполнения принудительных мер воспитательного воздействия // Российский юридический журнал. 2010. N 1. С. 116; Давыденко А.В. Правовые основания для помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. N 5. С. 19.
Кондалов А.Н. Условное осуждение // Вестник Волжского ун-та. Тольятти, 1998. Вып. 4. С. 48.
Уголовная ответственность несовершеннолетних / Отв. ред. В.П. Кашепов. М., 1999. С. 47.
Киреева Н. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. 2006. N 4. С. 10. Следует согласиться с автором также в том, что для реализации положений ч. 2 ст. 92 УК РФ необходимо создание таких учреждений в каждом субъекте РФ. Иначе освобожденные на основании рассматриваемых норм оказываются в худшем положении, чем совершеннолетние, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, в части связи с родственниками, поскольку последние, за небольшим исключением, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Выход из сложившейся ситуации В. Боровиков видит в возможности закрепления в качестве наказания такой меры воспитательного воздействия, как обязанность загладить причиненный вред. Оно могло бы назначаться вместо наказаний, не связанных с лишением свободы . Полагаем, что предлагаемое автором решение проблемы недостаточно аргументированно. Очевидно, что гражданско-правовые меры (к которым можно отнести возмещение вреда) не могут подменять собой наказание. Кроме того, ничего не говорится об изменении законодательства в части наказаний, связанных с лишением свободы.

Боровиков В. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. 2003. N 4. С. 11.

В юридической литературе содержится и иной вариант решения этого вопроса. Н.Ю. Скрипченко полагает, что в случае систематического нарушения несовершеннолетним условий пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении необходима их отмена и назначение наказания . Такие рассуждения, на наш взгляд, не вполне обоснованны. Представляется нелогичным сначала освобождать несовершеннолетнего от наказания, а затем снова возвращаться к вопросу о его назначении. Кроме того, отмена принудительных мер воспитательного воздействия и назначение наказания несовершеннолетнему фактически будут означать нарушение базового принципа уголовного права — справедливости, в соответствии с которым лицо не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. В отношении несовершеннолетнего уже был постановлен обвинительный приговор суда без назначения наказания. Постановление обвинительного приговора суда этому же лицу, в случае неисполнения им принудительной меры, но с назначением наказания будет означать повторное привлечение к уголовной ответственности за то же уголовно наказуемое деяние.

Скрипченко Н.Ю. Пути совершенствования законодательства, регулирующего применение принудительных мер воспитательного воздействия, связанные с изоляцией несовершеннолетнего от общества // Научные труды РАЮН: В 3 т. М., 2003. Т. 2. С. 630 — 631.

Полагаем, что более эффективно установить в ст. 92 УК РФ правило, в соответствии с которым несовершеннолетнему назначается наказание, но его отбывание отодвигается во времени (отсрочка отбывания наказания), при этом суд обязывает осужденного подвергнуться принудительной мере воспитательного воздействия в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Если несовершеннолетний не уклоняется от ее исполнения, не совершает нового преступления, то по истечении срока, на который она была назначена, он освобождается от отбывания наказания. В противном случае осужденный привлекается к отбыванию наказания. При этом необходимо установить правило, в соответствии с которым время пребывания лица в специальном учебно-воспитательном учреждении может засчитываться в срок наказания, если несовершеннолетний привлекается к его отбыванию.

Уже указывалось, что в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, указанных в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Однако вполне возможна ситуация, когда суд не сочтет возможным освободить лицо, совершившее преступление небольшой тяжести, и назначит ему то или иное наказание. В то же время несовершеннолетний, совершивший преступление средней тяжести, может быть освобожден от наказания в порядке ч. 2 ст. 92 УК РФ. На наш взгляд, следует согласиться с мнением В.Ф. Щепелькова, что норма ч. 2 ст. 92 УК РФ должна подлежать расширительному толкованию: в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть помещен и несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести . Представляется, что для несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой тяжести, не освобожденных по ч. 1 ст. 92 УК РФ, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является более эффективной мерой, нежели назначение им наказания.

Щепельков В.Ф Конструирование и применение норм об уголовной ответственности несовершеннолетних // Известия вузов. Правоведение. 2003. N 4. С. 134 — 135.

Кроме того, меры, указанные в ч. 2 ст. 90 УК РФ, являются основанием для освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, что само по себе нелогично. Исходя из различных социальных функций, предназначения указанных институтов, а следовательно, и объема карательно-воспитательного воздействия, заложенного в каждый из видов освобождения от уголовной ответственности либо наказания, думается, что и принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые при их применении, должны отличаться друг от друга. Поэтому считаем, что при освобождении от отбывания наказания по ст. 92 УК РФ должна применяться исключительно принудительная мера воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

С учетом сказанного представляется целесообразным внесение в уголовное законодательство некоторых изменений:

  1. ч. 1 ст. 92 УК РФ — исключить;
  2. название и ч. 2 ст. 92 УК РФ изложить следующим образом:

«Статья 92. Отсрочка отбывания наказания несовершеннолетним

  1. Несовершеннолетнему, осужденному за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а также тяжкого преступления, суд может отсрочить реальное отбывание наказания, но при этом он помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. В случае совершения несовершеннолетним в течение отсрочки отбывания наказания преступления, не являющегося особо тяжким, а также при систематическом неисполнении осужденным принудительной меры воспитательного воздействия суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может принять решение о продлении срока отсрочки отбывания наказания либо постановить об ее отмене и исполнении наказания»;
  2. дополнить ст. 92 УК РФ ч. 6 следующего содержания:

«6. Время пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может засчитываться в сроки лишения свободы из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ — один день за три дня, обязательных работ — один день за восемь часов».

Думается, что с учетом приведенных изменений суды будут более широко применять положения ст. 92 УК РФ в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в особом воспитательном подходе.

Это интересно:

  • Подписание президентом рф принятых законов и их обнародование Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ 6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный […]
  • Штрафы гибдд другой регион Придет ли штраф за нарушение ПДД в другом регионе или стране 27 июня 2017 1:00 1 Берете за границей авто в аренду или едете на своем - не быкуйте на дорогах. Штраф в валюте доберется до вас через любые границы. Фото: ZUMAPRESS.com/globallookpress.com Сначала - о России . Все дорожные […]
  • Неустойка по алиментам в семейном кодексе Неустойка по алиментам в семейном кодексе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья […]
  • Сколько будет стоит налог на недвижимость Сколько будет стоит налог на недвижимость Стало известно имя нового директора Uber Должность нового генерального директора Uber займет Дара Хосровшахи, ранее занимавший аналогичную должность в. Все новости Новый налог на имущество увеличится в 5 раз. Сколько будем платить С весны […]
  • Как подать кассацию на решение арбитражного суда Арбитражный суд Поволжского округа ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН Получатель УФК по РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (МРИ ФНС РОССИИ № 3 по РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН) Расчетный счет Подача кассационной жалобы Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным […]
  • Приказ о приеме на работу на английском Двуязычные кадровые документы.Полный комплект кадровых документов на русском и английском языках. Все, что необходимо и достаточно для организации кадровой работы в иностранной компании, представительстве иностранной компании в России. В пакет документов включны видеоуроки по порядку […]
  • Зам прокурора кирова Работники прокуратуры Кировской области приняли участие в возложении цветов к Вечному огню В рамках мероприятий, посвященных Дню Победы, состоялось возложение цветов к Вечному огню. В памятном мероприятии приняли участие прокурор Ленинского района г. Кирова Шиляев Е.А., заместитель […]
  • Жалоба в дорожные службы Появился сайт для жалоб на качество дорог в Подмосковье 12 августа, 2013 Поделиться в социальных сетях: У жителей Подмосковья появился новый ресурс, куда можно направлять жалобы на дороги. Об этом сообщили в Главном управлении дорожного хозяйства Московской области. Новый сервис […]

Author: admin