Что не входит в полномочия государственной думы рф

Что не входит в полномочия государственной думы рф

Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с референдумом о принятии новой Конституции. Дума избирается на четыре года, но может быть досрочно распущена Президентом в случаях, предусмотренных Конституцией.

Основные полномочия Государственной Думы перечислены в статье 103 Конституции. Дума первого созыва отказалась от идеи принятия закона о своем правопреемстве по отношению к Съезду народных депутатов и пошла по пути постепенного восстановления кадровых и прочих полномочий по мере принятия федеральных законов, основанных на новой Конституции. Дума принимает постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов (за исключением случаев, когда Конституция предусматривает более высокий кворум).

Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.

  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (двумя третями голосов)
  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение членов Совета директоров Центрального банка (12 человек), двух представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете (НБС) и других членов НБС (в пределах 6 человек по представлению Председателя ЦБ);
  • назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • назначение представителей Государственной Думы в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

  • объявление амнистии;
  • определение аудиторской фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального Банка России.

    Конституция устанавливает численность Государственной Думы (450 депутатов), но не оговаривает механизма ее избрания. Выборы в Думу первого созыва проводились в соответствии с «Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году», утвержденным указом Президента N1400 21 сентября 1993 года и впоследствии измененным указами N1557 от 1 октября 1993, N1846 от 6 ноября 1993 и N238 от 4 февраля 1994. 225 депутатов избраны по одномандатным территориальным округам, 225 депутатов — по общефедеральному округу по спискам избирательных объединений (партий, движений, блоков). Подобный же механизм был заложен в Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы (N 90-ФЗ от 21 июня 1995), на основании которого избрана Дума второго созыва, в одноименный Федеральный закон (N 121-фз от 24 июня 1999), применявшийся при избрании Думы третьего созыва и в такой же Федеральный закон (85-ФЗ от 23 июня 2003), применявшийся при избрании Думы четвертого созыва. Некоторые нормы новых законов о выборах в Думу (например, о порядке замены депутатов по федеральному округу) вступали в действие уже для Думы действующего созыва. Новый Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы (N 51-ФЗ от 18 мая 2005) предусматривает избрание всех 450 депутатов по пропорциональной системе. Конституция запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Местом работы депутатов считается Государственная Дума.

    Государственная Дума была учреждена в качестве нижней палаты парламента президентским указом N1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Государственная Дума первого созыва была избрана 12 декабря 1993 (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции — на два года) и заседала с 11 января 1994 до 22 декабря 1995. Председателем Государственной Думы с 14 января 1994 по 17 января 1996 был Иван Петрович РЫБКИН. Государственная Дума второго созыва избрана 17 декабря 1995 сроком на четыре года и заседала с 16 января 1996 по 24 декабря 1999. Председатель с 17 января 1996 — Геннадий Николаевич СЕЛЕЗНЕВ. Государственная Дума третьего созыва избрана 19 декабря 1999 сроком на четыре года и приступила к работе 18 января 2000. Председатель с 18 января 2000 — Геннадий Николаевич СЕЛЕЗНЕВ. Государственная Дума четвертого созыва избрана 7 декабря 2003 сроком на четыре года и приступила к работе 29 декабря 2003. Председатель с 29 декабря 2003 — Борис Вячеславович ГРЫЗЛОВ. Четырехлетний срок полномочий Думы четвертого созыва истекает 7 декабря 2007, но депутаты сохраняют свои полномочия до начала работы нового состава Думы, который (если не произойдет роспуска Думы и досрочных выборов) должен быть избран 2 декабря 2007 года и приступить к работе не позже 1 января 2008. Неофициально Думу первого созыва называли также «пятой Государственной Думой» (считая первые четыре, существовавшие в 1906 — 1917), Думу второго созыва, соответственно, «шестой Думой», а Думу третьего созыва — «седьмой Думой». Во времена И.П.Рыбкина эти названия присутствовали и в ряде изданий Государственной Думы, при Г.Н.Селезневе эта практика была прекращена.

    21 января 1994 Государственная Дума, приняв Временное положение об обеспечении деятельности депутатов Государственной Думы ФС РФ, установила размер оклада депутата Государственной Думы равный окладу федерального министра (на момент принятия постановления — около 300.000 руб, указом N 204 от 24 января 1994 оклады в органах государственной власти были повышены с 1 января 1994 в 1,9 раза — примерно до 568.000 руб., с 1 июля 1994 — примерно 795.000 руб., с 1 апреля 1995 — примерно 1.034.000 руб., с 1 сентября 1995 — 1.591.750 руб, с 1 апреля 1997 — 6.000.000 руб., с 1 сентября 1999 — 9000 деноминированных руб.), а для Председателя Государственной Думы установила надбавку к этому окладу в 40%. Установлены надбавки за особый характер и интенсивность работы в размере 50% и за выслугу лет в размере 40% оклада. Для депутатов установлена также сумма возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, не облагаемая налогом, в размере 5 минимальных зарплат (73.100 руб.). Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (N3-фз от 8 мая 1994) установлено денежное вознаграждение депутата Государственной Думы, приравненное к окладу федерального министра с учетом надбавок. Сохранено возмещение депутатских расходов в размере 5 минимальных зарплат. Денежное вознаграждение Председателя Государственной Думы приравнено к денежному вознаграждению Председателя Правительства РФ с учетом надбавок (т.е. примерно 322.000 руб., с 1 июля 1994 — примерно 591.000 руб., с 1 апреля 1995 — примерно 768.000 руб., с 1 сентября 1995 — примерно 1.183.000 руб, с 1 апреля 1997 — 8.000.000 руб, с 1 сентября 1999 — 12.000 деноминированных рублей). Такие же размеры предусмотрены новым законом о статусе депутата от 5 июля 1999. В ответ на повышение окладов министров (и соответственно депутатов) в полтора раза указом Президента от 23 августа 1999 Дума второго созыва 17 сентября 1999 приняла заявление «Об отказе депутатов Государственной Думы от повышения денежного вознаграждения. «. Большинством голосов Дума рекомендовала своим депутатам, поддерживающим отказ от повышения окладов, добровольно оформить письменные заявления об отказе от получения сумм увеличения денежного вознаграждения до истечения депутатских полномочий.

    Что не входит в полномочия государственной думы рф

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
    ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    И Н Ф О Р М И Р У Е Т

    ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
    ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    18 сентября 2016 года

    18 сентября гражданам Российской Федерации предстоит избрать новый, уже седьмой состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Этот день важен для всех россиян, он во многом определит дальнейшую судьбу нашей страны. От работы депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации зависит, как будет развиваться государство, какими будут законы, по которым предстоит жить.
    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обладает широким спектром полномочий:
    принимает федеральные законы;

    дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

    заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

    назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;

    назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половину состава ее аудиторов;

    назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральными конституционными законами;

    выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    Также в ведении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся международная деятельность, иные важнейшие вопросы государственного значения.

    Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации состоит из 450 депутатов.

    225 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по одномандатным избирательным округам (один округ один депутат), образованным на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов.

    225 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается сроком на пять лет.

    Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

    Что не входит в полномочия государственной думы рф

    В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:

    — законопроекты и поправки к ним;
    — законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
    — законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы
    РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

    Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

    Специальная компетенция Государственной Думы

    Эта компетенция, или вопросы ведения Государственной Думы, установлена в ряде статей Конституции РФ (в основном в ст. 103) и федеральных законов. Регламент Государственной Думы предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.

    В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:

    а) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления. Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

    В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ в течение недели вправе представить третью кандидатуру.

    б) Выражение недоверия Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты.

    в) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. Уполномоченный по правам человека назначается на пятилетний срок и не более чем на два срока подряд.

    г) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Назначение производится на первой сессии Государственной Думы первого созыва, а в последующем — на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.

    д) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка РФ. Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка решается по представлению Президента РФ. Решение об этом принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Если же решение об освобождении от должности не принято, освобождение от должности считается несостоявшимся.

    е) Выдвижение обвинения против Президента РФ. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению. Предложение о выдвижении обвинения направляется на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный Суд РФ для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

    ж) Объявление амнистии. Амнистия (греческое «забвение», «прощение») — освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление (право помилования принадлежит Президенту РФ).

    Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии. Проект постановления об объявлении амнистии вносится в Государственную Думу и рассматривается ею в порядке, установленном для внесения и рассмотрения законопроектов.

    з) Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) Государственная Дума может обращаться с ходатайствами в Конституционный Суд РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации. Государственная Дума может также обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о толковании Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы. Запрос в Конституционный Суд РФ не может направляться в связи с делами, находящимися в производстве Конституционного Суда РФ.

    Полномочия Государственной думы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации

    Государственная дума РФ является представительным органом. Она выступает в качестве нижней палаты Федерального Собрания. Рассмотрим далее подробно конституционные полномочия Государственной думы.

    Общие сведения

    В ст. 96 Конституции установлен срок полномочий депутатов Думы. Он составляет 4 года. Такая продолжительность соответствует международной практике, по которой избрание общенациональных парламентов осуществляется на период в 4-5 лет. Такой срок работы позволяет уполномоченному органу реализовывать долгосрочные законопроекты. При этом общество, а также сами депутаты могут за этот период наглядно увидеть результаты деятельности. Вместе с этим четырехлетний срок обеспечивает регулярное обновление парламента, обязывает его членов периодически отчитываться перед избирателями. Все это способствует реализации демократической власти в стране.

    Компетенция

    Согласно нормам, нижняя палата представляет интересы разных групп населения. Закон «О Государственной думе» определяет круг вопросов, относящихся к ее ведению. К ним относятся:

    1. Дача согласия Главе страны на назначение им Председателя Правительства. Утверждение кандидатуры осуществляется в соответствии с Регламентом.
    2. Решение вопроса о выражении недоверия правительству.
    3. Назначение на должности и освобождение от них Председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% ее аудиторов, уполномоченного РФ по правам человека.
    4. Объявление амнистии.
    5. Выдвижение обвинений против Главы страны с целью отрешения его от должности.

    Назначение Председателя Правительства

    В соответствии с Регламентом, при внесении Главой страны предложения об утверждении соответствующего кандидата Государственная дума РФ рассматривает его в недельный срок. Согласие нижней палаты будет считаться полученным, если за назначение проголосовало большинство от общего количества депутатов. В случае отклонения предложения Глава страны также в течение недели представляет нового кандидата. Президент при этом имеет право предлагать одного и того же субъекта дважды либо трижды. В процессе утверждения кандидатуры должны соблюдаться конституционные требования, касающиеся согласованного взаимодействия его участников. Это означает, что президент и нижняя палата должны стремиться к договоренности о взаимоприемлемых субъектах на должность Председателя Правительства. Вне зависимости от количества представлявшихся кандидатов, в случае третьего отклонения Госдума подлежит роспуску.

    Доверие правительству

    Функции Государственной думы приобретают особое значение в период кризиса власти. Он может разрешаться несколькими способами. Например, выход из кризиса осуществляется через отставку правительства и формирование такого, к которому Госдума выразила бы свое доверие. Еще одним вариантом является роспуск самой нижней палаты и создание новой. Что касается отставки правительства, то оно может санкционироваться группой депутатов, численность которых не меньше 1/5 от общего их количества. Рассмотрение вопроса о недоверии осуществляется в течение недели. Решение об отставке правительства должно быть принято большинством.

    Назначение на пост и снятие с него Председателя Центробанка

    Для начала обсуждения по кандидатуре президент вносит соответствующее предложение не позже, чем за 3 месяца до окончания полномочий действующего должностного лица. Субъект считается назначенным на пост Председателя Центробанка, если за него проголосовало большинство депутатов. При отклонении предложения президент в двухнедельный срок представляет нового кандидата. При этом один и тот же человек не может выдвигаться на должность больше 2 раз.

    Назначение на пост и снятие с него Председателя СП

    В функции Государственной думы входит утверждение кандидатуры руководителя Счетной палаты, а также шести аудиторов на 6-летний срок. При этом нижняя палата не участвует в назначении заместителя Председателя СП. Это осуществляет Совет Федерации. В соответствии с Регламентом, кандидатуры представляются Комитетом по налогам и бюджету. Обсуждение осуществляется на сессии Госдумы, ближайшей к дате окончания полномочий действующих должностных лиц. Для утверждения кандидатов необходимо большинство от общего количества депутатов.

    Назначение уполномоченного по правам человека

    Это должностное лицо назначается тайным голосованием. Кандидатура считается утвержденной, если за нее было большинство депутатов. Уполномоченный назначается для обеспечения гарантий госзащиты свобод и прав граждан, соблюдения их федеральными, местными органами власти, а также служащими различных структур. Это должностное лицо способствует восстановлению ущемленных интересов, совершенствованию норм, приведению их в соответствие с положениями международного права.

    Объявление амнистии

    В полномочия Государственной думы входит однократное освобождение либо смягчение уголовной ответственности. Оно реализуется посредством принятия соответствующего акта. В документе указываются преступления, на которые распространяется амнистия. При этом в акте оговариваются признаки субъектов, которые могут быть освобождены от ответственности, либо наказание для них может быть смягчено. Круг этих лиц может быть достаточно широким. Он определяется:

    • Видом деяния.
    • Полом.
    • Возрастом.
    • Наличием детей на иждивении.
    • Размером назначенного наказания.
    • Наличием прежних заслуг и прочими обстоятельствами.

    Госдума может объявить частную или общую амнистию. Последняя распространяется на всех граждан, попадающих под условия акта. Частная амнистия объявляется для отдельных субъектов, которые совершили определенные преступления в указанное время и в конкретном месте.

    Выдвижение обвинений против президента

    Общая характеристика данной процедуры присутствует в Конституции. Нормативного регламентирования процесса выдвижения обвинений Главе страны нет в ФЗ. Порядок проведения процедуры оговаривается в Регламенте ГД. Реализация полномочия Государственной думы по отрешению от должности Главы страны допускается исключительно на основании обвинения его в госизмене либо совершении другого тяжкого деяния. Процесс начинается при наличии поддержки не менее 1/3 депутатов. При этом должно быть составлено заключение специальной комиссии. Она формируется Госдумой. Непосредственно само обвинение выдвигается 2/3 голосов от общего количества депутатов. Оно должно быть утверждено Верховным судом. КС РФ дает, в свою очередь, заключение о соблюдении предусмотренного порядка проведения процедуры отрешения президента от власти.

    Законодательные полномочия Государственной думы

    Нижняя палата, прежде всего, выступает как представительный орган. В связи с этим в полномочия Государственной думы входит нормотворчество. Нижняя палата обладает возможностью оказывать существенное влияние на процесс утверждения ФЗ. При этом в нормах, регламентирующих его, установлен ряд условий, при которых реализуются полномочия Государственной думы. Так, проекты юридических актов, касающихся отмены либо введения налогов, освобождения от обязанности их уплачивать, выпуска госзаймов, и ряд других правовых документов, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из федерального бюджета, могут вноситься на рассмотрение только при наличии правительственного заключения.

    2. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    а) об одобрении проекта закона РФ о поправках к Конституции РФ, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;

    б) о согласии Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

    в) о недоверии и доверии Правительству РФ;

    г) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;

    д) об объявлении амнистии;

    е) о выдвижении обвинения против Президента РФ;

    ж) о запросе в Конституционный Суд РФ;

    з) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

    и) о парламентском запросе;

    к) о других вопросах в рамках своей компетенции.

    Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания палаты.

    Кроме этого, проект постановления может быть внесен Президентом страны, Советом Федерации и его членами, депутатами, депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством России, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами по вопросам их ведения. Все проекты постановлений вносятся на рассмотрение палаты только при наличии заключения Правового управления.

    В Конституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом или при участии других должностных лиц или органов, причем это участие может быть различно по форме и по содержанию. Председатель Правительства назначается Президентом России (ч. 1 ст. 111 Конституции). Однако в решении этого вопроса участвует законодательная власть в лице Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 103 Конституции). Это полномочие Государственной Думы связано с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Согласно п. «а»

    ч. 1 ст. 83 Конституции Государственная Дума должна принимать решение по кандидатуре, представленной Президентом России.

    Реализация Государственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в ст. 111 Конституции РФ.

    Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства — в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства.

    Другим условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении ее позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111. В Конституции установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства представляют юридические средства содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элемент системы сдержек и противовесов. Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала новая кандидатура, но она и не исключает этого. В части 4 ст. 111 Конституции сказано, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Конституционный Суд поставил точку в споре о том, вправе ли Президент страны неоднократно предлагать одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства. Конституционный Суд в Постановлении от 11 декабря 1998 г. дал толкование ч. 4 ст. 111 Конституции . Государственная Дума в своем запросе в Конституционный Суд исходила из того, что Президент реализует свое право распустить Думу в случае трехкратного отклонения предложенных им кандидатур на пост Председателя Правительства только в случае, если он предлагал Думе три разные кандидатуры и все они были отклонены. Конституционный Суд в своем толковании решил, что «Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата». И все же представляется нелогичным трехкратное предложение Президентом одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы. Конечно, Президент вправе выбирать и представлять кандидатуры Председателя Правительства по своей инициативе. Право выбора Государственной Думы ограничено представленными Президентом кандидатурами, однако ее самостоятельность в этих рамках не может быть поставлена под сомнение. Она должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую сочтет наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент либо оказывает давление на Думу, пытаясь подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с Государственной Думой в существующем составе, сознательно идет на конфликт и провоцирует ее роспуск.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Комментарий Конституции РФ. Сборник Постановлений Конституционного Суда РФ. М., 1999. С. 184.

    Регламент Думы (ст. 144 — 148) предусматривает следующую процедуру согласования кандидатуры Председателя Правительства в Государственной Думе. Президент России официально представляет в палату кандидата на должность, и палата в течение недели со дня внесения обязана рассмотреть данную кандидатуру. В свою очередь, кандидат представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства страны и отвечает на вопросы депутатов. По окончании этой процедуры представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение принимается по усмотрению палаты тайным или открытым голосованием. Согласие считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовали большинство депутатов Государственной Думы.

    В случае отклонения Государственной Думой данной кандидатуры Президент РФ в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Процедура рассмотрения остается прежней. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленного Президентом кандидата на должность Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.

    Выражение недоверия (либо в других странах — резолюция порицания) Правительству России (в соответствии со ст. 117, ч. 3, Конституции) — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Данная процедура происходит в следующем порядке. Группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы выносит мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству, которое подается в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления палаты и списка депутатов — инициаторов выражения недоверия. Палата обязана рассмотреть данный вопрос в недельный срок после его внесения. В ходе обсуждения задаются вопросы Председателю Правительства и другим его членам, депутаты высказываются за выражение недоверия или против него. Преимущественное право выступления в этом случае принадлежит представителям депутатских объединений; последнее слово предоставляется Председателю Правительства РФ.

    Если в ходе обсуждения депутаты, инициировавшие выражение недоверия, отзовут свои подписи и при этом численность депутатов, внесших указанное предложение, станет менее одной пятой от общего числа, то данный вопрос снимается с обсуждения без дополнительного голосования.

    Постановление о недоверии Правительству РФ может быть принято как открытым, так и тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение о выражении недоверия Правительству РФ считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов.

    После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству в течение трех месяцев, Президент либо объявит об отставке Правительства, либо распустит Государственную Думу.

    Нужно сказать, что в соответствии со ст. 117, ч. 4, Конституции России Председатель Правительства может сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В таком случае Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству во внеочередном порядке по описанной выше процедуре.

    Можно говорить об ответственности Правительства перед Государственной Думой на условиях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 117 Конституции; пределы этой ответственности определяет Президент. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы. Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, упомянутым в ст. 117 Конституции, а также в период действия военного и чрезвычайного положения и в течение шести месяцев перед окончанием срока полномочий Президента (ч.

    Кроме этого, палата производит назначение на должности:

    Уполномоченного по правам человека (предложения о кандидатах могут вноситься Президентом России, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе). Назначение на данную должность (ст. 155 — 158 Регламента) производит именно Государственная Дума, а не какой-либо иной орган, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» одной из основных его функций является совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Уполномоченный вправе выступать с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Думу с предложением о проведении парламентских слушаний и о создании парламентской комиссии по расследованию нарушения прав и свобод;

    СЗ РФ. 1997. N 9. С. 1011.

    Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов (кандидатура Председателя Счетной палаты представляется Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам). Процедура назначения определена ст. 159 — 164 Регламента Думы. Ввиду того что Счетная палата призвана помогать парламенту в осуществлении контроля над исполнением государственного бюджета и других финансовых законов, а в ряде случаев следить за финансово-хозяйственной деятельностью государственных корпораций и предприятий, образование данного органа палатами Федерального Собрания на паритетных началах вполне оправданно;

    Председателя Центрального банка РФ, членов Совета директоров Центробанка и представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета. (Кандидатуру Председателя Центробанка представляет Президент России. В соответствии со ст. 167 Регламента Думы одна кандидатура на данную должность не может быть представлена более двух раз.)

    Данный орган, выполняя на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля, подотчетен Государственной Думе. Он ежегодно, не позднее 15 мая, представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, утвержденный Советом директоров, а также заключение проверяющей его аудиторской фирмы, которую определяет Государственная Дума. В свою очередь, Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту и на заключение Правительству страны.

    Кроме этого, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. Председатель Банка России докладывает Государственной Думе два раза в год о результатах деятельности Банка и основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.

    Взаимодействию Государственной Думы и Центрального банка посвящены ст. 165 — 175 Регламента Думы, в соответствии с которыми Государственная Дума может освободить от должности Председателя Банка России лишь по представлению Президента и не в любом случае, а только если:

    истек срок полномочий;

    невозможно исполнять служебные обязанности, что подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;

    подано личное заявление об отставке;

    совершено уголовно наказуемое деяние, установленное вступившим в законную силу приговором суда;

    нарушены федеральные законы, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка.

    Процедура освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ та же, что и при назначении.

    Таким образом, в силу определенной самостоятельности Центрального банка Российской Федерации от других органов государственной власти применяется более усложненная процедура назначения на должность и освобождения от нее.

    Еще один важный орган назначается с участием и Президента, и парламента — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее — ЦИК), при этом в ее формировании участвует также не одна Государственная Дума, а обе палаты.

    Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий ЦИК — четыре года. Она состоит из 15 членов: пятеро назначаются Государственной Думой (гл. 24 Регламента ГД) из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе; пятеро — Советом Федерации (гл. 27 Регламента СФ) из кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; остальные пять членов назначаются Президентом РФ. Такое распределение мест действительно необходимо, т.к. именно ЦИК руководит подготовкой и проведением выборов и призван обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан.

    Следует отметить и такой аспект деятельности Государственной Думы, как участие в процедуре отрешения от должности Президента России. Конституция страны устанавливает, что Президент может быть отрешен от должности только верхней палатой парламента, Советом Федерации, на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

    Процедуре выдвижения обвинения против Президента посвящена гл. 22 Регламента ГД. Отрешение Президента от должности может быть начато при внесении предложения по инициативе не менее чем одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, и должно быть направлено на заключение специальной комиссии, образованной палатой, для оценки соблюдения процедуры и обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов с учетом пропорционального представительства депутатских объединений.

    Данная комиссия призвана проверить обоснованность выдвинутого обвинения, соблюдение кворума, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил до принятия палатой решения о выдвижении обвинения.

    Комиссия на своих заседаниях заслушивает сообщения выступающих об известных им фактах и рассматривает необходимые документы, заслушивает представителя Президента РФ и выносит заключение, после чего вопрос рассматривается на заседании Государственной Думы.

    По итогам обсуждения палата двумя третями голосов принимает постановление о выдвижении обвинения. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней и в пятидневный срок направляется на заключение в Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суды. При отсутствии поддержки большинства в две трети голосов палата оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения. Данное постановление окончательное и подлежит официальному опубликованию.

    Следующий вопрос, относящийся к компетенции Государственной Думы, — объявление амнистии (ст. 181, 182 Регламента). Амнистия — это акт высшего органа государственной власти, предусматривающий полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания и направленный на неопределенный круг лиц . Амнистия не реабилитация и не устраняет факта совершенного преступления, а следовательно, не исключает ответственности лица по гражданскому иску. Объявляет амнистию в соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции Государственная Дума путем принятия постановления о ее объявлении и о порядке ее применения.

    См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1999. С. 21.

    Следующий аспект компетенции Государственной Думы — рассмотрение внешнеполитических вопросов, которые палата может рассматривать как по собственной инициативе, так и в связи с обращением Президента страны либо по докладам и сообщениям Правительства и комитетов палаты (ст. 186 — 188 Регламента).

    При работе над проектом федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации Совет Государственной Думы, исходя из содержания международного договора, определяет ответственный комитет, куда и направляются на заключение все необходимые документы.

    Ответственный комитет по данному вопросу может проводить парламентские слушания.

    Подготовленное заключение должно содержать рекомендации по ратификации или против ратификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора.

    Кроме заключения, для обсуждения в палате ответственный комитет представляет Государственной Думе проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора и другие необходимые сопроводительные материалы. В обязательном порядке представляются заключения Комитета Государственной Думы по международным делам и (или) Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

    Анализируя компетенцию Государственной Думы, следует признать, что контрольные функции российского парламента, в сравнении с парламентами других государств, ограничены . Так, в конституциях многих стран широко представлена такая функция, как парламентское расследование и возбуждение судебного преследования; предусматривается, что только парламент имеет право приостановить уголовное преследование . Парламентская деятельность в этом случае не подменяет работу следственных и судебных органов.

    См.: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 359. См.: Конституции государств Европейского союза. М., 2002. С. 277.

    Это интересно:

    • Расписка в получении акта Расписка о получении документов При передаче документации, получатель пишет расписку в получении документов, которая является подтверждением факта передачи. Расписка является важным документом, составляющимся тогда, когда есть необходимость подтверждения совершения какого-либо действия. […]
    • Основен патент Упрощенная система налогообложения на основе патента Внимание! Упрощенная система налогообложения на основе патента прекратила действовать с 1 января 2013 года. Вместо неё с 2013 года введена Патентная система налогообложения Для индивидуальных предпринимателей (далее ИП) […]
    • Федеральный закон патент на работу Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц Информация об изменениях: Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.3, вступающей в силу с 1 июля 2010 г. Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности […]
    • Сколько лет было старухе в преступлении и наказании Сколько лет было старухе в преступлении и наказании Маме Джульетты на момент событий описанных в пьесе, было 28 лет. Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина, была уже немолода: "Ей шёл 20 год". "Бальзаковский возраст" - 30 лет. Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у […]
    • Увольнение сотрудника после декретного отпуска Могут ли уволить после декретного отпуска? Уважаемые юристы, хочу вам задать вопрос про выход из декрета и увольнение работника после декретного отпуска, а также про беременность во время декретного отпуска. Могут ли уволить после или во время декретного отпуска? Моя жена устроилась на […]
    • Купля продажа мотоциклов бу Купля продажа мотоциклов бу Давно мечтаешь купить мотоцикл? Сейчас самое время! 150куб 200куб Мотоциклы LTM и BAIGE – это сочетание высоких технологий, проверенного временем качества и отличной цены. Они экспортируются в более чем 40 стран мира и уже пять лет ездят по казахстанским […]
    • Приказ хранения лс Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 646н “Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения” (не вступил в силу) В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № […]
    • Удо сталинград Accept. Stalingrad. Сталинград Эквиритмический перевод песни "Stalingrad" немецкой группы Accept с альбома "Stalingrad" (2012) Несмотря на довольно агрессивную музыку, многие песни немецкой группы имеют антивоенную направленность. Таким стал и альбом "Stalingrad" (2012), второй после […]
  • Author: admin