Что общее между понятиями гражданство и гражданственность

Что общее между понятиями гражданство и гражданственность

«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя;
спроси, что можешь ты сделать для своей страны» (Д. Кеннеди);

Патриотизм и гражданственность

Среди важнейших мировоззренческих принципов часто называют патриотизм (любовь к родине, преданность отечеству, забота о его процветании) и гражданственность (ощущение себя полноправным членом политического сообщества и готовность активно действовать для его процветания). Между этими понятиями существует сходство — положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, эти чувства используются обществом для защиты от внешней агрессии. Вместе с тем они отличаются друг от друга: гражданственность является более осознанным чувством и подразумевает наличие определенных действий человека, кроме того патриотизм не зависит от способа управления государством, а гражданственность характерна только для демократии. Противоположные понятия для патриотизма — космополитизм, для гражданственности — аполитичность.

являются важными характеристиками отношения государства и человека в современном мире и основой формирования мировоззрения гражданина. Существуют разные определения патриотизма.

Среди распространенных определений патриотизма можно выделить следующие:

  • эмоциональное отношение к Родине — чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать ее от врагов;
  • любовь к Родине, преданность отечеству, забота о его процветании; сложное, многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, к представляющему народ государству; в гордости за свою страну и ее достижения (патриотизм бывает локальный — любовь к своему краю, и общегосударственный — любовь к отечеству, представляемому государством).

Часто патриота своей страны называют Гражданином

Термин гражданин имеет два значения — правовое и нравственное. В Конституции РФ определено правовое содержание понятия «гражданин».
Статья 6

  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

с большой буквы.

Признаки и функции гражданства в РФ

Многие иностранцы и жители РФ сталкиваются с различными проблемами, когда пытаются понять, что такое гражданство, какова его сущность и признаки, значение и функции для владельцев данного правового статуса. Нередко лицам чрезвычайно важно понять, что общего между понятиями гражданство и гражданственность, какой смысл имеет институт гражданства для населения Российской Федерации, а также, что значит данное определение в международном праве. Самостоятельно дать ответы на эти вопросы будет непросто, т. к. необходимо располагать достаточными знаниями и практическим опытом в законодательной сфере РФ и других стран.

Чтобы разобрать понятие и сущность гражданства, правильнее всего будет обратиться к компетентному юристу. Правовой эксперт, который подробно знает все нюансы и тонкости законодательной базы государства, сможет ответить на любой вопрос соискателей, дать эффективные рекомендации и оперативно составить план действий. Профессионалы в отрасли юриспруденции точно знают, что такое подданство и гражданственность, смогут раскрыть его сущность и разъяснить смысл, указать на признаки и характеристики для населения. Чтобы не тратиться на коммерческого юриста, есть иное решение. Выгоднее всего проконсультироваться с адвокатом в интернете.


На нашем портале услуги квалифицированных юристов доступны каждому желающему в любое время. Задать свои вопросы, например, что такое гражданство и иное, можно через электронную форму на сайте, в онлайн-чате или по телефону. Эксперты к каждому вопросу относятся внимательно и профессионально, стараясь предоставить рекомендации, основанные на индивидуальных обстоятельствах дела. Для населения Российской Федерации дистанционные юридические услуги являются прекрасной возможностью сэкономить время, силы и другие собственные ресурсы, но в тоже время изучить понятие и признаки гражданства, раскрыть термин «гражданственность».

Понятие гражданства в РФ и международном праве

Чтобы понять смысл и сущность гражданских принципов в РФ, необходимо изучить, что такое подданство и гражданственность, определить его характеристику. В Российской Федерации и международном праве институт гражданства представляет собой правовую взаимосвязь населения и самой державы. Обе стороны этих взаимоотношений имеют в отношении друг друга много общего, а именно широкий ряд прав, свобод и обязанностей.

Решение о принятие в гражданство Российской Федерации принимает сам президент. Сегодня особую популярность в международном праве и России приобретает почетное подданство. Что это значит и что это такое, знают не все. Институт гражданства в России устанавливает, что почетное звание может получить иностранец, который имеет особые заслуги перед государством в сфере искусства, медицины, культуры, экономики и т. д.

Почетное гражданство открывает широкие перспективы владельцу статуса. Его общая сущность позволяет пользоваться всеми привилегиями и льготами подданного страны, исключив необходимые условия, которые используются при натурализации.

Почетное или иное гражданство в России получить непросто. Стоит отметить, что институт гражданства в РФ регулируется не только Конституцией и ФЗ №62, но и различными договорами в международном праве. Например, между Россией, Таджикистаном и Туркменистаном подписаны соглашения о двойном подданстве.

Принципы гражданства Российской Федерации и их значение

  • Единство. Все люди имеют единое подданство, независимо от того, каким путем они приобрели статус.
  • Добровольность. Получить и отказаться от российского подданства, аннулировать почетное или иное гражданство иностранцы и апатриды могут только на основании собственного желания.
  • Равенство. Все люди, несмотря на национальность, вероисповедание, политическую принадлежность и иное, равны в правах, свободах и обязанностях.
  • Нерушимость. Действия гражданина, например, регистрация брака с иностранцем, не влечет аннулирование российского паспорта.
  • Поощрительность. Российские власти активно предоставляют почетное или иное гражданство всем желающим, разрешают подданным РФ получить второй паспорт иностранной державы.
  • Защита. Россияне могут рассчитывать на защиту властей РФ, даже когда проживают и работают за рубежом.

Что общее между понятиями гражданство и гражданственность

Простая точка зрения.

Большинство людей в мире являются законными гражданами того или иного национального государства, в силу чего они наделены определенными привилегиями или правами. Факт гражданства налагает также определенные обязанности, т.е. то, выполнения чего государство ожидает от лиц, находящихся под его юрисдикцией. Таким образом, граждане исполняют определенные обязательства перед своим государством и в ответ вправе рассчитывать на защиту своих жизненно важных интересов. По крайней мере, так должно быть в теории.

Но не все так просто.

Это простое уравнение усложняют два главных вопроса:

  1. Какие права государство обязано гарантировать своим гражданам и на каких условиях?
  2. Что происходит с теми гражданами, которые по той или иной причине не получают защиту страны, в которой они постоянно проживают?

Чтобы ответить на первый из этих вопросов, мы должны лучше представлять, что же на самом деле означает быть гражданином и что такое гражданство, и ниже мы рассмотрим эти понятия. Для ответа на второй вопрос мы должны выяснить, почему некоторые люди не имеют гражданства той страны, в которой они постоянно проживают, и что можно сделать для решения этого вопроса. Это лишь начальная фаза обсуждения, и в этой части мы поставим только некоторые из вопросов.

Что такое гражданство?

На протяжении тысячелетий люди обсуждают идею гражданства, но и по сей день не существует полного единодушия в том, что же оно в точности означает. Понятие юридического гражданства представляется относительно простым: оно обычно связано с национальным государством и определяется положениями законов данной страны.

Возможно, поэтому для многих людей понятие гражданства непосредственно связано с идеей патриотизма: «хороший гражданин» часто сочетается с «хорошим патриотом».

Однако понятие гражданства является намного более сложным, чем просто «патриотизм». Это можно увидеть из истории происхождения самой идеи, изложенной в следующей части. Полезно помнить о различии между гражданином, с одной стороны, и подданным — с другой.

Должны ли граждане всегда повиноваться закону?

История понятия гражданства

«Гражданство представляет собой сложную многомерную реальность, которая должна быть поставлена в политический и исторический контекст. Нельзя говорить о гражданстве абстрактно, потому что это понятие имеет смысл только в отношении реальных нужд общества или политической системы. Демократическое гражданство, в частности, указывает на активное участие индивидов в системе прав и обязанностей, то есть, в демократических обществах существует много граждан». 14

Полезно взглянуть на некоторые важные этапы развития идеи гражданства, так как это поможет «распутать»» различные смысловые нити понятия, которое в настоящее время обсуждается.

  • Истоки гражданства можно обнаружить в Древней Греции, где «гражданами» были те, кто обладал законным правом участвовать в государственных делах. Но гражданами были отнюдь не все: рабы и женщины, в частности, были просто подданными. Для тех, кто получал привилегированный статус гражданина, важной частью этой концепции была идея «гражданских добродетелей» или «добропорядочного гражданина». Эта традиция привела к тому, что особое значение получили обязанности, выполнение которых ожидалось от граждан.
  • Отождествление гражданства с национальной принадлежностью выросло естественным образом из того факта, что юридический статус «гражданина» всегда был связан с национальным государством, отсюда и связь между гражданством и патриотизмом.
  • Либеральная точка зрения на гражданство, которая развилась в девятнадцатом веке, подчеркивала важность прав для всех граждан . По мере постепенного расширения права голоса справедливость и политические права стали реальностью для возрастающей части населения.
  • В двадцатом веке приверженцы «социального гражданства» пошли дальше, признав, что гражданские и политические права являются только частью того, что гражданам следует ожидать от государства. Появление в прошлом веке государства всеобщего благосостояния произошло в немалой степени благодаря тем мыслителям, которые утверждали, что права граждан должны распространяться на условия их жизни и работы, а не ограничиваться их участием в «высокой» политике.
  • Существующая уже довольно давно концепция «множественного гражданства» позволяет человеку быть гражданином более чем одной страны или государственного образования. Например, с развитием Европейского Союза граждане стран-членов получают все больше прав и обязанностей в отношении Союза в целом, а не только в отношении своего государства.
  • Последняя составная часть понятия гражданства, приобретающая все большую важность, связана с идеей воспитания. Если в традиционном смысле гражданство связано с пользованием правами, а также с выполнением обязанностей, то можно сказать, что в определенном смысле граждане не рождаются, а создаются . Например, преданность и ответственность — это качества, которые надо воспитывать и культивировать. Таким образом, если эти качества существенно необходимы для того, чтобы быть гражданином в полном значении этого понятия, то «настоящих» граждан надо воспитывать — в самом широком смысле этого слова.

Сегодня представление большинства людей о гражданстве включает элементы, взятые из каждой из шести выше описанных концепций, хотя у каждого они сочетаются в разных пропорциях. Одни подчеркивают важность «обязанностей», другие придают больше значения «правам» или «патриотизму», третьи — тем качествам, которыми должен обладать «настоящий» гражданин.

Связь с правами человека

«Каждый человек таков, каким его создал Бог, но зачастую гораздо хуже».

Мы видим, что с древнейших времен и права, и обязанности были важной составной частью понятия гражданства: предполагается, что граждане должны обладать основными правами и в то же время выполнять определенные обязанности. Именно эти «обязанности» или обязательства имеются в виду, когда говорят о том, какими должны быть граждане или как они должны себя вести.

Однако если вам покажется, что от такого понятия слишком веет приказным духом или что оно излишне ограничивает изначально присущую каждому отдельному гражданину свободу и его достоинство, нужно вспомнить, что эти ограничения появились как непосредственная производная теории прав человека. Ведь именно желание создать общество, в котором уважаются человеческие права каждого, и возлагает обязанности на каждого из нас как гражданина.

Есть два связующих звена, напрямую соединяющих обязанности гражданина с теорией прав человека:

  1. Тот факт, что каждый индивид обладает основными правами человека, не дает ему права вести себя так, как ему вздумается. Он вправе вести себя по своему усмотрению лишь постольку, поскольку его поведение не посягает на права других людей. Так что о хорошем гражданстве можно с уверенностью сказать одно: оно требует от граждан уважать права других людей.
  2. Второе связующее звено с вопросами прав человека проявляется в том, как концепция гражданства по существу увязана с членством в обществе. Мы не говорим, например, о гражданах необитаемых островов, потому что, «гражданин» означает значительно большее, чем просто житель определенной страны или региона. Гражданин, по существу, является членом общества, которое населяет данный регион; таким образом, если мы хотим создать общество, где уважаются права человека, это налагает еще одно ограничение на поведение людей, которые живут в данном обществе.

Таким образом, о хорошем гражданстве мы можем сказать еще и то, что оно требует такой формы поведения, которая ведет общество к большему уважению прав человека.

Что должен делать гражданин, если общество не проявляет уважения к правам определенных общественных групп?

Проблемы, связанные с гражданством

«Проще говоря, подданный повинуется законам, а гражданин участвует в их разработке и изменении».

В настоящее время большинство споров о гражданстве сосредоточено на проблеме возрастающего участия граждан в процессах, происходящих в демократическом обществе. Все больше и больше осознается тот факт, что одного лишь регулярного голосования граждан недостаточно как для обеспечения полной подотчетности тех, кто осуществляет управление в промежутке между выборами, так и для осознания простыми гражданами собственных прав. Более того, сам характер поведения избирателей на выборах указывают на такую степень политического безразличия населения, что эффективное функционирова ние демократии оказывается под угрозой. Обеспокоенность именно такими проблемами привела к появлению таких программ как программа «Воспитание демократической гражданственности» Совета Европы.

Какие формы участия помимо голосования на выборах возможны для обычных граждан?

Второй круг проблем, которым, возможно, до сих пор уделялось меньше внимания, но которые становятся все более актуальными, касается тех лиц, которые, по тем или иным причинам, не пользуются всеми преимуществами гражданства. Один из аспектов этой ситуации вытекает из сохраняющихся моделей дискриминации внутри общества: очень часто какие-то группы меньшинств, формально имея гражданство той страны, где они проживают, могут, тем не менее, быть лишены возможности полноценного участия в жизни общества.

Второй аспект проблемы является следствием возрастающей глобализации, включая новые модели занятости и миграции, которые приводят к тому, что по всему миру появляются массы людей, живущие за пределами своих стран, но не имеющие возможности ходатайствовать о получении официального гражданства в стране проживания. К этим людям можно отнести рабочих-иммигрантов, беженцев, временно проживающих лиц и даже тех, кто решил остаться на постоянное жительство в другой стране.

Какими должны быть критерии для получения гражданства в современ ном мире с его растущим культурным многообразием? Должны ли рабочие-иммигранты иметь право на получение каких-то из преимуществ, даваемых гражданством, если не вообще на официальное гражданство?

Воспитание демократической гражданственности: Совет Европы и молодежь

«Меня впечатляет большое количество присутствующих здесь молодых активистов по правам человека. Их знания и опыт вселяют в меня уверенность, необходимую для продолжения нашей программы обучения правам человека в школах и разработки новых видов внешкольных упражнений по изучению гражданства и гражданственности.» 15

Марина Ковынина, участница Молодежного форума по обучению правам человека, 2000 год.

Приняв программу под этим названием, Совет Европы попытался создать в Европе основу для более эффективного воспитания демократической гражданственности. Совет призывает страны-члены включать такие программы в свою образовательную, воспитательную, культурную и молодежную политику и практику, сам активно работая над разработкой и распространением новых стратегий и подходов.

В проекте Декларации и Программе воспитания демократической гражданственности (апрель 1999) были определены следующие основные положения:

Обучение в целях развития демократической гражданственности

  • представляет собой продолжающийся всю жизнь опыт обучения и процесс участия, выработанный в различных контекстах;
  • дает необходимые знания мужчинам и женщинам для активного участия в общественной жизни и ответственного формирования своей судьбы и судьбы своего общества;
  • ставит целью привитие такой культуры прав человека, которая обеспечит полное уважение этих прав и понимание вытекающих из них обязанностей;
  • подготавливает людей к жизни в обществе среди многообразия культур и восприятию различий с позиций знания, благоразумия, терпимости и нравственности;
  • укрепляет социальную сплоченность, взаимопонимание и солидарность;
  • обязательно включает все возрастные группы и все слои общества.

Важный аспект Программы воспитания демократической гражданственности состоит в том, что она нацелена на поддержку различных молодежных групп, объединений, инициатив и т.п. с целью содействия участию молодых людей в гражданском обществе. Молодежь занимает видное место среди тех, кому адресована эта программа.

Crick, B., Essays on citizenship, Continuum, 2000.

Воспитание демократической гражданственности (Совет Европы) www.coe.int/T/E

Kennedy, K. (Ed), Citizenship education and the modern state, Falmer Press, 1997.

Oliver, D., Heater, D., The foundations of citizenship, Harvester Wheatsheaf, 1994.

14. Консультативная встреча по программе Совета Европы «Обучение демократической гражданственности», 1996

Марина Ковинина , Центр гражданского и правового обучения, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, 15. Молодежный форум по обучению правам человека, Будапешт, 2000).

Что общее между понятиями гражданство и гражданственность

В научных трудах российских мыслителей немало говорится о воспитании достойных граждан. Так Петр Аркадьевич Столыпин ещё в начале прошлого века отмечал:

«Прежде всего, надлежит создать гражданина… и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот»[1].

Сегодня в России происходят изменения практически во всех сферах жизни общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система приоритетов и ценностей. И вопрос о гражданственности по-прежнему важен. Ведь развитие общества зависит от готовности людей жить в новых условиях не меньше, чем от совершенствования законодательства и развития экономики.

И снова мы обнаруживаем проблему столетней давности, о которой писал философ Иван Ильин

«И в науке, и в жизни все еще господствует формальное понимание государства, извращающее его природу и разлагающее в душах все основные начала гражданственности. Следуя этому пониманию, люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, механически осуществляемым, внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и от духовных корней человека…».[2]

Над проблемой гражданственности рассуждали во все времена. Многие ученые пытались дать ей определение, понять её истоки и суть, однако точного научного обоснования «гражданственности» так и не было дано.

В данном обзоре мы попытаемся понять суть гражданственности и вывести ее определение, отталкиваясь от множества точек зрения различных ученых, изучить различные аспекты проявления гражданственности, её отличия от патриотизма. В заключении мы рассмотрим, как волонтёрство может оказаться серьёзным фактором для понимания этой темы.

1. Понятие и функции гражданственности

«Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином».
Ян Чечот

1.1. Понятие гражданственности

Что же такое гражданственность? В процессе объяснения этого понятия возникает ряд трудностей и теоретического, и практического характера. Главной трудностью является то, что термин «гражданственность», знакомый и понятный на повседневном уровне, не имеет научного обоснования.

Гражданственность может пониматься как:

— общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление включены уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок;

— классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма;

— интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. [3]

Особенную популярность в России эта тема приобрела во второй половине 19 века с возникновением и развитием социологии.

Специфика отечественного подхода к определению понятия «гражданственность» находит отражение в определении, предложенном ещё автором «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиром Ивановичем Далем.

Даль приводит два значения понятия «гражданин»:

1. городской житель, горожанин, посадский;

2. член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

Далее он соотносит понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Он отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». Ещё одно определение Даля:

«гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Следовательно, понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и со степенью образования, сформированным пониманием состояния общества, а также с социальной нормативностью. Также в словаре Даль даёт характеристику «гражданских доблестей», которые он определяет как «мирные и миротворные, честь, любовь и правда». В данной характеристике прослеживается специфика понимания гражданственности в России: акцент на приоритете морали над правом (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько нравственных начал), акцент на духовно-нравственных объединяющих началах.

В России советских времён понятие гражданственности было связано с государственной идеологией. Гражданственность не существовала как самостоятельное явление, а выражалась через понятия патриотизма и гражданского долга. Сейчас мы полагаем, что данные понятия не отражают сути гражданственности, а скорее обозначают её проявления. Возвращаясь в современную Россию, стоит отметить точку зрения исследователя Людмилы Евгеньевны Филипповой, которая считает, что «как гражданское общество не является просто совокупностью отдельных граждан, так и гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством»[4].

Другой исследователь Анатолий Александрович Козлов утверждает, что «гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность, производная от феномена «гражданин», развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на её радикальное переустройство».[5]

Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным»[6].

Несколько другой точки зрения придерживается Георгий Николаевич Филонов. По его мнению, гражданственность представляет собой «комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и действиях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении своей Родине, и защите её интересов, в честной и свободной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.» [7].

Исходя из приведённых выше подходов к определению гражданственности, можно сформулировать следующее определение:

Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений, которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны — сильную социальную солидарность, которая выражается в участии человека в жизни общества.

Наиболее значимыми элементами гражданственности являются:

— понимание гражданином своих прав и свобод и умение применять их на практике

— уважение прав и свобод других граждан;

— личная ответственность гражданина за своё поведение и выбор,

— осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом;

— действенное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях, идеалах равноправия граждан;

— способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

— осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству[8].

По степени гражданской активности человека можно вычленить уровни гражданственности:

I уровень – гражданские качества (ответственность, сознательность, совесть);

II уровень – гражданская позиция (определнное отношение человека как гражданина к происходящему вокруг него);

III уровень – гражданская компетенция – механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства. Данная компетенция имеет 3 аспекта: когнитивный (готовность овладеть знаниями, необходимыми для того, чтобы обеспечить гражданственность: об устройстве политической и экономической систем и т.п.), процедурный (знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей) и гражданский (наличие навыков, способностей, необходимых для практического воплощения своих знаний)[9].

Также гражданственность может иметь другую многоуровневую структуру, опираясь на критерий сформированности гражданственности:

низкий – гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчтливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

средний – гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

высокий — гражданские качества сформированы, активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Графически положение гражданственности в зависимости от степени сформированности гражданской позиции и гражданских качеств можно представить следующим образом:

Мы предполагаем, что можно рассматривать гражданственность как социальный институт.

1.2. Функции гражданственности

К основным функциям гражданственности можно отнести следующие:

Мобилизирующая: гражданственность формирует у людей активное отношение к происходящему вокруг них, способствует формированию и развитию гражданского общества;

Направляющая: гражданственность связана с целеполаганием, придаёт устойчивость действиям личности и гражданских объединений.

Эти функции проявляются в зависимости от особенностей воспитания человека и его развития, особенностей среды и т.д.

Гражданственность свойственна уже политически зрелой личности, которая обладает интересом к политическим процессам и событиям, способна самостоятельно анализировать происходящее. Именно наличие этих качеств способствует формированию готовности принять решение, когда придет момент, и чувства ответственности за свою страну. Человек, обладающий гражданственностью – патриотично настроенный, ответственный гражданин, политически социализированный человек с высокой политической культурой и развитым политическим сознанием.

— гордость за свою страну, её культуру и историю;

— уверенность в выборе правильных целей и методов их достижения;

— возможность и силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях;

— умение дорожить святынями соей страны как личными;

— понимание своей роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга

— возможность почувствовать сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и к судьбе других людей, которые его окружают, к судьбе страны.

Развитие гражданственности возможно через институты социализации, к которым можно отнести:

— Образовательные учреждения, в том числе высшие учебные заведения. Образованность человека в области права, истории, культуры влияет на осознание гражданственности.

— Волонтёрские движения. Волонтёрская деятельность позволяет раскрыть лучшие гражданские и человеческие качества, демонстрирует зрелость личности и приносит пользу обществу.

2. Патриотизм и гражданственность

«Человек — это процесс его поступков»

Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине или государству, комплекс ощущений, мыслей, идей, мировоззрение. Понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. В любом случае, патриотизм олицетворяет любовь к своей стране, уважение и знание её истории, культуры, достижений, особенностей.

Истинный патриотизм гуманистичен и предполагает уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям.

В современном мире гражданственность и патриотизм — ключевые характеристики отношения человека и государства. Они обладают рядом сходств, но в тоже время патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе феномена. Основным отличием гражданственности от патриотизма является то, что гражданственность – политико-правовое состояние, предполагающее наличие прав, свобод и обязанностей, закрепленных в нормах права, а патриотизм — чаще всего определяется как чувство.

Патриотизм не зависит от способа управления государством, в то время как гражданственность характерна для демократической формы правления.

Сходства патриотизма и гражданственности заключаются в следующем: гражданственность и патриотизм — ценности, для которых характерны положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, а также наличие чувства ответственности перед своей страной, народом, родными и близкими.

Гражданственность и патриотизм — факторы, скрепляющие общество, которые являются стимулом позитивного развития личности и общества. Гражданственность неотделима от преданности своей стране — патриотизма. Однако гражданственность это не только любовь к родной стране, но и сознательное и цивилизованное выполнение своих гражданских обязанностей и своего гражданского долга. Гражданственность тесно связана с патриотизмом, и является его высшей формой.

3. Волонтерство как форма воспитания гражданственности

«Самое благородное проявление сердца — это безвозмездная помощь»

Постепенно человек понимает, что многое в окружающем обществе можно сделать самостоятельно, не дожидаясь изменений, инициированных государством. В какой форме это можно сделать? Став волонтером.

Помогая другим людям, пытаясь вникнуть в их проблемы, человек познаёт себя. Сегодня волонтёрская деятельность широко развита во всём мире и представляет собой глобальный процесс объединения людей, которые стремятся внести свой вклад в решение общественно-значимых проблем.

Добровольная помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на искоренение бедности или преодоление последствий стихийных бедствий.

В основе мотивов, побуждающих людей к добровольческой деятельности, лежит спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

— потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, проявить себя;

— потребность общественного признания;

— потребность применения профессионального и житейского опыта;

— желание реализовать себя, воплотить свои идеи;

— потребность влиять и участвовать в социальных изменениях.

Добровольчество — это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества. Эта потребность вытекает из осознания этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии человека.

В процессе волонтёрской деятельности человек совершенствуется нравственно, учится общению, взаимодействию и сотрудничеству, гуманности. Так как волонтёрская деятельность носит активный и творческий характер, человек получает возможность проявить себя. Волонтёрская деятельность помогает сформировать отношение к происходящему вокруг, в том числе в политической жизни, выработать гражданскую позицию

Альтруизм является основополагающим качеством волонтёра. Как сказал Георгий Александров: «Альтруизм – самовозгорание во имя погашения чужой беды». Другим важным качеством волонтёра является гуманистическое мировоззрение.

Волонтёрство способствует становлению и реализации человека как личности, помогает понять своё предназначение. Помогая другому, человек начинает понимать, что ему нужно. Человек получает возможность заявить о своей жизненной позиции, выразить своё внутреннее «Я», выразить свою гражданскую позицию активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и интересов, а не просто декларированием своих убеждений. Это важное условие социализации и развития личности. Волонтёрство даёт возможность человеку приобрести единомышленников, получить общественное признание, а также стать участником постоянных социальных и политических изменений.

Понятие волонтёрства тесно связано с формированием гражданственности, развитием взаимоотношений между человеком, государством и местным сообществом. С чем это связано? Волонтёрство начинается и происходит добровольно, а добровольный выбор, как отражение личной позиции, — это основополагающий принцип волонтёрства.

Существует множество ярких примеров проявления населением своей гражданской позиции через волонтерство. Так, время летней аномальной жары в Подмосковье в 2010 году сотни добровольцев в течение нескольких дней самоорганизовались без помощи государственных органов, и стали тушить пожары, приобретать и подвозить лесникам и пожарным недостающее оборудование, собирать и распределять гуманитарную помощь для пострадавших. Они не остались в стороне и не посчитали обязанностью государственных структур решать проблему, но проявили свою гражданскую позицию. 2010 год многим запомнился не пожарами и аномальной жарой, а поисками пропавшей Лизы Фомкиной. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей и в течение 5 дней ее практически никто не искал. И только когда информация о пропавшей попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами Девочку искали около 500 добровольцев, прочесывая лесные завалы и жилые кварталы. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, ее нашли на десятый день. Потрясённые этой историей волонтёры, практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось, и организовали общественный поисковый отряд «Лиза Алерт».

Данные примеры демонстрируют, как человек может проявить свою гражданскую позицию в экстренных ситуациях, не дожидаясь помощи со стороны органов власти. Но помимо экстренных случаев проявить свою гражданскую позицию можно и в повседневной жизни, помогая государству выполнять взятые им обязательства. Так, например волонтеры посещают детей в больницах (в утренние и вечерние часы), осуществляют гигиенический уход, читают с ними книги, играют в развивающие игры, гуляют, помогают воспитанникам детских домов и одиноким пожилым людям, помогают собрать необходимое количество средств для проведения дорогостоящих медицинских операций и т.д.

Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно население участвует в волонтёрской деятельности. В свою очередь, активная гражданская позиция, добровольное участие в общественных и политических мероприятиях способствует развитию демократии.

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы.

В основе гражданственности лежит осознание человеком своего места и роли в обществе, своей ответственности за будущее страны, своего города и пространства жизни. Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности населения, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтёр всегда сам принимает решения, которые влияют и на него, и на общество. Само по себе волонтёрство способно изменить мир, но ещё важнее, что оно помогает человеку становиться тем, кто способен его менять.

Участие в волонтерской деятельности – это результат интеллектуального, духовного развития. Как справедливо отметил Кофи Анан, седьмой генеральный секретарь ООН, «В сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше…».

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). Изд. “Цитадель”, г. Москва, 1998 г
  2. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологически исследования. – 2001. — №8.
  3. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. – 2005. — №4.
  4. Заступова И. В. К вопросу о сущности и содержании понятия «гражданственность»// Актуальные проблемы правоведения.-2005. — № 2.
  5. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. — М., 2001.
  6. Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2007. – №1.
  7. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. – М.:Русская книга, 1994.
  8. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.
  9. Карпова Н.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2006. – №1.
  10. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. — 2003. — № 9.
  11. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.
  12. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. // http://www.nravstvennost. info/library/ news_ detail.php? ID=2263
  13. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
  14. Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н.. О понятии «гражданственность»//Известия АлтГУ — 2007, № 4-3
  15. Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – с. 128
  16. Скалина А.Н. Диссертационная работа: Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология. — Уфа, 2009
  17. Сергеев В.В. — Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010.
  18. Стронин А. И. Этика гражданственности// Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. — 2000. — № 1.
  19. Политология / под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  20. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  21. Обучение гражданственности и европейским стандартам в области прав человека. Материалы международной конференции. МГИМО (У), 21-22 сентября 2006 г. СПб.: СКФ “Россия-Нева”, 2007.
  22. http://www.xapaktep.net

[1] Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.- с. 69.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. – М.:Русская книга, 1994. – с. 259.

[3] Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.- с.18.

[4] Филиппова, Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2007. – №1.-с. 182

[5] Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. // http://www.nravstvennost. info/library/ news_ detail.php? ID=2263

[6] Никитин А.Ф, Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.- с.224-225.

[7] Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. — М., 2001.- с.20-21.

[8] Сергеев В.В. — Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – с. 25

[9] Сергеев В.В. — Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – с.19

Это интересно:

  • Закон о пиве с 1 января 2018 Правила продажи пива для ИП в 2018 году Реализация пивной продукции всегда считалась прибыльным направлением бизнеса и это прекрасно знают многие отечественные предприниматели. Это и неудивительно: хороший спрос, не слишком большие денежные вложения — давали возможность бизнесмену […]
  • Езда на дальнем свете штраф Правила дорожного движения про дальний свет в городе У меня на автомобиле фары ближнего света светят недостаточно ярко и всего на расстояние в пару метров. Из-за этого ездить в темное время суток достаточно сложно. Включал дальний свет в городе, но недавно подвозил друга и он сказал, что […]
  • Приказ на проверку отдела кадров Проверяем документацию кадрового подразделения Аудит — это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта на предмет выявления рисков и возникновения конфликтных ситуаций. Аудит бывает внутренним, когда проводится силами самой организации, […]
  • Разрешение на получение гпзу Градостроительный план участка под застройку и ввода в эксплуатацию дома Юридическое сопровождение строительства и последующий ввод в эксплуатацию зданий, многоквартирных и частных домов. Нанесение контура дома на земельный участок с расстояниями и СНИПами до забора. Когда получают […]
  • Решение суда вступает в силу в течении Решение суда вступает в силу в течении Судебный участок № 24 Шарьинского судебного района В силу ст. 321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом. В […]
  • Выписка из егрюл в мировой суд Выписка из егрюл в мировой суд Дело № 5-1386/2013 года 13 марта 2013 года г. Омск Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 106 Кировского АО города Омска, мировой судья судебного участка № 50 КАО г. Омска Смирнова Г.А. (Омск, ул. Седова,57/1), рассмотрев в открытом […]
  • Заявление на первую категорию учителя изо Заявление на первую категорию учителя изо Румынского Владимира Николаевича учителя изобразительного искусства муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Майской средней общеобразовательной школы Краснозерского района Новосибирской области Румынский Владимир Николаевич […]
  • Федеральный закон от 28122013 n 424-фз Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ"О накопительной пенсии" С изменениями и дополнениями от: 23 мая 2016 г., 7 марта, 29 июля 2018 г. Принят Государственной Думой 23 […]

Author: admin