Что выше федеральный закон или гражданский кодекс

Что выше федеральный закон или гражданский кодекс

Посмотри Определение КС РФ от 03.02.2000 ?22-О

От кого: Alex-Kor
Дата: 01-06-2006 10:28

КС подтвердил непротиворечивость Конституции приоритет Кодексов.

Что вы хотели сказать, не пойму. Сформулируйте предложение яснее.

Алекс-Кор очень интересный вы собеседник.

От кого: Владимир — Омск
Дата: 01-06-2006 09:56
Посмотри Определение КС РФ от 03.02.2000 ?22-О

От кого: Alex-Kor
Дата: 01-06-2006 10:28
КС подтвердил непротиворечивость Конституции приоритет Кодексов.

От кого: Angel
Дата: 01-06-2006 11:18
Это выдержка из определения КС.

От кого: Alex-Kor
Дата: 01-06-2006 11:23
Есть не определение КС, а Постановление.

Спасибо (я к себе отношусь с долей юмора — инчче низзя. ).

В 1998 годах встал вопрос об оспаривании НПА, начиная с постановления пр-ва по отказу погашать ГКО.
Ну пришлось изучать.
С тех пор — стараюсь следить, в том числе по приоритету норм.
Но подход судов — отдельная песня! лебединая.

Кстати, сюда же (пример): со ссылкой на приоритет ГК над законом о нотариате кассация и надзор Казани указали, что доверенность (в рамках ГК) должна выдаваться строго от одного лица строго на одно лицо!
(Ну а за две доверки и платить вдвое — ясный пень).

вопрос думаю из теории право.
Что значит ГК выше или ФЗ? здесь что такое право и что такое не право? и может ли быть не правовой закон? 🙂

все это мило, потому так стало из теории права что по ерархии:
1. конституция
2. Кодекс
3.ФЗ
теоретически есть еще до конституции междунарродные соглашения и пр. — не рассматривает.

ТЕперь Кодекс и ФЗ.
Изначально кодекс выше по поределениею, если в кодекс по конкретному разделу, главе, статьи, не сказано что «. решулиреутся ФЗ» — или что вроде этого. +положения ФЗ не должны противоречить положениям ГК. т.е. если даже ГК делает отсылку на ФЗ и в ФЗ все работает, но в части ФЗ есть положения котороые противоерят ГК то ФЗ применяется только в части не противерачащей ГК.

И вообще здесь следует помнить что ГК дает общие нормы, и ФЗ все лишь в соответсвии с ГК уточняет их, т.е. как бы дополняет и т.о. ГК все равнго всегда есть был и будет выше. это все имхо.

2 Alek$ander
Все правильно (ну только международные нормы после Конституции).

Однако наши законодатели полностью не представляют себе последствий того, что они»напринимали». В том числе по увязке ФЗ и кодексов.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2018.

Что выше по силе закона Федеральный закон или Кодекс?

Что выше по силе закона Фз или Кодекс?

Вопрос относится к городу Уфа

Есть отличный материал в системе Консультант Плюс на эту тему — про структуру нормативных актов и их приоритет и силу. Обратитесь в поддержку Консультант Плюс в Вашем городе и попросите прислать — очень он полезный.

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ , п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п.п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О ).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кодексы и ФЗ находятся на одном уровне.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Законы Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет «Конституция» РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде: — законов РФ о поправках к «Конституции» РФ; — федеральных конституционных законов; — федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить «Конституции» РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только «Конституции» РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. Международные договоры Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с «Конституцией» РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Внутригосударственные договоры Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести: — ненормативные акты общего характера; — акты официального разъяснения; — правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами. Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования «Конституции» РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике. Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с «Постановлением» Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» «(п. 1.5» Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит «Постановлению» Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со «ст. 7» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Минюст РФ в «»Разъяснениях» о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу «Постановления» Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер. Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций. Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: — договоры (сделки); — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: — носят индивидуально — правовой характер, — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы: — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); — образцы деловых бумаг; — комментарии законодательства; — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Является ли Гражданский кодекс Федеральным законом?

Гражданский Кодекс — это федеральный закон ? . или это разные вещи?

Ответы юристов (9)

ГК РФ — это федеральный закон. Вот его №51-ФЗ. Обозначение «ФЗ» и говорит о том, что это федеральный закон.

Есть вопрос к юристу?

гражданский кодекс — это кодекс. утвержден он был федеральным законом.

Уточнение клиента

Когда в законе идёт ссылка на Федеральный закон, то эта ссылка подразумевает Гражданский Кодекс РФ или нет ?

29 Апреля 2017, 16:33

Гражданский кодекс это Федеральный закон. Если точнее — Кодифицированный свод федеральных законов объединяющих гражданское право.

Ссылка на ФЗ, в том числе может подразумевать и ГК, но как правило, указывается ГК. Принципиальной разницы нет, есть сложившаяся традиция в терминологии.

Уточнение клиента

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

статья 6 часть 2.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Здесь есть ссылка на федеральные законы. ГК РФ входит в эти федеральные законы?

29 Апреля 2017, 16:40

Для решения вопроса нужна конкретика! Конкретный пример приведите!

Уточнение клиента

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

статья 6 часть 2.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Здесь есть ссылка на федеральные законы. ГК РФ входит в эти федеральные законы?

29 Апреля 2017, 16:41

нет, когда идет ссылка — это на другой закон. если ссылка на кодекс, то так и пишется «настоящим кодексом», например.

Уточнение клиента

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

статья 6 часть 2.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Здесь есть ссылка на федеральные законы. ГК РФ входит в эти федеральные законы?

29 Апреля 2017, 16:42

Владимир, разумеется, когда указывает ФЗ, то подразумеваются все Кодексы тоже. Понятие Федеральный закон включает в себя и Кодекс.

Да, в приведенном Вами примере ГК — это тоже ФЗ.

Здесь идет речь о всем федеральном законодательстве в целом, в том числе и о ГК, если он регулирует отношения в этой части.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Что выше федеральный закон или гражданский кодекс

Принятие решения об обращении в суд

Всегда можно договориться

Правила написания искового заявления.

В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

За правосудие тоже надо платить

Подать заявление тоже нужно правильно!

Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

Основное судебное заседание.

Решение еще надо получить

Работа с судебными приставами-исполнителями

Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

3 минуты от м.»Южная», 15 минут от м.»Пражская»

На каких принципах основано построение всей совокупности законов и подзаконных актов?

Иногда что бы решить ту или иную ситуацию в жизни приходится прибегнуть к помощи законодательства. но если человек не опознан в юриспруденции, ему тяжело будет определится как действовать в той или иной ситуации. Эта статья поможет определиться Вам в тех или иных юридических вопросах, и прибегнуть к правильному решению проблемы.

Итак, в большом количестве законодательных актов должна быть определенная система, ведь один и тот же вопрос могут регулировать не один, а десятки законов. Какой же из них определяет принцип системности?

Эта система строится по принципу иерархии. Это значит что все законы расположены относительно друг друга, в зависимости от своего статуса и органа, его принявшего. Давай более подробно обратим на эту вертикаль внимание.

На первом и самом главном месте стоит Конституция Российской Федерации. Она так и называется – основной закон. Основной он, потому что все иные законы исходят из конституции, опираются на ее принципы и не могут ей противоречить. Как правило, конституция дает лишь основы, начала, на которых строится законодательное регулирование. Поэтому и необходима вся остальная база законов, которые будут регулировать тот или иной вопрос более детально.

Итак, на втором месте после Конституции РФ находятся Федеральные законы.называют их федеральными потому что они действуют на всей территории российской федерации. Федеральные законы могут быть кодифицированы и некодифицированные. Кодифицируются обычно законы, большие по своему объему и регулирующие одни общие для данной отрасли вопросы. Таким образом, кодифицированный федеральный закон внешне имеет форму кодекса. Примеры кодифицированных законов – Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т.д. Это все федеральные законы, только кодифицированные.

Помимо федеральных законов могут применяться законы субъектов Российской Федерации, то есть те законы, которые принимаются законодательным органом субъекта России, и пределы действия которых за рамки этого субъекта не выходят. Субъект РФ – это ее территориальная единица. К видам субъекта относятся: край, область, города федерального значения, автономная область, автономный округ, республика. В субъекте так же существует своя иерархия которая подчиняется основному субъекту. Он может называться по-разному. Так, в республике он называется Конституцией республики, а в области действует Устав области. Следует сказать, что законы субъектов в своих положениях не могут расходиться с федеральными законами и им противоречить. Если же такое противоречие обнаружится, иными словами, если в законе субъекта по конкретному вопросу будет говориться одно, а в федеральном законе по этому же вопросу будет сказано иное, то применению подлежит федеральный закон, поскольку в иерархии он стоит на ступень выше. Так же, как и федеральные законы, законы субъектов могут иметь форму кодекса.

Далее в иерархии нормативно-правовых актов место занимают подзаконные акты. К ним могут быть отнесены: постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и т.д. Данные акты призваны конкретизировать уже имеющиеся федеральные законы либо должны содержать конкретные предписания по единичному случаю. Подзаконные акты также не могут противоречить федеральным законам и Конституции РФ. Кроме того, следует помнить, что, например, Гражданский кодекс регулирует много вопросов в области гражданского права: и договорные отношения, и форму создания юридических лиц и т.д. В тоже время есть и специальные законы, более подробно регламентирующие сходные ситуации. Например, закон об акционерных обществах. Нормы кодекса и закона могут расходиться. Возникает так называемая юридическая коллизия норм. Применяться должны в этом случае нормы специального закона, а не кодекса.

Что выше федеральный закон или гражданский кодекс

Что касается гражданских правоотношений непосредственно в ГК указано:

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Трудовой кодекс:
Статья 5.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

BorisG, мне кажется, что общего правила нет. Каждый раз нужно говорить конкретно о конкретном законе.

согласен, в каждом конкретном случае нужно разбираться, какой закон имеет приоритет (специальная или общая норма, какой раньше принят и т.п.), что же касается законов РФ и ФЗ, то они одинаковой юридической силы.

alz, в Вашей цитате существенными, на мой взгляд, являются выделенные мной слова:
Наталья Хацела, к сожалению, нет. Ваши выделения не совсем корректны.
Самое главное —

ЗоЗПП также является специализированным законом
Спросите любого судью или выпускника юрфака, все Вам подтвердят, что специальные нормы имеют более высокий статус, чем общие.
Тут простая логика, известная еще со времен Рима. Если законодатель (Сенат, например :-)) пыхтел и написал специальный закон, то сначала его применяют для специальной ситуации, а потом будут смотреть на общие нормы.
Но известные Вам противоречия в праве (законах) и используют юристы и это их хлеб! 🙂
Так что. сколько юристов — столько и мнений.
Мы с Вами, господа клерки, вторглись в область специального ремесла — юриспруденции. А в ней, как в любом ремесле не может быть общих правил.
Откуда мне знать, что думает о вышесказанном конкретный судья в Москве или Воронеже.

Наталья Хацела,
А можно вопрос?

Итак, как справедливо отмечено, в ГК есть ст. 3, где закреплен приоритет норм того же ГК.
Что делать если завтра выйдет закон (например, «О собственности»), и в нем появится два положения:
1) Собственник не вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения
2) Все законы и подзаконные акты дожны соответствовать настоящему закону.

И то, и другое — закон. Закон «О собственности» будет более поздним. Соответствие этой нормы Конституции не рассматриваем.

Mason,
С общими и специальными тоже не все понятно. Классический пример:
Закон об АО: все АО ведут бухучет
Закаон об бухучете: все упрощенщики могут б/у не вести
АО на упрощенке должно вести учет? Какая норма «специальнее»?

alz,
Ваши выделения не совсем корректны
5 баллов! Так держать!

Что делать если завтра выйдет закон
По тем же правилам, которые учат судьи на юрфаках, более поздние нормы имеют приоритет.

5 баллов! Так держать!
Неа..

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
— законов РФ о поправках к Конституции РФ;
— федеральных конституционных законов;
— федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры
Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
— ненормативные акты общего характера;
— акты официального разъяснения;
— правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Очень хорошая дискуссия. И сделаны правильные выводы:
федеральные законы не могут иметь разную юридическую силу;
противоречат друг другу не федеральные законы в целом, а нормы права, содержащиеся в этих законах;
разрешаются эти противоречия с помощью уже упомянутых правил разрешения коллизий;
Кодексы также являются- федеральными законами и не могут иметь большую по сравнению с другими ФЗ юридическую силу;
но, как правильно отметила Наталья, ст. 3 ГК РФ никуда не денешь. Кстати, теоретиками эта норма и аналогичная норма в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав . «, неоднократно подвергалась критике по этому же основанию. И когда речь идет о кокретном правоприменителе, то ему легче применить ст. 3 ГК РФ, чем вникать в дебри коллизионного права и теории права. Формальная определенность — это у нас уже в крови, и понятия принципов права, естественного права, «чистого права» для нас являются абстрактными. К сожалению, в этот ряд попадает и Конституция.

Ирина+, Да и законы субъектов тоже, хоть и не подзаконные акты, но, но. даже Прокуратура может на них наплевать по сути. не может закон субъекта противоречить ФЗ. Конституционный суд РФ очень много такого отменил, т.е. слабей они ФЗ!
.

Ай-ай-ай, а как же ст. 76 Конституции РФ? Есть такая категория законов субъектов РФ, которые имеют приоритет над ФЗ.

Я просто читаю прессу, в т.ч. зарубежную, и смотрю ТВ и нахожу то, что во многих частях Конституция РФ, действительно, бездействует и является теоретической конструкцией.

Есть критерии и количественные.
1 ситуация: закон субъекта РФ противоречит ФЗ. Есть куча документов, рассказывающих что и как делать госорганам власти и приказы и указы и постановления КС РФ.
2. ситуация: ФЗ противоречит закону субъекта по вопросу ведения субъекта РФ. Документов намного меньше, а верней я их чего-то не нахожу.
И это реальность.
Поэтому можно сколь угодно долго говорить о демократии, например, при выборах губернатора, а суть одна, что в лоб, что по лбу. 😉

Я просто читаю прессу, в т.ч. зарубежную, и смотрю ТВ и нахожу то, что во многих частях Конституция РФ, действительно, бездействует и является теоретической конструкцией.
Вам не кажется, что это следствие нашей с вами позиции к Конституции РФ и уровень правовой культуры общества. И никакие там акты высших органов власти о прямом и непосредственном действии Конституции не заставят нас уважать ее и применять непосредственно. Я думаю эта дискуссия не имет прикладного характера и продолжать ее не стоит. Ваш пессимизм я понимаю. Сама здесь живу и работаю.

Поэтому можно сколь угодно долго говорить о демократии, например, при выборах губернатора, а суть одна, что в лоб, что по лбу.
Любой кто сталкивался с выборами в нашей стране о демократии даже и не вспоминает 🙁 . А губернаторов уже не выбирают. 🙂

Это интересно:

  • Пенсии для детей инвалидов в 2014 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 марта 2015 С 1 апреля 2015 года произойдет увеличение государственных пенсий и ежемесячных денежных выплат. Государственные, в том числе […]
  • Надзорная жалоба гпк рф Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления СТ 391.2 ГПК РФ 1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. 2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы […]
  • Правило эмиля ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Эмиль Афрасияб: «Большая часть того, что происходит с человеком – следствие его мыслей» Эмиль Афрасияб, заслуженный артист Азербайджана, пианист, 32 года. Афрасияб - это не фамилия, а имя моего отца. Я взял его в качестве творческого псевдонима несколько лет назад, […]
  • Пенсия по старости учителю Пенсия педагогам за выслугу лет: спорные моменты Ю.О. Вербицкая, юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района» По общему правилу, сотрудник сам доказывает, что определенный период работы включается в […]
  • Органы опеки в орехово борисово южное Важные телефоны График проведения заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Орехово-Борисово Южное г. Москвы 115582, г. Москва, Каширское шоссе, д. 122 115582, г. Москва, Каширское шоссе, д. 122 115582, г. Москва, Каширское шоссе, д. 122 115582, г. Москва, […]
  • Вернуть товар без чека по закону Как без чека поменять товар? Обмен или возврат товара без чека: основные нюансы вопроса При покупке в магазине вещи, которая впоследствии по определенным причинам не подходит, потребитель имеет право на её обратный возврат в место приобретения. При этом необходимо написать заявление, […]
  • Как фирма платит налоги Я открыл ООО. Какие налоги мне надо платить? При регистрации ООО у генерального директора ООО появляется комплекс прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством, в том числе по уплате налогов и обязательных платежей. Сама по себе процедура регистрации ООО еще не […]
  • Как оформить аптеку на себя Как открыть аптеку с нуля Чтобы начать зарабатывать, открыв свое собственное дело, нужно очень внимательно изучить много важных вопросов, так как это не так просто, как хотелось бы. Во-первых, необходимо иметь стартовый капитал, примерно, в один миллион рублей. Во-вторых, в этой сфере […]

Author: admin