Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Федеральный закон 457 от 29122014

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 июля 2011 года №228-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 30.11.2011 г. №362-ФЗ, 29.12.2014 г. №457-ФЗ)

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423; 2006, N 31, ст. 3445; 2009, N 52, ст. 6428) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 2 статьи 30 изложить в следующей редакции:

«2. В уведомлении об уменьшении уставного капитала общества указываются:»;

2) пункт 3 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«3. Стоимость чистых активов общества (за исключением кредитных организаций) определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для кредитной организации вместо стоимости чистых активов рассчитывается величина собственных средств (капитала), определяемая в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов, определенной в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 91 настоящего Федерального закона.»

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.11.2011 г. №362-ФЗ)

Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2009, N 1, ст. 20) следующие изменения:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В уведомлении об уменьшении уставного капитала общества указываются:

1) полное и сокращенное наименование общества, сведения о месте нахождения общества;

2) размер уставного капитала общества и величина, на которую он уменьшается;

3) способ, порядок и условия уменьшения уставного капитала общества;

Содержание:

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2015 г., 2 июня, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Президент Российской Федерации

29 декабря 2014 г.

Скорректированы Основы законодательства о нотариате и другие законодательные акты.

Одно из условий назначения нотариуса — нотариальная стажировка сроком не менее 1 года (по общему правилу). Поправками оно заменено на стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Установлено, что нотариусом может быть гражданин в возрасте от 25 до 75 лет, а также гражданин (подданный) иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором.

Упоминания о лицензировании нотариальной деятельности исключены.

До внесения изменений вред, причиненный частнопрактикующим нотариусом, компенсировался за счет возмещения по договору страхования его ответственности, а при недостаточности возмещения — за счет имущества нотариуса.

Согласно поправкам, вред компенсируется за счет указанного возмещения, в случае его недостаточности — за счет возмещения по договору коллективного страхования, заключенного нотариальной палатой, в случае недостаточности последнего — за счет имущества нотариуса, в случае недостаточности имущества — за счет компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Скорректированы нотариальные тарифы. Так, за удостоверение договоров отчуждения недвижимости супругу, родителям, детям, внукам будут взимать 3 000 руб. + 0,2% оценки объекта (суммы сделки), но не более 50 000 руб. До внесения изменений это были отчуждение детям, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам с тарифом в 0,3% суммы договора, но не менее 300 руб.

Установлены тарифы за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, сумм в целях исполнения обязательств по сделке (1 500 руб.), за обеспечение доказательств (3 000 руб.), за удостоверение решения органа управления юрлица (3 000 руб. за час присутствия на заседании соответствующего органа).

Закреплен единый перечень нотариальных действий. Он основан на перечне, предусмотренном для частнопрактикующих нотариусов. Дополнительно в него включены выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер по охране наследственного имущества, а также вышеуказанное удостоверение решений органа управления юрлица. Введена отдельная глава о таком удостоверении.

Предусмотрено наделение нотариусов правом внесения данных в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и Единый федеральный реестр о фактах деятельности юрлиц.

В Законе о регистрации прав на недвижимость срок регистрации на основании нотариально удостоверенных документов сокращен с 5 до 3 рабочих дней. Для случаев подачи нотариусом электронных документов предусмотрена регистрация не позднее чем в течение 1 рабочего дня.

В ГПК РФ прописано, что обстоятельства, подтвержденные при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.

Поправки вступают в силу с 01.01.2015, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Абзац шестой пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2014 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2014 г. N 299, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 10

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

федеральный закон 457 фз от 29.12 2014

О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 933 «О возложении на Федеральную миграционную службу функций компетентного органа, предусмотренных Конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция № 179)» 10 сентября 2017 года

О награждении государственными наградами Российской Федерации 10 сентября 2017 года

О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 10 сентября 2017 года

10 сентября 2017 года

10 сентября 2017 года

О внесении изменений в Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, и Положение о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 96 10 сентября 2017 года

9 сентября 2017 года

9 сентября 2017 года

О внесении изменения в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 8 сентября 2017 года

О внесении изменений в состав Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и в состав коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. № 628 8 сентября 2017 года

О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Тоголезской Республике по совместительству 4 сентября 2017 года

4 сентября 2017 года

О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 3 сентября 2017 года

О праздновании 150-летия основания Государственного исторического музея 3 сентября 2017 года

3 сентября 2017 года

О внесении изменения в Положение о Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. № 350 3 сентября 2017 года

3 сентября 2017 года

О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации подданных Княжества Монако 3 сентября 2017 года

Об утверждении перечня должностей, кандидатуры для назначения на которые подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе 3 сентября 2017 года

1 сентября 2017 года

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Это лишь одна из многочисленных новелл, с которыми теперь придется столкнуться нотариусам в России. Укажем лишь на ряд из них.

Уточнены требования к гражданам, желающим стать нотариусами, механизм проведения квалификационного экзамена, который теперь должен обеспечивать возможность его проведения на удаленных автоматизированных рабочих местах. Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов, а выписка из него становится подтверждением факта сдачи квалификационного экзамена, устанавливается срок действия квалификационного экзамена.

Устанавливаются меры поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях. Такая поддержка осуществляется по ходатайству нотариуса нотариальной палатой либо по ходатайству последней — Федеральной нотариальной палатой. Конкретизировано, что при достижении семидесятипятилетнего возраста сложение полномочий нотариуса происходит без решения суда, в специально разработанном порядке. В ряде случаев появляется возможность приостановить полномочия нотариуса в судебном порядке. Полномочия нотариуса после устранения препятствий восстанавливаются автоматически.

Уточняются и положения «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» о дисциплинарной и имущественной ответственности нотариуса. В частности, запрещается осуществлять нотариальные действия при отсутствии договора страхования гражданской ответственности нотариуса со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Вводится понятие компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты, правила формирования фонда и выплаты из него возмещения. Законом уточняются понятия стажера нотариуса, помощника нотариуса и лиц, обеспечивающих деятельность нотариуса.

Указано, что замещать нотариуса может не только его помощник, но и иное лицо, удовлетворяющее требованиям к претенденту на должность нотариуса. Уточнены размеры нотариального тарифа. Вводится новая глава, посвященная удостоверению решения органа управления юридического лица.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением тех положений, для которых установлены иные сроки.

Законом закреплен ряд положений, имеющих высокое значение для граждан, нотариального сообщества, бизнеса, судебной системы; он призван решить ряд задач социально-экономического характера. 457-ФЗ придает нотариальному акту повышенную доказательственную силу, устанавливает возможность использования депозита нотариуса для расчетов между сторонами нотариально удостоверяемой сделки. В этом же пакете новелл устанавливаются тарифы за иные нотариальные действия, ранее не установленные, а также изменяется ряд ранее установленных тарифов. Некоторым из таких действий, как, например, удостоверению решений участников собраний непубличных обществ и ООО посвящены целые главы, регламентирующие порядок их совершения. Закон повышает привлекательность нотариального удостоверения сделки с недвижимостью, развивая идеологию «одного окна»: сокращает срок регистрации сделок с недвижимостью при подаче документов нотариусом до 1 дня (если документы подаются в электронном виде). При этом тарифы становятся разумными, безопасность сделок и удобство расчетов обеспечивается депозитом нотариуса. Гарантии имущественной ответственности нотариуса помимо страхования будут подкреплены Компенсационным фондом Федеральной нотариальной палаты, которым, согласно положениям закона, нотариальное сообщество дополнительно будет подкреплять ответственность своих коллег, если суммы обязательной страховки нотариуса окажется недостаточно для покрытия ущерба вследствие вины нотариуса.

Ранее в законопроекте Министерства юстиции в качестве такой меры предлагалось увеличить сами страховые взносы, но создание Компенсационного фонда выглядит более действенным решением. Размер страховых взносов останется прежним, а средства Компенсационного фонда будут находиться в распоряжении самого нотариального сообщества. Фонд также не потребует от нотариусов увеличения ежегодных взносов в ФНП. Выплаты из фонда предусмотрены, начиная с 2018 года. Важно отметить, что в числе новелл закона есть положения, существенным образом стимулирующие развитие Единой информационной системы нотариата.

Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик высоко оценивает потенциал нового закона в качестве пакета мер по укреплению стабильности гражданского оборота, защиты прав граждан и повышению прозрачности в ряде сфер экономических отношений: «безусловно, придание повышенной доказательственной силы нотариальному акту станет базовым элементом дальнейшего развития нотариата. Комплексный подход законодателя к существующим задачам, которые сможет решить нотариат, стал очень взвешенным и продуманным шагом».

Новеллы закона 457-ФЗ важны для самих нотариусов. Решены некоторые вопросы правового статуса помощников нотариуса и сотрудников нотариальных контор. В частности, помощники нотариуса смогут получить статус ВРИО без приказа Минюста. Квалификационный экзамен переводится в автоматический режим, предполагающий устранение «человеческого фактора». Государственная пошлина за получение лицензии нотариуса в размере 100 000 рублей, вступающая в силу с 1 января, теперь не будет станет обременением для молодых нотариусов. Вместо лицензирования законом предусмотрен реестр лиц, сдавших квалификационный экзамен.

Подробнее об этих и других новеллах Федерального закона № 457-ФЗ читайте в наших предыдущих и последующих публикациях.

Сейчас в средствах массовой информации , на сайте Федеральной нотариальной палаты активно обсуждаются очередные новеллы, внесенные в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В совокупности с принятым ранее, 21 декабря 2013 г., Федеральным законом N 379-ФЗ с аналогичным названием внесены серьезные коррективы в организационные основы нотариата, совершение отдельных нотариальных действий.——————————— Катанян К. Новый год с новыми нормами // Нотариальный вестникъ. 2015. N 1; Радченко И.В. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ: основные новеллы и их значение в практике нотариуса // Нотариальный вестникъ. 2015. N 02; Радченко И.В. Государство и нотариат: оттепель или весна? // Информационно-правовой вестник Московской городской нотариальной палаты «Буква закона». 2015. Март. N 1; Щенникова Л.В. Нотариат в России укрепляет организационные основы своей деятельности // Нотариальный вестникъ. 2015. N 2.В частности, статья 2 Основ в новой редакции предусматривает дополнительные требования и ограничения для занятия должности нотариуса: запрет на допуск к профессии лиц, имеющих иностранное гражданство ; состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; установлены возрастные критерии для нотариусов от 25 до 75 лет; более полно сформулированы основания, не позволяющие лицу стать нотариусом, в том числе вследствие представления подложных документов или заведомо ложных сведений.С 1 июля текущего года утрачивает силу статья 3 Основ «Лицензия на право нотариальной деятельности», вызывавшая ироническое отношение все эти годы: лицензия на право есть, а самого права нет. Разумно, что теперь Минюстом России в реестр нотариусов будут включены и лица, сдавшие квалификационный экзамен, которым вместо лицензии будет выдаваться выписка из этого реестра, дающая право работать помощником нотариуса и участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности нотариуса. Кроме того, термин «лицензия» долгое время, по крайней мере у чиновников, ассоциировался с предпринимательской деятельностью, что создавало нотариусам дополнительные ненужные проблемы.Одновременно решается и другой исключительно важный для стажеров вопрос. Дело в том, что с 1 января 2015 года согласно Налоговому кодексу РФ стажеры за лицензию на право нотариальной деятельности должны уплачивать госпошлину в размере 100 тысяч рублей. Теперь же, коль скоро нет лицензии, не нужно платить и госпошлину.В Основы введена новая статья 6.1 под названием «Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации», который должен определять требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего. Кодекс должен быть принят собранием представителей региональных нотариальных палат в срок до 1 июля 2015 года, утвержден Минюстом России и с 1 января 2016 года вступить в силу. Изложенное означает, что теперь принятие нотариусами Кодекса обусловлено законом, что придает ему законодательную силу, кроме того, в указанные сроки должны быть упразднены ранее принятые в самодеятельном порядке подобные кодексы в ряде регионов и Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации.Предусмотрено приостановление полномочий нотариуса (статья 14.1 Основ). Необходимость введения данного правового института очевидна. В свое время была даже попытка предусмотреть его в Законе города Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве». По сравнению с законопроектом Минюста, который, как известно, предоставлял органам юстиции практически неограниченные полномочия в части применения этой нормы, введенное ФЗ N 457-ФЗ регулирование гораздо разумнее. Приостановление полномочий нотариуса производится только судом по представлению нотариальной палаты и только в чрезвычайных случаях, которых всего три:1) отсутствие у нотариуса договора страхования;2) избрание меры пресечения в виде заключения нотариуса под стражу или домашнего ареста;3) временное отстранение от исполнения обязанностей в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, до дня отмены или истечения срока применения этой меры ограничения в деятельности нотариуса.Расширена регламентация статуса, прав и обязанностей наемных работников нотариуса, а также самого нотариуса как работодателя путем введения в Основы новой статьи 19.2 «Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса», в которой сделана попытка перечислить работы, которые могут выполнять наемные работники, с которыми нотариусом заключен трудовой договор, а также специально указывается, что работы по подготовке проектов документов, сбору необходимой информации, сведений и т.д., традиционно называемые правовой и технической работой, не могут выполняться по гражданско-правовому договору.Важные изменения внесены в статью 17 Основ, наполнившие ее новым содержанием. Сохраняется правило, что нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. По новому Закону возмещение имущественного вреда нотариусом напрямую связано с его виновными действиями, что может быть установлено только судом в процессе рассмотрения уголовного дела, поскольку сам термин «вина» в форме умысла или неосторожности применяется только в сфере уголовного права.Статья 30 Основ возложила на Федеральную нотариальную палату организацию страхования нотариальной деятельности без указания ее полномочий в этой сфере. Теперь в силу изменений, внесенных в статью 18 Основ, ей предоставлено право проводить аккредитацию страховых компаний, определять дополнительные требования к условиям договора страхования гражданской ответственности нотариуса.Возросли требования к помощнику нотариуса (статья 19.1) в связи с временным исполнением им обязанностей нотариуса. На него также распространяются требования статьи 2 Основ, за исключением требований о достижении возраста 25 лет и стажа работы по юридической специальности. При этом существенные изменения претерпели положения Основ, касающихся замещения временно отсутствующего нотариуса. Здесь также прослеживается усиление роли ФНП. На нее возложена обязанность установить перечень уважительных причин временного отсутствия и совместно с Минюстом утвердить порядок замещения временно отсутствующего нотариуса.Кроме того, новизна нового правового регулирования в том, что новый Закон устанавливает три возможных варианта замещения нотариуса в связи с отсутствием по уважительным причинам:1) возможность нотариусу самостоятельно, без согласования с нотариальной палатой, без приказа территориального органа юстиции возложить временное исполнение своих обязанностей на своего помощника или на одного из помощников;2) временно исполняющий обязанности нотариуса может быть назначен совместным решением нотариальной палаты и территориального органа юстиции из числа лиц, возможно, и не работающих в нотариате, но имеющих лицензию на право нотариальной деятельности или документ о сдаче квалификационного экзамена и отвечающих иным требованиям, предъявляемым к нотариусу;3) по предложению нотариальной палаты территориальный орган юстиции может наделить другого нотариуса полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса.Дальнейшее развитие по новому Закону получают нотариальные информационные технологии. Так, очень важным в психологическом плане является дополнение статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающее, что государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав, проводится не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов.И, конечно, невозможно переоценить изменение в статью 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, которая дополнена положением следующего содержания: «Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном настоящим Кодексом, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».Это означает признание фактов, зафиксированных в любом нотариально оформленном документе, имеющем преюдициальное значение при рассмотрении в судах гражданских дел. Об этом давно и много говорилось, были разного рода проекты, но реализоваться идея смогла только через Закон N 457-ФЗ.Безусловно, комментируемый Закон, как и предыдущий, N 379-ФЗ, своевременны, актуальны и исключительно важны в вопросах правовой регламентации нотариальной деятельности. В совокупности они содержат целый комплекс новых положений, которые отвечают нотариальной практике и интересам граждан, разделяются нотариусами и юридической общественностью и которые определяют в том числе и более высокий уровень внутренней организационной структуры нотариата, должного сочетания принципов самоуправления и государственного регулирования его деятельности.И тем досаднее ошибки и недоработки, которые содержатся в этом Законе. Например, в статье 94.4 Основ имеется ссылка на утративший силу ФЗ «О залоге» ; со ссылкой на статью 1069 ГК РФ в статье 17 Основ присутствуют термины «государство, органы государственной власти» как субъекты ответственности за причиненный вред, хотя в той же статье 1069 ГК РФ и других правовых нормах применяется иное, правильное название: «Российская Федерация», «субъекты Российской Федерации», «органы местного самоуправления». В новом Законе, а теперь и в Основах, в очередной раз меняется название Министерства юстиции Российской Федерации. При этом, скорее всего, по недосмотру, в одних статьях оно так и называется, в других значится как федеральный орган юстиции. И этот перечень, к сожалению, можно продолжить.——————————— Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. N 2872-1 «О залоге», признан утратившим силу с 1 июля 2014 г. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ.Однако имеются и более существенные замечания.Многие иронизировали в отношении статьи 36 Основ, согласно которой при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы оформление наследственных прав совместным решением нотариальной палаты и территориального органа юстиции поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Понятно, что один частнопрактикующий нотариус не в состоянии обеспечить ведение наследственных дел в нотариальном округе.Чтобы устранить эту нелепость, новый Закон исключил эту статью 36 из Основ, выплеснув, как говорится, вместе с водой и ребенка — перечень нотариальных действий, которые вправе совершать государственные нотариусы. В итоге получилось, что государственные нотариусы согласно закону (статья 7 Основ) есть, а нотариальных действий, которые они вправе совершать, нет.Многие годы в нотариате имеет место практика минимизации налогообложения, а одновременно и занижения размера членских взносов в нотариальную палату. Налоги и членские взносы уплачиваются только с сумм взысканного нотариального тарифа за совершенные нотариальные действия, а суммы, взысканные за правовую и техническую работу, кстати, превышающие размер тарифа, под налогообложение доходов нотариуса и уплату членских взносов не подпадают, оформляются как выполненные якобы не нотариусом, не его сотрудниками, а другими лицами. С этих средств, как уже отмечено, не уплачиваются членские взносы, а подоходный налог составляет не 13, а 6%. Правовая несостоятельность данной схемы детально проанализирована в статье автора настоящей публикации «Что важнее: соблюдение закона или уклонение от налогообложения» Черемных Г.Г. Что важнее: соблюдение закона или уклонение от налогообложения // Нотариальный вестник. 2009. N 9.Такая незаконная практика и побудила законодателя ввести в Основы новую статью 19.2 «Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса», в которой перечисляются их обязанности и декларируется запрет на выполнение указанных работ по гражданско-правовому договору. Однако предложенное решение проблемы нельзя признать удачным. Дело в том, что нотариусы, использующие подобные схемы, знают о незаконности таких договоров и вообще их не заключают. Новый Закон запретил то, чего нет. Посетителям просто предлагается оформить проект сделки или изготовить копии документа в соседнем кабинете, оплатить и пройти к нотариусу, а на нотариально оформленном документе проставляется только нотариальный тариф.Можно было бы уповать на будущий Кодекс профессиональной этики, в котором можно прописать данный запрет. Не получится, этот запрет уже содержится в действующем Профессиональном кодексе нотариусов, однако проблема остается. Чтобы ее решить, не нужны ни статья 19.2 Основ, ни соответствующая запись в Кодексе профессиональной этики. Необходима лишь принципиальная оценка таких фактов со стороны органов Палаты и прежде всего ее Правления как обман государства, нотариальной палаты, грубое нарушение законодательства и соответствующее реагирование.В Федеральном законе N 457-ФЗ, как уже отмечалось, сформулировано исключительно важное положение о доказательственной силе нотариального документа, соответствующее изменение внесено в статью 61 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако в Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях изменения в связи с новым статусом нотариального акта не внесены.Конечно, нотариусам не может не импонировать предоставленное новым Законом право без нотариальной палаты, без территориального органа юстиции самостоятельно наделять полномочиями нотариуса своего помощника. Не надо никуда обращаться, не надо ждать приказа Управления юстиции, а можно просто издать свой приказ или распоряжение и даже задним числом. И хотя такое право нотариусу предоставлено законом (часть 2 статьи 20 Основ), его законность сомнительна. Нотариус совершает нотариальные действия не от своего имени, а от имени Российской Федерации, именно поэтому он наделяется полномочиями государственным органом — территориальным органом юстиции. При этом нотариус не становится и не является представителем органа государственной власти, в связи с чем предоставление ему возможности наделять своего помощника правом совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации ни на чем не основано и не может быть признано законным.Статья 19.1 содержит достаточно четкие требования к помощнику нотариуса. Они такие же, как и требования, предъявляемые к лицу, претендующему на занятие должности нотариуса, за исключением требований по возрасту и юридическому стажу. Однако при замещении временно отсутствующего нотариуса требования к возрасту и стажу работы по юридической специальности распространяются только на помощника, работающего у этого нотариуса (часть 2 статьи 20 Основ), тогда как при замещении нотариуса, например, помощником другого нотариуса согласно части 3 этой же статьи нужны соответствующие и возраст, и юридический стаж. Как-то объяснить этот различный подход к лицам, которые в силу закона могут замещать нотариуса, невозможно, никакой логики здесь нет, скорее всего, имеет место элементарный недосмотр.Хуже всего, что высказанные замечания нельзя поправить и через Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса, который должны согласно новому Закону совместно принять Министерство юстиции РФ и Федеральная нотариальная палата, поскольку подзаконным актом подправить Закон невозможно, тем более что у них разные предметы регулирования — Порядок призван регламентировать лишь процедуру замещения.Новый Закон дополнил статьи 22.1, 87 и 88 Основ положением о праве нотариуса принимать от должника денежные суммы и ценные бумаги в свой депозит для передачи кредитору. Традиционно депозит нотариуса рассматривался в рамках исполнения обязательств в соответствии со статьей 327 ГК РФ. Теперь же депозит нотариуса предложено использовать и как способ расчетов по нотариально удостоверенным сделкам. Понятно, что с правовой точки зрения соответствующие изменения должны быть внесены в статью 327 либо в главу 46 «Расчеты» Гражданского кодекса РФ. Однако разработчики N 457-ФЗ не приняли это во внимание.Могут сказать, что это уже сделано Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ, который с 1 июля 2014 г. ввел в Гражданский кодекс РФ счет эскроу (пункт 1 статьи 860.7). Согласно этой статье банк открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств. Владелец вносит на этот счет денежные средства для их дальнейшей передачи другому лицу при возникновении оснований, предусмотренных договором между банком, депонентом и бенефициаром. Но это не депозит нотариуса, это иная форма расчетов, депозитный счет, о котором говорит новый Закон, является альтернативой счет-эскроу.В этой связи уместно отметить, что нормы Гражданского кодекса РФ как системообразующего закона в гражданском законодательстве имеют приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы гражданского права. В силу прямого указания статьи 3 Гражданского кодекса РФ нормы, содержащиеся в федеральных законах, содержащих нормы гражданского законодательства, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Соответственно, при противоречии между положениями Гражданского кодекса и содержащими нормы гражданского права положениями других федеральных законов подлежат применению положения Гражданского кодекса РФ. Говоря об иерархии законов, следует также иметь в виду, что согласно статье 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к вопросам исключительного ведения Российской Федерации, в том время как нотариат — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ).И хорошо, что законодателем данная недоработка Закона N 457-ФЗ была вовремя замечена и устранена. Так, Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ, вступающим в силу 1 июня 2015 г., внесены очередные поправки в Гражданский кодекс РФ, посвященные исполнению обязательств, в том числе депозиту нотариуса. В частности, статья 327 дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым соглашением между кредитором и должником может быть предусмотрена обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса. Таким образом, препятствия для практического применения статей 87 и 88 Основ устранены и в отношении депозита нотариуса появилась гражданско-правовая база.При изучении новой главы XX.3 Основ (странная нумерация: одновременно из римских и арабских цифр) «Удостоверение решения органа управления юридического лица» также усматривается игнорирование норм гражданского права.Понятно, что введение этой главы обусловлено принятием статьи 67.1 «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах» ГК РФ. Однако терминология в них различна. Так, статья 53 ГК РФ содержит термин «органы юридического лица», а новый Закон — «органы управления юридического лица». Кроме того, статья 67.1 ГК РФ говорит о нотариальном удостоверении решений общих собраний хозяйственных обществ: непубличных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в то время как глава XX.3 Основ — об удостоверении решения органов управления юридического лица, не приводя каких-либо ограничений по их классификации и организационно-правовым формам.Это дало основание некоторым специалистам утверждать, что теперь нотариусы якобы вправе удостоверять решения любых органов, предусмотренных уставами, неограниченного круга юридических лиц как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Так, на проведенном Федеральной нотариальной палатой вебинаре 27 января 2015 г. озвучен тезис о том, что по правилам новой главы XX.3 теперь могут удостоверяться не только решения собраний различных обществ, но и решения их органов управления, например, совета директоров . Следуя этой логике, нотариус может приглашаться на собрания любых организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, например на заседания исполнительных органов унитарных предприятий, потребительских и производственных кооперативов, т.е. всех без исключения юридических лиц, в том числе и на собрания членов нотариальной палаты, заседания ее правления для удостоверения принятых решений. Не может, поскольку Гражданский кодекс РФ, имеющий, как отмечено, приоритет над Основами, такой возможности не предусматривает.——————————— Черемных Г.Г. Каким должен быть кодекс нотариуса: профессиональным или этическим? // Нотариус. 2012. N 5.Новый Закон ввел в Основы новую статью 6.1 «Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации» и дополнил статью 17 Основ частью 8, согласно которой «нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушение, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации».Кодекс согласно новому Закону принимается, как уже говорилось, собранием представителей нотариальных палат и утверждается федеральным органом юстиции, устанавливает «требования к профессиональной этике нотариуса, основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности для него и лица, его замещающего».Анализ этих нововведений позволяет констатировать, что:1) принятие Кодекса профессиональной этики для нотариального сообщества является обязательным;2) положения Кодекса в полной мере распространяются и на нотариусов, и на лиц, их замещающих;3) Кодекс в срок до 1 июля 2015 г. должен быть разработан и принят собранием представителей нотариальных палат и на следующий день после даты принятия размещен на сайте ФНП в информационно-телекоммуникативной сети «Интернет»;4) принятый Кодекс утверждается федеральным органом юстиции;5) Кодекс вступает в силу с 1 января 2016 года.Данные положения регламентируют лишь внешнюю, организационную форму принятия Кодекса, а вот содержательная сторона вызывает, мягко скажем, ряд замечаний.Статья 6.1 Основ устанавливает дисциплинарную ответственность для нотариуса и для лица, его замещающего. Однако это положение противоречит статье 17 Основ, согласно которой дисциплинарную ответственность несет только нотариус. И это правильно, поскольку лицо, замещающее нотариуса, является наемным работником нотариуса на основе трудового договора и несет ответственность, в том числе дисциплинарную, за нарушения, предусмотренные только трудовым законодательством, и не может быть субъектом дисциплинарной ответственности, предусмотренной Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Возложение на него дисциплинарной ответственности Кодексом профессиональной этики — подзаконным актом, конечно, незаконно.Сомнительна законность установления дисциплинарной ответственности и для нотариуса, тем более не федеральным законом, а актом, принимаемым некоммерческой организацией. Надо иметь в виду, что любой вид ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) является ограничением прав человека и гражданина, в силу чего согласно статье 55 Конституции Российской Федерации такая ответственность может устанавливаться только федеральным законом. Провозгласив дисциплинарную ответственность нотариуса и лица, его замещающего, Закон N 457-ФЗ предоставил право устанавливать ее (дисциплинарную ответственность) некоммерческой организации — Федеральной нотариальной палате. И тот факт, что Кодекс утверждается Минюстом, не выводит его на уровень не только закона, но и подзаконного акта.Статья 6.1 Основ не делает различия между нарушениями профессиональной этики и основаниями дисциплинарной ответственности, хотя сделать это было необходимо. Тогда было бы логичным распространить действие Кодекса и на лицо, замещающее нотариуса (и не только, но и на других работников нотариальной конторы), ставить вопрос об их ответственности именно за нарушение морально-этических норм, поскольку за нарушение законодательства и правил нотариального производства при совершении нотариальных действий несет нотариус, а не его помощник, ответственность которого, как уже отмечено, регулируется трудовым законодательством.В этой связи заслуживает внимания, правда с серьезными замечаниями, решение данного вопроса в проекте нового Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», внесенного в Государственную Думу П.В. Крашенинниковым за N 398234-6, который предусматривает и принятие Федеральной нотариальной палатой Кодекса профессиональной этики (без утверждения Минюстом), и самостоятельную статью 15 «Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении нотариуса». Авторы проекта ушли от понятия «дисциплинарная ответственность», заменив его на «дисциплинарное воздействие в отношении нотариуса», и предлагают ввести его не Кодексом, а федеральным законом. Учтена при этом и позиция Президента Российской Федерации, изложенная им в письме в Государственную Думу от 27 ноября 1995 г. за N Пр-1711 . По мнению Президента РФ, «дисциплинарная ответственность нотариуса неприменима, поскольку дисциплинарная ответственность может быть установлена только для лиц, состоящих с юридическим или физическим лицом в трудовых правоотношениях. Правоотношения, в которых состоит частный нотариус и орган юстиции, а также частный нотариус и нотариальная палата, вряд ли могут быть отнесены к трудовым».——————————— Ельцин Б.Н. Письмо в Государственную Думу РФ от 27 ноября 1995 г. N Пр-1711.

Новый Закон действительно внес ряд значимых изменений в действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в то же время некоторые из них таковы, что для их исправления потребуется принять еще один федеральный закон.

Это интересно:

  • Приказ 240 мчс изменения Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N […]
  • Документы оформляемые на выплату пенсии Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” (ИЗВЛЕЧЕНИЯ) Настоящие Правила определяют порядок выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по […]
  • Правила норм пожарной безопасности Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной […]
  • Закон 116-фз 2018 О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, […]
  • Сирота федеральный закон Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Внести […]
  • Как забрать налог от обучения Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы расходов на обучение можно получить только в том случае, […]
  • Вычет налог лечение Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения налоговых вычетов. Максимальный размер […]
  • Акт экспертизы документов Как получить акт экспертизы ТПП Зачем нужен акт экспертизы ТПП Торгово-промышленная палата, наделенная правом выдачи бумаг для целей госзакупок, оформляет два вида таких документов. Во-первых, это первичный акт, который составляют на основании экспертизы, проведенной представителями ТПП, […]
Все права защищены. 2018