Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Федеральный закон об образовании анализ

Анализ закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 г. был принят и, в случае бездействия общественности, с 1 сентября 2013г. вступит в силу, федеральный закон Российской Федерации N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вслед за принятием данного закона 30 декабря 2012г. распоряжением Правительства РФ № 2620-р был утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят вопреки общественному мнению, без учёта подавляющего большинства экспертных и общественных поправок, отправленных в адрес Государственной думы, вопреки многочисленным акциям протеста учителей, родителей и обучающихся, выступивших против принятия закона в антиконституционном варианте.

Инициативная группа педагогических работников и граждан из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Орла, неравнодушных к судьбе российского образования, провела анализ N273-ФЗ, который показал, что:
1) ряд пунктов закона противоречат Конституции РФ;
2) в законе не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ;
3) в законе не установлены отдельные базовые нормы, регулирующие общественные отношения (правовые, организационные и экономические) в сфере образования;
4) ряд пунктов сформулирован нечётко и может быть неоднозначно истолкован;
5) некоторые пункты противоречат друг другу.

Так называемая «дорожная карта», утверждённая распоряжением правительства от 30 декабря 2012 г., закрепляет:
— очередное ослабление федерального присутствия и гарантий в образовательном процессе;
— сокращение участия в процессе государственных учреждений;
— вывод дошкольного образования из-под контроля государства;
— увеличение количества учеников на преподавателя (показатель «количество учащихся на одного преподавателя» вырастет повсеместно: в детсадах – с 8,7 до 9,8 (рост на 12%), в школах – с 10,9 до 13 (19%), в вузах – с 9,4 до 12 (27%);
— сокращение опытного состава (акцент на увеличение доли молодежи среди учителей);
— уход от схемы фундаментальной подготовки в вузах в сторону практико-ориентированного бакалавриата (т.е. уход от идеологии научно-критического видения мира),
— серьезное сокращение преподавателей (на 44% в вузах, на 35% в техникумах и колледжах и на 7% в школах);
— перевод преподавателей и руководителей детских садов, школ, техникумов и вузов на “эффективный” (срочный) контракт и другое.

Ключевой в педагогическом процессе объявляется не педагогическая эффективность, а экономическая, хотя, по мнению экспертов стратегического планирования, а также большинства преподавателей, и она «достаточно спорна». На пресс-конференции столичных педагогов Л. Перлов указал на то, что краткосрочная экономия налицо. Но ни к качественному образованию, ни к конкурентоспособности российской экономики она не имеет отношения.

От лица инициативной группы 1.02.2013 г. в адрес Президента РФ Путина В.В. было отправлено открытое обращение с требованиями:
1. Отправить Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующие ему подзаконные акты на доработку для приведения в соответствие с Конституцией РФ, правами и свободами человека.
2. Провести всестороннее обсуждение и независимую общественную экспертизу по закону N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В 2012 году произошло ещё одно событие, знаменательное для отечественного образования и медицины. 1 июля 2012 г. полностью вступил в силу федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Разрушительное действие данного закона уже ощутили на себе огромное количество граждан Российской Федерации. В частности, №83-ФЗ узаконил «оптимизацию сети учреждений», что привело к закрытию и укрупнению ряда образовательных (медицинских и др.) учреждений ради экономии бюджетных средств и нанесло удар по общедоступности отечественного образования и медицины. Школы, роддома, больницы закрываются, особенно в сельской местности; сокращается количество коек в больницах, так что больные лежат в коридорах; наркологические больные и бомжи с педикулёзом помещаются в общие палаты терапевтических отделений; объединяются лицеи и школы для детей с девиантным поведением.

Закон нанес удар и по бесплатности образования и медицины. В №83-ФЗ вводится понятие «автономные» образовательные организации, которые переводятся на самоокупаемость и будут существовать за счёт финансирования родителей. В медицинских учреждениях из-за сокращения специалистов возникли огромные очереди, что вынуждает больных прибегать к платным медицинским услугам. Кроме этого, №83-ФЗ ввёл нормативно-подушевое финансирование, которое привело к «перекосам» в финансировании образовательных учреждений, увеличению количества детей в классах, возрастанию нагрузки на преподавателей, сокращению учителей, педагогов-психологов и других специалистов образовательных учреждений. Произошёл перекос в распределении зарплаты за один и тот же труд и, как следствие, падение качества образования, а также нивелирование права педагогических работников на отдых и 36-часовую рабочую неделю.

Таким образом, данный закон имеет ярко выраженный антиконституционный характер, поскольку приводит к ухудшению социального и материального положения граждан страны. Обращения к Президенту с требованием не принимать ФЗ-83 и закон об образовании направлялись неоднократно. Они подкреплялись анализом как видных ученых и депутатов Госдумы, так и опытных педагогов. Подобные же обращения неоднократно направлялись и региональным властям. С 2010 года прошло около двухсот различных протестных мероприятий, не считая собраний и круглых столов по всей стране.

Мы ещё раз обращаемся к Президенту РФ Путину В.В. как гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина РФ с требованием прислушаться к мнению народа и отправить на доработку новый закон “Об образовании в Российской Федерации” (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и соответствующую ему «дорожную карту» (распоряжение Правительства РФ №2620-р от 30 декабря 2012 г.) и отменить федеральный закон №83-ФЗ от 8 мая 2010г.

Присоединяйтесь к кампании за восстановление конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере образования, за приведение законодательных основ отечественного образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, правами и свободами человека!

Федеральный закон об образовании анализ

В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности. Индивидуализацию в современной системе образования можно рассматривать как процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения [1].

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. На основе анализа ФГОС основного общего образования [1], ФГОС среднего общего образования [2] и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] была проведена статистика встречаемости слов «Индивидуальный» и «Индивидуализация» в различных контекстах.

В Федеральном законе слово «Индивидуальный» встречается 50 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный предприниматель – 24, индивидуальный учебный план – 9, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные особенности – 4, индивидуальный отбор- 4, индивидуальный учет – 1, индивидуальная работа – 1, индивидуальный подход – 1, индивидуальная потребность – 1, индивидуальная программа реабилитации – 1, индивидуальное пользование – 1, индивидуальное достижение – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего 2 раза в следующих контекстах: а). Ст. 2, п. 23 «…обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания..»; б). Ст. 66, п.3 «…формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования…».

Во ФГОС основного общего образования слово «Индивидуальный» встречается 28 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальные особенности – 5 раз, индивидуальные достижения – 3, индивидуальный учебный план – 3, индивидуальная образовательная траектория – 2, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные способности – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальное поведение – 1, индивидуальные личностные характеристики – 1, индивидуальное здоровье – 1, индивидуальные потребности – 1, индивидуальный проект – 1, индивидуальный рацион – 1, индивидуальная организация – 1, индивидуальное сопровождение – 1, индивидуальная деятельность – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается также 2 раза в следующих контекстах: а). Ч. IV, п. 21 «… возможность индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов…»; б). Ч. IV, п. 25 «…дифференциация и индивидуализация обучения…»

Во ФГОС среднего общего образования слово «Индивидуальный» встречается 34 раза, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный проект – 12, индивидуальный учебный план – 4, индивидуальные особенности – 2, индивидуальные потребности – 2, индивидуальная деятельность – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальная образовательная траектория – 1, индивидуальные способности – 1, индивидуальный авторский стиль – 1, индивидуальные достижения – 1, индивидуальные показатели здоровья – 1, индивидуальные запросы – 1, индивидуальный образовательный маршрут – 1, индивидуальные инициативы – 1, индивидуальные методы обучения – 1, индивидуальный уровень организации – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего один раз (Ч. IV, ст. 25: «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (в том числе дифференциация и индивидуализация обучения)…»

Нигде в данных нормативных документах не встречается понятие «Индивидуальная образовательная программа». Таким образом, сегодня уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс новые поколения, и государственные стандарты фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциала.

Анализ закона «Об образовании РФ»

Инициативная группа педагогических работников и граждан, неравнодушных к судьбе российского образования направила открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В.В. как гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина РФ. Обращение было отправлено из четырёх городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Орла.

В обращении содержатся требования:

1. Отправить Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующие ему подзаконные акты (в частности, так называемую «дорожную карту») на доработку для приведения в соответствие с Конституцией РФ, правами и свободами человека.

2. Провести всестороннее обсуждение и независимую общественную экспертизу по закону N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данные требования были выдвинуты на основании результатов анализа закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. проведённого вышеуказанной инициативной группой.

Анализ показал, что:

1. Ряд пунктов закона противоречат Конституции РФ.

2. В законе не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ.

3. В законе не установлены отдельные базовые нормы, регулирующие общественные отношения (правовые, организационные и экономические) в сфере образования.

4. Ряд пунктов сформулирован нечётко и может быть неоднозначно истолкован.

5. Некоторые пункты противоречат друг другу.

Вступление в силу с 1 сентября 2013 года не приведённого в соответствие с Конституцией РФ закона «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующих ему подзаконных актов (так называемой «дорожной карты» (распоряжение Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г.) наносит удар по бесплатности и общедоступности всех ступеней образования, по обязательности основного общего образования и ущемляет права всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей и работников образования), что приведёт к разрушению признанных во всём мире традиций отечественного образования, падению качества российского образования и ухудшению социального и материального положения граждан страны.

Анализ нового закона об образовании.

Коллеги! Как и обещал, размещаю таблицу для сравнения нового и старого закона об образовании.

Предварительный просмотр:

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Управление системой образования

Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования

Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети “Интернет”

В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ

Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д.

Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования

Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ

Последовательно проводится принцип светскости в образовании

Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации

Организация образовательного процесса

Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ

Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11)

Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования

Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования

Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями

Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий

Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений

Гл. 6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся

Правовой статус образовательных учреждений и организаций

В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается

В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18 ст. 2образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения

Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации

Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения

Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников

В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения

Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6)

Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4)

Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)

Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)

Анализ федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Задания для самостоятельной работы в ходе заочной сессии

Проанализируйте выдержки из Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 . Объясните, что означают требования закона для Вашей школы и Вас, как учителя начальных классов

Критерии оценки правильности выполнения задания

1. Объяснение соответствует содержанию Федерального Закона.

2. В объяснении представлена авторская позиция.

3. Объяснение представляет позицию школы и конкретного учителя.

«К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

(Статья 28, п.2, п.п. 9)

Это означает, что я, как, учитель, вправе выбрать тот УМК, который определило образовательное учреждение (в настоящее время их в нашей школе – три). Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Это целостный комплект, использование которого не допускает замену того или иного учебника другого автора.

Учебники, по которым учатся дети, обязательно соответствуют утверждённому федеральному перечню.

«К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

(Статья 28, п.2, п.п. 10)

Это означает, что

школа компетентна в организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов и в осуществлении контроля успеваемости учащихся по утверждённому графику (контрольные работы, срезы знаний, тестирование).

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания»

Это означает, что

все учащиеся с 1 по 11 классы бесплатно получают учебники на учебный год в школьной библиотеке. В нашей школе чётко налажена работа в этом направлении. Кроме этого обучающиеся пользуются всеми учебно-методическими материалами, учебными и справочными пособиями.

«Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

(Статья 47, п.3, п.п. 2)

Это означает, что

учитель, действительно имеет право выбора и использования форм, средств и методов обучения. Имеет право на свободное высказывание своих мыслей, собственного мнения, свободу преподавания и профессиональную деятельность.

«Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

(Статья 47, п.3, п.п. 3)

Это означает, что учитель как творческая, свободная, инициативная личность ориентирована на создание и применение авторских программ, эффективно реализовывая собственные идеи.

«Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

(Статья 47, п.3, п.п. 4)

Это означает, что

учитель имеет право на участие в разработке образовательных программ,

учебных планов, методических материалов и т. д., осуществляя идеи, заложенные в образовательной программе.

«Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта»

Это означает, что

государственная итоговая аттестация определяет соответствие результатов освоения учащимися образовательных программ требованиям ФГОС или образовательного стандарта, завершает основные образовательные программы. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями.

«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования»

Это означает, что общее образование может быть получено не только в ОУ, но и возможны другие формы образования

(семейное обучение и самообразование).

«Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)»

Это означает, что начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности, формирует основы нравственного поведения, здорового образа жизни. Создаёт условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.

Соотнесите характеристики трудовых функций педагога, изложенных в профессиональном стандарте педагога с собственной профессиональной деятельностью. Выразите самооценку в баллах от0 до 10.. Сформулируйте задачи своего профессионального развития на межаттестационный период

Критерии оценки правильности выполнения задания

1. Самооценка осуществлена относительно каждой из 90 характеристик.

2. Задачи сформулированы для каждой из 6 функций («Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность», «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования», «Предметное обучение. Математика», «Предметное обучение. Руский язык».

3. Задачи сформулированы конкретно и достижимо.

Необходимые знания и умения, необходимые для выполнения трудовых функций

Необходимо знать преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

1. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность по ФГОС.

2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

3.Необходимо владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность.

4. Использовать образовательные технологии:

ИКТ, проектно — исследовательские, системно – деятельностный подход и др.

5. Разрабатывать (корректировать и

Уточнять авторские) рабочие программы по учебным предметам

Необходимо знать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Необходимо знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Необходимо знать основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Необходимо знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

Необходимо знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Необходимо знать рабочую программу и методику обучения по данному предмету

Необходимо знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

Необходимо знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Необходимо знать конвенцию о правах ребенка

Необходимо знать трудовое законодательство

Необходимо владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Необходимо уметь объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимо уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Необходимо уметь использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Необходимо владеть ИКТ-компетентностями:

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Необходимо уметь организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимо соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики

Необходимо знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

1.Изучить нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации.

2. Изучить основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

3. Изучить научное и практическое представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Необходимо знать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Необходимо знать основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Необходимо знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Необходимо иметь научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Необходимо знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Необходимо знать нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Необходимо уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Необходимо уметь общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

Необходимо уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Необходимо уметь управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Необходимо уметь анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Необходимо уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Необходимо уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Необходимо владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Необходимо уметь сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимо знать педагогические закономерности организации образовательного процесса

1. Повторить психологические законы периодизации и кризисов развития, теорию и технологию учёта возрастных особенностей обучающихся, основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

2. Изучить педагогические и психологические закономерности организации образовательного процесса.

3. Использовать в педагогической деятельности психологические подходы.

4. Научиться понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

Необходимо знать законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Необходимо знать теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся

Необходимо знать закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

Необходимо знать основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

Необходимо знать основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

Необходимо знать социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Необходимо владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Необходимо уметь использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

Необходимо уметь осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

Необходимо уметь понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

Необходимо уметь составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

Необходимо уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

Необходимо владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

Необходимо уметь оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Необходимо уметь формировать детско-взрослые сообщества

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Необходимо знать основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

1Знать сущность заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях.

2. Изучать Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных образовательных программ.

3. Знать основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов.

4. Совершенствовать умение ставить различные виды учебных задач

Необходимо знать Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

Необходимо знать д идактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

Необходимо знать существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

Необходимо знать особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

Необходимо уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

Необходимо уметь ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

Необходимо уметь вступать во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

Разработайте проект урока(фрагмент), демонстрирующего приемы текущего оценивания образовательных достижений младших школьников. для работы можете использовать таблицу 1.

Выполните задание, представленное в форуме на сайте АКИПКРО. Для этого зарегистрируйтесь на сайте АКИПКРО по адресу www . akipkro . ru . Зайдите на главной странице в раздел «форумы». В перечне форумов найдите форум под названием « КПО учителей начальных классов » (прямая ссылка: http://www.akipkro.ru/forum/kpo-nach.html ), откройте его. В представленном перечне найдите заголовок «Система оценки образовательных достижений младших школьников условиях реализации ФГОС НОО». Откройте форум, прочтите обращение (задание), нажмите кнопку «ответить» или «быстрый ответ», напишите свой комментарий, нажмите кнопку «отправить». Обязательно в конце текста вставьте свое Фамилии, Имя и Отчество.

Самостоятельно выполните тест № 1 «Приоритетные направления развития государственной политики в сфере образования». Проверьте его по ключу. Сделайте вывод об освоении Вами вопросов, связанных с государственной политикой в сфере образования.

Критерии оценки правильности выполнения задания

Тест выполнен на базовом уровне, если получено не менее 75% правильных ответов теста.

Материал для выполнения задания

1. Приоритетами современной образовательной политики являются:

а) доступность образования

б) качество образования

в) экономичность образования

2. Целями начального общего образования согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 является:

а) становление и формирование личности обучающегося

б) формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности

в) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности

3. Определение списка учебников, допущенных к использованию в образовательных организациях согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 относится к компетенции:

а) образовательной организации;

4. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

а) определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию;

б) разработка учебников для реализации вариативной части программы начального общего образования;

в) формирование перечня учебников для федерального перечня.

5. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

а) проведение мониторинга качества региональной системы начального общего образования;

б) разработка инструментария для итоговой аттестации младших школьников;

в) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

6. Обучение на начальной ступени образования завершается:

а) государственной итоговой аттестацией, проводимой федеральным органом управления образованием;

б) мониторингом качества образования, проводимого региональным органом управления образованием;

в) итоговой аттестацией, проводимой образовательной организацией.

Вывод: Я считаю, что с заданиями теста я справилась хорошо, т.к. сделала не менее 75 % заданий, выполнение которых не вызвало особых затруднений.

Это интересно:

  • Комментарий ст 13 закона о полиции Комментарий ст 13 закона о полиции Затула Игорь Викторович 1 февраля 2013, 11:19 Ответ эксперта В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию […]
  • 123 закон по саратовской области Закон Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Саратовской области от 2 августа 2012 […]
  • Закон 115-фз от 25 июля 2002 г Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон о коррупции ст 12 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 […]
  • Закон 620 краснодарского края Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" (с изменениями и дополнениями) Закон Краснодарского краяот 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ"О налоге на имущество организаций" С изменениями и дополнениями от: 22 июля 2004 г., 29 ноября 2005 г., 28 […]
  • 29-10 закон санкт-петербурга Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 4 февраля 2009 года) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10"О […]
  • Закон об общественной палате статья 2 Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ"Об Общественной палате Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 27 декабря 2005 г., 30 июня 2007 г., 10 […]
  • Закон об исполнительном производстве консультант Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" С изменениями и дополнениями от: 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 […]
Все права защищены. 2018