Федеральный земельный налог

Содержание:

Земельный налог

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

Земельный налог

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

Земельный налог — проверка и оплата онлайн

Что такое земельный налог?

Земельный налог — налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Кто платит земельный налог?

Земельный налог уплачивают лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если земельные участки, находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог в таком случае платить не нужно.

Как оплатить земельный налог онлайн?

Проверить и оплатить земельный налог через Интернет вы можете при помощи сервиса NALOGI.ONLINE https://nalogi.online/. Для проверки достаточно ввести номер ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) или УИН (уникальный номер налогового начисления). Для оплаты подойдет любая банковская карта — Visa/MasterCard/МИР.

От чего зависит величина земельного налога?

На величину земельного налога влияют следующие факторы:
1) размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка);
2) налоговая ставка;
3) льготы.
Размер налоговой базы определяется на основании нескольких факторов, в частности, на нее влияет месторасположение участка или вид разрешенного использования. Кадастровая стоимость утверждается Постановлением Администрации в результате государственной кадастровой оценки. Налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Льготы делятся на федеральные и местные. Федеральные льготы по земельному налогу действуют на территории всей страны и уменьшают налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей. Льготы действую для следующих категорий налогоплательщиков: Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов I и II групп инвалидности; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки; физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. Местные льготы также могут устанавливаться местными властями в субъектах Российской Федерации.

Как рассчитать земельный налог?

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Когда необходимо оплачивать налог на землю?

В 2017 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты налога на землю — не позднее 1 декабря 2017 года.

Не пришло налоговое уведомление, обязан ли я платить земельный налог?

C 1 января 2015 года вступил в силу закон 02.04.2014 №52-ФЗ, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества. Информацию с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения в срок до 31 декабря года следующего года. За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин может быть привлечен к ответственности и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому земельному участку, по которому он не представил сообщение.

Как узнать свой ИНН?

Узнать свой ИНН можно на сайте ФНС. Для этого необходимо знать данные вашего паспорта РФ. Также узнать свой ИНН вы можете в отделении налоговой службы по месту регистрации.

Смогу ли я получить подтверждение оплаты земельного налога онлайн?

После оплаты налога сервис NALOGI.ONLINE автоматически отправляет детали платежа на Вашу электронную почту. Если Вам необходимо подтверждение оплаты, имеющее юридическую силу, например для суда или налоговых органов, то Вы можете запросить платежное поручение с отметкой банка через форму обратной связи или по электронной почте [email protected] .

Хочу подписаться на уведомления о новых налоговых начислениях. Как это сделать?

Федеральные и региональные льготы по уплате земельного налога

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок обложения налогом земельных участков. Налог на землю носит местный характер и уплачивается землевладельцем в бюджет по месту фактического нахождения земли (объекта налогообложения).

Налог обязаны уплачивать организации, которые непосредственно владеют земельным участком, который в свою очередь признан объектом налогообложения согласно действующему законодательству (статья 389 Налогового кодекса РФ). Если же участок входит в состав имущества, принадлежащего инвестиционному фонду на паевой основе, то налог обязана уплачивать компания, которая им управляет (УК). При этом оплата налога осуществляется за счет имеющегося у УК имущества, образующего паевой фонд.

Если же участок земли находится у организации по праву безвозмездного пользования (договор срочной аренды), то налог на землю не взимается.

Какие участки считаются объектами налогообложения

Участки земли, месторасположение которых входит с состав муниципального образования (крупные федеральные города), являются объектами налогообложения. На данной территории вводится земельный налог.

Под действие закона на земельный налог не попадают следующие виды участков:

— ограниченные в обороте земельные участки, согласно действующему законодательству РФ (имеются в виду земли, занятые под памятниками культуры и искусства, наследие народов). Такие земли занесены в специальный список. Кроме того к ним относятся и земельные участки с историческими заповедниками и археологически ценными объектами;

— земельные участки, изъятые из оборота согласно действующему законодательству РФ;

— территории со статусом «лесной фонд»;

— территории, находящиеся в собственности государства с водными объектами, представляющими ценность и отнесенные к категории «водный фонд».

Способ исчисления налога и его ставки

Статья 389 Налогового кодекса говорит о том, что стоимость земельного участка (кадастровая стоимость), который признан объектом налогообложения и является налоговой базой. Ее определение регламентируется действующим законодательством РФ. В случае если земельным участком владеет организация, то, с учетом государственных сведений о кадастровой стоимости каждого участка земли, организация сама может определить базу налога, по праву собственника или праву бессрочного обладания.

Если же земельные участки находятся в коллективной стоимости, то размер базы налога рассчитывается для каждого налогоплательщика в индивидуальном порядке.

Как упоминалось выше, земельный налог носит местный характер, так как его оплата производится по фактическому местонахождению участка, следовательно, и налоговые ставки устанавливают органы местного самоуправления (главами муниципалитетов). Документ, согласно которому налоговая ставка вступает в силу, называется нормативным правовым актом. Согласно действующему законодательству установлены следующие налоговые ставки (исходя из кадастровой стоимости земельного участка):

— 0,3% для земельных участков, эксплуатируемых в качестве сельскохозяйственных угодий или находящиеся внутри территории определенной под сельскохозяйственные нужды;

— 0,3% для территорий земли, занятых под строительство жилья, а также под инфраструктуру ЖКХ, кроме участков, не относящихся ни к ЖКХ, ни к строительству, но находящихся внутри территории, отведенной под данные нужды;

— 0,3% для земель, отведенных под ведение личного подсобного, приусадебного хозяйства или огородничества, включая дачное хозяйство;

— 0,3% для земель с ограниченным оборотом, предназначенных для таможенных и оборонительных нужд;

— 0,3% для остальных видов земельных участков, не попадающих под вышеперечисленные категории.

Также Налоговым кодексом РФ предусмотрена дифференцированная налоговая ставка в отдельных случаях, согласно пункту 2 статьи 394.

Федеральные льготы при оплате земельного налога

Организации:

— учреждения подведомственные Минюсту РФ, владеющие участками земли, используемыми ими для выполнения профессиональных обязанностей;

— организации, владеющие и обслуживающие земельные участки, занятые государственными автодорогами общего пользования;

— земля, на которой расположены здания и строения, принадлежащие религиозным и благотворительным организациям;

— общества инвалидов (в том числе союзы), члены которых на 80% состоят из инвалидов, использующие земельные участки для осуществления деятельности, прописанной в уставе организации. Также сюда относятся и организации, созданные за счет уставного фонда общества инвалидов, причем численность инвалидов в организации должна составлять 50% и выше, а процент от общего фонда заработной платы составляет 25%. Земля должна использоваться для производства товаров, работ и услуг согласно перечню, утверждаемому государством;

— объединения и учреждения, единоличными собственниками которых являются вышеперечисленные союзы инвалидов в отношении земельных участков используемых для образовательных целей, лечебных, спортивных, культурных, научных или иных, для помощи в развитии и адаптации, реабилитации детей инвалидов и их родителей;

— не облагаются земельным налогом земли, на которых осуществляет свою деятельность организация народных промыслов, с целью производства и продажи изделий искусства;

— учреждения и организации со статусом «особой экономической зоны», но сроком не более 5-ти лет со дня основания;

— управляющие компании, обслуживающие объекты на земельных участках внутри территории отведенной под инновационный центр «Сколково» (ФЗ №244 от 28.09.2010);

— организации, занимающиеся судостроением, промышленные объекты которой находятся внутри территории со статусом «особой экономической зоны». Участки земли должны быть использованы для строительства, обслуживания и ремонта судов. Срок освобождения от уплаты земельного налога – 10 лет.

Физические лица:

Теперь разберемся какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц в законодательстве России.

Полностью от уплаты земельного налога освобождаются коренные народы Дальнего Востока, Сибири и Севера, кроме того коренные общины народов, с целью сохранения их традиционного образа жизни. Также для земельных участков находящихся в пожизненном пользовании на территории крупных муниципальных образований федерального значения устанавливается необлагаемая налогом сумма в 10000 рублей. К таким физическим лицам относятся:

— Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;

— инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;

— ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;

— физические лица, попадающие под действие закона №3061-1 от 18.06.1992 (ликвидация последствий взрыва на АЭС в Чернобыле), ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 (ликвидация аварии на производстве «Маяк») и ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 (пострадавшие в результате ядерных испытаний в Семипалатинске);

— лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;

— лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений;

Региональные льготы по земельному налогу

Помимо вышеуказанных льгот местные власти наделены полномочиями по установлению дополнительных преференций по уплате данного налога.

Для организаций и физических лиц на местном уровне могут быть установлены дополнительные льготы при оплате земельного налога, в том числе установление необлагаемой налогом суммы. Порядок подачи документов и сроки устанавливаются нормативными актами муниципального образования, на территории которого находится земельный участок (объект налогообложения). Но, согласно Федеральному законодательству этот срок не может быть установлен позднее 1 февраля года, который следует за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения действия налоговой льготы в течение налогового периода, сумма налога будет определяться с учетом коэффициента, учитывающего месяцы, на которые льгота распространялась и месяцы без льгот. Причем, месяц установления льготы и месяц снятия, всегда берутся в расчет как полные.

Индивидуальные предприниматели должны исчислять суммы налога (и авансовых платежей) самостоятельно, для земель, используемых для предпринимательской деятельности. Если же земля не используется в предпринимательской деятельности, то сумма налога рассчитывается местным органом налоговой службы и присылается в виде налогового уведомления.

Земельный налог для физических лиц

Земельный сбор начал действовать с 2004 года после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. » от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ. Это местный налог, он уплачивается в бюджет муниципального образования по месту нахождения объекта, подлежащего налогообложению.

Местные власти вправе устанавливать размеры такого налога, руководствуясь нормами НК РФ. Сроки, порядок уплаты, льготы также определяются на местах. О земельном налоге подробнее расскажем в нашем материале.

Кто должен платить налог

Согласно законодательным требованиям платить данный налог обязаны собственники, постоянные (бессрочные) пользователи и пожизненные наследники участков, которые являются объектом налогообложения.

На арендуемые или безвозмездно срочно используемые наделы налог не начисляется.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются наделы, находящиеся на территории городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, а также различных муниципальных образований, к которым относятся:

  • городские округа;
  • межселенные территории (которые находятся в составе муниципального района, но не включены в число территорий городских и сельских поселений);
  • поселки.

Государством предусмотрены «льготные» группы земель, собственники которых освобождаются от уплаты налога. В соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ к ним относятся следующие участки:

  • полностью изъятые из оборота или ограниченные в нем;
  • лесного и водного фондов.

Льготы по налогу

Для некоторых групп налогоплательщиков земельного сбора предусмотрен ряд льгот. Расскажем о них подробнее.

Федеральные

Для определенных категорий граждан введены федеральные налоговые льготы. Ими вправе воспользоваться:

  • Герои СССР, России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды детства, 1 или 2 группы инвалидности, если она была оформлена до 01.01.2004 года;
  • участники ядерных испытаний, получившие из-за этого лучевую болезнь или инвалидность;
  • инвалиды и ветераны боевых действий;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк», участники ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним лица;
  • коренные малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока России полностью освобождаются от уплаты земельного налога при условии, что принадлежащие им территории используются для промысла, хозяйствования, сохранения традиционного уклада жизни.

В соответствии с НК РФ налоговая база уменьшается на сумму 10 000 рублей на одного плательщика, имеющего в собственности участок земли. Таким образом, данные группы граждан могут вычесть 10 000 рублей из кадастровой стоимости своего надела. Получившийся результат умножается на ставку налога, итоговая сумма должна быть уплачена в местный бюджет. Если кадастровая стоимость составляет 10 000 руб. или меньше, то платить налог не нужно.

Региональные

Местные властные органы сами устанавливают суммы льгот и группы лиц, которые имеют право их получить. Обычно преференции предоставляются:

  • многодетным семьям;
  • пенсионерам и военным пенсионерам;
  • ветеранам труда;
  • инвалидам 3 группы.

Для семей, имеющих 3 и более детей, федеральная льгота на земельный налог не предусмотрена. Все зависит от муниципальных властей. Для того, чтобы выяснить, действуют ли льготы в вашем регионе, необходимо обратиться в ближайшее подразделение налоговой инспекции и уточнить информацию у специалиста. Если льгота имеется, нужно написать соответствующее заявление и приложить копии необходимых документов.

Льгота для пенсионеров федеральным законодательством тоже не установлена. Однако государственные власти не запрещают муниципалитетам делать пожилым людям налоговые послабления. Поэтому наличие или отсутствие скидки будет зависеть исключительно от территории, на которой находится земельный надел.

Военные пенсионеры также не включены в федеральный перечень льготников по уплате земельного налога. Поэтому наличие такого налогового послабления определяется индивидуально властными органами каждого отдельного муниципалитета.

Ветераны обязаны платить земельный налог на общих основаниях. Применение льгот решается на муниципальном уровне.

Для того, чтобы узнать, имеются ли у вас льготы на уплату земельного налога, нужно в первую очередь обратиться за консультацией в уполномоченные органы по месту нахождения участка.

Порядок исчисления и уплаты налога

Начисление и расчет размера налога, который обязано уплатить физическое лицо, производится органами налоговой на основании информации о кадастровой стоимости, налоговой ставки и имеющихся у налогоплательщика льгот.

Процедура исчисления проходит по следующему алгоритму:

  1. выясняется, входит ли данный гражданин в категорию льготников;
  2. проверяется, правильно ли установлена кадастровая стоимость участка (налоговая база). Для этого работники инспекции направляют письменный запрос в Управление Росреестра по месту регистрации участка. Обязательно указывается, что информация о кадастровой стоимости должна быть актуальна на 1 января расчетного года;
  3. проверяется корректность определения налоговой ставки. В каждом регионе страны могут применяться ставки, несколько отличающиеся от тех, что установлены в НК РФ;
  4. производятся необходимые расчеты.

После этого земельный налог считается начисленным, о чем плательщику направляется письменное уведомление в форме извещения. В данном документе приводятся сумма налога и сведения, на основе которых он был рассчитан (ст. ст. 396, 397 НК РФ):

  • кадастровый номер участка;
  • месторасположение надела;
  • кадастровая стоимость;
  • срок, за который начислен налог;
  • налоговая ставка;
  • информация о льготах (при наличии).

Расчет земельного налога для физических лиц

Сумму налога несложно вычислить самостоятельно. Это произведение кадастровой стоимости на коэффициент налоговой ставки.

К примеру, вы как физическое лицо владеете садовым участком на территории г. Москва, никаких льгот не имеете. На 01.01.2016 года кадастровая стоимость участка составляла 685 256 рублей. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 г. № 74 ставка составляет 0,025% от кадастровой стоимости. Таким образом, в 2017 году вы должны будете уплатить налог в сумме 171,3 рубля (685 256 * 0,025%).

Срок уплаты

Во всех регионах России с 2016 года установлен единый срок уплаты земельного налога — не позже 1 декабря. При просрочке на размер недоимки начисляется пеня, равная одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый день.

Орган налоговой может уведомить работодателя должника о наличии задолженности физического лица по уплате земельного налога и потребовать взыскания долга из заработной платы. Кроме этого, на должника может быть наложен запрет на выезд из страны.

Если уведомление не пришло

В 2017 году налоговые извещения направляются гражданам РФ в период с апреля по октябрь.

Если вы обнаружили в своем уведомлении некорректные сведения, необходимо написать заявление в налоговую службу (бланк заявления находится в конверте с уведомлением). После проверки информации будет сделан перерасчет, и вам направят новое извещение.

Многие землевладельцы ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой, то и платить ничего не придется. Это не так. C 01.01.2015 года в НК РФ внесено новшество, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны лично сообщать о наличии у них недвижимости и транспортных средств.

Сообщение с приложенными копиями правоустанавливающих документов нужно предоставить в налоговую один раз до 31.12 следующего года. Например, если участок был приобретен в 2016 году, и уведомлений по нему не было, предоставить информацию в налоговую необходимо до 31.12.2017 года.

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него недвижимости, по которой не был начислен налог, расчет будет произведен только за тот год, когда было подано сообщение. Однако это условие актуально только в том случае, если в реестрах налоговой ранее еще не было информации о данном объекте.

Если уведомление не было выслано по другим причинам (к примеру, неправильно указан адрес налогоплательщика, или письмо потеряно на почте), расчет будет произведен как полагается.

Если гражданин не сообщит о своем имуществе, он будет привлечен к ответственности по п. 3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован на сумму 20% от неуплаченного налога.

Земельный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

ставки в Нижнем Новгороде

Льготы по налогу:

льготы в Нижнем Новгороде

Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

Как уплатить налоги через интернет

Земельный налог — понятие и элементы налога

Понятие земельного налога

Земельный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы земельных участков.

Земельный налог является местным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге.

Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:

ставки налога в пределах, опрделенных ст. 394 НК;

могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).

Узнать о ставках и льготах по земельному налогу можно на официальном сайте ФНС.

Объект налогообложения земельным налогом

Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).

Налоговая база

Налоговая база в соответствии со статьи 390 НК определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

С 2017 года налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом в следующих случаях:

на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

  • на земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  • Плательщики земельного налога

    На основании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    ФНС России на своем официальном сайте напоминает о том, что начиная с 2016 года налогоплательщики-ИП, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности, не обязаны определять сумму налога. Не должны они также и подавать декларацию по этому налогу. ИП обязаны уплатить земельный налог за 2015 год по тем же правилам, что и обычные граждане – после получения налогового уведомления. Оно должно прийти не позднее середины октября (их рассылка началась в апреле). А перечислить сумму налога за прошлый год нужно до 1 декабря 2016 года (п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Налоговый период и сроки уплаты земельного налога

    Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).

    До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налога обязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало. С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    С 1 января 2015 года срок уплаты земельного налога изменится: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

    С 01.01.2016 — срок уплаты еще раз изменен — сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

    Ставки земельного налога (статья 394 НК)

    (по состоянию на 01.01.2019)

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и согласно статье 394 НК не могут превышать:

    0,3 % (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ) в отношении земельных участков:

    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    1,5 % в отношении прочих земельных участков (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ).

    Льготы по земельному налогу

    С 01.01.2018 (действует с 01.01.2017) для пенсионеров установлены:

    льгота по земельному налогу путем изменения статьи 391 НК;

    порядок применения этой льготы, согласно которому:

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 26.03.2018 № ММВ-7-21/[email protected]). Оно предоставляется в налоговый орган до 1 июля.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 года представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Письмом от 17.01.2018 № БС-4-21/[email protected] «Об основаниях применения налогового вычета по земельному налогу» ФНС России разъяснила следующее:

    налогоплательщик вправе, но не обязан направить в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке для получения налогового вычета по земельному налогу;

    при исчислении земельного налога налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток площади земельного участка применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу;

    уведомление направляется в налоговый орган только по волеизъявлению налогоплательщика;

    при отсутствии уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога;

    не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы, если у налогового органа имеются соответствующие сведения (если, например, ранее применялись налоговые льготы по земельному налогу).

    Статья 395 НК устанавливает на федеральном уровне перечень лготных категорий налогоплательщиков. Соглалслно этой статье освобождаются от налогообложения:

    Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

    Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

    Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

    Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

    Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

    Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

    Организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

    Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

    Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

    Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ статья 396 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3, согласно которому с 01.01.2018 подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу по земельному налогу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 НК.

    Статья 391. Порядок определения налоговой базы

    (по состоянию на 01.01.2019)

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

    1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
    (пункт 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2) инвалидов I и II групп инвалидности;

    3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
    (подпункт 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
    (с 1 января 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 6 признается утратившим силу).

    6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет), производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    (пункт 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
    (пункт 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    Статья написана и размещена 31 августа 2013 года. Дополнена — 05.09.2015, 24.11.2015, 22.07.2016, 16.02.2017, 03.10.2017, 21.12.2017, 17.01.2018, 29.05.2018

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Это интересно:

    • Заявление о пенсии по инвалидности Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по инвалидности; пенсия по инвалидности по государственному […]
    • Гражданство новорожденного ребенка госуслуги Гражданство РФ ребенку через Госуслуги Подготовка к рождению ребенка - ответственный шаг для родителей. Если у малыша есть перспектива приобретения статуса гражданина России, то родителям нужно заранее позаботиться об изучении этого вопроса. Ведь для получения заграничного паспорта даже […]
    • Увольнение руководителя профсоюзного органа Суды: работодатель обязан получить согласие профсоюза на увольнение руководителя этого объединения в любом случае 30 марта 2017 года работодатель уведомил работника о том, что трудовой договор с ним будет расторгнут 31 мая 2017 года в связи с сокращением численности работников […]
    • Инстанции высших арбитражных судов Инстанции высших арбитражных судов Правовой основой функционирования арбитражных судов в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [1] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 […]
    • Правовое регулирование развода Лекция 8. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента 2. Брак и развод при наличии иностранного элемента Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ. Исключением является заключение браков иностранных граждан в […]
    • Реестр прав на товарный знак Что такое свидетельство на товарный знак? Патентный поверенный № 1749 Вера более 15 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе 8 лет патентным экспертом в ФИПС. Образец свидетельства на товарный знак Свидетельство на товарный знак — это официальный […]
    • Директору общества с ограниченной ответственностью заявление Директору общества с ограниченной ответственностью заявление Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм отчетности. […]
    • Статьи по трудоустройству несовершеннолетних Статья "Трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время в 2016 году" ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ВРЕМЯ В 2016 ГОДУ Для организации временной занятости подростков в 2016 году на территории Белгородской области реализуется проект […]

    Author: admin