Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Фз-424 от 28122013 о страховых пенсиях

Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Транснефть»

Формирование пенсионных прав граждан с 01.01.2015

Формирование пенсионных прав граждан с 01.01.2015

Стратегия долгосрочного развития пенсионной реформы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р, изложена в Федеральных законах Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в соответствии с которыми с 01 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан.

Страховая часть трудовой пенсии с 01 января 2015 года трансформировалась в страховую пенсию, установлены три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Вместо фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии введена фиксированная выплата к страховой пенсии, размер которой увеличивается при выходе на пенсию позднее установленного возраста.

Размер страховой пенсии зависит от размера заработной платы, длительности страхового стажа, возраста при обращении за назначением страховой пенсии.

Условия назначения страховой пенсии по старости устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Накопительная часть трудовой пенсии по старости выделена в отдельный вид пенсии и считается накопительной пенсией.

Условия назначения накопительной пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Размер накопительной пенсии по-прежнему определяется путем деления суммы средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете застрахованного лица, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты.

Статья 17. Введение в действие ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии

1. До 1 января 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

2. Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30 и части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», накопительная пенсия определяется исходя из установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который ежегодно начиная с 1 января 2013 года (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год. При этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении страховой пенсии до возраста выхода на страховую пенсию, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (для мужчин и женщин соответственно).

3. Застрахованным лицам, указанным в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», накопительная пенсия определяется исходя из установленного в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который уменьшается на количество полных месяцев, имевших место в период со дня достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», до дня достижения возраста, установленного в соответствии с частью 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона. При этом в случае назначения накопительной пенсии позднее возраста, установленного в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», ожидаемый период выплаты накопительной пенсии определяется с применением части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять менее 168 месяцев.

Выплата пенсии

Накопительная пенсия назначается в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Накопительная пенсия выплачивается пожизненно.

Размер накопительной пенсии подлежит корректировке:

  • по результатам инвестирования выплатного резерва;
  • с учетом средств пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете застрахованного лица позднее дня, с которого установлена выплата.

Корректировка размера накопительной пенсии осуществляется АО «НПФ Сбербанка» без дополнительного обращения застрахованного лица.

До 1 января 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Период выплаты накопительной пенсии может быть увеличен или уменьшен в зависимости от возраста застрахованного лица на дату обращения (ст. 7 и ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»)

Установление накопительной пенсии

Федеральным законом от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» с 01.01.2015 введен самостоятельный вид выплаты – накопительная пенсия.

Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные до 01.01.2015, с указанной даты преобразуются в накопительные пенсии.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата за счет средств пенсионных накоплений, которые формируются по выбору гражданина в Пенсионном фонде России или негосударственном пенсионном фонде путем инвестирования этих средств государственной или частными управляющими компаниями.

Пенсионные накопления учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и формируются из следующих источников:
— за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования;
— за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования;
— за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Для назначения накопительной пенсии необходимо одновременное выполнение условий:
— наличие права на страховую пенсию по старости, в т.ч. досрочную в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»;
— наличие средств пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
— размер накопительной пенсии должен составлять более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанной на день назначения накопительной пенсии

Накопительная часть устанавливается и выплачивается независимо от получения иных пенсий и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ. То есть, в отличие от накопительной части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой до 01.01.2015, накопительная пенсия может быть назначена получателям как страховых пенсий по старости, так и страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Размер накопительной пенсии определяется по формуле: НП = ПН / Т, где

ПН – сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на день, с которого назначается накопительная пенсия;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета накопительной пенсии.

До 01.01.2016 ожидаемый период выплаты, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).
С 01.01.2016 продолжительность ожидаемого периода выплаты ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных.

Накопительная пенсия, в отличие от страховой пенсии, не индексируется государством.
Страховые взносы на формирование накопительной пенсии не идут на выплаты текущих пенсий. Указанные средства вкладываются в инвестиционные инструменты финансового рынка для увеличения их сумм с течением времени.

Государство затевает новый эксперимент с накопительной частью пенсии

Граждан попытаются заставить самих откладывать на старость

Латание дыр

Первый раз к «заморозке» прибегли в 2013 году, введя мораторий на накопления на 2014 год. Тогда это было объявлено вынужденной разовой мерой, причиной введения которой является проверка деятельности различных негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Однако вскоре стало понятно, что единственной разумной причиной замораживания средств на накопительных счетах является попытка стабилизировать положение в бюджете Пенсионного фонда при сокращении трансфертов из госбюджета. Данный способ «латания дыр» пришелся по душе, и меру решили продлить на 2015-й, а потом соответствующий федеральный закон был принят и на 2016 год[1].

Напомним, что речь идет о 6% фонда оплаты труда из тех 22%, которые направляются на пенсионное страхование. В соответствии со статьей 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[2] в 2012-2018 годах происходит разделение страховых взносов на 16%, которые идут на текущие пенсии в соответствии с принципом солидарности поколений (когда работающие содержат пенсионеров), а 6% застрахованный откладывает лично на свою будущую пенсию, и данные о конкретных суммах отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Накопительную часть можно отдать под управление негосударственного пенсионного фонда или доверить государственному Внешэкономбанку и даже получить некоторую доходность.

До 2015 года такое разделение было обязательным, а после – будущий пенсионер стал сам решать, нужна ему накопительная пенсия или нет. В случае отказа от нее 6% участвуют в формировании страховой пенсии. Причем, даже если лицо отказывается от накопительной пенсии, отчисленные за предыдущие годы взносы продолжают составлять его накопления.

Хочется отметить, что, несмотря на критику накопительной пенсии, в последнее время она была наиболее осязаемой частью будущего дохода пенсионера, так как механизм ее расчета, при всех несовершенствах и рисках, был предельно прост и понятен (вся сумма накоплений делится на количество месяцев предполагаемого периода выплаты «дожития»)[3].

Страховая же пенсия равна произведению пенсионных баллов (индивидуальный пенсионный коэффициент) на стоимость одного коэффициента[4]. Но даже при достижении максимального количества баллов размер вашей будущей пенсии предсказать невозможно, так как стоимость одного балла правительство РФ определяет ежегодно, и вполне очевидна ее зависимость от экономического положения страны. Что будет с экономикой на момент выхода на пенсию – неизвестно…

По прогнозам, дефицит Пенсионного фонда РФ в 2016 году вырастет до 1,6 трлн рублей. Еще в прошлом году было принято решение экономить на всем:

1) Отказались от индексации пенсий работающим пенсионерам.
2) В 2016 году решили проиндексировать пенсию всего на 4%. Вторую индексацию заменили единовременной выплатой, которая будет произведена только в январе 2017 года.

Для сравнения – индексация за прошлые годы:

По словам Оксаны Дмитриевой, по-хорошему пенсии в 2016 году следовало бы проиндексировать минимум на 16%. И то в этом случае уровень жизни пенсионеров не повысился бы, а лишь остался зафиксированным в прежнем состоянии (http://maxpark.com/community/5862/content/3734013).

3) Заморозили средства пенсионных накоплений, в результате чего Пенсионный фонд России получил дополнительно в 2016 году 342 млрд рублей.

Но и этого, как мы видим, недостаточно.

Временная мера может стать постоянной

Прения в правительстве РФ по поводу необходимости продления моратория на накопление пенсионных отчислений не только не утихают. С одной стороны, Министерство финансов утверждает, что на сегодняшний день эта мера необходима, поскольку она позволит бюджету «выстоять» в непростых экономических условиях. С другой стороны, Минэкономразвития настаивает – очередная «заморозка» принесет больше вреда для экономики, чем пользы.

В начале года Максим Топилин (министр труда и социального развития) уже говорил о том, что и в 2017 году высока вероятность того, что пенсионные накопления снова будут «заморожены».

В июле 2016 года Андрей Пудов (замминистра труда) отмечал, что ПФ РФ готовит бюджет, учитывая «заморозку» (мораторий) пенсий сразу на 3 года, то есть накопительная пенсия в 2017-2019 годах формироваться не будет.

В сложившейся ситуации рассчитывать на то, что в следующих 2017-2018 годах государство откажется от возможности воспользоваться средствами пенсионеров, не приходится.

Неутешительные итоги

1) Однозначно подрывается доверие населения к государству. Идея накопительных пенсий вводилась нелегко. После долгой активной рекламной кампании и агитации за пенсионные накопления, когда народ только начал верить в шансы простого застрахованного стать «соинвестором» какого-нибудь бизнеса, государство вдруг отказывает гражданам в такой возможности (пусть даже и временно). Это может свидетельствовать только об одном: государство само не знает, что оно вынуждено будет завтра предпринять.

2) До «замораживания» накопительных пенсий деньги будущих пенсионеров могли быть размещены через НПФ и УК на финансовых рынках в виде инвестиций в различные проекты. Доходность никто не гарантировал, но после введения моратория и перевода денежных средств в бюджет ПФР доходность накопительных вкладов близка к нулевой (официальная доходность по вкладам ВЭБ – 3%), а если учесть инфляцию, то и отрицательной.

3) Изъятые средства идут на покрытие расходов на текущие пенсии, увеличивают обязательства перед будущими пенсионерами, которым данные суммы необходимо будет вернуть. Одновременно изъятие происходит с внутреннего финансового рынка, подрывая инвестиционную деятельность, на которую и возлагаются надежды по развитию экономики, появлению новых рабочих мест и зарплат, а следовательно, и поступлений в бюджет Пенсионного фонда России.

Похоже, правительство загоняет себя в замкнутый круг, из которого не так-то легко будет выбраться. Одно из последних обсуждаемых в правительстве предложений – дальнейшее реформирование пенсионной системы, в том числе касающееся формирования накопительных пенсий. Предлагается формировать пенсионные накопления на условно-добровольной основе.

То есть граждане при желании смогут самостоятельно направлять часть средств из своей зарплаты в негосударственные пенсионные фонды, минуя Пенсионный фонд РФ. Глава Министерства финансов Антон Силуанов призвал работающих граждан самостоятельно «заботиться о своем будущем», то есть участвовать в формировании пенсионных накоплений. По его словам, новая пенсионная система в России может заработать во второй половине 2017 года или в начале 2018 года. (Подробнее: http://tass.ru/obschestvo/3577181). При этом средства, перечисляемые работодателями в виде взносов, будут составлять, как и прежде, 22% (16 + 6%) и будут направлены исключительно в бюджет Пенсионного фонда России.

Государству очень важно, чтобы все граждане вдруг сами дружно взяли и захотели производить отчисления из своей заработной платы. При нынешнем уровне доходов вряд ли у кого остаются средства хоть на какие-то накопления, не говоря уже о пенсионных. Добровольность приведет к тому, что данным видом пенсионного страхования будет охвачена лишь некоторая наиболее благополучная в материальном отношении и предусмотрительная часть работников. Как показывает практика существующих видов добровольного социального страхования (например, на случай временной нетрудоспособности и материнства для самозанятых и привлекаемых по гражданско-правовым договорам), страховые взносы практически не уплачиваются.

Рассматривался также вариант воплощения в жизнь идеи «как бы» добровольных отчислений через систему социального партнерства. Остается надеяться, что профсоюзы не станут союзниками государства в данном вопросе, а будут отстаивать интересы большинства работников, среди которых официально более 19 млн[5] (или 13%) проживают за чертой бедности. При этом многие из них имеют формально законную заработную плату не ниже МРОТ.

По-видимому, экономическая ситуация настолько сложная, что государство уже не стесняется прибегать к таким мерам, как использование средств пенсионных накоплений, отказ от их индексации и серьезное рассмотрение самых невероятных идей.

Это интересно:

  • Закон по тахографам 2014 Тахограф и Закон На 1 января 2015 года. На каком транспорте и когда : В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений Работодатель - сотрудник. Таким образом, если транспортное средство […]
  • Ставка налога на имущество в 2018 году в московской области Налог на имущество (недвижимость) в Московской области в 2018-2017 годах В соответствии с законом Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц […]
  • Федерального закона от 18072006 109 Семинар-совещание «Порядок применения Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 25 июня 2015г. в 11.00 Обучающий семинар-совещание для предпринимателей по теме «Порядок применения Федерального закона […]
  • Приказ о льготных пенсиях Закон о назначении льготной пенсии Стремительно нагрянувшие изменения в пенсионной системе страны, многие граждане предпенсионного возраста встретили с беспокойством: что будет с их пенсией в разрезе новых правилам? Особенно забеспокоились, конечно, льготники - люди, которые в силу своей […]
  • Стаж учителя для пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 05 февраля 2018 Отделение ПФР по Чеченской Республике напоминает, что в 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии […]
  • Единый реестр сертификатов соответствия тр тс Единый реестр выданных сертификатов и деклараций соответствия ГОСТ Р В соответствии с Постановлением Правительства от 17.12.2014 № 1384 с января 2015 года ведется единый реестр сертификатов и деклараций о соответствии ГОСТ Р, выданных на продукцию, включенную в Единый перечень продукции […]
  • Пф расчет пенсии Пф расчет пенсии Расчет размера пенсии по старости своими силами удается далеко не каждому. Страховая, пенсия, накопительная пенсия, фиксированная выплата – для большинства звучат абстрактно и малопонятно. Формулы расчета пенсии, а точнее около полутора десятков формул, не позволяют ни […]
  • Как получить добавку к пенсии Размер и правила получения доплаты к пенсии гражданами, достигшими 80-летнего возраста Согласно законодательству РФ граждане, которые достигли 80-летнего возраста, имеют право претендовать на получение прибавки к своей пенсии. Какой ее размер? Как оформить? Какими законодательными […]
Все права защищены. 2018