Фз о гражданстве с изменениями от 2014

Содержание:

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 23 мая 2014 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
4 июня 2014 г.
N 142-ФЗ

Поправки обязывают российских граждан сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вида на жительство или иного действительного документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве.

В течение 60 дней после приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания за рубежом гражданин России должен письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС России по месту своего жительства (пребывания, фактического нахождения).

За несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности подавать такое уведомление должны их законные представители.

От необходимости направлять указанные уведомления освобождены лишь те граждане России, которые постоянно проживают за границей.

Прописаны требования к содержанию уведомления и порядок его подачи. К уведомлению надо приложить копии российского и иностранного паспортов (документов о праве на постоянное проживание).

За неисполнение обязанности о подаче уведомления вводится уголовная ответственность (в виде штрафа до 200 тыс. руб. или годовой зарплаты либо обязательных работ до 400 часов). Нарушение порядка подачи уведомления грозит административной ответственностью в виде штрафа от 500 до 1 тыс. руб.

Те граждане, кто уже имеет иностранное гражданство либо документ о праве постоянного проживания за рубежом, должны сообщить об этом в миграционный орган в течение 60 дней после вступления в силу данных поправок.

Для крымчан обязанность подавать уведомление вводится с 1 января 2016 г.

Федеральный закон вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июня 2014 г., в «Российской газете» от 6 июня 2014 г. N 127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 23 ст. 2927

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон № 71 от 20.04.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

20 апреля 2014 года N 71-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 апреля 2014 года

16 апреля 2014 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; N 44, ст. 5638) следующие изменения:

1) статью 14 дополнить частью второй.1 следующего содержания:

«2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, при условии отказа указанных иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации»;

б) абзац первый части первой после слов «Отклоняются заявления» дополнить словами «о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации,»;

3) статью 30 дополнить пунктом «к» следующего содержания:

«к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами и лицами без гражданства, признанными носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона.»;

4) статью 32 дополнить частью пятой следующего содержания:

«5. Заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации подается иностранным гражданином или лицом без гражданства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган. Указанное заявление подается в соответствующий орган, решением комиссии которого данные иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона.»;

5) часть четвертую статьи 33 после слова «применительно» дополнить словами «к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации,»;

6) дополнить статьей 33.1 следующего содержания:

«Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.»;

а) дополнить частью четвертой.1 следующего содержания:

«4.1. Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.»;

б) дополнить частью четвертой.2 следующего содержания:

«4.2. Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.».

Внести в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2003, N 2, ст. 159; 2006, N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2321; 2012, N 47, ст. 6398; N 53, ст. 7628; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036; N 52, ст. 6955) следующие изменения:

1) часть первую статьи 25 дополнить подпунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1) решение о признании иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;»;

а) часть первую дополнить словами «либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

б) дополнить частью десятой следующего содержания:

«Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» выдается иностранному гражданину на срок до одного года при наличии решения о признании этого иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».».

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2010, N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29; N 13, ст. 1689; 2012, N 47, ст. 6397; N 53, ст. 7645; 2013, N 27, ст. 3461; N 30, ст. 4036, 4057; N 52, ст. 6951, 6954, 6955) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 5 после слов «предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона,» дополнить словами «либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство,»;

а) пункт 3.1 изложить в следующей редакции:

«3.1. Положения пунктов 1 — 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:

1) высококвалифицированным специалистам и членам их семей в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

2) иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».»;

б) дополнить пунктами 3.2 и 3.3 следующего содержания:

«3.2. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

3.3. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на три года.»;

3) статью 9 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

«6. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается:

1) в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи;

2) в случае непредставления документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего прием документов об отказе данного иностранного гражданина от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Указанное в настоящем подпункте основание не применяется, если:

данным иностранным гражданином представлен документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства;

отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

3) в случае повторного обращения данного иностранного гражданина с заявлением о выдаче вида на жительство, если ранее ему выдавался вид на жительство в связи с признанием его носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 2 пункта 3.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае, если по истечении двух лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.».

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Внести в статью 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2014, N 23, ст. 2927) следующие изменения:

1) часть третью дополнить абзацем следующего содержания:

«Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.»;

2) часть четвертую дополнить абзацем следующего содержания:

«Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.»;

3) в части пятой слова «лично или» заменить словами «лично, либо его уполномоченным представителем, либо», после слов «почтовым отправлением» дополнить словами «через организацию федеральной почтовой связи»;

4) в части седьмой:

а) слова «(в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подано иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи)» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).».

До 1 января 2016 года уведомление о наличии иного гражданства в порядке, установленном статьей 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации), имеющий на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство только того иностранного государства:

1) граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

2) которое имеет или имело с Российской Федерацией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства — участника указанного договора при приобретении данным лицом гражданства другого государства — участника указанного договора.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 11 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2014 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст. 1828, 1829; Российская газета, 2014, 6 июня) следующие изменения:

а) пункт «в» части первой признать утратившим силу;

б) часть вторую дополнить пунктами «е» — «и» следующего содержания:

«е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.»;

в) часть вторую 1 изложить в следующей редакции:

«2 1 . Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33 1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства Российской Федерации невозможен в силу не зависящих от лица причин.»;

2) в пункте «к» статьи 30 слова «и лицами без гражданства» исключить;

3) в части пятой статьи 32 слова «или лицом без гражданства» исключить, слова «данные иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны носителями русского языка» заменить словами «данный иностранный гражданин признан носителем русского языка».

Признать утратившими силу:

1) абзац шестой пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4447);

2) статью 84 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477).

Изменения в закон о гражданстве РФ могут спровоцировать угрозу национальной и общественной безопасности страны

К такому выводу пришли в Общественной палате КБР по результатам общественной экспертизы законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка.

Как отметила заместитель председателя ОП КБР Людмила Федченко, в соответствии с ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в действующей редакции носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними специальной комиссией в случае, если данное лицо либо его родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории РФ либо на территории, относившейся к Российской Империи или СССР, в пределах Государственной границы РФ независимо от национальности. Статья 1 законопроекта предлагает внести изменения в указанную норму Федерального закона о гражданстве — исключить слова «в пределах Государственной границы Российской Федерации».

По мнению экспертов, принятие предлагаемого изменения приведет к правовой неопределенности применительно к территории, относившейся к Российской Империи, поскольку эта территория в разное время существовала в различных границах. Также это приведет к необоснованному расширению круга лиц, имеющих право на признание носителем русского языка, так как не учитывает образование бывшими союзными республиками СССР своих самостоятельных национальных государств.

«Проблем с мигрантами из бывших советских республик, особенно из Средней Азии, в России достаточно и в настоящее время. Многие из них находятся в России нелегально и вербуют пособников терроризма. Принятие изменения в ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве позволит признавать их носителями русского языка при достаточном уровне владения им. При этом оценить повседневное использование русского языка в семейно-бытовой и культурной сферах путем собеседования, как это предполагается Правилами проведения собеседования указанной комиссией, утвержденными Приказом ФМС России от 26.05.2014 г. № 379, практически невозможно. К тому же, требование об использовании русского языка в семейно-бытовой сфере лицами нерусской национальности представляется необоснованным.

Знание русского языка должно являться необходимым условием получения гражданства, но не решающим. К сожалению, даже среди граждан РФ, которые владеют русским языком и повседневно пользуются им в семейно-бытовой и культурной сферах, есть лица, достойные лишения гражданства. Подавляющее большинство россиян не поддерживают идею упрощения процедуры получения гражданства РФ для русскоговорящих жителей постсоветского пространства. Как следует из результатов опроса Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), идею предоставления гражданства по упрощенной процедуре для тех, кто владеет русским языком, поддерживают только 26% россиян», — подчеркнула Федченко.

Предлагаемое ст. 1 законопроекта изменение в ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве в условиях сложной политической ситуации и борьбы с ИГИЛ может только ухудшить состояние национальной безопасности РФ и общественной безопасности в стране. Необходимо уточнить территорию, относившуюся к Российской империи, указанием на определенный период времени (приближенно хотя бы ко времени образования СССР), а также на признание носителями русского языка только представителей народов, являющихся субъектообразующими или коренными для России как федеративного государства.

Между тем изменения, предлагаемые ст. 2 законопроекта, эксперты назвали обоснованными и заслуживающими поддержки.

Председатель комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка Ануся Целоусова пояснила, что получение статуса носителя русского языка многими воспринимается как имеющее только цель получения гражданства РФ в упрощенном порядке, что неверно. Действительно, в подавляющем большинстве случаев преследуется именно такая цель, но не обязательно. Возможно, и законодательство подразумевает в конечном итоге такую цель, поскольку положения о носителе русского языка вносились в Федеральный закон о гражданстве и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» одновременно Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в РФ были внесены изменения, которые теперь предлагаются данным законопроектом исключить. Однако, согласно ч. 6 ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве, решение комиссии о признании лица носителем русского языка выдается также для подачи заявления о выдаче вида на жительство, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ ‒ для решения вопроса о его последующем въезде в РФ, т. е. лицо может преследовать также цели наиболее беспрепятственного посещения и благоприятного проживания в РФ, не преследуя цели принятия гражданства РФ.

Таким образом, лица, являющиеся носителями русского языка, вправе, но не обязаны принимать гражданство РФ.

«В любом случае признание лица носителем русского лица должно повлечь для него более благоприятное правовое положение по сравнению с лицами, которые не обладают таким статусом. Вместо этого изменения, внесенные Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 71-ФЗ в ст. 8 и 9 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в РФ и которые предлагаются теперь из него исключить, ухудшают их правовое положение по сравнению с другими лицами, не обладающими таким статусом, требуя от них представление документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства, для получения вида на жительство. Таким образом, действующие положения Федерального закона о правовом положении иностранных граждан побуждают их к принятию гражданства РФ, требуя от них представление указанных документов. С другой стороны, носители русского языка, отказавшись от гражданства РФ по разным причинам, длительное время не могут получить по разным причинам гражданство РФ, становясь таким образом лицами без гражданства», ‒ заключила Целоусова.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Это интересно:

  • Федеральный закон о уфмс Gerere24.ru Федеральный закон об уфмс Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ«О миграционном учете иностранных […]
  • Приказ 595 2014 мвд Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. N 595"О некоторых вопросах поступления граждан Российской […]
  • Закон осаго на 2014 год Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 […]
  • Приказ о проведении аттестации педработников в доу Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ […]
  • Закон об обеспечении средств измерения Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 2 декабря 2013 […]
  • Приказ мчс от 23122005 г 999 Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999"Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" С изменениями и […]
  • Пленум верховного суда рб 2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 2 июня 2011 года №3 О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (В редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.2014 г. №18, 22.12.2016 г. №9) В […]
  • Законом n 58-оз Закон Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26 апреля 2006 г. N 1610) (с […]

Author: admin