Государственный арбитраж в ссср

Содержание:

2. Советский государственный арбитраж

В 20-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. Деятельность арбитражных комиссий регулировалась целым рядом правовых актов той эпохи: Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г., Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г. и другими актами.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий*(12). При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям, по свидетельству А.Г. Гойхбарга, толковалась сугубо ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах*(13).

В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. Затем принимался ряд других правовых актов, регулирующих деятельность государственного арбитража, последними из которых были Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР» и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980 г. Советом Министров СССР.

Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства. В научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража. Был высказан значительный диапазон различных мнений: государственный арбитраж рассматривался и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гражданских имущественных прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др.*(14) Проблемы, поднимавшиеся специалистами, и подходы, высказанные ими, в особенности тех авторов, которые обосновывали юрисдикционно-судебную природу органов государственного арбитража, выступили теоретической основой для решения вопросов преобразования государственного арбитража в арбитражный суд.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ» в других словарях:

Государственный арбитраж — в СССР, орган для рассмотрения и решения имущественных споров между предприятиями, организациями и учреждениями различных министерств, ведомств или центральных учреждений. Система Г. а. в СССР включает Г. а. при Совете Министров СССР, Г.… … Большая советская энциклопедия

Арбитраж — (франц. arbitrage) 1) способ разрешения споров, при котором стороны обращаются не в судебные органы, а к отдельным лицам арбитрам или третейским судьям. Арбитры избираются самими сторонами или назначаются в порядке, обусловленном в их… … Большая советская энциклопедия

АРБИТРАЖ — – см. Арбитраж ведомственный, Арбитраж государственный, Арбитраж внешнеторговый, Арбитраж международный … Советский юридический словарь

Арбитраж государственный СССР — см. Государственный арбитраж СССР … Большая советская энциклопедия

арбитраж — АРБИТРАЖ, а, м Специальный орган для разрешения имущественных споров; третейский суд. Фирма «Нереш» подала жалобу на фирму «Огонек» в государственный арбитраж … Толковый словарь русских существительных

АРБИТРАЖ — (франц. arbitrage, от лат. arbetrium произвол, воля). 1) в коммерческих делах, то же, что третейский суд. 2) сравнение различных вексельных курсов; и вычисление ходячей ценности денег и вексельного курса, с целью решения, где их выгоднее продать … Словарь иностранных слов русского языка

арбитраж — а, м. arbitrage f. 1. фин. Установление наиболее выгодного способа платежа путем сопоставления вексельного курса в различных пунктах. Сл. 18. Сравнение различных вексельных курсов, вычисление ходячей ценности курса. Наст. Гранат. Об арбитражах в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Арбитраж — (arbitrage) Неспекулятивное перемещение финансовых средств с одного рынка на другой с целью получить прибыль за счет разницы в ставках процентов, валютных курсах или ценах на товары. Такие операции не носят спекулятивного характера, так как… … Словарь бизнес-терминов

АРБИТРАЖ — (arbitrage) Покупка товара или иного актива на рынке, где его цена низка, и одновременная продажа его на другом рынке по более высокой цене. Подобные операции не сопряжены с какими либо рисками (risks). Арбитражные операции препятствуют ценам… … Экономический словарь

АРБИТРАЖ — АРБИТРАЖ, а, муж. Разрешение спорных вопросов арбитрами (в 1 знач.), третейским судом, а также государственный орган, занимающийся таким разрешением. Ведомственный а. | прил. арбитражный, ая, ое. Арбитражная комиссия. А. суд. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Арбитражный суд Амурской области

ИНФОРМАЦИЯ о проведении первого этапа конкурса на формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Амурской области

Арбитражный суд Амурской области, за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, принял решение изъять и уничтожить пять тракторов

Арбитражный суд Амурской области принял участие в расширенном совещании председателей арбитражных судов, входящих в Дальневосточный судебный округ

Историческая справка

Система арбитражных судов в России функционирует в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.

В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Государственный арбитраж Амурской области преобразован в Амурский областной арбитражный суд.

Постановлением Верховного Совета РФ от 02.04.1992 года № 2642-1 «Об избрании председателей ряда краевых и областных арбитражных судов РФ, в соответствии со ст. 13 Закона РСФСР «Об Арбитражном суде» от 04.07.1991 года Блинова Людмила Николаевна избрана председателем Амурского областного арбитражного суда.

В 2013 году Блиновой Людмиле Николаевне присвоено звание «Почетный работник судебной системы», и с 23 июля 2013 года она находится в Почетной отставке.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Указом Президента РФ от 02 июля 2013 года № 600, с 24 июля 2013 года Председателем Арбитражного суда Амурской области назначена Антонова Светлана Александровна.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был упразднен и прекратил свою деятельность с 06.08.2014 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Согласно новой редакции статьи 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Соответствующие изменения, возлагающие на ВС РФ полномочия по пересмотру в кассационном порядке и в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, внесены и в АПК РФ.

Также в законодательство были внесены изменения, возлагающие полномочия по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов в Российской Федерации на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Государственный арбитраж, Госарбитраж, Арбитражный суд – этапы становления.

Jurist_arbitr — 11/12/2011 02/09/2016

До сих пор встречаются люди, которые ищут в интернете информацию о государственном арбитраже, несмотря на то, что он упразднен с 01.10.1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР. Тем не менее, в виде экскурса в историю, с использованием учебных методических пособий, в частности учебника «Арбитражный процесс» под редакцией М.К. Треушникова, в этой статье я затрону тему госарбитража: его образование, развитие, становление и упразднение.

Итак, Государственный арбитраж образован 3 мая 1931 года Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров СССР (СНК, Совнарком) в системе государственного управления как орган, деятельность которого заключается в рассмотрении имущественных споров между организациями, предприятиями и учреждениями социалистического хозяйства.

До этого момента, в России действовали коммерческие суды, которые рассматривали всего три категории дел: 1) споры, связанные с вексельным обращением; 2) торговые дела и 3) дела о несостоятельности (тогда «торговой несостоятельности»).

Госарбитраж представлял из себя смешанный орган, совмещал в себе как управленческие так и судебные функции, и существовал в двух формах: ведомственный и государственный. В государственном арбитраже рассматривались споры организаций и предприятий по характеру административного подчинения, в ведомственном – подчинения, соответственно, конкретному ведомству.

17 января 1974 года, а до этого времени в системе арбитражей не было подчинения нижестоящих органов – вышестоящим, Госарбитраж СССР был реорганизован в союзно-республиканский орган правления и было постановлено новое Положение о Госарбитраже при Совете Министров. В Конституции СССР 1977 г. было последнее упоминание о госарбитраже. Он был регламентирован, как государственный орган, статус которого закреплялся Конституцией СССР.

С 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФРС «Об арбитражном суде» была упразднена система госарбитражей. Так, в пункте 2 Постановления было указано: «С 1 октября 1991 года на территории РСФСР упразднить арбитраж и иные органы арбитража в системах министерств, в ассоциациях, в государственных ведомствах, концернах, иных объединениях, в организациях и на предприятиях».

Госарбитраж был заменен ныне действующей системой арбитражных судов Законом РСФСР от 04.07.1991 г. «Об арбитражном суде». Однако, в регионах России госарбираж продолжал выполнять функции регулятора до избрания судей арбитражных судов.

Замена арбитража судами была обусловлена как изменением рыночных отношений в стране, возникновения разных форм собственности, как и экономики в целом. Представлялось невозможным дальнейшее рассмотрение экономических споров с применением системы госарбитражей и их законодательного регулирования.

В настоящее время, арбитражное процессуальное законодательство обеспечивает гарантии соблюдения прав и защиты интересов всех субъектов гражданских отношений. При этом, в заключенных договорах и контрактах я до сих пор встречаю формулировки о подсудности и подведомственности возникающих споров Госарбитражу.

После принятия в 1993 году Конституции РФ, нового Гражданского кодекса РФ, в целях усовершенствования арбитражного процесса в целом 5 мая 1995 года был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Вместе с тем, был принят третий по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который до сих пор определяет порядок рассмотрения дел арбитражными судами.

В августе 2014 года были внесены существенные изменения в систему арбитражного правового регулирования, а, именно, был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ. Его полномочия были переданы Верховному Суду РФ. Профессиональное юридическое сообщество было несогласно с такими изменениями, но пришлось смириться и перестроиться на новую высшую судебную инстанцию.

Преобразование Государственного арбитража в Высший арбитражный суд СССР

В 1991 были внесены изменения в ст. 163 Конституции СССР, которой Государственный арбитраж СССР был преобразован в Высший арбитражный Суд СССР. Госарбитраж как правовая система отвергал теорию и практику разделения властей, поскольку соединял в себе все три власти.

Арбитраж являлся органом управления, элементом централизованной системы управления экономикой. Арбитраж обеспечивал заключение договоров в соответствии с плановыми актами, лимитами и нарядами предупреждал отклонения от актов централизованного планирования, распределения, проводил проверки, привлекал к ответственности виновных, нарушивших централизованные акты, разрешал хозяйственные споры, конфликты между участниками договора.

Арбитраж можно назвать и органом правосудия, поскольку разрешал споры, возникающие из договора в соответствии с действующим законодательством, т.е. осуществлял функции правосудия.

Арбитраж был нормотворческим органом. Он обладал правом самостоятельно или вместе с какими-то другими органами утверждать правила и инструкции, которыми участники хозяйственных договоров обязаны были руководствоваться. Таким образом, арбитраж не только применял, но в какой-то мере и создавал право, но в ограниченных пределах.

Государственный арбитраж на всех уровнях, в том числе и на союзном, представлял собой элемент административно-командной системы управления. Он воплощал в себе не разделение властей, а, напротив, соединение в едином органе трех властей, поскольку одновременно выполнял и функции нормотворчества, и функции органа, разрешающего хозяйственные споры, и функции контрольно-управленческие.

Получалось, что арбитраж воплощал в себе три власти.

В начале 90-х годов в экономике начали происходить изменения. Преобразования начались и в производственных отношениях. Производственные отношения базировались на государственной собственности. Можно говорить, что существовала кооперативная собственность, тем не менее, и эта собственность была также государственной. Производящей индивидуальной собственности тоже не было. В законе индивидуальная собственность именовалась личной и то только на предметы потребления.

Сложившаяся система не позволяла использовать рычаги экономического стимулирования производства. Это послужило причиной неэффективной экономики, неспособной к развитию.

Таким образом, назрела необходимость провести существенные изменения в отношениях собственности, формах производства, произвести демонополизацию, чтобы возникла подлинная, реальная конкуренция в экономике.

Вместо монополий государственной собственности появляется разнообразие форм собственности и форм хозяйствования, появляются новые субъекты хозяйствования: акционерные, арендные, кооперативные, индивидуальные совместные предприятия, которые будут участниками хозяйственных отношений, хозяйственных споров и должны получать соответствующую судебную защиту.

Как видим, предприятия превращаются в независимых товаропроизводителей, возникающие хозяйственные споры между ними будут рассматриваться судами.

Если раньше в основе хозяйственных связей между предпринимателями были плановые задания, то теперь основой хозяйственных отношений становятся договор и закон.

Во всем мире экономические споры разрешаются судами -третейскими или государственными. Поэтому создание арбитражного суда приблизились к общепринятым в мире стандартам, которые одинаково пригодны как для наших предприятий, так и для иностранного элемента.

С появлением разнообразных форм собственности и хозяйствования суды должны разрешать возникшие споры. Суды общей юрисдикции не были приспособлены к таким процессам, поскольку таких споров было много. Им пришлось бы вникать в экономические отношения, специфические правила правового порядка, которые регламентируют деятельность акционерных предприятий, изучать сущность арендных отношений, особенности совместных предприятий.

Арбитражи в прежнем виде также были не способны рассматривать такие дела в силу их управленческой природы.

Таким образом, назрела общественная потребность в таком органе, который был бы органом правосудия, но правосудия специализированного, приспособленного к экономической сфере, к сфере предпринимательских, коммерческих, торговых и других отношений.

В это время в обществе начались процессы разделения властей, сохранения арбитража носителя трех функций стало нецелесообразным и настала необходимость преобразования арбитража в арбитражный суд и за ним сохранилась его функция: разрешение споров, осуществление правосудия в экономической сфере. Договор главный регулятор экономических отношений. Договор всегда основывается на законе. Вновь созданный арбитражный суд и будет разрешать споры на основе законов и заключаемых договоров. Суд сопоставляет договор с законом и выясняет, законен ли договор. Если законен, обязателен для сторон. Если одной из сторон договор нарушен, эту сторону надо привлекать к ответственности. В случае нарушения права другой стороны, надо защищать ее интересы. Всем этим и должен заниматься арбитражный суд.

Арбитражный суд будет рассматривать споры с участием предприятий всех видов — от государственных до индивидуальных.

Много спорили о том, допускать ли в сферу деятельности арбитражного суда гражданина. В АПК 1992 г. гражданин, в том числе и бизнесмен, пока оставлен за пределами сферы деятельности арбитражного суда. Такие споры будут подведомственны судам общей юрисдикции. Однако, если гражданин открыл предприятие и зарегистрировал его, тогда это уде субъект арбитражного суда, поскольку есть предприятие, т.е. юридическое лицо.

К задачам Высшего Арбитражного Суда относилось:

1. обеспечение единообразного понимания толкования и применения законов всеми арбитражными или хозяйственными судами СССР, на территории какой бы республики они ни находились;

2. способствование снятию противоречий, расхождений между республиканскими, препятствующими развитию экономики в целом и выработке определенных единых подходов в толковании законов.

Для этих целей в составе Высшего Арбитражного Суда СССР был создан Пленум, который стал заниматься обобщением практики и вырабатывал единообразные подходы и правила, формировал единообразную практику.

Постановлением четвертого съезда народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. были приняты два закона — Закон о Высшем Арбитражном Суде СССР и Закон о порядке разрешения хозяйственных споров Высшими Арбитражными Судами СССР, которые по существу явились процессуальным кодексом. Принятие названных законов свидетельствует об активном законотворческом процессе в области регулирования рыночной экономики.

В ст. 163 Конституции СССР говорилось, что разрешение хозяйственных споров в СССР осуществляется Высшим Арбитражным Судом СССР и создаваемыми в республиках в соответствии с их законами органами для разрешения хозяйственных споров.

Таким образом, в экономической сфере хозяйственных отношений появилось новое судебная инстанция — Высший Арбитражный Суд. Тем самым была утверждена новая независимая судебная власть и принцип недопустимости вмешательства любых органов, организаций и должностных лиц в деятельность судей по разрешению хозяйственных споров.

В результате реализации этих положений судебная власть распространилась на новую сферу — экономических, хозяйственных отношений и связей.

Здесь сложилось особое законодательство, которое регулирует так называемые хозяйственные договоры. Здесь особый процесс, потому что требуется быстрота и оперативность в разрешении хозяйственных споров. Хозяйственные споры надо решать быстро, так как они органически связаны с хозяйственной деятельностью, которая не должна тормозиться разрешением возникающих конфликтов.

Высший Арбитражный Суд действует на основании закона, а Госарбитраж функционировал по правилам, которые утверждались Совмином, т.е. исполнительной властью.

Суд формируется как судебный орган. Судьи Высшего Арбитражного Суда избираются Верховным Советом СССР, а не назначаются.

Судьям арбитражных судов обеспечивается независимость, законность, ответственность за неуважение к суду, т.е. заложены положения и принципы которые создают особый статус суда и судьи. Все это позволяет им выносить решения в соответствии с законом.

24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР была одобрена представленная Президентом РСФСР Концепция судебной реформы, которая и легла в основу того, что было сделано по утверждению правосудия в последующие годы. Главными задачами судебной реформы в соответствии с Концепцией 1991 года были:

— утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

— защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

— закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов.

Эти задачи продолжают сохранять актуальность и в настоящее время. Это обстоятельство не означает, что Концепция судебной реформы оказалась нереализованной. Напротив, была проведена огромная работа по ее выполнению, в результате которой создана современная система правосудия, в целом отвечающая мировым стандартам. И тем не менее реформа продолжается и сегодня. Спрос на судебную защиту прав и интересов граждан оказался настолько велик, а количество дел, поступающих на рассмотрение судов, столь велико, что действующая судебная система не в полной мере справляется с объемами работы. Это порождает в обществе неудовлетворенность деятельностью судов.

Появляются и новые факторы, диктующие необходимость проведения судебной реформы, например вступление России в Совет Европы, что потребовало приведения всей правовой и судебной системы в соответствие с европейскими стандартами.

Однако главная причина необходимости продолжения судебной реформы состоит в том, что Концепция 1991 года реализована далеко не до конца. Намеченная ею реформа не может считаться завершенной. Она должна проводиться последовательно, на основе преемственности, с сохранением исходных принципов и положений, содержащихся в Концепции 1991 года.

Действительно, представляет значительную ценность все то, что создано на основе Концепции и существует сегодня. Основные положения Концепции, такие, как самостоятельность судебной власти, независимость, несменяемость, неприкосновенность судей, закреплены в Конституции 1993 года и стали конституционными основами правосудия. В соответствии с Концепцией приняты Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и др., реализована идея Концепции о создании конституционного правосудия, о существовании наряду с судами общей юрисдикции специализированных судов, в том числе арбитражных, о создании суда присяжных, мировой юстиции, грядет создание административных судов. В соответствии с Концепцией в системе арбитражных судов образованы судебные округа.

Реализованы многие идеи Концепции в области процессуального законодательства. Так, судопроизводство строится на началах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого. В системе арбитражных судов функционирует апелляционный и кассационный порядок обжалования и пересмотра судебных решений.

В предшествующий период осуществления судебной реформы особенно много сделано для утверждения гарантий независимости судей, подчинения их только закону, закрепления принципа их несменяемости.

Порядок назначения судей с участием органов судейского сообщества, пожизненное назначение судей, прекращение их полномочий лишь по основаниям, установленным законом, и в том порядке, как это определено законом, — все это обеспечивает действительно высокий статус судьи и, следовательно, подлинно независимое правосудие.

В Концепции предполагалось, что арбитражный суд будет рассматривать споры с участием предприятий всех видов — от государственных до индивидуальных.

Много спорили о том, допускать ли в сферу деятельности арбитражного суда гражданина? Академик В. Лаптев утверждал, что субъектами хозяйственных отношений и хозяйственного права могут быть только юридические лица, а не граждане. Гражданин — субъект гражданского права. В настоящее время его взгляды изменились и он утверждает, что в арбитражный суд может обращаться гражданин, но не в качестве потребителя, а в качестве лица, профессионально ведущего хозяйство, производство, т.е. производителя. Другие ученые и практики утверждали, что хозяйственный спор во-первых это спор между лицами, занимающимися хозяйственной деятельностью; и, во-вторых, в основном между предпринимателями, являющимися юридическими лицами, но в некоторых случаях, может быть, и не являющихся юридическими лицами, если это прямо предусмотрено законом. А гражданин, в том числе и бизнесмен, пока оставлен за пределами сферы деятельности арбитражного суда, эти споры пусть разрешает общий суд. Однако, если гражданин открыл предприятие и зарегистрировал его, тогда это уже субъект арбитражного суда, поскольку есть предприятие, т.е. юридическое лицо. Различие новой и прежней системы хозяйственной юрисдикции заключалось в следующем. Высший Арбитражный Суд СССР — это единственный орган, а государственный арбитраж СССР — это система органов — от областных до союзного. Она была единой, сквозной и централизованной. Госарбитраж Союза ССР выполнял определенные функции по отношению к госарбитражам союзных республик и к областным арбитражам, в частности организационные, управленческие, надзорные функции.

Судебная система существует как единая система, поскольку призвана выполнять единую функцию; разрешать хозяйственные споры в экономической сфере.

Должны быть общие процессуальные функции, процессуальная связь. К примеру, если спор рассматривает в качестве первой инстанции областной арбитраж, то у сторон должна быть возможность обжаловать решение в вышестоящий арбитраж. И арбитраж союзной республики должен выполнять роль надзорной инстанции по отношению к областному арбитражу. В связи с этим возникал вопрос: Высший Арбитражный Суд Союза ССР должен выполнять какие-то функции по отношению к республиканским? С одной стороны, союзные республики суверенны, с другой стороны, есть объективная необходимость в вышестоящем органе. Когда спорят между собой предприятия разных республик, то у них могут появиться сомнения в объективности решения, принятого арбитражем другой республики, возможно стремление проверить обоснованность и законность такого решения. Следовательно, сама система должна обеспечивать способность, возможность такого объективного и беспристрастного разрешения спора. Вот почему в определенных случаях Высший Арбитражный Суд СССР должен выполнять надзорные функции. Он должен в некоторых случаях выступать в качестве суда первой инстанции, в частности, когда предприятие считает незаконным обращенное к нему решение какого-нибудь органа управления Союза ССР, когда оно обжалует акт союзного органа. Такой спор может рассмотреть только Высший Арбитражный Суд СССР, потому что уровень органа, чье решение обжалуется, и уровень суда, который рассматривает спор, должны соответствовать друг другу. Следовательно, должна быть первая инстанция. Надзор же — в тех случаях, когда республики своим соглашением договорились о том, что такой надзор будет осуществлять Высший Арбитражный Суд СССР, или когда стороны, вступающие между собой в договор, заключили между собой соглашение, что в случае спора они в порядке надзора будут обращаться в Высший Арбитражный Суд СССР.

Главное заключалось в том, что Высший Арбитражный Суд СССР выполнял роль такого органа, который обеспечивал единообразное понимание, толкование и применение законов всеми арбитражными или хозяйственными судами СССР, на территории какой бы республики они ни находились.

Таким образом, задача Высшего Арбитражного Суда СССР сводилась к снятию противоречий, расхождений между республиками, которые препятствуют развитию экономики в целом и выработке определенных единых подходов в толковании законов. Для этого в составе Высшего Арбитражного Суда СССР был создан Пленум. Он стал заниматься обобщением практики по поставкам, перевозкам, услугам и вырабатывать единообразные подходы и правила, формировать, таким образом, более или менее единообразную практику.

В состав Пленума на добровольной основе вошли руководители республиканских арбитражных или хозяйственных судов. Нужна была совместная работа по снятию препятствий, которые могут возникать в экономических отношениях. В конечном счете появилась такая система с единством функций, с единством процессуальной формы, взаимодействием, выработкой единых подходов, единых принципов. Чтобы не было прежней централизованной системы государственного арбитража, появилась новая система, основанная на демократических принципах, т. е. вполне современная система.

С преобразованием Госарбитража в Высший Арбитражный Суд СССР соответственно изменились и формы взаимодействия его с прокуратурой, но сами взаимоотношения углубились в интересах обеспечения законности в экономике.

Взаимоотношения Высшего Арбитражного Суда СССР с Прокуратурой СССР принципиально ничем не отличались от отношений прокуратуры с общими судами. Прокурор не осуществлял надзор за деятельностью арбитражного суда, но он принимает участие в арбитражном процессе в случаях направления Генеральным прокурором СССР или его заместителем искового заявления в Высший Арбитражный Суд СССР в интересах организации и принесения протеста на решение арбитражного суда. В этих случаях прокурор был вправе принимать участие в арбитражном процессе на любой его стадии, если этого требует защита прав и законных интересов организаций. Генеральный прокурор СССР, как было указано в Законе, может принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда СССР. Генеральный прокурор СССР вправе вносить протесты в порядке надзора на решения, принятые Высшим Арбитражным Судом СССР. Высший Арбитражный Суд СССР направлял в органы прокуратуры сообщения о выявленных в ходе арбитражного разбирательства нарушениях законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что свободная рыночная экономика потребовала трансформации экономической функции органов, разрешающих хозяйственные споры: управляющий народным хозяйством арбитраж преобразовался в орган правосудия — арбитражный суд.

Это интересно:

  • Выплата пенсии в декабре Выплата пенсии в декабре Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ Поиск по сайту График выплаты пенсий на декабрь График выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат по Санкт-Петербургу за декабрь 2012 года через отделения […]
  • Федеральный закон о уфмс Gerere24.ru Федеральный закон об уфмс Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ«О миграционном учете иностранных […]
  • Приказу минздравсоцразвития рф 831н от 28092010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 28 сентября 2010 г. N 831н г. Москва "Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами" Комментарии Российской […]
  • Пенсия в ноябре 2018 года график График выплат пенсий в ноябре 2017 года График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в ноябре 2017 года Через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; 196140; 196621; 196631; 196625; 196642; 196644; 196645; 196652; 196632; […]
  • Закон самарской области о ветеранах труда самарской области Закон Самарской области от 6 декабря 2006 г. N 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" Закон Самарской области от 6 декабря 2006 г. N 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" С изменениями и дополнениями от: 8 мая 2007 г., 6 мая 2010 г., 5 апреля, 3 июля 2012 г., 11 июля 2016 […]
  • Статья 11 федерального закона 52 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, […]
  • Росгосстрах правило 166 Правила компании Росгосстрах Росгосстрах Правила страхования – это большой сложный документ. Чтобы Вы смогли легко в нем сориентироваться наши эксперты проанализировали каждый пункт, выписали главное и оценили лояльность правил к клиентам. Чем выше балл – тем больше лояльность. Страховая […]
  • Приказ врт 107 ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.08.2012 N 107н "О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ И ОГРАНИЧЕНИЯХ К ИХ ПРИМЕНЕНИЮ" Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2013 г. N 27010 В соответствии со статьями 14, 20, 37 и 55 Федерального закона от 21 […]

Author: admin