Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Имеет ли право пациент выбрать врача

Как выбрать лечащего врача?

Вы имеете право на выбор лечащего врача (пп. 1 п. 5 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Так, в поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача, но не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены поликлиники). Вы можете просить о замене лечащего врача также при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (п. 2 ст. 34, п. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).

Можно выбрать (п. 2 ст. 21 Закона N 323-ФЗ):

  • врача-терапевта;
  • врача-терапевта участкового;
  • врача-педиатра;
  • врача-педиатра участкового;
  • врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Примечание. Пока вы не выберете врача, первичную врачебную медико-санитарную помощь вам будет оказывать врачи, за которыми вы закрепляетесь без учета вашего желания ( п. 16 ст. 100 Закона N 323-ФЗ). Так, например, участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения ( п. 6 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 N 765).

Следовательно, когда вы прикрепляетесь к поликлинике, врач вам назначается «по умолчанию».

Первичные доврачебная и врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Это означает, что формируются группы обслуживаемого населения, проживающего (пребывающего) на определенной территории или работающего в определенных организациях ( п. п. 12 , 13 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н). Распределение населения по участкам осуществляется руководителями поликлиник ( п. 14 Положения N 543н).

Чтобы обеспечить право на выбор врача и поликлиники, допустимо прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания поликлиники, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения. Учитывается рекомендуемая численность прикрепленных граждан ( п. 15 Положения N 543н).

Рекомендуемая численность составляет:

на фельдшерском участке — 1 300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на терапевтическом участке — 1 700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, — 1 300 человек взрослого населения);

на участке врача общей практики — 1 200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на участке семейного врача — 1 500 человек взрослого и детского населения;

на комплексном участке — 2 000 и более человек взрослого и детского населения ( п. 18 Положения N 543н).

Если вы решили сменить лечащего врача, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте заявление и представьте его в поликлинику

Заявление составляется в письменной произвольной форме на имя руководителя поликлиники или ее подразделения (при оказании специализированной медицинской помощи — на имя руководителя соответствующего подразделения медицинской организации), в нем указываются причины замены лечащего врача (п. п. 2, 5 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н).

Шаг 2. Дождитесь получения информации о врачах, за которыми вас могут закрепить

Руководитель медицинской организации (ее подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления должен проинформировать вас или вашего представителя в письменной или устной форме (по почте, телефону, электронной почте) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи этими врачами (п. 3 Порядка).

Шаг 3. Выберите врача

После получения информации выберите лечащего врача (п. 4 Порядка).

Учтите, что возложить на выбранного врача функции лечащего врача можно только с учетом его согласия (п. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ; п. 8 Порядка).

Примечание. При выборе врача вы имеете право получать информацию в доступной форме, в том числе размещенную в сети Интернет, о врачах, об уровне их образования и квалификации ( п. 7 ст. 21 Закона N 323-ФЗ; Информация , утв. Приказом Минздрава России от 30.12.2014 N 956н).

Право на выбор врача и медицинской организации

Права граждан в сфере охраны здоровья занимают важное место среди социальных прав граждан, в связи с чем вопросы их законодательной регламентации всегда являются предметом дискуссий как в научной среде, так и среди граждан. В настоящее время они снова стали предметом бурных споров в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Одним из проблемных вопросов, касающихся прав граждан в сфере охраны здоровья вообще и прав пациента — в частности, является право на выбор врача и медицинской организации. Несмотря на то что указанное право напрямую закреплено в законе, четкие механизмы его реализации в данный момент отсутствуют. В то же время оно имеет важнейшее значение для граждан, поскольку возможность выбора подразумевает определение наиболее оптимальных условий получения ими медицинской помощи.

В результате в настоящее время сложилась ситуация, когда, с одной стороны, граждане желают воспользоваться данным правом, а с другой — отсутствует единый подход со стороны медицинских организаций к его реализации.С нашей точки зрения, имеют место два самостоятельных права — право на выбор врача и право на выбор медицинского страхования. В то же время для реализации указанных прав одного волеизъявления пациента было недостаточно, так как необходимо соблюдение ряда условий. Так, право на выбор врача включало в себя возможность выбора в том числе врача общей практики и лечащего врача, но для этого необходимо было учитывать наличие согласия самого врача. Помимо этого врач был тесно связан лечебно-профилактическим учреждением, и выбрать только его было проблематично. При этом право на выбор лечебно-профилактического учреждения возможно было реализовать только в рамках условий договоров обязательного и добровольного медицинского страхования. Специальной статьи, раскрывающей указанное право пациента, Закон не предусматривал. На практике указанная норма была труднореализуема. Так, при выборе врача процедуры получения его согласия не предусматривалось. Таким образом, фактически без согласия самого врача реализовать это правомочие было невозможно.

С нашей точки зрения, имеют место два самостоятельных права — право на выбор врача и право на выбор медицинской организации. В то же время указанные права тесно взаимосвязаны между собой. Так, субъектами, которые наделены соответствующими правомочиями по выбору, являются пациенты, а обязанными субъектами являются медицинские организации. Действующее законодательство не разграничивает данные права, а, наоборот, конструирует нормы закона таким образом, что фактически реализация одного права тесно связана с реализацией другого, и нередко одно право невозможно без другого.
Непосредственно сами условия реализации указанного права дифференцируются в законе в зависимости от вида медицинской помощи. Основной же проблемой, которая возникает и перед законодателем, и перед участниками соответствующих правоотношений, является объем прав и обязанностей сторон. Имеется в виду наличие возможности у любого пациента обращения к любому врачу и в любое медицинское учреждение, или же существуют определенные ограничения.

В настоящее время законодатель не устанавливает каких-либо ограничений в реализации данного права применительно к первичной медико-санитарной помощи и ограничивает его применительно к другим видам медицинской помощи по условиям его предоставления. То есть законодатель устанавливает ограничения, но связывает их не с характером данного права, а с определенными условиями, при которых оно предоставляется. Думается, что в первую очередь необходимо определиться с правовой природой указанного права, для того чтобы можно было определить оптимальный режим его реализации и закрепления в нормативных правовых актах.
На наш взгляд, право на охрану здоровья и право пациента на выбор врача и выбор медицинской организации являются позитивными правами человека. Для их реализации необходимо их признание со стороны государства. Таким образом, государство само имеет право определять объем признания и закрепления указанного права. С объемом признания указанного права тесно связан механизм его реализации. Представляется, что такой подход к пониманию рассматриваемого права позволяет точно определить его правовую природу. Признавая данное право, государство самостоятельно определяет его содержание, права и обязанности сторон. В первую очередь для целей настоящего исследования представляет интерес тот факт, что непосредственно от воли государства зависит объем и механизм реализации рассматриваемого права.

Исторически в отечественном законодательстве право на выбор врача и медицинского учреждения впервые было закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые в разд. 6 предусматривали права граждан при оказании медико-социальной помощи, закрепляя в ст. 30 среди прав пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного

Выбор лечебно-профилактического учреждения был ограничен условиями договоров страхования (обязательного и добровольного). Однако при заключении вышеуказанных договоров страхования гражданин непосредственно влиять на их содержание в части определения лечебно-профилактического учреждения не мог. При заключении договора обязательного медицинского страхования гражданин принимал стандартные условия договора страхования. Об этом свидетельствует и сама система медицинского страхования.

Так, если обратиться к Закону РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», то можно увидеть, что его ст. 6 к правам граждан в системе медицинского страхования относит право на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного добровольного медицинского страхования. Однако ст. 15 указанного Закона относит к правам страховой медицинской организации право свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования, а к обязанностям — заключение договоров с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию и заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями. При этом «стороны обязаны вступать в договорные отношения в предусмотренных законом случаях и не вправе по своему усмотрению изменить условия договора, вытекающего из законодательства и территориальной программы обязательного медицинского страхования». Кроме того, ст. 4 данного Закона, предусматривавшая обязательные условия договора медицинского страхования, не перечисляла в числе последних возможность выбора врача и медицинского учреждения, а ст. 23 к числу условий, которые в обязательном порядке должен содержать договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию, не содержала указаний на конкретного врача или возможность его выбора.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на закрепление в Законе, указанное право было труднореализуемо, отсутствовал механизм его реализации, в частности, не были установлены обязанности со стороны ответственных субъектов по его реализации, а право гражданина на выбор врача и медицинской организации фактически подменялось действиями страховой организации, которая заключала договор с медицинским учреждением. Фактически такую же позицию заняла и судебная практика. Так, в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2004 г. N КАС03-638 указывается на то, что п. 2 ч. 1 ст. 30 Основ связывает выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, то есть с теми учреждениями, к которым граждане прикреплены для медицинского обслуживания в рамках медицинского страхования.

Вопрос об ограничении выбора врача и медицинского учреждения договором страхования нашел свое отражение и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26 марта 2001 г. N 44-Г01-9, в котором указывалось на то, что выбор медицинского учреждения и врача возможен в пределах договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, а по договору обязательного медицинского страхования страховщик в лице страховой медицинской организации берет на себя обязательство обеспечить застрахованный правом свободный выбор врача и медицинского учреждения в пределах согласованного перечня медицинских учреждений.

Таким образом, сложилась ситуация, когда закон закреплял одно право, а реализовывалось оно в другом виде. Данную проблему отмечал Президент РФ Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.: «Несмотря на законодательно закрепленную возможность выбора страховых организаций, медицинских учреждений, выбора просто самого врача, в реальной жизни такой выбор практически отсутствует».

В настоящее время действующее законодательство также предусматривает право на выбор врача и медицинского учреждения. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 10 рассматривает возможность выбора медицинской организации и врача в качестве одного из способов обеспечения доступности и качества медицинской помощи. В соответствии с ст. 18 данного Федерального закона оказание доступной и качественной медицинской помощи входит в число способов, обеспечивающих право на охрану здоровья. Подпункт 1 п. 5 ст. 19 указанного Федерального закона среди прав пациента в первую очередь предусматривает право на выбор врача и медицинской организации. При этом сама ст. 19 регламентирует право на медицинскую помощь. Несмотря на то что законодатель напрямую не указывает на то, что права пациента являются составной частью права на медицинскую помощь, помещение в указанную статью свидетельствует об этом. Соответственно, и право на выбор врача и медицинской организации является составной частью права на медицинскую помощь.

Праву на выбор врача и медицинской организации посвящена ст. 21 данного Федерального закона. При этом реализация указанного права осуществляется в зависимости от вида медицинской помощи и порядка ее предоставления. Так, ч. 1 ст. 21 устанавливает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача — с учетом согласия врача. Таким образом, для реализации указанного права помимо волеизъявления пациента необходимо наличие двух составляющих — утвержденного порядка и согласия врача. При этом, если для установления порядка достаточно принять соответствующий нормативно-правовой акт, то каким образом будет осуществляться получение согласия врача, в законе не указывается, как не указывается и форма получения такого согласия. С нашей точки зрения, закрепление согласия врача в качестве условия реализации права пациента на выбор врача не является обоснованным. Право на выбор врача реализуется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Непосредственно между собой врач и пациент каких-либо договоров не заключают. Договоры заключаются от имени медицинской организации, ее руководителем. Врач действует в рамках трудовых правоотношений с работодателем. Соответственно, какие-либо правовые основания для получения согласия врача отсутствуют. Кроме того, право на выбор врача является правом пациента.

Применительно к видам медицинской помощи рассматриваемое право меняет свое содержание в части прав и обязанностей сторон в зависимости от конкретного вида медицинской помощи. Так, ч. 2 ст. 21 Федерального закона устанавливает, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин имеет право выбирать медицинскую организацию (в том числе по территориально-участковому принципу) один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В избранной медицинской организации гражданин один раз в год осуществляет выбор (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, участкового врача-терапевта, врача-педиатра, участкового врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. В данном случае буквальное толкование указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что при первичной медико-санитарной помощи гражданин может выбрать любую медицинскую организацию, а не только ту, которая соответствует территориально-участковому принципу. В то же время ч. 2 ст. 33 рассматриваемого Федерального закона предусматривает, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, работы или учебы в определенных организациях, с учетом рассмотренных выше положений ст. 21.

Таким образом, с одной стороны, законодатель подчеркивает важность и необходимость организации первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу, а с другой — позволяет отходить от данного принципа при реализации права на выбор врача и медицинской организации. Однако указанная возможность закреплена лишь в норме Закона, а механизм его реализации на практике отсутствует. Более того, в случае, когда пациент, воспользовавшись данным правом, выберет медицинскую организацию для оказания ему первичной медико-санитарной помощи не по территориально-участковому принципу, а по своему усмотрению, то он столкнется с трудностями в получении медицинской помощи на дом и с преемственностью в оказании медицинской помощи. Так, в настоящее время действует Положение об организации деятельности участкового врача-терапевта, утверждение Приказом Минздравсоцразвития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765, в соответствии с п. 6 которого участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения. В соответствии с п. 2 Порядка организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2006 г. N 584, участковый принцип организации медицинского обслуживания населения, обеспечивающий доступность и качество медицинской помощи, является основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований. Кроме того, п. 11 Порядка определяет рекомендуемую численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала, которая, например, на терапевтическом участке составляет 1700 чел. взрослого населения в возрасте 18 лет и старше. Таким образом, фактически на участкового врача-терапевта действующими нормативно-правовыми актами возложена обязанность по оказанию первичной медико-санитарной помощи только в отношении прикрепленного к участку населения. Поэтому указанные Приказы необходимо приводить в соответствие с действующим законодательством. Но даже если внести в них изменения и предусмотреть возможность оказания медицинской помощи не только по территориально-участковому принципу, то тогда все равно останутся нерешенными вопросы о возможном превышении установленных нормативов обслуживания населения, преемственности в оказании медицинской помощи, доступности такой медицинской помощи.

Естественно, руководитель медицинской организации при принятии решения будет руководствоваться нормативами нагрузки в соответствии со штатным расписанием. Но предугадать количество лиц, решивших получать первичную медико-санитарную помощь в его учреждении, каждый год будет невозможно и, соответственно, будет затруднительно определиться со штатным расписанием и фондом оплаты труда.

Отдельно возникает проблема доступности медицинской помощи. Если при посещении врача во время приема в медицинской организации проблемы транспортной доступности, расстояния до медицинского учреждения, времени в пути ложатся на пациента, поскольку он сам выбрал медицинскую организацию за пределами своего участка, то при оказании медицинской помощи на дому ситуация другая. Участковый врач-терапевт не только ведет прием в медицинской организации, но и посещает граждан на дому в пределах своего участка. Однако сложно представить ситуацию, при которой участковый врач-терапевт будет иметь возможность и желание выезжать далеко за пределы своего участка. Законодательством также не предусматривается такая возможность.

Тесно связана с указанной проблемой преемственность медицинской помощи. Если медицинскую помощь на дому будет оказывать участковый врач-терапевт, осуществляющий свою деятельность в медицинской организации по территориально-участковому принципу, а на амбулаторный прием гражданин будет обращаться к участковому врачу-терапевту в другую медицинскую организацию, то будет утрачена преемственность в медицинской помощи, что обязательно скажется на ее качестве, то же самое касается и медицинской документации. Фактически одного пациента будут наблюдать разные врачи одного профиля, которые будут осуществлять лечение без согласования друг с другом.

Следующим видом медицинской помощи является первичная специализированная медикосанитарная помощь, где также предусмотрено право на выбор врача медицинской организации. Оно осуществляется в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им по правилам, предусмотренным для выбора медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи. В данном случае это право осуществляется с учетом порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздравсоцразвития РФ и территориальными органами управления здравоохранением.

При получении следующего вида медицинской помощи — специализированной медицинской помощи в плановой форме — выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. Этот выбор ограничен рамками территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации в случае, если необходимую медицинскую помощь оказывают несколько медицинских организаций.

Таким образом, основными проблемами в реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации являются сложности организационного и территориального характера, непосредственно вытекающие из объема прав и обязанностей сторон. В связи с этим необходимо отметить, что государство само определяет объем признания указанного права. Очевидно, что и решать сложившиеся проблемы необходимо путем использования государством возможности корректировать объем и механизм реализации рассматриваемого права.

Представляется, что определенными ориентирами в данном случае должны стать международно-правовые нормы, регламентирующие данные вопросы. Непосредственно эти вопросы затронуты в актах Международной организации труда (МОТ). Так, Рекомендации МОТ от 15 июня 1927 г. N 29 «Об общих принципах страхования по болезни» в п. 11 закрепляют положение о том, что «в городских центрах и в рамках определенных географических пределов застрахованное лицо должно иметь право выбирать врача из числа врачей, имеющихся в распоряжении страхового учреждения, если это не влечет за собой значительного увеличения расходов для страхового учреждения».

В данной норме фактически закрепляется право на выбор врача, но с определенными ограничениями, связанными с географическими пределами, и только из числа врачей, имеющихся в распоряжении страхового учреждения. Указанное правило оперирует термином «географические пределы», являющимся ограничением права выбора врача определенной территорией.

Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. N 69 «О медицинском обслуживании» в п. 47 закрепляют положение о том, что «обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать среди врачей-терапевтов, находящихся в распоряжении данного учреждения и в пределах разумного расстояния от своего местожительства, врача, под наблюдением которого оно желает постоянно находиться (домашнего врача)», причем «оно должно иметь такое же право выбирать врача для своих детей», а в п. 48 — о том, что «если обслуживание предоставляется центрами здравоохранения, то обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать центр, расположенный на разумном расстоянии от своего местожительства, и выбирать как для самого себя, так и для своих детей врача и зубного врача среди врачей-терапевтов и зубных врачей, работающих в данном центре». В данной Рекомендации в качестве ограничения права на выбор врача и медицинского учреждения в рамках определенной территории используется критерий «разумного расстояния». Кроме того, выбор врача ограничен врачами конкретного учреждения.

Анализ вышеуказанных Рекомендаций показал, что рассматриваемое право, с точки зрения МОТ, не является абсолютным. Можно вывести два ограничения: первое связано с территорией такого выбора, второе — с кругом врачей, из которых можно выбирать.

Представляется, что указанные критерии могут быть использованы в отечественном законодательстве с целью оптимального регулирования права на выбор врача и медицинской организации. Применительно к рассматриваемому праву, представляется, что границы его признания должны быть не менее рамок, установленных международными стандартами. Фактически рассмотренные выше Рекомендации МОТ можно рассматривать в качестве таковых: несмотря на то что они носят рекомендательный характер, они устанавливают минимальные требования по реализации рассматриваемого права.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Право на выбор врача и медицинской организации является позитивным правом. Для его реализации необходимо, что бы оно было признано со стороны государства. Объем закрепления указанного права в национальном законодательстве определяется государством. Международные стандарты устанавливают ограничения права выбора врача и медицинской организации, связанные с территорией выбора и кругом врачей, из которых можно выбирать.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым внести в действующее законодательство ряд изменений. Во-первых, исключить из конструкции указанного права необходимость получения согласия врача на выбор пациента. Во-вторых, в целях сохранения преемственности в оказании медицинской помощи и обеспечении ее качества установить территориальные границы для выбора врача и медицинской организации для получения первичной медикосанитарной помощи.

Имею ли я право сменить детского врача-педиатра?

Здравствуйте, сегодня пошла в дет.поликлинику со старшим сыном(13 лет ), за направлением на обследование.И была неприятно удивлена, что сменился на моем участке врач-педиатр.Как бы потактичней написать. Я чуть голос не потеряла, пытаясь ей объяснить что мне нужно.Она глуховата. У меня 2х летний малыш, который постоянно болеет, я бы не хотела такого доктора. Имею ли право сменить педиатра?И главное как письменно обосновать, чтобы никого не обидеть?Подскажите пожалуйста.

Ответы юристов (2)

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 года №407н., на основе которого любой пациент имеет полное право поменять лечащего врача (плюс к этому ФЗ №323 от 21.11.2011 и «Основы законодательства об охране здоровья России»).​

В данном законе существуют некоторые ограничения, на основе которых реализовать свое право можно не во всех случаях. Таким образом, поменять можно:

участкового
терапевта
педиатра
гинеколога
врачей общей практики (семейного врача)
эндокринолога
окулиста
невролога
фельдшера и т.д.
В случае, если в данном мед.учреждении имеется только 1 специалист кого-то профиля, то можно обратиться за помощью в другое лечебное учреждение.

Кроме того, реализовать свое право можно только 1 раз в год.

Для смены врача необходимо подготовить ряд документов:

Паспорт гражданина РФ
Полис обязательного медицинского страхования
Иногда просят СНИЛС (не обязательно)

С этими документами обращаемся к главному врачу больницы с письменным заявлением, в котором указываем конкретные причины отказа.

Оформите заявления в регистратуре. Документам должны присвоить входящий номер. Один экземпляр отдайте регистратору, а второй оставьте у себя, предварительно проверив наличие номера на оставшейся у вас копии – это очень важно

Руководитель медицинского учреждения будет обязан принять у Вас этот документ.

Бывали такие случаи, когда заявление не было принято, никакого мотивированного отказа в устной или письменной форме предоставлено не было. В таком случае можно пойти иным путем и лишний раз не трепать себе нервы в столь хамском учреждении.

Обращаемся с жалобой в уже известную нам с Вами организацию — Росздравнадзор, которая осуществляет контроль за деятельностью всех (хоть государственных, хоть частных) медицинских учреждений.

Если главврач принимает обращение, то для ответа дается ровно три дня, по истечении которых пациент получает устный, либо письменный ответ, в котором предлагается выбрать из списка квалифицированного врача, такой же специальности. Если же пациент заранее выбрал и согласовал с врачом свое решение, то от начальства должен поступить утвердительный ответ.

Стоит заранее отметить тот факт, что в случае отказа необходимо требовать от главного врача письменный и мотивированный отказ!

Если на руках будет такой документ, то это облегчит дальнейшее разбирательство в данном вопросе.

Но пациент имеет право не только поменять лечащего врача (в том числе и для оказания специализированной медицинской помощи), но и лечебное учреждение, где будет проходить обследование и дальнейшее лечение.

Во всех своих заявлениях ссылайтесь на статью 30 «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Именно эта статья дает вам право выбирать участкового врача и поликлинику.

Полагаю, что письменное обращение в поликлинику уже само по себе напряжет сотрудников поликлиники (у нас никто не любит читать заявления).

Однако, у вас есть право выбора медицинского учреждения и медицинского специалиста, к которому вы хотите ходить. Это право закреплено в статье 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В данной статье закреплено, что вы вправе выбрать другого врача-педиатра при условии его согласия (что он возьмет на себя доп. нагрузку). Для замены врача пишите заявление на имя глав. врача поликлиники.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как осуществляется право пациента на выбор врача и медицинской организации?

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2012 N406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»), и на выбор врача с учетом его согласия. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им по территориально-участковому принципу, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Имею ли я право выбирать врача и больницу?

здравствуйте!у меня такая ситуация.хочу сделать операцию по резекции пластины вросшего ногтя.и хочу сделать в другой больнице.пришла в свою больницу в которой я прикреплена,но мне там отказали,сказали что мы даем направлении в том случае если у нас не делают такие операции,но я не хочу оперироваться в нашей больнице.А в той больнице не принимают без направления.Вопрос:имеют ли право мне отказать,если я по полису имею право выбирать врача и больницу. заранее спасибо

Ответы юристов (1)

С 2011 года можно выбрать понравившуюся поликлинику не только в родном городе, но и в любом уголке страны, причем независимо от прописки, об этом черным по белому написано в новом законе № 326-ФЗ. Раньше пациенты к поликлинике приписывались в основном по территориальному признаку, то есть по месту прописки или регистрации.

Теперь каждый человек сам решает, где получить полис и у кого лечиться. То есть каждый россиянин кроме поликлиники, может выбрать также лечащего врача и страховую компанию. Перейти можно не только в районное медучреждение, но также в ведомственную лечебницу и даже в частную клинику, которое входит в систему обязательного медицинского страхования.

В Департаменте здравоохранения разъяснили, что ни о каких доплатах при таком переходе со стороны пациента речи не идёт.

Поменять поликлинику хотят многие. И причины у всех разные. Одни пациенты недовольны «родной» лечебной частью, где им хамит участковый, другие не доверяют местным докторам, третьи хотят наблюдаться у конкретного специалиста, а кто-то просто переехал в другое место. Но по закону никаких конкретных причин для смены поликлиники не требуется. Одного желания гражданина вполне достаточно. Правда, поменять одного участкового на другого в той же поликлинике, или поликлинику в целом можно только раз в год. Исключение составляют случаи, когда человек переезжает на новое место жительства.

Пациент, который «разлюбил» своего врача или родную поликлинику, должен написать заявление главврачу этого учреждения о том, что больше не хочет быть прикрепленным к этому лечебному заведению. Второе заявление написать главврачу, выбранной поликлиники, о желании лечиться именно в его замечательной лечебнице. Лучше указать причину выбора, что уменьшит вероятность отказа. Ответ главврач должен дать письменный. Либо согласиться, либо отказать. Отказать могут по одной причине, если поликлиника переполнена, то есть на учете состоит и так много пациентов

Директор департамента обязательного медицинского страхования компании «Медстрах» Фрейлах Юрий Борисович сказал: «Чтобы поменять поликлинику надо написать заявление на имя главного врача выбранной лечебной организации, желательно указав причину перевода. Это каждый человек может сделать сам, без нашей помощи. В страховую компанию обращаются в случае отказа или если у пациента есть конкретные претензии к качеству обслуживания. Теперь лечиться бесплатно можно и в частных клиниках, чего раньше никогда не было. Только на практике все это заработает лишь со следующего года, после того, как коммерческие клиники, которые захотят работать в системе ОМС будут утверждены в этом списке наряду с городскими поликлиниками».

Страховые компании помогут человеку выбрать другую поликлинику. Страховщики подскажут об укомплектованности медперсоналом, о качестве и услугах, какие оказывают в том или ином лечебном заведении, и даже об их загруженности.

Человеку предоставили свободу выбора лечебного заведения, чем, собственно говоря, хотят повысить качество обслуживания в сфере медуслуг. Ведь средства лечебнице будут перечисляться непосредственно за количество прикрепленных к ней душ и за их лечение. Деньги рекой потекут за пациентом. Поэтому поликлиника будет бороться за каждого пациента. И по идее, отказывать при переходе из одной поликлиники в другую не должны. Главврачи заинтересованы в получении дополнительных финансовых средств.

Как пояснил GZT.RU первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения правительства Москвы Николай Плавунов, «реализация права граждан, застрахованных по обязательному медицинского страхованию в Москве, на выбор лечебного учреждения, которые входят в систему ОМС столицы осуществляется на основании письменного заявления на имя главного врача в соответствии с ресурсными возможностями учреждения: мощностью, укомплектованностью, медицинскими кадрами.

Все заявления пишутся в свободной форме. Постепенно, будут разработаны процедуры, возможно, что появятся и формы заявлений, а также формы их учета. Пока пациенту придется самому получать свою медкарту и относить ее в избранную им новую поликлинику. Другое дело как эта работа будет организована на деле. Скорее всего, что пациенты некоторое время будут сталкиваться с неразберихой и отсутствием общих правил. «Регламенты по московским поликлиникам в связи с заменой прикрепления еще только разрабатываются. Так что, возможно, истину установят „методом проб и ошибок“,— сказала пресс-секретарь Департамента здравоохранения правительства Москвы Инга Токманцева.

Поликлиника или врач могут отказать пациенту в прикреплении в связи с высокой загруженностью. Тогда стоит попросить от главврача «отказавшей поликлиники» письменный отказ. С ним обратиться в районный отдел здравоохранения или в управление округа, в департамент по здравоохранению, страховую компанию. Там проверят, действительно ли в клинике больше нет мест и допустимо ли сделать исключение для вас. В некоторых случаях страховая компания может повлиять на решение главврача. Например, если человек ранее уже лечился в этой поликлинике, сменил место жительства, но хочет продолжать лечение у знающих его врачей. Или, если переехал, не меняя прописки. Здесь к обращению в страховую компанию стоит приложить либо копию свидетельства о временной регистрации, либо письмо в свободной форме от собственника квартиры, в которой он теперь живет.

Не останутся ли жители поликлиники, откуда часть пациентов ушла в другую поликлинику без медпомощи? Как пояснили GZT.RU, «переход части населения из одной поликлиники в другую на качество организации и оказания медицинской помощи не влияет, как и на сокращение врачей, и к закрытию амбулаторно-поликлинического учреждения не ведёт». Хотя понятно, что поликлиника и врач, получившие дополнительных пациентов будут получать за них и средства на медпомощь.

В этом году появится и еще одно новшество. С 1 мая начнут выдавать страховые медицинские полисы нового образца. Но это не значит, что надо срочно бежать менять старые полисы на новые. Старые будут действительны ещё несколько лет. Но если человек выбрал новую страховую организацию, придется полис заменить. Но, пока по старому полису, как и по новому, можно спокойно получить медпомощь в любом уголке страны, если, не дай Бог, кто-то заболел в командировке или в отпуске.

Новый единый полис будет действовать на всей территории страны, и давать право на получение стандартного набора медуслуг.

Пока сведениями о количестве пациентов, сменивших поликлиники или врачей внутри одной поликлиники, департамент здравоохранения не располагает.

Алгоритм действий при выборе «новой» поликлиники:

1. Выбрать поликлинику. Это может быть любое лечебное учреждение страны, которое входит в систему ОМС.
2. Написать заявление в новой поликлинике. Если дадут положительный ответ, то в старую поликлинику обратиться с просьбой об откреплении.
3. Если в выбранной поликлинике нет мест, но очень хочется туда попасть, стоит обратиться в департамент здравоохранения, в управление здравоохранения округа или в страховую компанию.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Это интересно:

  • Приказ 479 от 01082014 Приказом добавлено 571 новых объектов в ГРОРО: 12 объектов Алтайский край4 объекта Амурская область6 объектов Архангельская область5 объектов Астраханская область2 объекта Белгородская область2 объекта Брянская область2 объекта Владимирская область17 объектов Волгоградская область16 […]
  • Приказ 1690н от 28122011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2011 г. N 1690н "Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2011 г. N 1690н"Об утверждении перечня видов […]
  • 22 закона управления 22 закона управления людьми (Георгий Огарёв) Книга была издана издательством «Феникс» в 2005 году под названием «Законы успешного управления людьми». Управление людьми – это большое искусство, овладение которым дает возможность достичь успеха в жизни. Вам не надо штудировать многотомные […]
  • Закон 76 пункт 10 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ"Об […]
  • Приказы по основной деятельности в детском саду рб детский сад примеры приказов по основной деятельности Татьяна Сокирко 1 лет назад Просмотров: Транскрипт 1 12 июн Территория детского сада делится на здание и окружающую. Выделяются приказы по основной деятельности и приказы по личному Циклограмма приказов по дошкольному […]
  • Пленум верховного суда рб 2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 2 июня 2011 года №3 О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (В редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.2014 г. №18, 22.12.2016 г. №9) В […]
  • Монетаризм собственность Экономическая теория (Г. Р. Вечканова, 2010) В пособии рассматриваются экзаменационные вопросы по основам экономической теории. Материал отвечает требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по курсу «Экономическая теория». […]
  • Прокуроры печорского района Дмитрий Попов назначен прокурором Печорского района Советник юстиции Дмитрий Попов приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 июня 2018 год а№647-к назначен на должность прокурора Печорского района, сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе прокуратуры […]
Все права защищены. 2018