Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Изменения по налогу на имущество организаций 2014

Содержание:

Налог на имущество юридических лиц: изменения с 2014 года

Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового Кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это означает, что данный налог устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога (п.2 ст. 372 НК РФ). Также региональными законами могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ.

С 2014 года субъектам РФ дано право устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ

С 1 января 2014 года ст. 375 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если не предусмотрено иное. При определении налоговой базы указанным способом, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 3 ст. 375 НК РФ).

Еще одно нововведение по налогу на имущество юридических лиц, установлено ФЗ от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ» действует уже год. С 01 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. При этом закон субъекта РФ, который бы устанавливал особенности определения налоговой базы, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Речь идет о таких объектах как (ст. 378.2 НК РФ):

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

На территории города Москвы особенности обложения налогом на имущество организаций установлены законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64). Также в целях реализации указанного Закона N 64 на основании п. 7 ст. 378.2 НК РФ Правительством Москвы в Постановлении от 29.11.2013 N 772-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год (далее — Перечень). На 2015 год подобный перечень пока не утвержден.

С 01.01.2015 в Москве в число объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, будут включены также расположенные в многоквартирных домах, принадлежащие одному или нескольким собственникам, нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров (п. 2.1 ст. 1 Закона N 64 (в редакции Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 25)).

Отметим, что в Москве применяются два вида налоговых ставок, первый в размере 2,2 процента установлен для имущества, налоговая база по которому рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, и второй вид установлен в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость:

1) 0,9 процента — в 2014 году;

2) 1,2 процента — в 2015 году;

3) 1,5 процента — в 2016 году;

4) 1,8 процента — в 2017 году;

5) 2,0 процента — в 2018 году.

Налог на имущество для плательщиков УСН

02 апреля 2014 года был принят федеральный закон № 52-ФЗ, который внес изменения в статью 346.11 НК РФ и с 01 января 2015 года они вступят в действие. Таким образом с нового года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество независимо от объекта налогообложения. На плательщиков УСН распространяются те же правила, что и на всех остальных, при исчислении налога на имущество налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества определяется исходя из его кадастровой стоимости при одновременном исполнении двух условий:

— объект указан в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ;

— объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (на соответствующий налоговый период), утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Что касается налогоплательщиков ЕНВД, ранее также освобожденных от уплаты налога на имущество, то они обязаны уплачивать данный налог, начиная с 01 июля 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 июня 2014 г. N 03-05-05-01/26195). Это касается имущества, которое используется в облагаемой ЕНВД деятельности и включено в указанный перечень. Налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Минфин России разъяснил, как плательщикам ЕНВД исчислить авансовые платежи по налогу на имущество и налог с указанной даты

Для расчета авансового платежа за 9 месяцев 2014г. необходимо взять 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014г. и умножить эту величину на соответствующую налоговую ставку. Годовая сумма налога должна исчисляться за период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 г., умноженная на соответствующую налоговую ставку. Затем из результата нужно вычесть авансовый платеж за 9 месяцев 2014 г.

Как видно, все налогоплательщики, независимо от системы налогообложения, организационно-правовой формы и формы собственности исчисляют и уплачивают налог по одним правилам. Для определения налоговой базы всем необходимо знать значение кадастровой стоимости объекта налогообложения. Единым систематизированным сводом сведений и документов о недвижимом имуществе в РФ является государственный кадастр недвижимости. Чтобы узнать информацию по интересующему объекту недвижимости необходимо зайти на сайт Росреестра (https://rosreestr.ru), выбрать среди заявленных услуг «Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» и подать заявление. Данная услуга является платной, перечисление платежа производится до представления запроса в орган кадастрового учета в случае представления такого запроса путем отправки по почте, а также если такой запрос представляется представителем юридического лица в виде бумажного документа при личном обращении. Для получения юридическим лицом кадастровой выписки по объекту недвижимости в виде бумажного документа, необходимо заплатить 1 200 рублей за один экземпляр.

Направить запрос можно лично уполномоченным, по почте или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Налог на имущество: изменения-2016

Комментарий к изменениям в гл. 30 НК РФ, действующим с 1 января

Посмотрим, что в 2016 г. ожидает организации, которые платят налог на имущество.

Повышение максимально допустимых ставок

Повышается максимальная ставка налога на имущество в отношении объектов недвижимости, базой по которым является их кадастровая стоимость.

Так, с 2016 г. это 2% для всех регионов РФ п. 1.1 ст. 380 НК РФ . Напомним, что в 2015 г. ставка налога в Москве не могла быть более 1,7%, а в других регионах — более 1,5%.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Ставку налога на имущество с «кадастровой» недвижимости с 2016 г. у нас в городе подняли. Однако ставка — не самое главное. В 2016 г. для расчета налога должна браться обновленная кадастровая стоимость, действующая на 01.01.2016. И вот тут бизнес может ждать неприятный сюрприз: такая кадастровая оценка может быть существенно выше той, которая действовала на 01.01.2015 ” .

Виктор Земинский,
директор

В то же время конкретные ставки налога на имущество организаций устанавливают власти того региона, в котором находится недвижимост ь п. 1 ст. 380 НК РФ . Понятно, что эти ставки могут быть меньше максимально допустимых.

Так, в Москве максимальная ставка налога на 2016 г. по недвижимости, налоговая база по которой — кадастровая стоимость, составляет 1,3% (вместо допустимых 2%) подп. 3 п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 . Поэтому увеличение максимально допустимых ставок не означает автоматическое увеличение налога на имущество.

До 1,3% повышается максимальная ставка для железнодорожных путей общего пользования, линий электропередачи, магистральных трубопроводов (в 2015 г. она составляла 1%) п. 3 ст. 380 НК РФ .

Как и ранее, по другим объектам основных средств, налоговая база по которым считается исходя из балансовой остаточной стоимости, ставка налога на имущество, устанавливаемая региональными властями, не может быть более 2,2%.

Для «кадастровой» недвижимости сделали особый отчетный период

С 1 января 2016 г. отчетные периоды по налогу на имущество организаций зависят от вида имущества:

  • по недвижимости, с которой этот налог считается исходя из кадастровой стоимости, установлены такие отчетные периоды: I квартал, II квартал и III квартал календарного года п. 2 ст. 379 НК РФ; п. 11 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 28.11.2015 № 327-ФЗ ;
  • по другим основным средствам отчетные периоды прежние: I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

И по-прежнему субъект РФ вправе не устанавливать вообще отчетные периоды по этому налог у п. 3 ст. 379 НК РФ .

Для чего нужны эти изменения и повлияют ли они на отчетность по налогу на имущество, мы узнали у специалиста Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Во-первых, поправка, внесенная в п. 2 ст. 379 НК РФ, приводит к единообразию в определении отчетного периода по налогу на имущество (когда он считается исходя из кадастровой стоимости) и по земельному налог у п. 2 ст. 393 НК РФ . Это логично, поскольку и в том и в другом случае налоговая база определена как кадастровая стоимость.

Во-вторых, изменения в п. 2 ст. 379 НК РФ устраняют проблемы, возникавшие в 2015 г. с расчетом авансовых платежей в ситуации, когда объект недвижимости находился в собственности налогоплательщика неполный налоговый период. Так, к примеру, если в 2015 г. объект принадлежал организации два квартала, а потом был продан, то сумма уплаченных авансовых платежей превышала сумму налога, исчисленного по итогам года. И возникала необходимость возврата излишне уплаченной суммы. В 2016 г. такой ситуации уже не будет.

Что касается отчетности, то изменения в п. 2 ст. 379 НК РФ на нее не повлияю т ” .

Поясним, как уменьшение продолжительности отчетного периода повлияло на расчет авансовых платежей по налогу на имущество.

Сразу скажем: как в 2015 г., так и в 2016 г. в случае возникновения/ прекращения в течение налогового/ отчетного периода права собственности на недвижимость, с которой налог на имущество считается исходя из кадастровой стоимости, сумма налога/ авансового платежа считается с учетом коэффициента (назовем его коэффициентом владения). Он равен отношению количества полных месяцев, в течение которых недвижимость была в собственности организации, к количеству месяцев в налоговом/ отчетном период е п. 5 ст. 382 НК РФ .

По мнению налоговой службы, месяц приобретения/ выбытия недвижимости при расчете коэффициента владения учитывается как полный месяц, даже если недвижимость была продана в первый день месяца или куплена в последни й Письма ФНС от 05.10.2015 № БС-4-11/[email protected] , от 23.03.2015 № БС-4-11/[email protected] .

Пример. Расчет авансовых платежей по налогу на имущество и самого налога при одинаковых условиях в 2015 и 2016 гг.

/ условие / Предположим, кадастровая стоимость недвижимости равна 10 млн руб. и продана она в июне. Ставка налога на имущество в 2015 и 2016 гг. составляет 1,3%.

/ решение / Если продажа состоялась в 2015 г., то сложилась следующая ситуация.

Ставка налога на имущество организаций с 2015 года

Отправить на почту

Налог на имущество организаций с 2015 года изменился, однако незначительно. Рассмотрим в нашей статье, по каким ставкам рассчитывается налог на имущество в 2016-2017 годах юридическими лицами, а также у кого есть возможность применять пониженные ставки налога.

Как определяется ставка и соответственно — сумма налога на имущество

Ставка налога на имущество организаций зависит:

  • от того, какая стоимость служит налоговой базой при расчете налога на имущество;
  • какие ставки установлены и как они дифференцированы в законе региона.

Максимальные значения ставок указаны в НК РФ и составляют (ст. 380):

  • 2,2% для базы, определяемой как среднегодовая стоимость;
  • 2% (с 2016 года) для базы, соответствующей кадастровой стоимости.

Если региональное законодательство не ввело в действие собственные ставки, то налог необходимо рассчитывать исходя из ставок, установленных Налоговым кодексом (п. 4 ст. 380).

Умножив нужную налоговую базу на необходимую налоговую ставку, можно определить сумму налога на имущество 2016-2017 годов.

О том, как менялись принципы обложения налогом движимого имущества в течение последних лет, читайте в материале «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017».

Какова динамика ограничений на ставки налога на имущество организаций с 2014 года

Такие ограничения в части ставки налога на имущество установлены для налоговой базы, которой является кадастровая стоимость. Динамика их такова:

  • ставка налога на имущество в 2014 году не должна превышать 1,5% (для Москвы), 1% (для прочих регионов);
  • в 2015 году — 1,7% (для Москвы), 1,5% (для прочих регионов);
  • в 2016 году — 2,0% (для Москвы), 2,0% (для прочих регионов);
  • в дальнейшем — 2% (для всех).

О последовательности расчета налога от кадастровой стоимости подробнее читайте в статье «Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости».

Дополнительные ограничения налоговых ставок касаются таких объектов, как магистральные трубопроводы, линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью (п. 3 ст. 380 НК РФ). То есть речь идет о том имуществе, которое включено в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 (далее — постановление № 504). Изменение этого ограничения происходит следующим образом:

  • до 0,4% в 2013 году;
  • до 0,7% в 2014 году;
  • до 1,0% в 2015 году;
  • до 1,3% в 2016 году;
  • до 1,6% в 2017 году;
  • до 1,9% в 2018 году.

В особую группу выделены железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, ставки по которым не могут превысить (п. 3.2 ст. 380 НК РФ):

  • 1% в 2017 году;
  • 1,3% в 2018 и 2019 годах;
  • 1,6% в 2020 году.

Кто может применять пониженные ставки налога на имущество в 2015-2017 годах

Арендаторы имущества, входящего в перечень, утвержденный постановлением № 504, наравне с собственниками имеют возможность применять пониженные ставки по налогу на имущество организаций с 2015 года, но лишь в отношении произведенных ими капитальных вложений в эти объекты. Об этом говорит Минфин в письме от 03.06.2013 № 03-05-05-01/20161.

Если организация не владеет ни железнодорожными путями, ни магистральными трубопроводами или линиями энергопередачи, но имеет на балансе сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, тогда по данным объектам она вправе применять пониженные ставки. Такой вывод сделали чиновники Минфина в письме от 16.05.2013 № 03-05-05-01/17008.

Как категория плательщика и объект налогообложения по налогу на имущество влияют на ставку

Как уже было сказано, ставка налога на имущество определяется властями регионов. При этом ставка может быть одинаковой для всех организаций, а может различаться в зависимости от следующих факторов, действующих совместно или по отдельности (п. 2 ст. 380 НК РФ):

1. Категория налогоплательщика. Минфин России в письмах от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03 и от 13.03.2008 № 03-05-04-01/10 пояснил, что такие категории зависят от вида экономической деятельности, отрасли экономики и прочих общих признаков.

2. Объект налогообложения (или вид имущества). Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина России от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03 и от 13.03.2008 № 03-05-04-01/10, специальные ставки устанавливаются для конкретных имущественных объектов или комплексов, которые используются в отдельных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т. п.

Согласно нормам ст. 3 НК РФ на формирование размера налоговой ставки не должны оказывать влияния форма собственности компании и место происхождения капитала.

Возможна ли нулевая ставка по налогу на имущество предприятий

Поскольку при налогообложении имущества Налоговый кодекс не определяет минимальной границы для налоговой ставки, то теоретически у региональных властей есть возможность ввести нулевую ставку в своем регионе. Такое мнение выразил Минфин в письме от 13.03.2008 № 03-05-04-01/10.

Также нулевая ставка по налогу на имущество в 2015-2017 годах применяется при налогообложении объектов недвижимого имущества, относящегося к магистральным газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью. Кроме того, объекты газодобычи, производства и хранения гелия также облагаются по нулевой ставке. Однако при этом должны соблюдаться условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 380 НК РФ.

С 2017 года перечень объектов, облагаемых по нулевой ставке, расширен за счет включения в него объектов, предусмотренных проектами по разработке месторождений, и необходимых для обеспечения работы тех объектов, для которых нулевая ставка имела место ранее (магистральных газопроводов, объектов газодобычи, производства и хранения гелия).

О том, может ли иметь место нулевая отчетность по имуществу, читайте в материале «Нулевая декларация по налогу на имущество 2016: кто ее подает?».

Как рассчитывается налог на имущество в 2016-2017 годах для юридических лиц в ОЭЗ

Для особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области предусмотрены собственные льготы по налогу согласно ст. 385.1 НК РФ. Данные льготы в виде пониженных налоговых ставок действуют в отношении имущества, которое создавалось или приобреталось резидентами ОЭЗ при реализации различных инвестиционных проектов.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Налог на имущество организаций с 2015 года: изменения в налогообложении движимого имущества

Что такое движимое имущество?

Определение понятия содержится в статье 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Не относящиеся к недвижимости вещи, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. При этом объектом налогообложения налогом на имущество признается только то движимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном ПБУ 6/01.

Все ОС 1 и 2 амортизационных групп — не объект налогообложения

Как известно, движимое имущество, принятое к учету в качестве ОС после 1 января 2013 года, до этого года не являлось объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 1 января 2015 года данный подпункт 8 полностью изменен — не являются объектом налогообложения ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. N 1.

Напомним, что к 1 и 2 амортизационным группам относятся объекты ОС со сроком полезного использования соответственно от 1 до 2-х лет включительно и свыше 2-х, но не более 3-х лет.

Таким образом, с 1 января 2015 года ОС, относящиеся к 3-10 амортизационным группам (в том числе движимое имущество), признаются объектом налогообложения.

Введена новая льгота — движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013

Однако включать в налоговую базу движимое имущество в большинстве случаев не придется. Поскольку одновременно с 1 января 2015 года появилась новая налоговая льгота (п. 25 ст. 381 НК РФ). Под нее как раз попадает движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если при реорганизации (ликвидации) фирма получила движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года оно учитывается при расчете налоговой базы (письмо ФНС России от 20.01.2015г. N БС-4-11/503). До 2015 года при получении движимого имущества в результате реорганизации в период 2013-2014гг. данные ОС объектом налогообложения не являлись.

Что касается получения имущества от взаимозависимых лиц. Если от учредителя с долей в уставном капитале более 25% получено движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года данное имущество также подлежит налогообложению. Даже если оно принято к учету в 2013-2104 гг.

Любое другое движимое имущество 3-10 групп, принятое к учету после 1 января 2013 года, льготируется.

Нюансы заполнения расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2015 года?

Таким образом, не платят налог на имущество организации, у которых (п. 1 ст. 373 НК РФ):

  • нет ОС;
  • ОС только 1-2 амортизационной группы. При этом не важно: каким образом на баланс приняты данные ОС (получены при реорганизации или от взаимозависимых лиц, либо просто куплены у сторонней организации).

Такие фирмы не должны сдавать декларацию и авансовый расчет по налогу (ст. 373, 386 НК РФ).

Если же среди прочего облагаемого имущества у организации присутствуют ОС 1-2 амортизационной группы, то их стоимость нигде в авансовом расчете по налогу не показывается, поскольку такие ОС объектом налогообложения не являются.

Если же у организации имеется движимое имущество 3-10 группы, подпадающее под льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ), то его остаточная стоимость отражается в разделе 2 расчета в составе объекта налогообложения, а также льготируемого имущества.

Таким образом, если ранее движимое имущество, приобретенное после 1 января 2013 года, не являлось объектом налогообложения и при камеральной проверке налоговым органом никак не проверялось, то с 2015 года налоговики вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие данную налоговую льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Итак, с 1 января 2015 года:

  • любое имущество 1 и 2 амортизационных групп не является объектом налогообложения;
  • движимое имущество 3-10 групп, принятое на учет с 1 января 2013 года, льготируется (за исключением полученного при реорганизации, ликвидации, от взаимозависимых лиц).

Налог на имущество организаций в 2016 году

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

  • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
  • внесенное в совместную деятельность;
  • полученное по концессионному соглашению.

Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
  • полученное по концессионному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прямо связано с землей;
  • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества

Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт) рассчитывается следующим образом:

где ОС1, ОС2, ОС3, …, ОС12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

ОС13 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря);

12 — число месяцев налогового периода.

В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

ПРИМЕР 1

В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

  • на 1 января — 200 000 руб.;
  • на 1 февраля — 190 000 руб.;
  • на 1 марта — 180 000 руб.;
  • на 1 апреля — 170 000 руб.;
  • на 1 мая — 160 000 руб.;
  • на 1 июня — 150 000 руб.;
  • на 1 июля — 140 000 руб.;
  • на 1 августа — 130 000 руб.;
  • на 1 сентября — 120 000 руб.;
  • на 1 октября — 110 000 руб.;
  • на 1 ноября — 100 000 руб.;
  • на 1 декабря — 90 000 руб.

Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб.).

По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт):

где ОС1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

ОС2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

К — количество месяцев отчетного периода.

ПРИМЕР 2

Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

Средняя стоимость имущества:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций, необходимо знать налоговую ставку.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

ПРИМЕР 3

На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

Авансовые платежи за отчетные периоды:

1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

Сума налога за налоговый период:

140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб.

По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 – 1017,5 – 935 – 852,5).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий:

1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

  • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

  • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно. В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К) рассчитывается следующим образом:

где К1 — количество полных месяцев владения объектом;

К2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014–2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций»).

Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы. Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016–2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
  • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
  • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

ПРИМЕР 4

По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 %.

Сумма налога на имущество за 2015 г. составит:

50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб.

Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

Авансовые платежи на отчетные периоды:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

150 000 руб. × 3 = 450 000 руб.

По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб. (600 000 руб. – 450 000 руб.).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

Это интересно:

  • Закон об исполнительном производстве консультант Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" С изменениями и дополнениями от: 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 […]
  • 12 статей закона о полиции 12 статей закона о полиции На сайте общественных обсуждений проектов законодательных актов опубликован проект закона об изменении статьи 12 закона о Полиции, в которой предусматривалось совместное "наблюдение" полиции и органов здравоохранения за лицами с психическими расстройствами и […]
  • Федерального закона от 6 апреля 2011 года n 63-фз Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ"Об электронной подписи" Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года Президент Российской Федерации 6 апреля 2011 […]
  • Уфмс москва бланки заявлений Бланки, заявления отдела УФМС РФ по РТ в Советск Информация 10 записей предложить новость При распечатке бланков ИСПРАВЛЯЙТЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛА+ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА. У Вас не примут заявления. Начальник отдела Хайрутдинов Р.Р. отдел ФМС переименован и называется сейчас"Отдел по […]
  • Закон 76 пункт 10 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ"Об […]
  • Закон 115-фз от 25 июля 2002 г Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон о коррупции ст 12 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 […]
  • Заповедный закон Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ"Об особо охраняемых природных территориях" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря […]
Все права защищены. 2018