Изучает всеобщие законы развития мира

Изучает всеобщие законы развития мира

Всеобщие законы развития

Весь окружающий нас мир — есть единая и многоликая жизнь.

Эта жизнь, с одной стороны, проявлена в огромном многообразии форм. С другой стороны, все формы находятся в единстве, в целостности.

Закон иерархического единства жизни — основной закон организации и развития жизни в мироздании,

В соответствии с этим законом каждая форма, каждая система жизни об­разована единением подсистем и сама является частью надсистемы, т. е. частью большей системы. Эта большая система, в свою очередь, является частью еще большей системы и т.д. до бесконечности.

Т.е. мир безграничен в пространстве, бесконечен во времени и беспреде­лен в своем развитии и многообразии форм.

В этой беспредельности все, что нас окружает, представляет собой со­вершенно конкретные системы жизни. Одни из них находятся на стадии инво­люционного разрушения, другие — на стадии эволюционного созидания.

Главным отличием систем жизни друг от друга является накопленный опыт развития как способность постигать универсальные закономерности и на их основе созидать новые проявления жизни. Это и определяет уровень сознания — пространственно-временной континуум, который формирует система.

Поскольку на свете нет двух систем жизни, обладающих совершенно оди­наковым накопленным опытом развития, нет двух одинаковых сознаний, по­этому на свете нет двух одинаковых песчинок, нет двух совершенно одинако­вых людей.

Таким образом, каждая система жизни уникальна и неповторима, что ха­рактеризует ее индивидуальность. Совокупность индивидуальностей обра­зует многообразие мира.

Но при всем этом многообразии все системы жизни организованы, живут и развиваются по объективным универсальным всеобщим законам развития.

Закон -э то повторяющаяся причинная связь явлений, обусловливающая развитие.

Закон выражает определенный порядок причинной, необходимой и устой­чивой связи между явлениями или свойствами объектов, повторяющиеся су­щественные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает изменение других.

Человек в процессе познания мира обнаружил огромное количество яв­лений, в которых постигает универсальность закономерностей.

Так человек открывает для себя все новые и новые законы физики, химии, математики, законы социума, законы нравственности.

Среди всего многообразия окружающей картины мира выделяются те за­кономерности, которые являются универсальными и объективными.

Универсальными — поскольку действуют всегда, везде и во всем, как в микро-так и в макромире: от элементарных частиц до гигантских галактик и мирозданий.

Объективными — поскольку действуют независимо от нашего желания. Независимо от того, знаем мы о них или нет, согласны мы с ними или нет, выполняем эти законы либо продолжаем упорствовать в своем невежестве.

Можно выделить 3 уровня универсальных законов:

1. Для того чтобы описать любой процесс, любую систему жизни, необхо­димо определить 3 основных параметра: пространство, время, энергию. Их совместное и взаимообусловленное проявление обеспечивает переходные процессы в качественно новое состояние, на новый уровень сознания.

Поэтому в основе всеобщего закона развития лежат 3 всеобщие схемы, которые определяют эти 3 параметра:

1) Всеобщая схема организации материи в пространстве.

2) Всеобщая причинно-следственная схема распространения импульса творения во времени.

3) Всеобщая схема объединения энергосистем.

2. Три всеобщие схемы имеют в своей основе 5 законов взаимодействия:

1) Закон полярных взаимодействий — закон дуальности .

2) Закон преемственности и подобия.

3) Закон причинной обусловленности.

4) Закон цикличности.

5) Закон альтернативности — закон свободы выбора.

3. Пять законов проявляют свою сущность в форме 7-ми лучей — 7-ми энергопотоков , определяющих конкретные условия развития.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Всеобщие законы

Всеобщие законы — это законы диалектики, в которых выражены всеобщие связи и отношения всех явлений действительности. В них отражается то общее, единое содержание, которое заключается в законах первых двух групп. Например, в объективном мире существует множество частных законов, выражающих отношение между противоположными свойствами тел: закон взаимодействия противоположных электрических зарядов, частиц и античастиц, притяжения и отталкивания в системах, внутривидовой и межвидовой борьбы в живой природе, классовой борьбы в обществе и др. В содержании всех этих законов имеется нечто общее, повторяющееся. [1]

Всеобщие законы были открыты в результате обобщения законов более частного порядка. [2]

Всеобщие законы диалектики находят свое применение как з естественных, общественно-политических, так и в инженер-ю-экономических науках. Марксистско-ленинской философии принадлежит первостепенная роль в формировании диалекти — 1еского мышления. Ее роль определяет и место материалистической диалектики в общей структуре учебного плана. [3]

Философия изучает всеобщие законы развития природы , общества и мышления. Но данное определение предмета философии указывает лишь на то, что изучает философия, но оно ничего не говорит о тех задачах, которые она решает на основе изучения этих всеобщих законов, о том, каковы ее функции. А без этого невозможно определить место и роль философии в обществе, ее социальное назначение. Таким образом, определение предмета философии предполагает также выявление тех функций, которые она выполняет в обществе. [4]

Анализируя взаимосвязь материи и сознания, всеобщие законы и формы развития объективной действительности и познания, мы учитывали специфическую природу социальной формы движения материи, свойственные ей закономерности. Будучи высшей по сравнению с другими, предшествующими ей в историческом развитии основными формами движения материи, она в снятом виде включает их в свое содержание, в связи с чем раскрытие ее сущности играет решающую роль в осмыслении всеобщих форм бытия, законов действительности и познания. Это обусловливает целесообразность выделения законов общественной жизни в самостоятельный раздел марксистско-ленинской философии. При таком подходе к анализу общественной формы движения материи ( общества) мы достигаем более глубокого понимания ее сущности и вместе с тем необходимой завершенности в изложении основ марксистско-ленинской философской теории. [5]

Например, из классической механики известно, что всеобщие законы сохранения энергии , импульса и момента импульса вытекают из однородности и изотропности пространства-времени. В атомной физике закономерности периодической таблицы Менделеева связаны с инвариантностью относительно вращений. Теория относительности полностью зиждется на идее лоренц-инвариантности. [6]

Основной идеей третьей формулировки нравственного закона Канта является то, что воля каждого разумного существа — это воля, устанавливающая всеобщие законы . Категорический императив, или нравственный закон у Канта, — это безусловная команда, это правила принятия решений, которые не зависят ни от обстоятельств, ни от последствий действий, они не допускают исключений. Категорический императив не говорит, каким должно быть содержание действия, чтобы оно было правильным, он лишь устанавливает форму, в которой должно осуществляться действие, чтобы быть нравственным. [7]

Поэтому тот порочный круг, в котором вращается носитель вульгарных взглядов, будь он теоретик капиталистического сознания или практический капиталист, н который гласит: цены товаров определяют заработную плату, процент, прибыль и ренту, и наоборот, цены труда, процента, прибыли и ренты определяют цены товаров, — есть только выражение того круговом движения, в котором всеобщие законы противоречиво реализуются в действительном движении н на поверхности явлений. [8]

Общество рассматривается Марксом, таким образом, как исторически конкретное общество, историческая форма которого есть преходящая форма. Всеобщие законы исторического развития включают, следовательно, законы перехода одной общественной формы в другую и предполагают специфически исторические особенные законы различных общественно-экономических формаций. [9]

Изучая всеобщие законы действительности , она выполняет следующие три основные функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую. [10]

Всеобщая диалектика, взятая в отрыве от общества, превращается, согласно Грамши, в схоластику и разновидность формальной логики. Подведение под всеобщие законы диалектики конкретных явлений из самых разных областей действительности ( например, превращение воды в пар и социальная революция как примеры действия закона превращения количества в качество) не только ничего не дает для исследования и практики, но может даже их дезориентировать из-за неправомерного сближения природных и социальных процессов. [11]

Один и тот же естественный закон — закон, по которому, согласно Гоббсу, божественный Геометр создал все существующее, предписав его и людям в качестве правила их гарантированного самосохранения, — предстает у Монтескье в виде нескольких групп законов, различающихся в зависимости от материала, в котором они выполняются. Это, так сказать, всеобщие законы сохранения , которым безусловно подвластны все тела — мертвые и живые, одушевленные и наделенные способностью чувствовать, бессознательные и наделенные разумом. Однако и своим естественным законам животные не следуют столь же неизменно, как следуют им чисто физические тела или даже растения. [12]

Каждый, кто впервые встречался с каким-либо явлением самоорганизации, был если не поражен, то по крайней мере ( восхищен красотой и целесообразностью даже самых мельчайших деталей в причудливых картинах, созданных природой. В начале 20-го века были заложены основы самостоятельного научного направления — синергетики, которая устанавливает всеобщие законы возникновения упорядоченности в природе. [13]

Установления механической теории тепла и законов сохранения вещества и энергии относятся к величайшим завоеваниям науки, создавшим в ней коренной переворот и новую эпоху. Ломоносова как ученого, естествоиспытателя, философа состоит не только в открытии законов сохранения материн и энергии, но также и в том, что им эти законы были даны как всеобщие законы природы , как основы научного мировоззрения, позволившие ему в дальнейшем прийти ко многим глубоким научным и философским выводам и обобщениям. Великой заслугой Ломоносова является и то, что закон сохранения энергии был высказан в соединении с законом сохранения материи. Это соединение законов, отвечающее современному состоянию науки, является глубоко материалистическим. [14]

Осмысливая диалектику Гегеля и ее развитие Марксом в Капитале, Ленин сформулировал принцип тождества диалектики, логики и теории познания. Исследуя в свете этого принципа всеобщие стороны и связи действительности, всеобщие диалектические законы, он показал, что философские категории являются не только формами отражения сторон и связей действительности, но и ступеньками, узловыми пунктами развития общественного познания и практики, а законы диалектики представляют собой не только всеобщие законы действительности , но и законы мышления — методологические принципы, призванные ориентировать людей в их практической и познавательной деятельности. [15]

Функции философии. Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления

Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Но данное определение предмета философии указывает лишь на то, что изучает философия, но оно ничего не говорит о тех задачах, которые она решает на основе изучения этих всеобщих законов, о том, каковы ее функции. А без этого невозможно определить место и роль философии в обществе, ее социальное назначение. Таким образом, определение предмета философии предполагает также выявление тех функций, которые она выполняет в обществе Какие же основные функции философии? Изучая всеобщие законы действительности, она выполняет следующие три основные «функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую.

Мировоззренческая функция философии. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающей единое понимание происходящих в мире явлений, определяющей место человека в мире и закономерности его взаимосвязи с миром. Такая система взглядов, основываясь на изучении всеобщих законов, так или иначе охватывает все явления природной и социальной действительности.

В условиях социализма овладение научным, марксистско-леннским мировоззрением имеет исключительно большое значение безэтого люди не смогут правильно понять происходящие в мире явления, разобраться в сложной обстановке, уяснить свое место в обществе, определить свою жизненную позицию, идеалы. Давая целостную систему взглядов на окружающую действительность, философия определенным образом ориентирует людей в их жизни и деятельности, помогает выработать активное, творческое отнощеяие к действительности, верно понять проводимую марксистско — ленинской партией и социалистическим государством политику и тем самым способствует сознательному участию трудящихся в политической жизни общества, в борьбе за социальный прогресс, за реализацию социалистических идеалов.

Изучение философии играет важную роль и в повышении общей культуры людей. Дело в том, что в философии в наиболее концентрированном виде выражены результаты развития научного познания и общественной практики. Ознакомление людей с философией, усвоение ими ее содержания есть, таким образом, не что иное, как приобщение их к общечеловеческой культуре, к наиболее важным результатам ее развития. Высокий уровень культуры людей — необходимое условие их плодотворной деятельности. Эффективное решение задач дальнейшего совершенствования современной техники, производства предполагает широкую эрудицию, способ-

ность предвидеть тенденции развития отрасли и общественно­го производства в целом. А это является следствием высокой общей и профессиональной культуры, высокой культуры мышле­ния.

Участвуя в решении той или иной практической задачи, каж­дый труженик всегда имеет дело не только с техникой и технологи­ческими процессами, но и с другими, такими же, как и он, тружени­ками. В своей трудовой деятельности в коллективе, в решении практических задач трудящиеся неизбежно сталкиваются с социаль­ными проблемами, с социальными отношениями. И если это так, то они должны знать законы развития общественных отношений, общества. Познание же общих законов развития общества воз­можно лишь на основе марксистско-ленинского учения об общест­ве, исторического материализма.

Гносеологическая функция философии. Данная функция ка­сается научного познания, выявления закономерностей его воз­никновения и развития. В отличие от агностиков, отрицающих возможность познания мира, и объективных идеалистов, рассмат­ривающих познание как саморазвитие духа, мышления, диалек­тический материализм считает, что мир познаваем и процесс по­знания представляет собой отражение действительности в созна­нии людей в виде идеальных образов, их взаимосвязи и движения. Марксистско-ленинская теория познания исходит из последова­тельно материалистического решения основного вопроса филосо­фии, то есть рассматривает мир, объективную реальность как су­ществующую вне и независимо от нашего сознания.

Раскрывая законы функционирования и развития познава­тельной деятельности людей, философия исследует формы движе­ния мышления к истине, пути и средства ее достижения, проверки полученных знаний и т. д.

Овладение законами функционирования и развития познаватель­ной деятельности — весьма важная задача. Дело в том, что созна­тельное участие в решении задач общественного развития предпо­лагает умение мыслить, анализировать складывающуюся обстанов­ку, находить наиболее рациональные пути решения возникающих проблем. Но чтобы правильно, на современном уровне культуры мыслить, необходимо знать законы, по которым развивается по­знание, осуществляется мыслительный процесс, и руководствовать­ся ими в своей практической деятельности.

Методологическая функция философии. Разрабатывая мировоз­зрение — целостную систему взглядов на мир, дающую понимание происходящих в нем явлений, и теорию познания, призванную изучать законы функционирования и развития познавательной деятельности, философия вырабатывает и общий метод познания, который представляет собой совокупность требований к мысляще-

му субъекту, сформулированных на основе всеобщих законов действительности и познания и ориентирующих его в познава­тельной и практической деятельности. Он является выводом из истории развития познания и общественной практики. В самом деле, в требования к мыслящему и действующему субъекту можно перевести лишь те закономерности, те свойства и связи общест­венной действительности и познания, которыми человек овладел, которые открыты и так или иначе используются на практике. А если это так, то метод познания существенным образом зависит от уровня развития науки и общественной практики. С развитием науки и практики изменяется метод, совершенствуются его требо­вания, один метод заменяется другим, более соответствующим новому уровню развития науки и практики.

1. Что есть философия

1. Способ определения и метод философии называется …

2. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

3. Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Общие принципы, формы и методы познания.

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

3. Проблема природы и сущности человека.

4. Проблемы добра и зла.

4. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется …

5. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

6. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Объективность, рациональность

2. Рефлексивность, критичность

3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам

4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер

7. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем.

8. Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.

2. Бог и природа отождествляются.

3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.

4. Все в этом мире материально.

9. Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется …

10. В основе современной биологической картины мира лежит принцип …

11. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …

12. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …

13. Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется …

14. Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется …

15. Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Все в мире имеет материальное начало.

2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.

3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.

4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.

16. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …

17. Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Философия – «служанка богословия».

2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.

3. Распространение света разума есть главное дело философии.

18. Философское учение о нравственности и морали называется …

19. Картина мира обусловливает …

способ восприятия мира

отсутствие причинной связи

выход за переделы сознания

20. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.

21. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.

22. Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей».

2. Мир состоит из бесконечного множества монад.

3. Бог создал мир из ничего.

4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная.

23. Родиной термина «философия» является …

24. К методологическим функциям философии относится _______ функция.

25. Идею в качестве первоосновы мира предлагал …

26. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

27. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует …

систему определенных ценностей

универсальный метод познания

всеобщие закономерности развития мира

28. Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является …

29. Сущностью социальной функции философии является …

формулировка коллективных целей развития

разработка общих методов постижения мира

сведение всех знаний в целостную систему

30. Вода в качестве первоосновы мира предлагалась .

31. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …

32. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется …

33. Основателем объективного идеализма является …

34. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.

35. Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется …

36. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …

37. В настоящее время наиболее разработанной является ___________ картина мира.

38. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …

39. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

40.Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.

41. Принципы творения и удвоения характерны для ___________ картины мира.

42. Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был …

43. В основе философской картины мира лежит решение проблемы …

44. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …

45. Теоретическим ядром мировоззрения является …

46. Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Изучает всеобщие законы развития мира

2. Основано на вере в сверхъестественное

3. Знания отражены в виде художественных образов

47. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …

48. Способствуя формированию у человека ориентации на истину, правду, доброту, философия выполняет _____ функцию.

49. Общей чертой, присущей как философскому, так и научному знанию, является …

теоретический тип знания

50. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …

51. Характерными для научной картины мира являются принципы …

объективности и материальности мира

творения и удвоения мира

теизма и деизма

пространства и времени

52. Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется …

53. Целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер, называется …

54. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

55. Философы эпохи Нового времени считали, что определяющей функцией философии является …

56. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

57. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

58. Предметом философии является(-ются)…

доводы разума, исходящие из интуиции

всеобщее в системе «мир – человек»

положения Священного писания

59. Общей для философии и религии функцией является…

60. Общей характеристикой научного и философского мировоззрения является…

наука и философия относятся к истине как к высшей ценности

наука и философия доказывают или опровергают свои положения экспериментальным, опытным путем

наука и философия постигают мир в его универсальной целостности

наука и философия плюралистичны

61. Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется …

62. Характерной чертой научного мировоззрения является …

63. Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

4. «Врожденные идеи»

64. Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.

2. Развитие присуще только живым организмам.

3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.

4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.

65. Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется …

66. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:

1. Атомическая модель мира

2. Плюралистическая модель мира

3. Натуралистическая модель

4. Религиозная модель

67.Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется …

68. Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …

мышления к бытию

человека к Богу

науки к религии

общества к терроризму

69. Установите соответствие между моделью мира и философом, в творчестве которого данная модель нашла воплощение. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Механистическая модель

2. Атомическая модель

3. Гелиоцентрическая модель

4. Небулярная модель мира

70. Основной чертой религиозного мировоззрения является …

71. Способ проявления активности системы философского знания называется …

72. Мыслителем считавшим, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика», а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки», был …

73. Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами

2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга

3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку

74. К объектам, являющимся мысленной конструкцией, относится …

клетка живого организма

75. Основной чертой мифологического мировоззрения является …

76. Исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности, называется …

77. Характерной чертой философского мировоззрения является …

78. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

79. Установите соответствие между понятием и его содержанием.

1. Мельчайшая неделимая частица

2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство

3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего

4. Существование само по себе

80. Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был …

81. Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется …

82. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

83. Русским мыслителем, считавшим, что без философии «наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм», был …

84. Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм

2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения

3. Креационизм, провиденциализм

а.мифологическая картина мира

б.философская картина мира

в.религиозная картина мира

г.научная картина мира

85. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется …

86. Функция философии, связанная с адекватным отражением объекта познания, с выявлением его существенных элементов, накоплением и углублением знаний, называется …

87. Термин «философия» означает …

любовь к мудрости

стремление к совершенству

познай самого себя

все в твоих руках

88. Философия как форма мировоззрения возникает …

в VII–VI вв. до н.э.

с возникновения человечества

89. Предметом философии является …

90. К области философского знания относятся вопросы:

Как отличить истину от заблуждения?

Является ли Плутон планетой?

Какие из болезней являются наследственными?

В чем смысл человеческого существования?

Что возникло в начале – материя или сознание?

91. К основным категориям гносеологии относятся …

92. Для прогностической функции философии характерными чертами являются…

интеграция в единую систему знаний различных дисциплин

обращенность к будущему

ориентация человека на ценности, являющиеся общими для всего человечества

исследование проблемы истины

формулировка гипотез об общих тенденциях развития человека и общества

93. Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью…

религиозной картины мира

научной картины мира

философской картины мира

94. Характерными особенностями мифологического мировоззрения являются…

вера в сверхъестественное

знания, основанные на практике

95. Проблема ценностей раскрывается в следующих разделах современного философского знания:

96. Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются…

97. Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью…

религиозной картины мира

научной картины мира

философской картины мира

98. Характерными чертами философского знания являются …

стремление к критике

связь с историческим временем

вера в сверхъестественное

99. Предметом изучения философской антропологии являются…

первооснова и сущность бытия

сущность и природа ценностей

сущность и природа человека

методы и границы познания

специфика бытия человека

100. Для мировоззренческой функции философии главными чертами являются…

прирост научных знаний

Координирование методов научного исследования

разработка целостного представления об окружающем мире

формирование у человека качеств культурной личности

разработка представлений о ценностях

101. Основными принципами религиозной картины мира являются…

опора на научные знания

вера в сверхъестественное

102. Предмет изучения философии включает в себя…

взаимоотношения между природой и обществом

всеобщие закономерности развития природы

положения Священного писания

изучение материального мира

весь мир в целом

103. К представителям материализма относятся …

104. Гуманистическая функция философии включает в себя …

разработку методов познания

помощь человеку в периоды нестабильного развития общества

сведение всех знаний в целостную систему

содействие приросту научных знаний

формирование ценностей и идеалов

105. Основными проблемами философии являются…

продление продолжительности жизни человека

систематизация объективных знаний о мире

вопрос о познаваемости мира

вопрос об отношении бытия и сознания

утверждение принципа креационизма

106. К составляющим мировоззрения относятся…

107. Разделами, занимающимися вопросами познания в философии, являются…

108. К социальным функциям философии относятся …

109. Направления философии, занимающиеся исследованием человека и общества, называются …

110. Характерными чертами мифологической картины мира являются …

чувственно-образное отражение действительности

научная обоснованность, систематичность

111. Основными гносеологическими подходами к вопросу о познаваемости мира являются …

112. Характерными особенностями методологической функции философии в области познания являются…

ориентирует человека на определенные ценности

выработка основополагающих принципов познания

способствовать изменению социального бытия

разработка всеобщих методов познания

исследование наиболее общих способов познания

113. Картина мира…

основана только на научных экспериментах

носит индивидуальный характер

различна на отдельных исторических этапах развития

интегрирование знаний и опыта, накопленных человечеством

является плодом коллективных усилий определенного сообщества

114. Функциями, формирующими у человека представление об определенных ценностях жизни и рекомендующих следовать положительным идеалам нравственности, являются…

115. Представление материи и духа как неотделимых сторон одной и той же субстанции характерно для представителей …

116. Аристотель относил к основным философским категориям …

117. Формулировка гипотез об общих тенденциях развития человека и мира, а также разработка новых стратегий отношений человека и природы является характерной для следующих функций философии:

118. К мировым религиям относятся…

119. К проявлению трансцендирующего характера философии относится …

выражение философских взглядов в художественных произведениях

выработка знаний, отражающих интересы определенных групп людей

возможность выйти за пределы человеческого познания

120 Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

121. Общей для науки и философии чертой, является …

человеческое понимание мира

вера в сверхъестественное

122. Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира.

Это интересно:

  • Статье 3251 ук Статье 3251 ук Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 325.1 УК РФ. Неправомерное […]
  • Договор в интересах несовершеннолетнего Может ли организация заключить договор гражданско-правового характера с несовершеннолетним лицом, которому исполнилось 17 лет? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Организация вправе заключить гражданско-правовой договор с лицом, достигшим 17 лет, однако данная сделка должна […]
  • Приказ о льготных пенсиях Закон о назначении льготной пенсии Стремительно нагрянувшие изменения в пенсионной системе страны, многие граждане предпенсионного возраста встретили с беспокойством: что будет с их пенсией в разрезе новых правилам? Особенно забеспокоились, конечно, льготники - люди, которые в силу своей […]
  • Закон оствальда Большая Энциклопедия Нефти и Газа Закон - разбавление - оствальд Это уравнение - математическое выражение закона разбавления Оствальда , который устанавливает зависимость между степенью диссоциации слабого электролита и его концентрацией. [31] Эта формула является аналитическим […]
  • На применение закона электромагнитной индукции Электромагнитная индукция Возникновение в проводнике ЭДС индукции Если поместить в магнитное поле проводник и перемещать его так, чтобы он при своем движении пересекал силовые линии поля, то в проводнике возникнет электродвижущая сила, называемая ЭДС индукции . ЭДС индукции возникнет в […]
  • Приказ на отпуск за два периода Период работы в приказе об отпуске без содержания Для отпуска без содержания рабочий стаж не нужен. Рабочий период указывается только для очередных отпусков. Но думаю в данном случае лучше указать. Из ПС Консультант + Вопрос: Как определить период, за который предоставляется отпуск […]
  • Уголовный кодекс статья 172 часть 2 Статья 172. Незаконная банковская деятельность 1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, […]
  • Старомонетный переулок нотариус Нотариус на дом Якиманка Нотариус - Сосина И.А. Лицензия № 000315 от 01.10.93 Телефоны: 8 (495) 735-78-41 и 8 (929) 987-79-70 Нотариус - Васильева М.В. Лицензия № 000596 от 18.04.95 Телефоны: 8 (495) 669-15-97 и 8 (985) 486-90-60 Нотариус - Смирнова О.В. Лицензия №77 000325 от […]

Author: admin