Экологические преступления 2014

Проблемы экологической преступности

Гришаева И.Г. к.б.н., доцент

при Президенте Российской Федерации, Воронежский филиал

В современных условиях разрушительной антропогенной деятельности, приводящей к гибели естественных экосистем, как суши, так и водных, проблема экологической преступности является весьма актуальной.

Экологическая преступность представляет совокупность общественно опасных деяний, посягающих на охраняемые уголовным законом общественные отношения и создающие угрозу или нарушающие экологическую безопасность общества, причиняющие или способные причинить вред окружающей среде как среде обитания человека [1]. Составляющей компонентой экологической преступности являются экологические преступления.

В 1980 году В.Д. Пакутиным был введён в научный оборот термин «экологическое преступление». Одной из задач Уголовного кодекса (ст. 2) является охрана окружающей среды. Глава 26 УК РФ предусматривает ответственность за экологические преступления. Следовательно, экологические преступления посягают на общественные отношения, обеспечивающие охрану окружающей среды. Под окружающей средой в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Таким образом, экологические преступления можно определить как общественно опасные деяния, предусмотренные Главой 26 Раздела IХ УК РФ, посягающие на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Среди составов экологических преступлений можно выделить общие, посягающие на экологическую безопасность в целом, связанные с нарушениями установленных природоохранных норм и специальные, причиняющие вред отдельным компонентам окружающей среды.

В настоящее время сложилась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых экологических преступлений. Прирост за последние десять лет составил 363,7%. Количество экологических преступлений, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году составило 25566. Это на 3,2% больше, чем в 2013 году и составляет в общем спектре преступности порядка 1,1%. По экспертным оценкам удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности с учётом латентности составляет 3-5%. В январе 2015 года, по отчёту МВД РФ, зарегистрировано 1,41 тыс. экологических преступлений, что на 5,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года [2].

По сообщению Минздрава России, только от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами в стране ежегодно умирают 21 тыс. человек. При этом уголовные дела о нарушениях экологического законодательства, связанные с загрязнением окружающей среды, составляют менее 1% от общего числа экологических преступлений. Экологические правонарушения относятся в России к категории распространённых, однако латентность экологических преступлений весьма велика, она составляет 95-99% [3]. Это связано с трудностями квалификации и установления противоправности деяний, так как объём правовых предписаний, раскрывающих бланкетный характер уголовно-правовых норм, посвящённых экологическим преступлениям, значителен. Действует более трёхсот международных соглашений по охране окружающей среды. Осуществляется двустороннее сотрудничество с рядом государств. Справедливо отмечается, что нормы об экологических преступлениях написаны специалистами для специалистов, поскольку формулировки их, как правило, очень сложны. Кроме того, для экологических преступлений характерна не только скрытая, но и скрываемая часть преступлений: общее количество ежегодно возбуждённых уголовных дел по фактам преступных деяний в сфере охраны окружающей среды явно не соответствует числу сообщений о них и объёму информации, известной природоохранным и правоохранительным органам [4].

Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям показывает, что наиболее регистрируемыми преступлениями данной категории являются предусмотренные статьями: 260 УК РФ – Незаконная рубка лесных насаждений; 258 УК РФ – Незаконная охота; 256 УК РФ – Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов; 261 УК РФ – Уничтожение или повреждение лесных насаждений; 250 УК РФ – Загрязнение вод; 254 УК РФ – Порча земли; 262 УК РФ – Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Следует отметить, что данные виды преступлений значительно трансформировались – стали совершаться в гораздо большем объёме, организованно, на коррупционной основе, с использованием современных технологий, и приобрели транснациональный характер.

По оценкам экспертов, объёмы незаконной рубки лесных насаждений в России, в зависимости от региона, составляют 30-70% от общего количества всей вырубленной древесины. Лес является одним из основных товаров на сырьевом криминальном рынке. Нелегальный оборот леса составляет, по экспертным оценкам, 600 млрд. рублей [5] . Наряду с рубкой леса без разрешительных документов и сверх разрешённого объёма имеет место и незаконная рубка при наличии разрешительных документов, полученных с использованием коррупционных связей. Площади лесных насаждений, уничтоженные пожарами также значительны. По данным статистики – до 700 тыс. га в год [6].

Масштабна также незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, осуществляемая способами массового истребления и причиняющая огромный экономический ущерб государству и катастрофичный ущерб окружающей среде. Так, объём незаконной добычи рыбы эксперты оценивают соответствующим её промышленным нормативам добычи. Нелегальный оборот чёрной икры значительно превышает легальный.

Предметами незаконной охоты всё чаще становятся звери и птицы, занесённые в Красную книгу – амурский тигр, леопард, барс и др. Редкие виды птиц и зверей стали и предметами контрабанды. Большая часть нелегально добытого биотовара переправляется через границу РФ.

В условиях появления и развития в результате политического и экономического реформирования новых экономических отношений, предусматривающих свободу предпринимательской и иной экономической деятельности при равенстве всех форм собственности связь между организованной преступностью, коррупцией и экологическими проблемами очевидна. Наличие экологических проблем обусловлено производственной, хозяйственной деятельностью современного общества. Именно экологическим проблемам ООН было отведено первое, по степени важности для цивилизации, место [7]. Субъекты теневой экономики, составляющей 40-50% от официального объёма валового внутреннего продукта, преследуя цель получения сверхприбыли, направляют на её развитие порядка 70-80 трлн. рублей, не заботясь об экологической безопасности [8].

Таким образом, общественно опасные деяния, способные повлечь экологически вредные последствия, причиняющие вред окружающей среде содержатся не только в Главе 26 УК РФ, но и других.

Многочисленными экспериментами экологов в разных странах мира подтверждено, что искусственно создать среду обитания для человека невозможно. Качеством природной среды «автоматически» может управлять только совокупность всех живых организмов Земли, т.е. биота.

Восстановить нормальную природную среду обитания, качество воды, воздуха, почвы, утраченные на данный момент в условиях экологического кризиса, биота способна, но только, если для восстановления самой биоты будут предоставлены время и место. Поэтому для жизнеспособности биосферы, прежде всего, требуется охрана биологического разнообразия и в том числе уголовно-правовая. Представляется эффективным использование знаний в области экологии и охраны природы для выявления и расследования фактов преступного нарушения экологического законодательства, а также профилактики и предупреждения экологических преступлений и экологической преступности.

1. Гришаева И.Г. экологические преступления в структуре экологической преступности //Закон и право.2015. № 6. С. 119-121.

2. https:// mvd.ru/ reports/ item/3087401. С.105-116.

3. Бринчук М.М. Конституция Российской Федерации – основа прогрессивного развития экологического права // Конституция Российской Федерации и развитие экологического права / Ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. М., 2005. С. 6-15.

4. Жадан В.Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой учёный. 2013. № 4. С. 387-393.

5. Номоконов В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным трафиком // Контакт России и стран АТР в правовом дискурсе. Владивосток, 2005. С. 285.

6. Статистика лесных пожаров в России: http:// www. rusintec.ru/fire-statistics/58-forest-fires.

7. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.: Доклад, подготовленный Секретариатом. Изд-во ООН. № R 91, IV.2. Гл.I. С. 7.

8. Репецкая А.Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. М., 2010. С. 162-165.

Экологические преступления 2014

Просмотров научной работы: 3710

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

Исторически сложилось так, что уголовный закон на первых этапах своего становления не уделял должного внимания охране природы. Последствия данного факта проявляются и в настоящий момент, хотя на законодательном уровне ситуация меняется.

Понятие экологических преступлений относится к числу весьма спорных. Пока в российском праве законное толкование данного термина отсутствует, его приходится дополнять доктринальным толкованием.

Многие ученые отмечают некоторую условность данногo термина [2], [4]. В буквальном переводе с греческого языка термин «экология» означает «учение о доме, об окружающей среде», но ведь учение не может быть объектом преступления. В качестве последнего выступает охраняемое уголовным законом благо, личный или общественный интерес [4, с.11]. Отсюда следует, что правильнее было бы говорить о преступлениях, правонарушениях, направленных против окружающей среды.

Сформулировать понятие экологических преступлений означает выделить основополагающие признаки данного вида преступлений, отличающие их от иных преступлений.

Проанализировав научную литературу, посвященную экологическим преступлениям (Н.А. Лопашенко, В.А. Чугаев, И.В. Лавыгина, М.Х. Османов, Э.Н. Жевлаков и др.), можно выделить две группы признаков экологических преступлений:

1. Общие признаки преступлений, через призму экологичности.

В данную группу входят следующие признаки:

1) Общественная опасность экологических преступлений. Данный признак является материальным, т.е. это oбъективная категория, заключающаяся в причинении или возможности причинения вреда природной среде. Характер опасности экологических преступлений определяется значимостью права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного вследствие негативного воздействия на природную среду.

2) Противоправность экологических преступлений. Данный признак, как юридическое выражение общественной опасности, носит сложный характер. Дело в том, что все нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления, бланкетные. Соответственно, для решения вопроса о наличии или отсутствии в деянии лица состава экологического преступления необходим анализ норм не только уголовного, но и многих других отраслей права.

2. Специальные признаки экологических преступлений.

Данную группу составляют следующие признаки:

1) нарушение правил охраны природы;

2) причинение существенного вреда природной среде;

3) негативное воздействие на природную среду.

Если обобщить все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что экологическое преступление представляет собой предусмотренное Уголовным кодексом (глава 26 УК РФ) виновно совершенное общественно опасное деяние, причинившее или создавшее угрозу причинения вреда объектам окружающей среды и влекущее уголовное наказание.

Уголовный кодекс впервые выделил главу 26 «Экологические преступления», в которой объединены 18 статей, предусматривающие ответственность за преступления в сфере природной среды. Тем самым законодатель подчеркнул важность охраны природы и устранил пробел в УК РСФСР, в котором составы преступлений экологической направленности были размещены в разных главах закона.

Тот факт, что Уголовный кодекс 1996 года выделил экологические преступления в отдельную главу, является большим шагом в сторону совершенствования уголовного закона. Законодатель подчеркнул важность экологических преступлений и единую их направленность. Именно с этого момента стало возможным говорить о системе экологических преступлений, то есть преступлений, имеющих один и тот же родовой и видовой объект и направленных в своей совокупности на охрану природы.

Отголоски недостатков предыдущего Уголовного кодекса можно встретить и в действующем законе, в частности, в отношении систематизации экологических преступлений. По сей день в науке идут оживленные дискуссии по вопросу, можно ли считать экологическим то или иное преступление, связанное с посягательством на отдельные элементы природы. На наш взгляд, экологическими можно назвать только те преступления, которые не просто связаны с природной средой (иначе экологическим можно было бы назвать чуть ли не каждое второе преступление), но закрепленные в соответствующей главе Уголовного кодекса. Отсюда следует, что на сегодняшний день можно говорить о незаконченности формирования системы экологических преступлений.

Таким образом, с учетом понятия экологических преступлений предлагаем следующую классификацию системы экологических преступлений, в зависимости от непосредственного объекта. Непосредственный объект преступления имеет важное значение для классификации экологических преступлений и отграничения их от смежных составов.

Экологические преступления можно разделить на следующие группы:

1. Экологические преступления с неконкретизированным предметом преступления:

2) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);

3) нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

4) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ);

2. Экологические преступления с конкретизированным предметом преступления. В зависимости от особенностей предмета подразделяются на экологические преступления, связанные с посягательством на:

— загрязнение вод (ст. 205 УК РФ);

— загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);

2) охрану атмосферы:

— загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);

3) охрану земли и недр:

— порча земли (ст. 254 УК РФ);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ);

4) охрану флоры и фауны:

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ);

— незаконная охота (ст. 258 УК РФ);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ);

— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ);

— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ);

5) охрану особо охраняемых природных территорий и природных объектов:

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Предложенная классификация, на наш взгляд, способна помочь в уяснении характера общественной опасности рассматриваемых деяний, отграничении иных (неэкологических) преступлений от указанного вида преступлений, а также отграничении экологических преступлений между собой внутри системы. Необходимо отметить, что и законодатель идет по указанному пути и строит Особенную часть Уголовного права в зависимости от особенностей объекта посягательства.

1. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления: понятия, виды, проблемы ответственности. Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. – М., — 1992.

2. Лавыгига И.В. Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности. Автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Иркутск. – 2003. – 20 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // сайт Кодексы и Законы РФ. Правовая навигационная система. – 2014 [Электронный ресурс]. URL: / http://www.zakonrf.info/uk/.

4. Чугаев В.А. Экологические преступления, связанные с причинением смерти или вреда здоровью человека. Дис. …канд. юрид. наук. – Краснодар. – 2003. – 202 с.

Бизнес-омбудсмен

Экологическая статистика за 2015 год

Согласно статистическим данным в 2015 году в сравнении с 2014 годом произошло увеличение количества зарегистрированных преступлений на 11,5% с 50751 до 56579. При этом регистрация экологических преступлений в указанный период снизилась на 31,8% с 132 до 92.

В составе экологической преступности произошло снижение регистрации незаконной добычи (вылову) водных биологических ресурсов на 5,3% с 38 до 36, незаконных рубок лесных насаждений на 52,7% с 55 до 26, уничтожения или повреждения лесных насаждений на 66,7% с 12 до 4.

При этом в 2015 году не зарегистрировано ни одного преступления по факту нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (в 2014 году — 1). На низком уровне проводится работа по выявлению преступлений в сфере нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, зарегистрировано только 1 преступление (в 2014 году — 1).

Вместе с тем, увеличилась регистрация незаконной охоты на 27,8% с 18 до 23, нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов на 200% с 0 до 2.

Распоряжением Волжского межрегионального природоохранного прокурора в Самарской области создана рабочая группа для определения порядка осуществления государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре. В Самарской межрайонной природоохранной прокуратуре ежеквартально проводятся ее заседания, обсуждаются имеющиеся проблемы сфере правовой статистики, вырабатываются пути их решений.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проводятся проверки своевременности и полноты выставления документов первичного учета (статистических карточек) по уголовным делам в сфере охраны окружающей среды и природопользования, соблюдения требований законодательства при формировании форм федерального статистического наблюдения.

«Сейчас такой беспорядок, которого не было и после революции»

Генрокуратура выявила 178 тысяч нарушений в экологической сфере

Генпрокуратура выявила десятки тысяч нарушений законов в сфере экологии в России. Так, лишь за первую половину 2016 года незаконно вырублено более 8 тыс. квадратных километров леса — в три с лишним раза больше, чем площадь Москвы. При этом в различных регионах скопились миллиарды тонн необезвреженных токсичных отходов, а силовики не раскрывают треть всех экологических преступлений.

«Газета.Ru» изучила результаты проверок соблюдения экологических законов в России за последние полгода. Данные ведомства не обнадеживают: судя по цифрам, экология явно не входит в число приоритетных направлений работы российских чиновников, несмотря на предстоящий Год экологии в России.

Так, сказано в документе,

в первом полугодии 2016 года всего выявлено 178 тыс. нарушений законов в экологической сфере.

Как заявили в ведомстве, на особом контроле находится вопрос пресечения хищений лесных ресурсов. Из представленных данных становится понятно почему.

За первое полугодие 2016 года в стране в результате незаконных рубок уничтожено более 830 тыс. га лесных насаждений, что выше уровня прошлого года на 67%. В переводе на квадратные километры это составляет 8300 кв. км, что превышает в три раза совокупную площадь Москвы.

Острее всего вопрос незаконной вырубки стоит в Сибирском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Власти этих областей, по мнению Генпрокуратуры, «не принимают исчерпывающих мер» для улучшения ситуации.

При этом государственная инвентаризация лесов в стране завершена только на 30% территории, а на кадастровый учет поставлено лишь 25,6% земель лесного фонда.

В 2015 году заработают экологические поправки, которые сделают воздух чище

«Требуется проведение лесоустройства на 79% общей площади лесных земель», — заявляет Генпрокуратура.

Другой больной вопрос — свалки отходов. Их объемы исчисляются в миллиардах тонн. Например, на Урале их накоплено около 11 млрд т, в Забайкалье — почти 3 млрд. При этом в регионах Сибири и Дальнего Востока обезвреживается лишь 50% образующихся отходов.

Также у Генпрокуратуры возникли претензии к властям за слишком мягкие меры против браконьерской добычи. В 2015 году из 290 тыс. изъятых единиц орудий лова лишь 64,5 тыс. были переданы на реализацию и уничтожены. Остальные же вернулись обратно к браконьерам.

Такая же ситуация и с транспортом браконьеров: по данным ведомства, в ходе рейдов он фактически не изымается.

В 2015–2016 годах из 28 тыс. арестованных транспортных средств были конфискованы лишь 75.

«В большинстве регионов Росрыболовством не установлены рыбоохранные зоны, в связи с чем на водных объектах не наложены ограничения, создающие условия для воспроизводства рыбы, — говорят в Генпрокуратуре. — По представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Росрыболовством разработан план мероприятий по устранению отмеченных нарушений законодательства».

Наконец, проблема возникает и с работой правоохранительных органов, которым, по мнению ведомства, отведена особая роль в охране национальных природных ресурсов. Так, всего в 2015 году в стране зарегистрировано 25 тыс. экологических преступлений. Но, как показали прокурорские проверки, силовики далеко не всегда эффективно расследуют подобные дела.

«Качество процессуальных проверок и расследования уголовных дел не отвечает предъявляемым требованиям, — заявляют в Генпрокуратуре. — Например, в 2015 году прокурорами в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах отменено 5 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

В прошедшем году и истекшем периоде 2016 года остается нераскрытой треть экологических преступлений».

По словам экспертов, фактов незаконной вырубки леса стало больше в связи с ухудшением экономической ситуации в стране. Так, в частности, руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко связал тенденцию с падением рубля.

Жители столицы назвали самые опасные и безопасные районы города

«Вырубка выросла в связи с падением рубля: расходы как «черных», так и «законных» лесорубов измеряются в рублях, а экспортные доходы — в валюте. Поэтому у большей части ориентированных на экспорт лесопользователей резко выросла мотивация к рубке и выросли доходы.

Но в масштабах страны невозможно представить увеличение вырубки на 67%, это маловероятно. Мы такого большого роста не фиксируем».

Что касается отходов, то ситуация, по словам Ярошенко, усугубляется пожарами на свалках.

«В России просто огромное количество свалок, в том числе на природных территориях, которые не нейтрализуются, не обезвреживаются, часто горят, — говорит Ярошенко. — Некоторые свалки горят годами. Например, крупнейшая в мире действующая свалка древесных отходов недалеко от города Усть-Кут Иркутской области горит уже около трех лет».

Наконец, в целом

низкий интерес к исполнению законов об экологии, по мнению эксперта, — это не новый тренд.

«Традиционная ситуация в стране, что проблемам экологии уделяется меньше внимания, — констатирует Ярошенко. — 16 лет в лесной отрасли происходят безумные реформы. Новый Лесной кодекс 2006 года — самый непрофессиональный закон за 300 лет государственного управления лесами в стране. Сейчас такой беспорядок, которого не было даже после революции и Великой Отечественной войны».

Особенности предупреждения и пресечения экологических преступлений (Шеншин В.М.)

Дата размещения статьи: 06.02.2018

Экологическая безопасность населения и рациональное использование природных ресурсов наряду с экономическими, политическими, воспитательными и иными мерами осуществляются средствами уголовно-правового характера. Уголовный кодекс Российской Федерации, гарантируя охрану и неприкосновенность в установленных государством пределах наиболее ценных природных богатств, призван обеспечивать сохранение благоприятной для существования общества окружающей среды и поддержание ее качества.
На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в т.ч. в результате неэффективного и «хищнического» природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов .
———————————
См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (пункт 84) // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.

В целом в России за 2007 г. зарегистрировано 41 242 экологических преступления, в 2009 г. — 46 607, в 2010 г. — 39 160, в 2012 г. — 27 580, в 2013 г. — 24 730, в 2014 г. — 25 530. В 2015 году зарегистрировано 24 740 экологических преступлений, что на 3,1% ниже, чем в 2014 г. . И хотя в 2007 году экологических преступлений по сравнению с 2015 г. зарегистрировано практически на 60% больше, не будем забывать о том, что латентность таких преступлений приближается к 100%.
———————————
См.: Состояние преступности — январь — декабрь 2015 года. URL: https://мвд.рф/reports/item/7087734 (дата обращения: 21.12.2016).

Необходимо отметить, что официальные показатели не в полной мере отражают фактическое состояние преступности в сфере экологии. Это обусловлено тем, что данные не по всем видам экологических преступлений фиксируются в статистической отчетности, указанные деяния обладают высокой степенью латентности .
———————————
См.: Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996. С. 92; Дубовик О.Л. Анализ состояния экологической преступности и правонарушаемости // Аграрное и земельное право. 2006. N 5. С. 13; Королева М.В. Проблемы криминологической оценки экологической ситуации в России // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 92 — 99.

В.Н. Бурлаков под предупреждением преступлений понимает деятельность государства и общества, направленную против преступности с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие .
———————————
См.: Криминология: Курс лекций / Под ред. В.Н. Бурлакова, С.Ф. Милюкова и др. СПб., 1995. С. 153.

Предупреждение преступлений — это сложный социальный процесс, связанный с целой системой мероприятий, осуществляемых на различных уровнях и в различных социальных сферах. В общесоциальном плане предупреждение преступлений — составная часть целого комплекса экономических, политических, правовых, организационных мероприятий.
В науке криминологии под предупреждением преступности понимается узаконенная деятельность государственных и правоохранительных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан и иных лиц, прямо или косвенно выполняющих предупредительные функции . При этом предупреждение преступности предполагает осуществление следующих возможных мероприятий: выявление, пресечение и предотвращение преступлений, изобличение и наказание виновных, их ресоциализацию как на общесоциальном, так и на специально-криминологическом уровнях.
———————————
См.: Жадан В.Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. 2013. N 4. С. 387 — 393.

Так, Д.А. Шестаков под противодействием преступности понимает общественный механизм, стимулирующий правопослушность человеческого поведения, ослабление причин совершения преступлений, уменьшение опасности преступности .
———————————
См.: Шестаков Д.А. Криминология: преступность как свойство общества: Краткий курс. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Лань, 2001. С. 12 — 15.

Общесоциальными мерами предупреждения экологических преступлений являются прежде всего общие меры предупреждения всех видов преступности, направленные на развитие и укрепление экономики России, сохранение в обществе атмосферы стабильности, предоставление новых рабочих мест, сокращение безработицы и расширение возможности трудоустройства, в т.ч. выпускников образовательных учреждений, повышение уровня благосостояния населения, стимулирование доверия населения к власти и готовности поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка; с другой стороны, они рассчитаны на поддержку развития образования и культуры в обществе, правового воспитания и культуры населения, сохранение и развитие духовно-нравственного наследия и т.д. Здесь выделяют: реализацию государственной экологической политики в отраслях народного хозяйства; соблюдение международных договоров и соглашений, касающихся вопросов охраны окружающей среды; развитие и совершенствование законодательства и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия граждан России.
Специально-криминологическими мерами предупреждения экологической преступности является совокупность мер, специально направленных на устранение причин и условий преступности и конкретных средств по предупреждению как общих, так и экологических преступлений. Эти меры имеют меньший масштаб применения и предусматривают узконаправленную деятельность по предупреждению экологических преступлений.
В общей системе предупреждения преступлений важное значение имеет индивидуальное предупреждение, заключающееся в применении общесоциальных и специально-криминологических мероприятий в отношении конкретного лица. Уголовно-правовые меры борьбы с экологическими преступлениями представляют собой выявление и изобличение лиц, совершивших преступление, их наказание, исправление и перевоспитание. Несмотря на то что уголовно-правовые меры применяются к лицам, уже совершившим преступления, социальное значение этих мер состоит именно в предупреждении преступлений. Установление в законе уголовной ответственности за определенные общественно опасные деяния и реализация этой ответственности в случаях нарушения закона являются особыми формами воздействия не только на совершившего преступление, но и на более широкий круг лиц, которые воспринимают принцип неотвратимости наказания за нарушение требований закона .
———————————
См.: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. Т. 20. С. 538 — 540.

В научной литературе «детерминация» (от лат. determinare — «определять») понимается как зависимость между различными явлениями и процессами, которые происходят в обществе . Под детерминацией экологической преступности понимается такая зависимость, которая имеется, с одной стороны, между процессами и явлениями, существующими в обществе, и, с другой стороны, экологической преступностью либо конкретным экологическим преступлением.
———————————
См.: Мантанов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие: В 2 т. Улан-Удэ, 1998 — 2000. Т. 1. С. 354 — 355.

Причины экологической преступности — это те социально-психологические факторы, от которых непосредственно зависит совершение экологических преступлений, которые воспроизводят в целом экологическую преступность как следствие. Причины экологической преступности оказывают определяющее воздействие на принятие решения о совершении экологически значимого противоправного деяния, формирование мотива и цели, выбор именно преступных средств ее достижения.
Условиями экологической преступности являются явления и процессы, которые сами не порождают экологическую преступность и не вызывают совершение конкретного экологического преступления, а являются своеобразным «связующим звеном» для механизмов формирования и действия причины, облегчая и усиливая их функционирование. От условий, сопутствующих совершению конкретного деяния, зависит выбор способа реализации преступного намерения, объекта преступного посягательства. Условиями определяются размеры и характер причиненного вреда, место и время совершения преступления .
———————————
См.: Ермаков В.Д. Экологические преступления в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной среды. М., 1996. С. 16 — 17.

Причины и условия экологической преступности действуют совместно: причина порождает следствие лишь при наличии определенных условий. В разных ситуациях одно и то же обстоятельство может выступать как в качестве причины экологической преступности, так и в качестве ее условия.
К основным причинам и условиям, способствующим совершению экологических преступлений, относятся: неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране; низкий технический уровень производства в экономике, высокая изношенность основных фондов; несправедливый характер распределения материальных благ среди населения; коррумпированность органов власти; несовершенство и непоследовательность в реализации законодательства в области охраны окружающей среды, противоречие с другими отраслями права; низкое взаимодействие правоохранительных органов с природоохранными по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений; недостаточная экологическая культура определенной части населения, многих должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, зачастую невысокий уровень их правосознания; недостаточная материально-финансовая обеспеченность государственной и общественной природоохранной деятельности по предупреждению и пресечению экологических преступлений; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др. .
———————————
См.: Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. М.: Юрист, 2008. С. 18 — 20.

Таким образом, способствующие совершению экологических преступлений причины — это система негативных социальных явлений и процессов, сложившихся в социально-экономическом развитии России и детерминирующих экологическую преступность.
Выделяются не только причины и условия экологической преступности в целом, но и причины и условия конкретного экологического преступления. Причиной конкретного экологического преступления является взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, с внешними объективными обстоятельствами (конкретной ситуацией), порождающими намерение и решимость совершить данное преступление либо способствующими этому.
По мнению Е.Г. Клетневой, причины и условия экологической преступности следует рассматривать через признаки экологического кризиса, каковыми являются: неравномерные демографические изменения (демографический взрыв и демографический спад) по отдельным территориям и странам; урбанизация населения ; научно-технический прогресс; нерациональное ведение сельскохозяйственного производства; уничтожение лесного фонда; ведение хозяйственной деятельности с нарушением экологических требований; социально-экономическая и политическая напряженность между государствами и внутри их; несовершенство законодательства .
———————————
См.: Клетнева Е.Г. Экологическая преступность и роль органов внутренних дел в ее предупреждении: Учебное пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2005. С. 114.
См.: Соболь И.А. Правовое воздействие на общественные отношения в сфере экологии и урбанизация: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 219 — 221.

Авторская точка зрения относительно предупреждения и пресечения экологических преступлений выражается в следующем.
Для более действенного предупреждения экологических преступлений целесообразно применение разнообразных организационно-методологических форм предупреждения преступлений этой категории (например, развитие нового направления криминологии — экологической криминологии ; специализированных подразделений полиции).
———————————
См.: Экокриминология (oikoscrimenlogos). Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения / Под общ. ред. В.П. Сальникова; предисл. Д.А. Шестакова. СПб., 2005. С. 11 — 18.

Для предупреждения экологических преступлений решающее значение имеет ограничение сфер и силы действия, а по возможности — и устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций. Именно на базе хорошо просчитанных, научно обоснованных, ресурсообеспеченных мер экономического характера можно восстановить равновесие в системе «человек (общество) — природа», уберечь окружающую среду от масштабных противоправных посягательств на нее, сохранить ее для будущих поколений. Особенно это касается добывающих, металлургических, энергетических отраслей промышленности, интенсивно воздействующих на среду обитания.
На экологическую ситуацию воздействуют результаты деятельности множества хозяйствующих субъектов, различных отраслей промышленности и аграрного сектора экономики, самых разнообразных властно-управленческих структур, поэтому актуальной задачей является обеспечение надлежащей скоординированности их усилий по охране окружающей среды. Ощутимее должна быть координирующая роль прокуратуры, тем более что в ее составе функционируют специализированные природоохранные органы.
Государство должно всячески поощрять осуществляемую в законных формах общественную активность по охране природных богатств, защите окружающей среды, строго взыскивать с должностных лиц, которые нередко препятствуют деятельности негосударственных объединений и организаций экологической направленности.
Для предупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значение имеет принцип неотвратимости привлечения к ответственности и применения наказания, означающий необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях (бездействии). Наказание должно быть адекватным: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
При назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений, необходимо соблюдать принцип индивидуализации. Следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела и прежде всего характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.
При изучении особенностей отдельных видов преступлений и элементов преступности в масштабах страны, а также регионов и локальных местностей необходимо выявление состояния и динамики преступности, других ее закономерностей. Осуществление операций при помощи информационных методов исследования способствует оптимизации мер борьбы с конкретной разновидностью преступности, созданию и постоянному совершенствованию комплекса мер профилактики преступлений .
———————————
См.: Соболь И.А., Тангиев Б.Б. Разработка и применение геоинформационных технологий в целях противодействия экологической преступности // Гражданин и право. 2008. N 1. С. 25.

Так, например, Б.Б. Тангиев в эффективной борьбе с экологической преступностью называет наличие специальных знаний и технологий в расследовании преступлений . А для того, чтобы успешно расследовать преступления в сфере экологии, специалисту необходимы познания в области экологического права.
———————————
См.: Тангиев Б.Б. Криминология: контроль и противодействие экологической преступности. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 209.

Немаловажный вопрос встает при разграничении экологических преступлений и правонарушений. Существуют подмены административной ответственности уголовной и наоборот, чему способствует, в частности, несовершенство действующего уголовного и экологического законодательства, не содержащего порой четких критериев разграничения преступления и проступка .
———————————
См.: Шеншин В.М. Теоретические подходы и проблемы разграничения экологических правонарушений. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2012. С. 55 — 57.

Одним из недостатков российского законодательства является несоразмерность действующих правовых мер принуждения и причиняемых экологическим правонарушением общественно опасных последствий. Санкции за указанные противоправные деяния в сопоставлении с характером и размером наносимого вреда представляются незначительными. Не удивительно, что они не помогают решить задачи уголовного и административного права в области охраны окружающей среды, закрепленные в ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации . Законодатель предпринимает отдельные попытки исправить сложившееся положение .
———————————
См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1.
См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Так, Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ было усилено наказание за незаконную рубку лесных насаждений. См.: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3601.

Особые сложности на практике возникают в процессе разграничения названных противоправных деяний по объективным признакам их составов. При этом ключевым признаком, объединяющим и в то же время отличающим друг от друга, с одной стороны, экологические преступления, а с другой — экологические административные правонарушения, является объект этих противоправных посягательств .
———————————
См.: Артамонова М.А. Об объекте экологических преступлений и проступков // Законодательство. 2009. N 4. С. 19 — 23.

Одним из важных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями является постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней.
Как отмечает И.С. Назарова, требуется приведение в соответствие с федеральными правовыми актами законодательных актов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения рационального пользования природными ресурсами .
———————————
См.: Назарова И.С. Экологические права личности: конституционно-правовое преломление // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 9. С. 11.

В борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями возрастает роль научно-практических конференций, совещаний, круглых столов, проводимых по соответствующей проблематике. Они объединяют усилия, улучшают координацию в этой сфере деятельности правоохранительных органов.
Повышение эффективности применения мер уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды предполагает также улучшение правоприменительной деятельности органов государственной власти, муниципальных и правоохранительных органов в этой области, что неоднократно отмечают ученые и представители эколого-правовой и уголовно-правовой науки .
———————————
См.: Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 12 — 14; Ермаков В.Д., Желваков Э.Н. Состояние экологической преступности и деликтности в Российской Федерации // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности: Сборник научных трудов. М.: Изд-во ВНИИ Прокуратуры, 1996. С. 7 — 17.

Проблема предупреждения и пресечения экологических преступлений носит актуальный характер, ей придается немаловажное значение на государственном уровне.

Литература

1. Артамонова М.А. Об объекте экологических преступлений и проступков // Законодательство. 2009. N 4. С. 19 — 23.
2. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. М.: Юрист, 2008. С. 18 — 20.
3. Дубовик О.Л. Анализ состояния экологической преступности и правонарушаемости // Аграрное и земельное право. 2006. N 5. С. 13.
4. Ермаков В.Д. Экологические преступления в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной среды. М., 1996. С. 16 — 17.
5. Ермаков В.Д., Желваков Э.Н. Состояние экологической преступности и деликтности в Российской Федерации // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности: Сборник научных трудов. М.: Изд-во ВНИИ Прокуратуры, 1996. С. 7 — 17.
6. Жадан В.Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. 2013. N 4. С. 387 — 393.
7. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996. С. 92.
8. Клетнева Е.Г. Экологическая преступность и роль органов внутренних дел в ее предупреждении: Учебное пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2005. С. 114.
9. Королева М.В. Проблемы криминологической оценки экологической ситуации в России // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 92 — 99.
10. Криминология: курс лекций / Под ред. В.Н. Бурлакова, С.Ф. Милюкова и др. СПб., 1995. С. 153.
11. Мантанов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие: В 2 т. Улан-Удэ, 1998 — 2000. Т. 1. С. 354 — 355.
12. Назарова И.С. Экологические права личности: конституционно-правовое преломление // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 9. С. 11.
13. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 12 — 14.
14. Соболь И.А. Правовое воздействие на общественные отношения в сфере экологии и урбанизация: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 219 — 221.
15. Соболь И.А., Тангиев Б.Б. Разработка и применение геоинформационных технологий в целях противодействия экологической преступности // Гражданин и право. 2008. N 1. С. 25.
16. Тангиев Б.Б. Криминология: контроль и противодействие экологической преступности. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. 352 с.
17. Шеншин В.М. Теоретические подходы и проблемы разграничения экологических правонарушений. Белгород: Белгород, 2012. 192 с.
18. Шестаков Д.А. Криминология: преступность как свойство общества: Краткий курс. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Лань, 2001. С. 12 — 15.
19. Экокриминология (oikoscrimenlogos). Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения / Под общ. ред. В.П. Сальникова; предисл. Д.А. Шестакова. СПб., 2005. С. 11 — 18.

Это интересно:

  • Этапы наследования Этапы оформления наследства. Этапы оформления наследства. 1. Получение в медицинском учреждении справки о смерти. 2. Государственная регистрация смерти гражданина органом ЗАГСа по его последнему месту жительства, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или месту […]
  • Прокурор маркелов Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Нюрнбергский процесс Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Телефон справочной по обращениямв Генеральную прокуратуруРоссийской Федерации: МАРКЕЛОВ Тимофей Лазаревич Родился 20 сентября 1918 года […]
  • Как арендовать земельный участок муниципальной собственности Аренда муниципальной земли Вас интересует вопрос, связанный с арендой муниципальной земли? На Правовед.ru вы всегда сможете найти ответ. Обширная база вопросов с ответами, а также лучшие специалисты в данной сфере в вашем распоряжении. При недостатке информации со страниц портала […]
  • Статья закона об образовании о платных образовательных услугах Инфотека по защите прав потребителей Образовательные услуги Размещен: 16.04.2014 г. ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В связи с тем, что платные образовательные услуги в настоящее время пользуются большим спросом, на потребительском рынке присутствует многообразие образовательных […]
  • Страховка техосмотр москва Техосмотр в Москве с доставкой Диагностическая карта техосмотра в Москве с доставкой ЗАЯВКА НА ТЕХОСМОТР: У нас вы сможете купить техосмотр c доставкой по Москве (1-2 часа) или заказать электронный техосмотр и получить скан своей карты техосмотра по электронной почте (15 минут). […]
  • Пенсия смена места жительства ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 28 сентября 2017 Если пенсионер меняет место жительства, ему могут выплачивать пенсию по новому месту жительства (месту пребывания). Если смена места […]
  • Куда подать заявление в мвд Нормативы Москвы: Как подать заявление в полицию 19 августа, 2015 Поделиться в социальных сетях: Елена Богданова. Фото: m24.ru/Александр Авилов Подача заявления в полицию – не такое сложное дело, как кажется многим. О том, как это сделать и какой путь проходит обращение, m24.ru в рамках […]
  • Как отучится на нотариуса Все нотариусы Воронежа и области Все телефоны и адреса нотариусов в одном месте Как стать нотариусом? Нотариус – это одна из профессий юриспруденции, которая в наше время является перспективной, высокооплачиваемой и уважаемой. Но стоит отметить, что у представителей данной профессии […]

Author: admin