Экспертиза при лишении родительских прав

Содержание:

Спорные вопросы судебно-психологической экспертизы и консультаций о праве на воспитание детей

Горьковая И.А. (Санкт-Петербург), Енгалычев В.Ф. (Калуга)

Горьковая Ирина Алексеевна

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Енгалычев Вали Фатехович

– доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и юридической психологии и директор Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики (НИЦСЭиК) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

В последние годы в гражданском судопроизводстве все чаще возникает запрос на производство судебно-психологической экспертизы по разрешению споров о праве на воспитание детей. Сам родитель, другой родственник также могут в ситуации семейного конфликта обратиться к психологу для оценки психического состояния ребенка и его отношений к членам семьи, прежде всего, к матери и отцу.

В таких случаях в первую очередь обычно решаются вопросы материально-правого характера. Однако не менее важен анализ психологических аспектов этой проблемы.

При производстве такого рода экспертиз у специалистов-психологов возникает немало трудностей, которые в какой-то мере уже поднимались (Горьковая И.А., Никольская И.М., 2011).

1. Разнообразие ситуаций, лежащих в основе спора о воспитании детей:

• воспитание младшего брата или сестры старшим сиблингом вследствие тяжелой болезни и смерти матери в ситуации ухода из семьи отца на несколько лет и его последующего возвращения;

• гибель обоих родителей;

• лишение родительских прав при уклонении родителя от выполнения обязанностей по воспитанию ребенка или злоупотребления родительскими правами;

• установление порядка свиданий с ребенком для родственников (одного из родителей, бабушек, дедушек, др.), которые проживают отдельно от него.

Все перечисленные ситуации можно отнести к трудным, так как все участники спора обычно являются добропорядочными людьми, которые проявляют искреннюю заинтересованность в дальнейшей судьбе ребенка.

М.М. Бубнова, являющаяся руководителем центра «Семья», на круглом столе, посвященном вопросам по разрешению споров о праве на воспитание детей, проходившем в сентябре 2011 года в Санкт-Петербурге, в своем докладе привела такие аналитические данные. Из 340 судебно-психологических экспертиз, проведенных ее сотрудниками за последние 10 лет, в 63% рассматривался вопрос о постоянном проживании ребенка с каким-либо родителем, в 21% – о лишении родительских прав и в 16% экспертиз – об определении порядка встреч с ребенком.

Психолог Э.Л. Хайт из Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина, обобщая ситуации «раздела детей», исходит из этапов конфликтов между супругами. Она указывает, что на начальном этапе за психологической помощью обращаются обычно матери, которые удивлены и возмущены тем, что их мужья неожиданно для них начинают претендовать на исполнение своих родительских обязанностей. От психолога в данной ситуации ожидается не психологическая помощь в адекватном разрешении конфликта, а безусловная поддержка и подкрепление в виде справки, в которой должны быть отражены причины, обосновывающие недопущение супруга к ребенку. Другая сторона спора в это время обращается к другому психологу с той же проблемой и теми же ожиданиями, но уже в свою пользу.

На следующем этапе происходит подключение педагогов, воспитателей, органов опеки и попечительства, подаются исковые заявления в суд. Здесь отношения уже становятся высококонфликтными. Ребенок, с одной стороны, является желаемым доказательством победы, а, с другой, – орудием предоставления боли бывшему супругу / супруге.

И здесь следует сразу поднять вопрос о проблеме медиаторства в разрешении супружеских конфликтов. По нашему мнению, около половины споров относительно ребенка можно было бы решить исходя из интересов ребенка, сохранения его нервно-психического статуса, и в результате прийти к приемлемым компромиссам.

Например, родители пятилетней девочки находятся в процессе развода. Отец ребенка, который до этого практически не принимал участия в воспитании дочери, стал контролировать все действия жены относительно ребенка. По совету адвоката, установил дома скрытую видеокамеру, чтобы, по его словам, «иметь доказательства плохого качества ухода за ребенком и воспитательной несостоятельности жены». В дальнейшем в его намерения входило поднятие вопроса о лишении родительских прав жены.

При проведении психологической консультации было выявлено, что свекровь с самого начала не признала невестку и, в дальнейшем, свою внучку. Она за все пять лет жизни внучки видела ее всего три раза и ни разу не принимала семью сына на своей территории, в своей квартире. Она неоднократно заявляла о том, что ждет развода сына и его нового гипотетического брака с «подходящей», с ее точки зрения, женщиной. Свекровь систематически поддерживала отношения со своим сыном и оказывала на него давление, он, в свою очередь, высказывал ряд претензий к своей жене. В итоге, жена не выдержала и подала на развод, так как «устала быть виноватой по факту своего статуса жены этого человека и отвержения со стороны свекрови». Муж, по сути, продолжал любить жену, вопреки матери. Он видел привязанность жены к дочери и попытался манипулировать ею, поставив перед альтернативой: или развод и лишение дочери, или дальнейшее совместное проживание. На очередной встрече супруг признал, что он даже детально не продумывал: где он с дочерью будет проживать, как будет совмещать работу с уходом и воспитанием дочери в случае, если его намерения по лишению родительских прав жены вдруг реализуются.

После вмешательства психолога в роли медиатора семья сохранилась. Супруги стараются при его помощи построить гармоничные отношения и совместно участвуют в воспитании дочери.

Некоторые авторы более пессимистично смотрят на проблему медиаторства. Так, Э.Л. Хайт эмоционально пишет о том, что «страсти в подобных ситуациях накаляются до предела, взаимная ненависть ранее близких и родных людей выжигает то общее, хорошее, что, наверное, было у них когда-то, обжигает не только их, но и тех, кто соприкасается с этими ситуациями; непримиримость позиций делает мир черно-белым, окружающие делятся на своих и врагов» (2011, С. 255-256).

Отдельно встает вопрос о том, кто может стать хорошим медиатором. По мнению К.А. Иванова, это может быть адвокат, судья в отставке, предприниматель, психолог, главное, это должен быть «человек компромисса», который «психологически предрасположен к медиации, умеет договариваться и знает, как помочь это сделать другим» (Иванов К.А., 2011, С. 145). Согласиться с таким подходом довольно трудно. Для урегулирования семейных споров необходим семейный психолог.

2. Сложности, связанные с проблемой методического обеспечения психологического исследования ребенка.

Существующие методы и методики психологического исследования не всегда адекватны целям и задачам проведения судебно-психологической экспертизы. К выполнению определенных психологических заданий ребенка могут готовить (натаскивать). В настоящее время практически отсутствуют научные исследования применения существующих методов и методик и разработки новых и гибких психологических инструментов в целях производства судебно-психологической экспертизы по вопросам о праве воспитания детей, хотя бы на феноменологическом уровне. По нашему мнению, применяемые психологические методы и методики должны дать возможность специалисту оценить не только психическое состояние и свойства личности детей, но также особенности их субъективного мира, доминирующие и часто неосознаваемые переживания, внутриличностные конфликты, процессы адаптации к стрессу. Не менее, а подчас еще более важно иметь в арсенале методики для изучения системы отношений ребенка, его представлений о семье и самочувствия в семье, для оценки дифференцированного отношения к разным членам семьи и отслеживания динамики этих отношений.

3. Сложность выделения критериев или значимых психологических обстоятельств, которые могут стать доказательствами при установлении судом способности определенных членов семьи к адекватному, планомерному, осознанному осуществлению ими родительских прав и обязанностей с учетом особенностей развития ребенка, к возможностям воспитания полноценного жизнеспособного члена общества.

Обычно к наиболее значимым обстоятельствам относят:

• особенности когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер родителей ценностные ориентации и индивидуально-психологические особенности родителей;

• мировоззрение родителей, в том числе, религиозные установки;

• представленность в сознании структуры мотива поведения каждого из родителей в детско-родительских отношениях;

• осознание материальных, временных, интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих и других воспитательных возможностей;

• осознание внутрисемейной ситуации, истинных причин семейного конфликта.

• Не менее важно установить степень психофизиологической, психологической и социально-психологической совместимости каждого из родителей с ребенком.

• Еще один важный критерий – способность к длительным диадным эмоциональным отношениям в системе «родитель-ребенок».

Представим следующий пример. На консультацию обратилась женщина 35 лет, искусствовед, мать мальчика 5 лет. Она рассказала, что находится с мужем, отцом мальчика, в процессе развода. В настоящий момент она вместе с сыном от мужа ушла и сейчас проживает вместе со своей матерью. Клиентка позволяет отцу раз в неделю общаться с сыном в течение 2 часов во дворе около дома или, в случае плохой погоды, в ближайшем кафе. В связи с тем, что отец претендует на то, чтобы сын проживал вместе с ним, мать предъявила запрос к психологу – доказать мужу, что ребенку лучше проживать вместе с матерью.

По результатам психологического исследования у клиентки выявлен ускоренный темп психомоторной деятельности, живость и яркость эмоциональных реакций, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, импульсивность и непереносимость ожидания, творческая направленность личности, высокий интеллектуальный уровень, разносторонние интересы. Характеризуя себя, говорила: «Не терплю занудства, не люблю планомерности – как можно заранее все задумать и потом исполнить? А как же внешние обстоятельства? Порывы души?»

Отец ребенка, офицер высокого ранга, 48 лет, согласился принять участие в консультациях и пройти психологическое обследование. Был определен умеренный темп психомоторной деятельности, ровный фон настроения, хороший самоконтроль, высокие волевые качества, развитое чувство долга и ответственности, сознательность, добросовестность, исполнительность, аккуратность, педантизм, умение работать на результат, высокий интеллект. Характеризуя себя, рассказывал: «Мужчина должен жить по плану. Четко ставить цель и ее достигать. Мужчина – это опора, скала, а за ней жена, дети, Родина». Объяснил, что они развелись с женой, так как очень разные. «Жена – как яркая бабочка, украшала жизнь. Но жить с ней долго – невозможно. Полная неопределенность – идешь домой и не знаешь, что тебя ждет. Какое у нее будет настроение. Будет еда или не будет. Не соблюдает режим ребенка тотально: ему надо полноценно питаться, а она вместо обеда может накормить пирожным, мороженым. Надо лечиться, когда он болеет, а она лечение бросает. Надо спать – а она с ним играет, носится, прыгает. Утром ни ей, не ребенку не встать. Она его любит, но он ее раздражает. То медленно одевается, то ел и рубашку испачкал, которую она на него надела, чтобы вести на открытие выставки. А я хочу вырастить его настоящим мужчиной, по возможности офицером, хотя давить не буду. И чтобы он умел держать цель и отвечать за свои поступки. Хочу, не хочу – но сын должен». Рассказывая о мальчике, отец выражал озабоченность, что непоследовательность и потворствование матери сказывается на развитии личности ребенка – если у сына возникают трудности, он легко отказывается от деятельности, а мама на это не обращает внимания.

Психологическое исследование ребенка определило умеренный темп психической деятельности, повышенную истощаемость и сензитивность, некоторую демонстративность, склонность к манипуляции, рентные установки. Привязан к обоим родителям. И мать, и отец имеют для него высокую эмоциональную значимость. Матерью уже умеет управлять, говорит, что с ней ему «легче». Власть отца понимает, ему подчиняется, любит с ним заниматься, охотно вместе с отцом участвует в выполнении разных дел (выносит мусор, моет машину, делает скворечник), ездит на тренировки, на рыбалку.

С родителями по результатам исследования была проведена беседа. Констатировано, что по психическому темпу и способности к переключаемости (на уровне психофизиологии) сын более совместим с отцом. Отец легче и осознано приспосабливается к нуждам и возрастным особенностям ребенка, тогда как мать старается общаться с сыном как с другом, на равных, и предъявляет ему требования и заставляет участвовать в мероприятиях, не соответствующие возрасту. Ее раздражает, когда он ее требований не может исполнить, конфликтует.

Было предложено серьезно обдумать и обсудить возможность основного проживания сына с отцом при систематическом общении с матерью. Были приведены аргументы, акцентирующие интересы ребенка, которые оба родителя серьезно восприняли.

Через 6 месяцев состоялся бракоразводный процесс, на который психолог был приглашен в качестве свидетеля. В итоге суд постановил, что ребенок будет проживать с отцом, а мать имеет право видеться с ребенком с учетом ее желаний и распорядка дня ребенка в середине недели 4-5 часов и на выходных. Мать с решением суда согласилась.

Интересно, что через год мать стала общаться со своим сыном только на выходных. Бывшие супруги установили формально доброжелательные отношения. У ребенка не наблюдалось никаких невротических симптомов, более того, он стал спокойнее, увереннее в себе, самостоятельнее и по-прежнему хорошо относился к обоим родителям. С радостью проводил время с мамой с середины субботы до середины воскресенья.

4. Следующая группа сложностей связана с проблемами учета судом мнения ребенка и зависимого от родителей поведения ребенка.

• Суд может не учитывать желание ребенка (даже подросткового возраста) жить с отцом или матерью, если, по мнению суда, это желание не соответствует действительным интересам ребенка. «Определяя за ребенком место его жительства…, суд с методологической точки зрения превращается в некоего Пигмалиона, опирающегося при формировании судебного решения лишь на житейскую мудрость… для повышения объективности при рассмотрении данной категории дел участие эксперта-психолога абсолютно необходимо» (Ситникова А.Е., Ермолин А.В., 2002, С. 105).

• Суд может решить, что ребенок желает жить с определенным родителем, так как он находится под его влиянием и транслирует его мнение. В одном случае это может происходить в силу особенностей мыслительных процессов ребенка, не позволяющих ему в полной мере понимать и анализировать поступающую информацию, видеть истинное положение вещей. В другом случае – из-за страха перед этим родителем (психологическое насилие).

И здесь особо острой оказывается ситуация, когда мнение суда и мнение психолога-эксперта, подтверждающего желание ребенка, устанавливающего или, напротив, опровергающего факт зависимого поведения ребенка, расходятся.

5. Пятая группа сложностей обусловлена нерешенностью вопроса о том, кто должен проводить судебно-психологическую экспертизу или давать заключение о психическом состоянии и системе отношений ребенка:

• специально подготовленный для этого эксперт

Если встает вопрос о специально подготовленном эксперте, то кто и как должен его готовить? По нашему мнению, проводить судебно-психологическую экспертизу имеет право психолог, имеющий подготовку по психологии развития, семейной психологии, клинической психологии, юридической психологии, психодиагностике, психологическому консультированию. Если необходима дополнительная судебно-психиатрическая экспертиза, ее должен проводить психиатр.

6. Последняя группа трудностей, которые следует учитывать, касается спорных решений суда (необоснованных и невыполнимых).

Приведем конкретный пример. По решению суд разрешил матери видеться с сыном по воскресеньям по месту его жительства с отцом (бывшим мужем женщины), и только в присутствии психолога, работающего в ЦВЛ «Детская психиатрия». Мать ребенка обратилась в ЦВЛ «Детская психиатрия» с просьбой заключить с нею официальный договор на оказание психологом услуг по сопровождению ее встреч с сыном. Без такого договора отец ребенка во встречах отказывает. Однако психологи ЦВЛ «Детская психиатрия» не имеют права оказывать коммерческие услуги и потому не могут заключить такой договор с матерью.

В данной статье авторы представили только некоторые актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и консультаций по разрешению споров о праве на воспитание детей. Судебно-психологическая экспертиза является одной из наиболее сложной и спорной. Эта статья носит только установочный характер, так как каждый из обозначенных пунктов нуждается в подробном анализе и обсуждении.

Литература

Ссылка для цитирования

Горьковая И.А., Енгалычев В.Ф. Спорные вопросы судебно-психологической экспертизы и консультаций о праве на воспитание детей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, – тел.8(495)118-31-03, [email protected], учреждение судебной экспертизы

Психологическая экспертиза ребенка, детско-родительских отношений

Психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений в семье, возникает, в основном, в ходе судебных и иных правовых споров. Данные споры касаются определения места жительства ребенка, решения вопроса о частоте встреч с родителем или опекуном, а также решения вопроса о лишении кого-либо из родителей родительских прав.

Экспертиза ребенка и детско-родительских отношений – что говорит закон?

В соответствии с п.3 ст.65 Семейного Кодекса Российской Федерации ” Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.”

В соответствии с ст.24 Семейного Кодекса РФ ” При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.”

Для чего проводится экспертиза ребенка и детско-родительских отношений?

Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.

Судебная психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений может ответить на следующие вопросы:

-Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?

-К кому из родителей ребенок привязан больше?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

-Каков уровень тревожности ребенка?

-Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

-Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?

-Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

-Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?

-Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

-Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

-Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

-Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?

-Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

-Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

-Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?

Как правильно поставить вопросы на разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений?

Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 №10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей“. В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов.

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями. Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей. Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы. Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним. Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик. Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом. Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение». Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок. ». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки. Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям. Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека. Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями. Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Это интересно:

  • Сайт мо рф единый реестр Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Заявление на постановку ооо на учет в фсс Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
  • Жить после развода у мужа Как жить после развода? Если хорошо подумать, то развод, как бы трагичен он не был, это всего лишь окончание чего-то перед началом чего-то другого. Неплохо было бы разобраться, о чём мы жалеем при разводе больше: о потерянном времени в прошлом или об утраченных возможностях, на которые […]
  • Содержание и форма искового заявления гпк Исковое заявление и его реквизиты по ГПК РФ. Порядок исправления недостатков искового заявления Исковое заявление – установленная законом форма обращения в суд за разрешением спора о субъективном праве. В исковом заявлении выражается воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за […]
  • Приказ на допуск к работе после стажировки Примерная форма приказа о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] г. [ вписать нужное ] О допуске к […]
  • Муж это родственник или нет по закону Являются ли муж и жена родственниками? В повседневной жизни мужа и жену много связывает: дети, имущество, права и обязанности. По крови – нет, а по смыслу наверно – да? Ну, не по смыслу, а скорее по восприятию. Это субъективно. Но вообще - да, по закону жена относится к ближайшим […]
  • Статистика инициаторов разводов Статистика и причины разводов Экономические науки Похожие материалы Давно прошло то время, когда развод был редкостью и обсуждался, как большой скандал. В нашем современном мире разводом уже никого не удивишь. Приблизительно с 1970 года количество разводов в России стало значительно […]
  • Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов… нет, […]

Author: admin