Эстонский стаж работы

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2015 г. N 4-КГ15-26 Суд отменил принятое ранее решение и принял новое решение об отказе в признании недействительным решения об отказе в назначении трудовой пенсии и возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить трудовую пенсию, поскольку материалами дела подтверждается, что у истицы отсутствует необходимый трудовой стаж и у ответчика не имелось оснований для назначения ей трудовой пенсии по старости на территории РФ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 ноября 2015 г. гражданское дело по иску Климкиной Т.В. к государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии недействительным, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить трудовую пенсию

по кассационной жалобе представителя государственного учреждения — Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области Викторовой Н.В. на решение Подольского городского суда Московской области от 11 февраля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 мая 2014 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Климкиной Т.В. по доверенности Трофимовой Л.А. и Сотниковой С.И., возражавших против доводов кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Климкина Т.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области (далее ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области) о признании решения ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области от 14 октября 2013 г. об отказе в назначении трудовой пенсии недействительным, возложении обязанности включить в стаж периоды работы на территории Эстонской Республики и назначить трудовую пенсию по старости.

В обоснование требований Климкина Т.В. ссылалась на то, что в октябре 2013 года по достижении возраста 55 лет она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 7 и 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области от 14 октября 2013 г. Климкиной Т.В. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что трудового (страхового) стажа на территории Российской Федерации она не имеет, трудовая деятельность осуществлялась ею на территории Эстонской Республики, в связи с чем указанные периоды работы не подлежат включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации.

Климкина Т.В. полагала, что периоды ее работы имели место не в Эстонской Республике, а в ЭССР, входившей в состав СССР, поэтому подлежат включению в стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Приведенные ответчиком в обоснование отказа в назначении ей трудовой пенсии по старости положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. не применимы при оценке ее трудовых прав.

Решением Подольского городского суда Московской области от 11 февраля 2014 г. исковые требования Климкиной Т.В. удовлетворены частично. Решение ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области от 14 октября 2013 г. об отказе Климкиной Т.В. в назначении трудовой пенсии по старости признано недействительным.

На ответчика возложена обязанность включить в стаж Климкиной Т.В. для назначения трудовой пенсии по старости периоды ее работы на территории бывшего СССР: с 25 июля 1977 г. по 14 июня 1978 г. в должности младшего продавца в магазине . Таллиннского II Продторга, с 15 июня 1978 г. по 26 сентября 1978 г. — кассира-контролера в магазине «. » Таллиннского II Продторга, с 27 сентября 1978 г. по 7 марта 1979 г. — кассира в магазине «. » Таллиннского I Продторга, с 11 марта 1979 г. по 31 октября 1979 г. — младшего продавца в магазине «. » Таллиннского 1 Продмага, с 1 ноября 1979 г. по 11 мая 1982 г. — кассира-контролера в магазине «. » Таллиннского I Продмага, с 12 мая 1982 г. по 14 мая 1984 г. — кассира-контролера в магазине «. » Таллиннского I Продмага, с 15 мая 1984 г. по 31 января 1985 г. — диспетчера в отделе коммерческой работы Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог ЭССР Автотранспортного объединения «. «, с 1 февраля 1985 г. по 14 сентября 1987 г. — старшего диспетчера в отделе коммерческой работы Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог ЭССР Автотранспортного объединения «. «, 13 октября 1987 г. по 27 мая 1988 г. — бухгалтера Министерства «. » Эстонской ССР, с 10 июня 1988 г. по 1 февраля 1991 г. — бухгалтера в кооперативе «. » и назначить трудовую пенсию по старости с 4 октября 2013 г.

В иске о включении в стаж периода обучения Климкиной Т.В. с 1 сентября 1974 г. по 21 июля 1977 г. в среднем профессионально-техническом училище N . отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 мая 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований, как незаконных, и принятия по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 23 апреля 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 15 сентября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ответчик, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции в лице своего представителя, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании ст. 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Климкина Т.В. обратилась в ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с достижением возраста 55 лет на основании ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Решением ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области от 14 октября 2013 г. Климкиной Т.В. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что трудового стажа на территории Российской Федерации она не имеет, трудовая деятельность осуществлялась ею на территории Эстонской Республики, поэтому эти периоды работы не подлежат включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации.

Климкина Т.В. согласно сведениям трудовой книжки работала в организациях, расположенных на территории Эстонской ССР, а именно: с 25 июля 1977 г. по 14 июня 1978 г. в должности младшего продавца в магазине «. » Таллиннского II Продторга, с 15 июня 1978 г. по 26 сентября 1978 г. — кассира-контролера в магазине «. » Таллиннского II Продторга, с 27 сентября 1978 г. по 7 марта 1979 г. — кассира в магазине «. » Таллиннского I Продторга, с 11 марта 1979 г. по 31 октября 1979 г. — младшего продавца в магазине «. » Таллиннского I Продмага, с 1 ноября 1979 г. по 11 мая 1982 г. — кассира-контролера в магазине «. » Таллиннского I Продмага, с 12 мая 1982 г. по 14 мая 1984 г. — кассира-контролера в магазине «. » Таллиннского I Продмага, с 15 мая 1984 г. по 31 января 1985 г. — диспетчера в отделе коммерческой работы Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог ЭССР Автотранспортного объединения «. «, с 1 февраля 1985 г. по 14 сентября 1987 г. — старшего диспетчера в отделе коммерческой работы Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог ЭССР Автотранспортного объединения «. «, с 13 октября 1987 г. по 27 мая 1988 г. — бухгалтера Министерства «. » Эстонской ССР, с 10 июня 1988 г. по 1 февраля 1991 г. — бухгалтера в кооперативе «. «.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Климкиной Т.В. о признании недействительным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить указанные периоды в стаж работы истца для назначения трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и Договора, заключённого между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась Климкиной Т.В. на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами она имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации. При этом суд указал, что названным Договором при назначении пенсии предусмотрен учёт периодов пенсионного стажа, приобретённого на территориях стран-участников Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

По мнению суда первой инстанции, к спорным отношениям должны применяться положения п. 2 ст. 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и п. 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18, в соответствии с которыми для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключён Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также — Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации — к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).

Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретённые на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учёта пенсионного стажа, приобретённого согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретённый на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчёт и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п.п. 1, 2 ст. 5 Договора).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретённого на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретённый на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 3 ст. 5 Договора).

Пунктом 1 ст. 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретённому на её территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретённого на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретённому на её территории, согласно своему законодательству.

Следовательно, в соответствии с приведёнными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретённый гражданами на территории Российской Федерации.

6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее — Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5 Соглашения).

Судом при рассмотрении дела установлено, что у Климкиной Т.В. трудового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации не имеется, в связи с чем исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм Договора у ответчика не имелось оснований для назначения Климкиной Т.В. трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации. Такое право Договором предоставлено пенсионным органам Эстонской Республики в соответствии с законодательством Эстонской Республики.

По сообщению Департамента социального страхования Таллиннского бюро от 30 января 2014 г. Климкина Т.В. за назначением пенсии на территории Эстонской Республики не обращалась.

Ссылка судебных инстанций на положения п. 2 ст. 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и п. 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 необоснованна, поскольку Эстонская Республика не является страной-участником Соглашения от 13 марта 1992 г. При этом судебными инстанциями не принято во внимание наличие специального международного акта, заключенного 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения.

Ввиду того, что стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, выработанный Климкиной Т.В. на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона в соответствии с заключенным 11 июля 2011 г. Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок его применения, должна выплачивать пенсионное обеспечение, у нее отсутствует, суд неправомерно возложил на ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области обязанность включить в стаж для назначения трудовой пенсии по старости Климкиной Т.В. периоды ее работы на территории Эстонской ССР, а также назначить Климкиной Т.В. трудовую пенсию по старости на основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Климкиной Т.В. к ГУ — ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области нельзя признать законными. Указанные судебные постановления приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Климкиной Т.В., не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:

решение Подольского городского суда Московской области от 11 февраля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 мая 2014 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Климкиной ТВ к государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии недействительным, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить трудовую пенсию.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

  • Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
  • Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
  • Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Литовской Республики, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Литовской Республики, в том числе и до вступления в силу Соглашения от 26.09.1999. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
  • Гражданам, прибывшим из государства — республики бывшего СССР, не заключившего соглашение с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.

Пенсионный стаж

Пенсионный стаж

Пенсионный стаж формируется деятельностью, происходившей на вашем жизненном пути – обучением, воспитанием детей, работой и военной службой.

Пенсионный стаж подразделяется на две категории:

1. пенсионно-правовой стаж до 31.12.1998, который рассчитывается на основании трудовой книжки и документов;

2. стаж пенсионного страхования начиная с 01.01.1999, который рассчитывается на основании уплаченного за вас социального налога.

Пенсионный стаж может состоять также только из пенсионно-правового стажа или только из стажа пенсионного страхования.

Дополнительная информация

Пенсионно-правовой стаж

В состав пенсионно-правового стажа (до 31.12.1998) входят следующие виды деятельности:

1. работа;
2. работа в качестве предпринимателя – физического лица, если вы платили социальный налог;

3. служба в Силах обороны Эстонии;

4. учеба в профессиональном учебном заведении, прикладном высшем учебном заведении или университете на стационарной форме обучения;

5. уход за маленьким ребенком до достижения последним трехлетнего возраста (одному из воспитателей ребенка);

6. воспитание ребенка в течение не менее восьми лет (одному из воспитателей ребенка – по два года на каждого ребенка);

7. участие в обучении для рынка труда при посредничестве службы трудовой занятости и время, в течение которого вы получали пособие по безработице;

8. забота об инвалиде I группы или о ребенке-инвалиде в возрасте до 18 лет;

9. деятельность в качестве члена творческих союзов и профессиональных объединений;

10. работа на хуторе, если хутор был освобожден от уплаты налогов;

11. работа в обязательном порядке лица, наказанного условным лишением свободы, участие в исправительных работах без лишения свободы или работа в лечебно-трудовом профилактории.

Воспитание детей

Лица, воспитывающие детей, договариваются между собой, кто может использовать пенсионный стаж:

  • за заботу о маленьком ребенке до достижения ребенком трехлетнего возраста;
  • за воспитание ребенка (8 лет).

Договоренность выражается в виде письменного согласия (ссылка на письменное согласие).

Пример 1. Андрей и Юлия не были женаты, обоим было около двадцати лет, и у них родилась дочь Марина. Андрей внесен в свидетельство о рождении как отец Марины. Когда дочери исполнилось два года, Андрей ушел из семьи. Сейчас Юлия ходатайствует о пенсии. К ходатайству необходимо приложить согласие Андрея на то, что воспитание Марины будет засчитано как стаж Юлии.

Пример 2. Петр и Лилия были женаты, и у них было двое детей – Майя и Илья. Геннадий и Кристина были женаты, и у них также было двое детей – Юра и Ира. Шли годы, жизнь менялась, и Геннадий развелся со своей первой супругой Кристиной и женился на Лилии, которая только что рассталась со своим мужем Петром. Дети Лилии от первого брака Илья и Майя, а также младшая дочь Геннадия Ира, которая была на момент заключения нового брака отца семилетней, росли вместе с Лилией и Геннадием.

Сейчас Лилия выходит на пенсию. Она получила от Петра согласие на причисление стажа за воспитание Майи и Ильи к своему стажу. Поскольку Лилия в течение 8 лет растила младшую дочь Геннадия Иру и была в это время замужем за отцом Иры Геннадием, при согласии обоих биологических родителей (Геннадия и Кристины) она сможет также использовать и стаж за воспитание Иры.

Служба в Советской Армии

К пенсионно-правовому стажу относится работа и обучение на территории Советского Союза до 31.12.1990, если у вас имеется не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии.

К пенсионно-правовому стажу относится время обязательной воинской службы и альтернативной службы на территории бывшего Советского Союза до 31.12.1990 при условии, что все следующие условия выполнены:

  • вы были призваны на службу из Эстонии;
  • у вас имеется не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии;
  • никакое другое государство не платит пенсию за данный стаж.
  • до и после призыва на службу за пределами Эстонии вы проживали в Эстонии;
  • у вас имеется не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии;
  • никакое другое государство не платит пенсию за данный стаж.

Дополнительная информация

Стаж пенсионного страхования

Начиная с 1 января 1999 года основанием для расчета стажа пенсионного страхования служит социальный налог. На основании стажа пенсионного страхования проверяются проработанные вами годы и наличие у вас права на пенсию.

Стаж пенсионного страхования не служит основанием для расчета размера пенсии. Один год стажа пенсионного страхования мы засчитываем в том случае, если за вас платилась или начислялась часть пенсионного страхования в составе социального налога, по меньшей мере, с минимальной ставки заработной платы.

Пример 1: Если вы в течение 15 лет получали минимальную заработную плату, то у вас имеется 15 лет стажа пенсионного страхования. Если за вас платили социальный налог с меньшей суммы, чем минимальная заработная плата, то ваш стаж пенсионного страхования будет меньше 1.

Пример 2: Если вы проработали 15 лет на полставки, и ваша заработная плата составляла половину минимальной заработной платы, то ваш стаж пенсионного страхования составляет 7,5 лет. Для получения полных 15 лет стажа вы должны в таком случае проработать 30 лет.

Дополнительная информация

Страховой пай

При расчете размера пенсии учитывается страховой пай.

Страховой пай – это соотношение уплаченного за вас социального налога и среднего социального налога в Эстонской Республике. Размер вашего страхового пая составляет сумма всех ваших страховых паев, оплаченных с 01.01.1999 по сегодняшний день. Размер страховых паев можно проверить с помощью справки из регистра (ссылка на сайт eesti.ee).

Следующий пример описывает формирование страхового пая в 2015 году, когда средняя заработная плата составляла 11 628,60 евро в месяц. Если вся ваша заработная плата в 2015 году составляла 11 628,60 евро, независимо от количества проработанных месяцев, размер вашего страхового пая составляет 1.

Пример 1. Если в 2015 году вы работали и получали каждый месяц заработную плату в размере 969,05 евро (или 12 x 969,05 = 11 628,60 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год составляет 1.

Если в 2015 году вы проработали 3 месяца и все три месяца получали заработную плату в размере 3876,20 евро (или 3 х 3876,20 = 11 628,60 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год также составляет 1.

Следующий пример описывает, как размер дохода влияет на размер страхового пая в 2015 году. При получении заработной платы выше среднего уровня увеличивается ценность страхового пая, начисляемого за 2015 год.

Пример 2. Если в 2015 году вы работали и получали за каждый месяц заработную плату в размере 1520 евро (или в течение всего года 12 x 1520 = 18 240 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год составит 1,569. Если в 2015 году вы проработали 4 месяца и все четыре месяца получали заработную плату в размере 4560 (или в течение всего года 4 x 4560 = 18240 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год также составит 1,569.

Следующий пример описывает, как размер дохода влияет на размер страхового пая в 2015 году. При получении дохода ниже среднего уровня, размер страхового пая, начисляемого за 2015 год, составляет менее 1.

Пример 3. Если в 2015 году вы работали и получали за каждый месяц заработную плату в размере 879 евро, то размер вашего страхового пая за 2015 год составляет 0,898.

Резюме

Годовой страховой пай равен 1, если годовая сумма социального налога, уплаченного с ваших доходов, равна годовой сумме социального налога, уплаченного со средней заработной платы в Эстонской Республике.

Страховой пай больше 1, если социальный налог, уплаченный с полученного вами за год дохода, больше социального налога, уплаченного со средней по государству заработной платы в этом году.

Пример 4. С 1999 по 2015 год Ану работала директором крупного учреждения. Работодатель платил за нее социальный налог в течение 17 лет. Поскольку заработная плата Ану была больше средней заработной платы по Эстонии, то размер страхового пая Ану за 17 лет составил 32,456.

Страховой пай меньше 1, если уплаченный социальный налог меньше социального налога, уплаченного со средней заработной платы за год.

Пример 5. С 1999 по 2015 год Тоомас работал младшим продавцом в магазине электроники. Работодатель в течение 17 лет платил за него социальный налог. У Тоомаса имеется 17 лет стажа пенсионного страхования. Поскольку зарплата Тоомаса была меньше, чем средняя зарплата по Эстонии, размер страхового пая за 17 лет составил 14,567.

Подробнее о расчете пенсии (здесь – ссылка на страницу «Расчет пенсии»).

Размер своего пая вы можете проверить с помощью справки из регистра (ссылка на сайт eesti.ee).

Страховой единицей является отношение социального налога и средней ставки социального налога в Эстонской Республике, рассчитанной или выплаченной в год. Сумма вашей страховой доли — это сумма всех ваших страховых акций с 1 января 1999 года по сегодняшний день. Размер страховых единиц можно проверить registriteatiselt.

Вы можете проверить размер своего устройства на государственном портале registriteatiselt.

Это интересно:

  • Претензия перевозчика к экспедитору Претензии и иски в области транспортно-экспедиционных отношений (статья) В настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров - в зависимости от субъектного состава […]
  • Сколько составит размер пенсии Пенсии в России В 2016 году средняя пенсия по старости в России составит около 13 тысяч рублей [5] — это примерно 40 % от средней зарплаты. [6] Возраст выхода на пенсию в России составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, таким образом, наши пенсионеры начинают получать пенсию […]
  • Статья 333 Нк рф госпошлина Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством […]
  • Экспертизы при 264 статье Автотехническая экспертиза по ДТП - что это такое? Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое автотехническая экспертиза по материалам и делам о ДТП, для чего она проводится, какие цели и задачи ставятся при ее назначении. Начиная наш разговор, хочется отметить, […]
  • Ч3 ст66 закона о контрактной Какие документы, согласно ч.3 ст.66 44-Ф3, необходимо предоставить в первой части заявки на участие в электронном аукционе? Добрый день. Подскажите пожалуйста заказчик требует чтобы первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, указанные в […]
  • Разрешение на рыболовство Разрешение на рыболовство Специальным актом, который регулирует правоотношения в области использования и охраны водных биологических ресурсов, является Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [6]. Статья 16 данного Закона предусматривает […]
  • 68 закон от 2018 года Федеральный закон от 18.04.2018 N 68-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимном признании образования и (или) квалификаций" О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И […]
  • Расчеты с бюджетом по налогам счет Расчеты с бюджетом по налогам счет 3.4. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам Налоги в Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги устанавливаются законодательством РФ и являются едиными для всей страны. Данные налоги могут […]

Author: admin