Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Как влияет инфляция на налог

Как влияет инфляция на налог

19.3. Влияние инфляции на финансы

Современная инфляция, превратившаяся в хроническое явление капиталистического воспроизводства, модифицирует финансовые отношения. Эти модификации происходят по нескольким направлениям.

Во-первых, инфляция стимулирует рост государственных расходов вследствие роста цен на товары и услуги. Государство покупает вооружение и горючее, машины и оборудование, продовольствие и сырье, оплачивая их по инфляционным ценам, особенно те товары, которые приобретаются по контрактам. Это вынуждает государство тратить на их оплату все больше средств. В США расходы федерального бюджета в 1929/30 г. составили 2,5% ВНП, а в 1987/88 г. — 22,4% ВНП.

Во-вторых, инфляция способствует обесценению финансовых ресурсов и вызывает необходимость увеличивать налоговые поступления. Государственные доходы при инфляции растут в номинальном выражении, что связано главным образом с расширением подоходного и косвенного обложения, а также увеличением поступлений от взносов в фонд социального страхования. Однако при высоких темпах инфляции происходит эрозия финансовых средств государства, налоговые доходы и займы поступают в обесценившихся деньгах, их реальная стоимость снижается.

Инфляционный процесс вносит существенные изменения в налогообложение. Его влияние на налоговые доходы зависит от метода обложения и социального положения налогоплательщика. Поступления косвенных налогов, особенно взимаемых по пропорциональной ставке (налог с оборота, адвалерная таможенная пошлина), увеличиваются в соответствии с ростом цен. Государственные доходы от прямых реальных налогов, основывающихся на устаревших оценках объекта (кадастрах), значительно отстают от повышения цен. Наибольший абсолютный рост при инфляции дают поступления подоходного налога, взимаемого по прогрессивным ставкам. Однако инфляционный процесс оказывает различное влияние на плательщиков этого налога в зависимости от того, к какому классу и социальной группе принадлежит субъект.

Для трудящихся при инфляции налоговое бремя автоматически возрастает. Это объясняется прежде всего тем, что их доходы номинально увеличиваются и они попадают в группу с более высокими ставками подоходного налога, поскольку налоговые льготы в значительной мерс фиксированы. В результате повышается доля налогового изъятия при одновременном уменьшении реальных доходов трудовых масс вследствие инфляционного роста цен. По подсчетам советских экономистов, номинальное увеличение доходов на 10% вызывает рост налоговых платежей в среднем на 12%.

Совершенно иначе действует прогрессия ставок подоходного налога для капиталистов. Шкала подоходного налога дает плательщику с высокими доходами большие преимущества. Максимальная ставка в большинстве развитых капиталистических стран в 80-е годы сокращена, резко снижен уровень дохода, к которому она применяется 1 . Выше этого уровня налог становится пропорциональным и не зависит от величины дохода. Хотя прибыли растут очень быстро при современной инфляции, обложение не только не увеличивается, но, как правило, снижается в результате сокращения ставок подоходного налога, сопровождаемого в отдельных случаях расширением налоговых льгот. В этом же направлении действует и уклонение от уплаты налогов, которое по мере усиления инфляции и роста прибыльности увеличивается и приобретает массовый характер. В целом инфляция для состоятельных слоев населения нивелирует ставки подоходного налога и, по существу, сокращает обложение.

Инфляция наряду с другими причинами вызывает рост числа налогоплательщиков подоходного налога главным образом за счет низкооплачиваемых лиц. Это объясняется некоторым повышением номинального дохода трудящихся под влиянием классовой борьбы. В результате одна группа трудящихся, ранее свободных от налога в связи с низкими доходами, подпадает теперь под обложение, а для других групп ставки подоходного налога повышаются, так как с ростом заработков они переходят в более высокую шкалу обложения. В США, к примеру, число плательщиков федерального подоходного налога за 1939 — 1985 гг. возросло в 13,2 раза. Кроме того, в ряде капиталистических стран в условиях инфляции расширена налоговая база при подоходном обложении путем включения в облагаемый доход пособий, пенсий и других социальных выплат.

Для трудящихся налоговые льготы по подоходному налогу и даже некоторый их рост как результат обострения социальных конфликтов сводятся на нет не только инфляцией, но и повышением ставок других налогов, в первую очередь косвенных и местных, а также взносов в фонд социального страхования. Особенно быстро повышаются взносы из-за возросшей потребности в средствах для выплаты пособий по безработице. Налоговое бремя трудящихся при инфляции усиливается также вынужденными переплатами подоходного налога, возникающими в результате задержки оформления налоговых льгот. Вначале уплачивается полная сумма налога, а в конце финансового года плательщику возвращается подсчитанная сумма налоговых льгот. Однако в условиях непрерывного обесценения денег трудящиеся получают обратно в реальном исчислении значительно меньше.

Антинародная налоговая политика в условиях инфляции обеспечивает капиталистическому государству формирование все большей части финансовых ресурсов за счет поступлений от трудящихся. По оценке прогрессивных экономистов Запада, на долю лиц наемного труда приходится около 3 /4 всех налоговых доходов государства.

В то же время обложение капиталистов имеет тенденцию к снижению. Декларационный метод обложения, отсрочки платежей, систематическая переоценка основного капитала, предоставление налоговых льгот при высоких темпах инфляции, по сути дела, становятся для господствующего класса дополнительными доходами. Реальная величина налоговой суммы в этом случае уменьшается. Капиталисты получают от государства специальные льготы по налогам. Так, в Японии правительство допускает создание необлагаемого резервного фонда на случай сильного колебания цен.

В-третьих, инфляционный процесс обостряет проблему государственной задолженности, поскольку по темпам роста расходы значительно опережают доходы. Для покрытия бюджетного дефицита правительство обращается к займам, выпуск которых означает увеличение государственного долга. Кроме того, при инфляции осложняется проблема размещения новых займов из-за обесценения денег. Повышая ссудный процент, государство стимулирует покупку ценных бумаг, что еще больше увеличивает его задолженность.

Трудящиеся капиталистического мира, испытывая все возрастающий гнет налогов, особенно при высоких темпах инфляции, ведут упорную борьбу за улучшение своего материального положения. В ряде стран они добиваются индексации заработной платы, т. е. пересчета ее пропорционально изменению индекса цен, а также индексации подоходного и других личных налогов при достижении инфляцией высокого уровня. Однако при снижении темпов инфляции уступки трудящимся сразу же ликвидируются.

Тема 7.3. Влияние инфляции на финансовые результаты деятельности организации и связанные с ними налоги 161

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В условиях проявления международного финансового кризиса в экономике России вновь имеет место нарастание инфляции. В качестве одного из способов борьбы с ней, взаимосвязанным с ней бюджетным дефицитом, а также с негативными последствиями этих обстоятельств государство использует налоговую политику. Поэтому проблема взаимосвязи инфляции и налогообложения в современных условиях вновь, как и в конце 90-х годов двадцатого столетия приобретает высокую актуальность. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение взаимосвязи инфляции и налогообложения на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях экономики, с более детальным рассмотрением влияния инфляции на показатели налогообложения организации-налогоплательщика.

Инфляция — процесс повышения общего уровня цен в экономике, сопровождающийся снижением покупательной способности денег. Позитивный потенциал умеренной инфляции состоит в том, что, обесценивая деньги, она стимулирует инвестиционный процесс. Однако финансовые отношения в условиях инфляции приобретают определенную специфику: усложняется планирование; возрастает потребность в дополнительных источниках финансирования; увеличиваются проценты по кредитам и займам и т. д. Это отражается на налоговых отношениях организаций-налогоплательщиков и государства.

Влияние инфляции на финансовый результат может быть как позитивным, так и негативным.

Умеренная инфляция, сопровождающаяся опережением темпов роста выручки от реализации над темпами роста расходов, позволяет организации получить дополнительный (по сравнению с обычным) финансовый результат. Это возможно в том случае, когда продукция, товары, работы, услуги, реализуемые организацией, пользуются повышенным спросом и вследствие этого цены на них могут расти быст­рее, чем себестоимость и другие виды расходов организации.

Высокий уровень инфляции негативно отражается на финансовом состоянии организации, поскольку ее капитал быстро обесценивается, это происходит вследствие обесценивания денег, дебиторской задолженности и других видов активов организации, не имеющих ­материального выражения. Основные средства организации также подвергаются обесценению, поскольку их переоценка запаздывает по сравнению со снижением их реальной стоимости в результате инфляции, вследствие чего амортизационные отчисления не могут обеспечивать восстановление стоимости основных производственных фондов. Существуют и другие негативные последствия быстрого роста цен.

В макроэкономическом плане проявления финансового кризиса проявляются, прежде всего, в снижении масштабов хозяйственной деятельности экономических субъектов как реального, так и финансового секторов экономики, являющихся основными налогоплательщиками. Основу налоговых доходов федерального бюджета РФ составляют поступления от НДС, ввозных и вывозных таможенных пошлин, налога на прибыль. Очевидно, что это налоги, связанные с объемом реализуемой продукции, товаров, работ, услуг, который в кризисных условиях заметно сократился. Поскольку налоговые доходы представляют собой основу доходов федерального бюджета, грядущие трудности с его наполнением могут быть значительны.

На первый взгляд может показаться, что доходный потенциал нижестоящих уровней бюджетной системы – бюджетов субъектов федерации и бюджеты муниципалитетов — должны пострадать в меньшей степени по двум причинам.

Во-первых, налоговая составляющая их бюджетов не столь значительна, существенными являются неналоговые доходы.

Во-вторых, формирующие их налоги в меньшей степени взаимосвязаны с масштабами хозяйственной деятельности, в большей степени с используемыми в процессе ее осуществления ресурсами.

Представляется, что территориальные бюджеты могут пострадать в очень значительной степени хотя бы потому, что большинство из них дефицитны и являются реципиентами. Кроме того, снижение масштабов хозяйственной деятельности постепенно приведет к снижению использования и наличия ресурсов, следовательно, и взаимосвязанных с ними, через механизм формирования налоговых баз, определенных Налоговым кодексом РФ, налоговых доходов бюджетов этих уровней.

Снижение реальной деловой активности и финансового потенциала организации-налогоплательщика вследствие инфляции негативно отражается на ее способности к полному и своевременному внесению налоговых платежей.

Помимо перечисленных видов влияния на основные аспекты финансово-хозяйственной деятельности инфляционный рост цен сказывается и на уровне параметров налогообложения (совокупности начисляемых и уплачиваемых организацией налогов, а также на величине кредиторской задолженности по их уплате перед государством), что в свою очередь оказывает влияние на деловую активность и финансовую устойчивость организации.

В данных условиях налогоплательщику необходим инструментарий, позволяющий проанализировать, каким образом инфляция может отразиться на показателях налогообложения и других важнейших характеристиках его финансово-хозяйственной деятельности.

Говоря о возможности воздействия налогоплательщика на уровень налогообложения в условиях инфляции, необходимо рассматривать такого рода решения, которые не только изменяют размер налоговых баз, но и приняты под давлением инфляционных процессов.

Для оценки целесообразного воздействия в условиях инфляции на налогообложение необходим количественный инструментарий, для раскрытиясодержания которого рассмотрим прямой и косвенный метод анализа влияния инфляции на налогообложение.

В основе прямого метода лежит факторный анализ (рис. 7.1).

При проведении прямого метода анализа влияния инфляции на показатели налогообложения необходимы количественные зависимости (таблица 7.5), определяющие взаимосвязь с инфляцией основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, влияющими на размер налоговых баз по основным переменным налогам: налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Взаимовлияние цен и налогов

Налоги, сборы, пошлины и платежи, образующие систему финансовых отношений предприятий (фирм) с государством и его организациями, по-разному отражаются в ценах. Одни входят в состав затрат (себестоимость), другие – в прибыль, третьи являются надбавкой (наценкой) к цене (тарифу).

В себестоимость продукции включаются следующие федеральные, региональные и местные налоги и платежи: платежи в фонды государственного социального страхования, пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; налог на добычу полезных и ископаемых; плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; платежи по обязательному страхованию имущества предприятий; земельный налог; таможенные пошлины; разовый регистрационный сбор; гербовый и лицензионный сбор; налог на операции с ценными бумагами; налог на рекламу.

Основными налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы.

Прибыль составляет ту часть произведенного национального дохода, которая в наибольшей степени подвергается перераспределению. Она тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия, функционирующие в условиях нормальной рыночной экономики, стремятся к ее максимизации. Налог на прибыль устанавливается в Российской Федерации в законодательном порядке в процентах от суммы прибыли; с прибыли уплачивается налог на имущество.

Влияние налога на прибыль при определении структуры и уровня цен значительно меньше, чем НДС и акцизов. Последние устанавливаются к оптовым ценам предприятия.

Налоговые платежи могут составить суммы, превышающие 60% выручки предприятия, а следовательно, и цены предприятия. Такие размеры выплат являются неоправданно высокими и существенно сдерживают развитие производства.

Действующий Налоговый кодекс РФ предусматривает упорядочение системы налогов, снижение их количества. Основными направлениями реализации этого Кодекса являются:

– повышение роли налогов как основных источников государственных финансовых ресурсов;

– установление размера и соотношения налогового бремени на физических и юридических лиц;

– снижение налогового бремени на отечественных товаропроизводителей с целью повышения конкурентоспособности их продукции;

– упрощение налоговой системы;

– увеличение поступлений налогов и сборов;

– сокращение использования бартера и денежных суррогатов с одновременным расширением налогооблагаемой базы и усилением контроля за поступлением налогов и сборов.

Все налоги, входящие в структуру цен, формируют доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, которая балансируется с расходной частью. Большую долю в общей структуре доходов занимают НДС, акцизы, налоги на прибыль и имущество.

Денежное обращение, инфляция и изменение цен

Для функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее развития, уровня и динамики цен, занятости населения требуется определенная денежная масса. Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также государству. Денежная масса в обращении является предложением денег. Зависимость ценообразования от количества денег в обращении проявляется посредством действия законов стоимости и денежного обращения: цены товаров должны устанавливаться на основе их стоимости, а количество денег в обращении должно соответствовать объему производимых товаров и услуг. При рыночном хозяйстве действие указанных законов проявляется как тенденция. Поэтому фактические цены товаров под воздействием множества рыночных факторов отклоняются от их стоимости, а количество денег в обращении регулируется степенью насыщения платежеспособного спроса, который связан с инфляционными процессами. Следует отметить, что инфляция означает обесценение (снижение покупательной способности) денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен товаров, услуг и падением реальной заработной платы. В статистике измерение величины инфляции может производиться посредством расчета основных показателей: индекса цен (индекса потребительских цен), темпов инфляции, индексов зарплаты и реальных доходов населения.

Цена товара (Ц) в определенный период обусловливается двумя основными показателями: массой денежных средств (М), выделенных потребителям для удовлетворения их потребностей в товаре, и количеством товара (Т), предложенного для реализации на данном рынке. Формула, выражающая состояние спроса и предложения, которому соответствует оптимальная цена, имеет следующий вид:

Если обе части уравнения разделить на Σ(Ц×Т), то получим следующее:

При соблюдении этого условия цены могут оставаться стабильными и инфляционные процессы на отраслевом уровне прекращаются. Но из-за межотраслевого перелива капитала устойчивого равновесия на практике быть не может. На сбалансированность денежной массы влияют два рыночных элемента: спрос на деньги со стороны производства и предложение со стороны центрального банка, осуществляющего их эмиссию. Количество денежной массы определяется потребностями товарного оборота и государства. На величину денежной массы влияет также скорость обращения денег, т.е. интенсивность их движения при выполнении функций обращения и платежа. Скорость движения денег

где ВВП – валовой внутренний продукт.

Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и экономическими процессами. Если денежная масса оборачивается медленно, то это означает, что коэффициент размещения (расходования) национального продукта низок. Высокая скорость обращения денег свидетельствует о быстром размещении товаров и высокой конъюнктуре рынка. Величина V обратно пропорциональна необходимому количеству денег, высокая скорость обращения сокращает потребность в дополнительной эмиссии. Таким образом, уровень потребностей в деньгах определяется как произведение физического объема реализованных товаров на их цены, а уровень фактического поступления денег в обращение – как произведение массы платежных средств на скорость их обращения. Уравнение равновесия имеет следующий вид:

где М – масса денег в обращении в определенный период времени; V – скорость обращения денег; Ц – цена товара данного вида; Т – количество товара на рынке.

Левая часть уравнения отражает уровень предложения денег, а правая – величину спроса на них. Следовательно, любое увеличение физического объема товара на рынке (предложения при неизменных ценах) либо повышение его цены требует прироста объема денежной массы или ускорения ее оборачиваемости. На практике прирост денежной массы нередко опережает увеличение предложения товаров и услуг. Это несоответствие уравнивается через систему цен, что приводит к их инфляционному росту, в результате чего происходит переход к новому масштабу цен.

Банк России, занимающийся выпуском денег в обращение, прогнозирует динамику таких показателей, как темпы роста производства, товарооборота, цен. Если ожидается повышение цен, то уже в текущем периоде принимаются меры для ограничения денежной массы в обращении.

Количество денег в обращении может быть увеличено и с помощью изменения соотношения доходов и расходов населения; если доходы будут увеличиваться, а расходы останутся на прежнем уровне, то количество денег в обращении возрастает. Для уменьшения количества денег в обращении может быть применено изъятие наличных денег из обращения за счет превращения их в сбережения и купли-продажи ценных бумаг, а также приобретения недвижимости, предметов роскоши и др.

Инфляция означает обесценение денежной единицы, которое проявляется в форме роста цен товаров и услуг, не обусловленного повышением их качества. Она ведет к изменению потребительской способности населения. Причина возникновения инфляции – несоответствие между обращением товарной и денежной масс, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами.

В соответствии с приведенным выше уравнением равновесия частное от деления годовой товарной массы (Т) на число оборотов денег (V) отражает объем товарной массы, реализуемой в течение одного цикла купли-продажи, или объем товаров, находящихся в товарно-денежном обращении. Именно на массу денег М приобретается масса товаров:

То = Т × V.

Простейшее выражение средней цены (Цср) единицы совокупного товара, обращающегося в стране, имеет следующий вид:

где До – масса денег в обращении (наличных и безналичных); То – товарная масса в обращении (общее количество товаров, приобретаемых за деньги До).

Рост цены (Ц) наблюдается в том случае, когда темп роста денежной массы (До), находящейся в обращении, превосходит темп роста товарной массы (То); товарная масса убывает в связи со спадом производства.

В международной экономической практике принято считать, что уровень инфляции, достигающий 2–3% в год, вообще безобиден и в чем-то даже полезен. Когда же месячный рост цен достигает 10% и более, то экономическая ситуация в стране становится тревожной. Инфляция свыше 50% в год считается гиперинфляцией.

В статистике широко используются индексы цен, в частности индекс потребительских цен, характеризующий изменение во времени общего уровня цен товаров и услуг, приобретаемых населением для непроизводственного потребления. Этот индекс отражает отношение стоимости рыночной корзины (фиксированного набора товаров и услуг) в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде:

где ИПЦ – индекс потребительских цен, % (если значение ИПЦ > 100%, то имеет место инфляция; если ИПЦ

Влияние инфляции на доходы, финансовые результаты организации и связанные с ними налоги

Юрисконсульт по работе с клиентами юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Оксана Вавилова

Инфляция оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность организации и, прежде всего, на величину ее денежных потоков. Для определения реальной величины денежного потока расходов, выручки или прибыли необходимо разделить номинальную величину этого потока на индекс инфляции.

В текущей деятельности инфляция влияет на доходы, расходы и прибыль. Если у организации существует временной лаг между отгрузкой и оплатой продукции, то за период такого разрыва покупательная способность доходов уменьшается (независимо от того, каков уровень инфляции) примерно на величину процентов, которые организация могла бы получить, если бы денежные средства, поступившие в момент отгрузки, были положены на депозит в банке.

При инфляции реальная стоимость каждого поступления денежных средств уменьшается еще и на величину инфляционного обесценения, поэтому организация стремится уменьшить временной лаг между отгрузкой и оплатой или вообще требует предоплаты.

Таким образом, парадокс инфляции заключается в том, что организации, имеющие кредиторские обязательства, оказываются в выигрышном положении, поскольку получают возможность совершить выплаты по долгам «обесцененными деньгами». Но одновременно у организации искажаются показатели кредитоспособности и ликвидности, поскольку одни статьи активов искусственно занижаются, другие, наоборот, завышаются.

Рост цен сказывается и на уровне параметров налогообложения. Все операции в бухучете отражаются в фактической оценке и не корректируются в связи с инфляцией. Однако для целей анализа мировая практика выработала несколько подходов к оценке влияния инфляции на финансовые результаты:

2. Представление показателей в твердой валюте и соответствующий их пересчет.

3. Представление показателей финансовой отчетности в денежных единицах одинаковой покупательной способности.

Для оценки влияния инфляционных процессов на конечный результат деятельности организации и ожидаемую сумму налоговых платежей на практике используют факторный метод анализа и оценочные расчеты, связанные с определением индекса цен.

Чтобы снизить воздействие инфляции на финансовые результаты, следует своевременно контролировать уровень рентабельности, закладываемой в расчетную цену изделия, при анализе хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности.

Налоговая политика и инфляция

Проблемы инфляции стали актуальными в экономически развитых странах в конце прошлого века. К этому времени іфляційні тенденции не имели устойчивого характера и возникали эпизодически, в периоды военных конфликтов, когда государство использовало эмиссию для покрытия бюджетных расходов, или были следствием циклического развития экономики. Начиная с 70-х годов инфляционный процесс стал постоянным спутником экономического роста.

Инфляцию трактуют как многофакторный процесс, который обусловлен взаимодействием ценообразующих и денежных факторов, и которая проявляется в росте цен и обесценении денежной единицы. Таким образом, инфляция является следствием как макроэкономических диспропорций (расширение спроса за счет эмиссии или кредитной экспансии, и т.д.), так и микроэкономических (ухудшение условий производства, снижение конкуренции, и т.п.), а следовательно налоговая политика может влиять на инфляционный процесс как на макро-, так и на микроуровне. Сразу надо подчеркнуть, что налоги имеют важное значение в инфляционном процессе, но не решающее, уступая место денежно-кредитной политике.

С макроэкономической точки зрения имеет значение во-первых, достаточность налоговых поступлений, поскольку дефицит бюджета имеет следствием или рост государственного долга, что косвенно влияет на инфляционные тенденции (отвлечение капиталов от производственной сферы ухудшает показатели эффективности экономики,и т.д) или эмиссию, которая прямо влияет на инфляцию; во-вторых, как влияет налоговая политика на объемы совокупного спроса, поскольку его расширение почти всегда вызывает инфляционные тенденции, а политика ограничения совокупного спроса тормозит инфляцию.

С микроэкономической точки зрения решающее значение имеет структура налоговой системы, то есть то влияние, которое осуществляет каждый налоге на процесс ценообразования и систему стимулов для субъектов предпринимательской деятельности. Рассмотрим отдельно косвенные и прямые налоги.

Механизм взимания косвенных налогов, который предполагает их прямое включение в цены, как правило, приводит к повышению цен на соответствующие товары. Влияние на общий уровень цен в стране зависит во-первых, от процентной веса товаров, которые облагаются налогом, в общем объеме товаров, которые производятся в государстве; во-вторых, от уровня ставок налогообложения, поскольку их незначительное повышение может способствовать перекладывание налогового бремени на производителя, в то время как их значительные размеры исключают такую возможность. Таким образом, наибольший инфляционный потенциал имеют универсальные акцизы и пошлины с высокими ставками налогообложения. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что при введении универсальных акцизов, или повышении их ставок в периоды стабильных цен, общий рост цен в соответствующих странах составляло половину размера ставки налога, или половину прироста ее размера.

Влияние прямых налогов на инфляцию определить сложнее, поскольку они прямо не включаются в цены товаров. Более того, изменения в налогообложении физических лиц или предприятий также оказывает разное влияние на инфляционные тенденции. Так, согласно расчетов последователей теории ‘предложения», снижение на 1% максимальной ставки подоходного налога на доходы физических лиц в долгосрочном аспекте имеет следствием повышение цен на 4,12%, а доходов — на 0,6%. В то время, как уменьшение на 1% максимальной ставки налога на прибыль предприятий приводит к снижению уровня цен на 4,23% и повышение реальных доходов на 1,25% [см.: 44, ст. 131].

Таким образом, если возникновение инфляции обусловлено диспропорциями в сфере распределения и перераспределения (например, неоправданным повышением требований государства на часть ВВП), что имеет следствием нарушения равновесия между спросом и предложением, ограничения спроса за счет фискальной политики (среди налоговых рычагов применяют повышение ставок налогов, введения новых налогов, расширения базы налогообложения и уменьшения налоговых льгот) или денежно-кредитной окажет положительное влияние на сдерживание инфляции. Если же инфляция возникла из-за диспропорций в общественном производстве (снижении производительности труда, недостаточности капитальных вложений, и т.д.) политика ограничения совокупного спроса лишь обострит проблему инфляции. В этом случае необходимо стимулировать предложение товаров и услуг (микроэкономический аспект). С помощью налоговой политики этого можно достичь путем создания стимулов для расширения производства, повышения его эффективности, создание рівнонапружених условий налогообложения для всех субъектов предпринимательской деятельности для усиления конкуренции, и предоставление льгот новым и малым предприятиям.

Это интересно:

  • Выдача пенсии с 15 по Средняя пенсия в 2019 году при повышении пенсионного возраста вырастет до 15,4 тыс. рублей По словам главы Минтруда Максима Топилина, к концу этого года ежемесячная средняя пенсия составит 14 тыс. 414 рублей МОСКВА, 25 июня. /ТАСС/. Средняя пенсия в 2019 году в случае повышения […]
  • Пособие центр занятости при сокращении Последовательность действий при сокращении размера посообия Выдержка из Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 г. № 819) 140. Основаниями для возможного сокращения размера пособия по безработице на 25 процентов являются: неявка […]
  • Претензия на качество работ образец Претензия по качеству работ (претензия по качеству работ, с требованием устранить недостатки в работе в указанный срок) Директору ООО "____________" (юр. адрес исполнителя )______ 25.06.09г. я заключил с ООО "__________" договор на изготовление, доставку, сборку и монтаж столярных […]
  • Правила от и пб для электроустановок Новые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок 2016 В июле 2013 года были приняты новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Два года мы прожили с ними, и вот теперь, с 19-го октября вступают в силу значительные изменения, которые во многом повлияют […]
  • Кбк косвенного налога ндс 2018 КБК по НДС 2018 Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса! Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка. Коды бюджетного классификатора (КБК) приняты для удобства […]
  • Подлежит ли возврату товар надлежащего качества Как вернуть качественный товар? Потребитель не вправе вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств просто потому, что он передумал. Вместе с тем при определенных условиях такой товар можно вернуть продавцу, у которого он был приобретен, […]
  • Приказ 110 назначение лекарственных Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Если стаж работы 25 дней Непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию До 2007 года применялось понятие «непрерывный трудовой стаж», когда еще имели юридическую силу «Правила исчисления непрерывного трудового стажа…», утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 года №252. Сейчас этот […]
Все права защищены. 2018