Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Карикатура закона

«Закон карандаша»

«Главное, чтобы было смешно» – таким принципом долгое время руководствовались профессиональные карикатуристы. Вплоть до середины XX века мастера художественной сатиры не обременяли себя ограничениями морально-этического порядка. Считалось вполне допустимым зло гиперболизировать физический недостаток или манеру поведения какого-нибудь политика или общественного деятеля. В изображении представителей определённых национальностей или социальных групп не воспрещалось использовать стереотипный подход, например показывать немцев недалёкими солдафонами, финнов – пьяницами, а чернокожих – лентяями, хорошо умеющими только исполнять джаз и бить чечетку.

Такое понятие, как политкорректность, вошло в широкий обиход лишь в 1960-е годы прошлого века. А во время Второй мировой войны пропагандисты всех воюющих держав изображали противника в самом неприглядном виде: геббельсовские художники рисовали русских по старой привычке в виде бешеного медведя в будёновке. Улицы советских городов были оклеены плакатами, с которых на людей взирали красными глазками оскаленные морды фашистских зверей.

Американские же военные пропагандисты распространяли среди воюющих на Тихом океане «джи-ай»[14] листовки, на которых были изображены больше похожие на обезьян, чем на людей, японцы, вследствие максимальной гиперболизации художниками азиатских черт их лиц.

Впрочем, и в наше время карикатуристы порой допускают шутки на грани фола. К примеру, во время предвыборной гонки в США 2008 года некоторые европейские газеты позволили себе опубликовать довольно сомнительную остроту «в честь» одного из кандидатов на пост Президента – чернокожего сенатора-демократа от штата Иллинойс Барака Обамы. Таблоиды вышли с большой фотографией фасада Белого дома и подписью к ней: «Возможная хижина дядюшки Обамы». Некоторые чувствительные к любым напоминаниям о времени рабства американцы африканского происхождения весьма болезненно отнеслись к подобным вольным ассоциациям журналистов.

А теперь поговорим о том арсенале выразительных средств, которыми обладают художники. Это шарж, гротеск, театральная буффонада. Пожалуй, нигде так не сохранились черты традиционного масочного наивного театра, как в карикатуре. В эпоху торжества реалистического искусства мы с детским восторгом рассматриваем картинки, на которых знакомые нам люди напоминают собственные отражения в кривых зеркалах да и ведут себя не менее странно, чем выглядят. Изображённые в карикатурном виде персонажи и их анекдотичные действия обычно воспринимаются зрителями на эмоциональном уровне. Средствами обычной живописи или фотографии подобного эффекта достичь очень сложно. Психологи, работающие в рекламе, отлично знают, что самый верный способ завладеть вниманием пресыщенной зрелищами аудитории, это продемонстрировать ей нечто странное, отклоняющееся от нормы.

Иногда для того чтобы усилить определённые свойства персонажа, художники придают ему черты какого-то животного. У каждой мировой культуры есть свои представления о «хороших» и «плохих» представителях фауны. Если у индийцев змея ассоциируется с мудростью, то у европейцев, когда хотят оскорбить человека, называют его гадюкой или какой-нибудь другой пресмыкающейся тварью. В годы ожесточённых военных и классовых противостояний многие карикатуристы, особо не ломая себе голову над поиском оригинальных идей, изображали «заказанных» им сверху врагов в образе крыс, диких русских медведей, напыщенных германских гусей, гориллоподобных генералов и т. д.

Советская политическая карикатура 50–70-х годов стала настоящим кладбищем талантов именно потому, что хорошие художники обязаны были тиражировать определённые штампы, например, раз за разом рисуя пентагоновских ястребов. Графика же, которая не имеет право быть смелой, оригинальной на грани эпатажа, неизбежно выродится в унылое, набившее оскомину воспроизведение стандартных образов.

По исполнительской технике рисованная карикатура бывает контурной, насыщенно-штриховой, чёрно-белой и цветной, выполненной в одном сюжетном варианте или «растянутой» в серию, например в виде комикса. Так же активно карикатуристы работают в графике, книжной иллюстрации, плакате, скульптуре и т. д. Кстати, авторами некоторых классических супергероев американских комиксов являлись молодые эмигранты из России (тогда Российской империи). Видимо, оказавшись без средств в незнакомой стране, молодые выходцы из Одессы, Кишинева, Киева, небольших еврейских местечек воплощали свои сокровенные мечты о счастливой героической жизни в рисунках.

Карикатура, №7: Вся политика Бисмарка в 10 карикатурах.

XIX век стал периодом подъема карикатуры, как средства политической борьбы и отражения тех или иных событий в яркой и образной форме. Учитывая тот факт, что Отто фон Бисмарк без сомнений является одним из самых известных и значимых политических фигур этого столетия, то и карикатур ему посвящено немало. Десятки, а может даже и сотни карикатур представляют политика как в образе великого деятеля, так и в роли отъявленного мерзавца. Мы выбрали 10 карикатур, которые отражают самые известные вехи в политике Бисмарка.

Карикатура №1: «Железный» канцлер и объединение Германии.

Источник изображения

Конечно, самым известным достижением Бисмарка является объединение множества княжеств, курфюрств и других земель в единую Германскую империю. Существует огромное множество карикатур, где Бисмарк изображен в роли «сшивателя» земель, либо Атланта, держащего на своих плечах Германию. Мы же выбрали немного другую интерпретацию. Бисмарк еще в роли канцлера Пруссии проронил фразу, ставшую крылатой: «Великие дела решаются не речами, а железом и кровью». И именно это тактику использовал Отто в нелегком деле объединения земель. Карикатура отражает всю суть объединения: люди на изображении символизируют немецкие государства, а прусский железный шлем надетый на них — верховенство Пруссии. После объединения Германии в 1871 году, доминирование Пруссии проявилось и в государственном управлении: прусский король стал императором Германии, а Бисмарк сменил должность прусское канцлерство на общегерманское.

Карикатура №2. Усмиритель парламента.

Источник изображения

Бисмарк по своим убеждениям был консервативным политиком, поэтому часто ему приходилось иметь серьезные стычки с рейхстагом (прусским, а затем и немецким парламентом). Дело в том, что после революции 1848-1849 годов, в Европе в целом и в Германии в частности, большое влияние имели либеральные политики, которых Бисмарк не очень жаловал. Именно прусским либералам и была брошена фраза про железо и кровь, в ответ на их претензии канцлеру. За свою политическую карьеру Бисмарку не раз приходилось идти на конфликт с депутатами, в которых, в подавляющим большинстве случаев, канцлер выходил победителем. Кроме ярко выраженной жесткости, Бисмарк обладал еще и большим ораторским талантом, поэтому его речи часто сравнивали с плетью, которой канцлер избивал оппонентов. Именно это сравнение автор карикатуры мастерски показал в своей работе.

Карикатура №3. Враги Бисмарка.

Источник изображения

Как уже было сказано выше, Бисмарк очень не любил либералов, но настоящую ненависть испытывал к социал-демократам. Во второй половине XIX века в Германии гремит социалистическое движение, а многие известные теоретики социализма были немцами. Как итог, именно в этом государстве создается политическая партия СДПГ с очень левой по тем времена программам. На выборах в рейхстаг в 1878 году, социал-демократы сумели заполучить 9 мандатов, что повергло Бисмарка в бешенство. Он считал, что социализм приведет к разрушению Германии, а разрушать свое «детище» он не хотел. В итоге, уже в 1878 году, Бисмарк протолкнул в рейхстаге «Исключительный закон против социалистов», который серьезно ограничивал деятельность СДПГ и других партий и организаций социалистической направленности. Многие, зная нелюбовь Бисмарка к либералам, считали, что это только первый шаг на пути к диктатуре. Автор карикатуры это и показывает: на мишени изображен социал-демократ, но что мешает Бисмарку промахнуться и попасть в либералов, стоящих позади?

Карикатура №4. Капитан Германии.

Источник изображения

Одна из самых известных карикатур на Бисмарка демонстрирует, что он управляет кораблем (Пруссией-Германией) в шторм, что символизирует нестабильную политическую обстановку на немецких землях того времени. На этой карикатуре Бисмарк изображен как бравый капитан, выводящий корабль из шторма. И направление, благодаря которому он выводит корабль, написано на штурвале — консерватизм.

Карикатура №5. Культуркампф или борьба с Папой.

Источник изображения

Еще со времен Реформации, на немецких землях сосуществовали сразу две христианские конфессии: католичеством и протестантством. В Пруссии доминирующей конфессией был протестантизм и церковь не лезла в политическую жизнь. Создав Германию, Бисмарк получил проблему в виде большого влияния католической церкви на общественную жизнь. В 1873 году началась борьба между Бисмарком и католической церковью, получившая название Культуркампф (культурная борьба). Церковь и Бисмарк на протяжении нескольких лет издавали указы и законы, переподчиняющие католическую церковь то Папе, то германскому правительству. В результате, Бисмарк получил еще одного врага в лице политической партии Центр (представляла интересы католиков). Бисмарк не сумел полностью подчинить католическую церковь государству,так как ему была нужна помощь Центра в борьбе с социал-демократами. Однако, некоторые изменения были введены, например государство устанавливало свой контроль над школами, где раньше господствовали церковники. Карикатурист представил Культуркампф в виде шахматной партии между Бисмарком и Папой Римским, где Бисмарк уже сделал ход и заставляет Папу задуматься, что он может получить мат. По крайней мере в Германии.

Карикатура №6. Воин.

Источник изображения

Переходим к внешней политике канцлера. Канцлер объединял Германию действительно железом и кровью, проведя три супер успешные для Пруссии войны: с Данией в 1864 году, с Австрией в 1866 году и с Францией в 1870-1871 годах. Последняя война и вовсе принесла полнейшее унижение французам. Мало того, что Пруссия разгромила французскую армию, так еще и пленила императора Наполеона III, а потом еще и объявила о создании Германии в Версальском дворце, отобрав при этом у Франции Эльзас и Лотарингию. У многих французов еще долго наливались глаза кровью при упоминании имени Бисмарка, что не обошло стороной и карикатуристов. Французская карикатура показывает, как голову Бисмарка кидают в общую кучу бесчеловечных людей. Кроме серийных убийц и преступников, у Бисмарка здесь достойная компания: Александр Македонский, Наполеон, Цезарь, Людовик XIV. Это еще раз говорит о том, что все великие политики имели грешки за душой.

Карикатура №7. Манипулятор.

Источник изображения

Для того, чтобы обеспечить Германии дальнейшее процветание в Европе, в 1873 году между Германией, Австро-Венгрией и Россией был заключен «Союз трех императоров». Инициатором союза был Бисмарк, поэтому европейские газеты изобразили его в виде кукловода, который управляет сразу тремя императорами. Стоит отметить, что создатели карикатуры были недалеки от истины: Бисмарк действительно в какой-то момент затмил императора Вильгельма I, а союзными отношениями вертел как хотел. В ситуациях, когда сталкивались интересы России и Австро-Венгрии, Бисмарк выбирал сторону выгодную Германии.

Карикатура №8. Колонизатор.

Источник изображения

Во второй половине XIX века, европейские державы стали активно захватывать африканские земли, что могло привести к большой войне в Европе. Чтобы этого не допустить, в 1884 году в Берлине была созвана конференция, с целью решения данного вопроса. На конференции председательствовал Бисмарк, и в итоге было решено, что европейская страна должна заранее сообщить о захвате той или иной территории, и эффективно оккупировать ее. Тем самым, Бисмарк действительно поделил Африку как пирог между державами. Германии тоже перепадет несколько кусков: будет захвачена Юго-Западная Африка, Камерун и Восточная Африка. В итоге Бисмарк, принявший раздробленную Германию, оставит ее колониальной империей.

Карикатура №9. Прорицатель.

Источник изображения

После смерти императора Вильгельма I и прихода к власти молодого Вильгельма II, отношения Бисмарка с императорским двором охладели, что в итоге привело к отставке канцлера. Карикатурист пророчески изображает Бисмарка в лице Дедала, а Вильгельма — в лице Икара. Бисмарк предупреждает императора о том, что слишком высокий взлет может обжечь крылья Икара (читай Германии). В итоге император не послушает Бисмарка, Германия втянется в процесс передела мира, проиграет Первую мировую войну и в итоге империя будет разрушена в результате революции 1918 года, главенствующую роль в которой играли как раз социалисты.

Карикатура №10. Итоги.

Источник изображения

Последняя карикатура отражает всю суть правления Бисмарка и выполнена в виде головы канцлера, составленной из самых важных событий его правления: тут вам и воротник с надписью Культуркампф, нос в виде прусского солдата и шея в виде знаменитых немецких орудий, усы в виде дат войн и закон о социалистах в виде лба. А ее многое-многое другое, что характеризует жесткое, но в то же время великое правление «железного» канцлера.

Роскомнадзор: публикация «религиозных» карикатур может считаться в РФ нарушением закона

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций просит СМИ воздержаться от публикации рисунков, оскорбляющих чувства верующих

16.01.2015 в 11:46, просмотров: 4771

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) опубликовала на своем сайте официальное разъяснение по поводу публикаций карикатур наподобие тех, что были напечатаны в Charlie Hebdo. Ведомство предупреждает СМИ, что в России подобное может быть расценено, как нарушение закона.

Роскомнадзор сообщает, что разъяснение для СМИ публикуется в связи с тем, что в многочисленных публикациях обсуждается допустимость размещать в российских печатных и электронных изданиях карикатур с изображением религиозных святынь, затрагивающих чувства верующих. Поэтому Роскомнадзор решил провести профилактическую работу и разъяснить СМИ, что Россия это не Франция, тут это может быть расценено, как нарушение законодательства.

В ведомстве поясняют, что публикации подобного содержания «вступают в противоречие с этическими и морально-нравственными нормами, выработанными за века совместного проживания на одной территории представителей разных народов и религиозных конфессий».

Также сообщается, что и органы власти России и контрольно-надзорные органы всегда имели одну последовательную позицию. Так в 2006 году органами прокуратуры и надзора в сфере СМИ были предприняты меры по недопущению распространения в Российской Федерации карикатур, опубликованных ранее в датской газете Jyllands-Posten, вспоминает ведомство. В 2008 году, в том числе за публикацию карикатуры на пророка Мухаммеда было вынесено официальное письменное предупреждение редакции журнала «Newsweek (Ньюсвик)» (Москва).

Поэтому, предупреждает журналистов Федеральная служба, распространение в СМИ карикатур на религиозную тематику может быть расценено Роскомнадзором оскорбительным или унижающим достоинство представителей религиозных конфессий и объединений, квалифицировано как разжигание национальной и религиозной розни, что является прямым нарушением законов «О средствах массовой информации» и «О противодействии экстремистской деятельности».

Указанная позиция и правоприменительная практика сформировались ранее и были одобрены экспертным и отраслевым сообществом, напоминает ведомство.

В ведомстве, конечно, оговорились, что являются проотивниками любых проявлений экстремизма и терроризма, но просят российские СМИ воздержаться от публикации карикатур, которые могут быть расценены как нарушение норм российского законодательства.

Карикатура закона

Депутат Госдумы Наталья Поклонская направила депутатский запрос в Роскомнадзор с просьбой удалить из Сети карикатуру на нее и последнего российского императора Николая II, об этом она сообщила РБК.

«Сегодня мной направлен запрос в Роскомнадзор на удаление из сети интернет, с позволения сказать, портрета», — рассказала она.

Отказ следователя в возбуждении уголовного дела об оскорблении чувств верующих за эту карикатуру Поклонская назвала «банальным». «Если наши правоохранители с экспертами — философами, филологами — считают, что эта мерзость — норма, и как они ее именуют «жанровая специфика, укладывающаяся в культурную норму эстетической реакции»: закажите себе у такого таланта свои портреты и портреты своих близких в таком же виде, как представлен православный святой, и от души повеселитесь от увиденного», — добавила она.

В пресс-службе Роскомнадзора РБК сообщили о том, что запрос Поклонской «пока не поступал». «При поступлении ответ будет подготовлен в установленные сроки», — сообщили в ведомстве.

Ранее Поклонская направила запрос председателю Следственного комитета (СК) Александру Бастрыкину, а председатель камчатского отделения Всероссийского родительского движения Олег Куликов совместно с казаками подали заявление в СК и полицию с просьбой возбудить уголовное дело против автора карикатуры. Однако следователи не нашли в ней «проявлений негативного отношения к представителю власти» и других признаков нарушения закона.

О проверке карикатуры на Поклонскую стало известно в декабре 2017 года. В краевом главке полиции тогда сообщили РБК, что уголовное дело в отношении Лопатина невозможно возбудить до проведения экспертизы.

Карикатура закона

Камчатское управление Роскомнадзора предупредило региональные СМИ о недопустимости публикации «любых карикатур на религиозных деятелей». Также журналистам не рекомендовано размещать на сайтах гиперссылки «на материалы иных СМИ (в том числе иностранных), авторские материалы, оправдывающие данные события, карикатуры религиозных деятелей». Письмо управления скопировал на своей странице в Facebook проживающий в Петропавловске-Камчатском журналист Владимир Ефимов. Подписавшая послание и. о. начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий управления Роскомнадзора по Камчатскому краю Мария Сметанкина подтвердила РБК подлинность документа.

Невыполнение рекомендаций будет рассматриваться как нарушение закона о борьбе с экстремизмом, говорится в послании. Письмо следует считать позицией Роскомнадзора относительно теракта в Париже, а не предупреждением, сказала РБК Сметанкина. Она считает, что правильнее сообщать о позиции ведомства заранее, чем выносить предупреждения по фактам публикаций. «В спорных ситуациях мы будем ориентироваться на мнение Москвы», — добавила она.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский заявил, что Роскомнадзор в связи с трагедией во Франции провел профилактическую работу с российскими СМИ. «Редакциям напомнили положения российского законодательства, запрещающие использовать СМИ для экстремистской деятельности. По закону любое глумление над святынями различных конфессий может быть расценено как разжигание религиозной розни. Это прямое нарушение норм федеральных законов «О средствах массовой информации» и «О противодействии экстремистской деятельности». Действиям террористов не может быть оправдания. В то же время в День российской печати Роскомнадзор призывает отечественные СМИ избрать иные формы выражения солидарности с трагически погибшими французскими коллегами, нежели нагнетание межконфессиональной напряженности в российском обществе», — говорится в заявлении.

7 января в результате нападения на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo в Париже погибли 12 человек, журналисты и полицейские. Перед этим журнал публиковал карикатуру на лидера «Исламского государства», а до того неоднократно печатал карикатуры на Аллаха, пророка Мухаммеда и других религиозных персонажей и деятелей. По версии следствия, на редакцию напали исламисты — братья Шериф и Саид Куаши. Уже 7 января и в последующие дни многие СМИ во всем мире перепечатали карикатуры из Charlie Hebdo и опубликовали собственные в знак солидарности с расстрелянной редакцией и в поддержку свободы слова. 11 декабря в Париже и других городах Франции прошли миллионные акции против терроризма и притеснения свободы слова под главным лозунгом Je suis Charlie («Я Шарли»). В первом после теракта выпуске Charlie Hebdo на обложке обещают напечатать карикатуру на пророка Мухаммеда с табличкой со слоганом Je suis Charlie.

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский призвал и российские СМИ к публикации карикатуры на пророка. Он объяснил, что массовая публикация карикатур покажет, что террор не является методом решения проблем. Глава Чечни Рамзан Кадыров на это заявил, что своими действиями Ходорковский «объявил себя врагом всех мусульман мира», а следовательно, и личным врагом самого Кадырова. Он выразил надежду, что в Швейцарии «найдутся тысячи законопослушных граждан, которые призовут беглого уголовника к ответу». 10 января депутат Госдумы от ЛДПР Иван Сухарев обратился к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой возбудить дело в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского по статьям 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») УК.

Это интересно:

  • Обзор судебной практики по делам несовершеннолетних Обзор судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних, рассмотренных районными (городскими) судами, мировыми судьями Красноярского края в 2009 г., первом квартале 2010 г. Обзор судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних,рассмотренных районными […]
  • Опек все страны участники Страны входящие в опек Аббревиатура ОПЕК расшифровывается как «Объединение стран-экспортеров нефти». Главной целью организации было регулирование цен на черное золото на мировом рынке. Необходимость создания такой организации была очевидной. В середине XX века цены на нефть стали падать […]
  • АВойтович прокурор биография Камчатский прокурор стал челябинским Напомним, что кадровые перестановки в прокуратуре Челябинской области начались в сентябре нынешнего года. Прежний прокурор Челябинской области Анатолий Брагин в июле нынешнего года написал заявление об увольнении по собственному желанию из-за […]
  • Алименты для осужденных Алименты для осужденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 517 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. В частности, […]
  • Закон о кредите 2008 Законодательство в сфере кредитования Как говорят у нас в России предупрежден, значит вооружен. Еще говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому мы подготовили в одном месте всю подборку нормативных актов, регулирующих взаимоотношения в сфере кредитования. […]
  • Правил n 325 Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 325 "О внесении изменения в пункт 14 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность" Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 325"О […]
  • Закон оренбургской области о ветеранах труда оренбургской области Закон Оренбургской области от 1 ноября 2008 г. N 2560/532-IV-ОЗ "О ветеранах труда Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 21 октября 2008 г.) Закон Оренбургской области от 1 ноября 2008 г. N 2560/532-IV-ОЗ"О ветеранах труда Оренбургской […]
  • Закон санкт петербурга 674 122 Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года) Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по […]
Все права защищены. 2018