Коэффициент собираемости налогов

Содержание:

Рейтинг регионов по собираемости налогов

Вниманию читателей предлагается рейтинг регионов по собираемости обязательных налогов и сборов за период с 2011 по 2017 гг. Этот период охарактеризовался присоединением Крыма, имеющего свою налоговую специфику, последовавшими за этим санкциями, которые вкупе с падением цен на углеводороды на мировых рынках обусловили значительное ослабление российского рубля, а также военными расходами на борьбу с религиозным экстремизмом в Сирии и на юге России. Соответственно, за указанный период собираемость обязательных налогов и сборов с России в целом снизилась, большинство регионов также имеет динамику со знаком минус.

Председатель комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров. Владимир Федоренко / РИА Новости

Коэффициент собираемости обязательных налогов и сборов рассчитывается как отношение величины поступивших в бюджет налогов и сборов в национальной валюте к величине начисленных к уплате за тот же период налогов и сборов (также, конечно, в национальной валюте). Соответственно, в рейтинге рассматривается среднегодовая динамика коэффициента собираемости в период с 2011 по 2017 годы (для Республики Крым и города федерального значения Севастополя, соответственно, в период с 2014 по 2017 годы; данные до этого периода не были использованы, так как экономика региона после присоединения к России претерпела серьезные изменения по сравнению с украинским периодом).

Статистика получилась, прямо скажем, удручающая. Коэффициент собираемости вырос только у 8 регионов, у остальных динамика отрицательная. В среднем по России, как нетрудно догадаться, динамика тоже отрицательна. Рост выше 10% в год наблюдался за отчетный период в четырех регионах. Самый высокий показатель, резко выделяющийся на общем негативном фоне, у Магаданской области. За отчетный период экономика области росла, однако ожидается сокращение доходов бюджета в следующие два года: по данным ИА MagadanMedia, общий объем доходов областного бюджета составил в 2018 году 30,287 млрд рублей, в 2019 году составит 25,452 млрд рублей, в 2020 году – 24,411 млрд рублей. Тем не менее, в предыдущие годы наблюдался рост, в 2017 году основными его драйверами были усиление работы с неплательщиками налогов, меры по минимизации дефицита местных бюджетов, в том числе борьба с неуплатами налогов. Налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных источников пополнения бюджета; по всей видимости, улучшение общей собираемости налогов можно связать с тем, что мировой рынок золота восстанавливается после падения, и платежеспособность добывающих предприятий повысилась.

Второе место занимает Хабаровский край. Экономисты, правда, критикуют бравурную статистику по этому региону: в частности, прогнозируется, что рост собираемости налогов в этом году снизится, так как не будет выполнен план по сбору НДФЛ. Но, в целом, видно, что за отчетный период бизнес в крае несколько поднялся на ноги, несмотря на санкции и кризис. Также можно отметить прогрессивный эффект от введения нового расчета налога на имущество физических лиц после того, как регионы получили право устанавливать самостоятельно ставки по ряду налогов. По сравнению с соседними регионами, в Хабаровском крае налоговики получили ряд преимуществ, хотя простые налогоплательщики недовольны, особенно земельным налогом.

Последние места занимают Крым и Севастополь. Сокращение собираемости налогов, в общем-то, неудивительно, даже несмотря на то, что норма сбора налогов в 2017 году была перевыполнена. Во многом ситуацию с коэффициентом собираемости налогов осложняют проблемы с развитием банковского бизнеса, а также различия требований к компании при регистрации в налоговом органе и при открытии расчетного счета в банке. С налоговыми органами проблем нет: сейчас налоговая администрация двух регионов регистрирует кого угодно, власти заинтересованы, чтобы в Крыму было больше предпринимателей. Но банки отказывают, например, по причине наличия массового адреса, что для Крыма не редкость.

Автор: Роман Мамчиц

Уровень собираемости налогов
на территории Республики Карелия как
результат деятельности Управления МНС России по РК и одно из важных
направлений бюджетной политики


В. П. Сергеев

Управление МНС России по Республике Карелия

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расхода бюджета является одним из основных инструментов экономической политики государства. Эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в области наиболее важных направлений бюджетной политики, таких как сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств.

Деятельность налоговых органов Управления МНС России по Республики Карелия направлена на осуществление эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, повышение: 1) уровня собираемости налогов, 2) уровня бюджетных доходов, 3) уровня выполнения бюджетных обязательств, а также увеличение: 4) степени исполнения законодательных и приравненных к ним актов.

Первое, второе третье и четвертое – это критерии эффективности бюджетной политики.

В рамках осуществления контроля налоговыми органами республики за 2002 год в консолидированный бюджет обеспечено поступление более 10,2 миллиарда рублей налогов, сборов, взносов, из которых 53%, или 5,4 млрд. руб., составляют доходы бюджетов и 47%, или 4,8 млрд. руб., поступления единого социального налога. Темпы роста поступлений 2002 года к 2001 году составили 19,1%, то есть поступления увеличились на 1,6 млрд. руб. В территориальный бюджет сумма поступлений превысила поступления 2001 года на 0,6 млрд. руб., или на 16,1%.

Объем бюджетных поступлений по республике по сравнению с 2001 годом вырос на 8%, а без сальдирования возмещений НДС – на 35 % (для сравнения по России рост поступлений (несальдированных на возмещение) составил 24%).

Рост объемов платежей по социальным взносам составил 35 % к уровню 2001 года, что на 4 процентных пункта выше среднероссийского роста. За 2002 год поступление (4,8 млрд. руб.) за счет единого социального налога, страховых взносов в 1,3 раза превысило уровень поступлений 2001 года, что способствует выполнению одной из основных задач бюджетной политики по обеспечению социальной стабильности.

По итогам 2002 года доля налоговых и других обязательных платежей на счета бюджетов всех уровней в прогнозном объеме внутреннего валового продукта (ВВП) составляет 14 %, а с учетом сумм возмещенного НДС – 19,0% (за 2001 г. – 19,9 %), по России в целом этот показатель составил 21,3% и так же, как и по республике, снизился (на 0,3 процентных пункта), что, как отмечает МНС России, является следствием целенаправленной политики Правительства РФ по снижению налоговой нагрузки.

Экспортная ориентация предприятий, прежде всего лесопромышленного комплекса, в силу геополитического положения Республики Карелия (близость к государственной границе) обуславливает то, что из федерального бюджета России предприятиям республики за 2002 год возмещено 1966,9 млн. руб. налога на добавленную стоимость, что на 473,1 млн. руб. или на 32%, превышает объем возмещений за 2001 год и на 860,5 млн. руб. превышает сумму фактически поступивших платежей в федеральный бюджет по республике в целом.

Основными доходообразующими налоговыми источниками территориального бюджета в 2002 году и в 1 квартале 2003 года были налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами (табл. 1).

За 1 кв. 2003 года

Налога на доходы физических лиц

Налога на прибыль

Платежей за пользование природными ресурсами

Всего удельный вес по вышеперечисленным источникам

Рост поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2002 году составил к 2001 году 42 %, что на три процентных пункта выше общероссийского роста.

Доля налога на добавленную стоимость в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней – 10,7%, в том числе в федеральный бюджет – 53,1% в 2002 году; в 1 квартале 2003 года 11 и 55 % соответственно.

За 1 квартал 2003 года налоговыми органами республики обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации 1263,7 млн. руб. налогов и других обязательных платежей (кроме государственных внебюджетных социальных фондов).

Из общей суммы поступлений 259,3 млн. руб. (или 20,5 %) зачислено в доход федерального бюджета; 1004,4 млн. руб. (или 79,5 %) – в доход территориального бюджета: в том числе в республиканский бюджет поступило 567,3 млн. руб. (или 56,5%), в доходы местных бюджетов 437,1 млн. руб. (или 43,5 %). Сумма поступлений в территориальный бюджет превысила уровень поступлений 1 квартала 2002 года на 28 млн. руб. (или на 2,9%). Из общей суммы поступления в республиканский бюджет 114,9 млн. руб. (или 20,3%) составляют доходы Территориального дорожного фонда.

Объем контролируемых налоговыми органами платежей в бюджеты всех уровней (без учета ТДФ) возрос по сравнению с 1 кварталом 2002 года на 0,2%, или на 2,4 млн.руб., в том числе в территориальный бюджет (без учета ТДФ) поступление возросло на 4,7% или на 39,6 млн. руб. По бюджетообразующим налоговым источникам темп роста поступлений по сравнению с 1 кварталом 2002 года характеризовался более значительными темпами роста акцизов (156%), налога на доходы физических лиц (132%), при более низких темпах роста НДС (105%).

Выполнение по итогам 1 квартала 2003 года:

— планового задания по мобилизации налоговых платежей и неналоговых доходов в федеральный бюджет на 102,2 %;

— задания по поступлению налоговых доходов в республиканский бюджет на 115 %;

— плана сбора доходов республиканского бюджета с учетом поступления в доход ТДФ на 109 %, а также рост поступлений в сравнении аналогичным периодом 2002 года по единому социальному налогу на 15,3 % в целом (с учетом расходов по Фонду социального страхования РФ) свидетельствует об улучшении и эффективности налогового администрирования налоговыми органами Карелии в рамках деятельности по проведению бюджетной политики в части увеличения сбора бюджетных доходов и снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства.

Существенное влияние на исполнение задач бюджетной политики в области доходов, в части поиска дополнительных возможностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики оказывают такие направления деятельности Управления МНС России по Республике Карелия, как налоговое администрирование мероприятий по:

I . Дополнительной мобилизации доходов.

II . Сокращению недоимки (в том числе мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия № 133 – П «О мобилизации дополнительных налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия» налоговыми органами Управления МНС России по РК за 2002 год обеспечена дополнительная мобилизация в доход бюджета 644,6 млн. руб. (или 135,4 % плановых показателей 475,9 млн. руб.).

Налоговые органы Карелии, осуществляя деятельность по сокращению недоимки (в том числе мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности), обеспечили за 2002 год снижение задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней (недоимка, отсроченные и приостановленные к взысканию платежи) на 11,4 млн. руб., или 1%, сумма задолженности на 1 января 2003 года составила – 1509,9 млн. руб. В целом по Российской Федерации задолженность снизилась на 0,7 %.

За 1 квартал 2003 года задолженность выросла на 7,6 млн. руб., или 0,4%. В целом по Российской Федерации отмечается прирост задолженности на 0,7%.

Недоимка по налоговым платежам за 2002 год снизилась на 113,6 млн. руб., или 15,5%, и составила 617,3 млн. руб. За 1 квартал 2003 года недоимка также снизилась на 57,8 млн. руб., или 8% (в целом по Российской Федерации недоимка в консолидированный бюджет снизилась в 2002 году на 23,2 % и выросла на 1,8 % в 1 квартале 2003 года).

Отмечается также снижение удельного веса недоимки в общей сумме задолженности в 2002 году на 7 % (в 2001 году – 48 %, в 2002 году – 41%). В 1 квартале 2003 года тенденция снижения сохраняется (1 января 2003 года – 41%, 1 апреля 2003 года – 36,7 %).

Отраслевая структура задолженности, сложившейся на 1 апреля 2003 года, состоит на 51 % из задолженности предприятий промышленности, из которой 22 % приходится на долю предприятий лесопромышленного комплекса, 12 % – ЖКХ, 10 % – строительства, 7 % – транспорта, торговли и общественного питания.

Налоговыми органами республики в пределах компетенции, определенной положениями Налогового кодекса Российской Федерации, проводится работа по взысканию задолженности. Принимаемые меры принудительного взыскания обеспечили за 2002 год погашение задолженности в целом по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в сумме 944,9 млн. руб.; в 1 квартале 2003 года – 157,8млн. руб.

Одной из приоритетных и наиболее важных задач налоговых органов УМНС России по РК, обеспечивающей увеличение степени исполнения законодательных актов и дополнительное поступление доходов в бюджеты всех уровней, является налоговое администрирование в части осуществления контрольных функций.

Налоговые органы республики принимают все предусмотренные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

По результатам контрольной работы за 2002 год дополнительно начислено налоговых платежей, предъявлено налоговых санкций и пени на сумму 1053,2 млн. руб., что составляет 9,7% к общей сумме поступлений в консолидированный бюджет. В целом по Российской Федерации этот показатель равен 9,4%. За 1 квартал 2003 года дополнительно начислено 240,5 млн. руб., что составляет 10 % к общей сумме поступлений (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные социальные фонды и территориальный дорожный фонд (2449,6 млн. руб.).

Доля налогов в общей сумме дополнительно начисленных платежей возросла в 2002 году по сравнению с 2001 годом с 24 до 38%, по России – с 22 до 33%. За 1 квартал 2003 года рост по сравнению с 1 кварталом 2002 года в абсолютных цифрах на 34 млн. руб., или с 26 до 43%

Из общей суммы дополнительно начисленных платежей с учетом сумм излишне начисленных платежей (892,8 млн. руб.) за 2002 год обеспечено поступление 284,2 млн. руб., или 32 %, что на 6,3 пункта больше, чем в 2001 г. и соответствует показателю по Российской Федерации – 31,1 % взыскания. В 1 квартале 2003 года обеспечено 34,8 % взыскания, в сравнении с 1 кварталом 2002 года по данному показателю наблюдается рост на 60 %.

Одним из основных показателей эффективности контрольной работы является показатель результативности выездных проверок. В 2002 году он составил 70%, что выше уровня 2001 года на 5%. По дополнительно начисленным суммам эффективность выездных налоговых проверок в 2002 году возросла на 47% и составила 174,9 тыс. руб. на одну проверку против 118,9 тыс. руб. в 2001 году; по обеспечению взыскания доначисленных сумм – на 34%, составив 45,3 тыс. руб. на одну проверку против 33,8 тыс. руб. в 2001 году.

Результативность проверок за I квартал 2003 года составила 73,2 % и возросла против соответствующего уровня 1 квартала 2002 года на 4,4 %.

Заинтересованность органов власти Республики Карелия в результатах деятельности налоговых органов от осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, для обеспечения стабильности и повышения уровня доходов бюджета подчеркивается заключенными соглашениями о взаимодействии между Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и Правительством Республики Карелия, а также между Управлением МНС России по Республике Карелия и девятнадцатью органами местного самоуправления.

Немаловажным направлением деятельности Управления МНС России по РК, непосредственно связанным с проведением целенаправленной бюджетной и налоговой политики, определяемой Правительством Российской Федерации, является участие в процессах реформирования налогового законодательства и внесения изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство для обеспечения деятельности государства в целом и обеспечения доходной части бюджетов в частности.

Управлением МНС России по РК обеспечивается постоянное участие в работе Правительства РК, Законодательного Собрания РК. Специалисты отделов Управления принимают участие в деятельности межведомственных комиссий, рабочих групп различных министерств и ведомств. В течение 2002 года Управлением в адрес Законодательного Собрания РК, Правительства РК, Министерства финансов РК, Министерства экономики РК, других министерств и ведомств подготовлено 51 заключение на проекты различных законодательных и нормативных актов.

Так, например, с учетом действия федеральных законов, а также в рамках работы межведомственной рабочей группы специалистами Управления МНС России по РК были разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории РК» и направлены заключения по законопроектам, подготовленным Министерством финансов РК, с учетом мнений заинтересованных министерств и ведомств. Результатом совместной работы явилось принятие 3 законов Республики Карелия, регламентирующих ставки региональных налогов, налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу на имущество, по плате за пользование водными объектами), виды деятельности и значения корректирующего коэффициента базовой доходности по единому налогу на вмененный доход.

Налоговые органы Управления МНС России по РК участвуют в процессах реформирования налогового законодательства исключительно в рамках проводимой государством бюджетной политики, в части действенного продвижения масштабной налоговой реформы, направленной, прежде всего, на:

— совершенствование, упрощение налогового законодательства,

— разумное снижение и более справедливое распределение налогового бремени,

— содействие выходу как можно большего количества налогоплательщиков из тени,

— стимулирование деловой активности,

— оптимизацию межбюджетных отношений.

Кроме того, Управлением МНС России по РК ежемесячно проводится анализ оперативных данных по поступлениям платежей в доход бюджетов всех уровней в разрезе основных налоговых источников и территорий республики, формируются прогнозные данные по ожидаемому поступлению платежей и выполнению бюджетных назначений. В адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Главного федерального инспектора, Министерства финансов РК, Министерства экономического развития РК регулярно направляется аналитическая информация о поступлении платежей на территории республики, динамике недоимки, результатах контрольной работы налоговых органов.

Говоря о деятельности налоговых органов УМНС России по РК, в целом необходимо подчеркнуть, что она осуществляется в условиях реорганизации и модернизации, которые нацелены в конечном итоге на достижение наиболее эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства и повышение уровня собираемости налогов, бюджетных доходов.

Процессы модернизации, происходящие в налоговых органах, коренным образом изменили и меняют принципы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Налоговые органы Республики Карелия в настоящее проводят широкомасштабные работы:

— по техническому дооснащению и внедрению новых информационных технологий,

— централизации обработки информации на местном, региональном и федеральном уровнях,

— по организации приема в электронном виде деклараций, платежных документов и другой документации,

— использованию информационных технологий для информирования налогоплательщиков.

Таким образом, можно говорить о формировании систем услуг, создающих благоприятные условия налогоплательщикам для выполнения ими конституционной обязанности по своевременности и полноте расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В заключение следует обратить внимание на то, что вышеизложенная информация о деятельности налоговых органов Управления МНС России по РК на практике отвечает тем позициям, которые отмечены в бюджетных посланиях:

1. Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2003 год»:

— завершение, в основном, налоговой реформы, призванной создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности.

2. Главы Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия на 2003 финансовый год:

Работа по увеличению доходов во все уровни бюджетов должна проводится как на ведомственном уровне: Министерства экономического развития РК, Министерства финансов РК и Управления МНС России по РК, так и за счет их совместной деятельности.

Поступления налоговых и других платежей должны корректироваться на изменение налогового законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности по налоговым платежам в бюджеты.

Основная цель бюджетной политики – создание условий для нормального функционирования бюджетной сферы Карелии, направленной на увеличение бюджетной обеспеченности, повышения уровня доходов на душу населения, обеспечение социальных нормативов уровня жизни в республике.

Достижение стратегической цели возможно, в том числе при решении следующих задач:

— рост налогооблагаемой базы, прежде всего по налогу на доходы физических лиц, доходов республиканского и местных бюджетов,

— сокращение задолженности по уплате налогов в территориальный бюджет,

— поиск дополнительных возможностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики;

— непрерывное совершенствование налоговой системы на республиканском уровне.

Оптимизация механизма собираемости налогов на региональном уровне

Не смoтря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются то схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий. На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных бюджетов.

Лачихина Анастасия Геннадьевна,

ассистент кафедры Финансов, денежного обращения и кредита,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: a.g.lachikhina AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Собираемость налогов, налог, уплата налога, налоговая политика, региональные налоги.

В современной экономике вопрос собираемости налогов актуален и нуждается в изучении. Данная тематика включает в себя проблемы совершенствования законодательства о налогах и сборах, налоговой политики, разработки методов, обеспечивающих полноту и своевременность поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и субъектов РФ.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по своевременному и полному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему России и субъектов РФ, позволяющая повысить собираемость налогов и сборов.

Налоги были и остаются основным источником доходов бюджетной системы России. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов представляет собой сложный процесс, поскольку исполнению предшествует постановка на учет в налоговом органе, ведение налогового учета, исчисление налоговой базы и на ее основе — определение суммы налога. Обязанность по уплате налогов и сборов возникает только после исчисления законно установленных налогов и сборов. От своевременности и полноты исполнения обязанности по уплате налогов и сборов зависит выполнение бюджета по налоговым доходам. Налоговая обязанность представляет один из важных этапов проявления фискальной функции налогов, относительно которой складывается большинство налоговых отношений, но вместе с тем, она позволяет выделить определенную совокупность обстоятельств, при которых обязанность по уплате налога или сбора считается исполненной [1].

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

  1. с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
  2. с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности;
  3. со смертью налогоплательщика либо признанием лица умершим в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
  4. с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами [2].

Наиболее значимым моментом является уплата налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Именно механизм уплаты налога или сбора установлен налоговым законодательством.

В экономической литературе выделяют три основных методологических способа уплаты налога:

  • уплата налога по декларации;
  • уплата налога у источника выплаты дохода;
  • кадастровый способ уплаты налога.

При уплате по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполненную налоговую декларацию. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах исчисленной сумме налога, а также другие юридически значимые для налогообложения сведения.

При уплате налога у источника выплаты дохода налогоплательщик получает часть за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода (заработной платы).

Добровольная форма уплаты налогов как основополагающий принцип налогообложения предполагает согласие граждан на налоговое изъятие, поскольку оно осуществляется в общих интересах.

Порядок добровольного исполнения налогового обязательства состоит в том, что организация самостоятельно:

  1. ведет учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
  2. исчисляет сумму налога;
  3. заблаговременно представляет платежное поручение на перечисление суммы налога в бюджет со своего банковского счета в кредитную организацию;
  4. представляет в налоговые органы налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате, и бухгалтерскую отчетность;
  5. хранит в течение четырех лет данные бухгалтерского и налогового учета и отчетности [1].

Таким образом, добровольная уплата налога состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика, охватывающих деятельность по учету доходов, расходов объектов налогообложения, исчислению суммы налога; своевременному представлению в кредитную организацию платежного поручения для списания денежных средств с расчетного счета; декларированию; хранению данных бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

В России контроль за соблюдением сроков уплаты налогов в бюджетную систему возложен на федеральный исполнительный орган, уполномоченный в области контроля и надзора за налогами и сборами, и его территориальные подразделения, то есть на Федеральную налоговую службу России и территориальные налоговые органы.

Собираемость является не единственным показателем, характеризующим своевременность и полноту поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и отдельных субъектов РФ. Коэффициент собираемости налогов и сборов определяется за какой-либо период времени (месяц, квартал, год), вместе с тем в этот период времени налогоплательщик может неоднократно нарушать установленные сроки уплаты налогов и сборов.

Показатель соблюдения платежной налоговой дисциплины можно исчислить: во-первых, как отношение налоговых платежей, поступивших без нарушения срока платежа, к сумме фактических налоговых платежей за определенный период времени; во-вторых, как отношение количества платежей с нарушенным сроком к общему количеству сроков уплаты налогов и сборов. Показатель соблюдения платежной налоговой дисциплины, исчисленный первым способом.

Проблема оптимизации налоговой нагрузки остается недостаточно разработанной и, прежде всего, это касается выявления структурных факторов оптимизации налоговой нагрузки на макроуровне.

Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но и является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.

Наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов [3].

Практика предоставления федеральным законодательством налоговых льгот и изъятий объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к необходимости все большего перераспределения финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что является существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных бюджетов.

Региональная налоговая политика, являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, не учитывает различий в социальноэкономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала. Выбор ее инструментов осуществляется без должного научного обоснования и без увязки с результатами и перспективами социально-экономического развития регионов [4].

Согласно ст.14 Налогового Кодекса РФ в составе региональных налогов выделено лишь три налога (транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес) в то время как за федеральным бюджетом — восемь [2].

Между тем, кроме собственных доходов от выше перечисленных налогов региональные бюджеты ежегодно рассчитывают на средства, поступающие в порядке перераспределения (регулирующие доходы) из федерального бюджета. Их величина (или процент) меняется и утверждается федеральным законом «О бюджете» на соответствующий финансовый год. Так в региональные бюджеты возвращаются суммы от совокупности федеральных налогов, в частности, от налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов и некоторых других. Налог по упрощенной системе налогообложения также распределяется между всеми уровнями бюджетной системы. Схема существующей налоговой модели с учетом регулирующих налогов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Модель региональной системы налогообложения [5]

При формировании доходов проект федерального бюджета на предстоящий плановый период в числе показателей, используемых для расчета прогноза налоговых поступлений учитывается уровень собираемости налогов и сборов. Финансовые органы в субъектах РФ при подготовке прогнозов налоговых поступлений к проектам соответствующих бюджетов также используют индивидуальные для каждого вида налога показатели собираемости за отчетный финансовый год, применяемые к расчетной налоговой базе.

Минфин России рекомендует определять показатель собираемости налогов как процентное отношение суммы фактических поступлений платежей в бюджет по соответствующему виду налога к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы в соответствии с действующими налоговыми ставками, установленными законодательством.

Налоги были и остаются основным источником доходов бюджетной системы России. Изъятие налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный, безвозвратный характер для конкретного налогоплательщика, но при этом значительная часть уплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается в виде субсидий, дотаций,

государственных вложений в различные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования, культуры и различных форм социальной помощи. Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов государства и муниципальных образований необходимо обеспечить полную собираемость налогов [3].

В Свердловской области в консолидированный бюджет мобилизованы дополнительные доходы. В результате реализации мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Свердловской области за 9 месяцев текущего года поступило 9,4 миллиарда рублей. Поступление большей части средств — это результат межведомственной работы по снижению недоимок по платежам в бюджет, повышения заработной платы до среднего уровня по виду экономической деятельности и ликвидации убыточности организаций. Так, более 4,5 тысячи работодателей увеличили в своих организациях заработную плату, что позволило получить в бюджет дополнительно 1,5 миллиарда рублей по налогу на доходы физических лиц. Также по результатам работы «мобилизационной» комиссии почти 2 тысячами хозяйствующих субъектов погашены недоимки на сумму 1,2 миллиарда рублей. Объем платежей, мобилизованных в муниципальные бюджеты по имущественным налогам физических лиц, по состоянию на 1 октября увеличился относительно аналогичного периода прошлого года в 1,6 раза и составил 458 миллионов рублей [6].

Рисунок 2 — Структура налоговых доходов в Свердловской области [7]

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политики в 20132015 гг. особо подчеркнута необходимость осуществления последовательных действий по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Только в условиях реализации конкретных мер противодействия действиям недобросовестных налогоплательщиков может быть ликвидировано неравенство условий экономической деятельности, а также приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки на экономику.

Из имеющихся на сегодняшний день многочисленных проблем противодействия уклонению от уплаты налогов хотелось бы остановиться на тех, которые в наибольшей степени влияют на снижение доходов бюджета и возникновение которых связано с несовершенством российского налогового законодательства.

Налоговой контроль правильности формирования цен сделки для определения налоговой базы.

Администрирование правильности исчисления и уплаты в бюджет сумм НДС.

Акцизное налогообложение в ликероводочной промышленности.

Налоговая нагрузка на экономику.

По мнению ряда ученых, основной причиной ухода налогоплательщика в «тень» является мощный налоговый пресс. Обзор исследований проблем уклонения от уплаты налогов в условиях неразвитых демократических институтов и коррупции государств позволяет сделать вывод о том, что для данной ситуации в этих странах большее значение приобретает, наряду с необходимостью снижения ставок, степень прозрачности налогового законодательства, социальные нормы, оплата труда контролеров [8].

Наиболее важным фактором, влияющим на поведение налогоплательщика, считается оценка эквивалентности налоговых платежей и получаемых благ со стороны государства, а также другие неформальные ценности и нормы, которые приняты в обществе.

Система налогообложения должна выступать эффективным инструментом государственного регулирования экономики России.

Налогообложение как сфера перераспределительных финансовобюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула.

Применение в налогообложении поощрений или санкций представляет собой регулирующее действие, так как каждое из них используется как реакция на состояние сфер финансово-хозяйственной деятельности, субъектов, пропорции общественного воспроизводства.

Налог выступает в качестве стимула в нескольких аспектах:

  1. формирует механизм налогового стимулирования (снижение общей налоговой нагрузки; снижение ставок налогов для субъектов, занятых в приоритетных отраслях, для субъектов малого бизнеса; применение льгот, преференций, налогового инвестиционного кредита; отмена отдельных налогов и другие);
  2. устанавливает ограничивающие или запретительные условия налогообложения (установление высоких ставок налогов для определенных сфер и налогоплательщиков, отказ от использования льгот и другие меры)

Для осуществления необходимых преобразований в экономике страны и регионов надо создать эффективный механизм налогового регулирования, с помощью которого можно обеспечивать:

  • стимулирование процесса общественного воспроизводства, его пропорции и соответствие условиям развития экономики;
  • создание оптимальной структуры российского производства, соответствующего потребностям рыночного спроса и обеспечивающего потребности нации не только по количеству продукции, но и по качеству, конкурентоспособности и другим признакам;
  • регулирование инвестиционных процессов и переход на инвестиционно-инновационную модель экономического развития;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров путем снижения себестоимости производимой продукции и повышения рентабельности хозяйствующими субъектами, а также формирования полноправных субъектов хозяйствования;
  • легализацию «теневых» доходов и обеспечение за счет них инвестиционных вливаний в национальную экономику;
  • сглаживание поляризации доходов различных групп населения;
  • формирование социально-ориентированной экономики и улучшение качества жизни граждан [9].

Налоги играют важную роль в системе экономического регулирования и их значение постоянно возрастает, что связано с необходимостью усиления регулирующей роли государства для перехода к развитой рыночной экономике, и одним из рычагов которого выступает система налогообложения.

Список использованных источников

Комарова Г. П. Собираемость налогов на региональном уровне: теория и практика: Монография / Г. П. Комарова, А. В. Цыдыпов. — Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. — 149 с.

Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15.01.15 года). — М.: Эксмо, 2015. — 1120с.

Цыдыпова А.В. Собираемость налогов и сборов на региональном уровне: Автореф. Дис. канд. эк. наук. — Иркутск., 2009. — 169 с.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Официальный сайт Министерства РФ: http :// www. minfin.ru/

Рябова Е.В. Анализ региональной налоговой политики на примере Приволжского федерального округа / Е.В. Рябова, Е. И. Пигасова. Электронный научный журнал Управление экономическими системами, (71) УЭкС, 11/2014.

Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66/

Официальный сайт Открытый бюджет Свердловской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://info.mfural.ru/

Майбуров И.А. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И.А. Майбуров, А.П. Киреенко, Ю.Б. Иванов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 383 с.

Поляк Георгий. Налоги и налогообложение / Георгий Поляк. — М., ЮРАЙТ, 2013. — 468 с.

assistant of the department of finance, monetary circulation and credit, Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: a.g.lachikhina AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

OPTIMIZATION OF TAX COLLECTION MECHANISM AT THE REGIONAL LEVEL

Despite the variety of market conditions and large differences in regional development, all subjects of the Russian Federation and municipalities are facing the same problems associated with the lack of funds needed to finance their mandates. For a long time there is a lack of financial resources, which leads to an imbalance of regional and local budgets.

Tax collection, tax, taxes, tax policy, regional taxes.

Это интересно:

  • Денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах кбк КБК для уплаты денежных взысканий (штрафов) Немного подробнее об уплате штрафов и денежных взысканий Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах Штрафы выписываются на нарушение федерального законодательства о налогах и сборах, а также за административные нарушения. Полный […]
  • Уведомление об увольнении иностранного гражданина в уфмс сроки Уведомление МВД (ФМС) о приеме на работу и увольнении иностранных граждан в 2018 году Важно! Обратите внимание, 20 апреля 2018 года вступил в силу Приказ № 11 МВД России от 10.01.2018 г., в соответствии с Приказом старые формы уведомлений более не действительны. Новые действительные […]
  • История телесных наказаний музей Музей истории телесных наказаний Фото из музея истории телесных наказаний Время: 12:00-22:00, без выходных. Стоимость: 300 руб. – для женщин; 400 руб. – для мужчин. Ограничения по возрасту - 18+. По выходным проходят обзорные экскурсии: в 12, 14, 16, 18, 20 часов. Продолжительность […]
  • Уголовный кодекс рф 217 статья Статья 217. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах 1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти […]
  • Ходатайство на строительство детского сада Заявление руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииГлебовой Л.Н.127994, г. Москваул. Садовая-Сухаревская, д. 16 Уважаемая Любовь […]
  • Пособия адрес новосибирск Пособия и социальные выплаты Территориальный орган министерства социального развития Новосибирской области - отдел пособий и социальных выплат является органом специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере предоставления мер социальной […]
  • Приказ 757 от 26082010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных […]
  • Исправление недостатков решения арбитражного суда Исправление недостатков решения арбитражного суда 11.6. Исправление недостатков решения арбитражного суда По общему правилу арбитражный суд, вынесший решение, не вправе изменить его содержание. Устранение ошибок в вынесенном и оглашенном решении может производиться только вышестоящими […]

Author: admin