Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Краеугольными камнями реформы 1987-1988 законы об

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР.

Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.

Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.

Можно предложить сл. периодизацию перестройки: 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.

Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.

Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.

Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.

В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.

Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.

На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.

В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.

В19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

Вопрос № 50.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 736 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Экономические реформы: от плановой экономики — к рыночной

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ — К РЫНОЧНОЙ

Экономическое развитие в 1985-1986 годах. Перестройка экономики была на первых порах лишь развитием начатого при Андропове политического курса. Продолжался «широкомасштабный экономический эксперимент» в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, предполагавший внедрение элементов хозрасчета.

С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало.

Привыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать «скрытые резервы», крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу — 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты — Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

Экономическая реформа 1987 года. Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе — через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же «Закон о государственном предприятии», предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация «теневой экономики», в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей.

Социальные аспекты реформы. С самого начала «перестройки» лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь — опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению «визитных карточек покупателя», купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку. Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. — уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы — чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу «500 дней». За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода «перестройки» стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Рекомендации к теме

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. «Полицейский социализм».

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 — 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Манифест 17 октября.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX — начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. «Военный коммунизм». План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование — цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х — середины 30-х годов.

СССР накануне войны (1938 — июнь 1941 г.)

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции «Большой тройки». Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало «холодной войны». Вклад СССР в создание «социалистического лагеря». Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х — начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. «Ленинградское дело». Кампания против космополитизма. «Дело врачей».

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х — первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол «социалистического лагеря». Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны «третьего мира». Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х — первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е — начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. «Новоогаревский процесс». Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: «Шоковая терапия» в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. «Вторая чеченская война». Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в «горячих точках» ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

Рекомендованная литература:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Краеугольными камнями реформы 1987-1988 законы об

10.1. Начало перестройки. Апрель 1985–1988 гг.

Причины «перестройки». К объективным ее предпосылкам следует отнести:

1. Стагнацию в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;

2. Политический кризис, выразившийся в постепенном разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами «теневой» экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 1980-х гг. устойчивых мафиозных группировок, особенно в некоторых союзных республиках;

3. Подталкивали к переменам апатия и негативные явления в духовной сфере общества. Было очевидно, что без перемен невозможно поднять активность народа.

Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. в руководство страны относительно молодых политиков (М. Горбачев, Е. Лигачев, Н. Рыжков, Э. Шеварнадзе), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества. Их способность к обновлению была предопределена не только их молодостью и более высоким уровнем образования, но и тем обстоятельством, что эти руководители выдвинулись на волне XX съезда КПСС и не были участниками сталинского террора.

Таким образом, перестройка была вызвана к жизни грузом накопившихся проблем и, как и для всех модернизаций в России, переход к ней оказался вынужденным.

Можно предложить следующую периодизацию перестройки:

1) апрель 1985 г. – 1986 г.; 2) январь 1987 г. – 1988 г.; 3) 1989 г. – август 1991 г. Несмотря на условность выделения периодов, они знаменовали этапы политической борьбы, участие в них широких масс народа.

10 марта 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Вопреки существующему в ряде исторических работ мнению, борьбы за власть после смерти Черненко не было. Между «стариками» (главной фигурой здесь был министр иностранных дел Громыко, который и предложил кандидатуру Горбачева), и новым поколением политиков был достигнут компромисс, позволивший безболезненно решить данный вопрос. Личность нового генсека олицетворяла начало перемен в стране. Горбачев, которому на момент избрания было 54 года, мог говорить часами без бумажки и раскованно чувствовал себя среди толпы. Это вызывало к нему симпатии, делало его общественную поддержку исключительно широкой.

Первые шаги. Официально принято считать, что начало перестройки было положено апрельским (1985 г.) пленумом ЦК КПСС, который провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ускорения планировалось достичь за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации человеческого фактора. Все это намечалось осуществить путем продолжения андроповского курса на повсеместное укрепление трудовой и технологической дисциплины, повышения ответственности кадров. Таким образом, концепция «ускорения» не была чем-то радикально новым, а представляла собой некое новое сочетание приемов из арсенала традиционного советского опыта. Примечательно, что в 1985 г. термина «перестройка» в политическом лексиконе еще не было. Горбачев позже признал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование советского общества и выправление «отдельных деформаций» социализма.

Вначале меры по ускорению дали положительный эффект и привели к определенному подъему производства в 1985–1986 гг., что укрепило веру руководства в силу «правильных» приказов и установок. В принятой XXVII съездом КПСС в 1986 г. «новой редакции» партийной Программы по инерции прошлого содержалась очередная весьма смелая задача – предоставление каждой семье отдельной квартиры или дома к 2000 г.

Решение задач по техническому перевооружению экономики и реализации социальных программ требовало больших ассигнований. Однако ряд факторов больно ударил по экономическим планам правительства. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть —за два года поступления в бюджет от экспорта нефти сократились на 30 %.

С мая 1985 г. по всей стране началась широкомасштабная антиалкогольная кампания, призванная в кратчайший срок административно-запретительными мерами утвердить здоровый образ жизни и преодолеть вековые традиции народа. Несмотря на определенный положительный эффект (сократился травматизм, снизились смертность людей, потери рабочего времени), негативные последствия кампании превзошли ее плюсы. Самое главное – в государственном бюджете страны образовалась «дыра» («водочные» деньги были одним из главных и стабильных источников дохода). Зато значительно обогатилась «теневая» экономика. Резко возросло потребление суррогатов алкоголя.

На юге страны были вырублены виноградники наиболее ценных элитных сортов.

Весной 1986 г. общество и весь мир испытали глубокий шок от взрыва на Чернобыльской АЭС. Затраты на первичное преодоление аварии составили десятки миллиардов рублей. Сказывалось продолжение афганской войны. Главное, сама экономическая система оставалась «тупиковой», лишенной источников саморазвития. В итоге программа ускорения осталась на бумаге.

Наиболее зримо перестройка проявилась на первом этапе во внешней политике, где Горбачевым была выдвинута идея «нового политического мышления». Под ним понималось переосмысление современного мира и приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Новое мышление исходило из реалий ракетно-ядерного века, сделавших мир взаимозависимым и взаимоуязвимым. Начался процесс деидеологизации внешней политики. Возобновились советско-американские встречи на высшем уровне. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации целого класса ядерного оружия. СССР и США подписали договор о ликвидации ракет средней дальности. Сам климат отношений Восток-Запад стал радикально изменяться. «Потепление» в мире инициировало новые процессы внутри страны. В СССР был смягчен цензурный режим, прекратилось преследование инакомыслия. «Знаковым» событием стало возвращение в Москву из ссылки академика А.Д. Сахарова.

Важным направлением перестройки стало укрепление позиций Горбачева в руководстве партии. Из состава Политбюро постепенно выводятся противники Горбачева и выдвиженцы Брежнева: Романов, Тихонов, Гришин, Кунаев, Алиев и другие. На смену им приходят сторонники нового Генерального секретаря: Э. Шеварднадзе, А. Яковлев. Решительно взялся за дело новый первый секретарь московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин.

Второй этап перестройки. К 1987 г. руководители страны сочли, что экономические реформы должны быть дополнены политическими. В январе

1987 г. на пленуме ЦК партии Горбачев и его «команда» заявили о решимости продолжать преобразования, которые теперь получили название «курса на перестройку». С этого момента на первый план выдвигается задача «демократизации всех сторон жизни советского общества», реформирование всех политических институтов и на этой основе создание новой модели общества – «социализма с человеческим лицом». Был выдвинут новый лозунг «Больше демократии, больше социализма!».

Демократизация, по замыслу Горбачева, должна была привести к здоровой конкуренции во всех сферах жизни. В средствах массовой информации начались дискуссии о различных типах рыночных отношений при социализме. Экономисты Абалкин, Бунич, Попов, Шмелев выступали за внедрение хозрасчета на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Хозяевами предприятий должны были оставаться трудовые коллективы, что сохраняло общественные формы собственности. Эти идеи получили признание в июне 1987 г. на пленуме ЦК, посвященном экономической реформе. Целью ее провозглашался переход от административных к экономическим методам руководства. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987–1988 гг. законы о государственном предприятии и о кооперации. Закон об индивидуальной трудовой деятельности дал возможность развиваться частному предпринимательству более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства «теневой» экономики. Но эти шаги не затрагивали основ сложившейся в прежние годы административно-командной системы экономики, на производстве не менялась мотивация к труду.

В стране отсутствовала рыночная инфраструктура (биржи, кредитная система, торговые посредники), а продукция многих предприятий не пользовалась спросом. Право повышать зарплату, устанавливать цены, обналичивать безналичные средства в условиях отсутствия конкуренции привели к появлению «пробоин» в жестком финансовом контроле над денежной массой, одновременному росту инфляционных процессов и дефицита товаров.

Начались перебои в торговле товарами повседневного спроса: мылом, стиральным порошком, папиросами, спичками и др. Частная и кооперативная деятельность душилась налогами в 90 % после 1,5 тыс. рублей дохода. Надеясь на восстановление конъюнктуры нефтяного рынка и на успех реформ, Горбачев стал брать кредиты у Запада. Если в 1985 г. задолженность СССР по кредитам составляла 27,2 млрд долл., то в 1988 г. – уже 40,8 млрд долл., что еще более усугубило экономическую ситуацию в стране.

На начальном этапе горбачевских преобразований стержнем демократизации общественной жизни стала «гласность». Курс на развитие «гласности» был инициирован сверху тогда, когда в условиях глухого сопротивления переменам со стороны части старой номенклатуры реформаторам потребовалось активнее опереться на общественное мнение. Поначалу власть держала «гласность» под контролем: все сводилось к открытому разговору о недостатках, мешающих развитию социалистической системы. Сам Горбачев выступал за «гласность», но «в рамках социалистического выбора».

Особый размах политика «гласности» приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 г. в стране начали печатать литературные произведения, не дошедшие до читателя в брежневскою эпоху – «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» Б. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др. Начался процесс возвращения в литературу имен и произведений В. Набокова, А. Платонова, М. Булгакова, О. Мандельштама.

Была опубликована книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Страна переживала читательский бум. Острые, полемические передачи появились на телевидении. Как и в период реформ 1860—1870-х гг., огромную роль в раскрепощении умов, переосмыслении прошлого и настоящего сыграла пресса, ставшая одним из важнейших двигателей преобразований. Невиданную популярность в эти годы получили журнал «Огонек», еженедельники «Московские новости», «Аргументы и факты» и другие издания. Резко возросли тиражи «толстых» литературных журналов. На их страницах обсуждались практически все ранее закрытые темы: роль КПСС в обществе, привилегии номенклатуры, «белые пятна» истории.

Осень 1987 г. явилась определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли и новые оценки истории и политики, прозвучавшие в связи с празднованием 70-летия так называемой «Октябрьской революции». Горбачев призвал довести до конца приостановленный в середине 1960-х гг. процесс «восстановления справедливости» – реабилитировать невинно пострадавших.

К середине 1988 г. Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитировала Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Каменева и других деятелей большевистской партии не только в уголовном, но и в политико-партийном отношении. Центральной темой стало переосмысление советского исторического опыта, разоблачение сталинизма. Лейтмотивом стало «возвращение к ленинским нормам» – мифологизированной идеальной модели социализма. Но постепенно массы людей стали осознавать, что во всех бедах прошлого и настоящего виновата сама система организации общества (административно-командная система), что корни ее лежат в самой марксистско-ленинской доктрине.

Такая гласность без границ привела к тому, что на рубеже 1987–1988 гг. начинается размежевание относительно проводимого в стране курса. Одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов.

С такой критикой на октябрьском (1987 г.) пленуме ЦК выступил Б.Н. Ельцин, действия которого в Москве отличались популизмом. Участники пленума подвергли его беспощадной критике и вывели из состава Политбюро. В последующие дни он был снят с поста первого секретаря МГК КПСС и назначен руководителем Госстроя СССР. При этом речи Ельцина и его противников не были опубликованы. Такое замалчивание способствовало формированию образа борца с номенклатурными привилегиями, защитника народных интересов, пострадавшего за правое дело.

Другие считали, что под флагом перестройки идет «сдача» позиций социализма. Лидером таких настроений в Политбюро стал Лигачев. Он санкционировал публикацию в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 г. статьи преподавателя Ленинградского Технологического института Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами».

Статья была перепечатана более чем тридцатью областными газетами страны. Она стала манифестом противников Горбачева. Н. Андреева выступала в защиту Сталина и против «очернительства» советской истории. 5 апреля 1988 г. «Правда» опубликовала редакционную статью, в которой на основе исторических фактов доказывалась справедливость обвинений Сталина и его взглядов; подчеркивалось, что статья Н. Андреевой нацелена на прекращение перестроечных процессов.

Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция. Она положила на чало конституционным реформам в СССР.

Впервые за десятки лет на партийном форуме звучали разные точки зрения по ключевым проблемам. Горбачев в докладе подчеркнул, что экономические неудачи реформ напрямую связаны с косностью партаппарата, бюрократизмом административно-командной системы. Эти «механизмы торможения» предлагалось преодолеть с помощью радикального реформирования политической системы страны. Речь шла о разграничении функций партийных и советских органов, о передаче властных полномочий от КПСС Советам, об альтернативных выборах. Была предложена новая структура высших органов власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе Верховный Совет СССР, сформированный из числа депутатов. В декабре 1988 г. на сессии Верховного Совета все эти решения были узаконены в поправках к Конституции СССР.

В 1988 г. в стране возникают независимые общественно-политические организации (антикоммунистический «Демократический союз» во главе с В. Новодворской и др.). Этот процесс нарастал в 1989–1990 гг. различные политические силы – от радикальных сторонников смены политической системы до либерально-центристских («Демократическая партия России»), а также анархистов и националистов – создают свои объединения. Большинство из них имели карликовые размеры и весьма короткий срок жизни. Но некоторые из них сыграли заметную роль в истории страны (например «Демократическая Россия», ЛДПР). Политический плюрализм затронул и КПСС, где выделилось около пяти направлений, но в целом партия шла еще за Генеральным секретарем.

Это интересно:

  • Приказ 1000 от 1981 Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000"О мерах по совершенствованию организации работы […]
  • Генеральный прокурор москвы юрий чайка Биография Юрия Чайки Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка родился 21 мая 1951 года в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края. В 1976 году окончил Свердловский юридический институт (ныне Уральский государственный юридический университет). Свою трудовую […]
  • Прокурор по карагандинской области Заместители прокурора Карагандинской области - Жарылғасов Әспенби Жолдасұлы, Жанахметов Нуркен Каткенович Жарылғасов Әспенби Жолдасұлы Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года назначен на должность заместителя прокурора Карагандинской […]
  • Закон о кооперации 1986 От кооперации Горбачева к вертикали Путина В мае 1988 года в СССР был подписан закон, стоивший жизни 20 миллионам человек 26 мая 1988 года был принят Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР». В его десятой статье о «принципах деятельности кооператива» было сказано, […]
  • Налоги на сельхозпроизводителей 2018 Какую ставку налога на прибыль применять к различным доходам сельхозпроизводителей Мы благодарим за предложенную тему статьи главного бухгалтера ООО «Зарево» Светлану Остроухову. Сельхозтоваропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, могут применять ставку 0% по налогу на прибыль в […]
  • Главный прокурор крыма поклонская Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, председатель комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений […]
  • C16nz впускной коллектор C16nz впускной коллектор Опель вектра C16NZ (multec) 1990г Какая то чертовщина. Двигатель давится при нажатии на педаль (обогащенная смесь). Другой раз заведешь - работает нормально. Зуглушил - завел - опять давится. Диагностика ошибок не показала. Был заменен датчик кислорода, и свечи. […]
  • Налог или дань Ацтеки платили налоги, а не дань Государства взаимодействуют с подданными двумя путями: они их эксплуатируют и обеспечивают услугами. Эта формула действовала как во времена ранних государств в Месопотамии, так действует и ныне. Налогообложение – основное средство эксплуатации […]
Все права защищены. 2018