Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Критерии массового увольнения определяются в

Содержание:

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99
«Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2014 г.

В целях реализации Закона РСФСР «О занятости населения в Российской Федерации» Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по предложениям и с участием органов государственной службы занятости населения:

предусматривать в специальных соглашениях с объединениями работодателей, профессиональными союзами реализацию мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения;

содействовать созданию дополнительных рабочих мест, оказывать материальную и финансовую помощь работодателям, осуществляющим мероприятия по предотвращению массовых высвобождений работников;

организовывать в районах массового высвобождения работников временную занятость на основе проведения общественных работ, определяя объемы и виды этих работ, участвующие в них предприятия, учреждения и организации.

Председатель Совета Министров —
Правительства Российской Федерации

Положение
об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения
(утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99)

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2014 г.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях

Настоящее Положение устанавливает критерии массового высвобождения работников, определяет перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов* в условиях массового высвобождения.

1. Общие положения

1. Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций** либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

К ним относятся:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

Решением Верховного Суда РФ от 4 сентября 2001 г. N ГКПИ01-1319, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2001 г. N КАС01-423, пп. «б» пункта 1 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

2. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе могут устанавливаться иные усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения, определяемые органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов***.

3. Органы исполнительной власти и работодатели по предложению профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов проводят взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников.

По итогам консультаций разрабатывается программа мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения, и определяются источники ее финансирования.

4. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, представляют в органы государственной службы занятости населения**** и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по форме согласно приложению N 1.

5. Работодатели не позднее, чем за два месяца обязаны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по форме согласно приложению N 2.

2. Программа мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 6 внесены изменения

6. Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников, предусматриваются в разделе коллективного договора предприятия и осуществляются работодателем. В этот раздел могут включаться:

мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;

льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;

порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;

обязательства по заключению с органами государственного страхования***** или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;

другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.

При кратковременном снижении объемов производства целесообразно предусматривать следующие мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников:

временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;

перевод работников предприятий на режим неполного рабочего времени;

предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы;

Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя см. разъяснение Минтруда РФ от 27 июня 1996 г. N 6, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 июня 1996 г. N 40

7. В случае, если при заключении коллективных договоров не были предусмотрены мероприятия, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников, на предприятиях могут создаваться по взаимному согласию сторон в установленном порядке комиссии из представителей администрации и профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов для проведения переговоров по изменению и дополнению коллективного договора. Состав комиссии, сроки проведения переговоров определяются решениями сторон.

8. Комиссии в процессе переговоров разрабатывают альтернативные варианты дальнейшей деятельности предприятий или программу мероприятий, проводимую работодателями до начала сокращения работников в целях уменьшения размеров этого процесса.

Достигнутые сторонами договоренности по реализации мероприятий оформляются в качестве приложения к коллективному договору.

9. Финансирование мероприятий по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массовых высвобождений, осуществляемых на предприятиях, определяется решениями сторон в процессе проведения переговоров в рамках их полномочий.

10. Органы исполнительной власти по решению органов государственной власти вправе осуществлять возмещение работодателю расходов на проведение мероприятий по содействию занятости в условиях массовых высвобождений, а также выплату работникам некоторых видов компенсаций, предусматриваемых в коллективном договоре, за счет средств соответствующих бюджетов.

Конкретные условия, при которых работник или работодатель имеют право на получение компенсации, и ее размеры определяются органами исполнительной власти с учетом региональных особенностей и состояния рынка труда.

11. При ликвидации предприятия финансирование мероприятий, предусмотренных в коллективных договорах или приложениях к ним, осуществляется из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами.

12. Мероприятия по содействию занятости, реализуемые при массовых высвобождениях, связанных с ликвидацией, частичной или полной остановкой производства по инициативе органов государственной власти, финансируются, как правило, за счет средств соответствующих бюджетов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 13 внесены изменения

13. Мероприятия по содействию занятости, проводимые при массовых увольнениях, влияющих на общий уровень безработицы в отрасли или в регионе, могут включаться в отраслевые соглашения, заключаемые между соответствующим профсоюзом, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей), Министерством труда Российской Федерации или в территориальные соглашения, заключаемые между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти.

К указанным мероприятиям относятся:

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, трудоустройство которых затруднено из-за специфики профессий (шахтеры, работники атомных электростанций и т.д.);

оказание материальной помощи уволенным работникам и членам их семей при переезде к новому месту жительства;

перепрофилирование предприятий и создание новых рабочих мест;

другие меры, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников.

Финансирование мероприятий, включаемых в отраслевые и территориальные соглашения, определяется решениями сторон в процессе переговоров при заключении этих соглашений.

3. Взаимоотношения работников, работодателей и органов исполнительной власти в период массовых высвобождений

14. Взаимоотношения между работниками, работодателями и органами исполнительной власти в период массовых высвобождений регулируются действующим законодательством, в том числе коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном порядке.

15. Предложения профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, направляемые органам государственной и исполнительной власти и работодателям в связи с массовыми высвобождениями, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 16 внесены изменения

16. Органам исполнительной власти в период массового высвобождения в регионе целесообразно:

анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда;

реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения;

организовывать проведение экспертизы финансового состояния предприятий и разработку мероприятий по сокращению численности высвобождаемых работников;

организовывать прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;

осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников;

оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения, в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам;

разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в том числе по организации временной занятости, развитию общественных работ;

готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий.

17. Местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах:

Если уровень безработицы в регионе превышает 11 процентов, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки:

С учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы.

18. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Работодатели могут участвовать в подготовке решений органов государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами.

19. При ликвидации предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), применяются в установленном порядке специальные процедуры выполнения предприятиями своих обязательств перед работниками.

20. Ответственность за уклонение от участия в переговорах по изменению или дополнению коллективного договора, соглашения по вопросам содействия занятости в условиях массового высвобождения, за нарушение и невыполнение взятых обязательств, непредоставление необходимой информации по этим вопросам определяется в установленном порядке.

к Положению об организации

работы по содействию занятости

в условиях массового

Информация
о массовом высвобождении работников

Когда сокращение становится массовым

Когда работодателю перестают быть нужными определенные должности в компании или, возможно, позиций по какой-либо должности слишком много, работодатель может принять решение о сокращении численности или штата работников.

Нормы законодательства гласят, что в случае, если такое решение может привести к массовому увольнению работников, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом органу службы занятости, а также выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (статья 82 Трудового кодекса РФ, пункт 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”).

Следовательно, работодателю необходимо определить, является ли сокращение массовым.

Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (статья 82 Трудового кодекса РФ).

Примером отраслевых соглашений служат:

  • Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014 – 2016 годы;
  • Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 – 2016 годы;
  • Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 – 2017 годы.

В г. Москва, например, действует территориальное Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. Согласно п.2.20, 2.20.3 этого Соглашения, критериями массового увольнения – Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Если ни территориального, ни отраслевого соглашения нет, работодателям необходимо руководствоваться общим Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 “Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения” (далее – Постановление).

1. Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций

либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

К ним относятся:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий, либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Как мы видим, Московское трехстороннее соглашение и указанное выше общее Постановление, придерживаются одинаковой позиции касательно численности работников, сокращение которых является массовым.

Но не все соглашения соответствуют Постановлению. Например, Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу устанавливает более жесткие рамки:

  • 40 и более человек в течение 30 дней,
  • 150 и более человек в течение 60 дней,
  • 300 и более человек в течение 90 дней.

Поэтому работодателю, при принятии решения о сокращении большого числа работников, необходимо найти именно то соглашение, которое распространяется на него и определить является ли сокращение массовым.

От этого зависит срок уведомления, в частности, органа службы занятости, выборного органа первичной профсоюзной организации. Если по нормам сокращение будет являться массовым, а работодатель этого не учтет, то уведомление может быть произведено с опозданием.

За нарушение сроков уведомления органа занятости (или не уведомление) о проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Автор:
Журенкова Полина
Ведущий юрист департамента трудового права

Массовое увольнение

При ликвидации бизнеса или же сокращении штата трудовые договора расторгаются со всеми сотрудниками или с большинством. Но что такое массовое увольнение работников? Какими критериями определяется подобное понятие? В каком порядке оформляются кадровые документы по этой операции? И обязан ли работодатель уведомлять контрольные госорганы о планируемом мероприятии? Статья рассказывает о типовых способах решения вопроса массовости увольнения персонала.

Законодательная основа массового увольнения

Если речь идет о сокращении не одного специалиста, а большого количества работников, это означает, что выполняется массовое увольнение персонала. Имеет ли право работодатель так поступать? Да, безусловно. Ведь трудовое законодательство разрешает увольнять сотрудников по инициативе предприятия в связи с ликвидацией компании или сокращением штата (п. 1, 2 ч. 1 стат. 81). А если закрывается ОП (представительство, филиал или иное подразделение), трудовые договора расторгаются в общем порядке, действующем при закрытии юрлица.

При этом локаутом или массовым увольнением работников будет такое сокращение персонала, при котором число сотрудников уволенных составляет значительную часть от количества остающегося персонала. Соответственно, если, к примеру, ТД (трудовые договора) расторгаются с 10 специалистами, для компании с общей численностью штата в 12 чел. будет массовое увольнение. В то же время для предприятия с численностью персонала в 150 чел. такие кадровые перестановки назвать массовыми нельзя.

Критерии массового увольнения

По каким признакам можно определить вид увольнения сотрудников? На сегодня действует Постановление СМ Правительства № 99 от 05.02.93 г. В этом нормативном документе определяются критерии массового увольнения работников, перечислены принципы взаимодействия компаний-работодателей и исполнительных госорганов. Согласно Постановлению основным критерием массовости расторжения ТД считается количество увольняемых сотрудников за определенный временной период.

Массовым сокращением признается:

  • Полная официальная ликвидация компании с численностью штата более 15 человек.
  • Сокращение числа персонала количеством – от 50 чел. за 30 дней (календарных); от 200 чел. за 60 дней; от 500 чел. за 90 дней.
  • Увольнение в течение 30 календарных дней работников в количестве 1 % от совокупной численности персонала при ликвидации бизнеса или же при сокращении штата – такой критерий действует в регионах, где численность трудоустроенных лис составляет показатель меньше 5000 чел.

Обратите внимание! Помимо приведенных критериев в отдельных регионах могут утверждаться дополнительные принципы определения массовости увольнений в зависимости от особенностей территории.

Особенности проведения процедуры массового высвобождения штата

Если работодатель вынужден пойти на такую крайнюю меру, как массовое увольнение, он обязан соблюдать законодательные требования. Согласно п. 3 стат. 21, п. 2 стат. 25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.91 г. предприятие обязано уведомить профсоюзные органы и службу занятости. При этом документы в профсоюз подаются минимум за 3 мес. до начала планируемых мероприятий; а территориальное отделение ЦЗН – минимум за 2 мес. при обычном сокращении, за 3 мес. – при массовом.

Это делается для того, чтобы повысить шансы на последующее трудоустройство специалистов, ведь рынок вакансий, как и прочие рынки, не всегда может обеспечить необходимое число предложений. Дополнительные гарантии устанавливаются в ч. 5 стат. 74 ТК, где сказано, что при возникновении угроз массового увольнения персонала работодатель вправе ввести режим неполной занятости сроком до полугода. Такое решение должно быть принято путем согласования с профсоюзными органами и с учетом требований стат. 372 ТК. Если же в организации создание профсоюза не предусмотрено, данная норма не действует.

Обратите внимание! Локаут осуществляется в тех ситуациях, когда нет иного выхода. Если же есть возможность принять превентивные меры, работодатель должен использовать все варианты, позволяющие избежать массовых увольнений. К примеру, это временный роспуск персонала в отпуска за свой счет, перевод сотрудников на неполный режим или на иные должности и т.д. Все перестановки следует оформлять документально для обоснования законности действий.

Кадровое оформление документов при массовом увольнении

Итак, массовое увольнение неизбежно. Какие шаги требуется выполнить администрации работодателя? Процедура включает следующие последовательные этапы:

  • Составление распоряжения руководителя работодателя о предстоящем сокращении – приказ формируется и доводится до сведения персонала с учетом трехмесячного срока предупреждения о сокращении. Обязательно приводятся данные об общем числе увольняемых сотрудников, должностях и ОП (если подразделения имеются в компании), датах расторжения ТД. Информация доводится до каждого увольняемого работника под личную подпись.
  • Разработка и составление обновленного штатного расписания – рекомендуется применять ф. Т-3, должности приводятся с учетом кадровых перестановок и потребностей предприятия. При подборе кандидатур необходимо учитывать уровень квалификации специалистов, опыт и т.д.
  • Проведение оповещения персонала – уведомить сотрудников следует минимум за 60 дн. до фактической даты сокращения (ч. 2 стат. 180 ТК). Форма такого уведомления – свободная, но обязательно письменная. Каждый работник должен не только ознакомиться с информацией, но и подтвердить это путем проставления личной подписи.
  • Оказание увольняемым работникам содействия при последующем трудоустройстве – согласно стат. 180 текущий работодатель должен предлагать попадающим под сокращение специалистам иные виды работ (должностей), включая нижестоящие, а также способствовать трудоустройству в других организациях.
  • Оповещение в письменной форме профсоюзных структур и ЦЗН – это требование относится и к работодателям-предпринимателям.
  • Оформление кадровых документов на расторжение ТД – составляются приказы, вносятся данные в личные карточки, трудовые книжки.
  • Расчет начислений – помимо выплат зарплаты и иных вознаграждений по ЛНА предприятия (премий, надбавок, стимулирующих выплат), при сокращении штата работодатель обязан выплатить выходные пособия размером в средний заработок за месяц. Такая компенсация выдается за 2, а в особых случаях за 3 месяца после увольнения.
  • В последний день работы работодатель выдает сотрудникам трудовые книжки и выплачивает полагающиеся суммы. По просьбе физлиц дополнительно оформляются иные документы – справки, персонифицированные данные и другие формы.

Вывод – в этой статье мы разобрались, что такое массовое увольнение персонала и каким документами оформляется подобное мероприятие. Если у вас остались вопросы, помочь может бесплатная консультация юриста. Подобная услуга оказывается, как онлайн, так и при личном обращении в специализированные компании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Критерии массового увольнения работников

Увольнение – процедура довольно неприятная. Но проведена она должна быть в законном порядке. Только при таких условиях можно гарантировать выполнение всех обязательств как работодателя перед своими сотрудниками, так и наоборот. Это позволяет избежать недоразумений в финансовом плане. Все чаще владельцы предприятий вынуждены расторгать трудовые контракты с наемными рабочими. Неблагоприятные экономические условия, кризис, высокие налоги и проблемы с местными властями – все эти критерии массового увольнения являются не редкостью на сегодняшний день. Но как осуществить данное действие без печальных последствий?

Что понимается под понятием массового увольнения?

Это определение в трудовом законодательстве является вполне реальным. То, что данное понятие было слишком раздуто средствами массовой информации, вводит некоторых людей в заблуждение, заставляя думать, что процедура не несет никакой ответственности, и критерии массового увольнения определяются лишь решением работодателя. Да, это практика достаточно распространенная, потому как освобождает от излишних объяснений, но при этом она все равно находится в правовом поле.

Критерии массового увольнения работников являются первопричинами данного действа. Оно подразумевает собой пропорциональное сокращение служащих относительно общей совокупной численности трудового коллектива. Процент соотношения может зависеть от общего количества людей на предприятии. Под понятием массового увольнения понимается и полная ликвидация учреждения, которая соответственно сопровождается данным процессом.

То, как устанавливаются критерии массового увольнения работников, зависит и от региона, в котором расположена данная организация, и от «габаритов» фирмы. Говорить о подобной практике можно начинать при коллективе минимум в пятнадцать сотрудников.

Это определение зависит и от периода, в который происходит. То есть массовым увольнением можно назвать расторжение трудовых отношений с пятьюдесятью работниками на протяжении месяца. Если количество человек достигает отметки в две сотни, то срок увеличивается вдвое. Сокращение более полутысячи человек называется массовым, если было осуществлено в течение трёх месяцев.

Зависимость от региона выражается в том, что о данном понятии можно рассуждать лишь тогда, когда число уволенных равно одному проценту по отношению ко всем работающим людям этой местности. Но это актуально лишь для тех административных единиц, где занятыми являются до пяти тысячи жителей.

Чем обусловлен данный процесс?

Одним из основных преимуществ данного явления для работодателей является то, что критерии массового увольнения не нужно комментировать широкой публике. Некоторые идут на эту критическую и жесткую меру целенаправленно, у других просто нет выбора. Право на сохранение тайны увольнения и отсутствие огласки закреплено даже законодательством Российской Федерации. Но часто работники все же хотят знать причину происходящего, а она бывает обусловлена следующими факторами:

  • кризисными явлениями в финансовом секторе страны;
  • отсутствием возможностей и перспектив развития бизнеса в конкретной сфере;
  • приходом нового руководства и сменой политики;
  • необходимостью замены коллектива;
  • переводом ручного труда на механизированный и автоматический.

Как реализуется подобная процедура на практике?

Независимо от того, как устанавливаются критерии массового увольнения работников и чем они обусловлены, эта процедура имеет определенные шаги в одинаковой последовательности. Для начала необходимо утвердить новый график работы, который обусловит бесперебойную деятельность. Это может либо быть сформировано относительно всего коллектива, либо касаться отдельной категории работников.

Относительно этого утвержденного документа, гласящего о новом расписании, формируется и указ об официальном сокращении кадров. Критерии массового увольнения играют не последнюю роль для профсоюзных организаций. Именно эта структура должна быть уведомлена о проведении подобного рода мероприятия не менее, чем за три месяца. В это же время должен быть осуществлен предыдущий пункт. Одновременно с информированием профсоюза о данном сокращении должен узнать центр занятости населения.

Как процедура отражается на коллективе?

Следующий этап является наиболее болезненным для коллектива. На этой стадии руководство должно сообщить о принятом решении своим подчиненным. Чтобы ввести людей в курс дела и дать им время на самоопределение, руководство обязано произвести соответствующее сообщение сотрудникам как минимум за два месяца. За весь этот период, который берет отсчет от момента оглашения и до фактического увольнения, в обязанности работодателя входит поиск новых рабочих мест для всех сокращенных. То есть люди должны иметь какую-то альтернативу, а вот соглашаться на нее или нет – это уже зависит от них самих.

Как данный вопрос согласовывается с государственными структурами?

После этого процесс вновь рассматривается в профсоюзной организации. На этот раз учреждению необходимо предоставить проект, в который входят все готовящиеся приказы о сокращении штата. Это делается обычно за месяц до увольнения. Крайний срок – десять дней. К проекту также нужно приложить ксерокопии бумаг, подкрепляющих решение. Если вы работодатель, выберите критерий массового увольнения, определённый законодательством. Профсоюз, призванный защищать интересы работников, должен высказать свое мнение по отношению к данному мероприятию.

Неважно, будет ли его реакция положительной или отрицательной – организация обязана дать обоснованный ответ. В том случае, если возникнет какое-то недопонимание с этой структурой, работодатель должен в последующие три дня разрешить вопрос. Необходимо проконсультироваться и зафиксировать спорный момент в виде протокола.

Завершается процедура массового увольнения подготовкой бумаг и документов, включая трудовые книжки. Бухгалтерия готовит расчёт кадров.

Каковы критерии массового увольнения в столице?

Данный процесс обуславливается различными факторами, в том числе и территориальным. Поэтому критерии массового увольнения работников в Москве имеют свои особенности. Под данную категорию процессов сокращение попадает в том случае, если оно охватывает четверть общей численности трудового коллектива. Также одной из причин, по которым может произойти это событие, является закрытие учреждения и перепрофилирование его организационно-правовой формы. Но к наиболее распространенному фактору относится банальное сокращение штата.

Так как возникновение данного явления чаще всего обусловлено кризисными процессами, то критерии массового увольнения в Москве зависят также и от положения, складывающегося на бирже труда и уровня инфляции. На сегодняшний день показатели рынка труда оставляют желать лучшего, поэтому решение работодателей о массовом увольнении должно приобрести огласку за полгода до фактической реализации.

Помимо самого работодателя и организации, критерии массового увольнения работников определяются и органами местного самоуправления. В этом плане подобными полномочиями наделены службы занятости и профсоюзные структуры. Так как они отвечают за уровень безработицы на закреплённой за ними территории, то ими может приниматься решение о запуске процесса в каком-либо учреждении. Если показатель инфляции переваливает порог в одиннадцать процентов, то поэтапное увольнение работников осуществляется совершенно по другим срокам.

Как производится отраслевое сокращение?

Критерии массового увольнения определяются также и таким фактором, как отраслевое сокращение, т. е. увольнение работников одной сферы деятельности. Например, для сотрудников научных организаций о массовости можно судить по сокращению штата на десять процентов. Минимальная периодичность данного мероприятия при этом должна составлять три месяца.

Как производится сокращение по сфере лесного хозяйства?

Относительно данного сектора народного хозяйства это понятие характеризует два момента:

  1. Закрытие учреждения со штатом как минимум в десять человек.
  2. Увольнение сотрудников в количестве двадцати и более. При этом расчет людей должен происходить в рамках одного календарного месяца.

Как производится сокращение в сфере здравоохранения?

Критерии массового увольнения в здравоохранении определяются такими показателями, как сроки и штатный состав. Период, характеризующий данное явление, составляет один месяц. Если численность штата – тысяча медиков, то при расчете, что уволены будут как минимум двадцать пять человек, можно говорить о массовости. Для меньшего учреждения, с коллективом до тысячи человек, количество уволенных должно составлять от двадцати до двадцати четырех человек.

Тогда тоже можно говорить о массовости. Для небольших медицинских организаций со штатом от трехсот до полутысячи работников сокращение пятнадцати медиков дает право говорить об описываемом явлении. Если в учреждении трудится менее трехсот человек, то величина уволенных выражается в процентном соотношении и равняется пяти процентам от общего количества сотрудников.

Как определяют «массовость» для данного понятия в других отраслях?

Критерием для признания сокращения массовым в такой сфере, например, как строительство, считается возникновение следующих ситуаций:

  1. Ликвидация организации. Численность работающих на фирме должна составлять не менее пятнадцати человек. Это касается предприятий любой организационно-правовой формы.
  2. Уменьшение штата. Численность должна сократиться как минимум на пятнадцать процентов.

Если данный вопрос касается работников дорожного хозяйства или автомобильного транспорта, то сокращение свыше десяти процентов свидетельствует о массовости.

Какие трудности могут возникнуть в процессе сокращения?

Так как данный процесс затрагивает большое количество людей, то невнимательность в вопросе может привести к серьезным последствиям, вплоть до судебных разбирательств. Избежать при этой процедуре проблем достаточно сложно, но, зная отдельные особенности, можно сделать ее максимально безболезненной.

Главной причиной потенциальных трудностей служат льготные категории людей. К ним можно отнести женщин, находящихся в положении, матерей-одиночек, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до восемнадцати лет. В данный перечень входят и лица, которые являются приемными родителями. При массовом сокращении эти люди ни в коем случае не должны попадать в списки уволенных.

Это интересно:

  • Основной закон государства определяющий права и обязанности граждан Конституция Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемpushnoyschool.narod.ru Похожие презентации Презентация на […]
  • Закон пенсия кредит Могут ли с пенсии высчитывать долг по кредиту? Есть исполнительное производство о взыскании с меня долга по кредиту,еще от 2010 года.Платила в то время данный кредит и не собиралась обманывать банк,но когда возможности выплачивать уже не стало,банк подал на меня в суд.Платить до сих пор […]
  • Можно ли писать заявление с двух сторон Заявление на 2-х и более листах. Как правильно? отправлено 12-09-2006 00:24 Уважаемый Антипризыв, скажите, есть ли особенности написания заявлений в призывную комиссию, если оно не умещается на одном листе? Нужно ли как-то указывать в самом заявлении что оно продолжается на другом […]
  • Правила кассовой работы банка Организация кассовой работы Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка России и Министерства финансов РФ. Непосредственная организация […]
  • Налог на транспортное средство 2014 Транспортный налог Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным на основании доверенности до 30.07.2002г., налогоплательщиком является лицо, […]
  • Фгос реестр начальная школа Фгос реестр начальная школа 8(495)912-63-37 [email protected] ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 года В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от […]
  • Приказ на контрактного управляющего в школе Приказ на контрактного управляющего в школе муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа» ПРИКАЗ от 29 марта 2014 года № 35 О назначении ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего) В целях организации […]
  • Пособия по биологии для учителя Уроки биологии. 7 класс. Пособие для учителей. Пасечник В.В. и др. 2-е изд. - М.: 2014. - 174 с. Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 7 класса. В первой части книги даны общие сведения об организации и […]
Все права защищены. 2018