Кто не может быть адвокатом в рк

Как стать адвокатом

Адвокат — это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности».

Лицензирование адвокатской деятельности осуществляется Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (лицензии на занятие адвокатской деятельностью выдаются с 15.08.2011 года в электронном виде).

Порядок получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью регламентирован постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года № 454 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании адвокатской и нотариальной видам деятельности».

Для получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью необходимо:

1 шаг.

Пройти стажировку на занятие адвокатской деятельностью.

Лицо, изъявившее желание пройти стажировку, обращается в президиум коллегии адвокатов с заявлением о допуске к прохождению стажировки с приложением следующих документов:

1) копии документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;

2) копии диплома о высшем юридическом образовании (нотариально засвидетельствованной копии в случае непредставления для сверки подлинника диплома);

3) копии трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы по юридической специальности;

4) медицинские справки с психиатрического и наркологического диспансеров, выданные по месту жительства;

5) справка об отсутствии судимости, выданная по месту жительства.

Стажировка осуществляется под руководством адвоката, имеющего стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Продолжительность стажировки составляет от шести месяцев до одного года.

Период работы в качестве стажера зачисляется в стаж работы по юридической специальности.

Организация проведения стажировки осуществляется президиумом коллегии адвокатов в соответствии с Положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов, утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан № 54 от 8 февраля 2012 года.

Стажировку не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан.

2 шаг.

Пройти аттестацию на занятие адвокатской деятельностью.

Лица, прошедшие стажировку, проходят аттестацию в комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, создаваемой при территориальных органах юстиции областей, городов республиканского значения и столицы.

Порядок и условия проведения аттестации лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие адвокатской деятельностью определяются Правилами проведения аттестации лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие адвокатской деятельностью, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 2012 года № 653.

К заявлению о допуске к прохождению аттестации на занятие адвокатской деятельностью должны быть приложены следующие документы:

1) личный листок с фотографией;

2) копия документа, удостоверяющего личность;

3) документы, подтверждающие прохождение стажировки;

4) нотариально засвидетельствованная копия диплома о высшем юридическом образовании;

5) медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по месту жительства претендента;

6) справка об отсутствии судимости, выданная по месту жительства претендента, с указанием сведений по всей республике.

В случае ненадлежащего оформления либо представления неполного пакета документов заявление вместе с представленными документами возвращается территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы претенденту без рассмотрения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления с письменным уведомлением о причине возврата.

По итогам рассмотрения материалов комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, выносит мотивированное решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации.

В допуске к аттестации отказывается, если претендент не соответствует требованиям, установленным Законом РК «Об адвокатской деятельности».

Решение об отказе в допуске к аттестации направляется территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы претенденту не позднее пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления.

Отказ в допуске к аттестации может быть обжалован в судебном порядке

Претендент, допущенный к аттестации, письменно уведомляется территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы о месте, дате, времени, порядке проведения аттестации не позднее чем за десять календарных дней до ее проведения.

Аттестация проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Аттестация состоит из двух этапов:

1) сдача компьютерного теста на знание законодательства Республики Казахстан;

2) проверка знаний претендента по экзаменационным билетам.

Претендент вправе по своему выбору пройти аттестацию на казахском или русском языке.

Тестирование проводится с использованием компьютерной техники.

Процедура аттестации предусматривает проведение посредством подключения компьютеров аттестационных кабинетов к серверу системы on-line тестирования Министерства.

Перечень вопросов для прохождения аттестации на занятие адвокатской деятельностью размещен на сайте Министерства: http://www.minjust.kz, раздел «Информационные материалы».

В целях обеспечения открытости и гласности заседания аттестационной комиссии юстиции на занятие адвокатской деятельностью осуществляются аудио- и (или) видеозапись либо стенографирование.

По результатам аттестации комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, не позднее следующего дня после проведения аттестации выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации.

Решение комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение об аттестации является действительным в течение шести лет с момента его вынесения.

Претендент, не прошедший аттестацию, допускается к повторной аттестации не ранее чем через один год.

Претендент, не явившийся на аттестацию по уважительной причине, вызывается на следующее заседание комиссии.

В случае повторной неявки претендента его заявление остается без рассмотрения и возвращается ему территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы вместе с представленными документами.

Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, состоит из семи членов, в том числе трех адвокатов, кандидатуры которых определяются президиумами коллегий адвокатов областей, городов республиканского значения и столицы.

Персональный состав комиссий по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, и регламент их работы утверждены приказом Министра юстиции Республики Казахстан № 313 от 15 сентября 2011 года (последние изменения от 16 марта 2012 года).

От прохождения аттестации освобождаются:

1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда;

2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

3) лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

3 шаг.

Для получения лицензии необходимо направить нижеуказанные документы в Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (адрес: 010000 г. Астана, Левый берег, ул. Орынбор-8, Дом министерств, подъезд № 13):

1) заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики от 29 декабря 1995 года №1894;

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) решение Аттестационной комиссии юстиции на занятие адвокатской деятельностью о прохождении аттестации, либо документ, подтверждающий освобождение от прохождения аттестации;

4) копию документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки), сумма лицензионного сбора на занятие адвокатской деятельностью составляет 6 МРП (9708 тенге);

5) документы, подтверждающие прохождение стажировки;

6) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки);

7) медицинские справки, выданные наркологическим и психиатрическим диспансерами по месту жительства заявителя;

8) справку об отсутствии судимости с указанием сведений по всей республике.

Для сведения сообщаем, что в соответствии со ст. 472 Налогового кодекса Республики Казахстан в случае уплаты лицензионного сбора не по месту регистрации в качестве налогоплательщика документы, представленные для получения лицензии возвращаются для перечисления лицензионного сбора в налоговые органы по месту их регистрации.

Лицензионный сбор уплачивается в местный бюджет.

Банк получателя: Управление Казначейства

Получатель: Налоговый Комитет по месту регистрации

Код бюджетной классификации: 105 402

Сумма: 6 МРП (9708 тенге)

4 шаг.

Лицензия выдаётся лицензиату в электронном виде посредством интернет-портала «Е-лицензирование»: http://www.elicense.kz не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Уведомление о выдаче лицензии на занятие адвокатской деятельностью направляется по адресу, указанному лицензиатом в заявлении.

Для переоформления лицензии на занятие адвокатской деятельностью необходимо направить нижеуказанные документы в Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (адрес: 010000 г. Астана, Левый берег, ул. Орынбор-8, Дом министерств, подъезд № 13):

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки), сумма лицензионного сбора составляет 10% от 6 МРП (971 тенге);

4) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки);

5) документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества;

6) оригинал лицензии на занятие адвокатской деятельности.

Лицензия выдаётся лицензиату в электронном виде посредством интернет-портала «Е-лицензирование»: http://www.elicense.kz не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Для выдачи дубликата лицензии на занятие адвокатской деятельностью необходимо направить нижеуказанные документы в Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (адрес: 010000 г. Астана, Левый берег, ул. Орынбор-8, Дом министерств, подъезд № 13):

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки), сумма лицензионного сбора составляет 6 МРП (9708 тенге);

4) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки);

5) документ, подтверждающий факт утери, порчи лицензии.

Дубликат лицензии выдаётся лицензиату в электронном виде посредством интернет-портала «Е-лицензирование»: http://www.elicense.kz в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления.

Нормативно-правовые акты по лицензированию адвокатской деятельности:

1. Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11.01.2007 г.;

2. Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 05.12.1997 г.;

4. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25.09.2001 г. № 1235 «Об утверждении Правил прохождения аттестации лицами, претендующими на занятие адвокатской либо на право занятия нотариальной деятельностью»;

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 02.06.2007 г. № 454 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании адвокатской и нотариальной видам деятельности».

Как стать адвокатом, нотариусом в Казахстане

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, установленном Законом «Об адвокатской деятельности», в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.

Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом «О нотариате» и иными законодательными актами РК. Нотариат, в свою очередь это также правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

Кто может стать адвокатом, нотариусом?

Адвокатом в Казахстане может стать гражданин страны:

  • с высшим юридическим образованием;
  • прошедший стажировку в коллегии адвокатов и аттестацию или сдавший квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК, успешно прошедший стажировку в суде и получившим положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда или прекративший полномочия судья или уволенным из органов прокуратуры и следствия при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее 10 лет и за исключением уволенных по отрицательным мотивам;
  • получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью.

Нотариусом в Казахстане может стать гражданин страны:

  • достигший возраста 25 лет;
  • с высшим юридическим образованием;
  • со стажем работы по юридической специальности не менее 2 лет;
  • прошедший стажировку сроком не менее 1 года у нотариуса;
  • прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции;
  • получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Как получить лицензию на занятие адвокатской деятельностью?

Получение лицензии на адвокатскую деятельность осуществляется в три этапа, которые включают в себя стажировку – для получения необходимых навыков, аттестацию и непосредственно получение лицензии.

Пройти стажировку для занятия адвокатской деятельностью.

Если вы приняли решение стать адвокатом, то необходимо обратиться в территориальную коллегию адвокатов со следующими документами:

  • заявление о допуске к прохождению стажировки;
  • копии документа, удостоверяющего личность гражданина РК;
  • копия диплома о высшем юридическом образовании (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригинала для сверки);
  • копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы по юридической специальности;
  • медицинские справки с психиатрического и наркологического диспансеров;
  • справка об отсутствии судимости.

Организация проведения стажировки осуществляется президиумом коллегии адвокатов в соответствии с Положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов. При этом стажировка проходит под руководством адвоката, имеющего стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет. Продолжительность стажировки составляет от 6 месяцев до одного года.

Прохождение стажировки осуществляется платно, размер и срок оплаты за организацию прохождения стажировки указываются в договоре. Согласно Положению Оплата за каждый месяц стажировки устанавливается в размере, не превышающем 10 МРП

Пройти аттестацию на занятие адвокатской деятельностью.

В соответствии с Правилами прохождения аттестации лицами, претендующими на занятие адвокатской деятельностью для прохождения аттестации, в территориальные органы юстиции надо направить следующие документы:

  • заявление;
  • копия документа, удостоверяющего личность гражданина РК;
  • заключение о прохождении стажировки (выдается адвокатом);
  • копия диплома о высшем юридическом образовании (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки);
  • медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров;
  • справка об отсутствии судимости;
  • заключение о прохождении стажировки (не представляется в случае оформления заключения в электронном виде).

Ваш пакет документов будет рассматривать специальная Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью. Комиссия состоит из 7 членов, в том числе 3 адвокатов, кандидатуры которых определяются президиумами коллегий адвокатов областей, городов республиканского значения и столицы. По итогам рассмотрения материалов Комиссия выносит мотивированное решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации. Проведение аттестации проводится бесплатно.

После того, как Комиссией будут рассмотрены материалы и принято решение о допуске к аттестации, территориальные органы юстиции вас уведомят о месте, дате, времени, порядке проведения аттестации не позднее, чем за 10 календарных дней до ее проведения.

В органах юстиции аттестация проводится по мере необходимости, но при этом не реже 1 раза в квартал.

Аттестация состоит из двух этапов — сдача компьютерного теста на знание законодательства РК и проверка знаний претендента по экзаменационным билетам. Аттестацию можно пройти как на казахском, так и на русском языке.

На следующий день после прохождения аттестации Комиссия выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации. Данное решение будет действовать в течение 6 лет. В случае неаттестации вы можете пройти повторную аттестацию не раньше, чем через год. Решение Комиссии можно обжаловать в судебном порядке.

Как получить лицензию на занятие нотариальной деятельностью?

Получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью также осуществляется в 3 этапа: стажировка, аттестация и, непосредственно, получение лицензии.

Пройти стажировку для занятия нотариальной деятельностью.

Для прохождения стажировки на право занятия нотариальной деятельностью необходимо заключить договор о прохождении стажировки с территориальным органом юстиции или территориальной нотариальной палатой. Нотариус, у которого вы будете проходить стажировку, утверждается решением Правления нотариальной палаты.

Целью прохождения стажировки является приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Программа стажировки у нотариуса подразумевает владение как теоретическими, так и практическими навыками. Длительность программы составляет от 3 до 12 месяцев. Стандартный срок для прохождения стажировки – это год, но определенным причинам (согласованно с территориальными нотариальными палатами, к примеру из-за стажа работы более 5 лет) его могут сократить.

Прохождение стажировки осуществляется по Единой программе профессиональной подготовки стажеров. По окончании стажировки нотариус, у которого вы проходили стажировку, готовит заключение, отражающее исполнение программы профессиональной подготовки стажером. Заключение утверждается в течение 10 рабочих дней совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты. В случае неполного освоения стажером программы профессиональной подготовки стажеров ему предоставляется дополнительное время.

Стажировка нотариусов проходит платно. Согласно Правилам оплаты за прохождение стажировки стажерами нотариуса размер оплаты не превышает 10 МРП ежемесячно.

Пройти аттестацию для получения лицензии на занятие нотариальной деятельностью.

После прохождения стажировки необходимо пройти аттестацию на право занятия нотариальной деятельностью. Для этого в территориальных органах юстиции создаются специальные комиссии, в которые обязательно входит 2 нотариуса, включая председателя нотариальной палаты, 2 представителя органов юстиции, ученый-правовед и 2 депутата маслихата.

  • заявление для прохождения аттестации;
  • копия документа, удостоверяющего личность гражданина РК;
  • заключение о прохождении стажировки;
  • копия диплома о высшем юридическом образовании (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки);
  • медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров;
  • справка об отсутствии судимости.

Если пакет документов неполный либо предоставлен неверно, вас уведомят в течение 5 рабочих дней. Если же в допуске к аттестации было отказано, в соответствии с требованиями Закона «О нотариате» об этом вы будете уведомлены не позднее 15 рабочих дней со дня поступления заявления. Отказ вы можете обжаловать в суде. О том, что вы допущены к аттестации, вас уведомят письменно в течение 10 рабочих дней, в уведомлении будет указано место, время и формат проведения.

Аттестация состоит из двух этапов — сдача компьютерного теста на знание законодательства РК и выполнение устного задания по экзаменационным билетам. Вы можете пройти тестирование на казахском или русском языке.

Согласно статье 7-2 Закона «О нотариате» при прохождении аттестации не допускается использование справочной, специальной и прочей литературы, средств связи, а также каких-либо записей.

Не позднее, чем на следующий день, после аттестации Комиссия выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации. Решение Комиссии вы можете обжаловать на суде. В случае неаттестации повторное заявление можно подать не ранее чем через 3 месяца.

Согласно Закону «О нотариате» лица, сдавшие квалификационные экзамены в Квалификационной коллегии юстиции РК или в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК, постоянные судьи и лица, работавшие постоянными судьями за исключением судей, освобожденных от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей, а также государственные нотариусы вправе получить лицензию на осуществление нотариальной деятельности без прохождения аттестации.

При получении лицензии стоит учесть, что согласно статье 21 Закона «О нотариате» территория деятельности частного нотариуса в пределах нотариального округа определяется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой и вы не вправе размещать помещение за пределами определенной территории.

В каких случаях могут приостановить действие лицензии адвоката/нотариуса

Адвокатская лицензия приостанавливается на период:

  • работы на государственной службе;
  • исполнения полномочий депутата Парламента РК, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет бюджетных средств;
  • прохождения срочной воинской службы;
  • исключения из членов коллегии адвокатов по систематической неуплате членских взносов и в иных случаях, предусмотренных Уставом коллегии;
  • фактического отсутствия служебного помещения у адвоката, осуществляющего профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица;
  • занятия адвокатом предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности;
  • неисполнения адвокатом своих полномочий на основании его заявления, в котором указывается срок приостановления.

Нотариальная деятельность приостанавливается на период сроком до 6 месяцев в следующих случаях:

  • возбуждения искового производства по лишению лицензии на право занятия нотариальной деятельностью;
  • привлечения нотариуса в качестве обвиняемого по уголовному делу;
  • несообщения нотариусом в течение месяца в территориальный орган юстиции сведений об изменении им фамилии, имени, отчества;
  • систематического (3 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушения требований, предусмотренных законодательством РК, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
  • нарушения нотариусом территории деятельности, определенной ему в соответствии с насто шие нарушение прав и законных интересов государства, физических и юридических лиц;
  • фактического отсутствия помещения нотариуса по адресу, указанному при учетной регистрации в органах юстиции;
  • несоблюдения нотариусом требований к помещению для беспрепятственного доступа граждан и соблюдения тайны совершения нотариальных действий;
  • несоблюдения ограничений, предусмотренных статьей 19 Закона «О нотариате»;
  • если нотариус не приступил к практической нотариальной деятельности по истечении 3 месяцев со дня постановки нотариуса на учетную регистрацию.

Приостановление лицензии значит временное прекращение осуществляемой деятельности, запрет на осуществление нотариальной и адвокатской деятельности. На время приостановления деятельности в территориальный орган юстиции сдается печать.

Адвокатура Казахстана под угрозой исчезновения

На прошлой неделе, 14 октября, в Астане прошла Республиканская конференция адвокатов Казахстана. Поводом для собрания послужил предложенный Министерством юстиции законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Данный законопроект вызвал недовольство и критику среди адвокатов. По их мнению, предложенный законопроект не только нарушает многие принципы и нормы международного права, но и предполагает постоянное вмешательство государства в адвокатскую деятельность. Конференция собрала свыше 500 делегатов со всех регионов Казахстана. По завершению мероприятия адвокатами была принята и передана правительству итоговая резолюция.

О плюсах и минусах резонансного законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», специально для ALMAKZ.INFO комментарий дает адвокат, выпускник Украинской Школы Медиа права, Бахтияр Галимжанов.

По мнению адвоката, минусы данного законопроекта заключаются в следующем:

  1. Нет никакой необходимости объединять адвокатов и частнопрактикующих юристов, юр. компаний в один закон. Нельзя объединять предпринимателей и адвокатов, это абсолютно разные профессии и сферы деятельности. Это все равно, что объединить Предпринимательский кодекс и закон “Об общественных объединениях”.
  2. Создание Палат юридических консультантов, по сути, приведет к созданию второй адвокатуры, которая не занимается уголовными делами. Мне, как юристу, будет выгоднее стать адвокатом (статус, больше прав, ведение уголовных дел и административных дел), чем быть юридическим консультантом. Это, на мой взгляд, абсолютно не обоснованно.
  3. Введение государственной адвокатуры. Это недопустимо. Государственной адвокатуры не существует со времен Советского Союза, в ней нет никакой необходимости. Какую помощь сможет оказать своему подзащитному государственный адвокат? Адвокатура независима от государства, априори. То, что эта норма уже существовала в законе “О гарантированной государством юридической помощи”, ни о чем не говорит (странно, почему она содержится в нем, а не в законе “Об адвокатской деятельности”). Такую норму принимать нельзя. Да, и еще – госадвокат будет являться госслужащим или лицом, приравненным к нему? Это недопустимо, так как адвокат не может быть одновременно госслужащим и заниматься иной деятельностью кроме как преподавательской, научной и творческой, это прописано в этом же проекте. Получается проект сам себе противоречит?
  4. Пункт 4 статьи 34 проекта Закона мне не нравится, так как он гласит: “Государственный орган или должностное лицо не могут отказать в признании права адвоката представлять интересы лица, обратившегося за юридической помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан”. Все исключения должны быть прописаны в самом законе и не отсылать нас в массу других законодательных актов.
  5. Введение страхование адвокатской деятельности. В этом нет никакой необходимости, адвокат и так, может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Множества случаев нарушения прав клиентов адвокатами никогда не было. Институт страхования у нотариусов и судебных исполнителей, на мой взгляд, доказал свою неэффективность, на моей практике не было ни одного случая возмещения страховыми компаниями вреда, причиненного нотариусом или частным судебным исполнителем. У адвоката и так слишком много поборов, большинство адвокатов несут расходы по содержанию своих офисов, работников, оплачивают налоги и членские взносы, оплачивают рекламу, участие в семинарах и т.д.
  6. Создание дисциплинарной комиссии, членами которой будут судьи в отставке и чиновники органов юстиции, недопустимо. Должен быть обеспечен принцип независимости адвокатов. Это противоречит всем мировым стандартам, такого нет практически ни в одной стране мира. Кроме того, членами двух комиссий Судебного жюри являются только судьи, почему тогда не включить туда адвокатов? Да и в дисциплинарных комиссиях органов юстиции адвокаты отсутствуют.
  7. Мне также не нравится эта норма – пункт 3 статьи 36 проекта закона: “Запрещается допрашивать, истребовать или требовать от адвоката, его помощника, его стажера, лица, находящегося в трудовых отношениях с адвокатом, юридической консультацией, адвокатской конторой, руководителей и работников президиума коллегии адвокатов, а также от лица, в отношении которого прекращено или приостановлено право на занятие адвокатской деятельностью, или пытаться другим способом получить без согласия адвоката и его клиента (доверителя) сведения, материалы, связанные с оказанием юридической помощи, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан”. Таких исключений быть не должно, если они и есть, то их все надо отразить в законе.
  8. Мне не нравится пункт 5 статьи 36 проекта: “Адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке, кроме случаев применения мер и временных ограничений на период проведения антитеррористической операции и иных случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан”. Таких исключений быть не должно, если они и есть, то их все надо отразить в законе.
  9. Пункт 4 статьи 38 проекта также следует исключить, кстати он тоже есть в действующем законе “Об адвокатской деятельности”: “Предоставление сведений и информации в уполномоченный орган по финансовому мониторингу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не является разглашением адвокатской тайны”.
  10. Пункт 1 статьи 40 проекта закона надо изменить: “Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, состоит из семи членов, в том числе трех адвокатов, кандидатуры которых определяются общим собранием членов коллегий адвокатов областей, городов республиканского значения и столицы, на период проведения аттестации”. И в действующем законе в состав комиссии входят не только адвокаты, это надо исключать. Только адвокаты должны быть в комиссии, может быть еще ученые, но на усмотрение и по приглашению адвокатов. Когда я сдавал аттестацию только адвокаты владели предметом и понимали, о чем я говорю, все остальные не обладали какими-либо познаниями в этой области, по крайней мере, именно так мне показалось. Когда я находил ошибки в тестах, именно адвокаты смотрели на мой вопрос и подтверждали, что ошибки есть, остальные, по моему мнению, не понимали, о чем я говорю. Это для справки. В большинстве стран мира именно адвокаты принимают экзамены у кандидатов в адвокаты.
  11. Также считаю, что не должно быть приоритета для судей, сотрудников прокуратуры и следствия, позволяющего им не проходить аттестацию. Профессия адвоката существенно отличается от выше указанных, требует широких знаний во всех областях права, поэтому никто не должен освобождаться от экзаменов. Эта тоже норма действует в современном законе.
  12. Положение из пункта 1 статьи 48 проекта следует исключить. “Договоры, ставящие размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, в зависимость от исхода дела или успеха адвокатской деятельности, или договоры, по которым адвокат получает часть от присужденной суммы, не допускаются”. Эта норма перекочевала из действующего закона, но она не обоснованна. Это вмешательство в установление гонорара и взаимоотношений адвоката и подзащитного, нарушение принципа свободы договора.
  13. Пункт 2 статьи 48 проекта “В целях определения рекомендуемого для клиентов (доверителей) размера оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, Республиканской коллегией адвокатов разрабатывается и утверждается тарифная сетка оплаты юридической помощи, которая носит рекомендательный характер”. Я против этой нормы – в начале введут рекомендательные тарифы, а потом введут обязательные. Такого нет практически нигде в мире. Я знаю, что есть в Молдове такое, но там гонорары адвокатов на очень высоком уровне, час консультации, по моему, 100 евро, при этом адвокаты могут не придерживаться этих тарифов. Адвокаты – одни из самых богатых людей в развитых правовых государствах, и нигде нет регулирования адвокатских гонораров, это нарушение принципа свободы договора, независимости адвокатов. Каждое дело индивидуально, требует больших усилий, гонорар адвоката зачастую зависит от объема работы, который не всегда можно установить в начале дела. Адвокат – это не нотариус, который, как правило, локально расположен в одном месте, совершает определенный круг нотариальных действий, каждый из которых можно оценить в денежном эквиваленте.
  14. Министерство юстиции будет осуществлять контроль за качеством оказания юридической помощи, я категорически против этого, только сами Коллегии адвокатов могут осуществлять контроль за качеством оказания юридической помощи, но никак не государственные органы, необходимо обеспечить принцип независимости адвокатуры и невмешательство в ее деятельность со стороны гос. органов.

В предлагаемом законопроекте есть определенные положительные стороны, которых можно отразить в следующих 8 пунктах:

  1. Отмена первоначальных членских взносов при вступлении в коллегию адвокатов. Давно пора, имущественного ценза в профессию не должно быть. Кроме прочего, это позволит адвокатам беспрепятственно переходить из коллегии в коллегию в случае необходимости.
  2. Отмена ордеров. Действительно, это наследие Советского Союза, в котором нет никакой нужды. Наши зарубежные коллеги даже не знают о существовании ордеров.
  3. Создание Единой информационной адвокатской системы – это прогресс, я всегда за прогресс. Главное, чтобы реализация прошла успешно.
  4. Установление сроков и условий назначения и порядка сменяемости членов и председателей президиумов коллегий, членов ревизионной комиссии и дисциплинарной комиссии, это безусловно демократично, однако этот вопрос должен решаться самими коллегиями, иначе будет нарушен принцип независимости адвокатуры и свободы объединений.
  5. Улучшение порядка осуществления деятельности адвокатской конторы.
  6. Появление права адвокатов участвовать в судах в мантиях, главное, чтобы это не стало обязанностью, тогда оно станет минусом, а не плюсом.
  7. Появление права адвоката отказаться от принятого поручения, если оказание юридической помощи противоречит его моральным ценностям.
  8. Введение процедуры присяги адвоката, это правильно. Существует присяга у врачей, и у полицейских, во многих развитых правовых государствах существует присяга адвокатов, поэтом все правильно. Адвокат должен приносить присягу, чтобы осознавать всю ответственность адвокатской профессии, к которой он только приступает.

В качестве предложения разработчикам могу сказать следующее: необходимо закрепить положение о том, что все вопросы, касающиеся адвокатской деятельности, должны быть включены в этот профильный закон, внесения изменения и дополнений в профильный закон путем принятия или изменения других законов не допускается.

ФОНД СОРОС КАЗАХСТАНА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ЭЙР АСТАНА ТРЕБУЕТ, “ОСТАВИТЬ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ” ДЕЛО ОГУЗ ДОГАНА

Это интересно:

  • Приказ 579 мвд Приказ МВД России от 14 июля 2014 г. N 579 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России" (утратил силу) Приказ МВД России от 14 июля 2014 г. N 579"О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России" Приказом МВД России от 20 марта 2017 г. N 141 настоящий приказ […]
  • Потребитель по закону рф 1996 Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ"О внесении изменений и […]
  • Заявление на первую категорию учителя изо Заявление на первую категорию учителя изо Румынского Владимира Николаевича учителя изобразительного искусства муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Майской средней общеобразовательной школы Краснозерского района Новосибирской области Румынский Владимир Николаевич […]
  • Посмотреть свои штрафы у приставов Судебные приставы: узнать задолженность просто! В России десятки миллионов должников, в отношении которых судебными приставами ведется исполнительное производство. Основанием для возбуждения исполнительного производства в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № […]
  • Юристы в заре Консалтинговые и аудиторские услуги в Ижевске Наши услуги: — Проводим аудит — Осуществляем бухгалтерское сопровождение бизнеса — Восстанавливаем запущенный учет — Консультируем по вопросам бухучета, налогообложения и права — Тестируем персонал финансово-бухгалтерских служб — […]
  • Срок предъявление штрафа Какой срок действия у штрафов гибдд за нарушение правил дорожного движения Сегодня 25.04.2013г пришел в ГИБДД с целью получения справки об отсутствии задолженностей по штрафаш за нарушение ПДД, мне распечатали целый список моих нарушений, и, зачеркнув от 2007года и старше, указали, что я […]
  • Закон парковочных мест Парковка в законе Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) специально для ГАРАНТ.РУ Возможно, скоро порядок организации платных и бесплатных парковок на территории России будет унифицирован. Соответствующий законопроект 1 группы […]
  • Учебное пособия для 8 вида Учебное пособия для 8 вида Автор: Забрамная С.Д., Боровик О.В. Название: Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Год: 2008г. Размер: 8Mb Автор: Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. […]

Author: admin