Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Левая осаго ростов-на-дону

Полис ОСАГО сегодня

Выберите тип транспортного средства

В последнее время приобретение полиса ОСАГО превратилось из некогда формальной и быстрой процедуры в целое мероприятие. Причём такая ситуация характерна и для продления страховки на очередной год. Если несколько лет назад оформить полис можно было чуть ли не на каждом углу по вполне приемлемой цене, то теперь всё заметно усложнилось.

Оказывается недостаточным понимать, где купить полис ОСАГО. Дополнительное внимание приходится уделять легитимности бланка, незаконным условиям его оформления (навязывание дополнительных платных услуг) и некоторым другим аспектам. В противном случае можно столкнуться с лишними расходами денежных средств или стать жертвой мошеннических действий.

Дело в том, что приобрести полис ОСАГО без страхования жизни, квартиры, или какой-нибудь проверки аккумулятора (платной, разумеется) сейчас становится всё сложнее. Сюда же можно отнести навязывание техосмотра через собственные структуры страховщиков или запись на предстраховой осмотр с фото на несколько недель вперёд. К сожалению, надзорные органы просто не успевают отслеживать огромное количество подобных нарушений и реагировать на каждое из них. Чем и пользуются страховые компании и их сотрудники. Среди десятков организаций, предлагающих оформить полис ОСАГО, клиентам приходится самостоятельно производить «отсев» недобросовестных игроков рынка. Но в некоторых случаях даже это не помогает купить «автогражданку» без дополнительных затрат.

На вооружении – хитрость

Вряд ли можно однозначно судить об общей убыточности данного сегмента страхования. Последнее повышение базовых ставок и появление законных инструментов регулирования тарифов заметно повлияли на ситуацию. Здесь уже появляется некоторая маркетинговая составляющая, основанная на определённых элементах хитрости. Например, чтобы купить в компании «Росгосстрах» полис ОСАГО, чаще всего необходимо «стимулировать процесс» покупкой каких-то других страховых продуктов. Во всяком случае если верить, официальной статистике штрафов по соответствующей статье КоАП и отзывам клиентов (на форумах и иных открытых информационных площадках). В то же время, во многих регионах данная организация реализует «автогражданку» по минимально возможной официальной цене.

О чём это говорит? О том, что текущее положение дел вполне устраивает страховщика. Снижая до минимума официальную стоимость страховки, организация привлекает клиентов, что приводит к получению прибыли от продаж «сопутствующих» услуг. При этом статистика убыточности по страхованию автогражданской ответственности, разумеется, эту прибыль не учитывает.

В итоге официальные данные о результате работы по виду фактически оказываются искажены в худшую сторону. А ведь именно от них зависит, насколько подорожает базовый тариф при повышении ставок по ОСАГО.

Учитывая, что «Росгосстрах» за 2014 год собрал более трети всего объёма премии рынка «автогражданки», его политику можно считать весьма показательной. Вполне закономерно, что на фоне фактического удорожания полиса ОСАГО наблюдается активизация мошеннических структур, занимающихся массовой реализацией «левых» страховок. Практически открыто предлагаются бланки за 1 600 рублей (а иногда и ещё более дешёвые) в Екатеринбурге, Краснодаре, Оренбурге и некоторых других городах. Неблагоприятная ситуация на рынке создаёт благодатную почву для продажи подделок. Определённую лепту здесь внесла и недавняя замена формы бланков на новую – пока ещё не столь знакомую страхователям.

Новые бланки

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

За годы своего существования страховой полис ОСАГО уже не первый раз меняет свою буквенную комбинацию перед номером. Но отличительной чертой новых бланков является не только серия «ЕЕЕ». В данном случае метаморфозы затронули само содержание документа, которое было приведено в соответствие с последними законодательными изменениями. И хоть на первый взгляд они не столь ощутимы, при более внимательном рассмотрении разница с бланками «ССС» весьма заметна. Образец (электронный шаблон) нового бланка предлагают «скачать» для ознакомления многие открытые источники в интернете. Какие позиции полиса ОСАГО теперь выглядят иначе?

Лицевая сторона

Первое, что бросается в глаза – это второй пункт. Под натиском статистики и здравого смысла с конца 2014 года для прицепов страховой полис ОСАГО стал не нужен. Такое изменение программы страхования нашло отражение в новой форме документа. Дело в том, что теперь прицепы «включены в стоимость» основного автомобиля, страховка на который при этом дорожает. Соответственно, данное условие отмечается сейчас в полисе ОСАГО вполне недвусмысленно.

Кроме того, в новой форме указывается цель использования транспортного средства – в том же разделе (необходимо выбрать подходящий вариант). Таблица для перечня допущенных к управлению водителей потеряла одну строку. Впрочем это не означает каких-либо ограничений по числу «вписываемых» лиц, а является лишь следствием вынужденной компоновки элементов бланка. Пятого и последующих водителей можно всё также «вписать» на оборотной стороне документа.

Пункт 4, определяющий страховые суммы по договору, теперь не содержит никакой конкретики. Вместо чётких сумм идёт ссылка на «Закон об ОСАГО» (в актуальной редакции). Такой приём не лишён логики, поскольку позволяет не вносить изменения в форму полиса при «колебаниях» лимитов ответственности в будущем. Последним новшеством лицевой стороны является пункт 8, который теперь не содержит позицию о выдаче страхователю Правил. Означает ли это, что теперь страховщики могут не выдавать их клиентам – пока не ясно. Однако это не должно сильно повлиять на практику: во многих случаях «извещения о ДТП» типографски вшиваются в книжку с Правилами в целях экономии. Да и текст Правил един для всех и размещён в открытом доступе.

Оборотная сторона

Претерпела некоторые изменения и оборотная сторона полиса ОСАГО. Уменьшено поле для особых отметок, а «Памятка для водителя» пополнилась двумя дополнительными пунктами: шестым и седьмым. Оба они связаны с особенностями действий при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Пункт 6 оговаривает, что после заполнения «извещений о ДТП» участники дорожного инцидента должны направить их своим страховщикам. А седьмая позиция указывает на обязательное предоставление транспортных средств для осмотра и экспертизы. Здесь же прописана необходимость сохранения автомобилей в том виде, в котором они оказались после ДТП.

Новшества на руку мошенникам?

Что ж, пожалуй, изменения получились самые «масштабные» за время существования «автогражданки». Тем не менее, цвет полисов ОСАГО остался прежним, формат бумаги не изменился, и общая компоновка преимущественно сохранилась. Не каждый клиент заметит разницу, если не станет всматриваться. Но даже те страхователи, которые слышали об изменениях, в большинстве своём не владеют более подробной информацией о них. Такая ситуация упрощает работу мошенников, которые используют данный переходный период в свою пользу. Ведь любое сомнение клиента в подлинности полиса ОСАГО по внешним признакам можно попробовать объяснить последними новшествами бланка.

Следует также понимать, что уже оформленные «старые» страховки (серии «ССС») абсолютно легитимны до момента своего окончания. Их не нужно менять на новые бланки или совершать с ними какие-то иные нестандартные действия. Нечто подобное может предлагаться страховым агентом или сотрудником страховой организации под предлогом, что Ваш бланк просрочен. Это явный признак того, что лучше держаться подальше от такого «работника». Да, полис ОСАГО в 2016 году отличается от своих «предшественников», но для клиентов это не значит, что старый полис больше не действует.

От региона к региону

Надо сказать, что вероятность «нарваться» на «левые» документы в определённой степени зависит от региона приобретения полиса ОСАГО. Купить «правильную» страховку сложнее всего там, где данное направление страхового бизнеса наиболее убыточно. Именно там поддельные страховки сбыть легче всего, а если соответствующий региональный рынок в достаточной степени крупный, его «привлекательность» для подобной деятельности увеличивается ещё больше. Скажем, в Мурманске с долей выплат по региону за 2014 год на уровне 94% вряд ли страховщики довольны результатами своей деятельности.

Но крупный город генерирует значительный спрос на обязательное автострахование. При таком раскладе площадка для реализации подделок получается весьма выгодная, и страхователям лучше быть особенно бдительными.

Аналогичная ситуация вполне объяснима в Воронеже или Волгограде, где доля выплат составляет около 80%. При этом в том же Ростове-на-Дону (доля выплат 60%) и Самаре (63%) «маржи» страховщикам должно вполне хватать для стимулирования продаж. Здесь скорее всего рынок насыщен «законными» полисами ОСАГО, купить которые можно без особых затруднений, что снижает до минимума востребованность «левых» бланков. «Пороговая» ситуация может складываться в таких городах, как Липецк, Нижний Новгород, Уфа, Ярославль – с региональной убыточностью чуть ниже 70%. Отдельно стоит упомянуть Москву, где при доле выплат 56% масштабы рынка, тем не менее, дают возможность организации целых сетей сбыта незаконных страховок.

Как не стать жертвой мошенников?

Стоит отметить, что данная сфера уже давно привлекала соискателей незаконного заработка. По сравнению со стоимостью полиса ОСАГО, бланк поддельной страховки оказывается «копеечным» даже при относительно высоком качестве исполнения. Это обстоятельство изначально сулит хороший «доход» продавцам и организаторам незаконных схем. После определённых инцидентов компания «РЕСО-Гарантия» ещё в 2012 году выпустила пресс-релиз, посвящённый проверке подлинности полиса ОСАГО. А в феврале 2015 года «ВСК» сообщила о крупном мошенничестве в Норильске с использованием поддельных бланков с номерами, идентичными номерам легитимных страховок. Компания «Согласие» на главной странице своего интернет-ресурса разместила онлайн-инструменты для проверки агентов и полисов (на предмет хищения). Возможность убедится в легитимности страховки предусмотрена на официальном сайте «Ингосстраха» – со ссылкой на участившиеся случаи использования украденных или поддельных документов. Даже лаконичный сайт компании «СОГАЗ» содержит «реестр агентов и брокеров» (содержащий около 5 000 наименований), выложенный в открытый доступ для проверки страхователями представителей организации. Вопрос поддельных страховок весьма актуален, и страховщики стараются свести к минимуму риски своих клиентов.

Но какие бы действия не предпринимали страховые компании, их результат во многом зависит от бдительности конечных потребителей услуг. Иногда, получив наконец полис ОСАГО, купить который было весьма непросто, клиент уже не хочет думать о возможной незаконности бланка. В других случаях страхователи считают, что вероятность столкнуться с подделкой слишком мала, чтобы придавать ей какое-то значение. Что ж именно такой подход и позволяет осуществлять реализацию «липовых» документов в довольно крупных объёмах. А между тем, хотя бы проверить полис ОСАГО по номеру не так уж сложно.

Проверка бланка по базе РСА

Какие существуют способы убедиться, что оформленная страховка – не «фальшивка»? Пожалуй, первый и самый простой из них – проверить полис ОСАГО на наличие или отсутствие в базе РСА (Российского Союза Автостраховщиков), в которой организован соответствующий учёт. Полисы «автогражданки» – это бланки строгой отчётности (БСО) по обязательному виду страхования Именно поэтому они заказываются централизованно для всех страховых организаций, а затем отгружаются им в соответствии с заявками. Таким образом, в базе полисов ОСАГО РСА содержится информация о факте существования «в природе» и принадлежности конкретной компании каждого бланка. Чтобы получить её, необходимо просто заполнить ячейку номера страховки. Предоставление соответствующей информации происходит в режиме онлайн . Ссылки на данный инструмент также часто встречаются на профильных интернет-ресурсах и официальных сайтах страховщиков. Кроме того, последние часто содержат собственный инструмент для проверки статуса своих полисов ОСАГО или КАСКО.

Спустя какое-то время после оформления (чаще от одного до нескольких дней), полис ОСАГО по базе РСА можно «пробить» уже с точки зрения действующего договора страхования. В ответ на запрос клиента предоставляется информация о страховой компании, дате и сроках действия договора. Можно запросить информацию о действующих полисах «автогражданки» по госномеру или VIN-номеру транспортного средства. Кстати, там же предоставляется возможность проверить, «вписан» ли в страховку тот или ной водитель.

Технологии подделок

Почему простая проверка по номеру полиса ОСАГО может оказаться недостаточной? 2015 год, увы, продолжил традиции мошеннических технологий, которые всё более совершенствуются и «эволюционируют». Современные «левые» страховки дублируют номера настоящих бланков, используемых для заключения легитимных договоров. Дублируются печати соответствующих страховых компаний и их угловые штампы. В такой ситуации обычная проверка полиса может дать положительный результат. А вот запрос о данных договора, оформленного на фальшивом бланке, всё расставит на свои места. В ответ может прийти информация с совершенно другими сроками действия полиса – если он на самом деле уже был оформлен (или даже закончился). Договор также может быть не найден вовсе – если настоящий, «законный» бланк ещё не реализован.

Отдельным «пластом» мошеннических инструментов выделяется использование БСО компаний, ушедших с рынка. К сожалению, в подобных случаях контроль за оборотом полисов ОСАГО РСА просто не в силах осуществить.

Любые санкционные наказания за те или иные нарушения теряют актуальность для организации, и так прекращающей своё функционирование. Конечно, делаются официальные заявления о запрете продаж, которые размещаются в открытых официальных источниках. Но кто из страхователей станет постоянно следить за появлением такой информации? Особенно сейчас, когда в силу разных факторов с рынка уходят всё новые игроки. Уходят со своими страховыми полисами ОСАГО, зачастую находящими себе новых, незаконных «хозяев».

Компании бывают разные

Вряд ли это может касаться наиболее крупных страховщиков – лидеров рынка. Если же в силу каких-то обстоятельств приобретается полис менее известной и не такой стабильной организации, не помешает проверить статус её лицензии. Соответствующую информацию легко найти в открытом доступе на профильных интернет-порталах. Подобный шаг позволит доподлинно узнать, имеет ли право данный страховщик продавать ОСАГО. Полис страхования, в том числе, может оказаться настоящим, но при этом аннулированным по причине утраты. Собственно, практически для всех работающих страховых организаций характерен некоторый процент пропажи бланков. Обстоятельства таких случаев могут быть как известны, так и не определены.

Но даже при отзыве лицензии, как правило, структура страховщика продолжает какое-то время функционировать (как правило, до нескольких месяцев). Что даёт возможность проверки полиса ОСАГО через операторов call-центра. Тем более это не сложно сделать, если страховщик функционирует в штатном режиме. Обычно соответствующий телефонный номер указывается в угловом штампе в левом верхнем углу полиса. Таким образом, осуществить подобную проверку можно оперативно и без доступа к интернету. Возможно, это не столь актуально, скажем, при покупке полиса ОСАГО онлайн (с доставкой на дом): в этой ситуации интернет изначально «под рукой». Но если оформление страховки происходит где-нибудь на автозаправочной станции на трассе, такой способ видится весьма востребованным.

Проверка бланка по внешним признакам

Понятно, что на практике далеко не всегда оказывается удобным проверить страховку до её оформления. Скажем, при приобретении полиса ОСАГО онлайн купить предлагается чаще всего уже оформленный договор. Можно, конечно, попытаться на этапе заказа выяснить «забронированный» номер бланка. Но обычно подобная возможность технически не предусмотрена в рамках такого инструмента. В результате номер клиент узнаёт уже тогда, когда ему остаётся только подписать документы и расплатиться. Аналогичная ситуация возникает и во многих других случаях. Чтобы уменьшить риск попадания в мошеннические «сети», нелишне иметь примерное представление о возможных отличиях подделок.

Стремясь обеспечить страхователям возможность проверки полисов ОСАГО, РСА уже давно приводит перечень соответствующих признаков. Со временем были выявлены параметры, которые могут характеризовать фальшивый бланк.

  1. Водяные знаки. На просвет настоящий полис будет отличаться наличием аббревиатуры и логотипа «РСА». Данные элементы в некотором количестве равномерно проявляются на площади документа.
  2. Серия и номер полиса ОСАГО в правом верхнем углу отличаются некоторой рельефностью, хоть и не ярко выраженной. На ощупь символы должны прощупываться.
  3. Чаще всего бумага, используемая для изготовления подделок, характеризуется низким качеством. Данное отличие можно выявить, сравнив её со своей старой страховкой.
  4. Второй экземпляр бланка, который остаётся у страховщика, более яркого цвета.
  5. В названии слово «владельцев» («Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств») может быть употреблено в единственном числе. Формулировка «…ответственности владельца транспортных средств» однозначно говорит о «левом» документе.
  6. Опечатки в печатях и штампах. Подобные «ляпы» откровенно выдают мошенничество.

Кому-то может показаться чрезмерным внимание, уделяемое вопросу проверки договоров «автогражданки». С другой стороны, кого сейчас удивляет определённая настороженность в отношении пятитысячных (или даже тысячных) купюр? Для многих проверка денежных знаков такого достоинства на предмет наличия «водяных» элементов давно вошла в привычку. Если же говорить про полис ОСАГО, то к 2016 году его цена возросла весьма значительно.

Страховка сейчас стоит совсем не дёшево, и расценки свыше пяти тысяч рублей уже становится нормой. А при таком раскладе дополнительные меры предосторожности не должны считаться чем-то лишним или зазорным.

Да, проверить полис ОСАГО всегда можно через описанные уже онлайн-сервисы после заключения договора. Но если вдруг при этом выяснится худшее, придётся потратить много времени и сил, чтобы попытаться компенсировать свои финансовые потери. И далеко не всегда при этом можно рассчитывать на положительный результат. Кроме того, в современном ритме жизни страхователь может просто забыть о проверке полиса ОСАГО, если не сделал этого сразу. А выявить поддельную страховку уже после наступления ДТП, согласитесь, «сюрприз» не из приятных. С которым, к сожалению, на сегодня столкнулись уже многие автовладельцы. Поэтому вряд ли стоит недооценивать степень серьёзности вопроса, пренебрегая имеющимися способами убедиться в «чистоте» оформляемого документа.

Бдительность – лучший союзник!

Следует понимать, что проблема статистически весьма реальна. Любой автомобилист может столкнуться с ней в той или иной степени. Судите сами: даже количество «настоящих» бланков, утраченных страховщиками, исчисляется сегодня миллионами. Что же касается подделок – то в этом направлении нелегальный рынок характеризуется ещё более крупным оптом.

В итоге мы имеем дело с целой «теневой» отраслью, которая наносит огромный ущерб как страховым компаниям, так и страхователям. Причём всем страхователям без исключения, а не только обладателям «липовых» страховок.

По некоторым оценкам, ежегодный оборот данной области нелегальной деятельности может превышать миллиард рублей. Это сумма, которая фактически проходит, что называется, «мимо кассы». Страховые организации недополучают доход, что негативно отражается на результатах их деятельности. Следовательно, принимаются решения не в пользу соответствующего направления бизнеса. Это закрытие подразделений, сокращение штата и иные меры, влекущие в конечном счёте ухудшение сервиса и снижение уровня клиентоориентированности.

Актуальность проверки полиса

Каждый может внести свою лепту в исправление ситуации, не поленившись проверить полис ОСАГО. РСА, надо признать, недостаточно освещает серьёзность и масштабы проблемы, что можно считать заметным упущением. Но если уж страхователь оказывается информационно вооружён, он запросто может избежать потенциальных неприятностей. Осознание реальности риска столкнуться с мошенническими действиями, понимание отличий новых полисов ОСАГО, знание алгоритмов проверки бланка поможет и вам, и страховщикам, и другим автомобилистам.

При этом на сегодняшний день не важно, решите ли вы заказать полис ОСАГО онлайн, купить его у знакомого агента, или придётся оформить страховку на точке в супермаркете. Не имеет особого значения, нужно ли продлить полис или оформить первичный договор. Во всех случаях предусмотрительность не окажется лишней. Схемы реализации подделок разнообразны и во многом непредсказуемы. Продавец, оформляющий документы, может сам не знать о «фальшивости» предлагаемого продукта. И наоборот, даже в официальном представительстве страховщика отдельные сотрудники могут промышлять незаконными страховками, обеспечивая себе хороший сиюминутный «заработок».

В Ростове нельзя купить полис ОСАГО законно

В Ростове невозможно купить полис ОСАГО в рамках закона. Автомобилисты сталкиваются либо с навязыванием покупки дополнительных страховых продуктов, либо вовсе получают отказ оформить полис. Такая ситуация наблюдается по всей стране и даже после того, как в конце прошлого года ФАС оштрафовала ряд страховых компаний за нарушение закона «О защите конкуренции». После этого рынок страхования замер в ожидании, когда, наконец, повысят тариф по ОСАГО, а до тех пор – полисов нет.

Жалобы в ФАС на то, что страховщики продают полисы ОСАГО только вместе с полисами страхования от несчастного случая, жизни или имущества, начали поступать с весны 2013 года. И практически одновременно на всей территории России. Сначала по решению судов прокатилась серия штрафов и предписаний исправить нарушения. Страховщики повинились, исправились, выждали около года и опять взялись за свое. При этом они уже открыто заявляли о том, что ОСАГО убыточен, и они вынуждены продавать дополнительные продукты, чтобы платить хотя бы зарплату своим сотрудникам.

Однако еще в конце прошлого года доппродажи встречались далеко не во всех страховых. Небольшие компании пытались перетягивать к себе клиентов за счет своей честной цены на полис. Но с нового года ОСАГО «заболело» уже практически во всех страховых компаниях страны. Вернее, в тех, которые на тот момент еще работали и не обанкротились.

«Я объехал несколько офисов моей страховой компании, с которой уже несколько лет заключаю договор. Все было в порядке. А тут мне заявили, что ОСАГО выдают только в одном, центральном офисе компании. Я приехал, меня там встретили, посмотрели документы, спросили данные водителей, которых я хочу вписать в страховку, и на этом все. Сказали, что водителей пробьют по некой базе, получат коэффициенты и затем перезвонят мне и скажут окончательную стоимость полиса. Перезвонить обещали через неделю. Прошел уже месяц», – рассказал автовладелец Николай Муравин.

При покупке ОСАГО в Ростове-на-Дону придется доплатить «сверху» от 600 до двух тысяч рублей (в зависимости от стоимости полиса ОСАГО).

В другой страховой компании корреспонденту Dengi.161.ru сразу с порога сказали – полисов нет. В третьей, опять же с порога, предупредили, что без дополнительного страхования ОСАГО не продают. На предложение корреспондента оформить в этом случае ДОСАГО (самый дешевый продукт из доппродаж, стоимостью около 400-600 рублей), сотрудник страховой развел руками: «Нет. ДОСАГО мы теперь продаем только при покупке каско. Я могу застраховать вас от несчастных случаев при ДТП». Стоит такой продукт – одну тысячу рублей.

Интересно, что даже при покупке доппродукта, страховщики отказываются применять понижающие коэффициенты за безаварийную езду. «Мы не можем, так как нас сейчас нет такой технической возможности. Поезжайте в свою страховую – они применят скидку», – говорят сотрудники крупной страховой компании, зная, что предыдущий страхователь клиента либо уже не работает, либо придерживается позиции «полисов нет».

И все это происходит на фоне того, что ОСАГО и его будущее в этом году очень плотно обсуждаются в правительстве. Уже запланированы повышения территориальных коэффициентов в ряде регионов России. В первом чтении принят проект поправок, которые предусматривают увеличение лимита выплат по европротоколу (оформление ДТП без сотрудника ГАИ) с 25 до 50 тысяч рублей. Обсуждается возможность включения в закон об ОСАГО новых положений, которые, во-первых, предусматривают выплаты по имущественному ущербу без учета износа транспортного средства, во-вторых, возможность включения в состав ущерба по ОСАГО «утраты товарной стоимости» автомобиля, и, в-третьих, расширение списка выгодоприобретателей в случае смерти пострадавшего в ДТП.

С одной стороны, максимально расширяются опции для удобства автовладельцев, а с другой, относительно стоимости (тарифа) ОСАГО подвижек еще нет. Хотя, по мнению представителей страхового рынка, данные нововведения позволят подготовить россиян к повышению тарифа по ОСАГО. То есть сейчас «максимально разжевывают, за что мы будет платить такие деньги».

Получить без переплат полис ОСАГО — фантастика

Этот год для авто-владельцев скуден на хорошие новости.

20.05.2015 в 09:23, просмотров: 3891

Этот год для авто-владельцев скуден на хорошие новости. Как только заговорили о том, что с 12 апреля «автогражданка» резко подорожает, у страховщиков случился коллапс: массово пропали бланки, в офисах постоянно «глючили» компьютеры или банально отключался свет.

Этот год для авто-владельцев скуден на хорошие новости. Как только заговорили о том, что с 12 апреля «автогражданка» резко подорожает, у страховщиков случился коллапс: массово пропали бланки, в офисах постоянно «глючили» компьютеры или банально отключался свет. Все это очень походило на откровенный саботаж. Но и после роста цены на полис ситуация кардинально не изменилась: очереди в худших традициях соцреализма, навязывание дополнительных услуг и отказ в получении страховки водителям, не пожелавшим переплачивать.

Денис Краев, владелец малолитражной «KIA»:

— Себя считаю законопослушным гражданином. За 10 лет ни одного нарушения ПДД. Но сейчас я нарушитель. У меня страховка закончилась второго апреля. За новым полисом пошел в середине марта. Ходил неделю, пока отпуск не кончился, — пусто: бланков нет, очереди километровые, а обслуживают по одному человеку в час. Я прямо взбесился. Думал, что после подорожания эти (страховые компании) совесть себе купят и начнут нормально работать. Ага, разогнался. Пришел в офис, а там те же очереди. Отстоял с 6 утра до вечера, а мне говорят, что без страхования жизни и здоровья бланков нет. Не хочу платить. Вот так и езжу пока. На следующей неделе пойду в другую компанию: может, там получится купить полис. Но веры что-то у меня в это нет. Если опять начнут вымогать, пойду в прокуратуру.

К проблемам с ОСАГО, казалось бы, уже даже привыкли. С самого начала этого государственного проекта он вызывал массу нареканий и у автовладельцев, и у страховых компаний. Первые жаловались на «беспредел страховщиков», которые дерут три шкуры, а в случае аварии деньги выплачивают только через суд и годами. Вторые стенали по поводу убыточности ОСАГО, мошенников, разоряющих мнимыми ДТП страховые компании, но при этом продолжали почему-то биться в кровь за право работать с «автогражданкой».

Виталий Дымов, водитель такси:

— Складывается впечатление, что этот бардак с ОСАГО имеет целью разозлить людей. Просто я не вижу другой причины такого хамского отношения со стороны страховщиков. Для меня машина — это работа, которая кормит семью.

А значит, я в первую очередь заинтересован, чтобы ко мне не было претензий со стороны закона. Но пришлось не только купить страховку по новой цене, хотя свои хождения я начал за месяц до подорожания, но и переплатить. Приобрел страхование жизни и здоровья. Выхода не было — работать же нужно.

Алексей П., владелец автомобиля марки «ВАЗ»:

— Езжу по «левой» страховке. Помотался по страховым компаниям и плюнул. Поехал на авторынок и купил из-под полы.

А потому что достали! Не понимаю, почему страховщики благим матом орут, что ОСАГО убыточно, но не отказываются от него. Лично я до этого года всегда покупал полис, хотя ни разу в ДТП не был, и, естественно, никто мне ничего не платил. Да вы у людей поспрашивайте: уверен, из сотни наберется один-два человека, кто попал в ДТП и получил выплаты от страховщиков. А очереди? Сидит одна девочка сонная и по два часа каждый полис заполняет. Думаю, что выход в государственной страховой компании. Нужны твердые тарифы на ОСАГО, а потом их можно индексировать на размер инфляции. И еще: чтобы топ-менеджеры компании постоянно отчитывались о доходах и никаких «золотых парашютов». Частники свою волчью натуру уже показали, и лучше они не станут.

К слову сказать, с начала года прокуратура края возбудила уже более полусотни административных дел в отношении страховых компаний за «необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования». Каждый такой иск грозит страховщику штрафом в 50 тысяч рублей. Некоторые компании уже поплатились за нечестную игру, по другим вопрос решается.

— Работа по выявлению нарушений страховыми компаниями законодательства идет полным ходом, и уже есть определенные результаты, — комментирует Антон Лопатин, старший помощник прокурора края по взаимодействию со СМИ. — После того как некоторые недобросовестные страховщики заплатили штрафы, число обращений граждан начало постепенно сокращаться. Но придется еще немало поработать в этой сфере, чтобы заставить всех участников страхового рынка выполнять требования закона. Сделать это мы можем только вместе с автовладельцами. Если вам отказали в получении полиса, возьмите письменное подтверждение и идите в прокуратуру. Отказывают и в этом — напишите заявление на получение полиса, обязательно его зарегистрируйте и в случае затягивания процесса страховщиком приходите: мы поможем разобраться.

Заголовок в газете: «Автогражданка» с прицепом

ОСАГО в вопросах и ответах. Что ждет рынок страхования?

Полисы ОСАГО — одни из самых обсуждаемых документов в России. И вопросов в связи с ними возникает немало.

Страхование автомобиля — тема, которая касается всех автовладельцев. Однако меняющееся законодательство, появление электронных полисов и прочие нововведения вызывают массу вопросов и опасений. Наиболее распространенные из них будут затронуты в ходе онлайн-конференции в АиФ.ru.

Все, что связано со страхованием гражданской ответственности автолюбителями, интересует многих. А каждое изменение в системе ОСАГО вызывает бурные обсуждения. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс и исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев ответили на вопросы читателей АиФ.ru, касающиеся полиса ОСАГО, в ходе онлайн-конференции.

— Скажите, пожалуйста, в чем суть недавних изменений в системе ОСАГО? С какой целью они были сделаны?

— Суть недавних изменений в системе ОСАГО связана в первую очередь с тем, что в отрасли распространилось большое количество автоюристов, злоупотребляющих правом, или просто мошенников, которые пользуются несовершенством законодательства, обманывают автовладельцев, обещая им золотые горы, которые они смогут получить от страховой компании по ДТП. Их схема действий почти всегда одинакова — приехать на место ДТП раньше ГИБДД, напугать автовладельца тем, что ничего ему никто не заплатит, предложить выкупить право требования по выплате страхового возмещения (договор цессии) за небольшую сумму, которой часто недостаточно для ремонта, не согласиться со страховщиком по величине возмещения убытка путем фальсификации повреждений, а иногда и самого страхового события, в конечном итоге добиться судебного разбирательства. Уже в суде такие мошенники требуют от страховщика крупную сумму, в которую входят: оплата услуг представителя в суде, компенсация морального вреда, завышенная страховая выплата (по поддельной экспертизе), а также штрафы и пени. В результате получается, что автоюрист-мошенник себе в карман кладет сумму, которая может в десятки раз превышать стоимость ремонта, а выплачивает все это страховая компания, возмещая ущерб, которого не было. Решить эту проблему помогло бы исключение таких посредников из системы, поэтому в закон об ОСАГО внесли поправку о приоритете натурального возмещения. То есть теперь в большинстве случаев потерпевшие по ОСАГО будут получать отремонтированный автомобиль, а не денежную выплату, тем самым исключая причину спора между сторонами договора. Но, к сожалению, закон распространяется только на новые договоры ОСАГО, т.е. те, которые были заключены с 29 апреля 2017 г. Поэтому мы рекомендуем автовладельцам быть бдительными и не взаимодействовать с недобросовестными посредниками. Страховые компании помогут с решением любых вопросов. Поверьте, нам гораздо выгодней урегулировать спор до суда, чем потом оплачивать издержки, которых быть не должно. Но самое обидно, что в данной ситуации больше всего страдает сам страхователь (владелец автомобиля), так как мошенники выплачивают ему самый минимум, которого не хватает на качественный ремонт, а это влечет ухудшение безопасности на дорогах.

Невозможно купить

— Добрый день! Убыточно ли ОСАГО? Почему полисы автогражданки сложно купить в некоторых регионах?

— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что ОСАГО сильно убыточно. Если взять простой расчет, который используется в любом бизнесе, и посчитать прибыль (доходы минус расходы), то получится, что мы на сегодняшний день, в среднем по стране, выплачиваем на 22% больше, чем зарабатываем. А если взять отдельные регионы, например, Карачаево-Черкессию, Волгоградскую область и Ингушетию, то уровень выплат по полисам ОСАГО, которые покупаются на их территории, превышают 250 %. То есть, на каждую полученную тысячу рублей, страховщик отдает 2500 рублей.

Северная Осетия — Алания

ТОП-10 регионов по выплатам с учетом РВД (расходы на ведение деятельности)

Именно поэтому страховым компаниям, как и любому другому бизнесу, не выгодно работать в этих регионах, они просто не могут позволить себе нести такие убытки. И многие страховщики закрывают свои представительства, в связи с чем возникают очереди. Мы, видя подобную ситуацию, стремимся нивелировать негативный эффект, поэтому внедрили обязательную систему электронных продаж полисов ОСАГО и «Единый агент РСА» (он позволяет распределять продажу полисов ОСАГО в «токсичных» регионах равномерно).

— Приоритет «натурального» возмещения пока действует только для тех договоров ОСАГО, которые заключены с 29 апреля 2017 года. По всем остальным полисам ОСАГО процедура возмещения ущерба остается прежней.

Ремонт будет производиться без учета износа, то есть на автомобиль поставят новые детали, сертифицированные, качественные. Доплата за износ не потребуется. Новые поправки дают гарантию на ремонтные работы — 6 месяцев, на кузовной ремонт и лакокрасочные материалы — 12 месяцев. А если какие-то детали больше не выпускаются, и их найти невозможно, то по согласованию со страховщиком возможна установка сертифицированных аналогов или денежная компенсация. За наличие недостатков в ремонте отвечает страховая компания, то есть все претензии по тому, как отремонтировали автомобиль, страхователь должен озвучить страховщику. На рассмотрение претензии отводится 5 дней. На ремонт заложено 30 дней. Если этого срока не хватает, страховая компания платит штрафы (0,5 процента от суммы ущерба за каждые сутки просрочки). Клиент может выбрать любой автосервис из списка страховщика, он должен находиться в пределах 50 км от места регистрации или места ДТП. Но также страхователь может предложить свой автосервис (по письменному согласованию со страховщиком). Автомобили не старше двух лет будут направляться только в официальные сервисные центры с сохранением гарантии.

Денежные выплаты сохраняются в строго определенных случаях: если стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей (лимит выплат по полису ОСАГО), в т.ч. при полной гибели транспортного средства; если при ДТП потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью; если автовладелец является инвалидом; если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка»), и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО; если предложенная СТО не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта. Но, как и ранее, расчет компенсации в подобных случаях будет учитывать износ.

— Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие меры совершенствования системы ОСАГО могут быть реализованы в ближайшие несколько лет?

— Мы планируем вести активную работу по развитию таких направлений, как электронные полисы ОСАГО, Единый агент РСА, с 1 июля планируем запустить систему е-ОСАГО Гарант, которая обеспечит гарантированное заключение договоров ОСАГО в электронном виде по всей стране под контролем РСА. Также мы будем подключаться к базам профильных министерств и ведомств, чтобы уменьшить количество ошибок в персональных данных (и уменьшения мошеннических действий). Все эти меры направлены на повышение доступности полисов ОСАГО, каждый водитель должен иметь возможность купить полис в любое время без задержек. Помимо этого мы продолжим работу с правоохранительными и судебными органами власти по борьбе со страховым мошенничеством, к которому относится деятельность недобросовестных автоюристов, кибермошенничество в Интернете, а также поддельные бланки. Мы уже провели ряд совещаний в нескольких федеральных округах нашей страны (Южный, Приволжский, Уральский и др.), есть определенные результаты, которые стали возможны благодаря активной совместной работе всех структур, имеющих отношение к борьбе со страховым мошенничеством. Также мы полагаем, что будут определенные доработки законодательства, противодействие мошенничеству возможно только путем проведения комплекса мероприятий и активной позицией всех заинтересованных ведомств.

— Скажите, а в чем основное преимущество нового закона, он же вроде еще недоработан

Основным преимуществом для автомобилистов является то, что больше не нужно доплачивать за износ. Раньше было достаточно много нареканий на то, что денежной компенсации не хватает на ремонт, несмотря на то, что она рассчитывается в соответствии с Единой методикой оценки ущерба, которая обновляется раз в полгода. Теперь же споры о нехватке финансирования сойдут на нет: автовладелец получит полностью отремонтированный автомобиль в пределах лимита ответственности. Для страховщиков же большим плюсом является уменьшение количества судебных выплат (особенно — нестраховых: оплата услуг юристов, моральный ущерб, штрафы, пени). Мы рассчитываем, что со временем, когда приоритет натурального возмещения будет распространяться на все договоры ОСАГО, недобросовестные автоюристы будут лишены доступа к деньгам. Система ОСАГО стабилизируется, страховщики вернутся в регионы, вопросы с доступностью полисов исчезнут.

— Судите сами: по договорам ОСАГО, которые были заключены в 2016 году, если не брать во внимание РВД, убыток страховщиков составит 12,3 млрд рублей. То есть по тем договорам ОСАГО, по которым собрали 228 млрд рублей, общие выплаты составят 240,4 млрд рублей. А если учитывать РВД, то убыток по договорам 2016 года может составить 64,8 млрд рублей, тогда общая сумма выплат превысит 292 млрд рублей. Несмотря на то, что убытки растут, страховые компании продолжают оформлять полисы, работая в минус. Интересно также то, что по КАСКО, которое является добровольным видом страхования, размер средней выплаты по страховому случаю почти сравнялся с выплатой по ОСАГО. То есть по полисам, стоимость которых различается в 10 раз, мы платим одинаково. По итогам 4 квартала 2016 года средняя выплата по ОСАГО составила 76 956 рублей при средней величине премии в 6081 рубль, по каско же на тот же период размер средней выплаты определен на уровне 77 067 рублей при средней стоимости полиса в 44 843 рубля. Ремонт стоит одинаково, процесс работы страховщика, что по КАСКО, что по ОСАГО почти не отличается. Но с ОСАГО мошенникам работать гораздо интересней, так как этот полис обязателен для всех. С КАСКО, конечно же, тоже не все чисто, не в таких масштабах, как в ОСАГО.

Мы можем посмотреть на зарубежный опыт автострахования. Там картина достаточна прозрачная: часто попадаешь в ДТП, будь добр, заплати в следующий раз за полис-аналог ОСАГО не 200 долларов, а 6 тысяч! То есть убытки от деятельности мошенников заложены в тариф, а у нас этого нет. Думаю, что в обозримом будущем мы пойдем по такому же пути.

— Не очень мне понятно, как полис электронный оформлять, надо сначала у вас его просчитать? или нет? расскажите поэтапно, если можно

— Заходите на официальный сайт нужной страховой компании (список с активными ссылками можно найти на сайте РСА), заходите в личный кабинет или регистрируете его (если еще не зарегистрированы). Заполняете все поля в заявлении о заключении электронного договора ОСАГО. Если есть вопросы по заполнению, звоните вашему страховщику по телефону горячей линии, специалисты все прояснят. Если потребует система, к заявлению прикрепите электронные копии (сканы) необходимых документов: водительского удостоверения всех лиц, допущенных к управлению автомобилем; паспорта транспортного средства или свидетельства о его регистрации; диагностической карты. После внесения данной информации в базе АИС РСА проверяется ваш КБМ (коэффициент, который снижает стоимость полиса ОСАГО за безаварийную езду и повышает за ДТП в предыдущие периоды страхования). Далее вас проинформируют о финальной стоимости полиса ОСАГО. Его нужно оплатить при помощи банковской карты.

Электронный полис вы получите на электронную почту. Документ необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.

Важно, чтобы полис был в базе АИС РСА. Именно в ней по серии и номеру е-полиса его подлинность проверит инспектор ГИБДД. Вы можете самостоятельно осуществить подобную проверку у нас сайте, и в случае каких-то проблем — обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Если вдруг заключение электронного договора ОСАГО страховщиком, на сайт которого вы обратились, невозможно (например, по техническим причинам) вы будете перенаправлены на сайт другой страховой компании (это называется «замещающий страховщик») для заключения электронного договора ОСАГО. Все данные, которые вы ранее внесли в систему, сохранятся.

— В каких регионах меньше всего страховых, которые ОСАГО продают? Что-то вы собираетесь с этим делать?

— С учетом того, что у нас прекрасно работает система Единый агент РСА, нельзя сказать, что где-то страховщиков больше или меньше — это вообще относительное понятие. Есть регионы, где купить полис ОСАГО в офисе компании сложнее, чем в иных, поэтому год назад мы запустили Единого агента. Таким образом, страхователь может приобрести полис ОСАГО быстро и без проблем. Только имейте в виду, что система предлагает оформить полис в страховой компании автоматически, с учетом установленной квоты. Иными словами, к какому страховщику привязан ваш ПТС, такой полис вам и оформят. Если вас не устраивает данный подход, вы сможете оформить полис в электронном виде на сайте желаемой страховой компании.

Что касается регионов убыточных, то сегодня ТОП-20 (по совокупности ряда показателей, за 1 кв. 2017 г.) выглядит так:

Это интересно:

  • Патент налог на имущество 2018 Как оформить патент для ИП в 2018 году Патент для ИП на 2018 год призван облегчить представителям малого бизнеса ведение отчетности. По этой системе налогообложения не требуется заполнять большое количество документов. Процедура проста и понятна даже начинающим бизнесменам. Патент для […]
  • Бланк заявления на свидетельство о рождении Бланк заявления на свидетельство о рождении Формы бланков заявлений на государственную регистрацию актов гражданского состояния Форма №1 Заявление о рождении от родителей Форма №2 Заявление о рождении от матери Форма №3 Заявление о внесении сведений об отце ребёнка в запись […]
  • Варианты алиментов Способы оплаты алиментов Движение алиментов от плательщика к получателю оформляется отдельным пунктом как в добровольном соглашении об уплате средств, так и в исполнительном листе или судебном приказе, если выплаты взыскиваются принудительно. Причем и плательщик, и получатель одинаково в […]
  • Работа москва швея с проживанием Работа москва швея с проживанием Частный детский сад Le Chat Botte • Москва Швея-закройщик Частный детский сад Le Chat Botte • Москва Швея с проживанием Гросс/год: 50 000 руб. Швея Гросс/год: 50 000 руб. Швея с проживанием Швейное производство • Москва Гросс/год: 50 000 […]
  • Прокурор рб полномочия Прокуратура Республики Беларусь Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов: возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь): проводит […]
  • Заявление на предоставление справки о зарплате Справка о заработной плате с места работы Справка о заработной плате с места работы может вам потребоваться для различных целей - в Пенсионный фонд для расчёта и начисления пенсии, для центра занятости, для получения различных пособий и субсидий. И тут иногда возникают препятствия. Вы […]
  • Приказ за дополнительный объем работы образец Установление доплаты сотрудникам за увеличение объема работ Работодатель вправе поручить сотруднику дополнительную работу. За нее устанавливается доплата, и ее требуется оформлять в соответствии с нормативными актами. Увеличение объема работ согласно ТК РФ Увеличение объема работ […]
  • Дом под ключ недорого для постоянного проживания из газобетона ЧЕМ НАШИ ДОМА ИЗ БЛОКОВ ЛУЧШЕ ДЕШЕВЫХ ДОМОВ? Фундамент рассчитывается на основе результатов геологического исследования грунта, определения несущей способности, величины сил морозного пучения, расчёта нагрузок от веса здания, максимально возможной нагрузки на перекрытия и снеговой […]
Все права защищены. 2018