Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Монетаризм собственность

Экономическая теория (Г. Р. Вечканова, 2010)

В пособии рассматриваются экзаменационные вопросы по основам экономической теории. Материал отвечает требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по курсу «Экономическая теория». Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 521600 «Экономика», 061100 «Менеджмент», 020200 «Политология», 021200 «Юриспруденция» и другим. Пособие может быть также использовано при подготовке к зачетам и экзаменам по микроэкономике и макроэкономике.

Оглавление

  • Предисловие
  • Вопрос 1. Экономические науки как система
  • Вопрос 2. Экономическая теория: предмет и метод
  • Вопрос 3. Зарождение и становление мировой экономической мысли. Экономическая мысль древнего мира и феодализма
  • Вопрос 4. Меркантилизм
  • Вопрос 5. Физиократы
  • Вопрос 6. Утопический социализм
  • Вопрос 7. Классическое экономическое направление
  • Вопрос 8. Марксистское экономическое направление
  • Вопрос 9. Неоклассическое экономическое направление
  • Вопрос 10. Австрийская школа
  • Вопрос 11. Монетаризм
  • Вопрос 12. Кейисиаиское экономическое направление
  • Вопрос 13. Неоклассический синтез
  • Вопрос 14. Институционально-социологическое направление
  • Вопрос 15. Российская экономическая мысль
  • Вопрос 16. Воспроизводство: сущность, виды, типы
  • Вопрос 17. Заработная плата: сущность, виды, формы, системы
  • Вопрос 18. Экономические законы: сущность и функции
  • Вопрос 19. Экономические категории: сущность, виды
  • Вопрос 20. Собственность как экономическая категория: сущность, типы, формы
  • Вопрос 21. Экономическая система: сущность и модели
  • Вопрос 22. Смешанная экономика: сущность и модели
  • Вопрос 23. Натуральное хозяйство
  • Вопрос 24. Товарное хозяйство
  • Вопрос 25. Товар и его свойства
  • Вопрос 26. Деньги: сущность и функции. эволюция денег

Из серии: Завтра экзамен!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (Г. Р. Вечканова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Монетаризм, являющийся составной частью неоклассического направления, возник в середине 50-х гг. XX в. Монетаризм – это школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях количества находящихся в обращении денег как определяющей функции цен, доходов и занятости населения.

Родоначальником монетаризма считается американский экономист и статистик Ирвинг Фишер (1867–1947). Широкое распространение монетаризм получил с начала 70-х гг. XX в., оказав большое влияние на программы государственно-монополистического регулирования экономики в ряде развитых и развивающихся стран.

Лидером современного монетаризма является американский экономист Милтон Фридмен (1912–2006). Видными представителями монетаризма являются Э. Фелпс, К. Брукнер, А. Мельцер и др.

Монетаризм не является единым учением, его сторонники выдвигают и развивают различные варианты теоретических моделей и программ экономических мероприятий.

Концепция экономической политики монетаризма базируется на теории инфляции и безработицы. Ключевой постулат монетаризма – рыночная экономика отличается долгосрочной стабильностью, посредством саморегулирования обеспечивает рыночное равновесие. Монетаризм выступает против кейнсианской концепции краткосрочного регулирования инфляции и безработицы, указывая на беспомощность кейнсианцев при объяснении стагфляции.

Основными соперниками монетаризма в экономической политике считается кейнсианство. Различия их концепций в прошлом и настоящем охватывают широкий круг проблем, к которым можно отнести следующие:

• монетаристы исходят из тезиса: предложение рождает спрос; кейнсианцы – из тезиса: спрос рождает предложение;

• монетаристы считают, что «только деньги имеют значение»; кейнсианцы утверждают, что «деньги не имеют значения»;

• монетаристы полагают, что рынки обладают высокой степенью конкурентности и обеспечивают макроэкономическую стабильность; кейнсианцы исходят из того, что рыночная система в основном неконкурентна и поэтому подвержена макроэкономической нестабильности;

• монетаристы утверждают, что фискальная политика государства слабо и неопределенно воздействует на экономическую стабилизацию; кейнсианцы, наоборот, видят в фискальной политике мощный стабилизационный фактор.

Монетаристскую концепцию нельзя признать научной по ряду ее положений. Выделим основные.

Во-первых, монетаризм дает одностороннее толкование причинно-следственных связей в системе капиталистического воспроизводства. При всей значимости сферы денежного обращения она не может рассматриваться отдельно от других сфер экономики и подчиняется действию объективных экономических законов, характерных для капиталистической системы хозяйства.

Во-вторых, трудно признать научно обоснованным положение, согласно которому решающая роль в экономическом развитии принадлежит деньгам и денежному обращении.

В-третьих, монетаристы одобрительно относятся к массовой безработице трудящихся. Такая позиция выражает интересы и идеологию буржуазии.

Оглавление

  • Предисловие
  • Вопрос 1. Экономические науки как система
  • Вопрос 2. Экономическая теория: предмет и метод
  • Вопрос 3. Зарождение и становление мировой экономической мысли. Экономическая мысль древнего мира и феодализма
  • Вопрос 4. Меркантилизм
  • Вопрос 5. Физиократы
  • Вопрос 6. Утопический социализм
  • Вопрос 7. Классическое экономическое направление
  • Вопрос 8. Марксистское экономическое направление
  • Вопрос 9. Неоклассическое экономическое направление
  • Вопрос 10. Австрийская школа
  • Вопрос 11. Монетаризм
  • Вопрос 12. Кейисиаиское экономическое направление
  • Вопрос 13. Неоклассический синтез
  • Вопрос 14. Институционально-социологическое направление
  • Вопрос 15. Российская экономическая мысль
  • Вопрос 16. Воспроизводство: сущность, виды, типы
  • Вопрос 17. Заработная плата: сущность, виды, формы, системы
  • Вопрос 18. Экономические законы: сущность и функции
  • Вопрос 19. Экономические категории: сущность, виды
  • Вопрос 20. Собственность как экономическая категория: сущность, типы, формы
  • Вопрос 21. Экономическая система: сущность и модели
  • Вопрос 22. Смешанная экономика: сущность и модели
  • Вопрос 23. Натуральное хозяйство
  • Вопрос 24. Товарное хозяйство
  • Вопрос 25. Товар и его свойства
  • Вопрос 26. Деньги: сущность и функции. эволюция денег

Из серии: Завтра экзамен!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (Г. Р. Вечканова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Монетаризм как теория и практика (2)

Главная > Реферат >Экономика

1.Частная и государственная собственность:соотношене,развитие и противоречия

1.2 Частная собственность

1.4. Соотношение, развитие и противоречия форм собственности

2.Монетаризм как теория и практика.

2.1 Монетарная политика.

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило к перераспределению объектов и прав собственности.

В преддверии ХХI в. Наша страна начала переход к рыночной экономике, хозяйственному рыночному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождении рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков.

Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной. Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующими обязанности.

Фактор ограниченности жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления каких-то правил контроля за ними. Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, применения абсолютно для всех членов общества. Если бы это было так, то в обществе воцарился бы хаос. Представьте себе: вы приобрели или построили дом; если бы в обществе отсутствовали правила контроля за жизненными благами, то, в принципе, это означало бы, что в ваш дом постоянно могли приходить – отдохнуть, обогреться, поспать, посмотреть телевизор – едва ли не все желающие. Понравился бы вам такой порядок, удовлетворил бы вас такой «демократический» способ пользования жизненным благом? Очевидно, что нет. Значит, общество должно обязательно решить, какими нормами будет защищаться право контроля определенных участников экономической жизни за полученными в результате рыночного или государственного распределения конечными товарами и экономическими ресурсами. Это является одним из условий эффективного их использования, воспроизводства.

Для решения этой проблемы в современном обществе используются нормы собственности.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выдраться. В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать на себе еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель – вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал социальной опорой нынешнего режима. В своей работе я хотела бы отразить вопросы частной и государственной собственности, пути их развития.

2.1 Государственная собственность

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30% и более 1 .

Государственная форма собственности применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизацией.

В России до недавнего времени в экономической практике преобладало стремление к «единой фабрике», укрупнению производства в 10 раз и более на основе развития государственной собственности. Последняя называлась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривается многими экономистами. 2 Общенародная собственность по существу не состоялась, потому что не имела объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу НТР, т.е. уровню развития постиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общественной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как во многом технически отсталая промышленность, полуразрушенное сельское хозяйство, всеохватывающий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, экономическая изолированность от мирового хозяйства.

По мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночное саморегулирование может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать её дальнейшей стабилизации.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономики. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов — это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идёт опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разбухание» государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой — с поддержкой их государством.

Монетаризм о распределении доходов

Вторая половина нашего столетия отмечена появлением монетаризма. Его выдающиеся представители (М. Фридмен, А.У. Филлипс, Д.Ф. Мут, Ф.А. Хайек и др.) также, как и представители кейнсианства, сосредоточили внимание на макроэкономических регуляторах объемов производства и дохода. Они считали, что денежная масса, а не импульсы инвестиций посредством мультипликатора дохода Кейнса, является более эффективным регулятором экономики. По сути дела, монетаризм, как и классическая теория рыночной экономики, утверждает, что свободный рынок является саморегулирующей системой, автоматически обеспечивающей высокую экономическую стабильность. Важно, с их точки зрения, повысить спрос на деньги, обеспечить устойчивый рост денежной массы. Этот спрос, в свою очередь, определяется доходом на деньги по сравнению с другими видами доходов, т.е. вновь возвращались к активной роли процентных ставок, к количественной теории денег.

Центральное место в аргументации монетаризма занимает концепция «естественной нормы безработицы». Под этим понимается такой уровень добровольной безработицы, в котором рынок труда расчищается, а уровень реальной зарплаты соответствует равновесию на всех рынках. Это значит, что при данной структуре спроса и предложения в экономике существует такая норма безработицы, которая удерживает на неизменном уровне реальную зарплату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Монетаристы связывали безработицу с изменениями зарплаты (цен). Эта зависимость получила название кривой Филлипса. Главное новшество, содержавшееся в кривой Филлипса, заключалось в том, чтобы показать, что рост денежной зарплаты может сосуществовать с заметной безработицей. Из этой зависимости следовало, что даже при нулевой инфляции присутствует безработица. Стабильность цен и безработица оказались несовместимыми целями, что опровергало выводы кейнсианства. Таким образом, прежняя надежда на одновременное достижение устойчивых цен и полной занятости уступила место выбору между стабильностью цен и полной занятостью.

Основатель монетаризма М. Фридмен настаивал на существовании асимметричной реакции нанимателей и рабочих на повышение цен и зарплаты. Расширение совокупного спроса, согласно его аргументации, повышает и цены на товары, и уровень зарплаты, но первые гораздо быстрее реагируют на увеличение спроса, чем зарплата. При ценах, растущих быстрее денежной зарплаты, реальная зарплата снижается. Падение реальной зарплаты побуждает нанимателей увеличивать занятость. Это повышение спроса на труд становится эффективным, потому что рабочие все еще ожидают устойчивых цен и рассматривают рост денежной зарплаты как увеличение реальной зарплаты.

Фридменовский тезис о различиях в ожиданиях нанимателей и нанимаемых разделялся не всеми представителями монетаризма. В одном из заметных его ответвлений была сформулирована теория рациональных ожиданий (Д.Ф. Мут и др.), согласно которой и работодатели, и рабочие формируют свои ожидания относительно цен и зарплаты одинаковым образом – в соответствии с тем, как они изменяются в действительности. Из этого вытекали самые радикальные антикейнсианокие выводы о том, что правительства способны влиять только на номинальные переменные, подобные темпу инфляции, но они бессильны в отношении реальных величин, таких, как производство и занятость. Следовательно, не существует никаких возможностей для проведения антициклической стабилизационной политики. Если бы практика подтверждала выводы теории рациональных ожиданий, то кейнсианство потеряло бы актуальность. Однако никакого решающего подтверждения этих взглядов до сих пор не получено.

Последняя четверть столетия развития экономической мысли характеризуется разъединением «монетаризма» и «фискализма». На одной стороне те, кто считает, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Они анализируют процесс определения уровня дохода, используя количественную теорию денег. С ними не согласны наследники Кейнса, верящие в то, что изменения расходов могут влиять на уровень реального дохода независимо от количества денег. Первые отрицают способности фискальной политики, в то время как вторые уверены, что и денежная, и фискальная политика в состоянии оказывать существенное воздействие на доход и производство.

Из литературы вытекает, что в различные исторические периоды в разных странах с рыночной экономикой менялась острота тех или иных социальных проблем. Например, в конце XIX в. сутью социального вопроса была несправедливость распределения. Доминировали плохие условия жизни, недостаточная оплата труда у промышленных рабочих. Затем, в течение XIX – начала XX вв., удалось приблизить решение социального вопроса – условия существования рабочих заметно улучшились. Реальная заработная плата во многих индустриальных странах ощутимо выросла.

После второй мировой войны социальные проблемы приобрели новый характер. На первый план выдвинулась неопределенность существования в форме продолжительной массовой безработицы, приводящей к снижению доходов. Приоритеты в социальной политике были направлены на обеспечение полной занятости, развитие социального обеспечения (в случае болезни, инвалидности и безработицы рабочие были защищены государственным социальным страхованием).

В последующем на первый план вышли проблемы свободы человека, его материальной независимости за счет полной реализации способностей. Это было связано с тем, что рабочие и другие слои населения все больше попадали в зависимость от государства. Обеспечение в случае нетрудоспособности, по старости и утраты работы было недостаточным. Кроме того, расширение масштабов кредитования обесценивало деньги. Возникала открытая или подавленная инфляция, и тем самым обесценивались сбережения, вложенные в деньги. Решение проблем обеспечения экономической свободы – сочетания экономической независимости формирования доходов и социальной поддержки в случае утраты заработка, является актуальным и в настоящее время в индустриальных развитых странах.

Жизненность тех или иных теорий распределения проверяется верностью описания ими реальностей той или иной страны.

Монетаризм

Монетаризм (англ. monetarism) — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман.

Сущность монетаризма

В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

Монетаризм возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако роль монетаристской теории усилилась в последней четверти ХХ в., когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои. Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций. Среди экономистов стал популярен лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины — монетаризма и «экономики предложения».

В науке стали говорить о «монетаристской контрреволюции», имея в виду восстание против «кейнсианской революции». В политике победил неоконсерватизм. Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (1912 год рождения). Его важнейшими трудами являются: «Количественная теория денег», «Капитализм и свобода».

Исходные положения (постулаты) монетаризма следующие.

  1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.
  2. Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.
  3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
  4. Необходимость изучения мотивов поведения людей. «Рынок есть взаимозаинтересованность, — говорит Фридмен. — Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения». Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы.

Теория монетаризма

Концепция Фридмена опирается на количественную теорию денег, хотя его интерпретация отличается от традиционной.

  • Во-первых, если раньше скорости обращения денег не придавалось особого значения, то монетаристы разрабатывают эту теорию специально.
  • Во-вторых, у неоклассиков спрос на деньги не учитывал скорость обращения денег, у монетаристов оба параметра были связаны функционально.
  • В-третьих, к спросу на деньги применяется обычная теория цен (равновесие спроса и предложения).

В кейнсианской теории деньгам отводится второстепенная роль. Деньги в ней вставлены в довольно длинный передаточный механизм: изменение в кредитной политике > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение процентной ставки > изменение инвестиций > изменение номинального чистого национального продукта (ЧНП).

По мнению кейнсианцев, в этой цепи кредитно-денежная политика оказывается ненадежным средством стабилизации. Монетаристы, напротив, убеждены в высокой эффективности кредитно-денежной политики. Они предлагают отличную от кейнсианцев цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности: изменение кредитной политики > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение совокупного спроса > изменение номинального ЧНП.

Монетаристы подчеркивают, что богатство, которым обладают люди, существует в различных формах: в виде денег, ценных бумаг, недвижимости и т.д. Ценность одних видов богатства увеличивается, других — падает. Каждый стремится увеличить свое богатство и решает, в какой форме его целесообразнее хранить. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью, но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит.

Зачем в обществе нужны деньги? Они служат средством обращения благ, другой мотив — желание иметь резерв.

Сколько денег желают иметь люди? Фридмен говорит, что вопрос может быть поставлен иначе: «какую часть своих портфелей люди хотят сохранить в ликвидной форме, а не в других видах активов»? Очевидно, ту часть, которая необходима для обеспечения покупок (оплаты товаров) и для кассовых резервов (минимум).

Потребность в деньгах — это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют три фактора: объем производства; абсолютный уровень цен; скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение — то количество денег, которое находится в обращении. Оно довольно изменчиво, задается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя они и оказывают влияние на принимаемые решения. Предложение денег регулируется центральным банком.

Спрос на деньги и предложение денег — исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Оно связано с процессами, протекающими на товарном рынке.

Взаимосвязь денежного и товарного рынков рассматривается монетаристами и кейнсианцами по-разному: Кейнс не очень ценил процентную ставку как фактор, воздействующий на совокупный спрос; монетаристы придают денежному фактору и процентной ставке существенное значение — спрос на товары и инвестиции они связывают с денежным потоком. Изменение количества денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы — выше спрос на товары. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.

Таким образом, монетаристы исходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, «помогает» техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.

Монетаристы тщательно проанализировали инфляцию. Они определяют ее как чисто денежное явление. Причина инфляции — избыток денежной массы: «много денег — мало товаров».

Инфляция связана с ожиданиями того, как сложатся дела в будущем. Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на товарном рынке: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. При непредвиденной инфляции возникают различные нарушения, увеличивается безработица. Делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию. Нужно устранить дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы.

По мнению монетаристов, регулирование процентных ставок с целью стабилизации инвестиций — ошибочная цель, так как может раздуть пожар инфляции и сделать экономику менее устойчивой. Монетаристы считают, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения.

Фридмен выводит правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста валового национального продукта, т.е. денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Это, по мнению монетаристов, устраняет главную причину нестабильности экономики — изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики.

Теоретические споры между монетаристами и кейнсианцами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Между ними нельзя проводить резкую грань. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.

Государственное регулирование кризисных ситуаций, основанное на концепциях монетаризма

Со второй половины 1970-х – начала 1980-х гг. в мире активно проводился поиск новых подходов к государственному регулированию экономики. Если при разработке кейнсианской теории главное внимание уделялось вопросам занятости, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема стагфляции (инфляции при одновременном спаде производства). В новых условиях кейнсианские рекомендации оказывались непригодными, так как бюджетные вливания в экономику могли лишь увеличить инфляцию, что и наблюдалось в действительности.

Монетаризм как школа в экономической науке ставит денежно-кредитные отношения в основу рыночных отношений. Роль монетаризма в послевоенный период возродил представитель чикагской школы лауреат Нобелевской премии М. Фридмен («Деньги и экономический рост», 1973; «Контрреволюция в монетарной теории», 1970). В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень занятости, производства и цены, является денежное предложение. Кейнсианцы предлагают в интересах стабилизации экономики широкое вмешательство государства, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка и предлагают ограничивать государственное регулирование.

Главное внимание сторонники монетаристского направления предлагают уделять постоянству темпов роста денежной массы, т.е. стабильному спросу на деньги. Когда достигается взаимная связь между совокупным спросом и количеством денег, находящихся в обращении, постоянный рост денежной массы содействует синхронной реакции совокупного спроса на рост естественного уровня реального объема производства. В долгосрочном плане в этом случае могут быть достигнуты стабильность цен и полная занятость. Важная роль при этом монетаристами отводится центральному банку для поддержания предсказуемых и устойчивых темпов роста предложения денег и банковских резервов.

Из двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики, предлагаемых кейнсианцами и монетаристами, вытекает следующее:

1) монетаристы считают, что изменение денежной массы (денежного предложения) воздействует непосредственно на совокупный спрос и затем на объем производства в стране;

2) кейнсианцы особую роль отводят в механизме проведения денежно-кредитной политики инвестиционным расходам и процентным ставкам в воздействии на объем производства в стране.

Важно иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны может отдавать больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции, но, как правило, не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Так, в США присутствуют инструменты, предлагаемые кейнсианцами, – принудительное регулирование инвестиционными расходами и ставкой процента, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике страны.

За последние десятилетия в странах Запада приоритетная роль монетаризма в проведении денежно-кредитной политики привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Центральный банк несет почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику. При этом он стремится воздействовать на макроэкономические процессы косвенными (более гибкими) методами:

• регулированием размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

• регулированием банковских резервов;

• регулированием ставкой процента;

• регулированием количества денег в обращении и т.д.

Суть монетаризма заключается в двух основных тезисах:

1) основную роль в макроэкономике играют деньги;

2) на денежное предложение ЦБ может воздействовать, т.е. на количество денег в обращении (увеличение не выше 3–5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности и что рынки в достаточной мере конкурентны. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Как и представители классической школы, монетаристы являются активными сторонниками свободного рынка.

Монетаристы считают, что, если рыночная система не подвергается вмешательству государства, она обеспечивает надежную макроэкономическую стабильность. Государственное управление подавляет свободу человека и считается неэффективным, бюрократическим и даже для индивидуальной инициативы вредным. Государственный сектор должен быть, по их мнению, как можно меньше. Таким образом, взгляды монетаристов и кейнсианцев почти диаметрально противоположны на государственный и частный секторы и на роль государства в экономике.

Монетаризм нашел наиболее активное применение в практике государственного кризисного менеджмента в США, Великобритании, Японии, Чили, Аргентине, Мексике. Именно монетаризм лежит в основе антициклической политики руководства США в попытках преодоления современного кризиса (2008-го и последующих лет).

Зарубежный опыт

Рейганомика

Рейган пришел к власти в нелегкое для Америки время. В наследство от президента Картера новому хозяину Белого дома достались одновременно высокая инфляция и безработица, экономика страны переживала серьезный циклический кризис. Начиная с февраля 1980 г. происходило интенсивное падение производства. Летом 1980 г. оно приостановилось, однако с августа 1981 г. возобновилось с новой силой и продолжалось вплоть до декабря 1982 г., став самым продолжительным спадом в США за весь послевоенный период. Таким образом, начато правления Рейгана пришлось на самый разгар циклического кризиса, отягощенного энергетическим кризисом 1979-1981 гг., заметным ростом цен на энергоносители на внутреннем рынке США.

Этот кризис стал дополнительным фактором переосмысления концептуальных подходов к государственному регулированию экономики, начавшемуся еще в середине 1970-х гг.

Следуя рекомендациям бывшего президента Никсона, первые месяцы пребывания в Белом доме Рейган посвятил преимущественно выработке экономической политики. Уже 18 февраля 1981 г. президент обнародовал свои экономические планы, и прежде всего «Налоговый законопроект экономического возрождения», получивший широкую поддержку в Конгрессе со стороны как республиканцев, так и демократов.

Экономическая программа президента включала четыре главных направления:

1) сокращение государственных расходов;

2) уменьшение предельных ставок налогов как на индивидуальные доходы, так и на прибыли корпораций;

3) ограничение государственной регламентации в экономике;

4) снижение инфляции с помощью контроля над денежной массой.

Эти меры должны были, по планам администрации Рейгана, привести к росту сбережений и инвестиций, ускорению экономического роста, сбалансированию бюджета, оздоровлению финансовых рынков, снижению роста цен и процентных ставок.

Предложенное Рейганом сокращение налогов составляло первоначально почти 54 млрд долл. Оно должно было был ь достигнуто с помощью 10%-го снижения налоговых ставок к середине 1981 г. с дальнейшим их уменьшением еще на 10% за два последующих года. Политические баталии вокруг этих идей привели к тому, что совокупное снижение налогов в 1982 г. оказалось менее значительным и составило 37,7 млрд долл. Общий объем снижения налогов в последующие пять лет составил 750 млрд долл. Снижение налогов, как и другие ключевые направления экономических реформ президента Рейгана, несомненно, стало наиболее серьезной попыткой кардинального изменения экономической политики в США со времени «Нового курса» президента Франклина Рузвельта.

Экономическое положение в стране заметно улучшилось уже к середине первого срока пребывания Рейгана в Белом доме. Трудно сказать, в какой именно степени начавшийся в 1982 г. экономический рост обязан проводимой им политике, а в какой – совпал с очередным циклическим подъемом. Бесспорно, однако, что своими реформами Рейган ускорил выход из экономического спада, способствовал созданию благоприятных условий для роста.

В 1984 г. Рейган с огромным преимуществом победил на президентских выборах и был избран президентом США на второй срок. Он продолжил экономические реформы. В 1986 г. было принято новое налоговое законодательство, поддержанное обеими партиями и предусматривавшее еще более значительное сокращение налоговых ставок. Предлагался ряд мер по приватизации еще сохранявшейся в экономике государственной собственности, расширению рыночного контрактирования государственных ведомств с частными компаниями, передаче им несвойственных, как полагали Рейган и его помощники, государственным учреждениям хозяйственных функций. Некоторые идеи Рейгана носили достаточно утопический характер, например приватизация тюрем. Обществом не были поддержаны и предложения по приватизации национальных парков, Почтовой службы США. В целом же американская экономика в этот период развивалась достаточно динамично. Ее стимулировали и резко возросшие (на 35%) военные расходы – внешняя политика администрации Рейгана была политикой с позиции силы; именно в этот период была провозглашена так называемая «стратегическая оборонная инициатива» по разработке нового стратегического оружия космического базирования.

Не все из задуманных преобразований удалось осуществить в полной мере, хотя все четыре направления реформ в той или иной степени были реализованы. Ежегодный прирост реальных (с учетом инфляции) расходов государства сократился с 4% при администрации Картера до 2,5% при Рейгане, несмотря на рекордное для мирного времени увеличение военных расходов. Вместе с тем Рейгану не удалось серьезно ограничить социальные расходы государства, несмотря на первоначальные планы их сокращения. Не удалось и заметно уменьшить долю федеральных расходов в ВВП страны. Если в 1981 финансовом году она составляла 22,9%, то к середине 1980-х гг. даже несколько выросла, а к 1989 г. сократилась лишь до уровня 22,1% ВВП. Это направление реформ не оправдало ожиданий сторонников резкого сокращения государственных расходов в экономике.

Изменения в налоговом законодательстве были гораздо более существенны. Предельные налоговые ставки индивидуального подоходного налога были сокращены с 70 до 28%, а ставки налога на прибыли корпораций – с 48 до 34%. Самые низкооплачиваемые категории американцев были вообще освобождены от уплаты налогов. Правда, некоторые налоги были повышены – налог на социальное страхование, часть акцизов. Доля доходной части федерального бюджета в ВВП сократилась в результате всех этих мер с 20,2% в 1981 финансовом году до 19,2% в 1989 г.

Было продолжено ограничение государственного регламентирования в экономике, начатое еще при президенте Картере. Рейган уменьшил либо вообще отменил государственный контроль над ценами на нефть и природный газ, кабельное телевидение, телефонную связь, межштатное автобусное сообщение, услуги морских грузовых перевозок. Диссонансом к этим мерам выглядит увеличение таможенных импортных тарифов. Администрация Рейгана уменьшила регулирующее вмешательство государства в сферу охраны окружающей среды. 11ожалуй, дерегулирование, несмотря на его символическое значение, все-таки не стадо ведущим приоритетом в экономической программе Рейгана.

Монетарная политика (прежде всего борьба с инфляцией) была вполне последовательной. Рейган одобрил сокращение роста денежной массы, предложенное Федеральной резервной системой еще в конце 1979 г. Эта политика, с одной стороны, усилила рецессию 1980-1982 гг., но с другой – способствовала снижению инфляции.

Большинство из экономических инициатив Рейгана даю положительные результаты, хотя, может быть, и несколько ниже ожидаемых. Так, среднегодовые темпы экономического роста возросли с 2,8% в период администрации Картера до 3,2% в период 1981-1989 гг. Еще выше был рост производительности труда – от практически нулевого прироста до среднегодового прироста в 3,8% в обрабатывающей промышленности.

Улучшились и другие макроэкономические показатели. Уровень безработицы сократился с 7% в 1980 г. (в период кризиса 1980-1982 гг. он достиг пика в 9,7%) до 5,4% в 1988 г. Уровень инфляции снизился с 10,4% в 1980 г. до 4,2% в 1988 г. Было создано 8 млн новых рабочих мест, средние доходы семей увеличились за годы президентства Рейгана на 4 тыс. долл.

В то же время некоторые последствия экономической политики Рейгана оказались достаточно негативны. Так, заметно возрос, практически утроился, государственный долг страны – с 914 млрд до 2,9 трлн долл. Число американцев, живущих за чертой бедности, возросло почти на 8 млн чел. – с 31,8 млн в 1981 г. до 39,3 мл и в 1982 г.

Администрация Рейгана оставила после себя по крайней мере две серьезные экономические проблемы. Во-первых, федеральный долг возрос с 22,3 до 38,1% ВВП (хотя бюджетный дефицит оставался к концу пребывания Рейгана у власти на достаточно низком уровне – 2,9% ВВП). Во-вторых, администрация резко усилила протекционистские меры во внешней торговле, что затрудняло интеграцию страны в мировую экономику. Так, доля импорта, подлежащая торговым ограничениям, возросла с 12% в 1980 г. до 23% в 1988 г. И это несмотря на всю риторику в поддержку свободы торговли.

Некоторые процессы, происходившие в период пребывания Рейгана у власти, были весьма противоречивы. С одной стороны, темпы образования новых компаний резко возросли, с другой – показатель банкротств, например, в банковской сфере был максимальным за весь период с 1930-х гг. В целом изменения, происходившие в экономике страны, были весьма бурными. Ликвидировались неконкурентоспособные предприятия, проходила технологическая перестройка промышленности, иностранный капитал еще более активно пошел в американскую экономику. Это был период крупных структурных сдвигов в хозяйстве, что в принципе характеризует здоровый экономический рост. Под влиянием экономической программы Рейгана экономика США после почти семилетней стагнации пережила период самого длительного в истории страны экономического подъема в мирное время (более длительный подъем был достигнут в США только в 90-е гг. XX в.).

Несмотря на первоначальные планы, ни одно государственное ведомство при Рейгане не было упразднено, не удалось существенно уменьшить и государственные расходы. Тем не менее долговременный эффект «рейганомики», безусловно, присутствует.

Источник: URL: ng.ru/ideas/2004–06–29/1 l_reygan.html

Опираясь преимущественно на консервативную часть капиталистического общества, сторонники монетаризма в государственной экономической политике пошли на увеличение доли частной собственности и на свертывание государственных социальных программ. Эта политика в настоящее время усиленно пропагандируется Всемирным банком и МВФ. Прямым противопоставлением кейнсианской теории спроса выступала неолиберальная теория предложения.

Неолиберальная теория предложения

Суть концепции сторонников экономики предложения – перенос усилий на стимулирование совокупного предложения с управления спросом на активизацию занятости и производства. От основной идеи авторов концепции – стимулировать предложение рабочей силы и капиталов, происходит и название альтернативной концепции государственного регулирования экономики – «экономика предложения». По мнению представителей данной концепции, рынок является естественно сложившейся, единственно нормальной системой обмена экономической деятельностью, а не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства.

Основное внимание в новой концепции уделяется факторам, влияющим на предложение ресурсов (труда и капитала). С этой целью государство должно снижать налоги, что может привести к росту сбережений и снижению процентной ставки, служащей основным стимулом увеличения инвестиций и накоплений. Похожее действие оказывает снижение налогов на рынок труда, увеличивая привлекательность дополнительной работы.

В целях стимулирования инвестиций сторонники экономики предложения выступают за сокращение налогов. Например, предлагается снизить налоговые ставки на заработную плату, предпринимательство и дивиденды и отказаться от системы прогрессивного налогообложения.

Снижение налогов снизит уровень процентной ставки и увеличит сбережения предпринимателей и доходы, а в результате вырастут инвестиции и накопления. Снижение налогов для получателей заработной платы увеличит привлекательность дополнительных заработков и дополнительной работы, и при этом стимулы к работе возрастут, а предложение рабочей силы увеличится.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера, смысл которой заключается в том, что уменьшение налогов оказывает стимулирующее воздействие на производство. Снижение налогов было важным элементом экономической программы Р. Рейгана.

Потери бюджета предполагается компенсировать за счет сокращения государственных расходов, включая социальные выплаты, и расширения налоговой базы. Социальные расходы не только провоцируют увеличение налогового бремени и увеличивают нагрузку на бюджет, но и ослабляют стимулы к труду и порождают социальный паразитизм. В связи с этим программы обязательного социального обеспечения должны распространяться только на людей, которые не в силах сами себя обеспечить. Остальное население должно использовать в основном системы частного социального страхования.

К способам спасения от дефицита можно отнести:

• сокращение бюрократического аппарата;

• избавление от малоэффективных федеральных расходов (например, затрат на развитие инфраструктуры, субсидий промышленным предприятиям);

• урезание социальных программ.

Политика замораживания социальных программ, неэффективных с точки зрения правящих кругов (проводимая во Франции, Великобритании, США, других странах), опирается на рекомендации и обоснования сторонников монетаристов и экономики предложения.

Это интересно:

  • Законы ману примеры законов Законы ману примеры законов Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные […]
  • Пенсия в ноябре 2018 года график График выплат пенсий в ноябре 2017 года График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в ноябре 2017 года Через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; 196140; 196621; 196631; 196625; 196642; 196644; 196645; 196652; 196632; […]
  • Закон по кемеровской области об административных правонарушениях О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 21 марта 2018 […]
  • Федеральный закон о обороне государства Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 […]
  • По законам божим 10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей 1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, […]
  • Федеральный закон об образовании 2011-2012 Закон "Об образовании" Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., […]
  • Правилам поведения на дискотеке Правила поведения в зале дискотеки ПРИЛОЖЕНИЕ №5 К ПРАВИЛАМ ПОСЕЩЕНИЯТРЦ «ТИТАН»(правила поведения в зале дискотеки) 1.Посетители обязаны вести себя в заведении в рамках этических норм и общеустановленных правил поведения в общественных местах.2.Посетитель, нарушающий установленные […]
  • Приказ минтранса рф 130 Приказ Минтранса РФ от 29 апреля 2011 г. N 130 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена" (утратил силу) Приказ Минтранса РФ от 29 апреля 2011 г. N 130"Об утверждении Требований по […]
Все права защищены. 2018