Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Налог на прибыль когда был введен в рф

2.1. Эволюция налога на прибыль организаций

Процесс законотворчества в сфере налоговых отношений, затрагивающих как функционирование предприятий и хозяйствующих субъектов, так и бюджетную и финансовую политику государства, является одновременно очень ответственным и непростым делом.

Налог на прибыль является в смысле законотворчества одним из самых сложных и противоречивых. Современная модель налога на прибыль, на наш взгляд, сформировалась под воздействием различных факторов, в том числе и исторических, путем эволюции прямого налогообложения в России. Теоретическое исследование развития налогообложения прибыли в России имеет своей целью выявить позитивные и негативные моменты при установлении налогов с доходов в историческом масштабе. Результаты могут оказать практическую пользу при выработке направлений совершенствования современной системы налогообложения прибыли предприятий и организаций.

Начиная с Древней Руси, можно говорить о первых попытках сформировать систему налогообложения прибыли. К концу XVI в. в качестве инструментов прямого налогообложения применялись подворные и подушные подати. С начала XVII в. появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами.

С развитием налогообложения в России происходило периодическое постепенное возрастание числа налоговых изъятий, и в целях упрощения податной системы и сокращения количества налогов проводились налоговые реформы. Прообразом современного налога на прибыль можно считать промысловый налог, который использовался в России и неоднократно менялся. В рамках совершенствования налоговой системы в период со второй половины XVIII до начала XIX в. был введен частнопромысловый сбор с торгово-промышленных предприятий. Далее в 1824г. реформой графа Канкрина была введена патентная система налогообложения торговли и промыслов, которая предполагала обложение доходов налогоплательщиков согласно патентов в зависимости от типа промысла и просуществовавшая со значительными модификациями вплоть до 30-х годов XX в. [95, с.43].

В последующие годы происходило дальнейшее совершенствование промыслового налогообложения, которое к концу XIX в. оформилось в самостоятельную модель налогообложения прибыли. Основной формой налогообложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог, состоящий из двух компонентов: основного и дополнительного.

Основной сбор представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства. Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от местности и разряда торгового или промышленного предприятия (разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов. Позднее была введена дифференциация по отраслевому признаку: устанавливались различные ставки для кредитных, страховых, торговых (акционерных и неакционерных) организаций, промышленных предприятий.

Дополнительный сбор устанавливался в зависимости от потребности бюджета на следующие три года. Сумма потребности должна была распределяться между налогоплательщиками согласно показателям их оборота и рентабельности, однако на практике зачастую распределение проводилось пропорционально платежеспособности владельца предприятия.

При взимании промыслового налога использовались льготы для вновь созданных предприятий в течение первого года работы, для предприятий, прибыль которых не превышала определенный минимум и другие.

До 1917 г. в модель государственного промыслового налога вносились частные изменения, однако схема его взимания не менялась.

В результате анализа промыслового налога к 1917г. как первого опыта налогообложения прибыли необходимо отметить следующие особенности: —

промысловый налог был построен на принципе справедливости налогообложения, что выражалось в установлении строгой дифференциации между плательщиками; —

фискальная функция данного налога усиливалась применением дополнительного сбора, который должен был одновременно покрыть расходы бюджета и теоретически выровнять условия деятельности различных предприятий; —

стимулирование развития промыслов и торговли производилось путем установления необлагаемого минимума и ряда льгот.

Во время Первой мировой войны произошло повышение общего уровня налогов в стране, в частности были повышены налоговые ставки по промысловому налогообложению.

Промысловый налог послереволюционной России претерпел некоторые изменения. С конца 1917г. до осени 1918г. промысловый налог распространялся только на мелкие, не национализированные предприятия. В начале 20-х годов под налогообложение попали и государственные торговые, промышленные предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Промысловый налог того времени состоял из патентного и уравнительного. Размеры патентного сбора 20-х годов дифференцировались по поясам и по разрядам торговых и промышленных предприятий. При этом пояса устанавливались в зависимости от статуса местности, где находилось предприятие от 0 до 5 по степени убывания важности и размеров города, поселка, местности. В этом и во многом другом промысловый налог можно считать прообразом единого налога на вмененный доход, применяемый в настоящее время в налоговой системе. При едином налоге на вмененный доход также имеет значение для суммы налога местность расположения предприятия, его размеры и т.д.

Разряды предприятий устанавливались отдельно по торговым, промышленным и прочим предприятиям. Патентный сбор устанавливался в денежном эквиваленте в зависимости от разряда и пояса, присваиваемых предприятию. Уравнительный сбор выражался в процентах от оборота предприятия и составлял от 0,25 до 6% по промышленным и от 0,5 до 8% по торговым и неторговым предприятиям.

В 1926г. с целью ограничения спекулятивного повышения цен был введен налог на сверхприбыль — превышение фактически полученной прибыли над нормативно установленной величиной. Ставки данного налога составляли от 6 до 50% в зависимости от величины превышения. Налоги на сверхприбыль обычно устанавливаются при необходимости либо ограничить развитие той или иной отрасли, либо просто путем дополнительного обложения очень успешных отраслей.

Налоговая реформа 1930-1931г.г. ознаменовала собой изменение характера отношений между налогоплательщиками и государством в части обложения прибыли. Произошел так называемый отказ от «налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие того, что основная часть предприятий промышленности находилась в государственной собственности» [45, с.56]. Промысловый налог перестал функционировать, появились отчисления от прибыли — система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий. Отчисления от прибыли устанавливались дифференцированно в зависимости от полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства, определяемому по финансовому плану предприятия. Фактические ставки отчислений от прибыли устанавливались в пределах от 10 до 81% прибыли.

Начиная с финансовой реформы 30-х годов налогообложение предприятий госсектора полностью было построено на уплате отчислений от фактической прибыли вплоть до начала рыночных преобразований в стране. Изменения в политической ситуации в середине 80-х г. в связи с перестройкой, постепенный переход на новые условия хозяйствования объективно вызвали возрождение элементов налогообложения.

В России процесс перехода от чисто дискреционного, осуществлявшегося по усмотрению чиновников, распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом к налоговой системе занял период между 1984 и 1990 годами. В течение этого времени происходило постепенное установление все более четких и неизменных во времени правил этого распределения [145].

Необходимо отметить, что наблюдались мероприятия, направленные на сближение принципа распределения прибыли с принципами налогообложения. На наш взгляд, основы формирования современного налога на прибыль были заложены именно в этот период. Рассматривая особенности формирования современной системы налогообложения прибыли в нашей стране, необходимо выделить несколько этапов, обусловивших различные подходы к обложению прибыли.

Первый период — с июня 1990г. по 1992г.

14 июня 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В этот период налог на прибыль перестал быть частью изъятой в бюджет суммы прибыли, исчез его конфискационный характер. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определялась в виде разницы между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство. Для целей исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль увеличивалась (уменьшалась) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной.

Особенностью налога на прибыль того периода было освобождение бюджетных организаций от уплаты ими налога на прибыль от осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, устанавливалась льгота в виде освобождения от уплаты налога для государственных предприятий, что свидетельствовало о дифференциации налогообложения прибыли по формам собственности. Общеустановленная ставка налога на прибыль в размере 45% применялась к прибыли, определенной в границах предельного уровня рентабельности, исчисленного по отдельным отраслям. В том случае, если предельная рентабельность превышала установленный уровень, то прибыль, соответствующая этому превышению, облагалась по ставке 80% (при превышении предельного уровня до 10 пунктов включительно), 90% (при превышении предельного уровня свыше 10 пунктов). Данное положение закона подрывало стимулы предприятий к повышению рентабельности производимой продукции и побуждало укрывать часть доходов от налогообложения. Данный закон предопределил направление развития налоговой системы страны, несмотря на явные недостатки его реализации, он стал отправной точкой формирования новой, отличной от командно-административной модели налогообложения прибыли.

Второй период — с 1992 по 2002г.

Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Основным отличием данного закона стало упразднение нормирования рентабельности организаций, установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы, введение единой ставки налога для предприятий и организаций в размере 32% (45% по прибыли от посреднических операций и сделок). В соответствии с законом объектом налогообложения являлась валовая прибыль. Валовая прибыль представляла собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Третий этап — с 2002г. по настоящее время. Новая ставка налога на прибыль с 1 января 2002 года составила 24%. Данный этап в современной налоговой системе можно назвать этапом кардинального изменения механизма исчисления налога на прибыль организаций. Основными положениями главы 25 стало снижение ставки налога и установление единой для всех налогоплательщиков, либерализация состава расходов, подлежащих вычету из величины доходов, а также отмена большинства налоговых льгот. В соответствии с главой 25 НК РФ предприятия могут списывать на себестоимость расходы на рекламу (без ограничений), представительские, внереализационные расходы (в том числе проценты по долгам), курсовые разницы, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д. В полном объеме должны были платить налог на прибыль организации, использующие труд инвалидов, торгующие лекарствами, детским питанием, сельхозпродукцией и пр. Исчезла также инвестиционная льгота, позволяющая не платить налог с 50% прибыли, если эти средства вкладывались в развитие производства.

Исследование происходивших изменений в законодательстве по налогу на прибыль в обобщенном виде должно помочь в анализе показателей деятельности государства, исполнения бюджетов всех уровней по налогу на прибыль, финансового состояния налогоплательщиков для выявления возможных причин происходивших перемен.

Анализ изменений законодательства более подробно будем проводить за период с 1992 по 2003г.г., обобщая и выделяя основные и определяющие, по нашему мнению, моменты. Выбор периода исследования неслучаен: по нашему мнению именно в данное время закладывались основы функционирования «рыночного» налога на прибыль, определившего в результате основные черты действующего налога. Оценку проводимым изменениям целесообразно представлять по основным элементам налога, коими являются: —

субъекты налогообложения, т.е. плательщики налога на прибыль; —

ставки налога и их распределение между бюджетами; —

льготы по налогу на прибыль.

Изменения, вносимые в те или иные элементы налога, могли повлиять на величину налоговой базы, в конечном итоге отражаясь на реальных поступлениях в бюджет налога на прибыль, финансовое состояние самих налогоплательщиков и макроэкономическую ситуацию страны в целом.

Изменения в составе налогоплательщиков происходили не так часто, однако они напрямую связаны с изменениями в ставках налога, поскольку ставки в первоначальной редакции Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливались диффреренцированно в зависимости от вида деятельности предприятий.

Информация об основных изменениях в составе налогоплательщиков и ставок представлены соотсветственно в таблицах 1 и 2 Приложения 2. В этих и последующих таблицах информация обобщается по годам, в которых происходили изменения.

Первоначально с 1992г. в состав плательщиков были включены предприятия и организации РФ, в том числе созданные с участием иностранных инвестиций, филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства.

Исключались из состава налогоплательщиков кредитные организации, банки, страховые компании, а также предприятия по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, так как первоначально данные организации облагались налогом в особом порядке.

Законом №3317-1 от 16 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» этот пункт был дополнен предприятиями, производящими и перерабатывающими охотохозяйственную продукцию кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа.

Одновременно основная ставка налога устанавливалась в размере 32% для всех предприятий, а для бирж, брокерских контор и предприятий по прибыли от посреднических опрераций и сделок — в размере 45%.

Анализируя данные нормы законодательства по налогу на прибыль, можно сделать вывод, что в 1992 г. налицо было установление более льготного режима налогообложения для сельскохозяйственных и охотохозяйственных производителей. При этом биржи и брокерские конторы, а также посреднические операции облагались налогом на прибыль по ставке, превышающей основную на 13%. Все это свидетельствовало о реализации внутренней протекционистской политики государства по отношению к производителям продукции, особенно сельсскохозяйственного и охотохозяйственного назначения и установлении жестких условий работы для посреднических и брокерских компаний, которые не заняты непосредственно в производственной сфере.

В 1994 г. в число налогоплательщиков были введены кредитные и страховые организации. С 1995г. для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков была установлена ставка в размере 43%. В 1999г. для этой категории плательщиков произошло снижение ставки до уровня 38%, а для всех остальных плательщиков — 30%. При этом произошло снижение отчислений по налогу на прибыль в доходы федерального бюджета до уровня 11%.

В связи с введением в 2002г. главы 25 НК РФ была установлена единая ставка налога на прибыль организаций в размере 24% без выделения отдельных категорий плательщиков, подлежащих налогообложению по более высоким ставкам. При безусловном снижении ставки налога было произведено уравнивание предприятий, занимающихся различными видами деятельности. Данное обстоятельство нельзя назвать положительным моментом в принятии нового закона.

Необходимо отметить, что на протяжении периода с 1992г. по настоящий момент происходит изменение в структуре распределения налога на прибыль между бюджетами различный уровней в сторону снижения процента отчислений в федеральный бюджет. Так, в 2002г. сумма налога, исчисленная по ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет (для сравления до 1999г. эта ставка составляла 13%, в 1999-2001г. — 11%). В 2003г., 2004г., 2005г. этот процент соответственно составляет 6%, 5 %, 6,5%. С точки зрения функции пополнения бюджета, возможно, такая политика была продиктована необходимостью поддерживать регионы путем такого увеличения отчислений в соответствующие бюджеты.

Не менее важную роль в формировании отчислений по налогу на прибыль в бюджеты разных уровней играют изменения законодательства в отношении дилеммы «доходы-расходы». В Законе РФ от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» эти понятия были сходны с парой выручка от реализации продукции (работ, услуг) — затраты на производство и реализацию (себестоимость продукции (работ, услуг). Налог на прибыль предприятий за период своего существования претерпевал постоянные изменения, которые влияли на механизм расчета налоговой базы. Многочисленность происходивших изменений не позволяет осветить их полностью, поэтому сделаем акцент на произошедшие новации в связи с введением главы 25 НК РФ.

Первоначально с 1992г. объектом обложения налогом являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) на определенные величины (рентные платежи, вносимые в установленном порядке в бюджет из прибыли, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, прибыль от посреднических сделок и т.д.). Сразу же было сформировано правило «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения» использовать сумму сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки.

Кроме того, не стоит забывать, что прибыль того периода исчислялась с учетом превышения расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной.

Состав расходов, включаемых в себестоимость, был утвержден Положением о составе затрат [15], в котором были сформулированы принципы и конкретные виды расходов, на которые можно уменьшать полученные доходы. Данный период характеризуется тем, что правила формирования себестоимости продукции были сформулированы не в законе, а в отдельном документе — Положении о составе затрат. Важной особенностью порядка формирования себестоимости является ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, как текущих, так и капитальных, в результате чего происходило обложение налогом части затрат предприятия. Последствия такого налогообложения заключались в искажении решений как об объеме выпуска, так и об объемах инвестирования. Для того, чтобы не допустить чрезмерного роста себестоимости и снижения налогооблагаемой прибыли ограничения вводились даже в тех случаях, когда оценка затрат не являлась проблематичной, а возможности злоупотребления были ограниченными.

В 1993 г. в состав внереализационных доходов были включены суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством). Было введено изменение, в соответствие с которым сумма превышения расходов на оплату труда, исчисленная как разница между удвоенной нормируемой величиной фактических расходов на оплату труда, определяемой в установленном порядке, и нормируемой величиной, облагалась по основным ставкам налога на прибыль, а с суммы превышения фактических расходов на оплату труда против удвоенной нормируемой величины этих расходов налог исчислялся по всем предприятиям по ставке 50 процентов.

В дальнейшем происходили изменения в составе доходов и расходов, уточняющие или изменяющие существующие положения, связанные как с отражением новых появляющихся в условиях развития рынка операций, так и с введением новых правил расчета налоговой базы.

В соответствии с главой 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком, рассчитанная как разница дохода, уменьшенного на величину произведенного расхода. Одним из главных достижений данной главы является предоставление налогоплательщикам более широких возможностей для учета расходов. Так, под расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Однако кажущаяся простота в определении расходов таит в себе много нюансов и проблем, которые рассмотрены в параграфе 2.3.

С введением данной главы в действие серьезным образом были трансформированы принципы построения амортизационной политики предприятия. Прежние нормы амортизационных отчислений стали неприемлемыми для целей налогообложения, для этого были приняты совершенно новые нормы, которые, по оценке специалистов, в среднем в 2-2.5 раза превышают предыдущие. Это, а также применение ускоренных методов амортизации, использование остаточной стоимости при расчете сумм амортизации нелинейным методом, дает право предприятиям списывать на расходы больше сумм износа по основным средствам, чем ранее.

В соответствии с главой 25 НК РФ предприятия могут относить на расходы затраты на рекламу, представительские, внереализационные расходы (в том числе проценты по долгам), курсовые разницы, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д. Одновременно отменены почти все действовавшие ранее инвестиционные и социальные льготы. Теперь в полном объеме должны платить налог на прибыль организации, использующие труд инвалидов, торгующие лекарствами, детским питанием, сельхозпродукцией и пр. Исчезла также инвестиционная льгота по капитальным вложениям, позволяющая уменьшать налоговую базу в размере средств, направляемых на развитие производства, но не более чем на 50%.

Напомним, что до 2002г. основными льготами по налогу на прибыль были следующие.

Во-первых, при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшалась на суммы: направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам; предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставлялась указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Чаще всего эту льготу называли инвестиционной.

Во-вторых, налогооблагаемая прибыль уменьшалась (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования и т.д.

В-третьих, налоговая база уменьшалась на взносы на благотворительные цели в соответствии с нормативами, указанными в законе.

Необходимо отметить, что в состав этих 50% налогооблагаемой прибыли, предназначенных для покрытия льгот, должны были быть еще включены убытки, которые до принятия главы 25 принимались к вычету из прибыли в течение пяти лет. Инвестиционная льгота применялась в отношении всей суммы инвестиций, осуществленных из собственных средств в части, превышающей сумму начисленной за период амортизации, без переноса на будущие периоды. Это означает, что предприятие, которое после убыточного периода стало получать относительно высокую прибыль, не могло в полной мере воспользоваться льготой для финансирования части стоимости инвестиций, поскольку вычет убытков прошлых лет уменьшал такую возможность. Тем более предприятие, временно убыточное или получающее низкую прибыль в момент инвестирования, не получало возможности уменьшить базу налогообложения на суммы инвестиций. Это означает, что воспользоваться льготой могли только прибыльные предприятия.

После принятия главы 25 НК убытки разрешено переносить на будущее в течение 10 лет, однако освобождаемая от налогообложения прибыль, направляемая на покрытие убытка, не должна превышать 30% налоговой базы, рассчитанной до вычета убытка.

При оценке изменений, внесенных в законодательство о налоге на прибыль, необходимо сказать, что идея полной либерализации расходов, воплощенная в жизнь, направлена на установление максимальной достоверности в определении налоговой базы. Однако, как отмечалось выше, производить вычет всех произведенных расходов невозможно, поскольку существует опасность вообще потерять объект налогообложения. Кроме того, при такой «открытости» перечня расходов очень трудно будет оценить их экономическую целесообразность.

С введением главы 25 НК РФ важной новацией стало возникновение самостоятельной системы налогового учета. Следует отметить, что отдельные элементы современного налогового учета зародились еще в 1992г. с начала применения налога на прибыль предприятий. Например, при реализации продукции ниже себестоимости выручка для целей налогообложения определялась исходя из рыночных цен реализации. Кроме того, уже в этот период для целей бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения стали использоваться специализированные показатели -балансовая прибыль и валовая прибыль. Далее постепенно происходило усиление тенденций развития специализированного учета для целей налогообложения путем внесения высшими органами государственной власти соответствующих изменений и дополнений в законы о налогах.

Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 году, когда вследствие падения рубля предприятия вынуждены были уплачивать налог на прибыль с курсовых разниц, или с фиктивных показателей, которые образовались расчетным путем по валютным счетам [43, с. 112]. В результате в целях налогообложения валовая прибыль стала уменьшаться на суммы положительных курсовых разниц (увеличиваться на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в результате падения курса рубля по отношению к котировкам Центрального Банка. С этого момента стали не совпадать показатели балансовой и налогооблагаемой прибыли в отчетности предприятия. Балансовая прибыль в отчете о прибылях и убытках по-прежнему совпадала лишь с показателем валовой прибыли, отражаемой в расчете налога от фактической прибыли. На данном этапе происходила корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.

Следующая стадия развития указанных противоречий началась принятием Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», в котором разрешено относить на себестоимость все затраты, представленные в перечне, а в интересах налогообложения корректировать себестоимость на суммы сверхнормативных и иных расходов, специально выделенных в этом Положении. Этот принцип кардинально изменил экономические условия хозяйственной деятельности предприятия в части порядка формирования производственной себестоимости и налогообложения прибыли. Именно в этот момент государство сосредоточилось на своей главной роли в налоговых отношениях — максимально возможном взимании налога в рамках законодательно установленных условий. К расходам, корректировка которых должна была осуществляться для целей налогообложения, стали относиться:

-затраты на содержание служебного автотранспорта;

-компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

-затраты на командировки;

-оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров; -расходы на рекламу;

-уплаченные банку проценты за полученные кредиты (как в рублях, так и в валюте);

-проценты, уплаченные по бюджетным ссудам и др.

С этого момента валовая прибыль для расчета налога на прибыль абсолютно перестала совпадать с балансовой прибылью предприятия, и учет для целей налогообложения стал развиваться уже самостоятельно.

Окончательное разделение бухгалтерского и налогового учета произошло 19 октября 1995 года, когда Министерство финансов РФ приняло приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год», в котором говорилось о том, что для целей составления финансовой отчетности выручка должна отражаться только по моменту отгрузки. Однако в п. 13 постановления Правительства № 661 говорится, что для целей налогообложения организации вправе выбирать тот или иной метод определения выручки от реализации продукции (по оплате или по отгрузке). Таким образом, если предприятие объявляет в учетной политике моментом реализации отгрузку, то у него нет проблем. Если же моментом реализации считается оплата, то возникали проблемы, и самые серьезные, ибо бухгалтерам теперь необходимо было вести двойной учет, и, следовательно, для составления финансовой отчетности приходилось выполнять дополнительные расчеты. В результате отчетные данные и сведения, представляемые в налоговую инспекцию, были неадекватны.

В итоге традиционное представление о налогообложении и налоговых расчетах как о разновидности «бухгалтерской» деятельности перестало отвечать фактическому положению вещей. Это было вызвано тем, что совершенствование системы налогообложения неизбежно привело к усложнению расчета некоторых видов налогов, особенно это коснулось изменений и уточнений порядка определения налогооблагаемой базы, следствием которого являются отклонения при определении балансовых показателей от объектов налогообложения.

В результате государство отказалось от порядка корректировки данных бухгалтерского учета для получения данных для целей налогообложения и ввело с 1 января 2002г. самостоятельный вид учета -налоговый. Первоначально налоговый учет был введен как абсолютно самостоятельная система, опирающаяся только на данные налогового учета и разрабатываемая налогоплательщиками самостоятельно. Позднее, в ситуации серьезнейшего усиления нагрузки на финансовые и бухгалтерские службы организаций, было разрешено в качестве данных для исчисления налога пользоваться данными бухгалтерского учета. В настоящий момент идет работа по сближению налогового и бухгалтерского учета, призванная облегчить процесс исчисления налога на прибыль и обеспечить условия для эффективного контроля за налогом на прибыль.

Анализ эволюции налога на прибыль организаций за весь период его существования показал, что налог устанавливался, приобретал определенные черты в связи с развитием экономики России и тенденциями мировой практики. При этом каждый последующий этап развития законодательной базы по налогу на прибыль вносил новые, отвечающие современным потребностям, элементы. Несмотря на конфискационный характер, нельзя полностью отвергать практику функционирования налога на прибыль предприятий советского периода, поскольку и в этот период делались попытки проанализировать возможности налогообложения предприятий с различными возможностями и условиями хозяйствования. Механизм функционирования современного налога на прибыль также имеет ряд недостатков. Снижение ставки налога на прибыль до 24% было проведено параллельно с отменой основных льгот, и, на наш взгляд, носило декларативный характер. Расчет на выход части предприятий из теневого сектора по нашему мнению был неверен, поскольку отмена льгот повлекла за собой снижение привлекательности вести легальный бизнес. Поэтому современное состояние законодательства по налогу на прибыль организаций требует дальнейшего совершенствования.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций — федеральный налог, который предусмотрен статьей 13 НК РФ и регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налогоплательщиками налога на прибыль признаются организации. Налог исчисляется от налогооблагаемой прибыли.

Налог на прибыль относится к прямым налогам.

Комментарий

Налог на прибыль организаций – один из наиболее значимых налогов в Российской Федерации.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на прибыль признаются (ст. 246 НКРФ):

— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Участники проекта инновационного центра «Сколково» имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по налогу на прибыль (то есть, эти организации не уплачивают этот налог и не представляют деклараций).

Следует отметить, что если организация не получала в налоговом периоде доход, то она все равно признается налогоплательщиком и обязана исполнять обязанности налогоплательщика (например, представлять декларацию по налогу). Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 N А26-9760/04-212 отмечается, что российские организации являются налогоплательщиками независимо от того, получают они доходы, облагаемые налогом на прибыль, или нет. Такой же вывод в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 N А26-8076/04-215.

Бюджетные организации являются налогоплательщиками налога на прибыль и НДС (Определение Конституционного Суда РФ от 01.11.2007 N 719-О-О).

Объект обложения

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

При этом прибылью признается:

1) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации — то есть это как коммерческие, так и некоммерческие организации (включая бюджетные организации).

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ).

К иностранным организациям относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

4) для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника (рассчитывается в порядке, установленном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ).

Налоговая база

Общий порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 274 НК РФ. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

Особенности определения налоговой базы в зависимости от вида операций установлены следующими статьяни НК РФ:

Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях

Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом

Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)

Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества

Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков

Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества

Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования

Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами

Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами

Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами

Налоговый период. Отчетный период (ст. 285 НК РФ)

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налоговая ставка

Налоговая ставка налога на прибыль – 20%. В то же время, для некоторых видов прибыли и доходов устанавливаются более низкие ставки и даже ставка 0% (ст. 284 НК РФ).

Дивиденды облагаются в общем случае, по ставке 13% (с 1 января 2015 г., до этого было 9%). Для групп компаний, установлена ставка налога 0% (п. 3 ст. 284 НК РФ). Благодаря этой ставке, возможно безналоговое перераспределение прибыли внутри групп компаний. При выплате дивидендов иностранным компаниям, ставка налога установлена 15%, но при этом можно применять Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, в которых, как правило, установлены более низкие ставки налога на дивиденды.

Льготы по налогу на прибыль

Раздела «Налоговые льготы» в главе 25 «Налог на прибыль организаций» нет. Но налоговые льготы указаны в ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» НК РФ, а также в ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ в виде пониженной ставки налога (в том числе ставка 0%).

Так, статья 246.1., совместно с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов ( участник проекта инновационного центра «Сколково» ).

Льготная ставка 0% (что есть отсутствие налога) установлена для:

— полученных российскими организациями дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (см. Черный список офшорных зон Минфина );

— доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).

— доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Условия этой льготы изложены в ст. 284.2 НК РФ.

— организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность (статья 284.1 НК РФ).

Региональные льготы по налогу на прибыль:

Общая налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, из которых (п. 1 ст. 284 НК РФ)*:

2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (за некоторым исключением, установленным НК РФ).

* В период с 2017 по 2020 годы в федеральный бюджет зачисляется 3%, а в региональный — 17% (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Статьей 284.3. НК РФ определяются особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов. При этом п. 3 определяет, что размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Главные составляющие налоговой базы по налогу на прибыль организаций — Доходы и Расход.

Доходы подразделяются на Доходы от реализации и Внереализационные доходы. Доходы не учитываемые при налогообложении (своего рода льготы),указаны в ст. 251 НК РФ.

В мире Налог на прибыль организаций широко распространен. Так, по данным исследования Paying Taxes за 2014 год, проводимого Мировым банком (World Bank Group) и аудиторско-консалтинговой компанией ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) из 189 стран, участников исследования, в 181 применяется налог на прибыль организаций (Скачать отчет: Paying Taxes 2014: The global picture).

Классификация доходов и расходов

Деление доходов и расходов на связанные с реализацией и внереализационные имеет практическое значение, так как они по разному учитываются и признаются в налоговом учете.

Доходы не включаемые в налогооблагаемую базу указаны в ст. 251 НК РФ.

Расходы не признаваемые для налогообложения указаны в ст. 270 НК РФ.

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Налогоплательщики и налоговые агенты представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (календарного года), а также по итогам каждого отчетного периода (квартала, если применяется ежеквартальная схема уплаты авансовых платежей или месяца, если уплачиваются ежемесячные авансовые платежи).

Порядок представления налоговой декларации по налогу на прибыль регулируется статьей 289 НК РФ.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Пример

Налоговая декларация по итогам 2016 года представляется в налоговый орган не позднее 28 марта 2017 года.

По итогам отчетного периода налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Пример

По итогам отчетного периода 1-го полугодия налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 28 июля.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Пример

По итогам отчетного периода январь — апрель налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 28 мая.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей регулируется статьей 287 НК РФ.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период — то есть, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Пример

Налог по итогам 2017 года должен быть уплачен не позднее 28 марта 2018 года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период — то есть, не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Пример

По итогам отчетного периода 1-го полугодия авансовый платеж по налогу на прибыль должен быть уплачен в срок, не позднее 28 июля.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Пример

Авансовый платеж за апрель должен быть уплачен не позднее 28 апреля.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Пример

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовый платеж:

за январь — не позднее 28 февраля

за январь-февраль — не позднее 28 марта

за январь-март — 28 апреля

Одно из неудобств налога на прибыль в необходимости уплачивать так называемые авансовые платежи (регулируются ст. 286 НК РФ), суть которых в следующем:

По итогам каждого отчетного периода (в общем случае — квартал) налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению (нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода).

Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке:

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Прибыль по итогу 1-го квартала составила 100 тыс. рублей. Прибыль по итогу 2-го полугодия – 100 тыс. рублей (не изменилась). Ставка налога 20%. Налогоплательщик должен будет уплатить налог по итогам 1-го квартала – 20 тыс. рублей.

Кроме того, налогоплательщик будет уплачивать еще во втором квартале каждый месяц (апрель, май, июнь) по 1/3 от этой суммы (ежемесячные авансовые платежи).

Следует отметить, что ежемесячные платежи в последующем зачитываются в сумму налога, но неудобство такого механизма в том, что налогоплательщикам приходится как бы авансировать бюджет и отвлекать на это собственные денежные средства.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае они избегут такого авансирования бюджета. Но в этом случае придется представлять налоговые декларации ежемесячно и уплачивать налог на прибыль ежемесячно, но от фактической прибыли.

На условиях указанного выше примера, налогоплательщик, перешедший на уплату налога от фактической прибыли, уплатил бы по итогу января, февраля и марта 20 тыс. рублей налога и за 2-й квартал его бы не уплачивал.

Перенос убытка на будущее

Если налогоплательщик получил по итогам налогового периода (календарного года) убыток, то такой убыток может быть перенесен на последующие налоговые периоды по правилам. установленным ст. 283 НК РФ (см. Перенос убытков на будущее (налог на прибыль)). Такие убытки должны быть перенесены в срок 10 лет. Неперенесенная часть убытков будет потеряна для целей налогообложения.

Бухгалтерские проводки по налогу на прибыль

В бухучете начисление налога на прибыль отражается проводкой Дебет 99 Кредит 68

Уплата налога на прибыль в бюджет отражается проводкой Дебет 68 Кредит 51

Важные судебные решения

Доходы от международных перевозок

Иностранная авиакомпания, резидент Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии оказывала на территории России международные перевозки. Компания покупателям выставляла тариф за перевозки иностранной валюте по курсу Международной ассоциации воздушного транспорта, а с российскими поставщиками рассчитывалась по курсу Центрального банка России. В связи с этим у компании возникла прибыль (Суммовая разница). Налоговый орган требовал включения этой прибыли в налогооблагаемую базу.

Судебный орган встал на сторону Компании, отметив, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» прибыль, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от эксплуатации воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом Государстве (то есть, прибыль компании — резидента Великобритании от от эксплуатации воздушных судов в международных перевозках на территории России, облагается налогом в Великобритании).

Возникшая суммовая разница имеет непосредственное отношение к перевозкам авиакомпании в связи с эксплуатацией воздушных судов в международных сообщениях (не облагается налогом на прибыль организаций в России).

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 6624/09 по делу N А40-44867/08-117-149.

Историческая справка

Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» была введена в действие с 1 января 2002 года федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ.

С 01.01.1992 по 01.01.2002 налог на прибыль организаций регулировался законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Дополнительно

Доходы иностранной организации от источников в Российской Федерации — доходы, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.

Иностранные организации — юридические лица (корпоративные образования), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Постоянное представительство иностранной организации — филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Cредства целевого финансирования — средства, полученные с условием их расходования на определенные финансирующей стороной цели.

Это интересно:

  • Налог или дань Ацтеки платили налоги, а не дань Государства взаимодействуют с подданными двумя путями: они их эксплуатируют и обеспечивают услугами. Эта формула действовала как во времена ранних государств в Месопотамии, так действует и ныне. Налогообложение – основное средство эксплуатации […]
  • Норма закон законодательство право XVI Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «НОРМА. ЗАКОН. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ПРАВО» ФБГОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский университет», Законодательное собрание Пермского края, Ассоциация юристов России (Пермское отделение), Молодёжная ассоциация юристов […]
  • Эволюция теории налога Возникновение и развитие общей теории налогов. А. Смит Через 300 с лишним лет английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» пишет: «Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не […]
  • Домострой-свод житейских правил "«ДОМОСТРОЙ»" в книгах Домострой Веками учит «Домострой»: «Жена да убоится мужа!» Известно женщине любой: Терпи, покорствуй, будь послушна. Я «Домостроем» дорожу, И ты меня не облапошишь! Всё будет так, как я скажу! А я скажу, как ты ДОМОСТРОЙ С младых лет лишившись отчего дома […]
  • Проживание при храме в москве Паломническая аренда: на каких условиях можно снять жилье при святых обителях Кульминацией новогодних празднований для православных христиан является Рождество, а также следующее за ним Крещение Господне. Для тех, кто планирует совершить на рождественских каникулах паломническую поездку […]
  • Термины в морских судов Термины в морских судов Аак - собирательное название большого числа рейнских судов, начиная с XVI в. Представляло собой грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Нос образовывало наклонное плоское днище. Короткий бушприт […]
  • Сайт мо рф единый реестр Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Заявление на постановку ооо на учет в фсс Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
Все права защищены. 2018