Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Налог с заробитчан

Налог для заробитчан: кто и как заставит платить его в Украине

Налог для заробитчан: кто и как заставит платить его в Украине

8 октября Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект «О внешней трудовой миграции». На десяти страницах правительство, которое и подготовило этот документ, расписывает систему, благодаря которой труд заробитчан можно узаконить и регулировать. MIGnews изучил документы и оценил его перспективы.

Как будут считать?

По данным компании GFK, за границей работает 0,5 млн украинцев. Разумеется, речь идет о людях, которые официально трудоустроены. Но количество нелегальных трудовых мигрантов счету не поддается. Звучат разные цифры — от 3 до 5 млн человек. Законопроект, который подготовил Кабмин, касается только тех, кто отбывает на работу за рубеж легально. Что же касается учета и ответственности за незаконную трудовую миграцию, то обязанности чиновников расплывчаты, а наказание для нарушителей не прописано.

Меры по предотвращению незаконной трудовой миграции и статистика обозначены как составляющие

«государственной политики». Исходя из текста законопроекта, формировать и реализовывать госполитику должно не одно ведомство, а множество разных: Кабмин и центральные органы исполнительной власти (к ним можно отнести как отдельные министерства, так Антимонопольный комитет или СБУ), местные государственные администрации (областные и районные). Присматривать за всеми будет Минсоцполитики. Иерархия есть, но кто именно возьмется пересчитать мигрантов, так и не ясно.

Финансовый вопрос

Ежегодно украинские заробитчане перечисляют на родину несколько миллиардов долларов с помощью межбанковских переводов, международных платежных систем и неформальными каналами. В первом квартале этого года количество перечисленных заробитчанами денег сократилось на треть, по сравнению с тем же периодом 2014 года. Едва ли люди стали меньше работать и зарабатывать. Просто неформальным каналам передачи теперь отдают предпочтение.

В законопроекте Кабмин лаконично предлагает «способствовать созданию условий для перевода». Система, каналы, ответственные за эти условия, вновь не прописаны. Зато предлагается сделать обязательным оплату налогов и сборов в соответствии с украинским законодательством. Это значит, что заробитчанин должен уплатить подоходный налог (15-20%, в зависимости от размера зарплаты), единый социальный взнос (размер дифференцирован в зависимости от вида деятельности, но стартует с 478 грн) и военный сбор (1,5%). Факт уплаты налогов на территории той страны, где человек работает, правительство оставило без внимания.

Чем поможет государство?

Правам и социальным гарантиям заробитчан в законопроекте посвящен целый раздел. Там зафиксировали возможность на воссоединение семьи, признание полученных там дипломов в соответствии с законодательством, общение украинских органов власти с общественными организациями заробитчан и возможность участвовать в общеобязательном государственном соцстраховании.

Кабмин выдвигает свои требования к трудовому договору, который заробитчане должны подписать до своего отъезда. Его составляют на украинском языке и на одном или больше языках той страны, куда уезжает украинец. В договоре должны быть указаны следующие обязательства работодателя:

условия труда (в том числе и относительно их безопасности), его оплата;

отчисления из зарплаты, длительность рабочего времени и времени для отдыха, срок действия договора и условия его прекращения;

предоставление социальной и медицинской помощи, условия соцстрахования;

компенсация в случае ущерба для здоровья;

«Реализация акта будет иметь положительное влияние на конъюнктуру рынка труда, способствовать детенизации занятости и повышению качественной составляющей рабочей силы, — констатирует в пояснительной записке к законопроекту министр социальной политики Павел Розенко. В то же время повышение уровня социальной и правовой защиты трудовых мигрантов создаст дополнительные возможности для трудоустройства незанятого населения за границей, что снизит нагрузку на национальном рынке труда».

Каким образом уплата налогов в другой стране и у себя на родине повлияет на детенизацию, понять трудно. 3-5 млн украинцев, которые работают нелегально, прельстятся возможностью получать украинскую пенсию разве что из чувства долга — ведь им предстоит вернуться домой. В этом случае было бы логично взимать с них только Единый социальный взнос, тогда как правительство решило не скромничать, и брать с них налоги по полной.

«Наши заробитчане — колоссальный источник поступления валюты в страну, — говорит директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Речь идет о порядка 5 млрд долл. в год, что в разы больше, чем прямые иностранные инвестиции, которые Украина получила в прошлом году и получит в этом. Наши заробитчане, как ни кощунственно это звучит, снижают давление на наш рынок труда. Налогообложение — разговор, который велся давно. Рано или поздно пусть и не все, но какая-то часть вернутся. Тут может возникнуть вопрос об их пенсии, ведь они платили налоги в бюджет другой страны. Важно было дать им возможность каким-то образом платить налоги. Концептуально нужно было разработать какой-то механизм, чтобы они могли платить налоги. Правильно, что этот вопрос пытаются решить. Насколько я понимаю, заробитчане и не против платить налоги. Но изначально диспут, который шел вокруг того, чтобы дать им возможность, например, платить только отчисления в Пенсионный фонд. Мне кажется, что это решается не так легко, как сформулировано в законопроекте. Тем более что каждый трудовой мигрант решает для себя дилемму — остаться или вернуться. Для него уплата налога — страховка, подтверждение того, что вернуться он сможет».

Грабеж заробитчан со ссылкой на Европу

Правительство Яценюка хочет обложить украинских заробитчан налогами. Соответствующий законопроект «О внешней трудовой миграции» был внесен в Верховную раду. По словам министра социальной политики Павла Розенко, нормативный акт защитит права трудовых мигрантов за рубежом, а Арсений Яценюк считает , что новшество создаст условия для возвращения заробитчан домой. Эксперты же акцентируют внимание на главной цели законопроекта – получить дополнительный приток денег в государственный бюджет Украины.

По заветам Брюсселя?

Идея превратить заробитчан в дойных коров не нова и была озвучена премьером еще в ноябре прошлого года. Цена вопроса для бюджета страны варьировалась от $15 млрд. до $30 млрд. Арсений Яценюк давал понять, что такой лакомый кусок он упускать не намерен. «Совершенно недопустимо, чтобы такие суммы проходили мимо нас и оставались вне контроля», — возмутился премьер.

Открытым оставался только вопрос, как придать бесстыдному грабежу приличный вид? Инициативу решили причесать на европейский манер. В пояснительной записке авторы законопроекта «О внешней трудовой миграции» прямо ссылаются на рекомендации Брюсселя и увязывают принятие акта с безвизовым режимом с ЕС.

На Украине сказанное «так велела Европа» само по себе служит весомым аргументом в пользу принятия документа. Обосновывать необходимость такого закона Минсоцполитики пришлось с помощью показа сложной причинно-следственной связи. Получается, что законопроект написан во исполнение поручения премьер-министра от 28 мая, которое появилось благодаря рекомендациям, содержащимся в пятом докладе Еврокомиссии, который был посвящен выполнению Украиной Плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом.

Действительно, 8 мая такой доклад был опубликован . Там и вправду есть рекомендация принять закон о внешней миграции, а также создать аналитический центр и базу данных для эффективного мониторинга миграционных процессов. Даже при беглом изучении доклада становится очевидным – документ посвящен исключительно повышению эффективности невизовых методов контроля миграционных потоков в Евросоюз. Выражаясь словами министра социальной политики П. Розенко, «Европа должна понимать кто, куда и зачем едет», а украинским чиновникам поручено делать все ради достижения поставленной задачи.

Интересно другое. Ни в докладе, ни в плане действий по либерализации визового режима с Евросоюзом, по результатам выполнения которого и делался пятый доклад, ничего не сказано о налогообложении или других обязательных платежах для трудовых мигрантов. Собственно, в самом плане почти каждый из многочисленных пунктов начинается с необходимости «принятия законодательной базы» в сфере биометрических документов, контроля над границей, защите персональных данных и других вопросах. Требование принять закон о миграционной политике идет в комплексе с указаниями создать структуру по управлению миграцией и принять меры по «реинтеграции» депортированных и возвращающихся добровольно из ЕС украинцев.

Налоги вместо прав

На поверку проект закона «О внешней трудовой миграции» к рекомендациям Евросоюза имеет весьма опосредованное отношение. Вопросы регулирования миграции повесили на Минсоцполитики. Вместо создания специальной государственной службы.

Статья 20 законопроекта обязывает мигрантов платить украинские налоги и сборы. В документе также сказано о праве заробитчан делать взносы на обязательное социальное страхование. Что касается других прав трудовых мигрантов, то все они (право на информацию, на образование, на социальные услуги и другие) осуществляются на практике «в соответствии с [действующим] законодательством». Т.е. точно так же, как и сейчас.

Похожая история и с «реинтеграцией» гастарбайтеров в украинское общество. Ничего нового по этому вопросу в документе нет, кроме того что центральные и местные органы исполнительной власти ей «способствуют», естественно, исключительно «в рамках своих полномочий». Таким образом, в данном законопроекте государство не берет на себя никаких дополнительных обязательств перед своими гражданами, но облагает их дополнительной данью. Получается, что будущий закон – лишь фиговый листок, плохо прикрывающий желание правительства на горбу заробитчан въехать в Евросоюз. Есть и один интересный нюанс. Согласно третьей статье, международные договоры Украины в сфере внешней трудовой миграции всегда имеют приоритет перед внутренним законодательством страны.

На практике все новшество состоит в том, что правительство вводит дополнительную финансовую нагрузку для трудовых мигрантов. «Возможно, заробитчане будут платить, как предприниматели, — 30% от минимальной зарплаты, а это 500 грн. в месяц», — говорит Розенко. В то же время признается, что сам механизм раскулачивания пока не выработан. С другой стороны, «если человек работает официально, зарегистрировавшись за рубежом, то он платит там налоги, иначе будет наказан местными законами. Как им предложить платить двойной налог? Это что-то странное», — считает экс-министр экономики Украины, президент «Центра рыночных реформ Украины» Владимир Ланов. Он уверен, что в данном случае будет использована система внутренних платежей. Скорее всего, налог не затронет международные денежные переводы, которые используются для приблизительной оценки сумм зарабатываемых украинцами за границей. Все будет проще. У тебя украинский паспорт? Ты официально работаешь в иностранном государстве? Тогда мы идем к тебе!

Все это будет способствовать обрыву связей украинских мигрантов с исторической родиной, родственниками и дальнейшей деградацией украинского общества. Перед «счастливыми» обладателями украинского паспорта встанет выбор либо ежемесячно отчислять в Киев положенную сумму, либо обрывать все связи с украинским государством и переходить на «нелегальное положение». Но для борьбы со злостными уклонистами законопроект дает все карты в руки СБУ. Главная проблема в том, что даже выйти из украинского гражданства, мягко говоря, не так просто. В консульстве вам учтиво объяснят, что для этого нужно соблюсти целый комплекс бюрократических условий, заплатить кругленькую сумму, а после этого, через год, если лично президент даст добро, вы сможете стать свободным человеком. Но жизненная практика мигрантов и многочисленные рассказы в интернете подтверждают, что распрощаться с гражданством Украины, находясь в Украине, равноценно исцелению от диабета или СПИДа…

Вся надежда на экспорт рабочей силы

Киев в накладке не останется. По оценкам украинского эксперта Александра Охрименко, новая законодательная инициатива сможет привлечь в госбюджет от 40 до 60 млрд. грн. ежегодно. Эксперт горячо поддерживает идею правительства и справедливо напоминает: «. первые результаты торговли с ЕС в рамках соглашения об ассоциации показали, что Украине очень сложно продавать свои товары на рынке ЕС». И делает из правильного утверждения поразительный вывод: «. поэтому вся надежда на экспорт рабочей силы». Далее А. Охрименко окончательно раскрывает хитрые планы властей въехать в рай на горбу мигрантов: «. украинцы смогут своим трудом обеспечить приток валюты в Украину, обеспечить рост благосостояния тех, кто остался в Украине, и заодно обеспечивать формирование государственного бюджета Украины».

Собственно, в данной «стратегии развития» нет ничего нового, она уже хорошо опробована американцами в Грузии времен М. Саакашвили. Рецепт прост: разрыв торговли с РФ, деиндустриализация, безработица и выталкивание «лишних» за границу с последующим их доением. «Явно прослеживается тенденция «грузинского варианта» реформирования экономики. Когда большая часть украинцев будет работать за рубежом, украинцы, оставшиеся на Украине, смогут тут нормально жить и воспитывать детей – новое поколение гастарбайтеров», — резюмирует Охрименко.

Вишенкой на тортик стало постановление НБУ от 24 июля, обязывающее трудовых мигрантов получать лицензию на валютные счета за пределами Украины. В заробитчан вцепились мертвой хваткой и намерены выжимать их досуха. В таких условиях не приходится рассчитывать на то, что данный законопроект заблокируют парламентарии или не подпишет президент. Тем временем ЕС усиливает контроль над потоком нежелательных мигрантов из Украины, осуществляя «селективный отбор» трудоспособной категории лиц.

Заробитчане должны декларировать свои доходы за границей и уплатить с них налоги

Украинцы, работающие за границей, или получившие другой какой либо доход оттуда, должны задекларировать такие доходы и уплатить налог на доходы физических лиц и военный сбор, сообщает пресс-служба ГУ ГФС. Так, в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика – получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставке, определенной в п.167.1 ст. 167 Налогового кодекса Украины – 18 процентов. Кроме того, доходы, полученные из источников за пределами Украины, облагаются военным сбором по ставке 1,5 процентов. Сумма иностранного дохода пересчитывается в гривни по валютному курсу Национального банка Украины, действующей на момент получения таких доходов.

Налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей. Для получения права на зачисление налогов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить справку о сумме уплаченного налога, а также о базе и / или объект налогообложения. Такая справка выдается государственным органом страны, где приобретается доход, уполномоченным производить этот налог. Справка должна быть легализована консульским учреждением Украины в соответствующей стране. Сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика – резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины.

Порядок налогообложения иностранных доходов регламентируется п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины. По данным ГФС, в 2017 году украинцы задекларировали иностранные доходы на сумму 4400000000 грн, из которых налоговые обязательства для самостоятельной уплаты налога на доходы физических лиц составляют 775 300 000 грн и 64200000 грн военного сбора.

Доля родины: Украина требует налоги с заграничных заработков заробитчан

Юристы рассказали, кто рискует попасть под двойное налогообложение

В разгар декларационной кампании Государственная фискальная служба напомнила украинцам о том, что все, кто получал в 2017 году доходы из-за рубежа — наследство, гонорары, авторские выплаты, дивиденды или зарплату — обязаны их задекларировать. То есть, включить в общий налогооблагаемый доходов за год, вне зависимости от того, облагались такие доходы налогами за границей или нет. Эти данные лишь могут быть учтены при расчете налога в Украине.

По словам директора департамента налогов и сборов с физических лиц ГФС Павла Дроняка, речь идет прежде всего об артистах, спортсменах, моряках и жителях приграничных регионов, которые выезжают на заработки в сопредельные государства. Хотя в эту же категорию попадают и фрилансеры, которые удаленно работают на иностранные компании, находясь в Украине. Особенно, активно это делают IT-специалисты.

В ГФС напомнили, что декларацию можно отправить по почте или в посольство (консульство), если лицо по-прежнему находится за пределами Украины. Можно также оформить доверенность на своих близких, поручив им почетную миссию декларирования доходов.

Впрочем, по словам юристов, опрощенных UBR.ua, декларирование и уплата налогов —это две разные вещи.

Ответственность на плательщике

Украинское законодательство возлагает ответственность за декларирование доходов из-за границы на плательщика. Равно как и уплату налогов с таких доходов — в отличие от выплат внутри страны, где налоговый агент самостоятельно удерживает, например, из зарплаты сотрудника сумму, причитающуюся в бюджет.

«Надо различать процедуры декларирования и собственно уплаты налогов. Декларировать свои доходы никогда не будет лишним. Пример чему — претензии налоговиков к министру финансов Александру Данилюку, который не смог доказать происхождение денег на покупку недвижимости», — рассказал UBR.ua управляющий партнер адвокатское объединение Suprema Lex Виктор Мороз.

При этом если штраф за неподачу декларации составляет от 51 до 136 гривен (ст.164-1 КоАП), то в случае выявления налоговиками неуплаты налога, физлицо обязано будет уплатить кроме суммы налога еще и штраф в размере 25% суммы неуплаченного налога (согласно п.123.1 НК).

По закону налог с иностранных заработков должны платить только те, кто в понимании Налогового кодекса является налоговым резидентом Украины, а не тот, у кого украинский паспорт.

Как пояснила UBR.ua юрист адвокатского бюро Оксаны Кобзар Анастасия Зарудко, по гражданству резидентность определяется в самую последнюю очередь, когда остальные критерии не проходят. А это может быть доказательство, что гражданин Украины постоянно проживает и работает в другой стране и там у него находится так называемый центр жизненных интересов.

Например, даже если украинцы-моряки находятся за пределами Украины более 183 дней, но имеют место проживания и центр жизненных интересов на территории Украины, они все равно считаются резидентами Украины.

Впрочем, по словам юриста, невзирая на правила, налоговые органы Украины все же склонны считать всех владельцев украинских паспортов налоговыми резидентами. А потому доначисляют налоговые обязательства, если выявляют факты получения дохода за границей.

Как считают

По словам налогового консультанта Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александры Томашевской, работа по контракту за границей предполагает, что человек является резидентом Украины и обязан здесь платить налог с доходов физлиц (НДФЛ) и военный сбор. Может быть два варианта: когда со страной происхождения доходов украинца есть договор об избежании двойного налогообложения и когда такого договора нет.

«В первом случае надо при декларировании брать справку с места работы за границей с помесячной разбивкой выплат (это важно). Дело в том, что при определении совокупного налогооблагаемого годового дохода гражданина каждая зарплата в валюте пересчитывается по курсу НБУ на день получения дохода (п.164.4 НК)», — пояснила UBR.ua Томашевская.

Эти данные пригодятся при перерасчете суммы налога на доходы физлиц, подлежащего уплате в Украине. Сумма иностранного налога может быть зачтена против уплаты украинского НДФЛ с этого же дохода.

«Но вот что касается военного сбора, то этот налог относительно новый, а потому ни в одной из налоговых конвенций не значится. Поэтому налоговики требуют его уплаты в любом случае», — говорит юрист.

Возможности учета налогов, заплаченных за границей, регулируются нормами конкретных конвенций с конкретными странами. Например, такой договор может предусматривать, что налог платится в стране резидентства гражданина.

Например, для моряков важно знать, что договоры с Канадой, Вьетнамом, США, Турцией и рядом других стран, предполагают, что налог с доходов платится в стране резиденства, то есть в Украине.

Если конвенции нет, то с большой долей вероятности придется платить два раза налог в двух странах.

Перечень действующих международных договоров об устранении двойного налогообложения можно найти на официальном веб-портале Государственной фискальной службы Украины.

Как вычисляют

Однако такие оплаты из-за границы очень трудно отслеживать. Особенно, если деньги перечисляются на счета не украинских банков. Но даже в украинских финучреждениях налоговики не всегда могут узнать, сколько денег пришло на счет.

Адвокат, управляющий партнер, ЮФ «Можаев и партнеры» Михаил Можаев рассказал UBR.ua, что если гражданин ввозит деньги в Украину наличными, то таможня их видит, потому что надо декларировать ввоз валютных ценностей.

«А если деньги пришли на счет, то их никто не видит. Налоговая не имеет права контролировать счета граждан. В отличие от юрлиц и предпринимателей, счета которых в обязательном порядке становятся известны налоговой», — пояснил Можаев.

Эта система не работает в отношении граждан, а потому обнаружить иностранные доходы могут только случайно. Поэтому и ответственность за декларирование и уплату НДФЛ с доходов из-за границы возложена на самих плательщиков.

По словам Александры Томашевской, чаще всего незадекларированные доходы всплывают при совершении крупных покупок. Вот тогда у налоговиков начинаются вопросы о происхождении средств. Кроме того, известны случаи, когда, например, работодатель в Польше уведомлял нашу ГФС о выплате дохода.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Доходы заробитчан. Какие налоги платить и за что могут оштрафовать

Тема трудовой миграции украинцев за границу — одна из главных проблем страны. По данным различных аналитических центров, почти 12 миллионов граждан Украины сейчас находится на заработках, а в течение последних двух десятилетий на заработки выехало 10-15% украинцев. Хотя эту цифру можно подвергнуть сомнению, учитывая, что последняя перепись населения в Украине проводили еще во времена президентства Леонида Кучмы в далеком 2001 году.

Вскоре дефицит рабочей силы в Украине приведет к тому, что в стране некому будет работать. Что побуждает людей выезжать на заработки в другие страны? Отсутствие перспектив в Украине и разница в оплате труда. Евроинтеграция значительно облегчила доступ нашим соотечественникам на зарубежные рынки труда, где они получают гораздо более высокую награду. Если в Украине средняя зарплата составляет около €250, то в России — € 500, а в ЕС уже превысила €1500. Самое страшное, что с такими темпами реформ, которые проводит власть, Украина в ближайшем будущем не сможет обеспечить своим гражданам конкурентный уровень доходов.

По уточненным данным Нацбанка, в 2017 году денежные переводы в Украину из-за границы составили примерно 9,3 млрд долларов. Эта сумма более чем в пять раз превышает прямые иностранные инвестиции за тот же год. Их Нацбанк оценил в 1,8 млрд долларов. В целом, по обновленным данным НБУ, за 2015-2017 годы трудовые мигранты перевели в Украину 23,8 млрд долларов. Это больше, чем все валютные резервы страны, которые на начало 2018 составляли 18,8 млрд долларов.

Мне было очень обидно и больно читать интервью моего коллеги дипломата-заместителя министра иностранных дел Польши Бартоша Цихоцкого «Европейской правде»: «Если в 2016 году украинские рабочие перевели домой 8 млрд. злотых, то последние данные нашего Центрального банка показывают, что в 2017 году было перечислено уже 13 млрд злотых — это около 100 млрд гривен… Конечно, это отнюдь не благотворительность — это деньги, которые заработали эти люди. Но это Польша дала им возможность заработать деньги». Скажите пожалуйста, почему Польша, чужая страна, больше уважает труд простого человека, иностранца, чем Украина, которая должна заботиться о своих гражданах?

Как отмечают специалисты Ассоциации налогоплательщиков Украины, объемы денежных потоков от трудовых мигрантов, вероятно, выше, чем отражает официальная статистика, поскольку мигранты в основном пользуются неформальными каналами передачи средств в страну.

По оперативным данным ГФС Украины, с начала 2018 украинцы задекларировали 211,8 млн грн иностранных доходов.

Условия налогообложения трудовых мигрантов определяет ст. 19 Закона Украины «О внешней трудовой миграции», согласно которой оно осуществляется в порядке и размерах, установленных государством пребывания.

Резиденты Украины, с учетом норм международных договоров, имеют право на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, при расчете налогов и сборов в Украине согласно нормам Налогового кодекса. Вместе с тем, обязанностью трудовых мигрантов является обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за имущество, расположенное на территории Украины, которое принадлежит им на правах собственности или находится в аренде. Избежание двойного налогообложения доходов реализуется соответствующими международными договорами Украины.

Работа за границей не освобождает от необходимости платить налоги в Украине. Если гражданин признан налоговым резидентом Украины, он обязан платить в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) со всех полученных доходов по ставке 18% и военный сбор — 1,5% от дохода.

По общему правилу, сумма иностранного дохода (независимо от размера) включается в общий годовой налогооблагаемый доход физического лица. При этом надо подавать ежегодную налоговую декларацию. Это можно сделать лично, через доверенное лицо, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения, в электронной форме с зарегистрированной электронной подписью.

Граждане, которые официально трудоустроены, имеют право учесть сумму налога с доходов, уплаченную в другой стране, для уменьшения налоговых обязательств по НДФЛ. В результате такого зачета лицо может быть фактически освобождено от уплаты НДФЛ, если сумма иностранного налога будет превышать сумму налога в Украине.

Такой взаимозачет по НДФЛ возможен, если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения. Для этого нужно получить справку от иностранных налоговых органов о сумме уплаченного налога, базу и объект налогообложения. Справка подлежит легализации через апостиль или через консульское учреждение Украины за рубежом. Некоторые международные договоры о правовой помощи предусматривают, что документы, выданные властями иностранного государства, не нуждаются в дополнительной легализации.

Например, в Польше ставка налога на доходы физических лиц составляет 19%, поэтому уплаченные там суммы перекрывают ставку НДФЛ в размере 18%, установленную в Украине.

За непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации о доходах и имущественном состоянии начисляется штраф в размере 170 грн. Кроме того, предусмотрена административная ответственность в соответствии с п. 123.1 ст. 123 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Если налоговый орган выявит недоимку налога на доходы физических лиц, гражданин должен заплатить кроме суммы налога еще и штраф в размере 25% от суммы недоплаты (п. 123.1 ст.123 Налогового кодекса Украины).

Существует несколько законодательных инициатив, которые призваны урегулировать налогообложение доходов трудовых мигрантов. В частности, финансовые средства трудовых мигрантов, заработанные в зарубежных странах и инвестированные в экономику Украины в виде предпринимательского или финансового капитала, предлагают отнести к источникам финансирования инвестиционной деятельности. Также есть предложение освободить от НДФЛ средства, полученные трудовыми мигрантами за рубежом.

Так, законопроектом № 7458 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно создания благоприятных условий для возврата денежных средств трудовых мигрантов)» предлагает дополнить ст.10 закона «Об инвестиционной деятельности» нормой, которая относит заработанные мигрантами средства к инвестициям в украинскую экономику. Документ также предусматривает изменения в ст.19 Закона Украины «О внешней трудовой миграции», в соответствии с которыми трудовые мигранты будут освобождаться от уплаты налоговых и таможенных платежей при переводе наличных в Украину.

В то же время, законопроект Украины №7259 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно освобождения денежных средств трудовых мигрантов от уплаты налога на доходы физических лиц)» предлагает внести изменения в ст. 163 НКУ. Согласно этому документу, доходы работников, которые поступают в Украину в виде наличных, не облагаются НДФЛ. Инициатором этих изменений является народный депутат Украины Михаил Головко, который считает, что это будет стимулировать трудовых мигрантов вкладывать деньги в бизнес именно в Украине.

Некоторые эксперты говорят о позитивных факторах внешней трудовой миграции украинце, поскольку большую часть средств они привозят или переводят в Украину. Эти средства помогают снизить показатели бедности, позволяют обучать детей, покупать или строить жилье в Украине, а также приобретать новые навыки, увеличивают возможности для предпринимательства и т.д. К тому же, большая часть украинцев мигрирует в соседние страны, откуда легко вернуться.

Чтобы динамика трудовой миграции украинский за границу уменьшалась, а не увеличивалась, как сейчас, нужно безотлагательно проводить реформы по детенизации экономики, формировать гибкий рынок труда с учетом потребностей работодателей, обеспечить достойную оплату труда, создать такие условия, которые будут мотивировать людей вернуться в Украину.

Это интересно:

  • Сколько платить за договор купли продажи квартиры Тарифы нотариусов на составления и заверения договора купли-продажи квартиры в 2018 г.+ примеры Статья обновлена: 1 июня 2018 г. Перед тем, как считать тарифы нотариусов на оформление договора купли-продажи квартиры, важное отступление — почти все нотариусы сами составляют договора […]
  • Закон а сроках губернаторов Госдума приняла закон о выборах губернаторов Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект о возвращении выборов губернаторов. За время рассмотрения законопроект, внесенный президентом Дмитрием Медведевым после многотысячного митинга на Болотной площади, приобрел […]
  • Гражданин рф не может быть лишен гражданства Гражданин рф не может быть лишен гражданства ВЕСТНИК №10 ГРАЖДАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗЕМЛЯ РОССИИ - ДОСТОЯНИЕ НАРОДА» Январь 2007 ГРАЖДАНИН РФ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИШЕН СВОЕГО ГРАЖДАНСТВА В отношении граждан бывшего СССР, проживавших на территории РСФСР, вопрос гражданства был решен окончательно […]
  • Апостиль на нотариуса Апостиль (apostille) АПОСТИЛЕМ является упрощенная форма легализации официальных документов, выполненная в виде квадратного штампа, проставляемого государственным органом на документе, выданном на территории этого государства, вступившего в Гаагскую конвенцию от 05 октября 1961 […]
  • Образец исковое заявление без договора поставки Образец исковое заявление без договора поставки В Арбитражный суд Омской области Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика", г. Омск, ул. . д. . Ответчик: ИП Р. юр. адрес: г. Омск, ул. . д. . фактический адрес: г. Омск, ул. . д. . Цена иска 80 471,05 рублей […]
  • Акт о заливе квартиры правила составления образец Образец заполнения Акта на залив квартиры Главный инженер участка № 1 Филлипов И. И. ____________ от « 05» марта 2017г АКТ о заливе . Комиссия в составе : Мастера по эксплуатацииКротовой И.Н., слесаря мастерского участка Булкина И.Ф.,и мастера текущего ремонта Сапрыкина Р.П. […]
  • Закон про есв на 2018 16.01.2018 «5 изменений уплаты ЕСВ в 2018 году» С 1 января 2018 вступили в силу изменения, внесенные в Закон № 2148 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Это означает, что с этого момента начисление и уплата ЕСВ будет происходить […]
  • Штраф за отсутствие урны Установка мусорных урн возле входа в торговое помещение Сегодня администрация района северное Тушино г.Москвы предъявила к нам, как к арендатору торгового помещения претензию о том, что у нас у входа в помещение не установлены урны и в 6 метрах от входа в магазин обнаружился какой-то […]
Все права защищены. 2018