Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Налог ъ

Содержание:

В Минздраве снова предложили ввести «налог на окурки»

Доведение акцизов до европейского уровня может принести в бюджет до 800 млрд рублей, отмечают в ведомстве

Москва. 2 июля. INTERFAX.RU — В Минздраве вернулись к идее введения в России экологического налога на сигареты, сообщается на сайте газеты «Коммерсантъ».

С предложением ввести сбор Минздрав обратился 26 июня в письме к Минприроды. В ведомстве считают, что налог может стать «действенной мерой» по улучшению состояния окружающей среды, и предлагают рассмотреть его введение в рамках «нацпроекта в сфере экологии». В письме поясняется: выбрасываемые окурки от сигарет наносят вред природе, они токсичны из-за применяемых при выращивании и обработке табака «пестицидов и нефтепродуктов», содержат мышьяк, кадмий и толуол, такие отходы попадают в основном в водоемы.

В ведомстве ссылаются на опыт США и африканских стран, где с каждой пачки взимают до $0,75 «мусорного» налога. Доведение акцизов до европейского уровня, по расчетам Минздрава, может принести до 800 млрд руб. поступлений в бюджет. Вместе с тем в Минздраве изданию не смогли уточнить, какую ставку налога предлагается ввести, сославшись на то, что эти параметры пока прорабатываются.

В Минприроды «Ъ» напомнили, что производители и импортеры сигарет в РФ по законодательству уже выплачивают экологический сбор, направляемый на строительство мусороперерабатывающих мощностей, или занимаются самостоятельной переработкой отходов. При этом в природоохранном ведомстве говорят о поручении президента Владимира Путина развивать вторичную переработку отходов, но признают, что соответствующих технологий для сбора и утилизации окурков пока нет.

Идея ввести экологический налог возникла в рамках концепции осуществления госполитики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы, которую Минздрав вносил в правительство в прошлом октябре, напоминает «Ъ». В экспертном совете при правительстве тогда предложили Минздраву доработать документ, а введение налога сочли «нецелесообразным, избыточным и дискриминационным».

Минфин предлагает с 2020 года сделать экологическую ответственность фискальной

Минфин опубликовал проект поправок к Налоговому кодексу, предполагающих введение в России с 2020 года экологического налога. Он призван заменить действующую плату за негативное воздействие на окружающую среду. Появление нового налога не предполагает увеличения ставок платежей, однако должно сильно ужесточить режим уплаты и, видимо, его фактические сборы. Бизнес, Минприроды и эксперты считают, что в текущем виде проект может лишить регионы поступлений, которые сейчас расходуются ими на компенсацию ущерба среде. Минфин, в свою очередь, указывает на то, что федеральный бюджет уже сейчас расходует на экопрограммы средства налогоплательщиков.

Опубликованные Минфином на сайте regulation.gov.ru поправки к Налоговому кодексу РФ (НК), которыми с начала 2020 года предлагается ввести экологический налог (НК пополнится новой статьей) вместо действующей сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду, являются частью работы ведомства по систематизации неналоговых платежей, которая ведется с 2017 года. Отметим, сама по себе систематизация исходно предполагала не введение новых налогов, а лишь упорядочивание платежей, не имеющих признаков налога. Необходимость в эконалоге обосновывается слабым администрированием платы за загрязнение (сейчас это делает Росприроднадзор). За неуплату этих сборов в РФ отсутствует уголовная ответственность, взыскание неуплаты производится в судебном порядке, а способы обеспечить обязательность платежа «фактически отсутствуют» — в отличие от налогов, взыскание которых является бесспорным.

Проект федерального закона готовился по поручению премьер-министра от 16.03.2018 №ДМ-П13-10пр. Минфин настаивает на том, что нагрузка на бизнес не увеличится — принцип «сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» им выполняется.

По данным, приведенным в экономическом обосновании к законопроекту, в 2017 году поступления экоплаты в консолидированный бюджет составили 14,2 млрд руб., 11,6 млрд руб. запланировано на 2018 год. «Учитывая, что расчет налоговых ставок экологического налога произведен из необходимых ежегодных сумм затрат бюджета на охрану окружающей природной среды, можно ожидать, что размер поступления от уплаты экологического налога будет существенно выше запланированных поступлений от платы за загрязнение окружающей среды»,— поясняют в министерстве. Судя по всему, логика Минфина заключается в том, что в том числе нацпроект в сфере экологии (см. “Ъ” от 24 июля) должен получить источник финансирования в виде нового налога.

Во сколько обойдется нацпроект по экологии российским компаниям

Объектами налогообложения являются выбросы в атмосферу, сбросы в воду и отходы производства и потребления от зарегистрированных в Росприроднадзоре источников таких сбросов. Фиксированные налоговые ставки для разных загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты, зависящие от степени опасности веществ, аналогичны нынешним ставкам сборов. Законопроект сохраняет весь объем вычетов из налоговой базы в случае реализации плательщиком мер по компенсации негативного воздействия на природу (70% ставки налога), а также повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка компаний превышает установленные регулятором объемы, о которых правительство и РСПП договаривались в рамках введения технологического экологического регулирования с 2019 года.

Налог предлагается сделать авансовым (четыре платежа в год), базу для него компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно. Вероятно, что после того, как с 2019 по 2023 год наиболее «грязные» по версии Минприроды компании будут обязаны ввести инструментальный контроль загрязнений и передавать данные в Росприроднадзор, база налога будет исчисляться автоматически. Хотя напрямую документ этого не предполагает, именно природоохранная служба будет передавать в ФНС данные о постановке плательщиков на учет. Поставленные на учет должны будут заполнять специальные экологические налоговые декларации, описанные в проекте.

Освобождается от уплаты налога документом лишь деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств, а также деятельность физлиц и ИЧП, в ходе которых образуются только твердые бытовые отходы, которыми занимаются соответствующие операторы (они налог платят). Безналогово накапливать отходы с целью будущей утилизации можно не более 11 месяцев.

В Минздраве продвигают экологический налог на сигареты

Основным вопросом к документу у экспертов и бизнеса является неопределенность будущего распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас львиная доля платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экоущерба. Александр Багин из Высшей школы экономики рассказывает: схожая смена платежа на налог с 2018 года произошла в Китае, там центральное правительство отказалось от своей части поступления от налога в пользу местных бюджетов. Это позволяет региональным властям выстраивать стимулирующую налоговую политику в зависимости от местных экостандартов. При этом господин Багин признает: собираемость налога благодаря ФНС вырастет и такой переход соответствует мировым тенденциям.

Ранее глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин говорил, что у бизнеса нет выработанной позиции по вопросу перевода экосбора в налог — по этой теме только предстоит «тщательная дискуссия». По данным “Ъ”, профильный комитет РСПП сегодня будет обсуждать законопроект Минфина.

«Россия все дальше уходит от идеи создания экологических фондов»,— считает он. Напомним, возобновить работу экофондов, в которых бы собирались «окрашенные» сборы, в 2017 году предлагало Минприроды. Введение налога в министерстве (в котором, впрочем, пока не ознакомились с проектом) называют логичным «при условии его возвратности на природоохранные цели», такого механизма в законодательстве нет. Также непонятно, как проект Минфина соотносится с проектами администрации президента 2016–2017 годов по внедрению «наилучших доступных технологий».

Алексей Шаповалов, Ольга Никитина, Дмитрий Бутрин

«Ъ»: кабмин обсудит введение налога для AliExpress, Amazon и eBay

Поправки предлагают ввести механизм НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов по аналогии с так называемым налогом на Google

МОСКВА, 15 сентября. /ТАСС/. В кабмине обсуждают инициативу российских онлайн-ретейлеров ввести налог для их иностранных конкурентов, в том числе AliExpress, Amazon и eBay, по принципу так называемого налога на Google, сообщает газета «Коммерсантъ» .

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) разработала поправки в Налоговый кодекс и закон «Об информации», рассказал источник издания, знакомый с их подготовкой.

Так, предлагается ввести механизм НДС-регистрации иностранных интернет-магазинов по аналогии с «налогом на Google», вступившим в силу 1 января 2017 года. Согласно ему, зарубежные компании, продающие через интернет в России электронный контент или программное обеспечение, должны встать на учет в налоговую службу и платить НДС в размере 18% наряду с российскими компаниями.

Магазин в «облаке». Электронная коммерция и будущее российской розничной торговли

«Известия»: Минфин не принял нулевой НДС на торговлю онлайн-магазинов РФ за рубеж

Asos вернул экспресс-доставку товаров в РФ

ФТС не меняла правила оформления иностранных товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками

Как уточнил собеседник «Ъ», для онлайн-площадок, предлагающих трансграничную доставку товаров, налог предлагается считать упрощенным методом, он, по данным источника издания, составит 15,25% от конечной цены товара. При этом у Федеральной налоговой службы (ФНС) будет право требовать от электронной торговой площадки блокировать страницы продавца, не исполняющего обязанности по уплате НДС. Если налог не будет уплачиваться, налоговая может обратиться в суд и Роскомнадзор, который, в свою очередь, направит операторам связи требование о блокировке страниц-неплательщиков. Если продавец уплатил НДС, его разблокируют в течение трех дней после этого.

Разработку таких документов АКИТ изданию подтвердил исполнительный директор ассоциации Артем Соколов.

По мнению гендиректора eBay в России и на развивающихся рынках Европы Ильи Кретова, усложнение процедуры реализации товаров, скорее, заставит продавцов прекратить продавать свои товары в РФ. В стоимость товаров иностранных продавцов уже включены операционные издержки магазина, национальные налоги и сборы, более того, комиссия за использование интернет-площадки и платежной системы, добавил он.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, в свою очередь, заявил, что инициативы АКИТ носят запретительный характер. Он полагает, что регистрация плательщиков в ФНС будет де-факто невозможна.

«Например, на Alibaba — 3,6 млн продавцов, на eBay — более 1,5 млн, это только два крупнейших маркетплейса, есть и другие. ФНС физически не сможет обеспечить такую регистрацию», — сообщил Иванов в беседе с «Ъ», добавив, что российский сегмент e-commerce занимает примерно 0,7% от мирового. Он уверен, что «ломать систему» ради такой доли смогут только компании, для которых РФ — определяющий рынок. Однако, как он отметил, в мире о таких ничего не известно.

По прогнозам АКИТ, по итогам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте электронной коммерции в России составит 37%, а ее объем — 420 млрд руб.

Чем оборачиваются налоговые реформы

Налоговые нововведения президента США Дональда Трампа с учетом масштаба последствий можно назвать революцией. Примерно полвека назад подобные реформы сопровождались крайне неприятными событиями, так что некоторые впечатлительные наблюдатели, проводя аналогии, усматривают в нынешней ситуации дурной знак.

В начале февраля 2018 года выяснилось, что среднечасовая зарплата в США в 2017 году прибавила 2,9% — самый большой рост с 2009 года. Котировки акций во всем мире немедленно упали. Инвесторы решили, что инфляционное давление вынудит американскую ФРС снова повысить процентную ставку — и произойдет это быстрее, чем ожидалось.

Опасения эти связаны с масштабным экспериментом по стимулированию экономики, затеянным американской администрацией. Экономика, к слову, и без того быстро растет, а безработица упала до очень низкого уровня (всего 4,1% экономически активного населения). Более того, сложилась ситуация, когда на рынке труда, так сказать, господствуют продавцы рабочей силы.

Главный элемент стимулирования — снижение налогов: соответствующий закон Дональд Трамп подписал в декабре 2017 года. Это снижение должно составить 0,7% ВВП в 2018 году и 1,5% — в 2019-м. В начале февраля лидеры Сената представили проект так называемой бюджетной сделки, которая должна стать дополнительным стимулом. Бюджетные расходы по оборонным программам увеличиваются на $80 млрд, прочим статьям дополнительно отводится $63 млрд. Таким образом, рост расходов составит 0,7% ВВП. После сокращения налогов и наращивания расходов государственные заимствования к 2019 году составят $1 трлн, или 5% ВВП.

Это создает инфляционное давление, которое действительно побуждает ФРС повышать процентные ставки, что может затормозить американский экономический рост, составивший в 2017-м 2,7%. По модели ФРС, сокращение налогов на 1% ВВП должно повысить ставки на 0,4 процентного пункта.

Как в разных странах боролись за наполнение казны

Здесь следует учесть несколько важных нюансов. Сегодня трудовые контракты не предусматривают индексации зарплаты, что относится даже к членам профсоюзов, доля которых в общей численности занятых в США — всего 11%. Это обстоятельство сдерживает инфляционное давление, связанное со снижением налогов. Кроме того, международная конкуренция и многочисленные скидки, предоставляемые розничными продавцами, замедляют рост цен на товары.

Что касается низкой безработицы, то сейчас работают только 74% американцев в возрасте от 25 до 54 лет против 82% в 2000-м. То есть занятость тогда формально была выше. Однако в абсолютных цифрах потенциальных тружеников, которые не работают и работу не ищут (и, стало быть, в состав экономически активного населения не входят), сегодня больше на 3,7 млн.

Крупнейшую налоговую реформу провел в США президент Джон Кеннеди. В сентябре 1963 года Палата представителей Конгресса проголосовала за сокращение налогов на $11 млрд — самое большое в истории США. К мысли о необходимости такого шага администрация пришла еще летом 1962-го, о чем президент напомнил, выступая в декабре того же года в Экономическом клубе Нью-Йорка. Он также заявил, что

Тут перед государством есть три пути. Первый — увеличение денежного предложения. Этот путь не годится из-за проблем с внешним платежным балансом. Второй — рост бюджетных расходов. Но расходы, сообщил Кеннеди, уже и так достаточны. Поэтому президент сделал вывод, что «наилучшим является третий путь — снижение налогов. Наша налоговая система порочна, потому что лежит тяжким бременем на экономике, мешает ей расти. Выкачивает слишком большую долю покупательной способности граждан и компаний. Лишает финансовых стимулов предпринимательство с его неизбежным риском».

Джон Кеннеди, еще собираясь стать президентом, задумал снизить налоги

Кеннеди обозначил пункты своей реформы еще раньше — в обращении к нации и в бюджетном послании в январе 1962 года. Необходимо, указал он, снизить индивидуальные налоги на общую сумму $11 млрд, налоги на корпорации — на $2,6 млрд. Нынешнюю шкалу индивидуальных налогов — 20–91% — в 1963 году следует заменить ставками от 18,5% до 84,5%, в 1964-м — от 15,5% до 71,5%, в 1965-м — от 14% до 65%. В итоге налогоплательщики с годовым доходом $50 тыс. будут платить меньше на 10%, а с доходом в $3 тыс.— на 40%.

Налог на доходы корпораций с первых $25 тыс. дохода станет взиматься по ставке не 30%, а 22%. Доходы свыше этой суммы будут облагаться по ставке не 52%, а 48% в 1964 году и по ставке 47% — в 1965-м.

Налог на прирост капитала будет распространяться на 30% этого прироста вместо 50%. Тем самым эффективная ставка налога снижается с 25% до 19,5%.

«А так как в стране существует значительная безработица, снижение налогов не приведет к инфляции»,— заключил он.

Самые оригинальные налоговые инновации

Надо сказать, что президентское предложение поначалу не встретило единодушной поддержки в Конгрессе. Конгрессмены говорили, что, конечно, снижение налогов следует приветствовать, но только когда госдоходы превысят госрасходы. Экономические советники Кеннеди в ответ указывали, что налоги нужно снижать немедленно, иначе экономике США грозит спад.

В итоге на голосование было поставлено еще и требование парламентского меньшинства: если доходы в 1964 году окажутся меньше $97 млрд, никакого снижения налогов быть не должно. Однако это предложение не прошло, и конгрессмены приняли закон, по которому налоги с физических лиц снижались на $8,8 млрд, а налоги на корпорации — на $2,2 млрд.

Линдон Джонсон, преемник убитого президента Кеннеди, тоже отметился грандиозной налоговой реформой — но при этом уделял первостепенное внимание бюджетным расходам. При нем дефицит бюджета вырос с $3,6 млрд до $25,1 млрд.

Джон Кеннеди и Линдон Джонсон относились к налоговым нововведениям с диаметрально противоположных позиций

В 1966 году в США администрация президента и эксперты-экономисты размышляли, как одновременно сдерживать экономический рост (ведущий к ускорению инфляции) и финансировать боевые действия во Вьетнаме.

Фактически американцы пришли во Вьетнам еще в 1954 году, сменив французов, масштабные боевые действия с участием США начались в 1960-е, а последние 50 американских военнослужащих покинули страну 30 апреля 1975 года. Всего за эти годы в армии США отслужило почти 8,5 млн человек, из них 2 млн прошло через Вьетнам. За все время конфликта бомбардировщики совершили 527 тыс. боевых вылетов. Американцы израсходовали во Вьетнаме более 6 млн тонн боеприпасов — в три раза больше, чем в ходе Второй мировой войны. Общая финансовая смета и вовсе была астрономической — $106,8 млрд. И это без учета операций в Лаосе и Камбодже. Всего во Вьетнаме погибло 47 244 американца.

Война имела для США важные долговременные последствия. Например, после ухода американцев более 1,5 млн вьетнамцев бежали за границу. В 1978 году власти США открыли двери для иммигрантов из Вьетнама, и за следующие шесть лет в страну официально перебрались 443 тыс. вьетнамцев. Параллельно были приняты 137 тыс. лаосцев и 98 тыс. камбоджийцев. По переписи 1990 года в США проживало 937 тыс. человек, имевших корни в этих трех странах Индокитая.

За день до окончания войны жители Сайгона бросились в американское посольство

Фото: Corbis via Getty Images

Хочется упомянуть, что долгое время после окончания войны главный населенный пункт южной части Вьетнама — Сайгон (формально переименованный в Хошимин) предлагал наблюдателю любопытнейшие картины. В 1983 году город все еще был совершенно закрытым, туда не пускали не только иностранцев, но и вьетнамцев из других районов страны. Что не мешало сайгонцам вести бурную торговую деятельность. На городских рынках кроме традиционной снеди и ширпотреба местного производствам можно было купить самую современную японскую домашнюю технику, неведомым образом попадавшую в бывшую столицу Южного Вьетнама.

Как бы то ни было, вьетнамская война стала одним из самых важных эпизодов в американской истории.

Но как ни называй эти события, они, конечно, были порождением холодной войны.

В январе 1966 года в бюджетном послании Конгрессу президент Линдон Джонсон со ссылкой на вьетнамский фактор попросил повысить акцизы на телефонные услуги и на продажу легковых автомобилей. Конгресс согласился, и в марте Джонсон подписал закон, по которому эти акцизы увеличивались соответственно с 3% до 10% и с 6% до 7%. Кроме того, согласно закону, компании должны были с 1967 года уплачивать налог на доходы каждые шесть месяцев, если за данный отчетный период они превысят $100 тыс. Предполагалось, что в 1967-м нововведения принесут в бюджет дополнительно $5 млрд. Причем эта прибавка обеспечивалась в большей степени возросшей оперативностью сбора налогов.

Операция «Долг и трепет»

Инфляция, однако, не снизилась, капитальные расходы компаний продолжали расти, хотя денежная политика оставалась жесткой, и экономисты начали говорить о том, что для сдерживания инфляции нужно бы еще как следует ужесточить налогообложение корпораций и физических лиц. На американской фондовой бирже между тем началось падение — за год котировки акций потеряли 25%. Инвесторы опасались, что рост зарплат и цен заставит ФРС повысить процентные ставки. Замминистра финансов Джозеф Барр поддержал экономистов, заявив в Конгрессе: «Мы не можем больше рассчитывать только на денежную политику. Мы должны либо повысить налоги, либо сократить расходы».

Его примеру немедленно последовали другие крупные города вроде Филадельфии. В итоге к концу года подоходные налоги с корпораций и физических лиц в США давали уже 10% всех госдоходов в стране — против 7% в 1946-м. Налоговая революция, можно сказать, шла полным ходом.

Американцы настолько внимательно относились к подоходному налогу, что готовы были платить его, даже разбуди их среди ночи

Фото: Keystone / Getty Images

Президент Джонсон своим бюджетным посланием подарил этой революции новый импульс, попросив ввести дополнительный шестипроцентный налог на доходы частных лиц и корпораций сроком на два года, а лучше «на сколько потребуется, учитывая невероятные дополнительные расходы на войну во Вьетнаме». Налог было предложено ввести с июля 1967 года. По оценке президентской администрации, этот вьетнамский налог должен был в том году принести в бюджет $4,5 млрд, из которых $3,8 млрд заплатили бы физические лица.

Вьетнамская война потребовала от США огромных затрат живой силы, техники и денег

Фото: Bettmann / Getty Images

В августе 1967 года Джонсон, обеспокоенный бюджетным дефицитом, который грозил увеличиться в перспективе до $23–26 млрд, отправил Конгрессу письмо, в котором настаивал на еще более значительном повышении налогов. В письме говорилось:

Она приведет к росту процентных ставок и ужесточению денежной политики, что пагубно скажется на строителях и покупателях жилья. И это будет несправедливым бременем для граждан, которые вынуждены платить за поддержку наших солдат во Вьетнаме».

Как чрезмерная концентрация налогоплательщиков привела к кризису

Как подчеркнул Джонсон, у Америки есть два выхода. Первый — сокращать бюджетный дефицит через заимствования. Но это само по себе вызовет рост процентных ставок и потому «является финансово безответственным шагом в сложившихся условиях». Другой выход — «радикально уменьшить бюджетные расходы, повысить налоги, а дефицит все-таки погасить за счет заимствований».

Президент попросил ввести с июля 1967 года (то есть задним числом) дополнительный налог на доходы корпораций со ставкой 10%. А с октября — такой же налог для физических лиц. При этом 16 млн граждан с самыми низкими доходами предполагалось освободить от налоговой прибавки. По расчетам президента, допналог должен был приносить в бюджет $6,7 млрд каждый год, «пока в нем будет необходимость в связи в боевыми действиями во Вьетнаме».

Многим американцам не нравились война во Вьетнаме и сопровождавшая ее налоговая реформа

Фото: Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images

В такой чрезвычайной налоговой реформе действительно была нужда: в 1965 году дефицит бюджета составлял в США 0,2% ВВП, а в 1968-м — уже 2,7%. Однако реформа немедленных результатов не дала, потому что инфляция ускорилась с 3% в 1968 году до 5% в 1969-м. Треть работников тогда были членами профсоюзов и имели на руках трудовое соглашение, по которому зарплата индексировалась с оглядкой на инфляцию. Именно тогда начала закручиваться спираль «зарплата—цены».

Ужесточение налоговой политики вызвало в 1969 году экономический спад.

После 1973 года в США (и не только) фактически появился новый налог — нефтяной, в связи с политикой ОПЕК. Тогда инфляция взлетела до 10%. В 1975 году бюджетный дефицит достиг отметки $53,2 млрд. Так что экзотическая история с налоговой революцией на вьетнамской основе экономике особо не помогла.

В Минздраве продвигают экологический налог на сигареты

В Минздраве вернулись к идее введения в России экологического налога на сигареты. В ведомстве говорят, что окурки токсичны и содержат канцерогены, и ссылаются на опыт США и африканских стран, где с каждой пачки взимают до $0,75 «мусорного» налога. Доведение акцизов до европейского уровня, по расчетам Минздрава, может принести до 800 млрд руб. поступлений в бюджет. В Минприроды напоминают, что производители по закону уже выплачивают экологический сбор или занимаются самостоятельной переработкой отходов.

С предложением ввести в РФ экологический налог на сигареты Минздрав обратился 26 июня в письме к Минприроды (текст есть у “Ъ”). В ведомстве считают, что сбор может стать «действенной мерой» по улучшению состояния окружающей среды, и предлагают рассмотреть введение налога в рамках «нацпроекта в сфере экологии». В письме поясняется: выбрасываемые окурки от сигарет наносят вред природе, они токсичны из-за применяемых при выращивании и обработке табака «пестицидов и нефтепродуктов», а дым от сигарет содержит 70 видов канцерогенов. В Минздраве добавляют, что «непотушенные окурки» содержат мышьяк, кадмий и толуол, а в целом такие отходы попадают в основном в водоемы.

Идея ввести экологический налог впервые прозвучала в концепции осуществления госполитики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы, которую Минздрав вносил в правительство в октябре прошлого года. Тогда в ведомстве говорили о том, что повышение цен на сигареты ведет к сокращению числа курильщиков, и ссылались на рекомендации Всемирной организации здравоохранения увеличить акцизы на табак до 70% розничной цены (в 2016 году в РФ ставка составляла 41%). В экспертном совете при правительстве РФ, впрочем, тогда предложили Минздраву доработать документ, а введение налога сочли «нецелесообразным, избыточным и дискриминационным». В декабре 2017 года «РИА Новости» сообщило об отказе от экологического налога: в агентстве пояснили, что в обновленном тексте концепции упоминания об этом сборе нет. Однако, судя по письму, в Минздраве решили вернуться к этому вопросу, подключив к нему Минприроды.

В Минздраве “Ъ” не смогли уточнить, какую ставку налога предлагается ввести, сославшись на то, что эти параметры пока прорабатываются. «Отходы от табачной продукции действительно могут представлять опасность как для человека, так и для окружающей среды»,— заверили там. Ранее в ведомстве подсчитывали, что доведение акцизов до среднеевропейского уровня даст бюджету до 800 млрд руб. дополнительных налогов.

Почему Минздрав предлагает ограничить курение в автомобилях и коммуналках

В письме в Минприроды господин Салагай ссылается на положительный опыт США и африканских стран, где подобные сборы на окурки уже введены. Отметим, что в 2010 году в Сан-Франциско действительно был введен и ежегодно повышался налог на «сигаретный мусор»: $0,2 за каждую пачку (сейчас $0,75). В местной мэрии введение сбора объясняли тем, что только на уборку окурков город ежегодно тратит $6 млн. В 2016 году в Сан-Франциско было собрано свыше $3 млн нового налога. При этом в Нью-Йорке, а также в штате Мэн обсуждалась идея ввести «сигаретный депозит»: цена каждой пачки увеличивалась на $1, но эта сумма возвращалась при сдаче 20 окурков в специальные пункты приема (по аналогии со стеклотарой). Что касается африканских стран, то в Гамбии с 2014 года с каждой пачки сигарет в пересчете взимают около 2,6 руб. экологического налога, с 2016 года — более 3 руб., при схожих с Россией розничных ценах на табак.

В Минприроды “Ъ” напомнили, что производители и импортеры сигарет в РФ по законодательству уже занимаются самостоятельной переработкой отходов или платят экологический сбор, направляемый на строительство мусороперерабатывающих мощностей. При этом в природоохранном ведомстве говорят о поручении президента Владимира Путина развивать вторичную переработку отходов, но признают, что соответствующих технологий для сбора и утилизации окурков пока нет.

Как табак влияет на экономику

Любовь Меланевская из ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК) также напоминает о выстроенной системе расширенной ответственности производителя и импортера (уплата экосбора или самостоятельная утилизация продукции), поясняя, что налог Минздрава в нее не вписывается. По этой же причине не видит смысла в нем и директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова, которая напоминает, что сигареты облагаются двумя видами налогов, а из средней цены пачки в 90 руб. государство получает 58 руб. налогов. Введение нового сбора, по мнению госпожи Гуськовой, приведет к росту цен на сигареты и «спровоцирует рост нелегального рынка».

Госпожа Меланевская напоминает, что объем утилизации товара и упаковки рассчитывается исходя из их веса, а «с окурками сложно представить, как организовать их весовой учет и контроль». «Это очередная попытка пополнить бюджет под благим предлогом»,— считает она. В Минприроды предлагают «вернуться к обсуждению данного вопроса» после того, как в Минпромторге разработают нормативы вторичной переработки на следующий трехлетний период.

Александр Воронов, Олег Трутнев, Ольга Никитина, Валерия Мишина

Это интересно:

  • Пенсия по инвалидности ребенку 3 группа Пенсия по инвалидности ребенку 3 группа МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: +7 (499) 653-60-72 доб. 360 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: +7 (812) 426-14-07 доб. 306 РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: +8 (800) 500-27-29 доб. 126 Размер пенсии ребенку инвалиду 1, 2 и 3 группы в 2018 […]
  • Госпошлина иск возврат долга Госпошлина за заседание мирового суда по квартплате У меня такой вопрос: дело в том, что у меня был долг за квартплату. Пришла повестка в суд но я на нем отсутствовала. После этого по почте пришло постановление суда о том, что помимо задолженности, начислена госпошлина Проблема вот в […]
  • Налог для розничного магазина Налогообложение продуктового магазина Система налогообложения продуктового магазина формата "у Дома": особенности, харрактеристика и порядок расчета налоговой базы. Розничная торговля продуктами питания подходит под специальный режим налогообложения ЕНВД. ЕНВД применяется на всей […]
  • Осаго ярославль дзержинский район Страховые компании Волгограда. Дзержинский район Дзержинский район города Волгограда занимает второе место (после Центрального района) по развитости экономических и социальных инфраструктур. Находящийся по левую сторону реки Волги, он содержит на своей территории огромное количество […]
  • Отсутствие осаго наказание 2018 Все штрафы за ОСАГО в 2018 году При отсутствии страховки и полиса ОСАГО нарушителя ждет административная ответственность и штраф. Рассказываем, какие штрафы за ОСАГО будут актуальны в 2018 году. Полис ОСАГО признан обязательным документом водителя, наряду с правами и СТС. При отсутствии […]
  • Законы о переоформлении машины Законы о переоформлении машины Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Срок регистрации автомобиля после покупки в 2018 году — сколько дней дается для постановки ТС на учет в ГИБДД Средства с объёмом двигателя […]
  • Если нет осаго снимают ли номера Почему за отсутствие страховки сняли номера? Добрый день! Я не успел получить талон техосмотра и, соответственно, не купил полис ОСАГО. Но пришло ехать за рулем своей машины. Меня остановили ГИБДД, составили протокол, теперь предстоит платить штраф от 300 до 800 рублей. К тому же сняли […]
  • Пособие бросить курить Пособие бросить курить Стационарное отделение: Краснодар, ул. Тюляева, 16 консультативный кабинет (8-00 до 16-00) +7 (861) 260 59 98 приемное отделение.(круглосуточно) +7 (861) 236 84 34 "Горячая линия"Единый консультативный телефон наркологической […]
Все права защищены. 2018