Налоги утилизация

Утилизация автомобилей

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про утилизацию транспортных средств. Данное понятие получило широкое распространение в 2010 году, когда была введена государственная программа утилизации автомобилей.

В этой статье речь пойдет о том, что такое утилизация транспортного средства, каким образом ее произвести и оформить в ГИБДД. Приступим.

Что такое утилизация автомобиля?

Утилизация автомобиля — это его безопасное уничтожение. При изготовлении автомобиля используются различные материалы: металлы, пластики, стекло, технические жидкости. Если автомобиль просто «выбросить на помойку», то со временем вредные вещества попадут в почву и атмосферу.

Утилизация транспортного средства предусматривает его безопасную переработку. Сотрудники специальной организации разбирают автомобиль, сортируют материалы и отправляют их на дальнейшую переработку.

Стоимость утилизации автомобиля?

Сдача автомобиля на утилизацию стоит несколько тысяч рублей. Однако для всех автомобилей, выпущенных в обращение после 1 сентября 2012 года, утилизационный сбор уже уплачен. Отметка об этом ставится в паспорте транспортного средства (ПТС). За утилизацию таких автомобилей платить дополнительно не нужно.

Снятие с учета для утилизации

Чтобы официально утилизировать транспортное средство, его следует снять с учета в ГИБДД. Данная процедура подробно рассмотрена в отдельной статье.

13. Восстановление регистрации транспортных средств, производится:

  • в отношении фактически не утилизированных транспортных средств, регистрация которых прекращена (снятых с учета) в связи с утилизацией, на основании подтверждения учетных данных по месту последней регистрации транспортных средств;

Не производится восстановление регистрации утилизированных транспортных средств.

Отмечу, что данный пункт относится именно к утилизации, а не к снятию с учета для утилизации. Т.е. если владелец снял автомобиль с учета для утилизации, а затем передумал, то регистрацию в ГИБДД можно восстановить. Однако если дело пошло дальше, и машину уже сдали в пункт утилизации, то зарегистрировать ее заново не удастся.

Программа утилизации автомобилей в 2018 году

Программа утилизации впервые заработала в России в 2010 году и повторно введена в 2014 году. Суть ее заключалась в том, что при сдаче старого автомобиля на утилизацию, автовладелец получал скидку в размере 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. При этом скидка компенсировалась за счет государства.

К сожалению, мне не удалось найти нормативный правовой документ, который регламентирует правила проведения программы утилизации в 2018 году, поэтому более подробной информации о действующих условиях участия дать не могу. Если Вам известен документ, регламентирующий данный вопрос, прошу написать его реквизиты в комментариях к данной статье.

Как бюджетно избавиться от старого автомобиля?

Выше была рассмотрена процедура утилизации, однако на практике она требует определенных затрат. Стоимость утилизации 3 000 — 4 000 рублей.

Однако существуют способы избавиться от автомобиля более бюджетно:

  • Сдать автомобиль на металлолом. Этот способ подразумевает, что Вы самостоятельно разберете автомобиль и отсортируете детали по материалам, из которых они изготовлены. Способ этот достаточно трудоемкий.
  • Продать автомобиль. На практике почти любой автомобиль можно продать. Если машина не на ходу, то ее можно продать на запчасти. Покупатели всегда найдутся, главное назначить правильную стоимость. Если машина находится в очень плохом состоянии, сделайте объявление на сумму 5 000 рублей. Даже если автомобиль будет продан за часть этой суммы, это все равно выгоднее, чем сдавать его на утилизацию.

В завершение хочу отметить, что многие водители принимают решение об утилизации транспортного средства в связи с тем, что не хотят уплачивать транспортный налог за неиспользуемую машину. Ну а иногда просто нужно освободить место в гараже.

Утилизация и уничтожение просроченного товара

Что делать с просроченным товаром? Утилизировать или уничтожить. Это две разные операции, и выбор той или другой зависит от того, что покажет государственная экспертиза. Ну а что делать с расходами на мероприятия с «некондицией», разъяснил Конституционный суд.

Из письма в редакцию

Товар с истекшим сроком годности нужно утилизировать. Можно ли затраты, связанные с его уничтожением, списать в расходы?

Мнение эксперта

Разъяснения на эту тему можно найти в письме Минфина России от 26 мая 2016 года № 03-03-06/1/30409. Общий вывод, сделанный финансистами, таков: расходы в виде стоимости уничтоженных или утилизированных товаров, поступивших от покупателей, срок годности по которым истек, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законодательством. Кроме того, данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Однако нужно учитывать, что утилизация и уничтожение – это понятия не идентичные.

Утилизация – это использование некачественных и опасных продуктов, материалов и изделий не по прямому назначению (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г.

№ 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», далее – Закон № 29-ФЗ). Из данного определения следует, что просроченную продукцию можно реализовать. Распространенный способ – продать другим предприятиям, например, для переработки в корма для животных.

Если продукция с истекшим сроком годности не годится для утилизации и представляет опасность при дальнейшем использовании, то ее необходимо уничтожить (ст. 1, 3 Закона № 29-ФЗ).

Перед тем как решить, утилизировать или уничтожить негодный товар, нужно провести государственную экспертизу в Роспотребнадзоре (п. 2 ст. 3, ст. 25 Закона № 29-ФЗ).

Подтверждает некачественность товаров официальное заключение государственных органов (письмо УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2008 г. № 20-12/037680). Несмотря на то что продукция может иметь явные признаки недоброкачественности и представлять в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, для обоснования данных расходов в налоговом учете стоит заручиться экспертным заключением Роспотребнадзора. Расходы на экспертизу, хранение, перевозку, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачивает их владелец (п. 4 ст. 25 Федерального закона № 29-ФЗ).

Обоснованность расходов подтверждает тот факт, что выкуп просроченного товара необходим для поддержания долгосрочных бизнес-связей с покупателями и получения прибыли в дальнейшем. Это соответствует «знаковому» определению Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 года № 320-О-П, когда суд определил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть расход не обязательно должен приводить к получению конкретного дохода от сделки, но должен быть необходим для деятельности, результатом которой будет полученный доход.

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Утилизация автомобиля сколько стоит в 2018 году

В новом 2018 году автовладельцев ждет увеличение тарифов на утилизационный сбор. Правительство считает, что взимаемые средства улучшат экологию в стране и поддержат отечественную автомобильную промышленность. По оценкам экспертов, повышение утиль-сбора приведет к удорожанию автомобилей в среднем на 40 тыс. руб. Рост базовых ставок наблюдался еще в конце прошлого года, и сегодня в России мы имеем самую высокую экологическую пошлину в мире. Поэтому отечественных владельцев ТС не может не интересовать вопрос, сколько стоит утилизация автомобиля в 2018 году и кому придется за это платить.

Величина утилизационного сбора

Граждане РФ платят утилизационный сбор с 2012 года: считается, что эта единоразовая выплата фиксированной суммы расходуется на будущую переработку изношенного транспорта наиболее экологичным способом и на внедрение различных программ защиты здоровья населения и охраны окружающей среды.

Этот сбор в пользу государства обязательно взимается с:

  • новых автомобилей, купленных в другой стране и самостоятельно ввезенных собственниками в РФ;
  • подержанных авто, купленных у владельцев, освобожденных от уплаты экологического сбора;
  • автомобилей, бывшие владельцы которых незаконно уклонялись от уплаты.

Если ваша машина выпущена отечественным автопромом, то утилизационный сбор должен платить ее производитель.

Как узнать, сколько будет стоить утилизация при ввозе автомобиля в 2018 г.?

Под действие федерального закона подпадают колесные ТС, паспорта на которые выданы позже 1 сентября 2012 г.

Сумму утиль-сбора плательщикам придется рассчитывать самостоятельно. Она представляет собой произведение базовой ставки и коэффициента, размер которого зависит от даты выпуска ТС и его технических и физических характеристик.

Взимание платежей возложено на таможенную службу. Если сумма платежей рассчитана и уплачена правильно, то в паспорте ввозимого иностранного авто при таможенном оформлении проставляется соответствующая отметка.

Цена утилизации автомобиля в 2017 году будет формироваться на основе базовой ставки в 20 тыс. руб. Предполагается, что коэффициенты для новых легковых автомобилей будут установлены в диапазоне от 0,5 до 3,6 в зависимости от объема двигателей и массы.

Коэффициенты для легковушек с пробегом гораздо выше: от 2 для малолитражных машин до 13,5 при двигателе с объемом более 3,5 л. Максимальная сумма платежа для импортных авто с объемом двигателя, превышающим 3,5 л, составит 600 тыс. руб.

Тем же, кто собирается списать свою старую машину, не помешает узнать заранее, сколько стоит утилизировать автомобиль в ГАИ в 2018 году. В случае выбраковки авто экологическая пошлина не взимается с автомобилей, импортированных или произведенных в РФ до 1 августа 2012 г. После того как вы доставите машину в пункт утилизации, вам надо будет уплатить лишь транспортный налог.

Однако совсем бесплатно избавиться от старого авто не получится, все имеет свою цену – сдать автомобиль на утилизацию можно за 3-4 тыс. руб., плюс необходимо заплатить государственную пошлину в размере 1600 руб.

Скидки по утилизации

Для малолитражных автомобилей, выпущенных на российских автозаводах, в 2018 году предусматриваются двойные понижающие коэффициенты. Так, на машину с двигателем объемом не более 1,3 л надо будет заплатить 10 тыс. руб. утилизационной пошлины.

Величина утиль-сбора уменьшена и для прицепов массой более 10 тонн:

  • при возрасте до 3 лет – 150 тыс. руб.
  • при возрасте старше 3 лет – 1050 тыс. руб.

Подробнее о том, кто может рассчитывать на снижение утилизационного сбора, читайте в статье «Скидка по утилизации автомобилей в 2018 году».

В каких случаях сбор не платится

От необходимости вносить плату за утилизацию освобождаются собственники очень старых некоммерческих авто – тех, чей возраст превышает 30 лет, при условии сохранности оригинального двигателя, кузова и рамы.

Иностранцы, перебравшиеся на постоянное место жительства в Россию в рамках программы добровольного переселения соотечественников, тоже не будут платить утилизационный сбор на ТС, если оно ввезено как личное имущество.

Сотрудники международных организаций, консульств и члены их семей также не подпадают под действие закона об экологическом сборе, если автомобиль принадлежит им или находится в собственности самих организаций.

В соответствии с утвержденными в 2017 году изменениями, утилизационный сбор отменен для полуприцепов и прицепов весом менее 10 тонн.

Утилизация автомобиля: Видео

Можно ли учесть в расходах затраты на утилизацию товара?

Вопрос об учете расходов по списанию (утилизации) товаров с истекшим сроком годности при расчете налога на прибыль на сегодняшний день является спорным.

Ирина Горячева,,
старший аудитор аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Если компания при расчете налога на прибыль списывает в расходы себестоимость товаров, у которых истек срок годности, а также затраты на их уничтожение (утилизацию), неизбежно возникают налоговые риски. Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит указаний по данному вопросу.
В случае предъявления претензий со стороны налоговиков придется доказывать как сумму произведенных расходов, так и то, что затраты связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть их экономическую обоснованность 1 .
Анализ разъяснений Минфина России и налоговой службы показал, что по данному вопросу существуют две точки зрения.

Нельзя учесть в расходах

Данное заключение состоит в том, что затраты на утилизацию товара с истекшим сроком годности, в том числе и его стоимость, не учитываются в расходах, так как не соответствуют критериям, перечисленным в статье 252 Налогового кодекса. По мнению чиновников, затраты на приобретение товаров, подлежащих утилизации, и расходы по их уничтожению нельзя рассматривать как операции по извлечению доходов при ведении предпринимательской деятельности. А раз товары не участвуют в получении дохода,

не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия . сроки годности которых истекли. существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские

то и затраты не могут учитываться в составе налоговых расходов 2 .
Иными словами, принимая во внимание эту позицию чиновников, расходы по приобретению товара можно учесть только при его реализации, истекший срок годности не является основанием для списания стоимости товара в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.
Можно учесть в расходах
Ряд писем Минфина России и налоговой службы разъясняет, что признать в расходах стоимость отдельных видов уничтожаемого товара возможно. Положительное мнение об обоснованности данных затрат высказано в отношении хлебобулочных и кондитерских изделий 3 , парфюмерии и косметики 4 , скоропортящихся пищевых продуктов 5 .

Размышления на тему

Противоположные мнения официальных органов не позволяют компании безоговорочно принимать в расходы затраты по утилизации товара с истекшим сроком годности.
На наш взгляд, позиция Минфина России по поводу того, что затраты по приобретению товаров нельзя учитывать в целях налогообложения в случае их списания по истечении срока годности, является спорной.
Аргументами в защиту расходов может служить то, что организация, приобретая товары, имеющие срок годности, делает это с целью получения дохода от их продажи. Если товар до окончания срока годности не был реализован, организация в обязательном порядке должна изъять его из продажи, так как продажа товара после истечения его срока годности запрещена законодательством 6 .
Кроме того, существует перечень группы товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ 7 , согласно которому реализация такого товара, как, например, продовольствие, бытовая химия, парфюмерия, косметика, биологически активные добавки к пище, после истечения срока годности не разрешается.

предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.
налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано

Данные товары должны быть изъяты из оборота организацией либо самостоятельно, либо на основании предписания органов государственного надзора и контроля 8 и утилизированы (уничтожены).
За нарушение требований законодательства по изъятию из оборота товаров с истекшим сроком годности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность 9 .
Таким образом, утилизация просроченного (испорченного) товара является обязательной для организаций, и расходы, возникающие в ходе утилизации, будут являться обоснованными.
Дополнительным подтверждением того, что расходы по списанию товаров с истекшим сроком годности экономически обоснованы, являются судебные решения, в которых арбитры занимают сторону компаний.
Положительные решения судей основываются на том, что организацией изначально товар приобретался в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Истечение срока годности товара делает невозможным его дальнейшую реализацию. В связи с этим фирма имеет право списать затраты, связанные с утилизацией просроченного товара, в состав прочих расходов 10 .
При списании большого количества просроченного товара может возникнуть вопрос об экономической целесообразности сделки в части соотношения объемов купленных и реализованных товаров. Необходимо отметить, что в 2007 году Конституционный Суд РФ вынес определение 11 , в котором говорится о том, что понятия экономической оправданности затрат не существует. Затраты, уменьшающие облагаемую базу по прибыли, должны иметь документальное подтверждение и должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Однако организация может понес­ти и убыток от своей деятельности, но если она стремилась получить прибыль, то произведенные затраты будут оправданными 12 . Все же при этом не надо забывать, что систематическое несение убытка, связанного со списанием испорченного товара, влечет за собой необходимость предоставления доказательств того, что данные расходы были направлены на извлечение прибыли.

Подведем итог

У организации есть возможность признать в расходах стоимость нереализованного товара по истечении срока его годности, а также затраты на его уничтожение (утилизацию). Это подтверждают письма Минфина России и решения арбитражных судов, вынесенные в пользу фирм.

парфюмерная и косметическая продукция, сроки годности которой истекли, подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, установленном Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении.
результаты проведенной экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указывается о несоответствии продукции требованиям нормативных документов, а также определяется возможность ее утилизации или уничтожения. Уничтожение продукции оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об ее уничтожении.
определение государством необходимого порядка таких действий в случае истечения срока годности парфюмерно-кос­метических товаров и товаров бытовой химии фактически признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.
соблюдение организацией установленного порядка прове­дения экспертизы продукции, сроки годности которой истекли, является основанием для признания расходов. В этом случае данные расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль

Списание товара с истекшим сроком годности необходимо оформить первичными документами, составленными по унифицированным формам. Например, предприятие торговли для этих целей может использовать акт о списании товара по форме № ТОРГ-16 13 . Если унифицированные формы не могут быть использованы, то организация самостоятельно разрабатывает документ по списанию товара с истекшим сроком годности, который должен содержать обязательные реквизиты, указанные в Законе о бухгалтерском учете 14 :
наименование и дату составления документа;
название организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
единицы измерения, количество, сумму;
наименования и подписи должностных лиц.
Данный документ должен быть утвержден учетной политикой организации. Рассмотрим на примере, как бухгалтер должен оформить расходы на проведение экспертизы товаров с истекшим сроком годности и их утилизацию.

Пример:

Торговой фирмой в результате инвентаризации были выявлены парфюмерные товары с истекшим сроком годности. Покупная стоимость товара — 35 000 руб.
Была проведена экспертиза о возможности утилизации, стоимость экспертизы — 2000 руб. (в т. ч. НДС — 305,10 руб.).
Чтобы отразить в учете расходы на проведение экспертизы, бухгалтер фирмы делает следующие проводки:
ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складах»
– 35 000 руб. — покупная стоимость товара с истекшим сроком годности перенесена на субсчет «Товары с истекшим сроком годности»;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности»
– 35 000 руб. — списана покупная стоимость товара с истекшим сроком годности;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 94
– 35 000 руб. — на основании акта экспертизы стоимость просроченного товара списана в расходы на продажу;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 2000 руб. — оплачены услуги по проведению экспертизы;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76

– 1694,90 руб. — услуги по экспертизе списаны в состав расходов на продажу;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– 305,10 руб. — отражена сумма НДС по услугам экспертизы;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» ДЕБЕТ 19

– 305,10 руб. — сумма НДС предъявлена к вычету на основании счета-фактуры

Помимо первичных документов, подтверждающих списание в результате утилизации (уничтожения), потребуется дополнительное основание для признания данных расходов в налоговом учете. Надо обратить внимание на то, что речь идет только о скоропортящихся продовольственных товарах, парфюмерии и косметике, хлебобулочных и кондитерских изделиях.
Налоговики считают, что правомерными эти затраты являются при наличии заключения по результатам проведенной экспертизы некачественного товара 15 . Выдача такого заключения предусмотрена постановлением Правительства РФ 16 .
В противном случае налоговые органы будут рассматривать расходы по утилизации, включая стоимость самого товара, как не соответству­ющие требованиям главы 25 Налогового кодекса и не уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль.
Как правильно оформить реализацию товаров с истекшим сроком годности (а такие случаи бывают), рассмотрим на примере.

Пример:

Хлебокомбинат реализовал товары для утилизации (крупу с истекшим сроком годности на корм животноводческой организации). Выручка от продажи товаров составила 24 780 руб. (включая НДС — 3780 руб.).
В этом случае проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складах»
– 35 000 руб. — покупная стоимость товара с истекшим сроком годности перенесена на субсчет «Товары с истекшим сроком годности»;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 24 780 руб. — отражена выручка от реализации товара с истекшим сроком годности;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 3780 руб. — начислен НДС с реализации;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности»

  • 35 000 руб. — списана себестоимость товаров с истекшим сроком годности.

Анна Матросова,
главный бухгалтер компании «БВТ Группа»

1 п. 1 ст. 252 НК РФ
2 письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332, от 14.06.2011 № 03-03-06/1/342, от 07.05.2010 № 03-03-06/1/315, УФНС России по г. Москве от 17.10.2006 № 19-11/90873
3 письма Минфина России от 04.02.2010 № 03-03-06/4/8, от 05.03.2011 № 03-03-06/1/121, от 24.12.2010 № 03-03-06/1/805
4 письма Минфина России от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387, ФНС России от 16.07.2009 № 3-2-09/139, УФНС России по г. Москве от 30.11.2010 № 16-15/[email protected], от 18.04.2008 № 20-12/037680
5 письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2010 № 16-15/[email protected]
6 п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закон № 2300-1)
7 пост. Правительства РФ от 16.06.1997 № 720
8 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
9 ст. 43 Закона № 2300-1
10 пост. ФАС МО от 01.02.2008 № КА-А40/14839-07-2 по делу № А40-3291/07-115-46, от 22.06.2005 № КА-А41/5477-05
11 определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П
12 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53
13 утв. пост. Госкомстата России от 25.12.1998 № 132
14 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ
15 письма ФНС России от 16.07.2009 № 3-2-09/139, УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 № 20-12/037680
16 пп. 10, 17 Положения, утв. пост. Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263

В утиль с новым налогом
Введен налог на утилизацию спецтехники

Информация о возможном введении сбора за утилизацию спецтехники появилась в СМИ еще в 2013 г., вскоре после вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации № 870 от 30 августа 2012 г. «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», где были установлены правила взимания утилизационного сбора в отношении в том числе самосвалов, автобетононасосов, автобетоносмесителей и автокранов.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 392-ФЗ в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потреб­ления» были внесены очередные изменения. С 2016 г. утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы, а также на сельскохозяйственную и лесозаготовительную технику. Шестого февраля 2016 г. Постановлением Правительства РФ № 81 утверждены правила, по которым уплачивается данный сбор. Формально плата за утилизацию введена для того, чтобы изношенный парк своевременно и планомерно обновлялся (по некоторым данным, доля выработавшей свой ресурс техники в России составляет от 50 до 80%), сводя к минимуму ущерб для здоровья человека и окружающей среды.

Доходы зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств бюджета для компенсации реальных затрат на утилизацию самоходных машин, строительной и дорожной техники. Кроме того, при рассмотрении законопроекта отмечалась необходимость защиты отечественного производителя от конкуренции со стороны импортной продукции с наработкой, позиции которой усиливаются благодаря понижению ставок ввозных таможенных пошлин из-за членства России в ВТО. Предполагается, что введение сбора частично компенсирует этот негативный эффект.

Порядок утилизации самоходных машин позаимствован из действующих Правил уплаты утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств. Под действие закона попадает практически вся строительная техника (автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки, погрузчики, самоходные краны, трубоукладчики, карьерные самосвалы), которая импортируется в Россию или изготавливается в России. Кроме этого в перечне прицепы, оборудование для лесного хозяйства и сельхозтехника. Размер сбора определяется умножением базовой ставки (150 000 руб.) на расчетный коэффициент, который зависит от вида и категории техники, максимально допустимой массы машины и номинальной мощности силовой установки. Для импортной техники старше трех лет ставка сбора установлена в повышенном размере. Максимальный размер сбора предусмотрен для бывших в эксплуатации самоходных кранов массой свыше 32 т. Он составляет более 35 млн руб. Отметка об уплате утилизационного сбора ставится в паспорте самоходной машины.

В качестве примера рассмотрим автогрейдер среднего класса. Так, за Volvo G930 2007 г. выпуска с наработкой 6000 моточасов, который обошелся бы раньше при покупке за рубежом ориентировочно в 8 млн руб., придется дополнительно уплатить в казну 2 430 000 руб. Для аналогичной новой машины сбор составит 900 000 руб. С учетом, что новый (или с небольшой наработкой) грейдер Volvo значительно дороже, разница в сумме сбора, подлежащего уплате, в 1 530 000 руб. едва ли окажется решающей при принятии решения о покупке. Если рассматривать отечественных и китайских производителей, продукция которых находится в ценовом диапазоне от 5 до 6 млн руб., то они получают конкурентное преимущество, так как разрыв в ценах с техникой, бывшей в эксплуатации, теперь увеличился.

С бульдозерами ситуация иная. Машина 10-го тягового класса, например Komatsu D65 2003 года выпуска из Японии (ориентировочная цена 9 млн руб.), потребует доплаты 5 250 000 руб., а более тяжелая машина массой свыше 24 т – 8 250 000 руб. Понятно, что интерес к ввозу бульдозеров «секонд-хенд» старше трех лет заметно упадет. За новый Komatsu D65, Cat D6 или Shantui SD16 сбор составит 1 050 000 руб., а за бульдозер тяжелее 24 т – 1 260 000 руб., что, скорее всего, не повлияет на доли рыночных игроков.

Примерно такая же картина наблюдается с экскаваторами. Если покупать в Европе 1,5-кубовик Liebherr R926 2011 года выпуска (примерная цена с доставкой и таможенным оформлением 14 млн руб.), то придется отдать на утилизацию еще 3 750 000 руб. Новый экскаватор такого же класса (массой от 17 до 32 т и мощностью двигателя от 200 до 250 л.с.) подорожает из-за сбора «всего» на 900 000 руб.

Мини-экскаваторы б/у в результате принятия закона оказались под жестким давлением. Основная их масса завозилась из Японии в достаточно «преклонном» возрасте, но по очень доступным ценам. Сейчас, чтобы оформить ввоз 15-летнего Yanmar ViO20 массой 2,3 т, который раньше обошелся бы в сумму от 700 тыс. руб., потребуется дополнительно уплатить 2 550 000 руб. сбора.

Дорожные катки, бывшие в эксплуатации, которые ввозились в Россию, теперь, возможно, в некоторых категориях уступят место отечественной продукции. Так, Bomag BW 138 AC массой 4 т обойдется почти в 2 млн руб., а без сбора эта сумма была бы вдвое меньше.

Сбор за тяжелые катки массой свыше 10 т составит 1 455 000 руб. Мини-погрузчики с наработкой станут дороже на 900 000 руб. Новые фронтальные погрузчики (не старше трех лет), как отечественные, так и импортные, включая китайские, массой от 8 до 16,5 т, подорожают на сумму от 525 000 до 675 000 руб. В эту же категорию попадут экскаваторы-погрузчики. Желающим приобрести старенький компактный асфальтоукладчик (например, Hanta из Японии) придется выложить за него дополнительно 1 635 000 руб., а за метровую дорожную фрезу, выпущенную ранее 2013 г., – 2 895 000 руб.

Рынок прицепов тоже ждут изменения. Трех- или четырех­осные низкорамные телескопические полуприцепы, позволяющие перевозить грузы без дополнительных разрешений, относятся к одним из самых востребованных на российском рынке. Трехосный раздвижной полуприцеп Nooteboom OSDS-48-03V 2009-го года выпуска обошелся бы раньше в сумму около 3 000 000 руб. С необходимостью уплаты утилизационного сбора в размере 1 785 000 руб. желание привезти такую технику в Россию пропадает. Результатом введения сбора в ближайшем будущем станет дополнительное удорожание строительной и дорожной техники, в том числе и российской, которое усилит негативный эффект от девальвации рубля. Тренд на сокращение импорта и падение объемов национального промышленного производства (по некоторым позициям в разы), наметившийся в последние два года, скорее всего, продолжится и в 2016 г. Эксплуатирующие организации будут вынуждены выжимать последнее из тех самых машин, которые в лучшие времена отправились бы в утиль. А вот службы и сервисные компании, специализирующиеся на ремонте, так же как и поставщики запчастей, без работы не останутся. На фоне экономической рецессии статистика не зафиксировала значительного увеличения объемов ввоза импортных машин в конце 2015 г., хотя этого можно было ожидать. Тем не менее на просторах России найдется достаточно свободной от работы техники, оставшейся от тучных лет, которая частично покроет текущие потребности.

Можно по-разному относиться к введению утилизационного сбора. А выиграет ли от этого отечественный производитель, покажет время. По крайней мере, компании с мировым именем пока не спешат строить в России заводы полного цикла, ограничиваясь в лучшем случае сборкой и производством металлоконструкций. Впрочем, наш производитель работает по тому же принципу, что и бóльшая часть предприятий-изготовителей во всем мире, концентрируя свои усилия на концепции машины, дизайне, создании рамы, кабины, капота, а также на покраске и сборке из комплектующих, узлов и агрегатов, которые поступают от различных поставщиков как из России, так и из-за рубежа.

Нет сомнений, что специалисты на наших предприятиях со временем освоят выпуск современных качественных мостов, гидромеханических коробок передач, редукторов, элементов гидравлических систем и других комплектующих для спецтехники в рамках так называемого «импортозамещения». Но для подготовки кадров, организации таких производств и доводки продукции потребуются долгие годы интенсивного труда. Возможно, процесс пойдет быстрее, если поддержка российских заводов со стороны государства не ограничится одним только утилизационным сбором.

Надо отметить, что в бюджете РФ на 2016 г. предусмотрены средства для предоставления субсидий российским производителям высокопроизводительной самоходной дорожно-строительной техники в целях возмещения затрат на ее производство. Поскольку порядок предоставления этих субсидий пока не опубликован, остается только гадать, насколько действенными окажутся данные меры.

Это интересно:

  • Приказ 534 от 2014 Приказ МВД России от 25 июня 2014 г. N 534 "О внесении изменений в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818" Приказ МВД России от 25 июня 2014 г. N 534"О внесении изменений […]
  • Правила перевозки денег в самолете Сколько наличных денег можно брать с собой и перевозить в самолете по России или за границу, и за провоз какой суммы предусмотрена уголовная ответственность и штраф? Первые перелеты на самолете могут сбить с толку новичка, не знающего о суммах, доступных для провоза. Игнорирование […]
  • Страховка машин в омске Страхование автомобиля в Омске В России страхование автомобиля представлено двумя программами: ОСАГО и КАСКО. Начинающие автолюбители задаются вопросом, какой тип страховки лучше и в чем разница? Определённые затруднения вызывает и выбор страховой компании. КАСКО или ОСАГО в Омске: […]
  • Амнистия для лишенных водительских прав 2018 когда Амнистия для лишенных водительских прав за алкогольное опьянение в 2018 году В России, к сожалению, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения не является чем-то неординарным. Многие автомобилисты позволяют садиться за руль сразу же после пьянки. Однако не […]
  • Ставки вознаграждения адвокатам Ставки вознаграждения адвокатам Подписаться на рассылку E-mail рассылка и электронный маркетинг. UniSender — это веб-сервис для организации массовой персонализированной рассылки для своих клиентов и подписчиков. Список КЦ АП КО для координаторов по судебным районам на 01.07.2018 по […]
  • Претензия турагентство Претензия в Турагентство на возврат денег Есть Турагентство, у которого была приобретена туристическая путевка с указанием исполнителем тура Туроператора. Туроператор арендует чартерный самолет у Авиакомпании. Авиакомпания за 10 дней до вылета отменяет все рейсы, в связи с якобы […]
  • Как написать претензию в рса Как написать жалобу в РСА ? Разногласия между страховой компанией и ее клиентами возникают весьма часто. Причиной этому может стать любое нарушение со стороны той или иной компании наряду с недобросовестностью страховых агентов. Где искать помощь? Стараясь защитить свои права, люди, как […]
  • Налоги аптека Единый налог на вмененный доход в аптеках Виды деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, - это согласно подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ розничная торговля, которая ведется либо через магазины и павильоны площадью торгового зала не более 150 […]

Author: admin