О целевых направлениях в суд

О целевом наборе

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого — либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой — по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора — в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле — мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи — обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом — либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая — медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями — партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна — целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно — целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во — первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к. эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во — вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них — это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает — в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

О целевых направлениях в суд

Обзор судебной практики по целевому обучению (за январь-февраль 2017 года)

Практика целевой подготовки с последующим трудоустройством выпускника вуза известна ещё с советских времён. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целевому приёму посвящена статья 56, в которой указываются основания целевого приема в вузы, условия и субъекты договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, квоты на целевой приём и др.

Вместе с тем, в настоящее время существует большое количество споров в рассматриваемой области, в связи с чем представители Минобрнауки России неоднократно высказались о необходимости совершенствования правового регулирования целевого обучения. Только с начала 2017 года было рассмотрено уже около десятка судебных дел. Подавляющее количество дел касались не верного исполнения, нарушения условий договоров о целевом обучении.

Так, Саратовским областным судом было вынесено Апелляционное определение от 9 февраля 2017 г. по делу № 33-984, где в качестве истца выступало следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (далее — СУ СК России по Саратовской области) с требованием к К. о взыскании затрат на обучение.

Между СУ СК России по Саратовской области, Саратовской государственной академией права и К. был заключен договор о специальной подготовке студента в Институте прокуратуры РФ Саратовской академии с последующим трудоустройством К. в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, по условиям которого К. после окончания обучения обязана отработать по месту назначения не менее 5 лет.

Ответчик возражала, ссылаясь на условия договора, в соответствии с которыми СУ СК России по Саратовской области обязано трудоустроить студента, успешно прошедшего итоговую аттестацию и получившего документ об образовании, в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, назначив на оперативную должность, и предоставить работу, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования.

Суд решил дело в пользу ответчика, посчитав, что СУ СК России по Саратовской области надлежащим образом не выполнило обязанность по трудоустройству выпускника. Доводы истца о том, что законом не предусмотрен порядок извещения студента о наличии вакансий, а информация о вакантной должности была размещена на сайте следственного управления (однако К. документы для участия в конкурсе не подавала), признаны несостоятельными.

Похожее дело о взыскании затрат на обучение явилось предметом рассмотрения Свердловского областного суда (Апелляционное определение от 17 января 2017 г. по делу № 33-243/2017(33-23037/2016). Однако, акцент в обосновании решения в пользу ответчика – выпускника вуза был сделан на пропуске истцом срока исковой давности в силу неправильного применения к спорным правоотношениям норм гражданского, а не трудового законодательства.

Между истцом – Следственным управлением по Кировской области, ответчиком Л. и ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» был заключен договор о специальной подготовке студента в Институте прокуратуры в составе Уральской юридической академии с последующим трудоустройством в органы прокуратуры РФ, по условиям которого образовательное учреждение обязалось обеспечить целевую специальную подготовку ответчика прокурорско-следственной направленности сверх государственного стандарта, начиная с первого курса, а истец трудоустроить ответчика после получения диплома о высшем образовании. В свою очередь, ответчик обязался пройти обучение, а после его завершения отработать в Управлении не менее 5 лет, а также возместить расходы, понесенные на целевую подготовку в случае неисполнения взятых на себя обязательств. После окончания образовательного учреждения Л. к работе в Управлении не приступил.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим между сторонами отношениям подлежат применению нормы трудового законодательства, в связи с чем при пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) с требованием о возмещении расходов, связанных с ученичеством, имеются безусловные основания для отказа в его удовлетворении.

При этом, суд дал надлежащую оценку правовой позиции истца о том, что договор о специальной подготовке студента носит гражданско-правовой характер и возникшие из них отношения подлежат регулированию нормами гражданского права (ст. ст. 309, 310 ГК РФ), которую признал несостоятельной, поскольку их применение к трудовым отношениям противоречит положениям ст. 5 ТК РФ, согласно которым регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 2 ст. 1, ст. 15 ТК РФ) осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Не согласился суд первой инстанции и с доводами истца о том, что ответчик на момент заключения договора не состоял в трудовых (служебных) отношениях с Управлением, в связи с чем к правоотношениям сторон должны применяться нормы гражданского законодательства, а не трудового, которые признал основанными на неверном толковании норм материального права, в том числе ст. 198 ТК РФ, согласно которой работодатель имеет право заключать ученический договор, как с работником данной организации, так и с лицом, ищущим работу, а также положений ст. 205 ТК РФ, предусматривающих распространение на учеников трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Заключенный между сторонами договор и вытекающие из него обязательства, в том числе, обязанность ответчика возместить расходы на его обучение, основаны на положениях гл. 32 ТК РФ «Ученический договор» (ст. ст. 198 — 208).

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Если работодатель пропустил срок для обращения в суд, суд вправе отказать в иске.

Также проблемой становится не только не желание выпускника устраиваться в организацию, оплатившую обучение, но и непредоставление указанной организацией должности, соответствующей полученной выпускником квалификации. Подобный спор явился предметом судебного разбирательства в Санкт-Петербургском городском суде (Апелляционное определение от 25 января 2017 г. N 33-2232/2016).

ОАО «РЖД» обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к З. о взыскании денежных средств за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что ответчик не выполнил принятых на себя обязательств по договору о целевой подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», по условиям которого РЖД взяло на себя обязательства возмещать затраты на целевую подготовку, а З. взял на себя обязательство овладеть предусмотренными образовательным стандартом знаниями, проработать в подразделении РЖД в течение 5 лет после окончания Университета. В результате, З. был расторг трудовой договор с РЖД ранее, чем прошло 5 лет, таким образом он не выполнил взятые на себя обязательства.

Вместе с тем, суд выявил, что истцом – ОАО «РЖД» не представлено доказательств обоснованной необходимости и исключительности для направления ответчика исполнять обязанности по рабочей, а не квалифицированной должности, в течение 2-х лет и 9 месяцев. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу, что ответчиком З. были выполнены требования ученического договора, однако ответчиком не было предложено работы по соответствующей должности,

Поскольку невозможность трудиться связана с бездействием ОАО «РЖД», не предоставившего ответчику для работы должность, соответствующую полученной в Университете квалификации, то судебная коллегия пришла к выводу о том, что расторжение трудового договора преждевременно вызвано уважительными причинами,. Таким образом, в удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД» к З. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение, а также требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов отказано.

Споры в отношении целевой подготовки связаны также с неопределенностью или отсутствием некоторых условий договоров, заключаемых между будущим студентом и организацией – будущим работодателем. В качестве примера такого дела можно привести Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2017 г. по делу № 33-5465/2017.

Выпускник Университета, в обоснование исковых требований о взыскании с ОАО «РЖД» денежных средств, указал, что в соответствии с договором от 31.08.2007 г. Московское отделение Октябрьской железной дороги, являющееся филиалом ОАО «РЖД», обязалось оплатить его обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения. Однако, обучение на 5-м курсе он оплатил самостоятельно, в противном случае его бы отчислили. Направленные им ответчику претензии о возврате денежных средств были оставлены без ответа.

Не принимая в качестве допустимого доказательства представленный истцом договор о целевой подготовке специалиста с высшим (средним) профессиональным образованием, между Университетом, ОАО «РЖД» и выпускником, суд обоснованно указал на то, что заключенный между ними договор не содержит даты его заключения и не подписан исполнителем. Дополнительное соглашение к договору, которым определена стоимость обучения также не было принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку указанное соглашение не подписано заказчиком — Московским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО «РЖД». Отклоняя довод истца о том, что ответчик в письмах гарантировал оплату за его обучение, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства сторон по договору на даты направления писем были прекращены.

Утверждение истца о том, что в связи с нахождением в академическом отпуске срок действия договора был продлен, судебная коллегия нашла необоснованным по следующим основаниям. Статья 708 ГК РФ предусматривает, что в договоре подряда указывается начальный и конечный сроки выполнения работы. Предусматривалось, что договор вступает в силу со дня поступления оплаты на расчетный счет исполнителя и действует в течение всего срока обучения. Дополнительное соглашение к договору об изменении срока обучения истца, ввиду академического отпуска, лица, подписавшие указанный договор, не заключали.

Целевая подготовка в некоторых случаях имеет сходство с повышением квалификации. Тем не менее, данные институты являются совершенно разными по своей правовой природе и имеют разные правовые последствия.

Так, Ставропольским краевым судом вынесено Апелляционное определение от 7 февраля 2017 г. по делу № 33-1049/2017, суть которого в следующем.

ООО «Центр доктора Бубновского на КМВ» подал иск в отношении П., который являлся работником Центра, и прошел обучение на специальном курсе по профилактике и лечению заболеваний костно-мышечной системы человека по методу Бубновского. Впоследствии П. уволился без уважительных причин до срока, который был должен отработать после обучения, не возместив затрат на обучение.

Возражая против заявленных требований, ответчик сослался на то, что ученический договор с ним не заключался, а направление ответчика для прослушивания семинаров по методу Бубновского является необходимым условием осуществления истцом соответствующей деятельности. После прослушивания семинаров первой и второй ступени, какая-либо профессия, специальность или квалификация им не получалась, дипломы государственного образца, подтверждающие возникновение у него новой профессии, образования, либо специальности ему не выдавались. Присутствие П. на обучающих мероприятиях носило характер повышения квалификации, которая оплачивается за счет работодателя, и не подлежит взысканию с работника.

Суд согласился с ответчиком, указав, что в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены этим работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов. Повышение квалификации работника оплачивается за счет работодателя и не может служить предметом ученического договора.

Автор: Селиверстова Ольга Игоревна, к.ю.н, старший научный сотрудник ФГБНУ «ФЦОЗ»

О целевых направлениях в суд

Доводим до Вашего сведения информацию Верховного Суда Российской Федерации о том, что Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (далее — Академия) проводит приём поступающих для обучения по программам высшего и среднего профессионального образования в г. Москве и филиалах в соответствии с правилами приёма в ФГБОУВПО «РАП» на 2014/2015 учебный год (далее — правила приёма).

Квота целевых мест установлена Верховным Судом Российской Федерации в объёме 20% от общего количества контрольных цифр приёма граждан на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — места бюджетного финансирования) по направлениям подготовки и специальностям, формам обучения раздельно для Академии (г. Москва) и филиалов.

В 2014 году целевой приём на программы высшего профессионального образования по результатам отдельных конкурсов в Академию будет осуществляться: на направления подготовки бакалавров «Юриспруденция», направление подготовки магистров «Юриспруденция» и на специальность «Судебная экспертиза».

По направлениям подготовки бакалавров «Менеджмент» и «Экономика»,
а также по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) бюджетные места для целевого приёма в 2014 году не выделены.

Целевое направление на обучение в Академию (г. Москва) или её филиалы выдается Верховным Судом Российской Федерации. Основанием для выдачи такого направления является ходатайство председателя верховного суда республики, краевого, областного или равного им суда, окружного (флотского) военного суда, а также Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в отношении работников Департамента на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Ходатайство о выдаче целевого направления представляется
в Управление кадров и государственной службы Верховного Суда Российской Федерации не позднее 15 июня 2014 г.

В целях обеспечения конкурса абитуриентов, поступающих в Академию и её филиалы на места бюджетного финансирования, каких-либо ограничений на количество выдаваемых целевых направлений не устанавливается.

К участию в конкурсе на целевые места допускаются лица, по которым принято решение, оформленное протоколом комиссии Верховного Суда Российской Федерации, о выдаче целевого направления в Академию (г. Москва) или её филиалы.

Абитуриенты, которым выданы целевые направления для поступления на места бюджетного финансирования, при подаче документов в Академию оформляют и подписывают договор о целевом обучении (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении»).

Договор о целевом обучении, оформленный с абитуриентом, прошедшим по конкурсу на места бюджетного финансирования, после издания приказа о зачислении его в состав студентов Академии представляется на подпись в Верховный Суд Российской Федерации и после 1 сентября выдаётся студенту
на руки.

Подробная информация о правилах приёма на конкретные направления подготовки и специальности, реализуемые Академией, в том числе её филиалами, размещена на веб-сайте, адрес в сети Интернет: www.raj.ru. Почтовый адрес ФГБОУВПО «РАП»:

117418, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 69, корп. «А».

Телефоны Центральной приёмной комиссии: (495)332-53-33, (495)982-14-06.

Адрес электронной почты Центральной приёмной комиссии: [email protected]

о порядке обращения в Верховный Суд Российской Федерации за целевыми направлениями на обучение в ФГБОУВПО «РАП»

Гражданин (кандидат) лично либо его близкий родственник подаёт на имя председателя районного (гарнизонного военного) суда заявление о выдаче целевого направления. Если заявитель является работником верховного суда республики или ему равного, то заявление подаётся на имя председателя соответствующего суда.

К заявлению прилагаются: характеристика с места учёбы (работы) на кандидата, копия документа об образовании государственного образца (для выпускников учебных заведений текущего года — справка о текущей успеваемости и итоговых оценках по изученным предметам за последние 1,5 года, а для выпускников предыдущих лет — аттестат об окончании школы или диплом). Дополнительно могут прилагаться* копии дипломов победителей олимпиад, конкурсов, почётные грамоты и другие документы, подтверждающие уровень подготовки кандидата.

Председатель суда на основании поступившего заявления и документов принимает решение о выдаче заявителю ходатайства на целевое направление либо об отказе в его выдаче. Ходатайство оформляется на имя председателя верховного суда республики, краевого, областного или равного им суда, окружного (флотского) военного суда, к нему прилагаются документы, представленные кандидатом на получение целевого направления. Ходатайство с приложениями направляется в адрес председателя соответствующего вышестоящего суда.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного или равного им суда, окружного (флотского) военного суда на основании поступившего ходатайства и документов готовит обращение на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации и направляет все документы с сопроводительным письмом в Управление кадров и государственной службы Верховного Суда Российской Федерации.

Решения о выдаче целевых направлений кандидатам или об отказе в их выдаче принимаются специально созданной Верховным Судом Российской Федерации комиссией по отбору абитуриентов для поступления в Российскую академию правосудия в порядке целевого направления и оформляются протоколами. Целевое направление на кандидатов подписывается председателем комиссии.

Протокол заседания комиссии, утверждённый председателем комиссии список кандидатов, претендующих на поступление в ФГБОУВПО «РАП» (г. Москва) и её региональные филиалы, а также целевые направления направляются в Академию (г. Москва) для последующей рассылки по филиалам.

Равное с председателем верховного суда республики, краевого, областного или равного им суда, окружного (флотского) военного суда право на обращение с ходатайством на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации о выдаче целевого направления имеет Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в отношении работников департамента, их детей и близких родственников.

Абитуриенты, которым выданы целевые направления для поступления на места бюджетного финансирования, при подаче документов в Российскую академию правосудия оформляют и подписывают договор о целевом обучении (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении»).

Договор о целевом обучении, заключённый с абитуриентом, прошедшим по конкурсу на места бюджетного финансирования, после издания приказа о зачислении его в состав студентов Российской академии правосудия представляется на подпись в Верховный Суд Российской Федерации и после 1 сентября выдаётся студенту на руки.Целевые места выделяются только на те направления подготовки бакалавров, магистров и специальности, на которые в текущем году Министерством образования и науки Российской Федерации выделены бюджетные места.

Информация о количестве мест, выделяемых для целевого приёма, перечень документов, представляемых в соответствующую приёмную комиссию для допуска
к участию в конкурсе, сроки приёма документов размещаются на веб-сайтах Академии и её региональных филиалов.

Дополнительно сообщаем, что на председателей судов, ходатайствовавших о выдаче целевых направлений абитуриентам для поступления в Российскую академию правосудия в порядке целевого обучения, возлагается обязанность их трудоустройства в случае зачисления таких абитуриентов и успешного окончания ими обучения в Академии.

Целевое направление в вуз

Целевое направление – это шанс бесплатно обучаться в вузе. Это возможно благодаря тому, что обучение будет оплачивать государственное или какое-либо коммерческое предприятие. Кроме этого, при поступлении целевики участвуют в отдельном конкурсе, и средний балл для них обычно ниже, чем для поступающих на общих основаниях. Однако экзамены они сдают наравне со всеми остальными абитуриентами.

Абитуриент может получить целевое направление только в один вуз и на одну специальность.

О получении целевого направления в вуз стоит позаботиться еще во время обучения в 11 классе. Обычно сроки устанавливаются до середины апреля. Нужно обратиться к своему классному руководителя, завучу, ответственному за профориентацию или к директору школы с заявлением о включении учащегося в список кандидатов на целевой прием в тот или иной вуз. К заявлению необходимо приложить копии некоторых документов, в том числе копии грамот и свидетельств, подтверждающих успехи в учебной и научной деятельности, а также характеристику ученика (заверенную печатью и подписью директора). Перед этим лучше поинтересоваться в выбранном вузе, принимаются ли сюда абитуриенты по целевым направлениям и на какие специальности. Помимо этого в вузе можно узнать, от каких предприятий и учреждений можно получить целевое направление. Зная это, абитуриент может обратиться с тем же заявлением и всеми остальными документами напрямую в отдел кадров данного предприятия.

Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», договор о целевом обучении можно заключить только с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Среди всех поступивших заявлений предприятие проводит отбор и, возможно, даже собеседования с кандидатами. Прошедшие отбор кандидаты получают целевое направление.

Если абитуриент получил направление от местной администрации, для него выделяется бюджетное место. Если он направлен от какого-либо предприятия, он будет учиться бесплатно даже на коммерческой основе. Некоторые организации настолько заинтересованы в «воспитании» кадров по определенным специальностям, что готовы не только покрыть расходы студента на обучение, но и выплачивать ему стипендию.

Если студент с целевым направлением прошел конкурс и подал все необходимые документы, заключается трехсторонний договор между вузом, организацией и студентом.

Студенты-целевики чаще всего проходят производственную практику на предприятиях, давших им направление. После окончания вуза здесь выпускнику гарантировано трудоустройство – по договору, он обязан отработать в течение 3 или более лет. В случае отказа выпускнику придется выплатить предприятию всю потраченную на его обучение сумму.

Расторгнуть договор о целевом обучении

Здравствуйте. Хотелось бы расторгнуть договор на законной основе,либо найти лазейки,чтобы его расторгнуть в любом случае(можно ли расторгнуть ,если выйти замуж,если муж продолжит обучение в г.томске, будет прописка в этом городе; что имеется ввиду социальные выплаты- только стипендия 3 тыс?или же полностью оплата за мое обучение;)Социальные выплаты в виде 2тыс получала с 4-6 курс, сейчас в интернатуре-должна получать 3 тыс,но я их не беру,не стала заполнять заявление на выплаты.(пункт 5е договора-то есть нужно будет выплатить только этот штраф?или всю сумму за обучение-в двухкратном размере это около миллиона)

Была у юристов,говорят,что нет шансов(этот ответ и сама знаю,иначе бы не обращалась),если сможете чем помочь буду благодарна, от отвественности уходить незаконными путями не пытаюсь. При необходимости углубления в вопрос могу доплатить.

Ответы юристов (38)

По данному пункту получается вы должны будете вернуть всю сумму за обучение+штраф в двухкратном размере оказанной вам поддержки.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
4. Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
5. Существенными условиями договора о целевом приеме являются:
1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;
2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.
6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;
3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Договор на целевое обучение — Тут без вариантов — если вы отказываетесь заключить трудового договор — п. Г ст. 5 договора — то будет работать пункт Е — все выплаты + штраф в двойном размере.

так же в нем есть п .7 — это основания для освобождение вас от обязательств — если нет ни 1 из перечисленных ситуация — не расторгните договор без возврата всех сумм.

Отдельно В договоре на целевую подготовку — есть п.4.2 убытки будет возмещать гранин если не исполнит договор.

Ст. 56 ФЗ 273 привел выше коллега. Так что пункт договора такой законен.

Уточнение клиента

«договор на целевое обучение — Тут без вариантов —»

Замужество,прописка и обучение мужа не будет являться законной причиной?(пункт 8г)

20 Апреля 2016, 12:04

Не нашел лазеек (перечитал ваш договор 2 раза) кроме указанных оснований, избежать штрафов никак не получится.

8 — г это идет заболевания в договоре на обучение если

7 — г если вы имеете в виду — и там речь не просто о замужестве, а о замужестве за военнослужащим и то- если работа предоставляется не по месту службы супруга. тут все должно совпасть.

Здравствуйте, Люба, как выше уже указали коллеги, не исполнение условий договора, приведет к большим затратам для Вас, поэтому могу предложить такой вариант, не расторгать договор, а дальше проходить обучение и потом заключить трудовой договор, родить ребенка, к примеру, уйти в декретный отпуск, а потом и в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, таким образом так и пройдет трехлетний срок действия трудового договора и Вы спокойно уволитесь оттуда.

Плюс кое что из постановления правительства. Файл прикрепил.

Там тоже никаких лазеек нет.

Здравствуйте. Типовая форма договора о целевом обучении предусматривает, что при заключении договора о целевом обучении стороны самостоятельно определяют перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству (сноска 2 п. 7 типовой формы).Приложенный вами договор не противоречит типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1076 о целевом приеме и договора о целевом обучении. согласна с коллегами, что оснований для его оспаривания пока не вижу. Как я понимаю уважительных причин, указанных в договоре не имеется?

Добрый день! В дополнение к ответу коллеги про декрет, консультация эксперта из программы консультант плюс во вложенном файле. Этот вариант развития событий будет самым оптимальным.

Либо остается вариант выйти замуж за военнослужащего, проходящего службу в другом населенном пункте. На этот счет почитайте апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2014г. по делу N 33-1871/2014 (во вложении).

Уточнение клиента

беременные или имеющие ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.-я правильно поняла,что это не будет основанием?

А если путем переговоров предоставить до заключения трудового договора справку о беременности и желании взять декретный отпуск(для них же это не выгодно)- они могут путем обоюдного соглашения расторгнуть договор,либо наоборот дадут только отсрочку в виде 3 х лет

20 Апреля 2016, 12:44

Легальный способ указан в договоре, выйти замуж за военнослужащего, проходящего службу (не срочную) не по месту трудоустройства

Декретный отпуск может быть предоставлен только работнику, чтобы уйти в декрет Вам необходимо заключить трудовой договор.

Просьба уточнить откуда взята данная формулировка.

Уточнение клиента

постановление 1995 года

20 Апреля 2016, 12:49

Оснований как указывал ранее, кроме как в договоре нет. Выйти замуж за военного еще половина дела.

Беременность и роды сами по себе не будут являться основанием для освобождения от заключения трудового договора и интернатуры, просто это даст Вам уйти в отпуск, за период которого пройдут все сроки в соответствии с Вашим договором о целевом обучении. У они со своей стороны нарушат закон если расторгнут договор с беременной женщиной.

Это на усмотрение. Справка о беременности — не основание, также как и декретный отпуск. Нельзя предугадать результат переговоров.

Как указали выше коллеги оптимально — брак с военнослужащим.

Уточнение клиента

брак с военнослужащим -не вариант.

То есть при раскладе с беременностью,даже если будут не против расторгнуть договор со мной=они по закону не имеют права?

20 Апреля 2016, 12:54

Документ содержаищй такие основания фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076, признавшего утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 и утвердившего Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы.

Декретный отпуск — это не основание для расторжения договора, это основание, чтобы там не работать и спокойно сидя в отпуске по уходу за ребенком ждать окончания срока обязательств по договору целевого обучения.

То есть при раскладе с беременностью, даже если будут не против расторгнуть договор со мной=они по закону не имеют права?

По соглашению сторон все возможно, но вряд ли они на это пойдут.

Пункт 5.3. договора предусматривает право на расторжение договора по соглашению сторон. поэтому если пойдут на встречу — то вполне возможно, т.е. имеют право и это тоже вариант.

не пойдут они на это. Это можно говорить с уверенностью)

Уточнение клиента

почему вы так уверенны?как я поняла для них это не выгодно и мне бы спокойней было

20 Апреля 2016, 13:00

невыгодно им нести финансовые потери. Обычно придерживаются того что написанов договоре, по остальным моментам можно конечно попробовать по соглашению, но шансы невелики.

А вдруг Вы не собирайтесь увольняться, а после отпуска придете к ним работать, тем более зачем Вам увольняться, если Вы будете в отпуске по уходу за ребенком и будете получать пособие от них, размере которого будет больше чем тот, который Вы бы получали от государства как безработная.

Любовь, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 56):

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам
могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных
образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого
помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3
настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной,
производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его
трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в
соответствии с полученной квалификацией;

3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по
трудоустройству.

7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3
настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной
поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов
. Орган или организация, указанные в части 3
настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству
гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Таким образом, Любовь, Вы обучаетесь не за счет организации, а за счет бюджета РФ. Я Вам предлагаю по окончании вуза не исполнять обязательство по трудоустройству. В этом случае, Вы выплатите расходы, связанные с предоставлением Вам мер социальной поддержки, а также выплатите штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Поскольку Вы в настоящее время отказались от социальной поддержки, то сумма не будет большой. Возможно, что можно будет решить вопрос с будущим работодателем и с меньшими потерями.

Уточнение клиента

то есть я могу ссылаться на ст.56 и выплатить только социальные выплаты (2тыс в месяц за три года)в двойном размере, без выплаты за мое обучение полностью? или мне нужно запросить в бухгалтерии справку о выплатах за мое обучение и там видно будет?

20 Апреля 2016, 18:19

Любовь, а кому Вы собирались выплачивать средства за обучение!? У нас в РФ высшее образование бесплатное, в том числе и по целевому договору. Вы должны будете выплатить то, что Вам организация выделяла в двойном размере и все.

Так это и имелось ввиду коллега, выше. Эта статья была приведена.

Уточнение клиента

я видимо не так поняла- думала нужно выплатить па 100 с лишним тысяч за каждый год обучения(как платнику),плюс социальные выплаты,в двойном размере(нас на собрании в минздраве так пугали)

20 Апреля 2016, 18:28

В дополнение к предыдущему ответу. В соответствии со ст. 100 закона:

1. Число
обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего
образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе
контрольных цифр приема на обучение
по профессиям, специальностям и
направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее — контрольные
цифры приема).

5.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным
профессиональным образовательным программам, вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона.

Любовь, такое могло случиться, если бы Вы обучались за счет средств организации, которая Вас бы направила на обучение. Целевой прием на обучение — это совсем другое. Так что не волнуйтесь никто с Вас лишнего не вправе взять.

Как с платника, с вас не возьмут) Кроме того что выделила организация.

Уточнение клиента

то есть мне нужно узнать сколько выделила на меня организация-поликлиника,где я должна работать(помимо социальных выплат).Извините за переспрашивание,просто охото во всем разобраться,мне сложно в этом ориентироваться

20 Апреля 2016, 18:38

«Так это и имелось ввиду коллега, выше. Эта статья была приведена.»

Вы это имели ввиду коллега!

Можно и не узнавать. Если не придете к ним на работу, то они Вам сами все рассчитают. Если Вы не согласитесь с их расчетами, то можно будет обжаловать в суде.

Уточнение клиента

не знаю какой они процент выделяют и смогу ли я восполнить потери, поэтому лучше узнать пораньше

20 Апреля 2016, 18:45

Любовь, нужно будет выплатить «размер социальной поддержки» — т.е. выплат, а также выплатить «штраф в двукратном размере относительно указанных расходов» (это и есть ст. 56 ФЗ «Об образовании»)

Уточнение клиента

все я поняла,только социальные выплаты в двойном размере

20 Апреля 2016, 18:51

А про какой процент Вы говорите?

Уточнение клиента

социальные выплаты это ясно — 2тыс ежемесячно 3 года,а остальные доплаты поликлиники за меня (как я поняла некоторая часть из бюджета РФ и часть местный бюджет-то есть поликлиника,вот его нужно будет вернуть?)

20 Апреля 2016, 18:50

«Так это и имелось ввиду коллега, выше. Эта статья была приведена.»

Вы это имели ввиду коллега!

Сумму которую предоставила организация. Хотя согласен не совсем точно сформулировал). Прошу прощения.

Уточнение клиента

это же только социальные выплаты?

20 Апреля 2016, 18:52

Да сумма соц. поддержки+ штраф.

То, что написано в ст. 56 это относится в равной степени и к федеральным, региональным и муниципальным вузам. Поэтому, если Вы обучались в федеральном вузе, то все за счет бюджета РФ и местный бюджет здесь не при чем.

Уточнение клиента

Спасибо огромное,дорогие юристы за пояснения.

Это интересно:

  • Сайт мо рф единый реестр Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Заявление на постановку ооо на учет в фсс Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
  • Жить после развода у мужа Как жить после развода? Если хорошо подумать, то развод, как бы трагичен он не был, это всего лишь окончание чего-то перед началом чего-то другого. Неплохо было бы разобраться, о чём мы жалеем при разводе больше: о потерянном времени в прошлом или об утраченных возможностях, на которые […]
  • Содержание и форма искового заявления гпк Исковое заявление и его реквизиты по ГПК РФ. Порядок исправления недостатков искового заявления Исковое заявление – установленная законом форма обращения в суд за разрешением спора о субъективном праве. В исковом заявлении выражается воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за […]
  • Приказ на допуск к работе после стажировки Примерная форма приказа о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] г. [ вписать нужное ] О допуске к […]
  • Муж это родственник или нет по закону Являются ли муж и жена родственниками? В повседневной жизни мужа и жену много связывает: дети, имущество, права и обязанности. По крови – нет, а по смыслу наверно – да? Ну, не по смыслу, а скорее по восприятию. Это субъективно. Но вообще - да, по закону жена относится к ближайшим […]
  • Статистика инициаторов разводов Статистика и причины разводов Экономические науки Похожие материалы Давно прошло то время, когда развод был редкостью и обсуждался, как большой скандал. В нашем современном мире разводом уже никого не удивишь. Приблизительно с 1970 года количество разводов в России стало значительно […]
  • Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов… нет, […]

Author: admin