Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

О собственности в азербайджане

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 июля 1996 года №155-IQ

О земельной реформе

(В редакции Законов Азербайджанской Республики от от 29.12.2000 г. №53-IIQD, 27.02.2001 г. №96-IIQD, 03.04.2001 г. №121-IIQD, 19.04.2002 г. №306-IIQD, 23.04.2002 г. №311-IIQD, 03.12.2002 г. №396-IIQD, 13.01.2004 г. №587-IIQD, 06.04.2004 г. №620-IIQD, 21.04.2006 г. №100-IIIQD, 26.12.2006 г. №219-IIIQD; 01.02.2008 г. №537-IIIQD, 28.10.2008 г. №709-IIIQD, 02.12.2008 г. №728-IIIQD, 13.02.2015 г. №1184-IVQD)

Настоящим Законом определяются правовые основы и правила осуществления земельной реформы в Азербайджанской Республике.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи земельной реформы

Целью земельной реформы является создание новых отношений собственности на землю на основе принципов экономической самостоятельности и социального равенства, развитие рыночной экономики и предпринимательской инициативы, достижение экономической независимости страны, включая обеспечение населения продовольствием, и повышение в результате этого материального благосостояния азербайджанского народа.

Задачи земельной реформы заключаются в определении государственных земель, обеспечении передачи земель в муниципальную и частную собственность, а также права собственников на владение, пользование и распоряжение земель.

Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики о земельной реформе

Законодательство Азербайджанской Республики о земельной реформе состоит из Конституции Азербайджанской Республики, Закона Азербайджанской Республики «Об основах аграрной реформы», настоящего Закона, земельного кодекса Азербайджанской Республики и других нормативных актов.

Статья 3. Объект земельной реформы

Объектом земельной реформы является единый земельный фонд Азербайджанской Республики.

При проведении земельной реформы в едином земельном фонде устанавливаются:

земли, оставляемые в государственной собственности (государственные земли);

земли, передаваемые в муниципальную собственность (муниципальные земли);

земли, передаваемые в частную собственность.

Статья 4. Передача земель в частную собственность и пользование

В частную собственность земля передается гражданам и юридическим лицам Азербайджанской Республики. Лицам, не состоящим в гражданстве Азербайджанской Республики, физическим и юридическим лицам иностранных государств земля предоставляется только в пользование или аренду.

Статья 5. Условия проведения земельной реформы

При проведении земельной реформы необходимо соблюдение следующих условий:

осуществление реформенных мероприятий с учетом естественно-географических факторов, заселенности территории, местной специфики землепользования, качества земель;

использование земель по назначению;

обеспечение экологических мероприятий;

осуществление земельной реформы на основании проектов землеустройства.

Глава II. Формы собственности на землю

Статья 6. Государственные земли

В государственной собственности остаются:

1) земли, на которых находятся органы государственной власти;

2) земли, на которых находятся государственные объекты горнорудной промышленности, утвержденных месторождений полезных ископаемых, единой энергетической системы, магистральных трубопроводов, транспорта, связи, обороны, государственных пограничных полос, важные объекты служб мелиорации и водного хозяйства;

3) земли летних и зимних пастбищ, стоянок скота и кочевий;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

О собственности в азербайджане

Собственность в Азербайджане неприкосновенна

Но, как правило, незаконно нажитая

Недавно пришлось проехать по Турции. На одной из магистральных дорог, как тут принято называть чисто по-европейски, автобанов столкнулся с удивительным явлением. Автобан делал крюк для того, чтобы обойти небольшую территорию с не очень важными и невзрачными на первый взгляд строениями. «Ничего удивительного, — заявил сопровождавший меня знакомый азербайджанец, несколько лет назад переехавший на постоянное жительство в Турцию. — Просто владелец этой территории отказался ее продавать государству. А частная собственность в Турции еще со времен Османской империи не прикосновенна . Одним словом, таковы законы. А законы на стороне собственника». Сразу подумал: если бы у нас все следовали законам? Ведь с законами у нас все более чем в порядке, по крайней мере, так кажется мне, профану , то есть журналисту, не имеющему юридического образования.

Право собственности граждан АР гарантировано Конституцией АР. Согласно статье 13 Конституции, «в АР собственность неприкосновенна и охраняется государством». Статья 29 Конституции гласит: «Никто не может быть лишен собственности иначе как по решению суда. Отчуждение собственности для государственных нужд может допускаться только при условии предварительного, справедливого возмещения ее стоимости».

Право собственности граждан АР гарантировано положениями Гражданского и Жилищного кодексов АР. Согласно статье 157.9 Гражданского кодекса АР, «собственность может быть отчуждена государством, если того требуют государственные нужды и только в допустимых законом случаях по решению Кабинета министров с целью проведения дорог и других коммуникационных линий, определения пограничной полосы или же строительства объектов оборонного значения».

Решение КМ должно быть зарегистрировано в Государственном реестре недвижимого имущества. Права на собственность защищены статьей 31 Жилищного кодекса АР.

Все законодательные нормы приведены по двум причинам. Во-первых, чтобы наглядно показать, что с законами, гарантирующими неприкосновенность частной собственности, у нас дела обстоят «как в лучших домах Лондона и Парижа».

Во-вторых, то, что происходит на самом деле, иначе как полным правовым нигилизмом и беспределом назвать нельзя.

Дело в том, что в 2009-2011 годах в стране и, в частности, столице Азербайджана Баку массовый характер приобрело нарушение права собственности граждан — незаконное разрушение домов, квартир. Только в течение этого периода было уничтожено около 400 многоквартирных домов в историческом центре столицы. В результате своих квартир лишились более 20 тысяч человек. Сразу отмечу, что приведенные ниже данные в основном взяты из доклада главы Института мира и демократии Лейлы Юнус , с которым она выступила в начале апреля нынешнего года в Брюсселе в рамках конференции «Диалог гражданского общества и власти» ( Structured Dialogue on Civil Society and Local Authorities involvement in EC cooperation ). В обсуждениях приняли участие представители более двадцати организаций и фондов, среди них руководители таких организаций, как OMCT, FDH, EPLO, Coalition for the International Criminal Court , Human Rights Without Frontiers , World Vision , Europe а n Network of Political Foundations и другие.

Как это происходит на самом деле?

В один прекрасный день гражданин получает по почте или ему приносит полицейский так называемое извещение. Как утверждает Л.Юнус , в ИМД граждане передали сотни таких извещений. Приведу образчики извещений, получаемых гражданином Гулиевым Натигом Агарахим оглу , проживающим по адресу: тупик ул .М ирзаага Алиева, 13, кв.2 (выбран как типичный). Извещение N1 получено 28 февраля 2011 года.

«К сведению Гулиева Натига Агарахим оглу !

Для обеспечения исполнения Генерального Плана города Баку по строительству комплекса парк-сад на основании Распоряжения Главы Исполнительной Власти города Баку N76 от 16 февраля 2011 г. на территории, где расположена Ваша квартира, осуществляется выселение имеющихся здесь жилых и нежилых помещений. На основании пункта N2 указанного Распоряжения взамен Вашей квартиры Вам на территории города Баку предоставляется соответствующая квадратуре Вашей квартиры отремонтированная квартира. Просим Вас срочно обратиться со всеми необходимыми документами по квартире в Штаб Комиссии по переселению. Доводим до Вашего сведения, что, если в течение двух недель не обратитесь, тогда в соответствии с законодательством будут предприняты все необходимые меры.

Комиссия по переселению».

Сразу возникают вопросы к тексту этого первого извещения:

1) Когда и кем был принят Генеральный план г . Баку. Почему о существовании такого плана и строительстве комплекса парк-сад нет никакой информации?

2) На какой территории запланирован снос домов? Сколько домов хотят снести: двести или пять тысяч?

3) Согласно законодательству АР, на основе распоряжения главы исполнительной власти города Баку не может быть осуществлено выселение или изъятие квартир у их собственников.

4) А вот вам и прямая угроза: «Если в течение двух недель не обратитесь, тогда в соответствии с законодательством будут предприняты все необходимые меры». В соответствии с каким законодательством? Какие «необходимые меры»?

5) Кто входит в эту Комиссию по переселению? Кого она представляет?

В начале марта Гулиев получает второе извещение:

«К сведению Гулиева Натига Агарахим оглу !

Вновь сообщаем, что для обеспечения исполнения Генерального Плана города Баку по строительству комплекса парк-сад на основании Распоряжения Главы Исполнительной Власти города Баку N76 от 16 февраля 2011 г. на территории, где расположена Ваша квартира, осуществляется выселение имеющихся здесь жилых и нежилых помещений. На основании пункта N2 указанного Распоряжения взамен Вашей квартиры площадью 140,8 кв .м Вам государством на территории города Баку предоставляется соответствующая квадратуре Вашей квартиры отремонтированная квартира площадью 130 кв.м. Просим Вас срочно обратиться со всеми необходимыми документами по квартире в Штаб Комиссии по переселению. Если в течение одной недели Вы не обратитесь, предоставляемая квартира будет полностью отремонтирована и официально оформлена.

Комиссия по переселению».

Вопросы к тексту второго извещения:

Куда гражданина хотят выселить из центра города? На основании какого закона? Как без согласия собственника может быть «официально оформлена» его собственность?

И, наконец, третье извещение от 18 марта.

«К сведению Гулиева Натига Агарахим оглу !

В связи со сломом здания просьба к Вам обратиться в Комиссию по переселению. Адрес: позади Дворца имени Гейдара Алиева».

Примечателен адрес этой Комиссии по переселению: ни дома, ни улицы, ни обозначения, к какой государственной структуре эта комиссия принадлежит. Поставили вагончик позади дворца! В этой деревянной времянке с гражданами беседуют два человека: Юсиф Гамбаров — начальник управления в Государственном комитете по имущественным вопросам и Зульфалы Исмайлов — руководитель секретариата исполнительной власти города Баку.

Они информируют граждан, объясняя, что те из них, у кого квартира больше 60 кв .м , должны переехать в предоставляемые квартиры на окраине города, а тем из них, у кого площадь маленькая, выдадут от 1.000 AZN до 1.500 AZN за один квадратный метр жилой площади (рыночная цена 1 кв. м площади в этой части города, от 3 до 10 тыс. AZN. 1 EUR = 1.1042 AZN). Таким образом, семьи, у кого маленькие квартиры, даже не смогут купить себе на эту компенсацию новое жилье.

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 29 июня 2004 года №713-IIQ

О государственном реестре недвижимого имущества

(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 12.05.2006 г. №111-IIIQD, 17.04.2007 г. №315-IIIQD, 01.02.2008 г. №537-IIIQD, 20.10.2009 г. №890-IIIQD, 30.09.2011 г. №204-IVQD, 20.04.2012 г. №343-IVQD, 29.06.2012 г. №407-IVQD, 16.10.2012 г. №445-IVQD, 24.05.2013 г. №658-IVQD, 31.05.2013 г. №675-IVQD, 21.06.2013 г. №699-IVQD, 22.11.2013 г. №825-IVQD, 17.12.2013 г. №845-IVQD, 27.12.2013 г. №880-IVQD, 04.04.2014 г. №937-IVQD, 02.05.2014 г. №955-IVQD, 24.02.2015 г. №1198-IVQD, 05.04.2016 г. №191-VQD, 17.05.2016 г. №247-VQD, 14.06.2016 г. №297-VQD, 14.10.2016 г. №342-VQD, 14.10.2016 г. №347-VQD, 25.04.2017 г. №641-VQD, 25.04.2017 г. №652-VQD, 01.10.2017 г. №793-VQD)

Глава I. Общие положения

Настоящий Закон устанавливает порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав, их возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения, а также ведения единого по территории Азербайджанской Республики государственного реестра недвижимого имущества.

Статья 1. Основные понятия

1.0. Используемые в настоящем Законе понятия выражают следующие значения:

1.0.1. Недвижимое имущество — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты (водоемы) и все прочно связанные с землей предметы, перемещение которых без несоразмерного (безграничного) ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, индивидуальное жилье и дачные дома, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы, права на которые подлежат государственной регистрации;

1.0.2. Государственный реестровый номер недвижимости (реестровый номер) — в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики не повторяющийся во времени и на территории Азербайджанской Республики, уникальный номер, указывающий, что объект недвижимости является единым объектом.

1.0.3. Ограничение права (ограничение, обременение) — условия и запреты, по закону и в предусмотренном законом порядке ограничивающие правообладателя при осуществлении права собственности на недвижимое имущество либо иных вещных прав (сервитут, узуфрукт, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и др.);

1.0.4. Орган регистрации — соответствующий орган исполнительной власти, составляющий и ведущий государственный реестр недвижимого имущества.

Статья 2. Государственная регистрация права на недвижимое имущество

2.1. Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество и других вещных прав (далее — государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Азербайджанской Республики.

2.2. Регистрация прав на недвижимое имущество ведется в государственном реестре недвижимого имущества (далее — государственный реестр) в порядке, установленном Гражданским кодексом Азербайджанской Республики и настоящим Законом.

2.3. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено.

2.4. Споры, связанные с государственной регистрацией прав, решаются в судебном порядке.

Статья 3. Законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество

Законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество состоит из Конституции, Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, настоящего Закона и других нормативно-правовых документов.

Статья 4. Признание ранее возникших прав

4.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, осуществленная отдельными органами регистрации до 6 июля 2006 года, сохраняет свою законную силу.

4.2. Для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество после вступления в силу настоящего Закона существующие права на это недвижимое имущество должны быть зарегистрированы в государственном реестре.

4.3. Соответствующие органы исполнительной власти, осуществлявшие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество до 6 июля 2006 года, обязаны передать органу регистрации информацию, которая согласно настоящему Закону должна храниться в государственном реестре, по этапам и в сроки, установленные соответствующим органом исполнительной власти. До передачи в указанном порядке сведений эти соответствующие органы исполнительной власти обязаны в течение 5 рабочих дней с момента обращения правообладателя или органа регистрации предоставить им информацию, необходимую для регистрации прав на отдельное недвижимое имущество в соответствии с настоящим Законом.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 24.02.2015 г. №1198-IVQD)

Статья 5. Открытость государственного реестра

5.1. Описание недвижимости, сведения о зарегистрированных правах и их ограничении (обременении) из государственного реестра предоставляются в письменной или электронной форме правообладателю, уполномоченному им лицу, лицам, имеющим право наследования имущества правообладателя по закону или по завещанию, на основании их письменных или электронных обращений.

5.1-1. Сведения из государственного реестра недвижимого имущества выдаются государственным органам, муниципалитетам и другим лицам в связи с выполнением ими предусмотренных законом полномочий на основании их письменных или электронных обращений.

Право собственности в Азербайджане

В 2008-20013 г. в столице Азербайджана десятки тысяч граждан были незаконно лишены собственности, сотни остались вообще без крыши над головой.

Интервью с сотрудником Общественного объединения “Содействие свободной экономике» Эмином Аббасовым

— Насколько законодательно защищены права собственности граждан Азербайджана? Какова статистика нарушения прав собственности в течение последних лет?

— В Азербайджане, как и в большинстве стран мира, имущественное право граждан гарантировано основным законом – Конституцией. Помимо этого, имущественное право регулируется различными правовыми актами, в основном Гражданским кодексом, законом об изъятии земель в целях государственных нужд, а также Земельным кодексом. Наряду с национальным законодательством, имущественные права граждан защищены принятыми Азербайджаном международными конвенциями. Однако, несмотря на четкую гарантированность имущественных прав граждан законодательством, в реальности они не соблюдаются в положенной форме.

Нарушение имущественных прав в Азербайджане происходит в результате грубого нарушения действующих законов. Как итог, налицо отсутствие контроля суда за действиями и решениями госорганов, что делает граждан уязвимыми перед незаконным вмешательством в их имущественные права.

Отсутствие независимой судебной системы также не позволяет гражданам защитить свои права собственности в судах.

Статистика нарушений: официально статистика в области нарушения имущественных прав граждан госорганами не ведется, однако ее можно почерпнуть из мониторингов, проводимых международными и местными НПО. Правительство Азербайджана не ведет такой статистики, даже, несмотря на требования Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Самыми распространенными причинами нарушения имущественных прав являются принудительное переселение и снос домов. На основе проведения исследований местными и международными НПО можно с уверенностью утверждать, что в Азербайджане в последние годы идет массовое нарушение имущественных прав граждан.

Общественное объединение «Содействие свободной экономике» выпустило в 2012 году отчет под названием «Карта и статистика нарушения имущественных прав в Баку». В нем отмечается, что, начиная с 2006 года, правительство Азербайджана приступило к реализации крупных инфраструктурных проектов за счет дохода от нефтяных контрактов. В отчете говорится, что в период 2009-2012 годов при вмешательстве госструктур имел место снос частных жилых домов, зданий, а также объектов. Авторы отчета отмечают, что в 2009-2012 годах лишь в Баку в рамках реализуемых инфраструктурных объектов было зафиксировано 3.930 принудительных выселений. Учитывая, что каждое выселение касалось одной семьи, которая в среднем может состоять из 4-5 человек можно предположить сколько граждан осталось обездоленными.

— Кто чаще всего в нарушение закона изымает собственность граждан (дома, землю)? Каков механизм отъема собственности?

— Согласно отчету общественного объединения «Содействие свободной экономике» о состоянии имущественных прав в 2011-2012 годах, имущественные права граждан нарушались ответственными работниками центральной и местной исполнительных властей. В подавляющем большинстве случаев земли и недвижимость граждан отбирали насильно, в незаконном порядке. На практике сталкиваешься и с такими фактами, когда граждан насильно при помощи рабочих, выселяют из своих домов даже при наличии судебного решения, запрещающего выселение.

— Каковы шансы граждан Азербайджана защитить свое гарантированное законодательством право собственности в судах? Есть ли успешные примеры защиты собственности , каков механизм выполнения решений суда в пользу прав собственности граждан?

— Возможности граждан защитить свои имущественные права в судах очень низки. Так, не являющаяся независимой судебная система не в состоянии осуществлять функцию контроля за действиями госорганов. В последние годы власти несколько обновили судейский корпус. Тем не менее, Судебно-правовым советом, который осуществляет функцию контроля за судебной властью, все еще руководит Министерство Юстиции, являющееся представителем исполнительной власти. Несмотря на недоверие граждан к судам, тем не менее, имеются случаи, когда в районных судах можно встретить решения, выносимые в пользу граждан. Однако такие решения, как правило, аннулируются в судах высшей инстанции. Или же эти решения не выполняются со стороны исполнительных структур, или затягиваются, или же не выполняются на должном уровне. Функцию первичного правового механизма по исполнению судебных решений несут местные исполнительные структуры. Однако на практике нет никакой информации о выполнении или невыполнении госорганами судебных решений или принятии установленных законом мер в связи с ущербом, нанесенным гражданам. В результате невозможности защитить свои права в судах АР граждане посылают многочисленные жалобы в ЕСПЧ.

— Какова статистика обращений в суды Азербайджана ? Какова статистика обращений в Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ)? Есть ли решения ЕСПЧ по искам граждан Азербайджана , и выполняются ли они?

— В Азербайджане нет практики предоставления официальной информации об обращениях в суды со стороны граждан. Наряду с этим, поступающие в Верховный и Конституционный суды жалобы в основном связаны с нарушением права на собственность. Азербайджан выполняет решение ЕСПЧ по конкретным случаям, однако, к сожалению, местные суды впоследствии не ссылаются на эти решения Евросуда. Даже несмотря на то, что решения ЕСПЧ являются обязательными для местных судов в качестве прецедентного права.

О собственности в азербайджане

Статья 24. Основной принцип прав и свобод человека и гражданина

I. Каждый с момента рождения обладает неприкосновенными, ненарушаемыми и неотчуждаемыми правами и свободами.

II. Права и свободы охватывают также ответственность и обязанности каждого перед обществом и другими лицами.

Статья 25. Право на равенство

I. Все равны перед законом и судом.

II. Мужчины и женщины обладают равными правами и свободами.

III. Государство гарантирует равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям. Запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности.

Статья 26. Защита прав и свобод человека и гражданина

I. Каждый обладает правом защищать не запрещенными законом способами и средствами свои права и свободы.

II. Государство гарантирует защиту прав и свобод каждого.

Статья 27. Право на жизнь

I. Каждый обладает правом на жизнь.

II. За исключением уничтожения вражеских солдат во время вооруженного нападения на государство, применения смертной казни на основании вступившего в законную силу приговора суда и предусмотренных законом других случаев, право любого лица на жизнь неприкосновенно.

III. В качестве исключительной меры наказания смертная казнь вплоть до ее полной отмены может устанавливаться законом только за особо тяжкие преступления против государства, против жизни и здоровья человека.

IV. Исключая, предусмотренные законом случаи необходимой обороны, крайней необходимости, поимки и задержания преступника, предотвращения бегства заключенного из мест заключения, предотвращения мятежа против государства или государственного переворота, вооруженного нападения на страну, не допускается применение оружия против человека.

Статья 28. Право на свободу

I. Каждый обладает правом на свободу.

II. Право на свободу может быть ограничено только в предусмотренном законом порядке путем задержания, ареста или лишения свободы.

III. Каждый, законно находящийся на территории Азербайджанской Республики, может свободно передвигаться, выбирать себе место жительства и выезжать за пределы Азербайджанской Республики.

IV. Гражданин Азербайджанской Республики обладает правом в любое время беспрепятственно возвратиться в свою страну.

Статья 29. Право собственности

I. Каждый обладает правом собственности.

II. Ни один вид собственности не обладает преимуществом. Право собственности, в том числе право частной собственности, охраняется законом.

III. У каждого в собственности может находиться движимое и недвижимое имущество. Право собственности включает в себя право собственника самому или совместно с другими владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

IV. Никто без решения суда не может быть лишен своей собственности. Полная конфискация имущества не допускается. Отчуждение собственности для государственных или для общественных нужд может допускаться только при условии справедливого предварительного возмещения его стоимости.

V. Государство гарантирует права на наследование.

Статья 30. Право на интеллектуальную собственность

I. Каждый обладает правом на интеллектуальную собственность.

II. Право на авторство, право на изобретение и другие виды права интеллектуальной собственности охраняются законом.

Статья 31. Право на безопасное проживание

I. Каждый обладает правом на безопасное проживание.

II. Запрещается, исключая случаи, предусмотренные законом, посягать на жизнь лица, его физическое и духовное здоровье, собственность, жилье, применять в отношении него насилие.

Статья 32. Право на личную неприкосновенность

I. Каждый обладает правом на личную неприкосновенность.

II. Каждый обладает правом хранить личную и семейную тайну. Кроме случаев, предусмотренных законом, вмешательство в личную жизнь запрещается.

III. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение сведений о чьей-либо личной жизни без его согласия.

IV. Государство гарантирует право каждого на сохранение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений и сведений, передаваемых другими средствами связи. Это право в предусмотренном законом порядке может быть ограничено для предотвращения преступления или выявления истины во время расследования уголовного дела.

Статья 33. Право на неприкосновенность жилья

I. Каждый обладает правом на неприкосновенность жилья.

II. За исключением случаев, установленных законом, или вынесения судебного решения, никто не может войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 34. Право на брак

I. Каждый обладает правом на создание семьи по достижении указанного в законе возраста.

II. Брак заключается на основе добровольного согласия. Никто не может быть принужден к заключению брака.

III. Семья и брак находятся под опекой государства. Материнство, отцовство, детство охраняется законом. Государство оказывает помощь многодетным семьям.

IV. Права супругов равны. Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом родителей.

V. Уважать родителей, заботиться о них является долгом детей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Статья 35. Право на труд

I. Труд является основой личного и общественного благосостояния.

II. Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы.

III. Никто не может быть принужден к труду.

IV. Трудовые договоры заключаются свободно. Никто не может быть принужден заключить трудовой договор.

V. На основе судебного решения допускаются случаи привлечения к принудительному труду, условия и сроки которого предусмотрены законом, допускается принуждение к труду в связи с исполнением приказов полномочных лиц во время военной службы, принуждение граждан выполнять определенные работы во время чрезвычайного или военного положения.

IV. Каждый обладает правом трудиться в безопасных и здоровых условиях, получать вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации не меньше минимального размера заработной платы, установленного государством.

VII. У безработных есть право на получение социального пособия от государства.

VIII. Государство использует все свои возможности для устранения безработицы.

Статья 36. Право на забастовку

I. Каждый имеет право бастовать самостоятельно или совместно с другими.

II. Право на забастовку работающих на основе трудового договора может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом.

Не могут бастовать военнослужащие и гражданские лица, служащие в Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях Азербайджанской Республики.

III. Индивидуальные и коллективные трудовые споры разрешаются в порядке, установленном законом.

Статья 37. Право на отдых

I. Каждый обладает правом на отдых.

II. Работающим по трудовому договору гарантируется установленный законом, но не превышающий 8 часов ежедневно рабочий день, дни отдыха и праздничные дни, предоставление не менее одного раза в год оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 21 календарного дня.

Статья 38. Право на социальное обеспечение

I. Каждый обладает правом на социальное обеспечение.

II. Оказание помощи нуждающимся является в первую очередь долгом членов их семей.

III. Каждый имеет право на социальное обеспечение по достижении возраста, установленного законом, по болезни, инвалидности, за потерю кормильца, потерю трудоспособности, по безработице и в других случаях, предусмотренных законом.

IV. Минимальная сумма пенсий и социальных пособий устанавливается законом.

V. Государство создает возможности для развития благотворительной деятельности, добровольного социального страхования и других форм социального обеспечения.

Статья 39. Право жить в здоровой окружающей среде

I. Каждый обладает правом жить в условиях здоровой окружающей среды.

II. Каждый обладает правом собирать сведения о подлинном состоянии окружающей среды и получать возмещение за ущерб, нанесенный его здоровью и имуществу в связи с экологическим правонарушением.

Статья 40. Право на культуру

I. Каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, использовать культурные учреждения и культурные ценности.

II. Каждый должен с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры.

Статья 41. Право на охрану здоровья

I. Каждый обладает правом на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

II. Государство принимает необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных видов собственности, гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, создает возможности для различных форм медицинского страхования.

III. Должностные лица, скрывающие факты и случаи, которые создают опасность для жизни и здоровья людей, привлекаются к ответственности на основе закона.

Статья 42. Право на образование

I. Каждый гражданин обладает правом на получение образования.

II. Государство гарантирует обязательное бесплатное общее среднее образование.

III. Система образования контролируется государством.

IV. Государство гарантирует продолжение образования для талантливых лиц независимо от их материального положения.

V. Государство устанавливает минимальные стандарты образования.

Статья 43. Право на жилище

I. Никто не может быть незаконно лишен своего жилища.

II. Государство содействует строительству жилья, принимает специальные меры для реализации права на жилище.

Статья 44. Право на национальную принадлежность

I. Каждый обладает правом сохранять свою национальную принадлежность.

II. Никто не может быть принужден изменить свою национальную принадлежность.

Статья 45. Право пользования родным языком

I. Каждый обладает правом пользоваться родным языком. Каждый обладает правом получить воспитание, образование и заниматься творчеством на любом языке по своему желанию.

II. Никто не может быть лишен права пользования родным языком.

Статья 46. Право на защиту чести и достоинства

I. Каждый обладает правом защищать свои честь и достоинство.

II. Достоинство личности охраняется государством. Никакое обстоятельство не может служить основанием для унижения достоинства личности.

III. Никто не может быть подвергнут пыткам и истязаниям, никто не может быть подвергнут обращению или наказанию, унижающему человеческое достоинство. Ни над кем без его согласия не могут проводиться медицинские, научные и другие опыты.

Статья 47. Свобода мысли и слова

I. Каждый обладает правом на свободу мысли и слова.

II. Никого нельзя принудить обнародовать свои мысли и убеждения или отказаться от своих мыслей и убеждений.

III. Не допускаются агитация и пропаганда, возбуждающие расовую, национальную, религиозную и социальную рознь и вражду.

Статья 48. Свобода совести

I. Каждый обладает свободой совести.

II. Каждый обладает правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии.

III. Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит общественной нравственности.

IV. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения.

Статья 49. Свобода собраний

I. Каждый обладает правом на свободу собраний.

II. Каждый имеет право, заблаговременно оповестив соответствующие государственные органы, совместно с другими мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия, устанавливать пикеты.

Статья 50. Свобода информации

I. Каждый обладает свободой законным путем искать, приобретать, передавать, составлять и распространять информацию.

II. Гарантируется свобода массовой информации. Запрещается государственная цензура в средствах массовой информации, в том числе в печати.

Статья 51. Свобода творчества

I. Каждый обладает свободой творчества.

II. Государство гарантирует свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества.

Статья 52. Право на гражданство

Лицо, имеющее с Азербайджанской Республикой политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, рожденное на территории Азербайджанской Республики или от гражданина Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики.

Статья 53. Гарантия права на гражданство

I. Гражданин Азербайджанской Республики, ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики.

II. Гражданин Азербайджанской Республики, ни при каких обстоятельствах не может быть изгнан из Азербайджанской Республики или выдан иностранному государству.

III. Азербайджанская Республика гарантирует правовую защиту и покровительствует гражданам Азербайджанской Республики, временно или постоянно проживающим за ее пределами.

Статья 54. Право на участие в политической жизни общества и государства

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом беспрепятственно участвовать в политической жизни общества и государства.

II. Самостоятельно оказывать сопротивление попытке мятежа против государства или государственного переворота является правом каждого гражданина Азербайджанской Республики.

Статья 55. Право на участие в управлении государством

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом участвовать в управлении государством. Это право они могут осуществлять непосредственно или через своих представителей.

II. Граждане Азербайджанской Республики имеют право служить в государственных органах. Должностные лица государственных органов назначаются из числа граждан Азербайджанской Республики. Иностранцы и лица без гражданства могут приниматься на государственную службу в установленном законом порядке.

Статья 56. Избирательное право

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом избирать и быть избранными в государственные органы, а также участвовать в референдуме.

II. Не обладают правом участвовать в выборах, а также участвовать в референдуме лица, недееспособность которых установлена решением суда.

III. Право участвовать в выборах военнослужащих, судей, государственных служащих, религиозных деятелей, лиц, лишенных свободы по вступившему в законную силу приговору суда, других лиц, указанных в настоящей Конституции и законе, может ограничиваться законом.

Статья 57. Право на обращение

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом лично обращаться, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в государственные органы. На каждое обращение должен быть дан ответ в установленном законом порядке и сроки.

II. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом критиковать деятельность или работу государственных органов, их должностных лиц, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, а также деятельность или работу отдельных граждан. Преследование за критику запрещается. Оскорбление или клевета не могут считаться критикой.

Статья 58. Право на объединение

I. Каждый обладает правом свободно объединяться с другими.

II. Каждый обладает правом создавать любое объединение, в том числе политическую партию, профессиональный союз и другое общественное объединение, или вступать в уже существующее объединение. Свободная деятельность всех объединений гарантируется.

III. Никто не может быть принужден вступать в какое-либо объединение или оставаться его членом.

IV. Запрещаются объединения, преследующие цель насильственно свергнуть законную государственную власть на всей территории Азербайджанской Республики или в какой-либо ее части. Деятельность объединений, нарушающих Конституцию и законы, может быть прекращена только в судебном порядке.

Статья 59. Право на свободу предпринимательства

Каждый может в установленном законом порядке, свободно используя свои возможности, способности и имущество, самостоятельно или совместно с другими заниматься предпринимательской деятельностью или не запрещенным законом другим видом экономической деятельности.

Статья 60. Судебная гарантия прав и свобод

I. Гарантируется защита прав и свобод каждого в суде.

II. Каждый может обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) государственных органов, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений и должностных лиц.

Статья 61. Право на получение правовой помощи

I. Каждый обладает правом на получение квалифицированной правовой помощи.

II. В предусмотренных законом случаях правовая помощь оказывается бесплатно, за счет государства.

III. У каждого лица с момента задержания, ареста, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника.

Статья 62. Недопущение изменения судебной юрисдикции

Каждый обладает правом на рассмотрение его дела в установленном законом суде. Не допускается рассмотрение дела лица в другом суде без его согласия.

Статья 63. Презумпция невиновности

I. Каждый обладает правом на презумпцию невиновности. Каждый, кто обвиняется в совершении преступления, до тех пор пока его вина не доказана в установленном законом порядке и нет в связи с этим приговора суда, вступившего в силу, считается невиновным.

II. Если есть обоснованные подозрения в виновности лица, то признание его виновным не допускается.

III. Лицо, которое обвиняется в совершении преступления, не обязано доказывать свою невиновность.

IV. Не могут быть использованы при осуществлении правосудия доказательства, добытые с нарушением закона.

V. Без приговора суда никто не может считаться виновным в совершении преступления.

Статья 64. Недопущение повторного осуждения за одно и то же преступление

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

Статья 65. Право повторного обращения в суд

У каждого лица, осужденного судом, есть право обратиться в установленном законом порядке в вышестоящий суд по поводу пересмотра приговора, вынесенного в его отношении, а также по поводу помилования и смягчения наказания.

Статья 66. Недопущение принуждения свидетельствовать против родственников

Никто не может быть принужден свидетельствовать против себя, жены (мужа), детей, родителей, брата, сестры. Полный перечень родственников, дача показаний против которых не является обязательной, определяется законом.

Статья 67. Права задержанных, арестованных и обвиняемых в совершении преступления

Каждому лицу, задержанному, арестованному, обвиняемому в совершении преступления, со стороны компетентных государственных органов должны быть немедленно разъяснены его права и причины его задержания, ареста, а также привлечения к уголовной ответственности.

Статья 68. Право требовать возмещения ущерба

I. Права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо обладает правом участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения нанесенного ему ущерба.

II. Каждый обладает правом на возмещение государством ущерба, нанесенного в результате незаконных действий или бездействия государственных органов либо их должностных лиц.

Статья 69. Права иностранцев и лиц без гражданства

I. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, если иное не предусмотрено законом или международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика.

II. Права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики.

Статья 70. Право на политическое убежище

I. В соответствии с общепризнанными международными правовыми нормами Азербайджанская Республика предоставляет политическое убежище иностранцам и лицам без гражданства.

II. Не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за свои политические убеждения, а также за деяние, не считающееся преступлением в Азербайджанской Республике.

Статья 71. Защита прав и свобод человека и гражданина

I. Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, является долгом органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

II. Никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина.

III. При объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществление прав и свобод человека и гражданина может быть частично и временно ограничено с учетом международных обязательств Азербайджанской Республики. О правах и свободах, осуществление которых ограничено, заблаговременно объявляется населению.

IV. Никто ни при каких обстоятельствах не может быть принужден обнародовать свои религиозные и иные убеждения, мысли и преследоваться за них.

V. Ни одно положение Конституции не может истолковываться как положение, направленное на упразднение прав и свобод человека и гражданина.

VI. На территории Азербайджанской Республики права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно.

VII. Споры, связанные с нарушением прав и свобод человека и гражданина, разрешаются судами.

VIII. Никто не может нести ответственность за деяние, которое при его совершении не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения новым законом за такие действия была устранена или смягчена ответственность, то применяется новый закон.

Это интересно:

  • Приказ 646 мвд 2012 Приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 646 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и […]
  • Назначение наказание ниже низшего предела ук Назначение наказание ниже низшего предела ук Адвокат по уголовным делам в Москве: (926) 204-95-95; (915) 015-71-11; (495) 911-82-21 Наказание ниже низшего придела. Низший предел наказания несовершеннолетнему, осужденному за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п.п. "б", "в" ч. 2 […]
  • К числу административных наказаний относятся Тесты - административное право Вопрос: 1. Кто имеет право производить административное задержание? Ответ: Административное задержание имею право производить должностные лица таможенных органов. Вопрос: 2. Кем назначается административное наказание в виде задержания? Ответ: […]
  • Как оформить вычет по ндфл на детей Как получить налоговый вычет по НДФЛ на детей? Родители ребенка, на обеспечении которых он находится, имеют право ежемесячно получать стандартный налоговый вычет по НДФЛ (далее — вычет на детей). Налоговый вычет позволяет уменьшить доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13% (за исключением […]
  • Приказ 479 от 01082014 Приказом добавлено 571 новых объектов в ГРОРО: 12 объектов Алтайский край4 объекта Амурская область6 объектов Архангельская область5 объектов Астраханская область2 объекта Белгородская область2 объекта Брянская область2 объекта Владимирская область17 объектов Волгоградская область16 […]
  • Налог на усн доходы минус расходы оплата УСН 15% «доходы минус расходы» УСН 15% «доходы минус расходы» Похожие публикации Упрощенцы, у которых доля расходов относительно велика, как правило, выбирают налоговый объект «доходы минус расходы», когда налог уплачивается с разницы между доходами и затратами. Но принять к […]
  • Строгое наказание в виде казни Исполнение наказания в виде смертной казни Согласно ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Данная статья повторяет положения ч. 2 ст. 20 Конституции РФ. Смертная казнь не назначается […]
  • Следственный комитет москва телефон Следственный комитет москва телефон Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство) и ч. 3 ст. 30 ч. 2 ст. 105 УК РФ […]
Все права защищены. 2018