Облагаются ли налогами грант

Облагаются ли налогами грант

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Вопрос-Ответ ›
  • Основы налогового права ›
  • Налог на доходы физических лиц ›
  • Подоходный налог за грант

Народный вопрос №3130

Подоходный налог за грант

Моя внучка Торшина Екатерина, 14 лет, круглая сирота я ее опекун, за успехи в хореографии получила Грант Губернатора Орловской обл. не полную сумму 20000 рублей, а с вычетом подоходного налога 17400 рублей. Правомерно ли это? Мне на этот вопрос уже отвечали юристы и согласно ст. Налогового кодекса глава 217, пункт 7 не должны удерживать подоходный налог. Разъясните пожалуйста.

Ответы экспертов

Статьей 217 Кодекса установлен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Согласно пункту 6 данной статьи Кодекса освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 217 НК РФ также освобождаются от налогообложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Суммы в виде грантов, выплачиваемые налогоплательщикам организациями, не включенными в указанные перечни, облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Исходя из предоставленной вами информации, Грант Губернатора Орловской области в вышеназванные перечни не входит. Следовательно, подоходный налог удержан правомерно.

Налог на доходы физического лица-получателя гранта, страховые взносы

  • 18. Попадают ли средства, выплачиваемые организацией Грантополучателю как «Компенсация трудозатрат» под льготное налогообложение на доходы физических лиц (НДФЛ)?
  • 19. Обязана ли Организация, предоставляющая условия для выполнения проекта, поддержанного Фондом, начислять и перечислять взносы в соответствующие внебюджетные страховые фонды согласно закону РФ №212 ФЗ от 24.07.2009 года (в действующей редакции) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на произведенную выплату «компенсации трудозатрат» участникам гранта. Предусматривает ли «компенсация трудозатрат» (получателей) гранта Фонда, указанная в Перечне допускаемых Российским фондом фундаментальных исследований расходов гранта, выделяемого победителям конкурса инициативных научных проектов (утвержден бюро Совета Фонда 29 января 2014 г.) уплату страховых взносов?
  • 20. Согласно условиям Фонда, Организация принимает на свой счет грант и осуществляет платежи и выдачу наличных денежных средств Грантополучателю в соответствии с Перечнем допускаемых расходов. Исходя из положений Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сумма гранта является объектом обложения страховыми взносами. Однако согласно Ст.5 указанного Закона, ни Организация, ни Грантополучатель такими плательщиками не являются. Текст договора не содержит указание на передачу нашей Организации функций по уплате страховых взносов. В этой связи возникает вопрос, правомерны ли действия нашей Организации по уплате соответствующих взносов с сумм гранта?
  • 21. Необходимо ли применять начисления и выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с выплатой «компенсации трудозатрат» получателю гранта, не состоящему в трудовых отношениях с Организацией?
  • 22. Возникает ли у Организации обязанность выплачивать страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС при выплате «компенсации трудозатрат» Грантополучателю? Если обязанность по уплате страховых взносов у Организации не возникает, то возникает ли такая обязанность лично у Грантополучателей? Если такая обязанность у Грантополучателя возникает, как она может быть реализована?
  • 23. В Перечне допускаемых Фондом расходов гранта не перечислены расходы по оплате труда членов коллектива для выполнения работ по Проекту и начислению страховых взносов в государственные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС). Допускает ли Фонд эти расходы в случае, когда работы по проекту производятся в рамках трудовых отношений между Грантополучателем и Организацией?

Ответ:

В соответствии с действующим законодательством, п.6 Ст.217 НК РФ грант, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица.

В соответствии с п.1 Ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В зафиксированной в документах Фонда схеме отношений Фонда, Организации и получателя гранта [см. ответы на общие вопросы] Организация и получатель гранта в связи с выполнением Проекта не состоят в трудовых отношениях, получатель гранта также не выполняет работ в рамках гражданско-правовых договоров по заказу Организации. В отношениях между получателем гранта и Организацией «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит Организация получателю гранта – это «возврат» принадлежащих ему денежных средств.

В силу приведенных выше законодательных норм обязательств по начислению и уплате страховых вносов в отношениях Организации и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

В отношениях Фонда и получателя гранта, если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у Фонда, как у организации производящей выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у Фонда есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховых взносов. В связи с этим Фонд не передавал «функции по уплате страховых взносов» Организациям.

Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Если Организация по каким-то основаниям производит выплаты из денежных средств получателя гранта в рамках трудовых отношений (зарплата, премия) или по гражданско-правовым договорам, в которых Организация выступает в качестве заказчика работ, страховые взносы на эти выплаты должны начисляться и выплачиваться.

Уплата налогов при получении грантов

Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.

Пожалуйста, не создавайте новую тему с таким же вопросом. На Ваш вопрос Вам ответят здесь, в этой теме.

Как громко то! Аж уши заложило.
В интернет-пространстве написание текста заглавными буквами воспринимается, как крик.
А у нас тишина, как в библиотеке.

Теперь по существу.
У Вас УСН «доходы».
Налоговая база — доходы — определяются по правилам, установленным в главе 25 НК РФ для налога на прибыль.
В частности, как и при налоге на прибыль, в доходы не включаются те из них, которые перечислены в статье 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

Цитата (Статья 251 НК РФ): 1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:
.
в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

Итак, начнем с того, подпадает ли Ваш грант под определение «гранта» для целей статьи 251.

То, что Вы получаете деньги не от иностранной или международной организации, это понятно.
Ваш изначальный источник: Президент России.
К сожалению, Вы не указали, от кого именно Вы получаете деньги, но думаю, что от некоммерческой организации.
Источник совпадает.

Дальше — цель получения гранта. Думаю, что формулировка «защита прав и свобод человека и гражданина» вполне подходит.
Значит и цель совпадает.

Остается — наличие в условиях гранта обязательного отчета о целевом использовании гранта. На всякий случай проверьте, есть ли в Вашем договоре (или другом документе) эта обязанность. А пока будем считать, что есть.

Следовательно, Ваш грант подпадает под определение «целевого финансирование» и не облагается налогом при соблюдении еще одного условия: ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Не забывайте об этом, поскольку для УСН-6% учет расходов не актуален и о нем многие забывают. И такая мелочь может очень осложнить жизнь.

Итак, мы выяснили, что полученные вами грант не облагается налогом. Т.е., он не включается в доходы для УСН.

А вот что касается НДФЛ, то я вообще не понимаю, каким образом он здесь может всплыть.
Я рассматривал вариант получения гранта непосредственно АНО. Именно АНО не включает грант в доход для УСН.
АНО не платит за себя НДФЛ, поскольку, хоть и некоммерческая, но организация.
Если потом эти деньги выплачиваются людям, то тут уже нет никакого значения, грант это или нет. Там уже другие принципы определения налога (уже НДФЛ). Но это другая тема.

Если грант выдан не организации (АНО), а конкретно человеку, то эту тему тоже нужно рассматривать отдельно в новой теме.

Налогообложение грантов

В настоящее время вопросы налогообложения грантов регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение соответствующих норм Налогового кодекса РФ.

Необходимо отметить, что с 01.01.2006 г. уточнено понятие «грант» в целях применения главы 25 Налогового кодекса РФ, а именно определены области осуществления конкретных программ, для которых предоставляются гранты. Это прежде всего наука и образование, искусство, культура, охрана здоровья населения. В области охраны здоровья населения определены направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез.

В рамках действующего налогового законодательства под грантом понимают денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • — гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • — гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

В зависимости от того, кто является грантополучателем, можно выделить два случая:

  • — грантополучатель – физическое лицо;
  • — грантополучатель – юридическое лицо (организация).

В первом случае, грант получает непосредственно физическое лицо (договор о предоставлении гранта заключается между грантодателем и физическим лицом). В этом случае, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ полученные средства не являются доходом физического лица и не подлежат налогообложению.

Во втором случае, грантополучателем выступает юридическое лицо (договор о предоставлении гранта заключается между грантодателем и юридическим лицом), и в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ полученные средства не включаются в налоговую базу юридического лица и не подлежат налогообложению. Согласно этому же пункту в налоговую базу не включаются средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

Возможен также более сложный случай, когда физическое лицо прямо упомянуто как получатель гранта в договоре с юридическим лицом — грантополучателем, но не имеет отдельного договора с грантодателем. Например, физические лица упомянуты как исполнители научного проекта, поддержанного грантом, в договоре между организацией -грантополучателем и организацией — грантодателем. В этом случае вопрос о правоприменении решается следующим образом. Если физическое лицо получает грант в виде денежных средств или иным способом непосредственно от грантодателя, то также применяется статья 217, часть 1, пункт 6 Налогового кодекса РФ. В этом случае, соответственно, полученные средства признаются грантом и не подлежат налогообложению. В случае, если грант поступает от грантодателя организации -грантополучателю, то применяется пункт 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Соответственно, эти средства не включаются в налоговую базу организации.

Однако, если организация грантополучатель при этом выплачивает заработную плату физическим лицам, как исполнителям проекта, поддержанного грантом, то эти выплаты (фонд заработной платы) включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ по ставкам, определенным статьей 241 Налогового кодекса РФ, а полученные физическими лицами средства в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ являются доходом физического лица и включаются в налоговую базу, которая подлежит налогообложению по ставке 13% в соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (налог на доходы физического лица).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 г. № 923 утвержден Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов. Дополнения к перечню приняты в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 24.

Таким образом, для того чтобы денежные средства или иное имущество, переданные международной или иностранной организацией, представляли собой грант и не подлежали налогообложению, необходимо чтобы соответствующая международная или иностранная организация были включены в вышеуказанный Перечень. В противном случае, такие полученные средства включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению.

В практике также встречается случай, когда один научный проект получает совместную поддержку нескольких организаций, и грантовое соглашение является многосторонним. В этом случае только средства, поступающие для исполнения данного проекта от тех организаций, которые упомянуты в вышеуказанном перечне не включаются в налоговую базу грантополучателя.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923
“О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов” (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 24)

Комментарии и мнения

Из письма Минфина России от 24.08.17 № 03-15-06/54477 неожиданно следует, что перед получением гранта работником через организацию ей экономически выгоднее его уволить. Тогда ограниченные средства гранта не придётся тратить ещё и на уплату обязательных страховых взносов.

В письме рассматривается следующая ситуация: есть грантодатель — федеральное бюджетное учреждение, есть компания, которая распределяет этот грант между исполнителями проекта, есть физические лица, которые получают эти деньги. При этом граждане как являются работниками компании, так и нет.

В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг.

Таким образом, по мнению чиновников, объектом обложения страховыми взносами на основании пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ являются все выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между физическим лицом и компанией.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Поэтому у компании, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат.

Следовательно, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, суммы таких выплат, (за исключением сумм, поименованных в ст. 422 НК РФ), подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счёт средств гранта.

В случае если выплаты за счёт средств гранта производятся компанией в пользу физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с данной компанией, (то есть получается, что компания — это не более чем передаточное звено между бюджетным учреждением и непосредственным грантополучателем), то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются и обязанности по уплате страховых взносов с данных выплат не возникает.

Аналогичный ответ был дан и в письмах Минтруда России от 16.11.14 № 17-3/ООГ-998 и от 26.04.16 № 17-3/В-170, а также в письме ПФР России от 29.07.14 № НП-30-26/9660.

Однако есть Постановления АС Поволжского округа от 08.04.15 № Ф06-22690 и от 14.05.15 № Ф06-23013/2015. У судей по этому вопросу сложилось иное мнение: объектом для исчисления обязательных страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определённый трудовой результат. А ведь получение гранта в нашем случае не связано с исполнением работником трудовых обязанностей в организации, передавшей грант; эта выплата также не является компенсирующей или стимулирующей. Причём тут наличие трудовых отношений?

Так что в рассматриваемой ситуации у организации есть два варианта действий:

  • не платить страховые взносы, и в случае конфликта с налоговиками обращаться в суд;
  • временно уволить работника — в этом случае налоговики просто не смогут возражать против неуплаты страховых взносов.

Вопрос: О начислении страховых взносов на выплаты, производимые организацией физлицам за счет средств гранта.

Это интересно:

  • Разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов Разрешение на работу ВКС Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту (ВКС) Высококвалифицированный иностранный сотрудник при трудоустройстве на работу в РФ обязан иметь действующее разрешение на работу. Разрешение на работу такому сотруднику оформляется на срок действия его […]
  • Справка для расчёта пособий в фсс Справка для больничного листа 182н: бланк Актуально на: 28 декабря 2017 г. Справка о сумме заработной платы Справку о заработке, которую бухгалтеры иногда называют справкой 182н или формой 182н по номеру Приказа (Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 182н) ее утвердившего, работодатель […]
  • Вакансия юрист без опыта киев 58 вакансий Помощник юриста в Киеве Помощник юриста , Есть система бонусов %, а также гарантированный рост ставки через 6 месяцев. "> 3000 грн * Полная занятость, неполная занятость, готовы взять студента. Требования: Внимательность, высокий уровень самодисциплины, нацеленность на […]
  • Закон об исполнительном производстве консультант Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" С изменениями и дополнениями от: 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 […]
  • Выплата пенсии в декабре Выплата пенсии в декабре Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ Поиск по сайту График выплаты пенсий на декабрь График выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат по Санкт-Петербургу за декабрь 2012 года через отделения […]
  • Закон иркутской области о правовых актах иркутской области Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ"О правовых актах Иркутской области и правотворческой […]
  • 157 закон об иммунопрофилактике Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" С изменениями и дополнениями от: 7 августа 2000 г., 10 января 2003 […]
  • 12 статей закона о полиции 12 статей закона о полиции На сайте общественных обсуждений проектов законодательных актов опубликован проект закона об изменении статьи 12 закона о Полиции, в которой предусматривалось совместное "наблюдение" полиции и органов здравоохранения за лицами с психическими расстройствами и […]

Author: admin