Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Основание и порядок ликвидации юридических лиц

Содержание:

Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества — соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществление деятельности, запрещенной законом;

— неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее — Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидации юридического лица: порядок, основания и принудительные меры

Ликвидация юридического лица — это процедура прекращения им своего существования без перехода прав и обязательств на другое лицо. Порядок ликвидации юридического лица четко регулируется действующим законодательством. Федеральные законы устанавливают и основания, на которых организация может быть ликвидирована.

Основания ликвидации юридического лица

Законом предусмотрены следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников (учредителей) или уполномоченного ими органа:

  • организация достигла цели своего создания
  • по любому другому основанию.

По решению суда:

  • в случае признания юридического лица банкротом
  • при грубом нарушении законодательства при создании организации
  • при грубом и регулярном нарушении законодательства во время функционирования
  • при осуществлении деятельности без лицензии, если таковая требовалась
  • при отсутствии организации по указанному месту нахождения в течение года
  • при отсутствии учредителей и участников организации, без которых она не может функционировать по месту проживания более чем в течение одного года
  • если систематически осуществлялась деятельность, противоречащая целям создания организации
  • на других основаниях предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица по причине грубого нарушения законодательства в момент регистрации допускается только в том случае, если это нарушение носит неустранимый характер. По причине грубого неоднократного нарушения законодательства на протяжении своей работе — если эти нарушения затрагивали интересы третьих лиц.

Юридическая помощь по ликвидации юр. лиц

Оперативная консультация по телефону или в офисе бюро

Адвокат по арбитражным делам — помощь специалиста по ликвидации юр. лиц

Порядок ликвидации юридического лица

Порядок установлен законами Российской Федерации. Ликвидация юридического лица может быть начата по заявлению его кредиторов (банкротство) или государственного органа (если выдвижение подобных требований является его законным правом). Ликвидация возможна только по решению суда.

Обязанность по ликвидации организации возлагается на:

  • собственника
  • уполномоченный собственником орган
  • уполномоченный на ликвидацию учредительными документами орган
  • назначенный судом орган.

Кто бы ни принял решение о ликвидации юридического лица — его собственник или суд — он должен незамедлительно поставить в известность регистрационный орган для возможности внесения последним в реестры соответствующих записей.

Требования кредиторов удовлетворяются по ликвидационному листу. Порядок ликвидации юридического лица устанавливает, что если его активов оказывается недостаточно для покрытия всей задолженности, то с торгов реализуется имущество. Также законом установлен порядок удовлетворения требований разных кредиторов.

Принудительная ликвидация

Причинами для завершения деятельности фирмы и ее ликвидации могут быть:

  • грубые нарушения, которые произошли еще на стадии регистрации компании, и повлекшие за собой необратимые последствия;
  • отсутствие лицензий на деятельность;
  • банкротство;
  • добровольное желание одного из учредителей и прочие для этого основания, предусмотренные Законом.

Принятие решения о ликвидации предприятия

Если ликвидация является добровольной, то она начинается с подачи заявления учредителями или советом учредителей. После выполнения внутренних решений и обязанностей решение о закрытие должно быть направлено в регистрационный налоговый орган. Далее дело переходит в руки налоговой, которая выдает свидетельство о прекращении деятельности организацией.

Следующий этап включает в себя уведомление банка, закрытие расчетного счета, официальное объявление о закрытии юридического лица. Чтобы процедура считалась официальной, важно дождаться проверки налоговой, которая осуществляется вместе с ее выездом на место главного штаба компании — происходит это в течении трех месяцев после закрытия компании. При этом налоговая выясняет не только то, уплачены ли налоги, но и следит за отсутствием осуществления деятельности со стороны закрытой организации.

Кроме того, налоговый орган обязательно выясняет, есть ли у организации задолженности – если они есть, осуществляется процесс по возвращению долгов. Если же такой процесс невозможен, то документы подаются в соответствующие инстанции. Важным условием для ликвидации является соглашение с увольнением всех работников и выплата денежных компенсаций в размере заработной платы. Впрочем, нередко такие моменты приводят к судебным трудовым спорам.

Порядок ликвидации юридического лица

Мы помогаем компаниям в успешном проведении процедуры ликвидации. Наша помощь включает целый комплекс услуг:

  • консультации на протяжении всего процесса ликвидации;
  • разработку плана ликвидации;
  • подготовку всех необходимых документов;
  • подачу документов в гос. органы;
  • получение свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Протос Консалтинг — это:

  • Грамотные юристы, обладающие большим практическим опытом.
  • Компания за 12 лет своей деятельности заслужившая доверие многих клиентов (см. Отзывы о нас).
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту (100% ориентация на интересы клиента).
  • Квалифицированная юридическая помощь.

ПОДРОБНЕЕ О ЛИКВИДАЦИИ

В зависимости от оснований различают:

  • Добровольную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»).
  • Принудительную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: ГК «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»).
  • Ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Процедура ликвидации юридического лица включает следующие этапы

  1. Принятие решения о ликвидации.

Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры):

  • в АО — общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ст.21 закона “Об акционерных обществах”), этот вопрос выносится на решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом) ликвидируемого общества. Решение принимается большинством (минимум 3/4 голосов акционеров) владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст.48 закона “Об акционерных обществах”);
  • в ООО — решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.

Ликвидационная комиссия – это особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп.2, 3 ст.62, п.4 ст.64 ГК, п.4 ст.18 Закона о некоммерческих организациях).

  1. Уведомление регистрирующего органа и фондов о принятии решения о ликвидации юридического лица.

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации юридическое лицо обязано подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), заполненные по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». На обеих формах подписи заявителя должны быть нотариально заверены.

Помимо уведомлений в ИФНС необходимо подать протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится на стадии ликвидации. С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц — полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица (п.1.1. Временного положения).

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

В настоящий момент форма уведомления ПФР и ФСС России законодательно не утверждена, поэтому организация может его составить самостоятельно. Аналогично уведомлению о ликвидации юридического лица, подаваемому в налоговый орган, в сообщении фондам рекомендуется указывать: ИНН, КПП, ОГРН, наименование организации в соответствии с учредительными документами; регистрационный номер в органе ПФР или ФСС России; принятое решение о ликвидации; дату подписания уведомления. Сообщение должен подписать руководитель организации или ее уполномоченный представитель.

  1. Публикация уведомления о ликвидации в средствах массовой информации.

Ликвидируемое юридическое лицо обязано уведомить контрагентов о запуске процесса ликвидации посредством публикации объявления в журнале «Вестник государственной регистрации».

Объявление должно включать информацию о сроках подачи кредиторами требований; полное фирменное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, принявшем решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.

На этом же этапе ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

  1. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

По истечении 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом.

Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:

  • оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия, удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого юридического лица;
  • документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя ликвидационной комиссии.

Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации юридических лиц, и печатью регистрирующего органа.

Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) либо их представителям, действующим на основании доверенности.

Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 5 дней.

После согласования промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующем органе он предоставляется в налоговый орган на проверку.

  1. Удовлетворение требований кредиторов.

Денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица производятся ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, исключение составляют кредиторы пятой очереди, которые могут получать выплаты через месяц со дня утверждения баланса.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Сначала продается имущество, не участвующее в производстве (например, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). После чего продаже подлежит готовая продукция, недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

  1. Составление и утверждение ликвидационного баланса.

В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после расчета со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у юридического лица к моменту ликвидации и до того, как буду произведены расчеты с учредителями.

Ликвидационный баланс дает представление об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, после чего подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

  1. Расчеты с учредителями.

Имущество, которое осталось у организации после расчета с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Основанием для распределения служит акт, пописанный всеми участниками организации. Акт указывает, кому и что предается.

  1. Закрытие счетов в банках.

Процедура закрытия счетов заключается в подаче соответствующего уведомления в банк. Сообщение о закрытии счета, а также уведомление банка о закрытии счета юридического лица необходимо передать в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и фонд социального страхования.

  1. Государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо прекращает свое существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р16001.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса.
  4. Справка из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов.
  5. Платежное поручение об уплате государственной пошлины.

Не позднее чем через 5 дней со дня подачи этих документов налоговая инспекция должна выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

  1. Снятие с учета во внебюджетных фондах

Для этого в фонд подаются следующие документы:

  • Заявление в произвольной форме.
  • Копия протокола о ликвидации.
  • Нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности.
  • Нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета.
  • Страховое свидетельство (для ФСС).
  1. Уничтожение печати и сдача документов в архив.

С учетом соблюдения всех установленных требований средний срок ликвидации составляет около полугода. Но, стоит учесть, что ошибки на каком-либо из этапов повлекут за собой увеличение сроков ликвидации, а наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.

Специалисты нашей компании помогут вам в осуществлении всех процедур, связанных с ликвидацией.

Порядок ликвидации юридического лица

Остановку деятельности и реорганизацию, что не влечет за собой образование новых юридических лиц, называют ликвидацией.

Любое юридическое лицо имеет в своем управлении некое материальное имущество, которое выступает своеобразным гарантом исполнения обязательств, принятых организацией на основании договоренностей.

В некоторых ситуациях юридические лица могут начать процесс реорганизации. Тем не менее, это никоим образом не сказывается на их обязательствах перед кредиторами.

Порядок и особенности ликвидации юридических лиц

Остановку деятельности и реорганизацию, что не влечет за собой образование новых юридических лиц и передачу под их ответственность материальных ресурсов реорганизуемой компании, называют ликвидацией юрлица.

Порядок ликвидации юридического лица четко определяется нынешним законодательством, а именно ст.61 ГК РФ.

По данному нормативному положению, она может проходить несколькими методами:

  • В соответствии с решением учредителей и акционеров компании, но при условии полного согласия всех членов правления;
  • По решению уполномоченных органов госвласти по итогам проверки жизнедеятельности компании;
  • После вынесения решения судебных инстанций в принудительном порядке из-за нарушения правил ведения деятельности.

Несмотря на то, что ликвидация означает прекращение деятельности, в некоторых ситуациях допускается принцип правопреемства, и юридическое лицо подвергается процедуре реорганизации путем слияния нескольких компаний в одну, разделения компании на несколько частей, преобразования правовой формы юрлица и т.д.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

Полное удовлетворение требований кредиторов выступает неотъемлемым компонентом любого реорганизационного процесса.

Именно поэтому, при ликвидации компании, должен быть написан финансовый документ, который показывает состояние дел в организации на финальном этапе ликвидации.

При утверждении ликвидационного баланса самое пристальное внимание уделяется долговым обязательствам юридического лица. Если на момент составления баланса имеются некие финансовые обязательства перед кредиторами, то в таком случае баланс будет отклонен до тех пор, пока компания окончательно не расплатится по счетам.

Все основания по подготовке ликвидационного баланса указаны в ГК РФ. К примеру, в данном нормативе предусмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов.

После того, как все задолженности юридического лица взысканы, определяется ликвидационный баланс, что обязательно должен утверждаться всеми членами правления, учредителями или акционерами, и подтвержден компетентными органами государственной власти.

Функции ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс – это официальный финансовый документ, который показывает, каким имуществом обладает юридическое лицо на момент ликвидации своей деятельности после того, как им были погашены все дебиторские задолженности и обязательства перед кредиторами.

По сути, главной функцией ликвидационного баланса является демонстрация общего финансового состояния, которое сложилось в организации на момент принятия решения относительно ее ликвидации.

Благодаря ликвидационному балансу, можно определить, какие материальные ресурсы могут принести прибыль акционерам или учредителям, а также какие резервы могут быть направлены на погашение обязательств в добровольном или принудительном порядке.

Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

Исходя из оснований правовой системы РФ, при принятии решения о прекращении деятельности организации или реорганизации должны погашаться текущие расходы, а вместе с тем и обязательства перед кредиторами.

Очередность удовлетворения требований кредиторов описывается в статье ГК РФ под №64.

В этом нормативе указано, каким именно образом кредиторы будут получать свои обязательства в денежном и материальном выражении и каков будет порядок удовлетворения требований кредиторов.

По закону, изначально будут погашены обязательства перед конкретными кредиторами, которым были выданы гарантии возврата займа. И лишь потом свои деньги получат остальные кредиторы в порядке очередности, который установлен действующей системой гражданского права.

При нарушении данного правила, виновные понесут соразмерную ответственность.

Очередность, согласно которой удовлетворяются требования кредиторов

Прекращение недействующего юридического лица характеризует полную остановку его деятельности, расторжение всех контрактов и договоренностей и инициацию старта процесса ликвидации.

Согласно закону, все кредиторские требования должны быть удовлетворены. Это один из основных принципов проведения ликвидации (реорганизации) организации.

Если кредиторов несколько, то определяется некая очередность, по которой будут погашаться их требования, возникшие в процессе.

При абсолютной ликвидации компании, удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица происходит в календарном режиме.

То есть, изначально удовлетворяются пожелания кредитора, у которого подходит к концу срок действия соглашения о выделении займа, и необходимо погасить перед ним задолженность.

Тем не менее, встречаются основания для ситуаций, когда закон дозволяет несколько изменять очередность удовлетворения каждого из требований. К примеру, когда доказана финансовая несостоятельность компании.

Способы погашения требований кредиторов должником

В случае необходимости ликвидировать организацию, первым же делом изучается информация о состоянии текущих финансовых дел, и определяются основные материальные активы компании, за счет которых будут погашены обязательства перед кредиторами.

После определения финансового положения организации, начинается процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица.

Она будет проходить согласно установленной законом очередности. То есть, изначально будет погашена задолженность перед сотрудниками компании и государственными фондами, а потом остаток будет распределен между кредиторами в соответствии с принципом календарности и в четком долевом соотношении.

При нарушении данного правила, может последовать ответственность.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица проходит по четко определенным правилам, которые предусматриваются в соответствии с действующим кодексом гражданских прав.

Перечень требований, которые считаются погашенными при ликвидации юридического лица

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица – прямая обязанность государства, и потому установлены определенные процедуры, которые дозволяют максимально защитить интересы кредитора.

Среди основного перечня требований, которые будут считаться погашенными на момент ликвидации юрлица, можно выделить:

  • Отсутствие задолженности перед сотрудниками, которые ранее работали в организации;
  • Отсутствие задолженности компании перед государственными властными структурами, в частности перед разнообразными фондами, налоговой службой и т.д.;
  • Абсолютное удовлетворение пожеланий кредиторов в добровольном порядке.

Лишь когда все из перечисленных оснований удовлетворяются в полной мере, юрлицо будет ликвидировано и официально объявит об остановке своего существования.

Процедура распределения обнаруженного имущества

При ликвидации или реорганизации организации назначается арбитражный управляющий, основная задача которого — обнаружение и опись всех материальных ресурсов, принадлежащих юридическому лицу.

Причем сделано это должно быть в точные сроки, указанные законодательно.

Именно это имущество будет выступать основным способом погашения задолженности перед государством, кредиторами и наемными сотрудниками. Процесс распределения имущества компании, которая подлежит ликвидации, определяется в ст.64 п.5.2 ГК РФ.

По данному нормативу, распределение будет происходить в установленной законом очередности и в полном соответствии с финансовыми требованиями, что выдвинуты против компании.

Стоит отметить, что распределение имущества может проходить как добровольно, так и принудительно.

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

Одной из основных государственных задач считается защита интересов кредиторов. Учитывая сложности, с которыми сталкиваются участники процедуры принудительной ликвидации юрлица, государство на высшем законодательном уровне определило основные положения защиты кредиторских прав.

По ст.64.1 ГК РФ граждане, являющиеся кредиторами, что столкнулись с нарушениями их прав, имеют полное право выполнить комплекс действий, направленный на защиту интересов в течении конкретного срока.

В любом случае, комплексная защита осуществляется посредством судебного решения, и при удовлетворении требований кредитора, во внимание будет принят лишь порядок очередности.

Порядок и последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Главным итогом проведенной добровольной реорганизации организации является исключение сведения об организации из ЕГРЮЛ. Данная процедура происходит на основании требований, установленных в ФЗ «О госрегистрации юридических лиц».

После того, как юридическое лицо исключили из ЕГРЮЛ, оно теряет право заниматься установленным ранее видом деятельности, а все его сделки признаются расторгнутыми.

Кроме того, после исключения компании из ЕГРЮЛ, юрлицо теряет возможность следовать своим первоначальным путем и совершать любые сделки.

Правовые последствия при исключении из ЕГРЮЛ аналогичны тем, которые характерны для процедуры ликвидации и реорганизации компании. Это:

  • Полное прекращение деятельности компании без права перехода обязанностей к другой организационной структуре в установленные законом сроки;
  • Погашение задолженности перед государством и кредиторами, осуществляемое за счет материальных активов, которые принадлежат юридическому лицу в установленный срок в соответствии с требованиями закона.

Порядок ликвидации юридических лиц

Ирина Мельникова, старший юрисконсульт АКГ BKR-Интерком-Аудит

Опубликовано в журнале «Налоговый вестник» №7, 2008

Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.

Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).

Добровольная ликвидация юридических лиц

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

Ликвидация осуществляется в несколько этапов (дополнительно смотри схему № 2 «Добровольная ликвидация юридических лиц»):

  • Принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
  • Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.
  • Выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.
  • Расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции Инспекции ФНС России № 46.

Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.

В акционерных обществах по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно 3/4 от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.

Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника их имущества.

Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено, поэтому решение изготавливается в свободной форме. В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция по форме Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года № 439. Эта, а также другие форма доступны по адресу http://www.nalog.ru/document.php?id=21008&topic=form_gosreg.

Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Обращаю Ваше внимание на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем предоставлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.

На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем других юридических лиц.

Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно он будет являться представителем юридического лица с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.

Решение о назначении ликвидатора либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.

О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002.

После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.

После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и их достаточно сложно уведомить каждого в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица, закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации» (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц. В публикации указываются:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • адрес (место нахождения) юридического лица;
  • сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
  • порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно предусмотреть другой срок – сколь угодно длительный, главное чтобы он составлял не менее двух месяцев.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме Р15003.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы:

  • взыскания задолженности;
  • выездных проверок;
  • камеральных проверок;
  • юридический отдел.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований (дополнительно смотри Схему 3 «Расчеты с кредиторами»):

I очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

II очередь: удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

III очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

IV очередь: требования прочих кредиторов.

Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 рублей), а также заявление по форме Р16001 предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

Необходимо отметить, что в заявлении по форме Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

  • Представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
  • Документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
  • В налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
  • При обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что «ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22) и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.

Однако при этом надо учитывать, что Гражданский кодекс говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении 1 месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди – таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет 3 месяца, при этом надо учитывать, что физически необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.

Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составить менее трех с половиной месяцев. Рекламные объявления компаний, предлагающих помощь в ликвидации, о том, что ликвидация будет проведена за два месяца, предполагают, что такая ликвидация будет проводится с нарушением законодательства.

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо так же рассмотреть такой вопрос – что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.

Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

Но что делать, если уже уведомлена налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган предоставляется заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме № Р14001).

После предоставления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено на почту Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.

Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

Принудительная ликвидация

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно (порядок принудительной ликвидации схематично представлен в Схеме 4).

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

  • Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
  • Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • Осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения.

При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации только в том случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы – если же их можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечается, в частности, Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 13.08.2004 № 84, где разъяснятся, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В последующем же вся последовательность этапов сохраняется – и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, публикацию о ликвидации юридического лица, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган предоставляются заявление по форме Р16001, документы, подтверждающий оплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс

При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.

Согласно пункту 24 постановления от 01.07.96 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в т. ч. лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

В случае если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на оснований указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомления по формам Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)1

Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:

  • Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев2;
  • Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

  • справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
  • справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд Российской Федерации, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/[email protected], в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Представляется, что в таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.

1 Дополнительно см.: Схему 5 «Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ».

2 Обращаю Ваше внимание на то, что непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности означает, что в налоговую инспекцию физически не сдается никакая отчетность, а не предоставление «нулевой» отчетности.

Это интересно:

  • Расчет стажа госслужащих ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 января 2018 Сегодня общеустановленный возраст выхода на пенсию составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С января 2017 вступили в […]
  • Пенсия 98 года Эксперты выяснили, сколько россиян после новой реформы не доживут до пенсии Среди первого поколения россиян, которые должны будут выйти на пенсию в 63 года и 65 лет, не доживут до этого примерно 17,4% мужчин и 6,5% женщин. Об этом говорится в расчетах института демографии ВШЭ, пишет […]
  • Сущность освобождения от наказания § 1. Понятие и виды освобождения от наказания Принцип гуманизма, присущий отечественному уголовному законодательству, впервые четко сформулирован в ст. 7 действующего УК. В соответствии с этой статьей уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, а […]
  • Правила кости покер Игры в кости Покер на кубиках играется на пяти игральных костях, с цифрами от 1 до 6. Все кости всегда бросаются одновременно. Если какая-то кость становится на ребро, то все кости поднимаются снова. Цель игры - набрать как можно больше очков. Количество игроков - любое. Ходят по […]
  • Взыскание задолженности по налогам и сборам Проведение взыскания задолженности по налогам Налоговые обязательства имеются у каждого гражданина России. Не освобождаются от уплаты налогов и сборов и организации. Платежи должны быть постоянными и в срок вноситься в казну государства. Некоторые недобросовестные налогоплательщики […]
  • Какой процент пени за штрафы Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению? На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ): транспортный […]
  • Полномочия юрисконсульта в суде Как правильно оформить юриста в штат только на время суда? Добрый день.Как правильно оформить юриста в штат только на время суда(он будет нужен в качестве представителя)? Заранее спасибо. Ответы юристов (4) Здравствуйте, не имеет смысла оплачивать работу наёмного сотрудника, если его […]
  • Правила обследования несущих строительных конструкций зданий ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 5. ОБСЛЕДОВАНИЕ […]
Все права защищены. 2018