Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Ответственность за нарушение правил охоты в рб

Штрафы и наказания за браконьерство в Беларуси

Если белорусский охотник решил стать браконьером, ему есть о чем задуматься. С выходом закона № 197-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» значительно ужесточена ответственность за нарушение правил охоты. Информация актуальна на 2016 год.

Административная ответственность

Незаконная охота наказывается штрафом в размере от 20 до 50 базовых величин — для гражданина (с лишением специального права на охоту), от 50 до 200 базовых — для предпринимателя, от 500 до 1000 базовых величин — для юрлица. При этом могут быть конфискованы орудия охоты и средства совершения нарушения.

Перемещение или разделка диких животных в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира, влекут наложение штрафа: на гражданина — в размере от 20 до 50 базовых величин, на ИП — от 30 до 200 базовых, на юрлицо — от 200 до 1000 базовых величин.

Иные первичные правонарушения в сфере охоты могут обойтись гражданину в 40 базовых величин (с лишением специального права на охоту), индивидуальному предпринимателю — в 20-200 базовых величин, юрлицу — в 100-1000 базовых.

Уголовная ответственность

За охоту без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами, совершенная в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение браконьер наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За нелегальную охоту на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо незаконную добычу диких животных, занесенных в Красную книгу Беларуси, либо повторную незаконную охоту на данных территориях и на указанные виды животных, а также повлекшую причинение ущерба в крупном размере ответственность установлена в виде лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность. К этому взысканию добавляются либо штраф, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Незаконная охота, совершенная с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовный кодекс Беларуси дополнен статьей, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, то есть в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира. За совершение указанных правонарушений, совершенных в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения предусматривается штраф или исправительные работы на срок до двух лет, или арест.

Также установлена ответственность за незаконные перемещение или разделку диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей в крупном размере, либо на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Беларуси, либо совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные этой статьей либо статьей УК РБ о незаконной охоте. В этом случае браконьеру грозит штраф или арест, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

Если действия, предусмотренные статьей о незаконном перемещении или разделке диких животных совершены должностным лицом с использованием его служебных полномочий, либо в результате правонарушений государству причинен ущерб в особо крупном размере, на нарушителя налагается штраф, либо он лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, в том числе с ограничением свободы на срок до трех или четырех лет.

Ответственность за нарушение правил охоты в рб

С 17 ноября 2014 года внесены дополнения и изменения в статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за незаконные охоту и рыболовство.

В новой редакции изложены статьи 281 и 282 УК РБ, добавлена статья 282-1, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, в том числе погибших, или их частей, если стоимость превышает 100 базовых величин. Таким образом, транспортировка или разделка мяса лося, оленя, кабана и косули является основанием для возбуждения уголовного дела.

Перемещение (транспортировка) или разделка других видов диких животных, относящихся в соответствии с законодательным актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира, влекут административную ответственность и наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Внесены изменения в статьи 15.35 и 15.37 КоАП РБ. Минимальный штраф за незаконную добычу рыбы или незаконную охоту составляет от 20 до 50 базовых величин (ранее – от 10 до 50 базовых). Нахождение в рыболовных угодьях либо на прилегающей к ним территории на расстоянии до одного километра от береговой линии рыболовных угодий с запрещенными орудиями рыболовства или рыбой, лов которой в данном районе и в данное время или сроки запрещен либо вес которой превышает установленные нормы, без документов, подтверждающих законность владения рыбой, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин.

За нарушение Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства административное взыскание в виде предупреждения не предусматривается.

Е.ХОМЕНОК, госинспектор Полоцкой межрайонной
инспекции охраны животного и растительного мира

Уголовная ответственность за незаконную охоту, незаконное перемещение или разделку диких животных

Законом Республики Беларусь от 24.10.2014 N 197-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» в Уголовный Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (далее – УК) была введена статья 282-1. Данная статья предусматривает ответственность за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей.

Криминализация перемещения (транспортировки) и разделки диких животных, в том числе погибших (или их частей), обусловлены тем, что до появления в законе указанной правовой нормы существовал законодательный пробел. Лицо, истребляя животных, сразу не забирало добычу. Сначала прятало орудие охоты, затем возвращалось за дичью и открыто транспортировало, выдавая ее за случайно обнаруженную либо купленную с рук у незнакомых лиц. В результате избегало ответственности.

Кроме того, перемещение (транспортировка) и разделка диких животных запрещены Правилами ведения охотничьего хозяйства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 (ред. от 01.12.2014) «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (далее – Указ № 580).

Необходимо отметить разграничение в квалификации преступлений, предусмотренных ст.282 и ст.282-1 УК. Например, часть 1 статьи 282 предусматривает ответственность за охоту без надлежащего на то разрешения, либо в запрещённых местах, либо в запретное время, либо запрещёнными орудиями, либо запрещёнными способами (незаконная охота), совершенная в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Предметом незаконной охоты являются охотничьи животные, обитающие в условиях естественной свободы. Перечень охотничьих животных приведен в приложении 1 к Правилам ведения охотничьего хозяйства. Не относятся к предмету охоты пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, дериваты (например, яйца диких птиц).

Таким образом, в случае, если лицо незаконно добыло животное (независимо погибло оно при этом или ранено) и в последующем его транспортировало, будет наступать ответственность, предусмотренная ст. 282 УК, однако необходимо установление факта незаконной добычи данного животного (незаконной охоты).

Часть 1 стати 282-1 УК предусматривает ответственность за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Предметом преступления являются дикие животные, относящиеся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибшие, или их части. К таким животным следует относить охотничьих животных нормируемых видов, указанных в приложении 1 к Правилам ведения охотничьего хозяйства, в том числе травмированных, больных или погибших, которые были обнаружены в охотничьих угодьях и (или) на территориях, не включенных в фонд охотничьих угодий, а также туши или части туш погибших охотничьих животных.

Согласно абзаца 3 пункта 148 Указа № 580 по факту обнаружения раненого, травмированного, больного или погибшего охотничьего животного нормируемых видов должностное лицо пользователя охотничьих угодий, а в фонде запаса охотничьих угодий либо на территориях, не включенных в фонд охотничьих угодий, — уполномоченное должностное лицо местного исполнительного и распорядительного органа с участием представителей организации Министерства лесного хозяйства и территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также специалиста государственной ветеринарной службы (если животное больное или погибшее) составляют акт, после чего при необходимости в их присутствии производится добыча раненого, травмированного или больного охотничьего животного. Перемещение (транспортировка), разделка охотничьих животных без наличия данного акта запрещены.

Таким образом, если лицо нашло раненое или погибшее животное, относящиеся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, и транспортировало его, без соответствующего акта, ответственность наступит по ст. 282-1 УК, в случае, если факт незаконной охоты не установлен.

Адвокат юридической консультации
Пинского района и города Пинска
Пошелюк Олег Александрович

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Какие штрафы грозят охотникам-браконьерам в Беларуси и в странах Балтии?

В Литве, Латвии и Эстонии с момента распада СССР произошли наиболее кардинальные изменения в области ведения охотничьего хозяйства и охоты. В законодательствах Беларуси и прибалтийских стран в этой сфере наряду с отличиями есть множество схожих подходов, особенно по вопросам квалификации нарушений.

С ноября 2014 года в Республике Беларусь ужесточена ответственность за нарушение законодательства в области ведения охотничьего хозяйства и охоты: в Уголовный кодекс добавлены санкции за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, в том числе погибших, или их частей. С июня 2014 года существенно увеличены (в среднем в три раза) таксы для определения размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде физическими или юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.

В таблице 1 приведены размеры штрафов за аналогичные по составу правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

Охота, осуществляемая лицом, не имеющим специального права

Охота без разрешения на добычу охотничьего животного, охотничьей путевки, листа и т.п.

Охота в запрещенных местах, запретное время, запрещёнными орудиями, способами

Незаконное перемещение (транспортировка) или разделка диких животных

Нарушение требований правил безопасности охоты

Примечание: размеры штрафов в Республике Беларусь установлены в базовых величинах. Для удобства сравнения данные штрафы пересчитаны в евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент написания статьи.

Наиболее строгая административная ответственность за грубые нарушения – незаконную охоту, незаконное перемещение, разделку продукции охоты – предусмотрена в Литве и Эстонии. В Беларуси и Латвии установлен минимальный размер штрафных санкций за данные правонарушения.

Кроме того, во всех перечисленных государствах предусмотрены меры дополнительного административного взыскания в виде конфискации орудий незаконной охоты, транспортных и иных средств совершения правонарушения, лишения специального права (права охоты).

В случае незаконной добычи дикого животного браконьеру, кроме уплаты штрафа, придётся возместить еще и вред (ущерб) согласно установленным таксам (тарифам). Данный подход применяется как в Беларуси, так и во всех странах прибалтийского региона. В какие суммы оценивается ущерб на примере отдельных видов (семейств) животных показано в таблице 2.

Виды диких животных

Таксы (тарифы) возмещения вреда (ущерба), причинённого окружающей среде (за одну особь)

самка взрослая или молодняк

самка взрослая или молодняк

Гуси (кроме охраняемых видов)

Утки (кроме охраняемых видов)

Наибольшие таксы возмещения причинённого окружающей среде вреда за незаконную добычу копытных охотничьих животных установлены законодательством Литовской Республики (от 870 € за молодняк косули до 5572 € за взрослого благородного оленя), минимальные – в Эстонии (от 400 € за косулю до 800 € за лося или оленя). В Беларуси и Латвии данные таксы существенно не отличаются. Например, такса по лосю и оленю в Латвии составляет 2590 €, что всего на 162 € меньше чем такса, установленная за данные виды в Беларуси, говорится на сайте Госинспекции.

Что касается представителей отряда хищных, размер такс установлен в зависимости от их природоохранного статуса и значимости как компонента природной среды. Так, рысь европейская в Беларуси и Литве отнесена к охраняемым видам, в Латвии и Эстонии – к охотничьим. В связи с этим такса за незаконную добычу или уничтожение рыси в Беларуси и Литве составляет 2752 € и 4348 € соответственно. В Латвии и Эстонии, где рысь относится к объектам охоты, такса ниже – 1850 € и 1000 € соответственно.

Барсук также включен в Красную книгу Беларуси, в то же время в странах Балтии он является охотничьим животным. Поэтому у нас за его незаконную добычу предусмотрена максимальная такса – 2752 €, в Литве, Латвии и Эстонии – значительно меньше – 870, 185 и 100 € соответственно.

Волк отнесён к охотничьим видам животных как в нашей стране, так и в прибалтийских государствах. По сравнению с последними у нас установлен минимальный размер таксы за его незаконную добычу. Вместе с тем размер такс за незаконную добычу бобра, куницы лесной, охотничьих видов гусей и уток, вальдшнепа в Беларуси существенно выше.

Законодательствами Республики Беларусь и стран Балтии предусмотрены общие подходы в части применения повышающих коэффициентов при расчёте причинённого окружающей среде вреда (ущерба) в случаях незаконной добычи или уничтожения диких животных при определённых обстоятельствах. Например, при добыче животных, включённых в перечень охраняемых видов, или незаконном изъятии беременных самок.

Несмотря на имеющиеся отличия, общим в системе наших законодательств является то, что рациональному природопользованию и охране окружающей среды, в том числе вопросам ведения охотничьего хозяйства и охоты, уделяется повышенное внимание. Это неудивительно, поскольку сохранение биологического разнообразия – одна из приоритетных задач любого цивилизованного государства.

Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства повлечет уголовную ответственность

В Беларуси будет предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства, добычи рыбы и других водных животных. По информации пресс-службы Палаты представителей, соответствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» принят депутатами парламента в первом чтении.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статьей 281 Уголовного кодекса предлагается предусмотреть ответственность в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста за добычу рыбы или других водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретные время или сроки, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами или приемами (незаконную добычу рыбы или других водных животных), совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Статьей 282 Уголовного кодекса предлагается усилить уголовную ответственность за охоту без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами (незаконную охоту), совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение и за незаконную охоту на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо незаконную добычу диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо незаконную охоту, совершенную лицом, ранее судимым за незаконную охоту или за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, либо повлекшую причинение ущерба в крупном размере.

Кроме того, Уголовный кодекс Республики Беларусь дополняется статьей 282 1 , которой предлагается предусмотреть ответственность за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных:

1) совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения;

2) в крупном размере, либо на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо совершенные лицом, ранее судимым за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных или за незаконную охоту;

3) совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных, в том числе погибших, или их частей в особо крупном размере.

Изменения, вносимые в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривают, что пособник будет нести административную ответственность за соучастие в административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.35 указанного Кодекса (за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства, добычи рыбы и других водных животных).

Кроме того, предлагается предусмотреть, что независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности будет применяться специальная конфискация, которая будет состоять в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, исключенных из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы и других водных животных, торговля которыми осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

При этом административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 15.35, частью 3 статьи 15.37 данного Кодекса, – не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Законопроектом также предлагается усилить административную ответственность за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства, добычи рыбы или других водных животных и за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты.

В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях изменения вносятся по аналогии с изменениями вышеуказанных статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Это интересно:

  • Отсутствие пдв штраф Штрафы при отсутствии проекта ПДВ Отсутствие проекта ПДВ влечёт за собой ряд негативных последствий для предприятия. Статья 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» КОАП РФ: п.1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без […]
  • Изменения осаго 1 сентября Вот как подорожает полис ОСАГО с 1 сентября 2018 года Вот что изменится в ОСАГО в ближайшие несколько лет Со вчерашнего дня известно о надвигающемся новом поднятии тарифов обязательного страхования гражданской ответственности (стоимости полисов ОСАГО). Подорожание тарифов стало […]
  • Штрафы по задержке зарплаты Штраф за невыплату заработной платы Актуально на: 25 октября 2016 г. Мы рассказывали в отдельной консультации о праве работников на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы. А какой штраф грозит работодателю в случае, если заработную плату он вовремя не выплачивает. […]
  • Бланки оплаты налогов Образцы квитанции: Форма ПД-4 сбербанк (налог) Содержание Образцы квитанций Образцы типовых квитанций в Сбербанк. Некоторые другие банки тоже принимают такие квитанции, однако могут взымать дополнительную комиссию. Форма N ПД-4 сб(налог) заполняется для оформления через отделение […]
  • Статистика юриста Рынок труда юристов: что нарушает баланс спроса и предложения Хотя спрос на современном кадровом рынке превышает предложение, кандидаты месяцами разыскивают своих идеальных работодателей. А компании не могут дождаться очереди из соискателей, чтобы выбрать самого лучшего. Почему так […]
  • Госпошлина нк гарант Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, […]
  • Налог за вторую машину 2018 За вторую машину придется заплатить. Транспортный налог возвращается в Тюмень Опубликовано: 28 декабря 2015, 16:36 | Служба новостей ТюменьPRO С января 2016 года тюменские автовладельцы снова будут вынуждены платить транспортный налог. Но не все, а лишь те в собственности, которых […]
  • Пдд 2018 штрафы за превышение скорости Все штрафы за превышение скорости в 2018 году Размер штрафа за превышение скорости составляет от 500 до 5000 рублей. За значительное превышение возможно лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до 1 года. За превышение скорости не более 20 км/ч — штраф отсутствует. C 1 января 2018 […]
Все права защищены. 2018