Пенсии для военнослужащих в 2012 году

Исчисление военной пенсии без коэффициента 0,54

Еще раз к вопросу о военной пенсии. Постараемся документально доказать незаконность понижающего коэффициента 0,54 для военных пенсионеров.

С 01 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (Далее – Федеральный закон № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года).

Статья 2 указанного Федерального закона № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года дополняет статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года) частью второй, следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента».

Данным дополнением к ранее действующему Закону РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, с 1 января 2012 года снижен объем денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, на 46 процентов.

Пенсия за январь 2012 года военным пенсионерам начислена, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Экономическим Судом СНГ ранее приняты Решения по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих от 28 февраля 1996 года № 13/95/С-1/6-96, от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96, от 13 апреля 2007 года № 01-1/5-06, от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08.

Государствами-участниками СНГ в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры:

Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее — Соглашение от 14 февраля 1992 года);

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее — Соглашение от 13 марта 1992 года);

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее — Соглашение от 15 мая 1992 года).

Соглашение от 14 февраля 1992 года заключено в целях создания военнослужащим надлежащего уровня жизни и условий для выполнения обязанностей военной службы, а также правовой основы для осуществления этих мер. Объектом Соглашения являются социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, включая гарантии в области пенсионного обеспечения. В качестве основополагающего принципа, статья 1 данного Соглашения предусматривает сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР и недопустимость их одностороннего ограничения. Более того, государствам — участникам Содружества предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты указанной категории граждан.

Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 отметил, что статья 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года применима ко всему комплексу прав и льгот в области социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, включая право на пенсионное обеспечение.

Статья 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года также предусматривает, что «порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями», то есть иными, нежели данное Соглашение, международно-правовыми актами.

В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением.

Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 отметил, что из указанной договоренности государств-участников следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не относятся к предмету регулирования

Соглашения от 13 марта 1992 года, а также отметил, что специальным международным договором, заключение которого предусмотрено статьей 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года и статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года.

В Решении Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 раскрыто содержание понятия «пенсионное обеспечение военнослужащих», которое означает «весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий».

В Решении Экономического Суда от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 указывается: «В соответствии со статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, установленных законодательством бывшего Союза ССР». Экономический Суд СНГ отмечает, что в данной норме закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства.

В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, кроме того, предусмотрено: «при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР». Таким образом, как указано в Решении Экономического Суда СНГ от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08, «в указанной норме наряду с принципом территориальности зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства — сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР».

Экономический Суд СНГ в Решении от 15 апреля 1999 года № 01-1/5-98 разъясняет, что термин «уровень прав и льгот», употребляемый в статье 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года, непосредственно относится к объему и характеру получаемых управомоченными лицами материальных благ.

В Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 Экономический Суд СНГ, исходя из положений статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, указал, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством.

Поскольку исчисление пенсии входит в «пенсионное обеспечение военнослужащих», объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, является одной из составляющих уровня пенсионного обеспечения.

Как видно из ст. 46 ранее действовавшего Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР.

Указанный объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а соответственно уровень пенсионного обеспечения, нашел свое отражение в законодательстве Российской Федерации, в частности в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Так статьей 43 названного Закона РФ было предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Однако с 1 января 2012 года Федеральным законом № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года в статью 43 названного Закона РФ внесены изменения, согласно которым указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера.

Пенсия за январь 2012 года военным пенсионерам начислена, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Таким образом, с 1 января 2012 года снижен объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а соответственно уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, по сравнению с уровнем, установленным ранее Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I, что противоречит статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года.

Ранее Экономический Суд СНГ в своем Решении от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 пришел к выводу, что государства-участники Соглашения от 14 февраля 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года не в праве устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР.

Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права закреплено в Конституциях государств — участников Содружества. В частности, Конституцией Российской Федерации (статья 15) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Исходя из этого, в Решении от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 Экономический Суд СНГ указал, что положения Соглашений от 14 февраля 1992 года и от 15 мая 1992 года, подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, если в национальном законодательстве государства — участника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям.

То есть, в случае коллизии норм внутреннего законодательства государств — участников Содружества с положениями названных соглашений, применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и обязательству соблюдать общепризнанные принципы международного права, закрепленному в Конституциях государств — участников Содружества.

Согласно статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке установленным законодательством бывшего Союза ССР, но поскольку при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, то за военнослужащими должно сохраняться право на исчисление пенсии, исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, как это предусмотрено статьёй 46 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I.

Необходимо также отметить, что Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 уже устанавливал подобное нарушение Соглашения от 15 мая 1992 года государствами-участниками СНГ (Республики Казахстан и Туркменистан – в отношении выслуги лет для назначения пенсии). При этом в резолютивной части этого решения Экономический Суд СНГ указал: «Сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР».

Другими словами, исходя из выше указанного, государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года, не в праве снижать в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР. Российская Федерация не в праве была устанавливать в национальном законодательстве правило, снижающее уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей ниже уровня, установленного Законом СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-I – вносить изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, согласно которым с 1 января 2012 года при исчислении пенсии учитывается 54 процента денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Экономический Суд СНГ в Решении от 20 января 2000 года № 01-1/5-99 указал, что Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания государствами — участниками, и его действие распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил после вступления Соглашения в силу.

Таким образом, с 1 января 2012 года за проживающим на территории Российской Федерации бывшим военнослужащим сохраняется право на исчисление пенсии, исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, как это предусмотрено статьёй 46 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I.

Российская Федерация не вправе, в контексте статьи 1 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15 мая 1992 года, вносить в статью 43 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года изменения, устанавливающие с 1 января 2012 года правило, согласно которому при исчислении пенсии учитывается 54 процента денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Военный комиссариат Республики Татарстан

Актуальные вопросы в пенсионном обеспечении и социальном обслуживании военных пенсионеров

Ответ: Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 397-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, предусматривающее ежегодное увеличение на 2 процента денежного довольствия учитываемого при исчислении пенсии, приостановлено до 1 января 2016 года.
Соответственно, в связи с данным изменением законодательства, увеличений пенсий военным пенсионерам с 1 января 2015 года не производилось.
Также сообщается, что Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ № О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» с 1 октября 2015 года предусмотрена индексация денежного довольствия военнослужащих на 5 процентов, в связи с чем будет произведен пересмотр пенсий всем военным пенсионерам из расчета соответствующего увеличения окладов денежного содержания военнослужащих.

2. Новый порядок исчисления военных пенсий установленных с 1 января 2012 года?

Ответ: Федеральным законом от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих, предусматривающая значительное увеличение окладов денежного содержания военнослужащих, в том числе за счёт сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с реформированием системы денежного довольствия Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (далее — Закон № 4468-1) были внесены изменения, устанавливающие новые правила учёта денежного довольствия для исчисления пенсий, согласно которым с 1 января 2012г. денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, установлено в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

При этом в результате применения нового порядка исчисления пенсий снижения уровня пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей допущено не было.

Напротив, с 1 января 2012 г. был произведен пересмотр пенсий, в результате которого их абсолютные размеры в денежном выражении увеличились в среднем на 50-70 процентов, что значительно выше уровня инфляции, установленного на 2012 год Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в размере 6 процентов.

Для сохранения уровня пенсионного обеспечения с 1 января 2013г. предусмотрено ежегодное повышение данного коэффициента на 2 процента с одновременным пересмотром пенсий с первого числа каждого последующего года с целью доведения его до 100 процентов. Данный пересмотр пенсий производится независимо от пересмотра пенсий, связанного с повышением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», установлено ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
Реализация данного поручения в 2013 году была обеспечена нормами Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», предусматривающего увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии уволенным военнослужащим с 1 января 2013 г. до 56,0 процента и с 1 октября 2013 г. — 58,05 процента. Это позволило увеличить размеры пенсии уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента при прогнозном уровне инфляции 5,5 процента.
В 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», предусматривающего увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии уволенным военнослужащим с 1 января 2014 г. до 60,05 процента и с 1 октября 2014 г. — 62,12 процента. Это позволило увеличить размеры пенсии уволенным военнослужащим в среднем на 7,0 процента при прогнозируемом уровне инфляции 5,0 процента.

С учетом изложенного, правовые нормы указанных федеральных законов не противоречат Конституции Российской Федерации и не умаляют права военнослужащих и пенсионеров из их числа, поскольку обеспечили повышение уровня их пенсионного обеспечения, равенство размеров пенсий при прочих равных условиях независимо от даты увольнения военнослужащих с военной службы и позволяют поддерживать материальное обеспечение пенсионеров на должном уровне.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 24 сентября 2012 г. №1800-0, от 24 декабря 2012 г. № 2418-0 указал, что применяемые с 1 января 2012 г. правила исчисления пенсий, предусматривающие механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, не нарушают их права, поскольку направлены на увеличение размеров этих пенсий.
При этом средний размер пенсии за выслугу лет с 1 октября 2014г. составил 21289 рублей, что на 81 процент превышает средний размер трудовой пенсии, который с учётом повышения страховой части пенсии в 2014 году составил 11700 рублей.
Согласно статье 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование основных характеристик федерального бюджета осуществляется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, который указывается в федеральном законе о федеральном бюджете. Другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации уровень инфляции и сроки его применения не регламентированы.

1. В связи с ликвидацией работы стоматологической военной поликлиники в г. Казани, где можно произвести зубопротезирование военным пенсионерам?

Ответ: В целях реализации прав военных пенсионеров, предусмотренных п.5 стати 16 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» командованием Центрального военного округа заключен договор с ГУАЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» (г. Казань, ул. Бутлерова 16) на оказание услуг по бесплатному зубопротезированию военным пенсионерам. Для получения указанных услуг необходимо получить справку в центре социального обеспечения военного комиссариата Республике Татарстан о праве на бесплатное зубопротезирование и обратиться в медицинское учреждение по указанному адресу.

Что будет с военной пенсией в 2015 году?

Многие военнослужащие наверняка помнят 1 января 2012 года. День, когда военные пенсии были повышены сразу в 1,6 раза. Тогда же Владимир Путин пообещал военным пенсионерам ежегодно увеличивать их пенсионные выплаты, как минимум, на 2% сверх уровня инфляции.

С момента начала военной реформы прошло уже почти три года. Выполняет ли правительство свои обязательства перед бывшими военнослужащими?

В этой статье мы расскажем о том, сколько получают военные пенсионеры сейчас, и на что им рассчитывать в 2015 году.

Немного истории

На всякий случай напомним, что военную пенсию в России получают не только кадровые военные, но и полицейские, пожарные, а также сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ и представители исполнительно-уголовной системы.

Чтобы заработать военную пенсию за выслугу лет, нужно «оттрубить» в армии (полиции и далее по списку), как минимум, 20 лет. То есть, с учетом льготного исчисления выслуги военнослужащий вполне может выйти на пенсию цветущим мужчиной «в районе 40».

В начале 2012 года в России стартовали реформы, затронувшие вопросы довольствия армии и военных пенсий. В результате были серьезно увеличены должностные оклады военнослужащих. Естественно, на пропорциональный пересчет пенсий в большую сторону рассчитывали и военные пенсионеры.

Однако Минфин решил сэкономить и «придумал» для расчета военной пенсии понижающий коэффициент (его сразу же прозвали «унижающим») в размере 0,54 от среднего заработка военнослужащего. Таким образом, с 2012 года военная пенсия составляет чуть больше половины суммы оклада воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.

Кстати, не все знают о том, что «унижающий» коэффициент не применяется в отношении судей военных судов, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов…

Три года назад правительство России пообещало, что военная пенсия ежегодно будет расти на уровень инфляции плюс 2% к понижающему коэффициенту. Кроме этого, была запланирована регулярная индексация денежного довольствия военнослужащих. А значит, должен был пропорционально расти и размер военной пенсии.

Но на практике все получилось не совсем так…

Во-первых, в 2013-2014 гг. должностные оклады военнослужащим почему-то не выросли ни на копейку. Правда, несмотря на это, военным пенсионерам все же немного «накинули» за счет увеличения понижающего коэффициента не на 2%, а сразу на 4%.

К слову, с 1 января 2012 года понижающий коэффициент повышался уже трижды, и в настоящий момент он составляет не 54%, а 62,12%.

Во-вторых, в 2015 году денежное довольствие наконец-то должно увеличиться на 5,5%. Но зато у военных пенсионеров «временно заберут» очередной 2%-й «бонус» к понижающему коэффициенту.

В общем, на полноценную реформу военных пенсий денег, как обычно, попросту не хватило…

Как сейчас рассчитывается военная пенсия?

Напомним, что военнослужащие РФ не получают из бюджета заработную плату, как учителя или врачи. Положенные военным выплаты называют «денежным довольствием», и его размер должен ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции.

Денежное довольствие (ДД) состоит из нескольких «кирпичиков».

Во-первых, это должностной оклад, который напрямую зависит от должности военнослужащего (например, «прапорщик» или «сержант»).

Во-вторых, это надбавка за воинское звание. Скажем, находясь на одинаковых должностях, старший лейтенант и капитан будут получать разное денежное довольствие.

В-третьих, в ДД учитывается еще и надбавка за выслугу лет (считается с третьего года военной службы). Размер надбавки варьируется в диапазоне от 10% до 40% с градацией за каждые пять лет службы.

С 1 января 2012 года пенсионные выплаты военным стали рассчитываться по-новому. Проиллюстрируем алгоритм расчета на условном примере по следующей формуле:

(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × Понижающий коэффициент.

ОВД – это оклад по воинской должности (его значение зависит от конкретного тарифа). В нашем примере пусть это будет «командир взвода» с окладом в 20 000 рублей (тарифный разряд 10).

ОВЗ означает «оклад по воинскому званию». Допустим, наш командир взвода уходит на пенсию в звании капитана. В этом случае, его ОВЗ равняется 11 000 рублей.

НВЛ – надбавка за выслугу лет. Предположим, наш военный пенсионер прослужил 23 года. В этом случае, его НВЛ рассчитывается как 30% от суммы двух «голых» окладов: (20 000 + 11 000)*0,3 = 9 300 рублей.

Теперь можно посчитать сумму в скобках, к которой потом и будут применяться все «корректирующие» коэффициенты. У нас получилось 40 300 рублей.

А дальше просто уменьшаем эту цифру на:

— выслугу лет: 50% за 20 лет службы плюс по 3% за каждый год «сверху». Наш условный пенсионер прослужил 23 года, значит, его «корректирующий» процент будет равен 59% (50% + 9% за три «лишних» года);

— понижающий коэффициент. Предположим, бывший командир взвода получает пенсию в начале ноября 2014 года. На тот момент размер понижающего коэффициента уже составлял 62,12%.

В результате получаем пенсию «на руки» в размере: 40 300*0,59*0,6212 = 14 770, 27 рублей. Обращаем Ваше внимание на то, что в формуле не был использован районный коэффициент, а льготный стаж мы для упрощения приравняли к календарному.

Вторая пенсия для бывших военнослужащих

Чтобы военные пенсионеры могли получать еще и вторую («гражданскую») пенсию из ПФ, необходимо соблюдение нескольких условий.

Во-первых, пенсия по старости выплачивается лишь по достижении определенного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). И в этом плане для военнослужащих исключение не делается.

Во-вторых, у «претендента» должен быть сформирован минимальный страховой стаж (не учтенный по линии силового ведомства). Чтобы получать страховую пенсию в 2015 году, накопленный стаж должен составлять хотя бы шесть лет. А с 1 января 2016 года «минимум» будет увеличиваться на один год ежегодно. Таким образом, к 2024 году эта цифра составит уже 15 лет.

В-третьих, чтобы получать пенсию «по старости», нужно накопить минимальную сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов. Как только военный пенсионер устраивается на гражданскую работу, работодатель начинает перечислять взносы в ПФР. С этого момента и будут формироваться пенсионные коэффициенты.

В 2015 году сумма таких коэффициентов должна составлять 6,6. Причем, ежегодно этот минимальный размер будет повышаться – вплоть до 30 в 2025 году. Кстати, для тех военных пенсионеров, которые обратятся за получением страховой пенсии по возрасту до конца 2014 года, соблюдение этого условия не требуется.

И еще один важный момент. Если после выхода на «военную пенсию», военнослужащий решит остаться на службе, отчисления в Пенсионный фонд по его денежному довольствию не производятся!

Соответственно, эти «лишние» годы службы в общий трудовой стаж не засчитываются. И страховая часть «гражданской» пенсии за это время военному пенсионеру выплачиваться не будет.

Таким образом, чтобы получить право на «вторую» пенсию, бывшему военному нужно отработать на «гражданке» хотя бы шесть лет (требование вступает в силу 1 января 2015 года).

Для установления второй пенсии нужно обратиться в ПФР по месту жительства с паспортом, страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования (можно заполнить на месте), справкой о «первой» пенсии и трудовой книжкой.

Что будет с военной пенсией в 2015 году?

Под влиянием внешних и внутренних факторов российская экономика сегодня оказалась на пороге серьезного кризиса. В очередной раз россиян просят «затянуть пояса потуже» и на время забыть о масштабных социальных проектах.

30 сентября 2014 года в Госдуму России был внесен проект Закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Проект предусматривает резкое сокращение расходов. Документ получил название «бюджет дешевой нефти», так как заложенная в нем цена на нефть составляет $90 за баррель.

К сожалению, в нынешней ситуации государство не в состоянии выполнить взятые на себя в свое время социальные обязательства. Сэкономить в следующем году решили на многом. Не стали исключением и военные пенсионеры…

Из текста этого Закона следует, что очередного планового повышения понижающего коэффициента с 1 января 2014 года не будет. Такое повышение в бюджете запланировано лишь на первые числа 2016 и 2017 годов.

По мнению Министерства финансов, это позволит сэкономить 19,2 млрд. рублей в 2015 году, 19,1 млрд. рублей – в 2016 и 19,9 млрд. рублей – в 2017 году.

Напоминаем, что с первого числа следующего года понижающий коэффициент должны были увеличить с 62,12 до 64,14. Теперь же такое повышение отложено, как минимум, на год.

Комитет по обороне выразил свое недовольство «замораживанием» военных пенсий в своем Заключении №108/1.1 от 09.10.14. В документе говорится о том, что приостановка отдельных положений Закона №4468-1 и Указа №604 фактически отнимает у военных пенсионеров возможность ежегодного повышения пенсии выше уровня инфляции.

Кроме того, в 2012 году предполагалось, что денежное довольствие военнослужащих (а значит, и военная пенсия) будет регулярно индексироваться не на «официальную», а не реальную инфляцию.

В следующем же году для военных пенсионеров предусмотрено лишь одно повышение пенсии и денежного довольствия (на 5,5% с 1 октября 2015 года). И скорее всего, индексация ДД ни в 2016, ни в 2017 годах осуществляться не будет…

Вооруженные силы

Военным добавят срок

СМИ узнали о возможном повышении срока выслуги лет для военных пенсий

Силовые ведомства подготовили законопроект, в котором предлагается увеличить нижний предел выслуги лет, дающий военнослужащим право получать военную пенсию, на пять лет — с 20 до 25. Документ разрабатывался с начала весны по соответствующему распоряжению президента Владимира Путина.

Ведомства, в которых предусмотрена военная служба, разработали законопроект об увеличении минимального предела выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии, с 20 до 25 лет. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к руководству одного из российских силовых ведомств. Эту информацию изданию также подтвердил собеседник в Минобороны.

Документ предлагает внести изменения в российский закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей» от 12 февраля 1993 года.

Интервью «Газеты.Ru» с главой Комитета Госдумы по обороне Владимиром Шамановым

Работа по подготовке проекта закона велась с марта этого года по соответствующему решению президента России Владимира Путина. 22 мая начальник главного управления кадров Минобороны генерал Виктор Горемыкин доложил о подготовке документов замглавы ведомства генералу Дмитрию Булгакову, рассказали в министерстве.

Как пояснил газете высокопоставленный сотрудник администрации президента, в подготовке законопроекта участвовали представители всех ведомств, связанных с несением военной службы. «Тема очень тонкая, предстоит еще ряд консультаций на уровне финансово-экономического и социального блоков правительства, а также всех заинтересованных сторон», — добавил он.

Предполагаемые сроки принятия поправок собеседники издания не уточнили, однако, по их мнению, логично будет принять документ уже после президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года.

Авторы законопроекта также не раскрывают механизм увеличения нижнего порога выслуги лет: будет ли для этого введен переходный период, пока неизвестно. Также неясно, как принятие поправок отразится на бюджете.

Издание уточняет, что принятие законопроекта потребует внесения поправок в 13-ю статью настоящего закона (условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет) и в 14-ю (размеры пенсии).

На данный момент уже известно, что поправки, в случае их принятия, не коснутся тех военнослужащих, у которых окончание контракта совпадает с 20-летием выслуги. Всем остальным для того, чтобы иметь право на получение военной пенсии, придется отслужить на пять лет дольше.

Идея увеличить нижний порог выслуги лет обсуждалась уже давно. В 2013 году военные предлагали разделить этот процесс на два этапа: до 2019 года выплачивать всем военнослужащим, отслужившим свыше 20 лет, но не вышедшим на пенсию, надбавку в размере 25% от той пенсии, которую они могли бы получать, а с 1 января 2019 года окончательно установить 25-летний нижний предел выслуги. Однако после проведенных тогда расчетов выяснилось, что в федеральном бюджете недостаточно средств для дополнительных выплат, необходимых для переходного периода.

В 2015 году обсуждение этого вопроса возобновил глава Минфина Антон Силуанов. В правительстве допускали, что срок службы, необходимый для военной пенсии, может быть повышен сразу до 30 лет, однако этот вариант был отвергнут.

Нестабильная экономическая ситуация, наблюдавшаяся в России три года назад, также вынудила Минфин задуматься об отказе от увеличения выплат военным пенсионерам.

Силуанов и глава Минобороны Сергей Шойгу смогли урегулировать все вопросы и найти дополнительное финансирование только после того, как в ситуацию вмешался Путин.

В прошлом месяце глава государства подписал закон об увеличении пенсионного возраста для госслужащих. Согласно документу, пенсионный возраст чиновников увеличился до 65 лет у мужчин и до 63 лет у женщин. Закон также предусматривает постепенное увеличение минимального срока гражданской госслужбы, необходимого для пенсии за выслугу лет, с 15 до 20 лет.

Сейчас «военные пенсионеры», которые после выхода в запас (отставку) продолжают работать на должностях, не относящихся к военной службе, имеют право на вторую, «гражданскую», пенсию по линии Пенсионного фонда России по достижении установленного государством возраста выхода на пенсию (для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет) и минимально необходимого трудового стажа (в 2017 году составляет восемь лет и будет увеличиваться на один год до 15 лет к 2024 году).

В марте председатель комитета Госдумы по обороне экс-командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов рассказал в интервью «Газете.Ru», что средний размер пенсии в 2016 году составил: для пенсионеров военной службы — около 23 тыс. рублей, для пенсионеров правоохранительной службы — 17 тыс. рублей, для органов безопасности — 30 тыс. рублей.

По его словам, для исчисления «военной» пенсии учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет (стаж службы).

Интервью «Газеты.Ru» с советником министра обороны Андреем Ильницким

Оклады военных судей, прокуроров и следователей устанавливаются относительно оклада первого лица соответствующего ведомства. Оклады в остальных ведомствах установлены постановлением правительства Российской Федерации. При этом оклады по званиям для всех одинаковые, а размеры окладов по типовым должностям в Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны и Службе специальных объектов при президенте примерно на 20% больше, чем в Вооруженных силах и других войсках и воинских формированиях. Это обусловлено спецификой выполняемых задач этими органами и более строгим отбором.

В России уже более пяти лет не происходило индексации денежного довольствия военнослужащих.

«Гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания оказывается невыполненной на протяжении уже пяти лет, то есть фактически за все время действия федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», — объяснял Шаманов.

Положения этого закона, которые предусматривают, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции начиная с 2013 года, приостанавливаются ежегодно отдельным федеральным законом.

Однако, по словам Шаманова, индексация «военной» пенсии проходила путем увеличения так называемого понижающего коэффициента, который в соответствии со ст. 43 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. » в 2012 году составлял 54%, а с 1 февраля 2017 года составил 72,23%. Ее реальное увеличение составило: за 2013 год — на 8,2%, за 2014-й — на 6,2%, за 2015-й — на 7,5%, за 2016-й — на 4%, а с 1 февраля 2017 года — на 4%. Таким образом, за последние пять лет — с 2013 по 2017 год — «военная» пенсия увеличилась на 30%. А с 2011 по 2017 год «военная» пенсия увеличилась на 90%.

Это интересно:

  • Основной закон государства определяющий права и обязанности граждан Конституция Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемpushnoyschool.narod.ru Похожие презентации Презентация на […]
  • Код в платежке для налогов Поле 107 в платежке: 2018 год Актуально на: 24 января 2018 г. В поле 107 платежного поручения (Приложение 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П ) на перечисление налогов плательщик/налоговый агент должен указать код налогового периода, за который перечисляется налог (п. 8 […]
  • Закон хмао 86-оз Закон ХМАО - Югры от 30.09.2011 № 86-оз "О добровольной пожарной охране" Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 30 сентября 2011 года Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О добровольной пожарной охране", другими федеральными законами регулирует […]
  • 2700 приказ мо рф оус Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700"Об утверждении Порядка обеспечения […]
  • Все правила вольной борьбы Правила вольной борьбы Поединок в вольной борьбе проводится на борцовском ковре, который представляет собой квадратный мат с виниловым покрытием со стороной 12 метров. Минимальная толщина ковра должна составлять 4 сантиметра. Так называемая «область состязаний», в которой […]
  • Правила огневые работы Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда Правила дистанционного обучения по охране труда Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда Учебные материалы для обучения по охране труда Тема 0. Основные положения трудового права Тема 1. Правовое […]
  • Правила пожарной безопасности no 313 Записи с метками правила пожарной безопасности Оповещение о пожаре по радиоканалу в пожарную охрану Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Нарушение по предписанию - "На объекте отсутствует система АПС по передаче сигнала о пожаре по РЛ системе без участия персонала объекта на центральный […]
  • Можно ли писать заявление с двух сторон Заявление на 2-х и более листах. Как правильно? отправлено 12-09-2006 00:24 Уважаемый Антипризыв, скажите, есть ли особенности написания заявлений в призывную комиссию, если оно не умещается на одном листе? Нужно ли как-то указывать в самом заявлении что оно продолжается на другом […]

Author: admin