Петерсон пособие для учителя

Содержание:

Петерсон пособие для учителя

В первую очередь мы рекомендуем Вам ознакомиться с вводной консультацией для учителей 1 класса.

  • Одна из самых главных задач первых уроков – сформировать у детей желание ходить в школу, понимание каждым из них, что в школе многому можно научиться и что у ребенка все получится. В этот период обучения основным является принцип психологической комфортности. Поэтому материал первых уроков подобран так, чтобы вызвать у детей интерес, и чтобы каждый ребенок смог быть в чем-то успешен. В курсе 1 класса предусмотрен адаптационный период. Использование технологии деятельностного метода и проведение уроков надпредметного курса «Мир деятельности» позволяют включиться в учебный процесс всем без исключения ученикам, не зависимо от уровня подготовки. С помощью такой системной организации учебного процесса первоклассники уже к концу первого месяца обучения осознают свою позицию как ученика, разграничивают роль учителя и роль ученика в учебном процессе, понимают необходимость соблюдения правил поведения на уроке, в зависимости от роли учителя, учатся взаимодействовать друг с другом. Таким образом, у учащихся начинают формироваться универсальные учебные действия (УУД) и умение учиться с первых дней обучения.
  • Материал учебника разбит на отдельные уроки. Однако это разбиение лишь выделяет шаги, которые делают дети, и не обязательно соответствует учебному часу. Необходима тщательная проработка со всеми детьми 2 – 4 ключевых заданий, связанных с изучением новой темы. Задания к ежедневным занятиям с детьми учитель подбирает в зависимости от конкретных условий работы и целей урока.

Примерное планирование учебного материала Вы найдете на нашем сайте и в методических материалах

  • Основной цельюпервых пятнадцати уроков является развитие у детей мышления, памяти, речи, творческих способностей, формирование положительной мотивации учения. Эти уроки относятся к «дочисловой» части изучения курса. Их особенностью является то, что особое внимание уделяется тренировке мыслительных операций, речи, формированию положительного самоопределения к процессу учения. На данных уроках дети осваивают устную нумерацию, выполняют задания на поиск закономерностей, на выявление сходства и различия предметов. Особое внимание уделяется ритмическим играм, которые уже в 1 классе помогают детям освоить счет через 2, 3, 4 и т.д. до 9, подготовив тем самым прочную базу для дальнейшего изучения ими во 2 классе таблицы умножения. В течение всего адаптационного периода помимо заданий, направленных на общее развитие детей, у них отрабатываются навыки устного счета и письма, они знакомятся с операциями с группами предметов, лежащими в основе операций сложения и вычитания натуральных чисел. Таким образом, все они будут подготовлены к изучению натуральных чисел и действий с ними.

С одним из вариантов проведения ритмических игр Вы можете познакомиться в методическом пособии

  • Цель 1 урока по теме: «Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т. д.» сформировать положительную мотивацию детей к посещению школы, сформировать представление об учебнике математики. С первого урока начинается работа над развитием мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Учитель показывает детям разные предметы, а они стараются заметить и назвать как можно больше его свойств (например: блюдце – голубое, круглое, ставится под чашку, стеклянное и т. д.). Умение выделять свойства предметов формирует у учащихся способность улавливать определенные закономерности. Даются задания на выделение свойств одного предмета, нахождение признаков сходства и различия нескольких предметов. Уже на первом уроке можно начать обучение детей ритмическим играм. Пока речь должна идти лишь о ритмическом рисунке (одновременное выполнение под счет движений: хлопнуть в ладоши, дотронуться до ладоней друг друга и т. д.). Счет ведется хором на каждое движение до 10 и обратно. При этом кратные числа 2 проговариваются в момент касания ладонями.
  • Цель 2 урока по теме: «Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник» уточнить названия простейших плоских фигур, и тренировать способность к их различению. На этом уроке начинается накопление первичного опыта самопроверки и самоконтроля: впервые детям предлагается самостоятельно проверить правильность выполнения своей собственной работы. Первоклассники соотносят фигуры с предметами, которые имеют соответствующую форму (например, круг – дно стакана и т. д.), строятся, составляя заданные фигуры. Выделенные фигуры фиксируют в виде опорного сигнала, который показывает не только изученные формы, но и то, что форма фигур не зависит от других признаков, например цвета, размера.

    Цель 3 урока по теме «Изменение цвета и формы» — формирование способности к изменению цвета и формы геометрических фигур, уточнение представления о порядке следования объектов.

Основное внимание на 4 уроке по теме «Изменение размера» уделяется различию фигур по величине и установлению порядка увеличения и уменьшения. Вначале это различие фиксируется при сравнении предметов, одинаковых по форме, цвету, назначению, но разных по размеру. Затем следует перейти к сравнению по размеру фигур «Геометрического лото». В процессе выполнения заданий с этими фигурами следует обратить на развитие речи детей и вариативности их мышления.

  • На уроках 5–6 по темам: «Составление группы по заданному признаку» и «Выделение части группы» изучаются обобщающие понятия, (например: лев, бегемот, обезьяна,– звери). Сначала можно показать детям наборы картинок, для которых надо найти общее название (например: стол, стул, кровать – мебель). Затем предложить учащимся назвать другие предметы, входящие в указанную группу (например: шкаф, диван, – это тоже предметы мебели). На данных уроках происходит сравнение двух совокупностей (множеств) предметов. При этом допускается повторение предметов во множестве. Совокупности (группы, «мешки») равны, если они состоят из одних и тех же предметов или фигур независимо от их порядка.
  • На уроках 7–8 по темам: «Сравнение групп предметов. Знаки = и», «Составление равных и неравных групп» учитель знакомит детей со знаками = и ≠ : если подарки одинаковые, то между ними ставится знак = , а если не одинаковые – знак ≠ .
  • На уроках 9–10 по теме: «Сложение групп предметов» учащиеся знакомятся с операцией, лежащей в основе сложения натуральных чисел, и с переместительным свойством этой операции, учатся записывать сложение групп предметов с помощью знаков +, =, обозначать группы предметов с помощью букв, называть компоненты сложения. Главная мысль этих уроков: сложить – значит объединить группы предметов.Дети должны прочно усвоить, что слагаемые – это части суммы, а сумма – целое. Для фиксирования этих понятий можно использовать обозначения: части подчеркиваем, а целое обводим замкнутой линией. Хотя названия компонентов сложения и введены в речевую практику, добиваться от каждого ученика их заучивания пока не стоит. Гораздо важнее, чтобы дети поняли смысл выполняемых преобразований, пусть даже они выразят его своими словами.
  • На уроках 11–12 по теме: «Вычитание групп предметов. Знак – » учащиеся должны усвоить главную мысль, что: вычесть – это значит убрать (переместить) часть данной группы предметов и найти оставшуюся часть. Как и при изучении сложения, дети должны четко осознать, что уменьшаемое – это целое, а вычитаемое и разность – его части. Представление о вычитании формируется на основе организации предметных действий детей с геометрическими фигурами. Чтобы дети яснее увидели, что разность-выражение также обозначает оставшиеся фигуры, можно провести стрелку, показывающую, что круг из первого мешка убрали, отложили. На данных уроках основное внимание следует уделить смыслу вычитания и взаимосвязи между его компонентами: уменьшаемое – это целое, а вычитаемое и разность – части. Эту взаимосвязь, как и ранее, можно записать буквами: Ф – К = Т. Учащиеся приходят к выводу: если из целого вычесть одну из двух частей, то останется другая часть. Центральной идеей данных уроков, имеющей принципиальное значение для дальнейшего развития курса, является обучение детей буквенной записи взаимосвязей между сложением и вычитанием и умению объяснять эти записи.Эта способность лежит в основе формирования счетных умений, используется в дальнейшем для обучения решению текстовых задач, уравнений, формирует у детей способность к обобщенной записи наблюдаемых закономерностей с помощью буквенной символики.
  • На 13 уроке по теме «Выше, ниже. Связь между сложением и вычитанием» начинается развитие комбинаторной линии, которое связывается с рассмотрением отношений «выше – ниже». Уже на предыдущих уроках учащиеся достаточно часто встречали задания, допускающие различные варианты решения.
  • На уроках 14 и 15 по темам: «Порядок», «Раньше, позже» учащиеся закрепляют порядковый счет до 10, и осознают, что число, названное при счете, является одновременно и порядковым, так как указывает на порядок предметов при счете (первый, второй, третий и т. д.), и количественным, так как указывает на количество всех пересчитанных предметов. С этой целью порядковые числительные связываются с их количественным изображением. Можно предложить группе учащимся рассчитаться по порядку, назвать свой порядковый номер, соотнести последний порядковый номер с количеством детей в данной группе. На уроке 15 сопоставление порядковых и количественных числительных связывается с уточнением временных отношений «раньше» – «позже», понятий «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра», «позавчера» и их представления об основных единицах времени, знакомых из обыденной жизни (год, месяц, сутки, час, минута).
  • К окончанию подготовительной («дочисловой») части курса первоклассники понимают свою позицию ученика, у них сформированы первичные представления о самопроверке и о самоконтроле. Они умеют решать задачи на поиск простых закономерностей, описывать свойства предметов, объединять в единое целое, разбивать на части, устанавливать соотношения равенства и неравенства, совокупности предметов, сравнивать с помощью составления пар, записывать с помощью знаков = и ≠ , устанавливают взаимосвязь между сложением и вычитанием, записывают с помощью букв четыре равенства и объясняют их смысл. К этому времени всеми детьми уже освоена устная нумерация в пределах 20, ритмический счет через 2.
  • На последующих уроках знания и навыки, приобретенные детьми за прошедшее время, систематически закрепляются и углубляются. Для этого в каждый урок включаются задания на повторение изученного материала. Формы работы могут быть самые разнообразные: коллективные, групповые и индивидуальные, устная работа, работа в тетрадях в клетку или на печатной основе, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах, в парах, и т. п. В ритмических упражнениях от счета через 2 надо постепенно переходить к счету через 3.

Виды заданий

1. Что здесь интересного? Что вы заметили? (Ученики должны выявить как можно больше особенностей предъявленного предмета, картинки, группы предметов и т. д.)

2. Найдите сходство и различие (предметов, картинок и т. д.). Что изменилось?

3. Измените цвет фигуры, форму, размер; цвет и форму; цвет и размер и т. д.

4. Уменьшите (увеличьте).

6. Разбейте на части (по цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т. д.).

7. Найдите закономерность и продолжите ряд.

8. Найдите нарушенную закономерность.

9. Составьте 2 равных мешка.

10. Сложите (вычтите) 2 мешка. Назовите компоненты действий.

11. Подберите предметы в неизвестный мешок (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое).

12. Подберите вместо звездочки подходящий знак действия.

  • Обращаем ваше внимание на то, что результат работы по программе курса математики «Учусь учиться» будет значительно выше, если учитель будет использовать дидактическую систему деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000. »),выбрав доступный для себя уровень реализации технологии деятельностного метода: базовый, технологический, системно-технологический. Базовый уровень легко осваивается любым учителем уже при первичном знакомстве с дидактической системой «Школа 2000. » и становится стартовой площадкой для саморазвития учителя при освоении деятельностного метода в его полноте.

Подробные поурочные рекомендации к уроку Вы найдете

(CD–диск с презентациями, раздаточным и демонстрационным материалом).

Для ознакомления с дидактической системой деятельностного метода мы предлагаем Вам изучить следующую литературу

  • «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Приглашаем вас на наши курсы повышения квалификации в Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО. Занятия на курсах проводятся так, что каждый учитель «проживает» все этапы технологии деятельностного метода: самостоятельно ставит перед собой цель в соответствии со своими знаниями и возможностями, находит путь решения проблемы, преодолевает возникшие затруднения, корректирует свои действия. Вы не только познакомитесь с содержанием и технологией деятельностного метода, но и приобретете, свой собственный опыт деятельностного обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс, чтобы дети смогли пройти путь от затруднения к самостоятельному открытию «нового» для них знания. В Центре «Школа 2000…» АПК и ППРО создана система курсовой подготовки и выпущена методическая литература, которая позволяет учителю на курсах или заочно подготовиться к реализации деятельностного метода обучения. Эта система выстроена так, что каждый слушатель, исходя из своих возможностей, может выбрать свой темп освоения технологии, пройдя путь от базовых курсов до курсов методистов, вырасти профессионально и успешно реализовывать ФГОС.

Педагогам, начинающим работать
по учебникам математики Л.Г. Петерсон

«Начало есть более чем половина всего»

Аристотель (384–322 гг. до н.э.)

Уважаемые коллеги, приветствуем вас в числе наших партнеров и единомышленников! Мы всегда готовы помочь вам найти ответы на вопросы и преодолеть любые возникшие затруднения.

С какими учебниками по другим предметам целесообразно использование программы по математике Л.Г. Петерсон?

Курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон является составной частью авторской открытой образовательной системы деятельностного метода обучения, что позволяет использовать данный курс математики в двух вариантах:

1) Открытая система Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), где курс математики «Учусь учиться» используется на основе авторской дидактической системы совместно с курсами по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений из завершенных предметных линий федерального перечня, независимо от вхождения в ту или иную систему учебников.

Нормативно-правовые документы по использованию курса математики Л.Г. Петерсон можно найти в разделе Нормативные документы, письма и программы .

2) Система учебников «Перспектива», где дидактическая система Л.Г. Петерсон принята в качестве методологической основы, а курс математики «Учусь учиться» является системообразующей частью.

Варианты использования учебника, рабочей тетради и учебника на печатной основе Л.Г. Петерсон.

Существуют следующие варианты работы по курсу математики «Учусь учиться» для начальной школы автора Л.Г. Петерсон:

Подчеркнем, что использование в одном классе разных вариантов учебника — многоразовый и на печатной основе — нецелесообразно, так как в них различаются нумерация страниц, порядок заданий и даже порядок некоторых разделов курса.

По нашему мнению, наиболее удобным вариантом для ребенка является вариант 3.

Все перечисленные варианты предполагают, что ребенок выполняет часть заданий в обычной тетради в клеточку.

Что входит в учебно-методическое обеспечение курса математики «Учусь учиться» для 1 класса Л.Г. Петерсон?

Комплект для учителя

Сценарии уроков к учебнику математики «Учусь учиться», 1 класс. (CD-диск с презентациями, раздаточным и демонстрационным материалом). (Под ред. Л.Г. Петерсон)

Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс (со сценариями уроков, диагностикой, демонстрационным материалом и CD-диском с презентациями и печатным материалами к урокам). (Под ред. Л.Г. Петерсон).

Комплект для ученика

Для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон, мы рекомендуем надпредметный курс «Мир деятельности» .

Курс «Мир деятельности» мы считаем чрезвычайно важным для формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом, так как в нем дети получают знания о способах выполнения УУД, которые затем применяют, отрабатывают и закрепляют на уроках по курсу математики.

Важно и то, что работа по курсу «Мио деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему освоить сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

С чего начать?

1. Рекомендуем взять за основу и использовать в работе:

Курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон является составной частью авторской открытой образовательной системы деятельностного метода обучения, что позволяет использовать данный курс в системе «Перспектива» и в открытой системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).

2. Рекомендуем вам познакомиться с дидактической системой Л.Г. Петерсон:

дидактическими принципами, способом формирований универсальных учебных действий, технологией организации уроков, ролью надпредметного курса «Мир деятельности».

Обращаем Ваше внимание на следующие материалы:

Также обращаем Ваше внимание на то, что при организации учебной деятельности учащихся 1 класса, особенно на первых этапах, ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности, на основе которой решаются все ключевые задачи ФГОС, эффективно может быть достигнута только при условии благоприятного эмоционального состояния учащихся, их желания учиться.

Для учащихся 2-4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.

3. Основные методические особенности курса и его первых уроков кратко изложены в разработках:

4. Рекомендуем интересные и полезные материалы на нашем сайте:

В разделе Концепция вы найдете список литературы по Образовательной системе «Школа 2000…» с краткой аннотацией к каждой книге и информацией, как ее скачать или приобрести.

В разделе Библиотека вы сможете познакомиться с актуальной литературой по реализации ФГОС, методической литературой нашего Центра, сможете скачать интересующие вас материалы.

Как освоить технологию деятельностного метода?

Уважаемые коллеги, вы уже сделали первый шаг (пробное действие) и если у вас возникло затруднение, не огорчайтесь. Это объяснимо, так как курс предлагает новый деятельностный метод работы и, соответственно, новые методики. Они дают прекрасный результат с точки зрения реализации целей и задач ФГОС, сохраняют преемственность с традиционной школой. Тем не менее, есть и новое, не очень привычное на первых порах.

Но дорогу осилит идущий, и учителя, которые ее прошли (их сегодня – десятки тысяч), осознают, как важен был для них этот переход, и как много полезного теперь они могут передать своим детям.

Чтобы помочь учителям в этом переходе, в нашем Центре создана система методического сопровождения учителей и многоуровневая система курсовой подготовки по освоению дидактической системы деятельностного метода.

Что даст учителю работа по освоению технологии деятельностного метода (ТДМ)?

Освоение ТДМ позволит вам:

систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в традиционной школе и системах развивающего обучения;

«увидеть» себя, свой собственный педагогический опыт в новой системе обучения;

переходить к реализации ФГОС поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;

уже на первых этапах перехода увидеть положительный результат и повысить качество образования:

на посильном для себя уровне включиться в инновационный процесс (сегодня это не только моральный, но и материальный стимул);

обеспечить достаточную полноту и качество формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);

повысить свой профессиональный уровень;

уверенно и успешно реализовывать ФГОС.

Где можно приобрести литературу и учебно-методические пособия по системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»)?

ТД Абрис (официальный дилер и дистрибьютор), доступны как заказ онлайн, так и самовывоз.
Контакты: +7 (495) 229-67-59, [email protected]
Условия доставки и оплаты.

СК «Олимпийский», розничные продажи и интернет-магазин издательства «Ювента».
Быстрая обработка заказов, низкие цены, полный ассортимент.
www.uwenta.ru
Контакты: +7 (925) 589-84-86, +7(926)891-35-65, +7(499)390-87-84.

Интернет-магазин учебной литературы www.umlit.ru

Есть вопросы, на которые Вы не нашли ответ?

Вы можете задать вопрос на нашем сайте в разделе Вопросы и ответы .

Методисты нашего Центра окажут вам квалифицированную помощь.

Удачи Вам и творческих успехов!
Мы вместе, значит, у нас все получится!

Рабочая программа по математике (2 класс) по теме:
Математика. Л. Г. Петерсон. 2 класс

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Директор МБОУ Видновская СОШ №2

Рабочая программа учебного курса

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна.

Рабочая программа учебного предмета математики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Математика. Учусь учиться», разработанной Л. Г. Петерсон для учащихся второго класса и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данная программа является развивающей, что позволяет продуктивно работать с детьми разного уровня развития и интеллекта.

Для реализации программного содержания курса математики во втором используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся:

  1. Л. Г. Петерсон. Учебник «Математика. Учусь учиться». 2 класс. В 3-х частях. М.: Ювента, 2011.
  2. Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова, Т. Ю. Поникарова. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 2. В 2-х частях М.: Ювента. 2011.
  3. Л. Г. Моршнева. Математика. Проверочные работы. 2 класс. Саратов: Лицей, 2011.
  4. Математика. Таблица умножения и деления. Саратов: Лицей, 2011.

Литература для учителя:

  1. Методические рекомендации для учителей к учебнику. «Математика. 2 класс. Изд. 4-е перераб.и доп. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2011. Л. Г.
  2. Л. Г. Петерсон. Программа «Учись учиться» по математике для 1 – 4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». М.: ACADEMIA. АПК и ППРО, 2007.
  3. Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики . 2 класс. Методическое пособие. М.: Ювента, 2011.
  4. Поурочные разработки по математике к УМПК Л. Г. Петерсон . М.: Ювента: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Курс «Математика «Учусь учиться» разработан в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На изучение математики во втором классе отводится 136 часов при 4 — часах в неделю.

  1. плановых контрольных работ — 9 ч;
  2. административных контрольных работ — 2 ч.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  1. создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  2. сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  3. обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  4. сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  5. сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  6. сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  7. выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Общая характеристика учебного курса

«Математика. Учусь учиться»

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач , руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и эстетическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно — воспитательного процесса.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны быть сформированы как предметные, так и универсальные учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа будет эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и предоставлена возможность для их реализации.

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом нужно понимать, что на первом месте стоит эффективное достижение целей, обозначенных Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.

Рассматриваемый курс математики предполагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В курсе математики даны задачи разного уровня сложности. Это предоставляет возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута . Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель.

В основу учебников математики заложен принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательный для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить и максимум.

Содержание курса математики строится на основе:

  1. системно — деятельностного подхода;
  2. системного подхода к отбору содержания.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ) , которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
  3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
  4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
  5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
  8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков :

  1. уроки рефлексии , где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
  2. уроки обучающего контроля , на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
  3. уроки систематизации знаний , предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Ведущие формы и методы, технологии обучения : коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:

  1. Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Содержание учебной дисциплины «Математика». 2 класс

Числа и арифметические действия с ними (60 ч)

Приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел « в столбик». Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Сотня. Счет сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание « круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер.

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).

Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.

Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления. Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатов умножения и деления.

Кратное сравнение чисел (больше в . меньше в . ). Делители и кратные.

Частные случаи умножения и деления с 0 и 1.

Невозможность деления на 0.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них).

Переместительное свойство умножения.

Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел.

Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них).

Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.

Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком.

Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Работа с текстовыми задачами (28 ч)

Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения.

Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения « больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи.

Задачи на нахождение « задуманного числа».

Составные задачи в 2–4 действия на все арифметические действия в пределах 1000.

Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (20 ч)

Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые.. Периметр многоугольника. Ломаная, длина ломаной.

Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые.

Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон.

Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур.

Единицы длины: миллиметр, километр.

Периметр прямоугольника и квадрата.

Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Объем геометрической фигуры. Единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.

Величины и зависимости между ними (6 ч)

Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонента и результатами умножения и деления.

Формула площади прямоугольника: S = a · b.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a × b) × c.

Алгебраические представления (10 ч)

Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.

Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а · b = с, b · а = с, с : а = b, с : b = a.

Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а · 1 = 1 · а = а; а · 0 = 0 · а = 0; а : 1 = а; 0 ·: а = 0 и др. Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью

буквенных формул: а + b = b + а − переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения, а · b = b · а − переместительное свойство умножения, (а · b) · с = а · (b · с) − сочетательное свойство умножения, (а + b) · с = а · с + b · с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы, а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа, (а + b) : с = а : с + b : с − деление суммы на число и др.

Уравнения вида а · х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.

Математический язык и элементы логики (2 ч)

Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра.

Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида « верно/неверно, что . » , « не» , « если . то . » .

Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Работа с информацией и анализ данных (10 ч)

Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции.

Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.

Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы.

Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу.

Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей.

Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление « Задачника класса».

Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.

Учебно — тематический план

Общее количество часов

Повторение материала, изученного в 1 классе

Сложение и вычитание в пределах 20

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание в пределах 100

Умножение и деление чисел

Повторение учебного материала, изученного во 2 классе

Планируемые результаты освоения предмета.

Важнейшие задачи образования в начальной школе ( формирование предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулярной) реализуются в процессе обучения по всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предметные умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структуирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма задач как универсального учебного действия.

Содержание курса математики обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса математики «Учусь учиться» во втором классе является формирование следующих умений:

  1. становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другом людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности;
  2. целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;
  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
  4. принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;
  6. освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций;
  7. мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;
  8. установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развития умения определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во втором классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

  1. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  2. учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  3. учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  4. высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  5. работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  6. определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. ориентироваться в своей системе знаний: понимать , что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  2. делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  3. добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  4. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схеме, иллюстрация и др.);
  5. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы ;
  6. осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  7. выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  8. владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

  1. доносить свою позицию до других: оформлять свою речь в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. вступать в беседу на уроке и в жизни;
  4. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  5. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология подуктивного чтения и работа в малых группах.

  1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения , прикидки и оценки , наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики ), исполнения и построения алгоритмов.
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения , находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графикам и , множествами и цепочками , представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения

Обучающие должны знать:

  1. названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
  2. знать таблицу умножения и деления однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
  3. знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, километр;
  4. формулы периметра квадрата и прямоугольника;
  5. единицы измерения площади: 1 кв.см, 1 кв.дм, 1 кв.м ; .

Обучающие должны уметь:

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  2. правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  3. выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000;
  4. выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10, 100;
  5. применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  6. решать простые задачи и задачи в два действия (по действиям и составления выражения);
  7. решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое или часть;
  8. находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника) по заданным длинам его сторон и с помощью измерений;
  9. чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;

чертить прямоугольник и квадрат, если заданы длины их сторон.

  1. читать и записывать любое изученное число;
  2. определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;
  3. группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;
  4. устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой законо мерностью;
  5. называть первые три разряда натуральных чисел;
  6. представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
  7. дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;
  8. использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);
  9. использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
  10. определять массу с помощью весов и гирь;
  11. определять время суток по часам;
  12. решать несложные задачи на определение времени протекания действия ;
  13. складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования т аб лицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
  14. использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
  15. выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
  16. устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
  17. находить значения слож ных выражений, содержащих 2-3 действия;
  18. использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения ;
  19. решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами ;
  20. выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
  21. дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
  22. выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
  23. выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в . », «меньше в . » , задач на расчет стоимости ( цена, количество, стоимость ), на нахождение промежутка времени ( начало, конец, продолжительность события);
  24. решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;
  25. составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению ;
  26. чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами;
  27. определять вид треугольника по содержащимся в нем углам ( прямоугольный, тупоугольный, остроугольный ) или соотношению сторон треугольника ( равносторонний, равнобедренный, разносторонний );
  28. сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным ос но ваниям (цвет, размер, материал и т.д.) ;
  29. находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
  30. использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;
  31. использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м,
    100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. классифицировать изученные числа по разным основаниям;
  2. записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации;
  3. выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;
  4. понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени;
  5. выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);
  6. использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;
  7. применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;
  8. составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;
  9. проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
  10. составлять задачи, обратные для данной простой задачи;
  11. находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;
  12. проверять правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);
  13. выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действия);
  14. составлять задачи, обратные для данной составной задачи;
  15. проверять правильность и исправлять (в случае необходимости) предложенную краткую запись задачи (в форме схемы, чертежа, таблицы);
  16. сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в 2-3 действия);
  17. распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т. д;
  18. использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
  19. находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их;
  20. выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев;
  21. заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
  22. читать простейшие столбча тые и линейные диаграммы;
  23. устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
  24. понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
  25. выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
  26. выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма,
    дополнять незавершенный алгоритм;
  27. строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если . то. », «верно/неверно, что. »;
  28. составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса .

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Математика»

Материалы по Федеральному государственному образовательному стандарту

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  3. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Список литературы для учащихся

  1. Л. Г. Петерсон. Учебник «Математика. Учусь учиться». 2 класс. В 3-х частях. М.: Ювента, 2011.
  2. Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова, Т. Ю. Поникарова. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 2. В 2-х частях М.: Ювента. 2011.
  3. Л. Г. Моршнева. Математика. Проверочные работы. 2 класс. Саратов: Лицей, 2011.
  4. Математика. Таблица умножения и деления. Саратов: Лицей, 2011.

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Методические рекомендации для учителей к учебнику. «Математика. 2 класс. Изд. 4-е перераб.и доп. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2011.
  2. Л. Г. Петерсон. Программа «Учись учиться» по математике для 1 – 4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». М.: ACADEMIA. АПК и ППРО, 2007.
  3. Методические рекомендации для учителей к учебнику. «Математика. 2 класс. Изд. 4-е перераб.и доп. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2011.
  4. Л. Г. Петерсон, И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики . 2 класс. Методическое пособие. М.: Ювента, 2011.
  5. Поурочные разработки по математике к УМПК Л. Г. Петерсон . М.: Ювента: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  6. Методологические основы курса Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000. ». М.: ACADEMIA, АПК и ППРО, 2007.
  7. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000. » Математика: 2 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000. » . Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: ACADEMIA, АПК и ППРО, 2005.
  8. Г.В. Керова. Нестандартные задачи по математике. М.: ВАКО, 2008.
  9. В. П. Веденина, В.А. Федотова. Математика. Внеклассная работа. М.: Дрофа, 2010.
  10. Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. Подготовка к математической олимпиаде, 2-4 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.

Информационные образовательные ресурсы:

  1. Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».
  2. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык, математика, окружающий мир. 2 класс. (1DVD). 2009
  3. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика в 2-х частях. 2 класс. (DVD-диски). 2008.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  5. Образовательная коллекция. Устный счёт для учеников 1-6 классов (DVD-диск). 2012.
  6. Образовательная коллекция. Интерактивная энциклопедия по математике. Теория и практика для начальной школы. ((DVD-диск). 2012.
  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.
  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы
  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Это интересно:

  • Не выплачивают подоходный налог Право на НДФЛ-вычет ИФНС подтвердила, а деньги так и не пришли: как быть? Далеко не всегда получение денег по заявленному НДФЛ- вычету (имущественному/ социальному/ стандартному) проходит гладко. Давайте разберемся с ситуацией, когда вы представили в инспекцию декларацию с необходимыми […]
  • Нотариус на пр октября Нотариус на пр октября ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ВЫКУП Риэлторские услуги Риэлтор Нижний Новгород Продажа участка 8 соток Продажа недвижимости Оценка недвижимости Оценка недвижимости Услуги по оценке недвижимости Оценка загородной недвижимости Оценка квартиры для ипотеки […]
  • Пришел на работу после увольнения Прогул или не прогул – вот в чем вопрос Прогул – одно из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Напомним, под прогулом понимается отсутствие сотрудника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд […]
  • Где оплачивать налог на квартиру Как и где можно оплатить налог на имущество по бумажной квитанции и онлайн? Своевременная оплата имущественного налога – обязанность каждого налогоплательщика, единая для всех. Но способ оплаты, наиболее удобный для себя, граждане имеют право выбирать. Тем более сейчас такой выбор […]
  • Официальный сайт гибдд таблица штрафов Штрафы ГИБДД 2018 года Ниже представлена таблица штрафов за наиболее частые нарушения ПДД, с которыми могут столкнуться водители. Вы можете воспользоваться формой поиска, чтобы быстро найти нужную информацию по ключу. КоАП - расшифровывается как "Кодекс об административных […]
  • Декларация по земельному налогу в рб 2018 Земельный налог за 1 квартал 2018 года - расчет и уплата Отправить на почту Земельный налог за 1 квартал 2018 года компании рассчитывают самостоятельно исходя из ¼ произведения кадастровой стоимости земли и ставки налога. При этом на сумму платежа могут влиять и иные факторы. Узнайте о […]
  • Образец заявления на увольнение на работу Образец заявления на увольнение по собственному желанию (образец 2018) Статьи по теме Каждый работник вправе уйти из компании по собственной инициативе. Но в большинстве случаев он обязан предупредить работодателя о своем намерении минимум за две недели. Составлять заявление на […]
  • Образец заявления на кредит в газпромбанке Как получить потребительский кредит в Газпромбанке Потребительский кредит физическим лицам в Газпромбанке — весьма востребованный банковский продукт. Высокой популярностью он пользуется не случайно – клиентов привлекают выгодные процентные ставки и специальные предложения. Однако […]

Author: admin