Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Показатели собираемости налогов

Содержание:

Критерии и показатели результативности налогового контроля

Кабдрахметов Н.И., доцент

Казахстан, Костанайский государственный университет

имени А. Байтурсынова

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Любая налоговая система призвана обеспечивать поступления в бюджет, а также влиять на социально-экономическое развитие страны. К действующей в РК налоговой системе предъявляются дополнительные требования, определяемые ключевыми задачами современного периода экономического развития: совершенствование рыночной среды, создание условий для справедливой конкуренции, сохранение и укрепление региональных отношений. Отсюда – необходимость повышения эффективности налоговой системы и налогового администрирования.

Эффективность налоговой системы в соответствии с постулатами экономической науки обуславливается двумя факторами:

1) полнота выявления источников доходов в целях налогообложения;

2) минимизация расходов на взимание налогов.

Таким образом, эффективность налоговой системы определяется мерой полноты поступлений налогов в бюджет и. Соответственно, степенью исполнения всех налоговых процедур, тем, насколько эффективно оценивается и используются установленные законом базы налогообложения, а также уровнем затрат на содержание самого фискального аппарата.

Для характеристики эффективности налоговой системы используется показатель собираемости налогов. В наиболее общем виде он характеризует степень использования налогового потенциала за данный период времени.

Показатель «налоговый потенциал» означает:

-в широком смысле это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории;

-в более узком смысле – максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленная в условиях действующего законодательства. Эта сумма отражает возможности, которые представляет действующая налоговая система для финансирования бюджетных потребностей.

Каждое территориальное образование имеет свой налоговый потенциал (объем налогооблагаемых ресурсов), который характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога: суммой облагаемой прибыли, объемом доходов физических лиц, стоимостью, добавленной в процессе обработки, стоимостью имущества, наличием природных ресурсов. Налоговые доходы государства формируются в соответствии с общими тенденциями экономического развития. Недопоступление налогов свидетельствует о наличии неиспользованного налогового потенциала на данный период времени. Собираемость налогов – это объем налоговых поступлений в абсолютном выражении или степень полноты исполнения налоговых обязательств в относительном выражении.

Это понятие используется при:

-разработке перспектив бюджетно-налоговой политики;

-формировании бюджета (расчете бюджетных проектировок по поступлениям от каждого налога, заданий фискальным органам);

-оценке величины номинального и реального налогового бремени;

-оценке эффективности работы налоговых органов.

Собираемость налогов – это один из критериев бюджетно-налоговой безопасности.

Собираемость налогов в абсолютном выражении оценивается исходя из поступлений налогов в различных аспектах: в разрезе отдельных налогов, групп налогов, отдельных предприятий или групп предприятий, в отраслевом или региональном разрезе, по уровням бюджетной системы, в которую поступают налоги. Так, в налоговых органах формируются следующие» основные данные по всем зарегистрированным налогоплательщикам:

-начисленные (доначисленные) объемы налоговых обязательств;

-налоговые льготы по законодательству РК, региональному и местному законодательству;

-суммы уплаченных налогов, включая авансовые платежи и неденежные расчеты;

-начисленные и уплаченные пени и штрафы;

-величина и структура задолженности по каждому налогу.

Данные о поступлениях налогов, о состоянии задолженности, уплаченных пени и штрафов и задолженности по ним, о предоставленных льготах, о списании задолженности, в том числе в результате амнистий, –основные показатели собираемости в абсолютном выражении. В относительном выражении собираемость характеризуется сопоставлением величины исполненных налоговых обязательств к объему начисленных налогов. Различные модификации данного показателя представляют собой различные коэффициенты.

На собираемость влияют:

-степень развития налогового законодательства и банковской системы;

-сбалансированность регионального бюджета;

-эффективность работы фискальных органов и координация их деятельности;

-величина налогового бремени;

В настоящее время происходит рост потребности в финансовых ресурсах (финансирование институциональных реформ, повышение зарплаты и пенсий). Кроме того, уровень бюджетных расходов в РК ниже оптимального уровня расходов, и дальнейшее их сокращение невозможно. В то же время в рамках налоговой реформы планируется снижение номинального налогового бремени. Поэтому необходимо повышение эффективности налогового контроля, нагрузка на систему налогового администрирования должна резко возрасти.

Показатели контрольной работы налоговых органов можно разделить на количественные и качественные (абсолютные и относительные).

Количественные (абсолютные) показатели характеризуют объем работы налоговых органов:

-сумма поступлений в бюджет налогов и сборов на контролируемой территорий – в целом и в разрезе бюджетов. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов сбор налогов зависит от финансово-хозяйственного состояния предприятия, возможностей теневой деятельности и использования различных схем минимизации налогов;

-количество проведенных проверок, в том числе на одного инспектора;

-сумма доначисленных налогов и сборов в результате контрольной работы а также санкций – в целом и в разрезе бюджетов, категорий налогоплательщиков, видов проверок, характера платежа;

-сумма недоимки и задолженности по налогам – в целом и в разрезе бюджетов, а их динамика по сравнению с предыдущими периодами;

-количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых орга­нах, в том числе – дополнительно выявленных и поставленных на учет;

-количество налогоплательщиков, приходящихся на одного налогового инспектора – в разрезе организаций и физических лиц.

Количественные показатели определяются составом контролируемых налогоплательщиков, в том числе – наличием крупных налогоплательщиков. На качественные (относительные) показатели влияет в первую очередь состав налогоплательщиков, в плане соотношения организаций и физических лиц. На них большое воздействие оказывают также различия в нагрузке на одного инспектора.

К качественным (относительным) показателям относятся:

1. Уровень выполнения налоговыми органами прогнозных заданий за отчетный период. Процедура прогнозирования очень сложна.

2. Темпы роста платежей за отчетный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Рост налоговых платежей в значительной мере зависит от темпов роста экономики, налоговой базы, изменения законодательства, миграции крупных налогоплательщиков.

3. Отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей (показатель собираемости налогов на данной территории). Показатель учитывает только текущие налоговые платежи. Не учитываются долги, сформировавшиеся в прошлые годы.

4. Соотношение суммы платежей, доначисленной (фактически поступившей) в ходе контрольной работы, и суммы налоговых поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы с учетом реальной налоговой базы.

5. Процент взыскания доначисленных сумм (соотношение суммы фактически поступивших платежей в бюджет в результате контрольной работы к доначисленной сумме). Характеризует реальную эффективность контрольной работы.

6. Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства, в общем числе проверок.

7. Сумма доначислений на одну проверку (одного работника).

Ряд показателей характеризует отдельные аспекты взаимоотношений сторон. Так, состояние отчетной дисциплины характеризует:

-удельный вес налогоплательщиков, представляющих отчетность. К общему числу поставленных на учет;

-состояние правовой работы – количество дел, рассмотренных в арбитражных судах в пользу налоговых органов;

-состояние разъяснительной работы – количество обращений

Источником информации для оценки собираемости служат данные отчетности Министерства финансов и Агентства по статистике.

Налоговые органы осуществляют контроль соблюдения полноты и своевременности уплаты налогов на основе карточек лицевых счетов налогоплательщиков. Количество карточек зависит от того, какие налоги уплачивает налогоплательщик. Разноска платежей осуществляется по каждому налогу и каждому бюджету.

Повышение эффективности налогового контроля (в отличие от эффективности производства) не обязательно означает увеличение экономического эффекта при тех же затратах ресурсов. Длительность проверяемого объекта может быть оценена положительно (конечная цель налогового контроля – исключение или сведение к минимуму налоговых правонарушений), хотя это отрицательный результат с точки зрения экономического эффекта от затраченных ресурсов.

Важнейший критерий эффективности налоговой системы определяется мерой полноты поступлений налогов в бюджет, а основным показателем эффективности налоговой системы, полноты использования налогового потенциала в РК является собираемость налогов.

Следовательно, эффективность контрольной работы налоговых органов в целом можно измерить степенью выявления сокрытых налогов при их безусловном перечислении в бюджет. Ее количественным выражением является разность между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей (резерв для доначислений в бюджет при налоговых проверках). Необходимо учитывать также затраты на налоговое администрирование: это позволит обеспечить соразмерность затрат и результатов. Объем выявленных нарушений может уменьшаться по мере повышения результативности.

1. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А.Е. Шевелев, Е.В.Шевелева. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. — 304 с.

2.Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 258 с.

3. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. — К.: Ника-Центр, 2003. — 467 с.

К вопросу о методах оценки уровня собираемости налогов

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2009, N 12

Понятие «собираемость налогов» появилось в 1993 — 1994 гг. в связи с резким падением налоговых доходов бюджетов всех уровней, кризисом в платежно-расчетной системе и развитием надежных форм расчетов (взаимозачеты, бартер). Появилось даже понятие собираемости налогов «живыми деньгами», уровень которых определялся отношением фактических налоговых поступлений в виде денежных средств к общему объему фактических налоговых поступлений в бюджет .

Уровень собираемости налогов «живыми деньгами» в консолидированном бюджете РФ составлял: 1995 г. — 78,3%; 1996 г. — 57,1%; 1997 г. — 57,4%. Снижение уровня было приостановлено благодаря реализации требований, предусмотренных Указом Президента РФ от 18.08.1996 N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».

В словаре-справочнике по налогам, изданном в 2000 г., собираемость налогов рассматривается как «фактическое поступление платежей по налогам и сборам в бюджетную систему в течение финансового года» .

Налоги. Словарь-справочник. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 184. Данную трактовку повторяет Большой толковый словарь налоговых терминов и норм (М.: Гелиос АРВ, 2002. С. 578). В Современном толковом налоговом словаре (М.: ИИА «Налог Инфо»; Статус-Кво 97, 2006) термин «собираемость налогов» вообще отсутствует.

В Методических рекомендациях по формированию доходов проекта федерального бюджета, утвержденных главой Минфина России 20.05.2003, в числе показателей, используемых для расчета прогноза налоговых поступлений, приводится уровень собираемости. Для его расчета рекомендуется использовать фактически сложившиеся показатели уровня собираемости за отчетный финансовый год по каждому виду налогов. Показатель определяется как процентное отношение суммы поступлений платежей в бюджет по соответствующему виду налога к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы в соответствии с налоговыми ставками, установленными законодательством.

Минфин России и финансовые органы исполнительной власти в субъектах РФ при подготовке прогнозов налоговых поступлений к проектам соответствующих бюджетов используют индивидуальные для каждого налога показатели собираемости (в последние годы на уровне 95 — 99%), применяемые к расчетной налоговой базе (табл. 1).

Уровень собираемости налогов, учитываемый в расчетах по прогнозированию налоговых поступлений, %

При прогнозировании налоговых поступлений, учтенных в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», уровень собираемости в расчетах был принят исходя из фактически сложившейся собираемости 2007 г. Такой же подход сохранился и при подготовке проекта федерального бюджета на следующую трехлетку, за исключением НДС, по которому уровень собираемости в расчетах принят исходя из фактически сложившейся собираемости в 2008 г. — 91,3%.

Уровень собираемости налогов зависит от различных условий и факторов, в числе которых:

платежеспособность налогоплательщика (в случае неплатежеспособности формируется недоимка как результат полной или частичной неуплаты налога);

изменение срока уплаты налога (в случае оформления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита текущие платежи отодвигаются на соответствующий срок);

налоговая дисциплина и законопослушность налогоплательщиков (в случае налогового правонарушения, выявленного в результате налогового контроля (занижение налоговой базы, сокрытие объекта налогообложения), производится дополнительное начисление налога, формирующее недоимку (пени и штрафы также начисляются, но при оценке налоговых обязательств они не учитываются)). В зависимости от уровня взысканных в отчетном году дополнительных начислений формируется недоимка (при полном взыскании недоимки не будет).

Уровень собираемости налогов (Усн) рассчитывается как процентное отношение уплаченных налогов к начисленным:

В литературе известны предложения по расчету собираемости налогов с учетом прироста задолженности за отчетный финансовый год . Однако прироста задолженности может и не быть, на практике бывает и сокращение задолженности благодаря ее погашению (и/или снижению) в большей сумме, чем новая задолженность, сложившаяся в отчетном финансовом году.

Конторович В.К. Собираемость налогов в Российской Федерации: Автореф. дис. . к. э. н. М., 2002.

В составе фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления от погашения задолженности прошлых лет. Речь идет о погашениях отсроченной и рассроченной задолженности, погашении отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления, погашении задолженности, приостановленной к взысканию, и др. Именно это обстоятельство способствует тому, что уровень собираемости нередко оказывается выше 100%. Например, собираемость налога на имущество организаций в Москве составила в 2008 г. 100,4%, а по транспортному налогу — 104,9%.

В форме N 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (утв. Приказом ФНС России от 23.12.2008 N ММ-3-1/[email protected], в ред. Приказа ФНС России от 18.02.2009 N ММ-7-1/[email protected]) налоговой отчетности поступления в счет погашения задолженности и по пересчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам выделены отдельной строкой и разделены по уровням бюджетов. Поступления же в счет погашения задолженности по действующим налогам не выделяются, что не позволяет «очистить» от них сумму фактических поступлений по налоговым доходам бюджетов.

При условии вычета поступлений в счет погашения задолженностей числитель формулы 1 расчета уровня собираемости налогов примет следующий вид:

Данные о суммах начисленных к уплате в текущем году налогов (равно как и сумме фактических поступлений текущего года) отражаются в налоговой отчетности по форме N 1-НМ.

Отчеты по форме N 1-НМ составляются нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1-е число каждого месяца и представляются управлениями ФНС России по субъектам РФ 9-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в адрес ФНС России.

Управления ФНС России по субъектам РФ формируют отчет в целом по субъекту РФ, включая данные по крупнейшим налогоплательщикам, уплачивающим налоги (сборы) на территории данного субъекта, но состоящим на учете в межрегиональных инспекциях (МИ) ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представляют в ФНС России по субъекту РФ информацию о начисленных суммах налогов (сборов) по крупнейшим налогоплательщикам, уплачиваемым на территории соответствующего субъекта РФ.

Графа 1 «Начислено к уплате в текущем году» формируется на основании данных информационного ресурса «Расчеты с бюджетом», переданных с местного уровня на уровень региона, дополненных информацией, поступившей из МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, и отражает:

а) начисленные к уплате в текущем году суммы налогов, сборов и иных обязательных платежей по налоговым декларациям (расчетам) текущего года, деклараций (расчетов) за декабрь и IV квартал текущего года и за текущий год в целом со сроком представления в следующем году, с учетом доначисленных (уменьшенных) сумм по уточненным декларациям за предыдущие годы, представленным в текущем году;

б) суммы отсроченной (рассроченной) задолженности, срок уплаты которых приходится на отчетный период;

в) суммы реструктурированной задолженности, подлежащей погашению в соответствии с утвержденными графиками уплаты в отчетном периоде;

г) инвестиционные налоговые кредиты, срок уплаты которых приходится на отчетный период.

Таким образом, общая сумма начисленных налогов формируется в следующем порядке: «Начислено к уплате в текущем году» + «Подлежит уплате (по дате погашения отсрочки, рассрочки и графику реструктуризации)» — «Уменьшено начислений».

Суммы поступлений налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета, консолидированного бюджета субъекта РФ, а также местных бюджетов формируются на основании сведений, предоставляемых органами Федерального казначейства в Справке о перечислении поступлений в бюджеты (Приложение N 18 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н).

По логике, если идти от обратного, уровень несобираемости налогов отражает наличие недоимки по текущим платежам и иных непоступлений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и связанных с изменением срока уплаты налогов. Поэтому было бы правильнее в этом случае рассчитывать собираемость налогов по следующей формуле:

В составе суммы недоимки выделяется задолженность со сроками образования: менее 1 мес., от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 до 12 мес., от 12 до 36 мес. и более 36 мес. (форма N 4-Т налоговой отчетности). Таким образом, представляется возможным рассчитать сумму недоимки по текущим налоговым платежам, т.е. со сроком образования до 12 мес.

К сожалению, в налоговой отчетности задолженность по региональным налогам отражается общей суммой (без разбивки по каждому из налогов), в связи с чем собираемость этих налогов рассчитана по группе региональных налогов в целом. В результате уровень собираемости получился более достоверным: 2005 г. — 93,2%, 2006 г. — 93,9% и 2007 г. — 94,0% (табл. 2). При расчете показателя фактических налоговых поступлений к начисленной сумме уровень собираемости региональных налогов, по имеющимся данным за 2006 г., оказался завышенным и составил 96,0%, т.е. на 2,1 процентного пункта выше, чем по методу «от обратного».

Собираемость региональных налогов и расчет ее уровня методом «от обратного», млн руб.

Значение научно обоснованного подхода к расчету уровня собираемости налогов определяется тем, что этот показатель используется при прогнозировании налоговых поступлений и налогового потенциала субъектов РФ, а также для оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов.

Прогнозирование налоговых поступлений с учетом показателя собираемости налогов, используемого для корректировки расчетной величины (в сторону ее снижения), означает, что определенная (хотя и незначительная) часть налоговых доходов окажется несобранной по разным причинам, т.е. прогнозируется неполная собираемость налогов.

Прогнозировать налоговые поступления с учетом уровня собираемости, достигнутого в отчетном финансовом году, — это значит признать объективность несобираемости определенной части налоговых платежей. Если показатель собираемости того или иного налога в прогнозных расчетах налоговых поступлений сохраняется на одном и том же уровне, то разработчики закладывают такую величину, которую можно достичь на 100%. Однако по истечении года фактический показатель собираемости того или иного налога опять оказывается на уровне принятого в расчетах (с отклонением в 1 — 2%).

Думается, правильнее было бы отказаться от использования этого показателя в расчетах прогнозируемой суммы налоговых поступлений в бюджетную систему.

Собираемость налогов включена в систему показателей оценки управлений ФНС России по субъекту РФ, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и учитывается в целях материального стимулирования работников территориальных налоговых органов. Собираемость налогов признана в качестве одного из целевых показателей, характеризующих результаты деятельности налоговых органов .

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной налоговой службы на 2010 — 2012 гг. Март 2009 г. // www.minfin.gov.ru.

По методике ФНС России уровень собираемости налогов следует рассчитывать поквартально (нарастающим итогом) как процентное отношение поступлений за отчетный период к начислениям за отчетный период. На каждый квартал вышестоящим органом устанавливается конкретный диапазон собираемости и соответствующая балльная оценка достигнутого значения. Так, высшая 5-балльная оценка установлена для тех территориальных органов, которые обеспечили уровень собираемости налогов в диапазоне 95 — 100%.

Показатель собираемости налогов может быть рассчитан и как процентное отношение фактических налоговых поступлений к его значению, утвержденному в качестве налогового дохода соответствующего бюджета. В этом случае уровень собираемости конкретного налога отражает степень выполнения бюджетных назначений по данному источнику налогового дохода. Для различения с ранее рассмотренным показателем собираемости налогов предлагается именовать его с прилагательным «бюджетная».

Уровень бюджетной собираемости налогов, рассчитанный по данным отчетного финансового года, характеризует степень точности прогнозирования налоговых поступлений, которые, будучи законодательно утверждены в качестве налоговых доходов бюджета, по сути представляют собой плановое задание, которое надлежит выполнить главному администратору (администратору) налоговых доходов, каковым является ФНС России и его территориальные органы.

Значение уровня бюджетной собираемости налогов в отличие от традиционного показателя может быть и выше 100%. В целях объективной оценки точности прогнозирования следовало бы рассчитывать уровень бюджетной собираемости налогов не только к законодательно утвержденному в последней редакции бюджетному назначению, но и по отношению к первоначально утвержденной величине.

Благодаря этому появляется возможность дать объективную оценку не только качеству налогового прогнозирования и бюджетного планирования налоговых доходов, но и позициям в этом процессе органов исполнительной власти (прежде всего финансовым, налоговым) на федеральном и региональном уровнях управления.

Бюджетная практика в условиях устойчивого экономического роста подтверждает факты корректировок доходных позиций федерального бюджета в течение текущего финансового года от двух до четырех раз, а по бюджетам субъектов РФ — до пяти-шести раз.

Анализ уровня бюджетной собираемости трех региональных налогов по данным за 2007 г. по всем субъектам РФ показывает, что, несмотря на корректировки, внесенные в первоначально утвержденные значения налоговых доходов, фактические объемы поступлений превысили объемы, утвержденные законами субъектов РФ в последний редакции, на 6,3% (табл. 3).

Бюджетная собираемость региональных налогов (2007 г., млрд руб. по всем субъектам РФ)

По сравнению с первоначально утвержденными бюджетными значениями фактическое превышение по всем трем региональным налогам составило 18,7%.

Таким образом, благодаря занижению прогнозируемых поступлений по региональным налогам в бюджетах субъектов РФ на очередной финансовый год первоначально утверждаются объемы налоговых доходов, составляющих контрольные (плановые) задания для главных администраторов (администраторов) доходов, которые в процессе исполнения бюджетов значительно перевыполняются.

В связи с такой практикой было бы целесообразно учитывать качество налогового прогнозирования и бюджетного планирования в системе материального стимулирования работников финансовых органов субъектов РФ, используя при этом показатель бюджетной собираемости налогов.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 3439 раз

Библиографическое описание:

Хамзин А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 479-483. — URL https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 15.08.2018).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.

Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).

Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

2015

2016

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2014

2015

2016

2014

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

  1. Растегаева Ф. С., Вальтер М. К. Налоговый анализ и контроль при слиянии и поглощении компании // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 2–3 (56). — С. 44–46.
  2. Растегаева Ф. С., Гундорова Д. З., Игтисамова Л. З. Налоговая база по земельному налогу: современные проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 2–3 (56). — С. 41–43.
  3. Растегаева Ф. С. Методические аспекты оценки экономического имиджа // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. — № 3 (11). — С. 64–70.
  4. Растегаева Ф. С. Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 2 (70). — С. 326–331.
  5. Растегаева Ф. С. Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. -№ 4 (12). — С. 72–76.
  6. Растегаева Ф. С. Социальная защита как элемент социальной политики / Ф. С. Растегаева // Региональная инвестиционная политика: от эксперимента — к практике. Материалы IV экономического форума Центрального федерального округа: сборник докладов. — Уфа. — 2003. — С. 280–286.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный источник] URL: https://www.nalog.ru/rn02/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики службы [Электронный источник] URL: http://www.gks.ru/

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

Это интересно:

  • Сайт мо рф единый реестр Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Заявление на постановку ооо на учет в фсс Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
  • Жить после развода у мужа Как жить после развода? Если хорошо подумать, то развод, как бы трагичен он не был, это всего лишь окончание чего-то перед началом чего-то другого. Неплохо было бы разобраться, о чём мы жалеем при разводе больше: о потерянном времени в прошлом или об утраченных возможностях, на которые […]
  • Содержание и форма искового заявления гпк Исковое заявление и его реквизиты по ГПК РФ. Порядок исправления недостатков искового заявления Исковое заявление – установленная законом форма обращения в суд за разрешением спора о субъективном праве. В исковом заявлении выражается воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за […]
  • Приказ на допуск к работе после стажировки Примерная форма приказа о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] г. [ вписать нужное ] О допуске к […]
  • Муж это родственник или нет по закону Являются ли муж и жена родственниками? В повседневной жизни мужа и жену много связывает: дети, имущество, права и обязанности. По крови – нет, а по смыслу наверно – да? Ну, не по смыслу, а скорее по восприятию. Это субъективно. Но вообще - да, по закону жена относится к ближайшим […]
  • Статистика инициаторов разводов Статистика и причины разводов Экономические науки Похожие материалы Давно прошло то время, когда развод был редкостью и обсуждался, как большой скандал. В нашем современном мире разводом уже никого не удивишь. Приблизительно с 1970 года количество разводов в России стало значительно […]
  • Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов… нет, […]
Все права защищены. 2018