Полномочия доверенных лиц кандидата в депутаты

Полномочия доверенных лиц кандидата в депутаты

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц.

Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса. Исключения составляют случаи, когда зарегистрированный кандидат досрочно отзывает своих доверенных лиц или доверенное лицо по собственной инициативе слагает свои полномочия. Полномочия доверенных лиц сохраняются не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам в связи с нарушением избирательного законодательства ведется судебное разбирательство — до вынесения окончательного решения суда.

Доверенные лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес, место жительства доверенного лица (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или замещающего его документа. Список доверенных лиц представляется в соответствующую избирательную комиссию в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверение. На срок проведения избирательной кампании доверенные лица зарегистрированного кандидата могут получить по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию. В этом случае удостоверение, выданное доверенному лицу, аннулируется. Число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) устанавливается действующим законодательством. Так, кандидат в Президенты Российской Федерации может иметь 600 доверенных лиц. Доверенное лицо не может быть членом избирательной комиссии.

Прекращение статуса зарегистрированного кандидата. Кандидат, зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением (блоком) может быть в любое время отозван по решению выдвинувшего его органа, но не позднее чем за пять дней до голосования. Для этого в соответствующую избирательную комиссию подается письменное заявление от избирательного объединения (блока). Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата и взыскивает с избирательного объединения (блока) средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом.

Избирательная комиссия, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.

Избирательная комиссия признает выбывшим кандидата, зарегистрированного кандидата в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом зарегистрированным кандидатом права быть избранным депутатом или должностным лицом.

В случае, если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидата и осуществления последующих избирательных действий.

Во всех случаях, если зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру или избирательное объединение (блок) отозвал зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, расходы, понесенные избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этого зарегистрированного кандидата, соответственно — с избирательного объединения (блока).

Расходы избирательного блока в данном случае распределяются в равных долях между избирательными объединениями, входящими в этот блок.

Обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, а избирательное объединение (блок) к отзыву зарегистрированного кандидата, понимается: а) признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным или ограничено дееспособным; б) тяжелая болезнь; в) стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов.

Признание зарегистрированного кандидата избранным осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата или выборного должностного лица.

В случае, если соответствующая избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения соответствующей избирательной комиссией даты повторного голосования. Однако если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации.

Практически у него остается только одна обязанность: представить соответствующей избирательной комиссии отчет о расходовании средств избирательного фонда.

Если проводится повторное голосование, а в списках остается только один кандидат, то место выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было назначено повторное голосование. Этот кандидат вновь приобретает статус зарегистрированного кандидата.

Полномочия доверенных лиц кандидата в депутаты

РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с доверенными лицами

кандидата

Успех избирательной кампании во многом зависит от единства действий всех субъектов и структур ее осуществляющих.

Доверенные лица являются представителями кандидата, поэтому необходимо оказывать им всестороннюю поддержку, что позволит согласованно проводить стратегию избирательной кампании. Этот документ поможет четко представить деятельность доверенных лиц и более эффективно организовать их работу.

I. Общие положения

Нормативно-правовые аспекты деятельности доверенных лиц определяются законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Статья 35), соответствующими федеральными и региональными законами о выборах в различные органы власти, нормативными актами соответствующих избирательных комиссий.

1. назначаются зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками;

2. незамедлительно регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения, избирательного блока и заявления самого гражданина быть доверенным лицом;

3. получают от избирательной комиссии удостоверения;

4. на период избирательной кампании администрация (работодатель) обязаны по просьбе доверенных лиц предоставить им неоплачиваемый отпуск;

5. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов);

6. вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, находиться в помещении для голосования в ходе голосования, наблюдать за процессом голосования, подсчетом голосов, определения результатов выборов, составления по ним протоколов, обжаловать действия или бездействие избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд;

7. зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки праве отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует удостоверение доверенных лиц;

8. число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока определяется соответствующими федеральными и региональными законами;

9. полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса, назначившего их зарегистрированного кандидата или с утратой статуса кандидатов, внесенных в списки кандидатов.

В общем виде деятельность доверенных лиц и их взаимодействие с другими участниками избирательной кампании кандидата можно представить следующим образом.

II. Критерии отбора доверенных лиц

Деятельность доверенных лиц кандидата законодательством представлена достаточно широко. Практика показывает, что как правило большинство доверенных лиц кандидатов выполняет разного рода представительские функции, занимается агитацией и пропагандой (самое распространенное встречи с избирателями совместно или вместо кандидата). Доверенные лица — это основные помощники кандидата.

Какими же характеристиками должен обладать человек для того, чтобы быть доверенным лицом:

  • · обладать достаточным авторитетом у определенных групп населения или жителей территории, где проводятся выборы;
  • · уметь выступать перед аудиторией, чувствовать настроение аудитории и уметь перестраивать свое выступление в соответствии с настроением аудитории;
  • · иметь хорошие внешние данные;
  • · быть контактным, коммуникабельным человеком;
  • · уметь аргументированно отстаивать собственную позицию.

III. Виды деятельности

Всю деятельность доверенного лица кандидата условно можно разбить на следующие виды:

агитационно-пропагандистская работа;

организационно-методическая работа;

работа с избирательными комиссиями.

1. Агитационно-пропагандистская работа.

  • · Выступления на массовых мероприятиях перед избирателями (митинги, концерты и т.д.).
  • · Выступления в электронных СМИ (теле-, радиоинтервью , дебаты, круглые столы и т.д.).
  • · Выступления в прессе (стать, интервью, комментарии).
  • · Участие в агитационных поездках кандидата и других доверенных лиц.
  • · Выполнение представительских функций от имени кандидата на официальных мероприятиях, конфиденциальных встречах и т.д.

2. Организационно-методическая работа.

  • · Участие в адаптации программных, пропагандистских, агитационных материалов к местной (региональной или социальной) специфики.
  • · Участие в деятельности регионального штаба избирательной кампании.
  • · Организация и руководство добровольческими группами поддержки кандидата.

3. Работа с избирательными комиссиями.

  • · Присутствие на заседаниях избирательной комиссии.
  • · Присутствие в помещении для голосования во время выборов и осуществление контроля за правильностью соблюдения процедуры голосования.
  • · Присутствие при подсчете голосов избирателей и подведении результатов выборов, кроме того может требовать копии протоколов избирательной комиссии.
  • · Право обжалования действия или бездействия избирательной комиссии при проведении выборов в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

Практика показывает, что при работе с избирательными комиссиями, присутствие доверенного лица кандидата на заседаниях избирательной комиссии менее эффективно, чем его присутствие на избирательном участке во время голосования.

Для того, чтобы иметь наиболее полную информацию о деятельности избирательной комиссии и быстро реагировать на происходящие изменения, лучше зарегистрировать членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, поскольку по закону они имеют большую полноту прав в деятельности избирательной комиссии.

С другой стороны, присутствие доверенного лица во время голосования на избирательном участке может иметь достаточно положительный эффект в том случае, если доверенное лицо хорошо знакомо и авторитетно у избирателей и они точно знают какого кандидата представляет человек.

IV. Механизм деятельности

В своей работе доверенному лицу целесообразнее всего опираться на такие организационные структуры как:

1) штаб кандидата или избирательного объединения, избирательного блока

2) собственные группы поддержки или группы поддержки кандидата.

Знание основных направлений работы штаба и непосредственная работа по ним поможет доверенным наиболее эффективно планировать и осуществлять свою деятельность, координировать свои действия с действиями остальных участников избирательной кампании. Кроме того, если доверенные лица работают в тесном контакте с штабом, это поможет руководителям избирательной кампании использовать деятельность доверенных лиц с максимальным эффектом.

1. Штаб избирательной кампании:

  • общая координация и управление избирательной кампанией;
  • консультирование по избирательным технологиям, помощь в распространении агитационных материалов, рассылка и доставка пропагандистской и агитационной продукции, проведение учебных семинаров, треннингов и инструктажей;
  • координация деятельности доверенных лиц кандидата;
  • получение и согласование программных документов;
  • планирование, согласование, координация, организационное и методическое обеспечение поездок;
  • помощь в создании и публикации пропагандистских и агитационных материалов;
  • помощь в создании и выходе в эфир агитационных и пропагандистских материалов в электронных СМИ;
  • помощь в выстраивание контактов и налаживании связей;
  • учебно-методические, организационно-технические и другие подразделения федерального штаба управления избирательной кампанией.

2. Собственная группа поддержки

Данная группа формируется из собственных ресурсов доверенного лица или с помощью возможностей регионального штаба. Основное ее предназначение — организационное, техническое и прочая помощь доверенному лицу в выполнении его агитационной деятельности.

Управление деятельностью групп может вестись либо самими доверенными лицами, либо из единого координационного центра (соответствующего отдела регионального штаба).

Последние новости

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов и/или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Число доверенных лиц кандидата и/или избирательного объединения устанавливается законом для конкретных выборов.

Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Статус доверенного лица кандидата

Доверенным лицом кандидата может быть любой совершеннолетний и дееспособный гражданин Российской Федерации. За исключением лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, глав местных администраций, работников аппаратов избирательных комиссий.

Доверенное лицо кандидата получает в избирательной комиссии удостоверение.

Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения.

На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует ранее выданные удостоверения. Вместо выбывшего доверенного лица, кандидат имеет право назначить новое доверенное лицо.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата и/или вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом.

Права и обязанности доверенного лица кандидата

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений вправе:

  • осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата
  • представлять перед избирателями выборные программы кандидатов
  • выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях
  • участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления
  • присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий
  • присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях)
  • знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов
  • участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям
  • обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
  • присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии

В день голосования доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя. Они могут присутствовать в день голосования на избирательном участке для контроля за процессом голосования, и обладают другими правами наблюдателя.

Доверенное лицо кандидата не вправе:

  • участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации
  • вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий
  • расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня
  • заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах
  • выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней
  • осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц
  • осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом

3. Права и обязанности кандидатов и их доверенных лиц

система прав и обязанностей, закрепленных за ними законодательством и фиксирующих образцы и стандарты поведения участников избирательного процесса, которые государство считает обязательными или целесообразными в период выборов.

Требования к зарегистрированному кандидату в депутаты и его правовой статус

кандидаты не должны использовать в ходе избирательной кампании свое должностное положение, освободившись на время участия в выборах от выполнения служебных обязанностей; со дня регистрации и за сутки до дня голосования имеют возможность вести предвыборную агитацию в допустимых законом формах и методах; —

оплата за использование СМИ должна быть одинаковой для всех и осуществляться через избирательные фонды;

бесплатное эфирное время распределяется между кандидатами на равных основаниях, обычно путем жеребьевки;

зарегистрированные кандидаты вправе выпускать агитационные печатные материалы;

запрещается осуществлять подкуп избирателей (вручать денежные средства и т.д,);

кандидат обязан создать свой избирательный фонд по финансированию своей избирательной кампании и своевременно представлять в избирательную комиссию отчеты о расходовании денежных средств фонда и др.

администрация организации, в которых работает или служит кандидат, обязана по его заявлению или рапорту освободить его в период предвыборной кампании от работы на любое время; —

во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть уволен по инициативе администрации с работы или переведен без его согласия на другую работу; —

кандидат не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован им

и подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым и судебном порядке.

Права доверенных лиц кандидатов в депутаты —

осуществлять агитационную и иную деятельность в пользу своих кандидатов, представлять их предвыборные платформы; —

выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях; присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; находиться

на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателя и подведении итогов голосования; —

знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов; —

обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб; —

получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.

Статья 43. Статус доверенных лиц

Статья 43. Статус доверенных лиц

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности. Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона. Например, в пунктах 1 и 3 статьи 30, пункте 9 статьи 68 установлено право доверенных лиц присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей их либо вышестоящей комиссии, при подсчете голосов избирателей, участников референдума (в том числе в дни досрочного голосования и при повторном подсчете голосов), при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Наряду с другими участниками избирательного процесса за доверенными лицами закреплено право на доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на таком избирательном участке, участке референдума (пункт 5 статьи 30). Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для голосования и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63). В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах голосования.

1. Назначить доверенных лиц имеют право кандидаты и избирательные объединения. Данное право возникает у них непосредственно после выдвижения. При этом следует иметь в виду, что назначение доверенных лиц является правом, а не обязанностью, т.е. кандидат, избирательное объединение сами решают, назначать или не назначать доверенных лиц и как распределить между ними предоставленные законом широкие полномочия. Комментируемый Федеральный закон также не содержит для гражданина ограничений быть одновременно доверенным лицом нескольких кандидатов и (или) избирательных объединений, но если агитационная деятельность осуществляется методами, требующими материальных затрат, доверенное лицо может проводить агитацию только в пользу только того назначившего его кандидата или избирательного объединения, который создал избирательный фонд, из средств которого производится оплата затрат на проведение агитации (пункт 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Регистрацию доверенных лиц осуществляет избирательная комиссия, к полномочиям которой относится регистрация самого кандидата, списка кандидатов. Так, регистрацию доверенных лиц избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, осуществляет ЦИК России. А регистрацию доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации будут осуществлять соответственно ОИК и ИКСРФ. Основанием для регистрации является письменное заявление кандидата (представление избирательного объединения) и письменное согласие самого гражданина быть доверенным лицом. Регистрация доверенных лиц носит в целом заявительный характер и осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления. В прежней редакции комментируемого Федерального закона регистрация осуществлялась незамедлительно, что приводило на практике к нечеткости исполнения данной нормы. Такой срок для регистрации доверенных лиц установлен законодателем в связи с тем, что сведения о доверенных лицах, представленные в избирательную комиссию, требуют от избирательной комиссии проверки факта наличия у доверенного лица гражданства Российской Федерации, достижения им возраста 18 лет, а также отсутствия других обстоятельств, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, препятствующих регистрации. В комментируемом пункте не установлены требования к форме заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц и к форме заявления о согласии быть доверенным лицом гражданина. Однако во избежание возможных ошибок и споров при регистрации целесообразно в законе субъекта Российской Федерации установить такие требования 1 .

2. Комментируемый пункт направлен на недопущение использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения, а в части запрета быть доверенными лицами для кандидатов – также злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Так, лица, замещающие государственные должности и выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий не могут быть доверенными лицами. Государственным и муниципальным служащим такое право предоставляется при условии освобождения от исполнения служебных обязанностей на весь период осуществления полномочий доверенного лица. Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации. Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц. С учетом возможного совмещения голосования на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.

3. После регистрации доверенные лица получают удостоверения. Форма удостоверения доверенного лица утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона. В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица. В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей. Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Однако уточненное положение комментируемого пункта не препятствует наделению кандидатом, избирательным объединением гражданина, имеющего статус их доверенного лица, также и полномочиями наблюдателя в соответствии с пунктом 4 статьи 30 комментируемого Федерального закона. На период осуществления полномочий доверенное лицо вправе получить, а работодатель по месту его работы, службы обязан предоставить неоплачиваемый отпуск. При этом следует иметь в виду, что уход в отпуск является его правом, а не обязанностью (за исключением ограничений, установленных в пункте 2 комментируемой статьи для доверенных лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими).

4. В комментируемом пункте определяется порядок прекращения полномочий доверенных лиц. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию и, конечно, соответствующее доверенное лицо. При этом, так как основания для такого отзыва не установлены комментируемым Федеральным законом, комиссия не вправе требовать указания причины отзыва. Следует также учитывать, что так как доверенные лица дают добровольное согласие на выполнение этих обязанностей, они могут сложить свои полномочия по собственной инициативе, уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, те, в свою очередь, уведомляют о данном факте комиссию и возвращают выданные удостоверения. Установление формы такого уведомления возможно предусмотреть законом субъекта Российской Федерации. В обоих случаях избирательная комиссия своим решением аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц определяется законом, регулирующим соответствующие выборы. Так, при выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, кандидат в Президенты Российской Федерации – до 600 доверенных лиц. Таким образом, в комментируемом пункте сформулированы следующие основания прекращения полномочий доверенных лиц: решение кандидата или избирательного объединения, либо утрата статуса доверенного лица вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинуло избирательное объединение. Утрата статуса доверенного лица может быть связана с отказом в регистрации, отменой или аннулированием регистрации кандидата, списка кандидатов. В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.

Это интересно:

  • Сайт мо рф единый реестр Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Заявление на постановку ооо на учет в фсс Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
  • Жить после развода у мужа Как жить после развода? Если хорошо подумать, то развод, как бы трагичен он не был, это всего лишь окончание чего-то перед началом чего-то другого. Неплохо было бы разобраться, о чём мы жалеем при разводе больше: о потерянном времени в прошлом или об утраченных возможностях, на которые […]
  • Содержание и форма искового заявления гпк Исковое заявление и его реквизиты по ГПК РФ. Порядок исправления недостатков искового заявления Исковое заявление – установленная законом форма обращения в суд за разрешением спора о субъективном праве. В исковом заявлении выражается воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за […]
  • Приказ на допуск к работе после стажировки Примерная форма приказа о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] г. [ вписать нужное ] О допуске к […]
  • Муж это родственник или нет по закону Являются ли муж и жена родственниками? В повседневной жизни мужа и жену много связывает: дети, имущество, права и обязанности. По крови – нет, а по смыслу наверно – да? Ну, не по смыслу, а скорее по восприятию. Это субъективно. Но вообще - да, по закону жена относится к ближайшим […]
  • Статистика инициаторов разводов Статистика и причины разводов Экономические науки Похожие материалы Давно прошло то время, когда развод был редкостью и обсуждался, как большой скандал. В нашем современном мире разводом уже никого не удивишь. Приблизительно с 1970 года количество разводов в России стало значительно […]
  • Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов… нет, […]

Author: admin