Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Полномочия президент рф и правительство рф

Полномочия президента РФ

Основные полномочияПрезидента РФ:

  1. назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ;
  2. представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  3. представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности;
  4. назначение судей федеральных судов;
  5. формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;
  6. утверждение военной доктрины РФ;
  7. формирование Администрации Президента РФ;
  8. назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ;
  9. назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ;
  10. назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  11. назначение выборов в Государственную Думу;
  12. роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
  13. назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  14. внесение законопроектов в Государственную Думу;
  15. подписание и обнародование федеральных законов;
  16. обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  17. решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища;
  18. награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий;
  19. помилование;
  20. руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств;
  21. ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;
  22. подписание ратификационных грамот;
  23. принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В сфере политических отношений Президент РФ: 1) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами исполнительной власти Президент РФ: 1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормам и федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.

Полномочия президент рф и правительство рф

7.3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).

Полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;

3) принимает решения об отставке Правительства РФ;

4) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

8) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

9) имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

10) осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;

11) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел РФ (подведомственная ему Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ (подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства), Министерство юстиции РФ (подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки (федеральная служба), Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции).

Полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;

3) принимает решения об отставке Правительства РФ;

4) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

8) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

9) имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

10) осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;

11) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

Перечень федеральных министерству федеральных служб и федеральных агентству руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ см. в параграфе 7.5.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ:

1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

3) подписывает акты Правительства РФ;

4) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

5) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;

6) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ:

1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;

2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ. обеспечивают их исполнение;

3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;

4) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Члены Правительства РФ не вправе:

1) быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;

2) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

5) быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

6) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

8) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

9) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

По общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:

1) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

5) осуществляет управление федеральной собственностью;

6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

7) осуществляет общее руководство таможенным делом;

8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

4) разрабатывает и реализует налоговую политику;

5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

8) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;

9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

2) обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:

1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

5) принимает меры по охране Государственной границы РФ;

6) руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

2) обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

4) отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

• принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

• устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

• устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

• принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

• рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

• рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;

• рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

• рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

• принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

• образуется Президиум Правительства РФ;

• утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

• устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

• утверждается Регламент Правительства РФ;

• утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Акты Правительства РФ делятся: на правовые акты, имеющие нормативный характер, издаваемые в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаваемые в форме распоряжений Правительства РФ; не имеющие правового характера – обращения, заявления, иные акты.

Полномочия президента РФ и правительства РФ в области финансов;

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики. Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положениями в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФобразовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Основными задачами и функциями Управления являются:

  • анализ информации и выработка прогнозов по финансово-кредитным проблемам;
  • определение приоритетов в расходовании государственных финансовых ресурсов;
  • подготовка предложений по формированию основных направлений финансово-кредитного регулирования экономики страны;
  • подготовка предложений по проектам законов РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, решениям Правительства РФ, касающимся финансово-кредитной системы;
  • рассмотрение и подготовка предложений по поступающим на подпись Президенту РФ проектов законов РФ по вопросам финансово-кредитной системы, а в необходимых случаях по реализации права отлагательного вето;
  • представление Президенту РФ докладов, аналитических и информационных записей о состоянии и тенденциях развития финансово-кредитных отношений.

Правительство РФосуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным конституционным законом “О правительстве Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Государственная налоговая служба Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

7.2.4. Компетенция Президента Российской Федерации

Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

1. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83);

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83);

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);

6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).

* Российская газета. 1999. 18 августа.

2. Президент РФ и Федеральное Собрание. Президент РФ как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть, обеспечивая тем самым единство государственной власти в целом:

1) Президент РФ принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания. Данное полномочие Президента РФ складывается: из предоставленного ему права законодательной инициативы (п. «г» ст. 84, ч. 1 ст. 104); права относительного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (ч. 3 ст. 107); обязанности подписания и обнародования федеральных законов (ст. 107);

2) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (п. «а» ст. 84);

3) Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (п. «б» ст. 84);

4) Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84) *;

5) Президент РФ сотрудничает с палатами Федерального Собрания при назначении на должности отдельных должностных лиц федеральных органов власти. Так, Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора и вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83).

* См., например: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Россия на рубеже двух эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). М., 1999.

Сотрудничество Президента РФ с Федеральным Собранием обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате.

3. Президент РФ и судебная власть. Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:

1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 83);

2) судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128);

3) Конституция РФ предоставила право Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125);

4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст. 89). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

4. Президент РФ и субъекты Федерации. Президент РФ как глава федеративного государства наделяется определенными конституционными полномочиями в отношениях с субъектами Российской Федерации. К таким полномочиям относятся:

1) право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах. Согласно Указу Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» * полномочный представитель является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ на части территории Российской Федерации, включающей в себя один или несколько субъектов Российской Федерации. Основными задачами полномочного представителя являются: содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий; информирование Президента РФ о политическом, социальном и экономическом положении в соответствующем регионе; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, в целях обеспечения реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ, указов и распоряжений Президента РФ; выполнение отдельных поручений Президента РФ;

2) право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Согласительные процедуры могут выражаться в проведении переговоров, создании третейских судов, оказании так называемых «добрых услуг», образовании согласительных комиссий и т. п. Установлено право Президента РФ в случае не достижения согласованного решения передать спор на рассмотрение Конституционного Суда РФ (ст. 85);

3) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

* СЗ РФ . 1997 . № 28 . Ст . 3421.

5. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения ее безопасности. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через систему всех ветвей власти.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и безопасности страны:

1) Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83). Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации. Современная военная доктрина утверждена Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г.;

2) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87);

3) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 83);

4) Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83). Статус Совета Безопасности должен быть определен федеральным законом. До принятия федерального закона действует Положение о Совете Безопасности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. * Согласно Положению Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности;

5) в случае агрессии против Российской Федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Дуне (ч. 2 ст. 87). Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят;

6) в случае угрозы безопасности Российской федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены федеральным конституционным законом. До его принятия действует Закон РСФСР от 17мая 1991 г. «О чрезвычайном положении».

* Российская газета. 1999. 5 августа.

6. Полномочия Президента РФ в области внешней политики. Как глава государства Президент РФ осуществляет высшее представительство Российской Федерации в международных отношениях. В соответствии с нормами международного права, представляя свою страну на международной арене, глава государства действует ех о fficio , то есть без подтверждения соответствующих полномочий.

Конституция РФ (ст. 86) закрепляет следующие полномочия Президента РФ в сфере внешней политики:

1) Президент РФ определяет основные направления внешней политики государства («т. 80) и осуществляет руководство внешней политикой;

2) Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

3) Президент РФ подписывает ратификационные грамоты, то есть документы, подтверждающие, что подписанный договор признается государством в качестве обязательного для него. Ратификацию самих международных договоров осуществляет Федеральное Собрание путем принятия соответствующих федеральных законов;

4) Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эти грамоты адресуются главой иностранного государства Президенту РФ. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу поручено представлять интересы своего государства на территории Российской Федерации, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда название «верительная грамота»). Отзывные грамоты прекращают полномочия дипломатических представителей;

5) Президент РФ назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

7. Иные полномочия Президента РФ. К иным полномочиям Президента РФ относятся: назначение общероссийского референдума, решение вопросов гражданства Российской Федерации, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Президент РФ в целях выполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента РФ в качестве своего рабочего органа. Положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. (в редакции от 11 августа 1998 г.). *

* СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689.

Анализ полномочий Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что российская конструкция президентской власти основана на использовании элементов президентской и полупрезидентской республик.

* Вопрос о том, является ли срок осуществления полномочий Президента РФ, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции РФ, первым из двух сроков, предусмотренных ч. 3 с. 81, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда. См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании статьи 81 (ч. 3) и п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ от 5 ноября 1998 г. // Российская газета. 1998. 19 ноября.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулирует порядок избрания Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям (избирательным блокам).

Выдвижение кандидата избирательным объединением производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Избирательное объединение (избирательный блок) вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента РФ.

Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо образование инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек.

Избирательное объединение (избирательный блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента РФ, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидату на должность Президента РФ.

Закон устанавливает правила проведения агитационной кампании, порядок создания избирательных фондов кандидатов.

Подсчет голосов избирателей производится участковыми избирательными комиссиями, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта Федерации, а она, в свою очередь, подведя итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации, передает протокол в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов Президента РФ.

Избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы Президента РФ признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенные в списки избирателей. Выборы Президента РФ признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран. Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы Президента РФ.

При повторных выборах сроки избирательных Действий, установленные Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», сокращаются на треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

Это интересно:

  • Нотариус в щербинках в нижнем новгороде Нотариус в щербинках в нижнем новгороде Нотариус ведет ВСЕ наследственные дела в Приокском районе города областного значения Нижний Новгород КРОМЕ: - наследственных дел после граждан, умерших 01 января 1998 года и позднее, и проживавших по адресу: микр. Щербинки – 1 ул. 40 Лет Октября - […]
  • Воронеж оформление пенсии Пенсионное обеспечение для жителей Воронежа и Воронежской области в 2018 году Пенсионная реформа преподносит гражданам все новые сюрпризы. В 2018 году Правительство РФ уже анонсировало приятное изменение — поступательное увеличение минимальных начислений. Они должны возрасти до 14,5 тыс. […]
  • Шариатский законы Шариатский законы Для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека - начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью шариата. Шариат -это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина. Главными […]
  • Приобретение гражданства кратко Порядок приобретения гражданства РФ Основания и порядок приобретения российского гражданства определены ФЗ «О гражданстве РФ». Основания приобретения гражданства РФ (натурализации): По рождению. В результате приема в гражданство РФ. В результате восстановления в гражданстве РФ. […]
  • Приказ об обязанностях медицинской сестры ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Общие положения Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность медицинской сестры. Медицинская сестра относится к категории специалистов. Медицинская сестра назначается на должность и освобождается от […]
  • Конституция как основа закона о труде Основы трудового права Российской Федерации. Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, которая является самостоятельной отраслью и регулирует трудовые отношения работников с работодателем независимо от их организационно-правовых форм деятельности. принудительного […]
  • Неверное решение суда Как оспорить решение суда? Важно не опоздать! В соответствии с действующим законодательством (как гражданско-процессуальным, так и арбитражно-процессуальным) предусмотрен срок, в который разрешается подать апелляционную или кассационную жалобу. Этот срок различен для каждого вида […]
  • Сумма товарного налога Основы анализа спроса и предложения Какую зависимость отражает закон спроса? Прямую зависимость количества покупаемого товара от его цены. Обратную зависимость между количеством покупаемого товара и его ценой. Прямую зависимость цены от качества товара. Обратную зависимость […]
Все права защищены. 2018